Концепция воспитания классного руководителя - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Классный час одна из основных форм воспитания в классном коллективе... 1 131.05kb.
«Взаимодействие классного руководителя с учителями–предметниками... 1 162.46kb.
Административным основанием для работы классного руководителя и любого... 4 1373.87kb.
Особенности организации работы классного руководителя в современной... 1 77.8kb.
Формы воспитательной работы с детским коллективом в деятельности... 1 474.45kb.
«золотое» правило нравственности 1 75.66kb.
Классного руководителя 13 1922.75kb.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических... 5 2457.13kb.
Мошкина И. И. Посвящение в пятиклассники 1 77.07kb.
Спутник классного руководителя №1, 2011 г 8 1887.5kb.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина... 1 252.98kb.
Тема выпускной квалификационной работы 1 195.71kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Концепция воспитания классного руководителя - страница №1/1

Концепция воспитания классного руководителя.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года сформулировала государственный заказ: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Любая воспитательная система, в том числе система классного руководителя, - это всегда борьба за развитие личностных отношений, нужных данному обществу, против личностных отношений, чуждых данному обществу, вредных для него, противоречащих его интересам.

В школьные годы ребенок стремится понять и проявить себя (потребность в самореализации), войти в различные человеческие сообщества (потребность в социализации) и утвердиться в них (потребность в самоопределении и самоутверждении). Все это невозможно сделать без учителя. Возникает множество «помех»: незнание самого себя, неумение самостоятельно принимать решения, отсутствие опыта отношений со сверстниками и другими людьми, которые его окружают. Сегодня ребенок, как никогда, нуждается в совете, помощи, любви, защите.

Основной целью классного руководителя сегодня должно быть воспитание субъектной позиции ребенка.

Быть субъектом – значит занимать активную авторскую позицию по отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно. Причем субъектами не рождаются, а становятся. Одна из моих задач как классного руководителя – воспитать конкурентоспособного человека. Для этого необходимо формировать способность занять субъективную позицию по отношению к собственной деятельности, другим людям и самому себе. Но формирование субъектности происходит только в процессе активной творческой деятельности (К.Ушинский, С.Рубинштейн и др.). Поэтому другое предназначение классного руководителя – приобщение ребят к активной творческой деятельности.

В настоящее время существует несколько концепций воспитания. Я опираюсь на Концепцию личностно-ориентированной системы деятельности классного руководителя (.О.Газман, С.Поляков и др.).

Под личностно-ориентированным воспитанием понимается диагностика и педагогическое конструирование набора индивидуальных технологий, направленных на развитие личности как индивидуальности в контексте ее социокультурного взаимодействия и нравственного совершенствования.

Переведем это строго научное определение на язык педагогической логики:



  1. каждая личность –индивидуальность, уникальность;

  2. надо изучать, диагностировать ее особенности;

  3. все подлежит развитию, в том числе и нравственные качества личности;

  4. надо очень вариативно конструировать технологии воспитания: они должны быть адекватны результатам диагностики и одновременно выполнять развивающие функции;

  5. социокультурное взаимодействие предполагает широкий фронт вхождения школьника в мир культурных ценностей: человеческие отношения, знания, труд, искусство, природа – все в приложении к себе как самоценности;

  6. результативность нравственного развития личности обеспечивается при условии ее субъективности, т.е. внутренней активности с выходом на «само» - саморегулирование, самокоррекцию, самосовершенствование.

Итак, результат личностно-ориентированного воспитания – и успешный процесс социализации, и нравственное развитие личности.

Работу, согласно моей Концепции воспитания учеников, я начинаю с изучения характера детей (воспитанности и способностей), изучения семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности (проводятся тесты, диагностики, анкетирования). Результаты изучения дают мне возможность более точно определить цели и задачи работы с классом, выявить приоритеты направления развития и самоосуществления личности школьника.

Планирование работы осуществляется совместно с детьми и их родителями.

При проведении классных и школьных мероприятий стараюсь заинтересовать детей, для того, чтобы каждый из них принял участие. Все дети от природы наделены различными способностями. Поэтому ребенку нужно предоставить возможность выбора из множества различных видов деятельности те, которые ему ближе.

Большое внимание в своей работе уделяю проведению внеклассных мероприятий, так как они учат общению в коллективе, позволяют лучше узнать детей, раскрыть их творческие способности, сплотить учащихся в единый коллектив, увлечь каким-либо полезным занятием.

Являясь не только классным руководителем, а еще и учителем математики имею огромные возможности использовать различные формы воспитательной работы на своих уроках. Одной из приоритетных форм является познавательная деятельность, которая совершается с помощью проведения интеллектуальных игр.

Я убеждена, что родители могут стать хорошими помощниками в работе классного руководителя. Основная форма работы с родителями – родительское собрание. На каждом из них я стараюсь отметить различные достижения детей (в учебе, труде, организаторской деятельности). Но наиболее эффективным видом, на мой взгляд, является обязательное проведение просветительской работы с родителями: обзор литературы по воспитанию детей, знакомство с особенностями детей определенного возраста, беседы по воспитанию. Подобные мероприятия помогают мне выявить проблемы в семье, предоставляют возможность родителям обменяться опытом воспитания детей, задать волнующие их вопросы, а также формирует коллектив родителей – единомышленников, целью которого является продуктивное взаимодействие с детьми. В работе с родителями я использую также нетрадиционные мероприятия, к проведению которых привлекаю и детей. Эти совместные занятия способствуют созданию доброжелательной атмосферы в семье, помогают взрослым и детям проявить себя с другой, необычной стороны, раскрыть свои таланты. Взрослые и дети учатся уважать и понимать друг друга. Родители приглашаются и на открытые мероприятия, в которых участвует наш класс.

Большое внимание уделяю психологическому комфорту ребенка на уроках. Я всегда нахожусь в контакте с учителями-предметниками, стараюсь в какой-то мере координировать их работу в моем классе. Чтобы ребенок почувствовал свою ответственность за свое будущее, за свои знания, проверяю еженедельно дневники, веду дневник классного руководителя. Обязательно подвожу итог недели, но не для класса, а индивидуально. Учу детей анализировать свою неуспеваемость. Для этого использую методику «Задание самому себе». Я стараюсь заметить хоть маленький, но рост каждого школьника, похвалить, показать успех в глазах одноклассников.

Меня, как классного руководителя, беспокоит нравственный рост воспитанника. Поэтому используя различную литературу, я стараюсь проводить классные часы – практикумы по возникшим проблемам. Нет ни одного классного часа, где бы ребенок не был поставлен в ситуацию решения проблемы, выбора, самоанализа, самооценки.

Видя перед собой цель, не забывая, что воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности, я строю свою воспитательную работу под девизом: «Сначала любить, потом учить».


Бокая И.Г.