Концепция развития школы Роль и значение школы в современном обществе - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
10. концепция развития школы I. Наше видение миссии школы 1 199.65kb.
«Путь к успеху» 10-11 октября 2011 года в г. Владимире «Отдельный... 1 61.72kb.
Паспорт проекта перспективного развития школы 3 660.8kb.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения... 5 1100.17kb.
Работников школы Директор школы 1 261.43kb.
Основные приоритетные направления работы школы определены с учетом... 1 27.8kb.
Макет публичного отчета директора ново- харитоновской средней общеобразовательной... 1 109.25kb.
Характеристика школы как коллектива, уровень его воспитанности, дисциплинированности... 1 233.38kb.
Физическое воспитание одно из основных направлений деятельности нашей... 1 65.92kb.
Программа курса составлена 1 53.71kb.
Советом школы Директор школы мбоу 1 104.09kb.
Тема опыта: Влияние проблемного обучения на повышение эффективности 1 260.29kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Концепция развития школы Роль и значение школы в современном обществе - страница №1/1

Концепция развития школы
1.Роль и значение школы в современном обществе.
Время, в котором мы живем,- это новый, более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно-нравственного потенциала общества. Так уж совпало, что на рубеже веков в нашей стране происходит процесс переосмысления идеалов и ценностей, это период проб и ошибок, поиск национальной идеи, это период переориентации в различных областях жизни общества и государства. В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности, такие как: Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир. Задача образования и нравственного воспитания молодого поколения сопряжена с актуальными проблемами.

В условиях социальной неопределенности только через образовательные институты лежит путь к возрождению России, к созданию демократического, правового государства. Поэтому школа несет сегодня колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом за то новое поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелегкие задачи, стоящие перед государством.

Следовательно, образование из способа обучения и просвещения индивида должно перерасти в способ развития его общекультурного потенциала, формирования в нем образа мира, человека в этом мире и человечности в себе самом, которая немыслима без духовности. Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма невозможно, если содержание образования в школе не будет отражать российскую культуру и опираться на местные традиции народной жизни.

Истинная демократия требует, чтобы выпускник современной школы был конструктивно и созидательно мыслящей личностью, допускающей множество истин, уважающей позицию другого. Реализация этой роли возможна только на путях гуманитарной педагогики – педагогики диалога. Для этого система образования должна быть направлена на воспитание гуманизма, ориентирована на общечеловеческие ценности и способствовать максимальной самореализации личности.

Таким образом, мы считаем, что школа в современном обществе должна стать гарантом интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития воспитанников. Она обязана удовлетворять разнообразные образовательные запросы детей и их родителей, но, прежде всего – обеспечивать укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие, как основу для развития интеллектуального и духовно-нравственного.
2.Основные идеи организации жизнедеятельности школы.
В своей деятельности, по реализации целей образования и воспитание, педагогические работники школы опираются на принципы, определенные в Региональной целевой программе «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы» и определяющие цели, стратегию, содержание, пути и способы развития системы образования и воспитания.

Однако, исходя из специфики школы, в основу организации жизнедеятельности школы мы ставим в первую очередь следующие цели:

1.Воспитание личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, обществом, государством.

2.Создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как высоконравственной личности.

3.Формирование активного гражданина, патриота, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать правильный выбор.
Для достижения данных целей необходимо решение следующих задач:

1.Дальнейшая перестройка учебно-воспитательного процесса. Содержательная интеграция традиционных учебных предметов, помогающая детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь. Изменение форм и методов учебно-воспитательной работы для преодоления пассивности учащихся, разнообразия форм обучения, раскрепощения личности школьника в учебно-воспитательном процессе, освобождения его от страха перед ошибками, создания ситуации свободного выбора.

2.Ориентация детей на вечные ценности, среди которых: Истина, Красота, Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля…Взятые в самом общем виде, они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют своеобразную основу образования и воспитания.

3.Развитие досуговой деятельности – особая сфера жизни учащихся.

4.Развитие школьного самоуправления, деятельности различных объединений по интересам.

5.Развитие детских общественных молодежных объединений и организаций.

6.Реализация на практике лучших традиций и на этой основе приобщение детей к культуре, к истории своего края.

7.Формирование образовательного и воспитательного пространства в социуме школы.


Реализация решения данных задач осуществляется через:

- личностно-ориентированный подход к учащимся в образовательном и воспитательном процессе;

- патриотическое, нравственное воспитание учащихся;

- максимальное развитие психологических, духовных и интеллектуальных способностей учащихся;

- физическое развитие учащихся, формирование у них здорового образа жизни;

- совместную коллективно-творческую деятельность педагогов, родителей и учащихся.


Основными аспектами деятельности являются:

- создание оптимальных условий для роста педагогического мастерства;

- изучение и внедрение в учебный процесс новых передовых методик и технологий обучения и воспитания;

- создание модернизированных учебных и воспитательных программ;

- воспитание и обучение в системе дополнительного образования.
3.Модельное представление школы.
Мы видим школу как массовое среднее общеобразовательное учреждение, обеспечивающее высокое качество образования, формирование гармонично развитой, социально активной, творческой личности, воспитание гражданственности и патриотизма.

Мы считаем, что выпускник нашей школы должен обладать широкой эрудицией, креативностью, позитивной самооценкой, сформированной мотивацией достижения и ориентировкой на следующие ценности:



ЗДОРОВЬЕ. Физическое и психическое здоровье как основа жизни и развития, освоения других культурных и нравственных ценностей, основа счастливой жизни. Сохранение здоровья подрастающего поколения важно и как фактор предотвращения нации. Человек должен уметь поддерживать экологию своего организма.

КУЛЬТУРА. Это то материальное и духовное наследие цивилизации (и в первую очередь знания), которое делает биологический индивид личностью, Человеком. На основе усвоения национальных и общечеловеческих культурных ценностей формируется подлинная личность.

ОТЧИЗНА. Земля предков, где развивалась и развивается культура народа, малая и большая Родина, которая нуждается в заботе и защите. Именно это воспитывает ценностное отношение к отчизне, патриотизм и гражданственность, пробуждает интерес учащихся к истокам русской истории, культуры и народному творчеству.

ТРУД. Труд умственный и физический как основа всей цивилизации и источник всех ценностей на Земле. Воспитанник обязан уметь трудиться, иметь привычку к труду, видеть в нем главную возможность самовыражения личности и мерило ее ценности. У выпускника должно быть сформировано чувство ответственности за свою деятельность и уважение к ней (и ее результатам) других людей.

СЕМЬЯ. Ориентация на семью предполагает не только подготовку к совместной жизни, но и осознание семьи как условия развития личности, ее самореализации, как главного фактора воспитания новых поколений, передачи культурных ценностей, сохранения наций, ее биологического и социального генофонда. Семья предполагает культ родителей и социальную защищенность детей.
4.Содержание образования.
Школа функционирует в рамках трех ступеней.

Прием в начальную школу ведется с 6,5 лет. В начальную школу принимаются все дети, проживающие в данном микрорайоне, однако школа не отказывает родителям в приеме детей, проживающих в других микрорайонах.

Основные задачи и содержание образования на каждой ступени формируется исходя из психологических характеристик учащегося ланного возраста.

Известно, что дети отличаются по физическому, интеллектуальному, эмоциональному развитию, темпу восприятия нового, когнитивным способностям; есть дети с нестандартным типом мышления, дети с явно выраженной направленностью, и дети, задатки и способности которых еще не проявились. Наконец, есть дети, способности, и интересы которых лежат вне традиционных школьных предметов и программ.

Поэтому после многосторонней диагностики в каждой параллели 5-х, 10-х классов исходя из реальной возможности, комплектуются классы и группы по доминантному признаку. Это могут быть классы обычные, или с ориентацией на точные науки, или с ориентацией на гуманитарные предметы. Для нашей школы как школы малого города - это оптимальный вариант выхода на дифференциацию.

При комплектовании начальных классов они не подразделяются по уровню развития. Здесь со всеми ради пролонгированной диагностики и выбора траектории развития работают учитель, воспитатель, психолог, учителя-специалисты.

В школе различают дифференциацию детей в первой и второй половине дня. До обеда идет учебная работа в классах, а после обеда и в субботу (6-ой день учебной недели) комплектуются другие группы (возможна комплектация детей из разных параллелей). Где в рамках занятий, консультаций реализуется вариативная часть учебного плана школы через дополнительные учебные предметы, факультативы, групповые и индивидуальные занятия, элективные курсы или курсы по выбору, секции и т.д.
Краткая психологическая характеристика

возраста младшего школьника и задачи I ступени.
К 6,5 годам совершается психологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможности для осуществления целенаправленного поведения, планирования и выполнения программ действий. С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития. Формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает в центр сознания ребенка мышление. Тем самым мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и все другие функции сознания. В качестве основных новообразований младшего школьного возраста выделяются произвольность психологических процессов и развитие внутреннего плана действий. Основной потребностью младших школьников является занятие качественно нового социального статуса – статуса ученика, потребность в развитии умственной деятельности, в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений.

Содержание обучения, чтобы стать максимально эффективным, должно соответствовать потребностям ребенка. Поэтому требования к совершению обучения заключаются в создании прочной базы знаний, в поддержании активности учащихся как субъектов деятельности, т.е. способствовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости усваемого материала.



Известно, что школьная деятельность протекает успешно, если она побуждается как мотивами, идущими от учебной деятельности, так и мотивами, идущими от внеклассной воспитательной работы, а также мотивами, вызываемыми позицией школьника. Поэтому основными задачами 1-й ступени являются:

  1. Обеспечение содержательной методической преемственности с дошкольным учреждением. У ребенка должна быть сформирована психологическая готовность к школе.

  2. Положительное отношение к учению (мотивационная готовность).

  3. Достаточно высокий уровень произвольного поведения (волевая готовность), что означает умение включаться в задания, сохранять задачу, планировать свои действия, действовать по правилу, контролировать свои действия.

  4. Необходимый уровень познавательных процессов (когнитивное развитие). Развитие способности к адаптации в условиях новой жизненной ситуации. В последнее время очень остро стоит проблема, что не все дети посещали до школы д./сад, где ведется целенаправленная подготовка к школе. Наконец, не у всех детей, даже из числа, посещающих ДОУ, удается сформировать психологическую готовность к учению. Следовательно, возникает задача по поддержке каждого нуждающегося в этом ребенка, а так же выделение групп риска таких детей.

  5. Овладения учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности. С одной стороны, обучение детей навыкам учебной деятельности – задача когнитивная, но с другой - психосберегающая, адаптационная, т.к. во многом снимает перегрузки. Можно недодать каких-то знаний, но своевременно, на начальном этапе обучения научить ребенка учиться - значит наперед обеспечить успешность его школьной карьеры вплоть до самого выпуска.

  6. Неотъемлемой задачей начальной школы является выполнение государственных стандартов образования к моменту ее завершения. На этапе начального обучения идет постепенное наращивание когнитивных задач с обязательным выходом на государственные стандарты образования на финише. При этом глобальной задачей является выработка у учащихся мотивации к любым видам учебной и внеучебной деятельности, умение включаться в работу, открытость, коммуникабельность.

  7. В начальной школе решается и еще одна проблема - организация досуга детей на базе группы продленного дня. Основная цель: научить детей правильно распределять свое свободное время, познакомив их с широким разнообразием внеклассных занятий (лепка, рисование, музыка, ритмика танцевальных движений, оригами, психология, театр, художественное чтение, английский язык для маленьких, спорт и так далее). Используется идея социализации обучения навыкам заботы о людях. Это важная и серьезная проблема сегодня продиктована и обоснована социально-экономическими трудностями нашего общества, рост преступности и наркомании среди подростков. И если мы научим детей правильно использовать свой досуг, то значит в будущем сможем уберечь их от отрицательного влияния улиц, от возможных правонарушений и преступлений, от наркомании и токсикомании.

  8. Центральное внимание уделять общему развитию, сохранению и укреплению здоровья детей.


Краткая психологическая характеристика

школьника и задачи 2 ступени (основная школа).
Основная школа охватывает детей в возрасте от подросткового до старшего подросткового. Это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Обучение, играя ведущую роль в психическом развитии, должно на определенном уровне в каждый возрастной период способствовать личностному развитию, создавать условия для его эмоционального благополучия. Изменяются характер и формы учебной деятельности, содержание усвоенных знаний усложняется, они становятся более обобщенными: учащиеся переходят к изучению основ и наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам. Особое требование предъявляется к обучению на этом этапе, так как в этот период меняется ведущий тип деятельности с учебной на общение и таким образом отмечается снижение мотивации обучения. Усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и отношения, овладевать умениями, формировать суждения и умозаключения, делать выводы, проводить аналогии и так далее. Все это способствует развитию навыков систематизации классификации общения и конкретизации. В процессе учебной деятельности школьники овладевают многочисленными приемами умственной деятельности, учатся мыслить. Успешность обучения зависит не только от уровня сформированности умственных процессов, навыков, способов мыслительной деятельности и запоминания учебного материала, но и развития мотивационно - потребностной сферы личности школьника.

Первая потребность, способы и средства воспитания которой должны быть заложены в учебных программах, предусмотрена в методиках преподавания и содержания обучения – это познавательная потребность. Любознательность подростков проявляется в широте интересов. Именно для этого возрастного периода важно расширение содержания образования через введение новых предметов, активизация познавательной деятельности в школе с помощью факультативов, кружков, дополнительных групповых и индивидуальных занятий, через организацию предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов.

Следовательно, основными задачами 2-й ступени являются:

1.Формирование устойчивых знаний у учащихся;

2.Повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей, их диагностику;

3.Начало формирования навыков культуры умственного труда;

4,Формирование коммутативных навыков и начало формирования рефлексивных навыков;

5.Формирование общих умений и навыков;

6.Объективное усложнение учебного материала при переходе в основную школу, рост интеллектуальных нагрузок, постепенное формирование познавательных интересов учащихся диктует центральную задачу - создание системы разноуровневого дифференцированного обучения за счет углубления внутренней дифференциации в классах, создание эффективной системы предпрофильного обучения;

7.Педагогов давно волнуют разрозненность, фрагментарность знаний детей по отдельным предметам даже одного цикла, то, что они не могут осуществлять перенос знаний и умений, полученных при изучении, с одного предмета на другой. Поэтому педагогами проводится работа по построению нового и модернизированного содержания.


Для этого используются следующие принципы:
- Принцип синхронизации путём проведения бинарных уроков.

- Принцип согласования, позволяющий добиваться целостности и взаимосвязи изучаемого материала на различных уроках.

- Принцип «погружения», т.е. постепенного увеличения объёма изучаемого материала по каждой теме.
Все эти принципы требуют достаточно гибких управленческих процедур, выработки специальных согласований между учителями разных предметов.

8.Выявление наклонностей и способностей воспитанников с целью выбора дальнейшего профиля обучения;

9.Сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни);

10.Сохраняется необходимость дифференцированной помощи детям из «группы риска». А отсюда вытекает серьёзная проблема, которая заключается в том, что необходима серьёзная подготовка педагогических кадров, которые сами должны научиться, работая с разными категориями детей, легко переходить в преподавании с одного уровня на другой. Следовательно, при работе с детьми «группы риска» приоритетной становиться задача социальной и педагогической реабилитации, профессиональная ориентация и по возможности предпрофессиональная подготовка.

11.Воспитательная работа школы строится по принципу соуправления и самоуправления школьников, основываясь на военно-патриотических, спортивно-туристических, культурных, духовно-нравственных, исторических традициях. Данная задача сегодня приобретает приоритетное значение и решается с учетом основ «Педагогики общей заботы» (А. Макаренко, И. Иванов) и постепенным перерастанием органов самоуправления школьников в детскую общественную организацию.
Краткая психологическая характеристика

школьника и задачи 3 ступени (средняя школа).
Для старшего возраста характерен рост интеллектуальных сил. Мыслительная деятельность характеризуется всё более высоким уровнем общения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления в систему. Интеллектуальная продвинутость позволяет старшеклассникам осуществлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналогии, усваивать способы познания общих законов природы и общества.

У учащихся старших классов развивается умение пользоваться разнообразными приемами логического запоминания. Существенные изменения наблюдаются в силе их умственной деятельности, которая приобретает все более активный и творческий характер. Для этого возраста характерна целенаправленная деятельность, которая связана с формированием в каждом учащемся личности человека. Наблюдается выраженная специализация познавательной потребности, т. е. появляется достаточно узкая тематика учебных и внеучебных интересов, определена область профессиональной деятельности, и вся система интересов относится к ней, т. е. вся познавательная деятельность подчиняется определенной личностной цели.

Особенностью этого возраста является возросшая степень осознанности учебной деятельности как способа достижения профессиональных целей. Основными потребностями старших классов являются потребности в поисках смысла жизни, в мировоззрении как системе знаний. Задачей обучения на этом этапе является формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования, развитие потребности в самосовершенствовании, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний. Вполне оправдано на завершающем этапе обучения определенное ужесточение дифференциации в обучении. Объясняется это тем, что в настоящее время в старших классах учатся и те подростки, кто не горит желанием овладевать серьезными программами, а остаются как бы на сохранении в школе в течение еще двух лет. Поэтому ведущими образовательными и воспитательными задачами старших классов будут следующие:


  1. Выполнение государственных стандартов образования.

  2. Подготовка к сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ, вступительных экзаменов в ВУЗы, техникумы.

  3. Профессиональная ориентация, с учетом социальной и пред профессиональной адаптации учащихся.

  4. Организация профильного обучения.

  5. Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни.

  6. Для улучшения педагогического сопровождения воспитательной работы важна инициатива педагогов - классных руководителей. Поэтому важную роль играет задача по обучению педагогов современным методам работы с учащимися путем посещения курсов, постоянной аналитической работы в МО классных руководителей.

Таким образом, на первый план в образовательной деятельности школы выходит задача социализации.


5.Критерии достижения целей.
- комфортное психологическое самочувствие воспитанников и педагогов, их отношение к школе и степень включенности в жизнедеятельность коллектива;

- развитие потенциальных возможностей учащихся, переход на его новые уровни;

- обеспечение усвоения государственного стандарта образования и повышенного уровня знаний по профильным дисциплинам;

- состояние здоровья детей, тенденции в его изменении;



- развитие воспитания в школе, активизация деятельности детских общественных организаций, развитие форм ученического самоуправления.