Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) 1 249.44kb.
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) 2 364.19kb.
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) 1 270.72kb.
Конкурс исследовательских и проектных работ 1 124.22kb.
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов вузов... 1 298.34kb.
Шестой всероссийский конкурс исторических исследовательских работ... 6 949.85kb.
История моего хутора 1 138.94kb.
На Конкурс принимались самостоятельно выполненные школьниками учебно-исследовательские... 1 30.78kb.
Зарегистрированные участники на межрайонную конференцию проектных... 1 98.58kb.
Исследовательская работа «Культурно-исторические предпосылки становления... 1 237.54kb.
В данном выступлении представлен обзор исследовательских работ учащихся... 1 29.81kb.
Развить у учащихся умения самостоятельно работать с различными источниками... 1 81.06kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «интеллектуальное будущее мордовии» - страница №1/3



Информационная страница

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»

Директор школы: Кучеров Геннадий Николаевич

430007 Г. Саранск ул. П. Морозова,11

35-32-22;35-34-41

Автор работы: Сальникова Анна Алексеевна

430007, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Транспортная, д. 5/2 кв. 20

32-33-77, 89875690208

Руководитель: Ивашкина Валентина Николаевна

МОУ «СОШ №22», учитель русского языка и литературы

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ МОРДОВИИ»


Цвет как объект интегрированного изучения

Автор: Сальникова Анна

ученица 11А класса

МОУ «СОШ №22»

Руководитель: Ивашкина В.Н.

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №22»
Саранск

2013


Оглавление
Введение………………………………………………………………………...........................3

  1. Аспекты изучения цвета……………………………………………..……………….....6

  2. Цвет как средство выразительности в живописи………………………….…………..8

    1. Основные характеристики цвета и его классификация……………................8

    2. О чем сигнализирует цвет в живописи………………………………...............9

    3. Применение цветовых сигналов (экспресс-эксперимент)…………................9

  1. Символика цвета в контексте литературных произведений………………………....12

    1. Символика цвета в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»…….………………………………………………………….……………...12

    2. Символика цвета в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»………..19

  1. Цветовые предпочтения как показатель эмоционально-психологического состояния человека………………………………………………………………….……...25

    1. Символ цвета в «Учении о цвете» И.Гёте……………………….....………….25

    2. Цветовой эксперимент (2Б класс, памятка-рекомендация родителям)……………………………………………………………………………....27

    3. Тест «Цветовых предпочтений» (10А класс, по методике М.Люшера)……………………………………………………………………………...30

Заключение…………………...…………………………………………….…………………...34

Список использованной литературы…....................................................................................35


Введение
Обоснование выбора темы исследования:

Закончив в 2012 году живописное отделение МОУ ДОД «ДХШ №4», в настоящее время я продолжаю практические занятия в художественной школе в рамках дальнейшего дополнительного образования. Феномен цвета в живописи – тема, интересующая меня давно.



Актуальность исследования «Цвет как объект интегрированного изучения» очевидна. Многое в окружающем нас мире воспринимается благодаря цвету. Способность различать цвета составляет существенную часть возможностей зрительного восприятия человека. Трудно назвать сферу человеческой деятельности, в которой не присутствовал бы цветовой фактор. В культуре человечества цвет всегда имел большое значение ввиду его тесной связи с философским и эстетическим осмыслением мира. Поэтому вопрос цвета входит в проблематику многих наук: физика, философия, психология, этнология, культурология, медицина языкознание, а также смежных дисциплин – этнолингвистики и психосемантики. В рамках каждой из них цвет понимается и изучается по-своему, соответственно основополагающим установкам конкретной области знания. Цвет, являясь междисциплинарным объектом исследования различных наук и областей человеческой деятельности, составляет важную часть в структуре всего человеческого опыта. Феномен цвета, являясь предметом изучения многих фундаментальных наук и искусства, однако до сих пор он не имеет общей концепции как в пределах какой-либо одной науки или целого направления, будь то гуманитарное или естественнонаучное, так и в художественном творчестве. Несомненным является одно – значимость цвета.

В рамках данного исследования рассмотрим феномен цвета в трёх сферах человеческой деятельности: литература, живопись, эмоционально-психологическая сфера человека.

Бесспорен тот факт, что каждый цвет, который мы видим, вызывает у нас определенную ассоциацию. Классический пример – черный и белый. Черный цвет – это темнота, мрак, бездна; белый – противоположность: свет, чистота, радость. Также можно соотнести этот пример как добро и зло. Соответственно задачей цвета является определение предмета, той или иной его ассоциации в нашем сознании.

В живописи цвет самоочевиден. Он играет в ней первостепенную роль, однако объективный, количественный анализ его практически невозможен. Нет методов — кроме описания колорита в картинах различных художников — для того, чтобы определить колористические тенденции определенного направления определенной эпохи.

Говоря о феномене цвета в литературе, следует заметить, что выбор цветовой палитры, цветовые предпочтения автора объясняют очень многое и порой важное в личности самого писателя. Изучение цвета вводит исследователя в глубины подсознательной лаборатории писателя. Анализ цвета важен для характеристики стиля, художественного своеобразия писателя. Однозначно, что в литературе символика цвета имеет большое значение. Например, в повести Карамзина «Бедная Лиза» белый цвет создает впечатление доброты, чистоты, радости, невинности, раскрывая, таким образом, свойственные характеристики главой героине; в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» и трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» преобладает бело-красно-черная гамма, играя на контрастах, автор усиливает эмоциональное воздействие на читателя и наиболее полно раскрывает характеры своих героев; в повести А.П.Чехова «Черный монах» для раскрытия психологического портрета героя используется черный цвет; в романе Ф.М. Достоевского «Анна Каренина», писатель с помощью черного цвета создает впечатление траура, страха и печали, показывая, таким образом, состояние души главной героини.

В психологии каждый цвет влияет на сознание по-разному и имеет свое значение. Когда мы видим какой-либо цвет, у нас возникает определенная эмоция, повышается или понижается настроение. Под влиянием цвета люди делают определенный выбор, даже не задумываясь над этим.

Мы привыкли воспринимать цвет, как должное. Он нас не удивляет и не поражает. Но подумайте, каким бы был наш мир, если бы в нем не существовало цвета?



Цель исследования: рассмотреть феномен цвета как объект интегрированного изучения (в живописи и литературе), выявить влияние цвета на эмоционально-психологическое состояние человека.

Задачи исследования:

  1. Изучить психологическую, литературоведческую, искусствоведческую литературу по теме исследования.

  2. Проанализировать различные подходы к понятию “цвет”, рассмотреть основные положения теорий гармонических цветовых сочетаний в цветоведении.

  3. Провести цветовую выборку цитат из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, из романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, дать семантическое толкование цвета.

  4. Выявить влияние цвета на эмоционально-психологическое состояние человека.

  5. Разработать памятку - рекомендацию для родителей учащихся 2Б класса на основе результатов цветодиагностики учащихся.

  6. Выявить цветовые предпочтения учащихся 10А класса на основе методики М. Люшера с целью передать психологические особенности личности в портретах одноклассников.

Методы исследования: аналитический метод (анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по теме исследования), описательный, сравнительный, тестирование, работа с художественным текстом, эксперимент.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы для создания памятки для родителей младших школьников, результаты цветового теста по методике М.Люшера будут использованы при создании серии психологических портретов моих одноклассников.

Структура работы: Структура данной работы соответствует последовательности поставленных задач. Данная работа состоит из 4 глав. В введении обосновывается актуальность исследования, определены цель, задачи, категориальный аппарат.

В первой главе рассмотрены аспекты изучения цвета: проводится сравнительный анализ сущности понятия «цвет» в различных источниках.

Вторая глава - «Цвет как средство выразительности в живописи» рассматривает основные характеристики цвета, его классификацию.

Третья глава посвящена символике цвета в контексте романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Четвёртая глава представляет результаты цветовых предпочтений учащихся разных возрастных групп, связанных с эмоционально-психологическим состоянием человека. В ней также даны: описание констатирующего эксперимента, проводимого на базе 2Б класса, по результатам которого разработана памятка-рекомендация для родителей; приведен тест «Цветовых предпочтений» 10А класса (самые яркие характеры проиллюстрированы)

В заключении сформулированы выводы проведенного исследования. Список использованной литературы содержит 16 источников.



Этапы работы над исследованием:

2011- 2012 учебный год – изучение теоретического материала, исследование романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», проведение тестирования во 2Б и 10А классах.

2012-2013 учебный год – исследовательское прочтение романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» с целью выявления основных цветовых линий романа, анализ результатов теста «Цветовых предпочтений» учащихся 10 А класса, иллюстрация самых ярких характеров в виде психологических портретов учеников 11А класса.

Перспективы исследования:


  • в главе «Символика цвета в контексте литературного произведения (на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание)» включить главу о бесцветных заката Достоевского.

  • в главе «Цветовые предпочтения как показатель эмоционально-психологического состояния человека» рассмотреть вопрос о цвете в психологии творчества.

  • в главе «Цвет как показатель экспрессивности музыки» предполагается рассмотреть вопрос о живописи в музыке и музыки в живописи как способе воздействия на человека.

1 Аспекты изучения цвета

С давних времен цвет был тесно связан со многими ремеслами. Безусловна связь цвета с живописью и с разными видами искусства вообще. Обширными были не только области применения цвета, но и научные его изыскания. Например, И.В. Гёте «Учение о цвете. Теория познания», Дж. Лакофф «Женщины, огонь и опасные вещи», Б. Рассел «Человеческое познание», «Цветообозначения в русском языке» Э. Онол, Андрей Белый «Мастерство Гоголя», И. Иттен «Основы цвета», Б.А. Базым «Цвет и психика», М. Люшер «Цвет вашего характера», М. Купер, А. Мэтьюз «Как понимать язык цвета».

Что же такое цвет? В толковом словаре С.И. Ожегова читаем: «цвет – это один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков». Цвет с точки зрения физики – различное число колебаний световых волн данного источника света воспринимается нашим глазом в виде определенных ощущений, которые мы называем цветовыми. Электронной энциклопедия Википедия определяет цвет как качественную субъективную характеристику электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемую на основании возникающего физиологического зрительного ощущения, и зависящую от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Индивидуальное восприятие цвета определяется его спектральным составом, а также цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия; особенности человеческого глаза, и психики.

В большой советской энциклопедии: цвет (в искусстве) – «художественное выражение человекам его способности к восприятию действительности во всем богатстве красок».

В словаре-справочнике рекламы и полиграфии мы находим следующие определение цвета – «это качество потока излучения в видимой для человека части спектра, одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как зрительное ощущение».

С точки зрения психологии цветовые ощущения – одна из специфических реакций глаза и мозга на световые частотные колебания. Мир бесцветен, цвета в природе нет, есть впечатления о некой реальности, представимые в цветовых ощущениях. Вследствие этого реальность цветового ряда “является кажущейся”. Кроме того, психологи связывают цвет с эмоциями человека: у каждой эмоции свое определённое место в цветовом пространстве, т.е. каждая эмоция соответствует определённому цвету, а каждый цвет вызывает строго определённые эмоции. Таким образом, анализ различных определений понятия «цвет» позволил нам сформулировать собственное определение цвета, под которым мы понимаем свойство предметов и окружающей среды поглощать одни световые лучи, и отражать другие.

С незапамятных времен люди интересовались цветом и его влиянием на человека. В истории развития учения о цвете приняли участие люди различных сфер человеческой деятельности, термин «цвет» рассмотрен в разных областях науки.

Первый, кто создал стройную систему цветов, был гений Возрождения - Леонардо да Винчи(1452-1519г.). Он установил, что многообразие цвета, открытое еще древними греками и римлянами, может быть ограничено. Он написал: «Простых цветов - 6: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный». Леонардо да Винчи выделил также два возможных аспектов цветов: художественный и физический.

Полтора века спустя 23-х летний  физик Исаак Ньютон (1643–1727г.) при помощи солнечной призмы и стекла преломил солнечный цвет и получил радугу (спектр). Он считал основными цветами синий, желтый и красный, из которых получаются остальные промежуточные цвета. В 1672 г., опубликовал результаты исследования по изучению солнечного света и причин возникновения цветов, под названием «Новая теория света и цвета».

В 1810 году был напечатано «Учение о цвете», занимающий 1400 страниц. Его автором был Иоганн Вольфганг Гете. И.Гете рассматривал феномен цветов комплексно: учитывая его физиологический и психологический аспекты. Он открыл феномен контраста: если мы смотрим на свет, то получаем темную копию предмета и наоборот, если смотреть из темноты на освященный предмет, виден и цвет предмета. Эффект сочетания цветов между собой, когда одни из них усиливают друг друга, а другие приглушают. В наше время книга И.Гете во многом устарела, но ее часть посвященная трактовке цветов, их символическому, мифологическому и психологическому содержанию, не потеряла своей значимости.

Великий Г. Гельмгольц (1821-1894г.) предложил трехкомпонентную структуру цветообразования. Он считал, что в зрительной системе существуют фоторецепторы только трех типов, воспринимающие красный, желтый и синий цвета. При раздельном их раздражении образуется восприятие только этих цветов, а при сочетаемом — восприятие других (например, желтый + синий = зеленый, красный + желтый = оранжевый).

В противовес Г. Гельмгольцу другой исследователь, Э. Геринг, в 1874 году соз­дал четырехкомпонентную систему цвета. Он выделял шесть цветов, два из кото­рых были ахроматическими (не содержащими цвета) — черный и белый, а четы­ре — хроматическими (содержащими цветовой тон): красный, желтый, зеленый и синий. Э.Геринг полагал, что у человека есть три


канала цветового восприятия: черно-белый, красно-зеленый и желто-синий, каждый из которых проводит «свои» цвета.

Оба ученых были правы: фоторецепторы глаза действительно


воспринимают цвета по системе Г.Гельмгольца, а вот восприятие цвета в мозгу формируется по трем так называемым «оппонентным хроматическим осям», которые являют собой те самые цветовые каналы, о которых говорил Э.Геринг. Таким образом, эти ученые заложили основу систематизации цветов.

2 Цвет как средство выразительности в живописи
Цвет в творческом процессе художника является одним из ведущих художественных выразительных средств. Вопрос о красоте цвета и его сочетании давно привлекал к себе ученых и художников. До сих пор одним из самых сложных неразработанных вопросов художественного восприятия являются вопросы: какие цвета или цветовые сочетания следует считать красивыми, а также некрасивыми, какие гармоничными и какие дисгармоничными? По мнению Д. С. Лихачёва «…сочетания цветов нетронутой человеком природе – всегда эстетически приемлемо… Пейзажист открывает вольно или невольно красоту, создаваемую надприродным сознанием, которое в этом случае мы должны признавать».

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.


2.1 Основные характеристики цвета и его классификация
Мир мы воспринимаем посредством цветов. Цвет – это воспринимаемое сознательное зрительное ощущение. Пропущенный через трехгранную призму свет распадается на составные части, образуя цветовую полосу – спектр. В природе можно часто наблюдать это сочетание красок в радуге. Видимый спектр представляет собой непрерывный ряд изменяющихся цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Эти цвета отделены друг от друга гаммой промежуточных тонов. На данном рисунке представлен цветовой спектр с основными и промежуточными цветами.

Ц
Рис.1. Цветовой круг


ветовой круг можно разделить пополам так, чтобы в одну половину вошли красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, а в другую – голубо-зеленые, голубые, синие, и фиолетовые. Цвета первой половины круга и все их оттенки называют теплыми. Эти цвета более яркие, они напоминают цвет огня, солнечного света. Зрительно они выступают на первый план. Цвета голубой и синей половины круга и все их оттенки называют холодными. Они ассоциируются с цветом голубой дали, воды, льда. Зрительно они смотрятся на втором плане.

Теплые и холодные цвета играют важную роль в создании цветовой композиции. С детства мы привыкли, что солнце, огонь, углы и все источники тепла имеют красно-желтые оттенки, а снег, вода, небо – сине-голубые и сине-зеленые оттенки. Это закрепляется у нас в подсознании, и диктует нам восприятие цвета. Но есть также "нарушители" этого разбиения. Так, светло-бежевая луна, бордовые цвета являются холодными цветами, а светло-голубое свечение нагретых тел имеет теплый цвет.

Как правило, лучше работают цветовые решения, основанные на доминировании холодной или теплой гаммы цветов, а не на равномерном смешении оттенков. При этом в публикациях, где преобладают теплые тона, холодные оттенки могут использоваться для оформления выделений и усиления контраста, и наоборот.

Любой цвет характеризуется цветовым тоном и яркостью.

Цветовой тон – это интенсивность, насыщенность цвета. По цветовому тону отличают один цвет от другого.

Яркость – степень близости к белому цвету. Из всех окружающих нас предметов больше всего света отражают белые поверхности. Поэтому самые светлые (самые яркие) будут цвета, близкие к белому.

Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской, например: синий цвет является насыщенным, если его нельзя сделать еще более синим.

Все цвета делятся на хроматические и ахроматические (по-гречески «хромос» - цвет). К хроматическим относятся все цвета спектра и их оттенки. К ахроматическим относят белый, серый и черный. Это бесцветные, неокрашенные цвета. Их называют нейтральными.

Ахроматические цвета насыщенности не имеют. Они не имеют и цветового тона, и отличаются друг от друга только яркостью. Самый яркий цвет – белый, черный яркости не имеет.
2.2 О чем сигнализирует цвет в живописи
Умелое использование цвета является мощным оружием в руках художника. Это один из факторов повышения эффективности визуальной информации. Ведь от того нравится или не нравится цвет или цветосочетание, может зависеть будет или не будет воспринята информация. Разрабатывая цветовую композицию объекта необходимо четко себе представлять, кто будет её воспринимать: люди физического или умственного труда, молодые или пожилые и т.д. Безусловно, вкусы каждого не учтешь, надо ориентироваться, если это возможно, на преобладающее большинство. Каждый цвет посылает свой сигнал, который в свою очередь воздействует на восприятия данного объекта.

Цвет, как средство выразительности не только передает реальную окраску, но и позволяет нам осязательно ощутить предмет, почувствовать его тяжесть или легкость, холод или тепло. Цвет помогает ощутить среду, освещение, воздух, его резкость, чистую прозрачность или туманную густоту. Но главное в том, что цвет способен создавать настроение – печальное или радостное, вносить бурный драматизм или спокойствие, ясность или таинственность.



2.3 Применение цветовых сигналов (экспресс-эксперимент)
Цвет не только факт реальной действительности, но и часть зрительных ощущений. Цветообозначение передает не только наглядный образ цвета, но и определенные эмоционально экспрессивные оттенки. Общеизвестно, что цвета посылают различные сигналы.

Проведём экспресс-эксперимент. Вам представлены три работы (портрет, пейзаж, композиция с элементом интерьера). Задание: интерпретировать цветовую палитру данных работ.

Таблица 1.Интерпретация цвета в работах автора


Название

Работа

Преобладающий цвет

Интерпретация автора

«Автопортрет в мордовском костюме», пастель



красный, белый, синий, зеленый

В традиционной народной культуре белый цвет – цвет чистоты, новой жизни, радости, женского начала. Красный цвет– символ солнца, красоты, мужского начала. Белый, красный цвет являются доминирующими в народной одежде мордвы. Цвет в работе создает национальный колорит свойственный мордовскому народу, эрзянскому субэтносу.

Красные, белые, синие цветовые отношения присутствуют в одежде, головном уборе, украшениях. Зеленый цвет, присутствующий в большинстве в фоне, является контрастным к красному, к тому же создает ощущение природы.

Пейзаж «Ручеёк», пастель



желтый, зеленый, синий, разные оттенки

зеленого и желтого

Зеленый цвет – цвет гармонии с природой, спокойствия, равновесия.

Пейзаж выполнен в зеленовато-желтой гамме, с использованием холодных оттенков. Такая гамма создает ощущение прохлады и умиротворения.

В работе используется большая цветовая градация желтых, зеленых и синих оттенков, за счет этого создается впечатление жаркого солнечного дня.

Композиция «В гостях у бабушки»



красный, синий, желтый, коричневый

С точки зрения Аристотеля желтый цвет символизирует стихию земли, основание, твердь, основу всего существующего. Коричневый – составной цвет, состоящий из красного и желтого, цвет дерева – связующего звена между Небом и Землей. В работе символизирует связь поколений.

Данная композиция строиться на основе взаимовлияния цветовых аккордов красного, синего и желтого, как цветовая, так и тоновая. Таким образом, создаются теплые эмоциональные чувства. Глядя на эту работу, невольно вспоминаешь свою любимую бабушку.

Главным выразительным средством в живописи является цвет. Картина - театр чувств и переживаний художника. Цвет – выражение его индивидуальности и своеобразия видения мира.

Завершая разговор о цвете как средстве выразительности в живописи, можно сделать следующий вывод: необходимо изучение природных цветовых гармоний, позволяющих лучше понять и полнее использовать возможности цвета. У предметов есть свои "природные" цвета: более или менее устойчивые цветовые признаки, по которым мы их узнаем и различаем. И Леонардо да Винчи, если вдуматься в его слова, не отрицал этого кардинального факта. Напротив, он исходил из его признания. Но вопрос о цвете предмета, как видно, не прост. И, что особенно важно, его сложность имеет прямое отношение к тем задачам, которые решает художник.

Образная сила цвета заключается в связях цветов между собой, в связях с образом, в подчинении цветового решения всей образной структуре, начиная с глубочайших слоев содержания и кончая самыми внешними элементами формы.

Таким образом, все цветовые гармонии, существовавшие и существующие в произведениях искусства, заимствованы у природы. Но заимствование у природы не может быть не чем иным, как выбором, подчиненным определенной задаче. Сама природа представляет, в сущности, неограниченные возможности для такого выбора. Причем возможность выбора относится не только к самим цветам, но и к способам их гармонизации. А принцип гармонизации, в свою очередь, использованный художником, зависит от творческой задачи, стоящей перед ним.


  1. Символика цвета в контексте литературных произведений

Цвет всегда воспринимается человеком как составляющая картины мира. Поэтому писатель, создающий воображаемую действительность, использует те же средства, с помощью которых он сам познает действительность подлинную. Цвет окружает нас повсюду, поэтому цвет являются мощным средством создания поэтической картины мира. 

Действительно, когда мы читаем то или иное произведение, в нашем воображении встает картинка происходящего со своими определенными цветами. Незаметно для нас цветовая гамма влияет на наше представление описываемых героев, окружающего их мира.

Первым в своих произведениях стал использовать цвета немецкий поэт Гёте. «Цвета – деяния и страдательные состояния света», - заметил Иоганн Вольфганг Гёте. Впоследствии многие писатели стали обращаться к цвету как к изобразительному средству.


    1. Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» удивительно цветной. Если проследить по тексту различные цвета и оттенки встречаются очень часто, а некоторые из них повторяются постоянно. У писателя особая, своеобразная восприимчивость к цвету. Ф.М.Достоевский – писатель - психолог, активно использующий цвет как средство передачи чувств и состояния героев. Обилие всевозможных оттенков помогает эмоционально настроиться на восприятие романа.

В цветовой гамме романе преобладает желтый цвет: цветовые фоны обстановки главных действующих лиц — желтые. Комната, где жил Раскольников: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями...» В комнате Сони Мармеладовой «желтоватые обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам...». У старухи-ростовщицы «мебель вся очень старая и из желтого дерева... и две-три грошовых картинки в желтых рамках». А обои у ростовщицы «желтые, истрепанные и истасканные». В гостиничной комнате, где перед самоубийством провел свою ночь Свидригайлов, пыльные и ободранные обои также желтые. Желтый и привлекает, и чем-то мучает Достоевского. Чем? Загадка! Желтый - это вообще особенный, странный, сложный цвет в жизни многих людей, не только великих. С точки зрения средневековых католических теологов желтый цвет имеет двоякую семантику. С одной стороны, это цвет божественного света. С другой – цвет соблазна, предательства и греха, цвет «серебрянников», за которые Иуда Искариот продал фарисеям Христа. А может быть, нелюбовь к желтому означает нереализованные надежды («разбитые мечты»), истощение нервной системы, что, согласитесь, имело место в жизни Ф.М.Достоевского. Это уже дело профессиональных психологов — исследование реакций человека на тот или иной цвет.

Достоевский — творец психологически акцентированного, острозвучащего цветового штриха. И этот штрих всегда направлен, ему придается множество сложных оттенков, бытовых и психологических подтекстов.

Вообще, можно выделить две основных функции цвета в художественном произведении: различительная, характеризующая. В романе автора просматриваются обе функции цвета. Естественно, охватить все явления действительности, имеющие цветовые характеристики, невозможно, поэтому выделим наиболее частотные тематические группы, встречающиеся в романе.

1. Различительная функция: описания природы, описания интерьера, описания внешнего вида человека, описания художественных деталей.

2. Характеризующая функция: характеристика действительности, характеристика состояния человека.

Следует отметить, что тематическая характеристика очень условна и является вспомогательной. 

Рассмотрим, какие функции выполняет цвет в романе «Преступление и наказание».

Описательная функция:

1)описания природы: «И прохладно так, и чудесная чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку…» (часть1, глава 6, стр. 34)

«Молочный, густой туман лежал над городом.… Ему мерещились высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст…Уныло и грязно смотрели ярко желтые деревянные домики с закрытыми ставнями» (часть 6, глава 6, стр. 252).

2) описания интерьера: «Мебель вся очень старая из желтого дерева... громовые картинки в желтых рамках...» (часть 1, глава 1, стр. 4, комната Алены Ивановны).

«…Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета…. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма не правильного четырехугольника, и это придавало ей что то уродливое. …По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула…» (часть 4, глава 4, стр. 155-156, коморка Сони Мармеладовой).

3)описания внешнего вида человека: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами» (часть 2, глава 7, стр. 91)

«...Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка» (часть 1, глава 1, стр. 3, Алена Ивановна).

4)цвет в описании художественных деталей: «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками» (часть 1, глава 6, стр. 32). Характеризующая функция:

1)характеристика действительности: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…» (часть 1, глава 1, стр.2);

2)характеристика состояния человека: «Это был человек … с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки» (часть 1, глава 2, стр. 6, Семен Захарович Мармеладов)

Проснулся он (Раскольников) желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку (часть 1, глава 3, стр. 14).

Рассмотрим подробнее «работу» цвета-характеристики в произведении:

Уже говорилось выше, что психологическое восприятие цвета позволяет использовать цветопись в качестве одного из самых сильных языковых средств скрытого воздействия: любой оттенок одного цвета может изменить «нагрузку» символа и сделать его позитивным или негативным: «Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со спитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару» (часть 1, глава 3, стр. 14); «Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою...» (часть 2, глава 1, стр. 51).

В произведениях Достоевского цвет, цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев. Анализируя цветовую палитру романа «Преступление и наказание», можно сказать, что в произведении преобладает желтый цвет. Но цветовая гамма в описаниях писателя вовсе не ограничивается только желтым цветом, так как на протяжении всего романа мы встречаем и белый, и красный, и черный цвета, которые играют немаловажную роль во всех описаниях.

Таким образом, можно сделать вывод, что цвет в художественном произведении выполняет две принципиально различные функции. Цвет-описание является частью неповторимой поэтики произведения, цвет-характеристика служит как средство раскрытия образа, а следовательно, идеи произведения. 

Проанализированный текстовый материал романа Ф.М.Достоевского может быть представлен в виде следующих таблиц:
Таблица 2. Цвет в описании героев, пейзажа и интерьера.


Функция

Объект

Цитаты

Цвет

Портрет

Родион Романович Раскольников

«Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…» (часть 1, глава 1, стр.2)

«…Раскольников… был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный…» (часть 3, глава 3, стр. 109)

«лицо его… было бледно, искривлено судорогой, и тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку и думал…Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке» (часть 1, глава 3, стр. 20)


Темно-русый, темный, желтый

Порфирий Петрович

«Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми моргающими, точно подмигивая кому, ресницами» (часть 3, глава 5, стр. 123)

темно-желтый, белый, синий (водянистый)

Алена Ивановна

«...Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка» (часть 1, глава 1, стр. 3)

белый (белобрысый), желтый

Аркадий Иванович Свидригайлов

«Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на максу: белое, румяное, с румяными, алыми губами, со светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице» (часть 6, глава 3, стр. 231)

«Господин этот был лет тридцати, плотный, жирный, кровь с молоком, с розовыми губами и с усиками и очень щеголевато одетый» (часть 1, глава 4, стр. 24)

«Человек этот был уже не молодой, плотный и с густою, светлою, почти белою бородою» (часть 3, глава 6, стр. 137)


Белый (белокурый), розовый, голубой, красный

Соня Мармеладова

«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами» (часть 2, глава 7, стр. 91)

«бледное, с горящими глазами лицо» (часть 4, глава 4, стр. 163)

«На ней был ее бедный, старый бурнус и зеленый платок. Лицо ее еще носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось» ( Эпилог, глава 2, стр. 270)


голубой, белый (блондинка), желтый (бледный), зеленый

Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна)

« Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у нее был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед…» (часть 3, глава 1, стр.100)

желтый (бледный), черный, красный (алый)

Мармеладов Семен Захарович

«Это был человек … с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки» (часть 1, глава 2, стр. 6)

Желтый, зеленый (зеленоватый)красный (красноватый)

Интерьер


описание комнаты Алены Ивановны

«Мебель вся очень старая из желтого дерева... громовые картинки в желтых рамках...» (часть 1, глава 1, стр. 4)

после преступления – «стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном... Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром... Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки» (часть 1, глава 7, стр. 39)

желтый, красный

описание каморки Р.Р.Раскольникова

«Это была крошечная

клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая,

что чуть-чуть высокому человеку в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок» (часть 1, глава 3, стр.14)


желтый

описание жилья Мармеладовых

«Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной;…Через задний угол была протянута дырявая простыня…В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике» (часть 1, глава 2, стр. 12)

Серый, черный (закоптелый), желтый (сосновый)

описание жилья Сони Мармеладовой

«…Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета…. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма не правильного четырехугольника, и это придавало ей что то уродливое. …По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула…» (часть 4, глава 4, стр. 155-156)

Зеленый, синий (синенький)

Пейзаж

улицы Петербурга

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…» (часть 1, глава 1, стр.2)

«Дождь перестал, но шумел ветер. Он начинал дрожать и одну минуту с каким то особенным любопытством и даже с вопросом посмотрел на черную воду Малой Невы. Но скоро ему показалось очень холодно стоять над водой; он повернулся и пошел на ой проспект» (часть 6, глава 6, стр. 248-249)

«Молочный, густой туман лежал над городом.… Ему мерещились высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст…Уныло и грязно смотрели ярко желтые деревянные домики с закрытыми ставнями» (часть 6, глава 6, стр. 252)


Черный, ярко желтый

сны Раскольникова

«Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам» (часть 1, глава 5, стр. 27)

«Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение…» (часть 2, глава 2, стр. 56)

«И прохладно так, и чудесная чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку…» (часть1, глава 6, стр. 34)



голубой, зеленый, золотой

Художественные детали

«маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками» (часть 1, глава 6, стр. 32)

«Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару» (часть1, глава 3, стр. 14)

«Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою...» (часть 2, глава 1, стр. 51)


Красный, желтый



Таблица 3. Символика цвета и его интерпретация в романе Ф.М.Достоевского


Цвет

Значение цвета

Интерпретация в романе

Ф.М. Достоевского

Желтый

Символ лёгкости, непринуждённости, общительности, раскованности, смелости и любознательности. Теплый желтый цвет – цвет жизни.

В романе приобретает гнетущие звучание: в первой части романа его синоним – «желчный», он также ассоциируется со зноем и сухой пылью Петербурга.

Красный

символ царственности, величия, власти. По мнению И.Якоби, для красного характерны выражения: свежесть, жизненность, жизнеутверждающее начало…и угроза для жизни, опасность. По мнению Гёте, красный цвет выражает сильную эмоцию («кипение внутри»), просветление. Это может быть любовь, ненависть или вдохновение.

В роман означает начало активности (повышается пульс, поднимается давление, учащается дыхание), а также является символом убийства, цветом крови.



Голубой, синий

Голубой, как и белый, цвет истины, верности. Светло-голубой – символ непостижимого и чудесного.

Синий, как цвет неба и моря, символизирует безграничные дали и бесконечные глубины.

Василий Кандинский считает синий «цветом погружения». Чем глубже становятся оттенки синего цвета, тем сильнее зовёт он человека в бесконечное. Синий цвет создает покой.


Достоевский по-разному использовал нюансы этого цвета. Но в общем можно их назвать символ Сони Мармеладовой (чаще всего у нее встречается эти цвета), символ спасения для Раскольникова.


Белый

Многозначный символ. Главное его значение – свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет – это божество, благо, жизнь. Символ покоя, безмятежности, тишины, мира, целомудрия. Также белый цвет означает святость, спасение, священство, духовную власть. А также этот цвет может означать изоляцию, бесплодность, разочарование, окоченение, скуку, чопорность.

 символ чистоты, невинности, но в то же время скорби и печали

Черный

Символ ночи, смерти, тишины, пустоты, зла.

Символизирует загадку, неизвестность

Зеленый

Цвет весны, созревания, нового роста, плодородия, природы, свободы, радости, надежды.

цвет возрождения, цвет, дающий надежду на преображение.


следующая страница >>