Концепция федерального закона о раскрытии и регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах власти45 Цели и предмет фед - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Концепция федерального закона о раскрытии и регулировании лоббистской деятельности - страница №1/1

Концепция федерального закона

о раскрытии и регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах власти45
Цели и предмет федерального закона
Целями федерального закона о раскрытии и регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах власти, на наш взгляд, должны являться: содействие реализации конституционного права граждан Российской Федерации на участие индивидуально или через различные организации в управлении делами государства; правовое регулирование взаимодействия профессиональных лоббистов, политических партий, общественных объединений, иных негосударственных организаций, предприятий и их представителей с органами законодательной и исполнительной власти; обеспечение эффективной открытости лоббистской деятельности; предоставление возможности гражданам свободно выражать свое мнение законодателям и правительству; снижение криминализации процесса взаимодействия общества (граждан) и власти (должностных лиц).

Предметом регулирования федерального закона должны быть специфические отношения, складывающиеся в ходе осуществления взаимодействия профессиональных лоббистов, политических партий, общественных объединений, иных негосударственных организаций, предприятий и их представителей с органами законодательной и исполнительной власти.

По нашему мнению, концепция закона должна в первую очередь состоять из норм, регулирующих:

понятийный аппарат лоббистской деятельности;

иерархию нормативных правовых актов о лоббистской деятель­ности;

принципы лоббистской деятельности;

пределы действия закона;

право на занятие профессиональной лоббистской деятельностью;

организационно-правовые формы лоббизма;

ограничения на занятие лоббистской деятельностью;

степень открытости лоббистов;

принципы и порядок регистрации (аккредитации) организаций и профессиональных представителей;

возможности раскрытия лоббистской деятельности.

Понятийный аппарат

Содержание понятийного аппарата: лоббизм, лоббистская деятельность, лоббистский контакт, лоббистская организация, предприятие, представитель лоббистской организации и предприятия, контактное или охваченное должностное лицо, профессиональный представитель, регистрационный орган, этический кодекс лоббиста, результат лоббистской деятельности.

Законодательство и нормативные правовые акты о лоббизме

Законодательство о лоббизме составляют Конституция РФ, настоящий федеральный закон, федеральный закон об обращениях граждан, другие федеральные законы, акты органов государственной власти.



Право на занятие профессиональной лоббистской деятельностью

Профессиональной лоббистской деятельностью по представлению интересов политических партий, общественных объединений, иных негосударственных организаций в органах государственной власти могут заниматься юридические и физические лица, организация или предприятие, специализирующиеся на лоббистской деятельности, их профессиональные представители. Организации и предприятия, специализирующиеся на лоббистской деятельности, регистрируются как предприятия, создаваемые (возможно только) в целях осуществления взаимодействия политических партий, общественных объединений, иных негосударственных организаций с органами законодательной и исполнительной власти, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа.

Организация или предприятие, специализирующиеся только на лоббистской деятельности, и их профессиональный представитель не могут заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме представления интересов своих клиентов в органах государственной власти.

Организация или предприятие, специализирующиеся на лоббистской деятельности, начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности на осуществление взаимодействия общественных объединений и иных негосударственных организаций с органами законодательной и исполнительной власти и включения ее в соответствующий государственный реестр (возможно оформление и получение лицензии на право занятия лоббистской деятельности).

Организация или предприятие, специализирующиеся на лоббистской деятельности, и их профессиональные представители не могут осуществлять лоббистскую деятельность в судебных органах.

Организационно-правовые формы лоббизма

Профессиональной лоббистской деятельностью могут заниматься юридические и физические лица.

Юридические лица — организации или предприятия, специализирующиеся на лоббистской деятельности, могут иметь любую орга­низационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа.

Физические лица могут быть профессиональными представителями политических партий, общественных организаций и любых иных негосударственных организаций, предприятий и т. д.



Принципы лоббистской деятельности

Лоббистские организации, предприятия и их представители независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом, за исключением степени открытости предусмотренных настоящим федеральным законом. Деятельность лоббистских организаций, предприятий и их представителей основывается на принципах обязательной регистрации, законности, открытости, взаимодействия с органами государственной власти.

Формы и методы деятельности лоббистских организаций, предприятий и их представителей допускаются в пределах законодательства Российской Федерации.

Деятельность лоббистских организаций, предприятий и их представителей должна быть гласной, а информация от них — обще-доступной. Раскрытие лоббистской деятельности допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В случаях выявления скрываемой лоббистской деятельности организации, предприятия и их представители несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ограничения на занятие лоббистской деятельностью

Лоббистская деятельность или (и) профессиональное представление интересов в органах законодательной и исполнительной власти не могут проводиться:

а) профессиональными представителями:

являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами коммерческих и некоммерческих структур, заинтересованных в представлении своих интересов в органах государственной власти, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети);

являющимися государственными служащими;

имеющими трудовые договоры (контракты, соглашения и т.п.) с органами государственной власти;

являющимися гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

6) специализированными организациями или предприятиями:

в отношении клиентов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами.

Степень открытости лоббистов

Первый уровень организаций, предприятий, специализирующихся на лоббистской деятельности, и их профессиональных пред­ставителей полностью открытый — открытые лоббисты. Регистраци­онный (лицензионный) сбор для них самый низкий, у них также име­ются льготы, которые должен определить законодатель.

Второй уровень организаций, предприятий, специализирую­щихся на лоббистской деятельности, и их профессиональных пред­ставителей с ограниченной степенью открытости — лоббисты с ограниченной открытостью.

Организации, предприятия, специализирующиеся на лоббистской деятельности, и их профессиональные представители с ограниченной степенью открытости льготами не пользуются и платят установленный законом более высокий сбор, чем открытые лоббисты.

Третий уровень организаций, предприятий, специализирующихся на лоббистской деятельности, и их профессиональных представителей — закрытые лоббисты. Они сообщают о себе минимум информации, которая установлена законодательством. Регистрацион­ный (лицензионный) сбор платят значительно (на несколько порядков) больший, чем другие категории лоббистов.

Принципы и порядок регистрации (аккредитации)

организаций, предприятий и их профессиональных

представителей

Профессиональная деятельность по представлению интересов политических партий, общественных объединений, иных негосударственных организаций осуществляется на основании специальной регистрации (аккредитации; в органе государственной власти.

Регистрация (аккредитация) на осуществление указанной деятельности в органах государственной власти осуществляется на основании заявления с приложением:

для профессиональных представителей — доверенности на представление интересов, документа об образовании, копию трудовой книжки (как вариант — справок из психоневрологического и наркологического диспансера);

для организаций, предприятий, специализирующихся на лоббистской деятельности, — учредительных документов, устава с указанием основного вида деятельности — лоббизм, копии свидетельства о государственной регистрации, сведений о руководителях, их заместителях и профессиональных представителях.

Заявление о регистрации (аккредитации) должно быть рассмотрено в течение 30 дней с момента представления всех предусмотренных для этого документов.



Регистрационный орган. Целью регистрации лоббистской деятельности лоббистских организаций, предприятий и лоббистов является предотвращение незаконного лоббирования различных решений в федеральных органах власти. Органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию лоббистских организаций и предприятий (именуются — регистрационные органы), являются:

Министерство юстиции — в отношении общественных о6ъединений и их представителей;

Регистрационные палаты — в отношении предприятий всех форм собственности, за исключением акционерных обществ открытого типа.

Срок действия регистрации в органе государственной власти.

Регистрация (аккредитация) осуществляется на два года. Действие регистрации (аккредитации) может быть продлено по заявлению на новый срок.

В продлении срока может быть отказано в случае, если:

за время действия были зафиксированы нарушения законодательства Российской Федерации; ;

за время, прошедшее со дня получения регистрации, нарушены: регистрационные (аккредитационные) требования и условия.

Передача прав указанной деятельности другому юридическому или физическому лицу не должна допускаться.



Отказ в регистрации. Органы, регистрирующие учредительные документы с данным видом деятельности, вправе отказать в регистрации в случаях, если:

профессиональный представитель является гражданином иностранного государства;

имеет непогашенную судимость;

состоит на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере.

Регистрация организаций, предприятий, специализирующихся на лоббистской деятельности, осуществляется при наличии в их составе неограниченного количества профессиональных представителей.

Регистрация на осуществление лоббистской деятельности может быть аннулирована осуществившими ее органами в случаях:

обнаружения после регистрации учредительных документов факта представления для ее получения профессиональным предста­вителем (учредителями организаций, специализирующихся на лоббистской деятельности) недостоверных сведений;

осуществления организацией, специализирующейся только на лоббистской деятельности, иной предпринимательской деятельности;

предоставления профессиональным представителем (организацией, специализирующейся на лоббистской деятельности) полученных им сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) клиента или органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

вступления в законную силу приговора суда, предусматриваю­щего наказание лица, занимающегося профессиональным представительством, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

передачи права другому юридическому или физическому лицу;

умышленного сокрытия профессиональным представителем (организацией, предприятием, специализирующихся на лоббистской деятельности) обстоятельств, исключающих возможность представления интересов политических партий, общественных объединений и иных негосударственных организаций в органах законодательной и исполнительной власти;

применения незаконных форм и методов лоббирования.

При этом аннулирование регистрации по другим основаниям, которые не будут оговорены законом, не допускается.

Осуществление юридическим или физическим лицом деятельности, предусмотренной законом, без полученной в установленном порядке регистрации влечет за собой взыскание с указанных лиц на основании решения суда:

полученных в результате незаконной деятельности доходов в пользу введенных ими в заблуждение клиентов-заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов, а также установленных штрафов.

Кроме того, орган, уполномоченный осуществлять регистрацию учредительных документов на осуществление профессиональной лоббистской деятельности, вправе обратиться в суд (арбитражный суд) с иском о ликвидации указанного юридического лица.

Регистрационный сбор. За регистрацию организаций, предприятий, специализирующихся на лоббистской деятельности, взимается регистрационный сбор в размере, установленном законодательством.

Вместе с тем за регистрацию профессионального представителя на осуществление лоббистской деятельности, предусмотренной законом, представляется правильным взимать меньший регистрационный сбор, чем с организации или предприятия (его должен определить законодатель).

Суммы регистрационных сборов зачисляются в соответствую­щие бюджеты.

Реестр выданных, приостановленных и аннулированных ре­гистрации. Органы, уполномоченные на регулирование лоббистской деятельности, ведут реестр выданных, приостановленных и аннулированных регистрации, в который должно быть включено следующее:

сведения о юридическом лице — организации, специализирующейся на лоббистской деятельности;

сведения о физических лицах — профессиональных представителях из состава организации, специализирующейся на лоббистской деятельности;

название регистрационного органа;

регистрационный номер и дата регистрации;

иные сведения, определенные законом (положением) о реги­страции данного вида деятельности.



Регистрация (аккредитация) профессиональных лоббистов в органах государственной власти. После оформления регистрации на профессиональное представление лоббистских интересов политичес­ких партий, общественных объединений, иных негосударственных организаций и предприятий в органах государственной власти организации или предприятия, специализирующиеся на лоббистской деятельности, обязаны зарегистрироваться (или получить аккредитацию) в тех органах государственной власти, в которых они намерены заниматься лоббистской деятельностью. Число органов государственной власти, в которых организации, предприятия, специализирующиеся на лоббистской деятельности, могут зарегистрироваться (или получить аккредитацию) не должно ограничиваться.

Порядок взаимодействия с зарегистрированными (или аккредитованными) организациями, предприятиями, специализирующимися на лоббистской деятельности, утверждается нормативным актом компетентного органа государственной власти.

Контроль за профессиональным представлением интересов лоббистов, политических партий, общественных объединений, иных негосударственных организаций должен осуществляться в органах государственной власти. Для осуществления государственного контроля за деятельностью профессиональных представителей интересов политических партий, общественных объединений, иных негосударственных организаций, предприятий в органах государственной власти уполномочивается соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который был бы вправе:

осуществлять методическое обеспечение органов государственной власти по вопросам регулирования профессионального представления интересов политических партий, общественных объединений и иных негосударственных организаций в органах государственной власти и порядка регистрации (аккредитации) профессиональных представителей организаций, специализирующихся на лоббистской деятельности;

разрабатывать и утверждать единые требования и стандарты к правилам осуществления профессиональной деятельности по представлению интересов политических партий, общественных объединений и иных негосударственных организаций в органах государственной власти;

устанавливать обязательные правила и требования к порядку ведения реестра профессиональных представителей;

осуществлять регистрационную деятельность, а также приостанавливать или аннулировать регистрацию в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации или применения незаконных методов лоббирования;

проводить проверки деятельности лоббиста, выполнения требований и условий федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность;

запрашивать и получать необходимые объяснения, справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;

составлять по результатам проверки акты (протоколы) с указа­нием конкретных нарушений и сроков их исправления;

выносить предупреждения об устранении выявленных наруше­ний в форме предписаний;

вести реестр лоббистов, а также выданных, приостановленных и аннулированных регистрации и аккредитаций;

обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица — организации, специализирующейся на лоббистской деятельности, — нарушившего требования законодательства Российской Федерации о профессиональном представлении в органах государственной власти и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взаимоотношения заказчика-клиента и посредника-лоббиста

должны строиться на договоре о представлении интересов клиента. Организации, предприятия, специализирующиеся на лоббистской деятельности, представляют интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной государственной власти на основе договоров.

Договор содержит следующие существенные условия:

однозначное определение предмета договора;

порядок передачи организации, специализирующейся на лоб­бистской деятельности, информации клиента о предмете договора;

срок действия договора;

размер и порядок оплаты услуг организации, предприятию, специализирующимся на лоббистской деятельности, предусмотрен­ных договором;

форму и периодичность отчетности организации, предприятия, специализирующихся на лоббистской деятельности, перед клиентом;

обязанности организации, предприятия, специализирующихся на лоббистской деятельности.

Организация, предприятие, специализирующиеся на лоббист­ской деятельности, несут ответственность за неисполнение или ненад­лежащее исполнение своих обязанностей и других обязательных ус­ловий по договору.



Обязанности и права организаций, предприятий, специализи­рующихся на лоббистской деятельности, и профессиональных представителей. Организация, предприятие, специализирующиеся на лоббистской деятельности, и профессиональные представители имеют право:

самостоятельно определять формы и методы представления интересов политических партий, общественных объединений и иных негосударственных организаций в органах государственной власти, исходя из требований законодательства Российской Федерации, а также конкретных условий договора с клиентом;

получать от клиента разъяснения по возникшим вопросам и до­полнительные сведения, необходимые для представления интересов политических партий, общественных объединений, иных негосударственных организаций и предприятий в органах государственной власти;

привлекать на договорной основе иных специалистов, за исключением лиц, указанных в федеральном законодательстве о лоббистской деятельности.

Организации, предприятия, специализирующиеся на лоббистской деятельности, зарегистрированные (аккредитованные) в органах государственной власти, через своих профессиональных представителей имеют право:

направлять и получать информацию и документы по предмету своей деятельности;

присутствовать на открытых заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых органами государственной власти по предмету лоббистской деятельности;

получать проекты законов, нормативных актов и поправок к ним, а также иные документы по предмету лоббистской деятельности;

передавать на рассмотрение в органы государственной власти информационные и аналитические материалы, а также предложения по проектам законов и нормативных актов.

Профессиональный представитель имеет право на обжалование действий должностных лиц (за исключением депутатов) в административном порядке.



Налогообложение лоббистской

деятельности

Уплата налогов физическими и юридическими лицами, занимающимися лоббистской деятельностью, производится в порядке, на условиях и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

Организации, предприятия, специализирующиеся на лоббистской деятельности, и профессиональные представители несут в установленном порядке ответственность за нарушение налогового законодательства Российской Федерации.

Ответственность организации, предприятия,

специализирующихся на лоббистской деятельности, и

профессиональных представителей

В соответствии с законодательством допускается материальная, административная, уголовная и иная ответственность.

Организации, предприятия, специализирующиеся на лоббистской деятельности, и профессиональные представители несут в установленном законом порядке ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении представления интересов политических партий, общественных объединений, иных негосударственных организаций в органах государственной власти.

Организация пропагандистских кампаний, порочащих депута­тов и должностных лиц органов государственной власти Российской федерации, подкуп, запугивание, преследование, оскорбление депу­татов и должностных лиц органов государственной власти, а также их родственников и близких им людей, шантаж, распространение за­ведомо ложной или искаженной информации являются противоправ­ными формами, способами и методами представления интересов кли­ентов и преследуются в соответствии с законодательством Российской федерации.



Имущественные споры между клиентами-заказчиками и органи­зациями, предприятиями, специализирующимися на лоббистской де­ятельности, или профессиональными представителями разрешаются судом, арбитражным судом или третейским судом.