Компетентностный подход как методологическая основа конструирования содержания образования при переходе на новые фгос впо основные х - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Развитие кадрового потенциала профессиональной среды оу в условиях... 1 281.94kb.
Программа составлена на основе фгос впо по направлению подготовки... 1 128.71kb.
Актуальные вопросы психолого-педагогического проектирования и участия... 3 491.94kb.
Зав кафедрой З. А. Шогенов Директор Х. Б. Мамсиров рабочая программа... 1 172.29kb.
«Компетентностный подход в образовании» 1 125.05kb.
Цели создания программы, принципы деятельности Мариинско-Посадского... 4 816.91kb.
Образовательная программа по новым стандартам, поставлена задача... 1 76.31kb.
Департамент образования администрации г 1 313.08kb.
Фгос основного общего образования 4 780.02kb.
Требования к современному уроку в условиях введения фгос 1 37.12kb.
Методические рекомендации по разработке примерного плана работы с... 1 185.06kb.
Формирование ключевых компетенций на уроках физики 1 42.38kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Компетентностный подход как методологическая основа конструирования содержания образования - страница №1/4

Минобрнауки России

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
Пашковская И.Н., Королева Н.И.

Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в

действие ФГОС ВПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Санкт-Петербург

2011

Содержание
Введение. Компетентностный подход как методологическая основа конструирования содержания образования при переходе на новые ФГОС ВПО 3

1.1. Инновационные образовательные технологии в современном высшем образовании 5

1.2.«Традиционные» и инновационные методы обучения в современной высшей школе 7

1.3.Активные методы обучения в проблемно-дискуссионной

стратегии 14


  1. 1.4.Игровая образовательная стратегия и технологии образовательных игр 22

  2. 1.5.Метод кейс-ситуаций 31

  3. 1.6.Социально-психологический тренинг как метод интерактивного

  4. обучения 36

  5. 1.7.Тренинг «Психология взаимодействия с клиентом» 43

  6. 1.8.Презентация и мастер-класс как активные методы обучения 58

  7. Заключение 64

  8. Список литературы 66


Введение

Компетентностный подход как методологическая основа конструирования содержания образования при переходе на новые ФГОС ВПО

Основные характеристики новых ФГОС ВПО
ФГОС ВПО 3-го поколения законодательно вводит уровневое профессиональное высшее образование по направлениям подготовки: бакалавриат (4 года обучения) и магистратура (2 года обучения).

Новые ФГОС ВПО имеют принципиально новую методологическую основу по сравнению с ГОС ВПО 2-го поколения, а именно - компетентностный подход.

Понятие «компетенция» имеет следующие уровни толкования:


  1. Личностное качество, определяющее продуктивное выполнение действий по решению возникающей проблемы. (И.Д.Столбова). Она связана с формированием у студента собственных алгоритмов по актуализации требуемых знаний, умений и навыков.

  2. Способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Составляющими компетенции являются:

- знания (наличие сведений, обладание знанием чего-л., наличие понятий, представлений);

- умения (способности применять эти знания в деятельности);

- владения (уметь, иметь возможность пользоваться чем-л., действовать при помощи чего-л.) (Актуальные вопросы модернизации ВПО// tlt Times.ru).

На Всероссийской научно-практической конференции, проведенной нашим вузом в Москве в 2010 году, было принято следующее определение компетенции:

«Компетенция – это интегрированная характеристика, выражающая готовность и способность выпускника самостоятельно применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области в изменяющихся условиях профессиональной деятельности».

Это определение отражает сущностные характеристики компетенции, представленные в трудах не только отечественных, но и зарубежных исследователей.

Новые ФГОС ВПО опираются на прогнозируемую модель выпускника, в которую включены общекультурные и профессиональные компетенции. Эта модель является первоосновой для разработки вузом основной образовательной программы по конкретному направлению и уровню подготовки.

ФГОС ВПО 3-го поколения обладает следующими принципиально новыми характеристиками:

1. Особое значение придается переходу от содержания дисциплины (чему преподаватель должен учить) к результатам (что студент должен уметь делать после окончания дисциплины).

Результат образования – это формулировка того, что будет знать, понимать и (или) сможет продемонстрировать студент по окончании образовательного процесса (лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом).



  1. Опора на результат предполагает компетентностный подход к построению образовательного процесса.

  2. Организация обучения на основе компетентностного подхода требует использования личностно-ориентированных технологий обучения. Поскольку восприятие у обучаемых различно, - в ходе обучения выстраиваются индивидуальные траектории обучения студентов для учета их личностных особенностей. Это предполагает вариативное построение образовательной программы. Отсюда – студентоцентрированная направленность образовательного процесса.

  3. Каждая дисциплина оказывает влияние на формирование нескольких компетенций. Каждая компетенция формируется под влиянием нескольких дисциплин. Поэтому особую важность приобретает междисциплинарный характер образования, с многообразным содержанием межпредметных связей.

  4. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Занятия в активных формах должны составлять минимум 40% от аудиторной нагрузки.

  1. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

  2. Введение кредитной системы. Студент бакалавриата за 4 года обучения должен накопить 240 академических кредитов для успешного освоения ООП. За каждый учебный год он получает ровно 60 кредитов (по 30 кредитов за осенний и за весенний семестры). За каждый учебный курс начисляется целое количество кредитов (кредиты начисляются, если студент по рейтингу преодолел установленное пороговое значение). Количество начисленных кредитов по курсу от оценки не зависит.

  3. Меняется роль преподавателя. Преподаватель в большей степени будет играть роль эксперта, консультанта, активного наставника в процессе формирования компетенций студента.

Основная цель перестройки системы высшего образования – обеспечить подготовку профессионалов, готовых всесторонне применять свои знания, творческие способности, стремящихся к постоянному профессиональному и личностному росту.

Качество подготовки выпускника сегодня заключается не только в умении анализировать и решать сложные задачи, но и в способности определять стратегию и выстраивать содержание собственной деятельности, совершенствовать технологии ее выполнения.



Компетентностный подход – как методологическая основа построения новых ФГОС ВПО – интегрирует в себе, помимо знаниевого подхода, принципы деятельностного, личностно-ориентированного и культурологического подходов к образованию.
1.1. Инновационные образовательные технологии в современном высшем образовании
Методический комментарий:

Предложенные активные (интерактивные) методы обучения могут быть использованы в СПбГУСЭ по различным направлениям подготовки бакалавров при переходе на новые ФГОС ВПО. Например: сервис, экономика, менеджмент, туризм, весь блок социальных и гуманитарных дисциплин, естественно–научных и математических дисциплин. Особое место занимает социально – психологический тренинг, который главным образом используется при подготовке будущих профессионалов в системе «человек – человек». Все интерактивные методы сегодня с успехом используются при организации работы в команде, а также при построении индивидуальной образовательной и профессиональной траектории обучающихся.

Инновационные образовательные технологии нацелены на формирование компетенций и компетентности студентов.

Понятие «инновация» - в переводе с латинского – нововведение. Этим термином обозначается «процесс целенаправленного внедрения и распространения созданного нового практического средства (т.е. собственно новшества)». [11]

В педагогической науке «педагогическая инновация» трактуется как:

1) Целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

2) Процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.).

3) Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление. [32].

Выделяют следующие уровни инновационности в образовании:

1. Модификация (фрагментарная или обширная) уже известного ранее. Нововведение такого уровня легко узнаваемо: основополагающие принципы и элементы технологии известны. Но сам характер воплощения, адаптация к новым условиям делает метод или технологию новыми.

2. Репродуктивная интеграция. Ее смысл в том, что педагог выбирает, исходя из своих профессиональных потребностей и опыта, идеи, приемы, методики, из которых создает «свой», в чем-то оригинальный метод деятельности. Благодаря этому возникает:

- комбинаторное новшество (новое возникает на основе ранее известного и узнаваемого);

- оригинальная система (это могут быть известные, но невостребованные ранее методы, в новых условиях получающие «новую жизнь» и новые импульсы к развитию).

3. Творческая интеграция. Новое возникает как итог активного творческого поиска педагога. При этом особую роль играет «инсайт», творческое озарение, позволяющее создать нечто принципиально новое, чего ранее не было в педагогической науке. Тогда это носит характер «радикальной инновации», что достаточно редко в педагогической практике. [11].

Инновации в образовании направлены на создание и использование новых эффективных программ, форм, методов и средств трансляции знаний и взаимодействие педагога с обучающимися.

Термин «технология» (от греч. techne – мастерство, искусство и logos – учение) – обозначает «совокупность знаний о способах и средствах осуществления тех или иных процессов, способов преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции».

Образовательная технология – это комплексная интегрированная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих:

- определение целей образования;

- содержание образования;

-информационно-предметные и организационные аспекты, которые направлены: а) на усвоение знаний; б) приобретение профессиональных умений и навыков; в) формирование личностных качеств обучаемых, определенных целями обучения. [32].

В теории и практике образования можно выделить три ведущие образовательные стратегии:

* информирующую – отбор и трансляцию информации, на основе которой формируются знания.

* проблемную (дискуссионную) – актуализацию знаний (и прошлого опыта) на основе проблемы, содержащей в себе противоречие, неоднозначность. Благодаря этому формируется новый опыт.

* игровую (социально-ролевую) – предполагающую проигрывание знания в предлагаемой ситуации, «перевод» знания в поступок. [20].



1.2. «Традиционные» и инновационные методы обучения в современной высшей школе
Формы и методы образования в вузе складывались исторически. «Традиционными» формами обучения в высшей школе являются лекция и семинарские (практические, лабораторные) занятия.

Что подразумевается под «традиционными» и «инновационными» методами обучения?

Традиционные методы предполагают определенную последовательность построения и освоения материала. Эта последовательность строилась по принципу «от простого» (единичных понятий) – к более сложному (включению понятий в более сложные системы ассоциативных связей). На этой основе формируются суждения и умозаключения, а также осуществляются все операции мышления (индукция, дедукция, анализ, синтез, обобщение). Это – классические методы образования (формирования теоретического мышления). Они предполагают «классическое» научение - целенаправленную передачу знаний и их «повторение» в репродуктивной форме (ответы студентов на семинарах, коллоквиумах, зачетах и экзаменах, оцениваемые педагогом). По сути, это «знаниевый» подход, сформировавшийся при переходе человечества от варварства к цивилизации.

Инновационные методы обучения - те, которые стимулируют познавательную и творческую активность обучающихся. Именно поэтому их называют активными методами обучения.


Определение активных методов обучения в педагогической науке

Термином «активность» (от лат. activus – действенный) обозначается качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений. Позитивная социальная активность личности характеризуется социально значимыми результатами в сочетании с компетентностью.

Выделяется:


  1. Социальная (профессиональная) активность – деятельное отношение человека к жизни общества (и профессионального сообщества, к профессии в целом, ее целям и ценностям). Личность в данном случае выступает носителем и выразителем основных социальных норм, ценностей и идеалов.

  2. Познавательная активность – деятельное состояние личности, выражаемое в устойчивом стремлении к знаниям и проявлении волевых усилий в овладении знаниями. Познавательная активность бывает трех видов: репродуктивная (воспроизводящая); интерпретирующая; творческая.

  3. Активность в обучении – дидактический принцип, требующий от педагога организации процесса обучения, который способствует формированию у обучающихся инициативности и самостоятельности, прочной системы знаний, практических умений и навыков.

Активные методы обучения предполагают:

а) Формирование активности как личностного качества обучающихся;

б) Активизацию самого процесса обучения с целью повышения его эффективности и достижения значимых образовательных результатов. [32]

Активные методы обучения направлены на стимулирование познавательной активности обучающихся (как групповой, так и индивидуальной).

За последнее десятилетие в педагогической науке все более часто используется термин «интерактивные методы обучения» (или «интерактивное обучение»). Термины «активные» и «интерактивные» методы обучения сегодня, по сути, употребляются как синонимы, поскольку активизация познавательной деятельности студентов осуществляется в форме интенсивного взаимодействия в группе.

Интерактивность (дословно: интеракция – взаимодействие, обмен действиями) – предполагает включение обучающихся в общую групповую деятельность, в процессе которой происходит расширение сознания, влияние на установки и ценности, переориентация внимания с собственного «Я» на другого человека.

В процессе интерактивного взаимодействия процессы формирования когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферы личности осуществляются более интенсивно - в отличие от «традиционного» (репродуктивного) обучения. Каждый обучающийся имеет возможность обогатить свой теоретический и практический опыт через сравнение с опытом других, взаимодействие и сотрудничество. И, соответственно, выработать более эффективные модели деятельности и поведения.

Именно поэтому интерактивные методы обучения сегодня получают все большее признание в общемировой педагогической практике.

К интерактивному обучению относятся:

1. Мультимедийные (информационные) технологии, позволяющие осуществлять дистанционное обучение, проводить вебинары в режиме on-line, компьютерные симуляции и т.д. (Это – тема отдельных методических рекомендаций).

2. Активное групповое взаимодействия в процессе освоения знаний, умений и овладении навыками. На этой основе формируется когнитивная, аффективная и конативная (поведенческая) сферы личности.

Наша задача – показать возможности организации и применения группового взаимодействия в процессе обучения. Поэтому термины «активные методы обучения» и «интерактивные методы обучения» мы используем как синонимы, поскольку они имеют общие образовательные цели и принципы организации деятельности обучающихся.

К активным (интерактивным) методам обучения относятся:

В рамках информирующей стратегии:

- Лекция с элементами эвристической беседы;

- Лекция- дискуссия;

- Лекция с обратной связью;

- Лекция-консультация

В рамках проблемно-дискуссионной стратегии:

- Дискуссия (дебаты);

- Модерация (с ее техниками: синектики, мозгового штурма, смыслового поля, mind-mapping, горячего стула, точечных вопросов и др.);

В рамках игровой стратегии:

- ролевая (деловая, имитационно-моделирующая) игра;

- презентация;

- социально-психологический тренинг;

- кейс-ситуации;

- мастер-класс.

Методы мастер-класса и кейс-ситуаций (кейсов) могут быть применимы ко всем трем образовательным стратегиям: информирующей, проблемно-дискуссионной, социально-ролевой (игровой).

Мы рассмотрим возможности их использования именно как активных (и интерактивных) методов обучения.

Информирующая образовательная стратегия

Лекция - классический метод образования в вузе, основный метод информирующей стратегии. Возможен ли отказ от этого «традиционного» метода? Нет, поскольку именно лекция позволяет концептуально выстроить, систематизировать обширные пласты разнородного материала, интерпретировать его. Именно лекции являются самым значимым подспорьем в последующем самостоятельном освоении студентами учебного материала.

Перед лектором стоят три задачи. Первая – информативная. Она заключается в передаче тех научных сведений, которые накопила наука на сегодняшний день («то, о чем буду читать»). Вторая – сам принцип отбора и упорядочивания научных фактов («я должен иметь ловкость выхватывать из громадного материала самое важное и нужное»). Третья – стиль, ораторское мастерство (3), т.е. выразительные средства, с помощью которых даже сухой и трудный материал становится максимально доступным для восприятия и увлекательным.

Искусно выстроенная и прочитанная лекция имеет высокий познавательный, воспитательный и эстетический эффект. В плане формирования когнитивного аспекта сознания – это построение, по Веберу, «моделей социальной реальности, теоретических конструкций, которые способствуют познанию» и помогают раскрыть сущность процессов и явлений. Особенно это касается социально-гуманитарного знания – «в условиях мировоззренческой, методологической и аксиологической (ценностной) разобщенности» (Р.М.Нугаев).

Воспитательный эффект лекции – в способности педагога дать оценку явлениям, вызвать эмоциональный отклик аудитории через актуализацию уже имеющегося опыта, выявить проблемную ситуацию (через диалектическое противоречие, заключающееся в явлении), побудить к освоению новых смыслов.

Эстетический и этический эффект – в том, чтобы быть образцом высокой речевой и человеческой культуры, неотделимой, по Л.Н.Лесохиной, от «нравственного кодекса профессиональной чести».

Блистательно выстроенная и прочитанная лекция может являть собой пример мастер-класса. В этом смысле педагогическая «классика» будет восприниматься как новое и актуальное, потому что проблематика лекции способна побуждать аудиторию к самостоятельным открытиям.



Инновационные элементы в современной лекции

Сегодня методический арсенал лекции существенно пополнился информационными и техническими средствами обучения, что позволяет разнообразить материал и расширить каналы его передачи.

Лекция может быть построена как проблемная, т.е. при изложении материала педагог обращает внимание студентов на вопросы, которые вызывали в исследовательских кругах дискуссию. Тогда в лекцию можно ввести элементы эвристической беседы со студентами, приглашая их к размышлению и таким образом, сделав их со-исследователями заявленной проблемы.

Эвристическая беседа предполагает постановку проблемных (риторических) вопросов. Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие, которое и является «пусковым механизмом» процессов мышления, активизирует стремление найти ответ на вопрос (он становится своего рода самостоятельной познавательной задачей). Изложение заявленной в лекции темы приобретает характер группового обсуждения по принципу сократовской маевтики. Это позволяет исследовать механизмы развития явлений в их диалектической взаимообусловленности.

Изложение заявленной в лекции темы приобретает характер группового обсуждения по принципу сократовской маевтики. Это позволяет исследовать механизмы развития явлений в их диалектической взаимообусловленности.

Таким образом, проблемная лекция побуждает аудиторию к активному включению в усвоение и обсуждение материала. Нахождение ответов на неоднозначные вопросы стимулирует развитие связей между полушариями головного мозга и, следовательно, - развитие творческого мышления.

Некоторые педагоги перед лекцией дают студентам раздаточный материал, построенный по типу «опорных конспектов»: в нем отражены основные понятия, определения, вся логика лекции выстроена в виде тезисов. В раздаточном материале могут быть использованы схемы и таблицы. Это значительно повышает усвоение материала.

Мы уже говорили, что в процессе чтения лекции можно прибегнуть к применению приемов, свойственных активным методам обучения (прежде всего проблемной стратегии) – дискуссии, модерации, риторическим вопросам. Можно использовать экспресс-диагностику (в виде психологических тестов или проективных рисунков), слайды и даже элементы «кинотренинга» (когда фрагменты лекции иллюстрируются показом небольших киносюжетов – если позволяют технические возможности) и т.п. Эти приемы помогают активизировать процессы мышления и восприятия аудитории. Но основной «инструмент» лекции – это личность самого лектора, педагога.

Можно не использовать никаких вспомогательных технических средств, но так выстроить смысловой и лингвистически-образный ряд, что лекция будет нести незабываемый по силе воздействия образовательный, воспитательный и эстетический заряд. Лекции такого уровня не менее эффективны, чем искусно выстроенные имитационно-моделирующие игры и тренинги.

А инновационный «эффект» лекции как метода обучения будет заключаться в широте охвата и глубине интерпретации материала, индивидуально-экспрессивных способах его подачи и тех личностно-смысловых выводах, которые будут делать студенты, открывая новые грани явлений.

Чтобы показать, как можно технологически выстроить лекцию с использованием других активных методов обучения, обратимся к новейшим педагогическим разработкам [16].

А.К.Колеченко выделяет несколько вариантов построения лекции: лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция с обратной связью.


Технология построения лекции как активного метода обучения
Лекция-дискуссия
Цели:

- развитие критического мышления;

- активизация процесса принятия материала;

- более глубокое понимание изучаемого материала.



Процедура проведения: Между изложением логических разделов лекции педагог организует беглый обмен мнениями. Участники дискуссии могут высказывать свое мнение с места.

Дискуссия может проводиться также в конце занятия по всему содержанию лекции.

Использование дискуссии в процессе лекции позволяет педагогу активизировать познавательную деятельность обучающихся и управлять формированием когнитивных представлений, эмоциональным отношением к ним, т.е., коллективным мнением группы.

Технологию данной лекции можно представить в виде следующей схемы:



Лекция → Дискуссия → Лекция → Дискуссия → Выводы

Для успешного проведения лекции такого рода требуется подготовка вопросов для дискуссии, чтобы избежать затянутости, неконструированности дискуссии. Вопросы для дискуссии должны «нащупывать» наиболее значимые проблемы, в которых может содержаться некая неоднозначность, наличие разных подходов к ним у различных авторов. Тогда возникает материал для дискуссии, что активизирует восприятие и мышление студентов.


Лекция –консультация

Цель:

- формирование у обучающихся умений задавать вопросы;

- усвоение материала с целью его последующего практического применения.

Данный тип лекции предпочтителен при изучении темы с ярко выраженной практической направленностью.



Процедура проведения: Педагог излагает учебный материал (на это уходит 50-70% учебного времени), акцентирует внимание на ряде нюансов практического применения рассматриваемого теоретического положения, остальное время отвечает на вопросы слушателей.

Лекция строится по следующему принципу:



Вопросы – ответы – дискуссия.

Предварительно (за несколько дней) педагог знакомит слушателей с темой лекции и собирает вопросы в письменном виде. Первая часть лекции проводится в виде изложения основных положений темы и ответов на вопросы слушателей. Развивая и дополняя их, педагог излагает материал.

Вторая часть занятия проходит в форме свободного обмена мнениями по данной проблеме и ответов на дополнительные вопросы слушателей. В заключение лектор подводит итоги дискуссии.

После лекции (или цикла лекций) можно провести программированную консультацию.

Смысл программированной консультации в том, что слушатели активно включаются в обратную связь. Всем слушателям предлагается вопрос и три-пять ответов, один из которых – правильный. Когда лектор объявляет правильный ответ, у слушателей, ответивших неправильно, возникают вопросы или возражения. Лектор просит слушателя, ответившего правильно, пояснить свой ответ или объясняет вопрос сам.

Такая форма проведения занятий позволяет приблизить их содержание к практическим интересам слушателей. Эту технологию можно успешно применять при подготовке к экзаменам.


Лекция с обратной связью

Цели: активизация процесса усвоения излагаемого материала; получение быстрой оперативной информации о степени усвоения учебного материала.

Процедура проведения: Желательно, чтобы такой тип лекции проводился в аудитории, оснащенной информационно-техническими устройствами (компьютерами).

В начале и в конце каждого логического раздела занятия задаются вопросы с вариантами ответов. После первого логического раздела – чтобы узнать, насколько слушатели осведомлены в излагаемой проблеме.

Если аудитория достаточно верно отвечает на вводные вопросы, лектор может ограничить изложение материала лишь краткими тезисами и перейти к следующему разделу занятия.

Если число правильных ответов ниже желаемого уровня, педагог читает соответствующий раздел лекции, после чего слушателям опять предъявляются вопросы, которые задавались вначале.

Благодаря включению в лекцию обратной связи существенно повышаются процессы восприятия, осмысления, понимания, запоминания.

Подчеркнем, что лекция-консультация и лекция с обратной связью применяются в тех случаях, когда тематика занятия имеет ярко выраженную практическую направленность. Если излагается содержательно глубокий материал, отражающий глубокие философские, психологические, нравственно-этические аспекты социально-гуманитарного знания, требующего от студентов активного интеллектуального напряжения и эмоционального сопереживания с педагогом, то эта технология не применяется [16].

Второй «классической» формой образовательного процесса в высшей школе является семинар. Нередко он строился в форме обсуждения заранее подготовленных сообщений и докладов. Такой способ проведения семинара, безусловно, «репродуктивен» и не использует всех образовательных возможностей. А именно семинарские занятия следует выстраивать как форму интерактивного обучения (особенно при переходе на новые ФГОС ВПО).

Семинар как форма обучения позволяет:

*приобретать знания – дополнительно к тем, которые получены на лекции и в процессе самостоятельной работы;

* целенаправленно формировать когнитивную сферу сознания (через применение стратегий когнитивного обучения);

* формировать аффективную (эмоционально-мотивационную) сферу обучающихся через актуализацию их познавательного и личного опыта;

* выстраивать «ситуацию деятельности» как основную «единицу обучения» (в том числе и «контекстного обучения»);

* осуществлять обучение в режиме диалога (полилога).

Именно семинар позволяет активно использовать весь арсенал методов активного обучения и инновационных педагогических технологий.

Иными словами – семинар позволяет использовать многообразный арсенал методов активного (интерактивного) обучения.

Охарактеризуем основные методы и технологии интерактивного обучения, которые можно использовать на семинарских занятиях.

Первая группа методов сформировалась в контексте проблемно-дискуссионной образовательной стратегии (дискуссия, модерация, синектика, мозговой штурм).

Вторая группа методов получила развитие в рамках игровой (социально-ролевой) стратегии: игры (деловые, ролевые, имитационно-моделирующие) и социально-психологические тренинги.


1.3. Активные методы обучения в проблемно-дискуссионной стратегии
1. Дискуссия

Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) представляет собой:



  1. способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе. Заключается в выявлении и сопоставлении различных точек зрения, позиций, в оперативном подборе и предъявлении необходимой аргументации;

  2. метод группового обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения в коллективный поиск способа решения какой-либо проблемы [32].

Разновидности: спор, диспут, дебаты.

Дискуссия организуется педагогом как обмен мнениями, в котором обучающиеся отстаивают личные субъективные точки зрения по изучаемому вопросу. Она выполняет функцию подготовки сознания обучающихся к усвоению теории, идеи, закономерностей, обобщений, самостоятельному поиску истины. Одновременно все обучающиеся вовлекаются в активное взаимодействие.

В процессе дискуссии решаются следующие задачи:

- осознание противоречий в самом исследуемом (обсуждаемом) явлении;

- актуализация предшествующего опыта: интеллектуального (знаний) и эмоционального (отношения к явлению);

- творческое переосмысление, включение в новый контекст.

Как групповой, интерактивный метод дискуссия предполагает:

* распределение ролей в группе (или командах);

* выполнение коллективной задачи;

*соблюдение специально принятых правил и процедур совместной поисковой деятельности.

С образовательной точки зрения важными являются результаты дискуссии:

Во-первых, актуализация достаточно глубоких пластов личного опыта, которые осознаются в результате проговаривания. Во-вторых, возможность увидеть явление глазами других людей и благодаря этому открыть в нем новые грани. Благодаря этому меняется привычная точка зрения, явление включается в новый контекст. На этой основе формируется новый опыт.

Особенно это касается проблематики, затрагивающей глубинные личностные аспекты человеческого существования.

Задача педагога в данной ситуации - выступать в качестве модератора. 2. Модерация это направление процесса обсуждения, сбор и обобщение всех мнений, подведение итогов обсуждения на основе педагогически значимых выводов. Искусство модератора как раз и заключается в умении делать выводы, возвышая индивидуальный опыт участников.

Сегодня ряд авторов выделяют модерацию как самостоятельную педагогическую технологию ( К.Клеберт, А.В.Петров, Г.Хаусман, Е.Шредер, В.Штрауб). Опишем ее основные этапы.

Этапы модерации


  1. Определить тему и цели групповой дискуссии.

  2. Сбор всех точек зрения.

Здесь следует учитывать динамику группы: первым начинает говорить лидер (самый активный человек). После него включаются другие участники. Но задача модератора – собрать все точки зрения, даже тех «нелидеров», которые скромно молчат и ждут своей очереди. Иногда самые «безумные» идеи оказываются самыми эффективными.

3. Упорядочивание, обоснование, совместная оценка полученной информации.

4. Подведение итогов, сопоставление целей с результатами (К чему пришли? Что получили в итоге?).
Положительный эффект модерации

*Возможность рассмотреть ситуацию с разных сторон;

*Уточняются взаимные позиции;

*Уменьшается сопротивление изменениям и усвоению новой информации;

*Нивелируются (сглаживаются) скрытые конфликты (даже если я не испытываю личную симпатию к члену группы, я готов принять его точку зрения);

*Вырабатывается групповое решение, приобретающее статус групповой нормы;

*Включаются механизмы принятия личной ответственности за общий результат.
Технологии модерации (по А.В.Петрову)

Цель: управление взаимодействием в группе.

Базовые процессы модерации:

- визуализация

- вербализация

- презентация

- обратная связь

Методы модерации:

*метод мозгового штурма

*метод карточного опроса

*метод вызова

*метод точечных вопросов

*метод смыслового поля

*метод горячего стула

*метод предписания

*метод протоколирования

*метод систематизации ожиданий


Техники модерации:

- Clustern

- Mind-Mapping

- SOFT


- СВУС
Методы модерации [27]:

Метод «Мозгового штурма»

Этот метод был впервые предложен А.Осборном (США) в конце 40-х гг. ХХ века.

Классический пример «мозгового штурма» (или «мозговой атаки», это синонимы) - телевизионная игра «Что? Где? Когда?». В роли модератора в этой игре выступает ведущий («голос за кадром») – именно он обобщает итоги обсуждения участников, подчеркивает ключевые идеи и окончательную формулировку ответа. В конце игры модератор анализирует сам ход обсуждения, показывает ошибки и сильные стороны участников, дает возможность игрокам «со стороны» увидеть их мыслительные стратегии.

Описание метода

Цель: стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества идей.

Процедура:


  1. подобрать группу лиц для генерирования идей;

  2. ознакомить группу с правилами проведения мозгового штурма;

  3. провести мозговой штурм;

  4. зафиксировать все выдвинутые идеи;

  5. дать экспертную оценку выдвинутых идей.

Идея метода: отделить процесс генерирования идей от их критической оценки. Метод не требует специальной подготовки и легко усваивается любыми группами – как студенческими, так и профессиональными.



Виды «мозгового штурма»:

1) Прямой «мозговой штурм». Его суть – в раскрепощении креативности. Участники свободно высказывают все, что им приходит в голову, без опаски, что это смешно, нелепо и т.д. Суть этого вида «мозгового штурма» - в подключении подсознания к решению задачи и снятии всякой критики.

Например, задача для PR-менеджеров: создать привлекательный образ нового продукта для его успешного продвижения. Аналогичных товаров – изобилие, следовательно, надо создать «сказку» для потребителя, чтобы побудить к покупке данного товара.

Каковы способы превращения продукта в «сказку» для потребителя?

Существует два способа: субъективный (идущий от человека, своего рода «прыжок» через барьер внутренней критики и привычных стереотипов) и объективный (анализ, выявление качеств, презентация достоинств).

Каким образом в данном случае можно использовать метод «мозгового штурма»? Используется следующая технология:



  1. Формируется команда;

  2. Выбирается презентируемый продукт (объект);

  3. Участники выбирают 5-7 случайных объектов (оглядываются по сторонам и, чтобы далеко не ходить, называют предметы, которые видят около себя, например, окно, компьютер, цветок на окне и т.д.);

  4. Выбираются 1-3 главных свойства случайных объектов (например: окно – свет, прозрачность, открывающаяся голубизна неба) и т.п.;

  5. Перенесение этих свойств на презентируемый продукт;

  6. Развитие получившихся сочетаний методом свободных ассоциаций;

  7. Отбор перспективных идей;

  8. Окончательное оформление образа презентируемого продукта.




  1. Обратный мозговой штурм - его суть в том, что составляется наиболее полный список недостатков рассматриваемого явления. На объект обрушивается ничем не сдерживаемая критика. И начинается мозговая атака, позволяющая убирать недостатки и заменять их достоинствами.

  2. Комбинированный мозговой штурм – в процессе его проведения могут использоваться как прямой, так и обратный мозговой штурм (элементы того и другого), что позволяет наиболее полно представить идею, продукт, явление [54].

Использование групповых методов генерации идей легло в основу модели групповой творческой деятельности, получившей название синектики. Мозговой штурм – базовый метод в синектике.
Синектика

Автором метода синектики является У.Гордон (50-е гг. ХХ века, США).



Цель: нахождение группой продуктивного (или оригинального) решения поставленной задачи.

Принципы синектики:

  1. Мозговой штурм профессионалов (или людей, разбирающихся в проблеме);

  2. Желательно, чтобы группа была постоянной (сработавшейся).

  3. Группа может использовать прием «аналогий», позволяющих выявить разные грани явления (как в описанном выше случае с созданием образа нового продукта);

  4. Может использоваться и прием «морфологического анализа», предполагающий:

- не хаотичный, а систематизированный набор вариантов;

- выбор основных элементов системы;

- определение вариантов элементов;

- составление морфологической таблицы;

- отбор лучших сочетаний.
Процедура (организация) работы в синектике:


  1. Первоначальная постановка проблемы

  2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации

  3. Выяснение возможностей решения проблемы

  4. Переформулирование проблемы

  5. Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы

  6. Выдвижение образных аналогий

  7. Подгонка намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.

Модель синектики используется в двух основных случаях: 1) выработка, создание новых представлений (от известного к неизвестному; 2) овладение новыми представлениями (от неизвестного к известному) [15].

Но вернемся к другим методам модерации (помимо мозгового штурма и синектики) и кратко охарактеризуем их.


Метод карточного опроса
Участникам задается вопрос, ответ на который они дают на карточках. Карточки вывешиваются на магнитную доску (пикбот). Это может делать как сам модератор, так и участники. Цель карточного опроса – сбор информации, проблем, идей, ожиданий.

На каждую карточку выносится только одно высказывание (простое и четко сформулированное). Для заполнения карточек отводится четко фиксируемое время. Карточки могут соотноситься с определенным цветом (например, критика – красный, идея – желтый, проблема – синий и т.п.) и вывешиваться по соответствующим группам. Пока участники заполняют карточки, следует избегать пояснений и комментариев со стороны модератора.

Например, на вопрос «какой я вижу свою будущую профессию», обучающиеся рассаживаются по одному и в качестве пикбота каждый использует свой стол (разложив на нем ватман или лист бумаги формата А3).

Каждый участник берет набор разноцветных карточек и выстраивает свою «композицию». Например «будущая работа» характеризуется карточкой какого-либо цвета и помещается в выбранном на бумаге пространстве, «мои ожидания» - карточкой другого цвета и в соответствующем пространстве листа, «мои страхи, сомнения» - карточкой другого цвета и в другом месте, «мои шаги для достижения цели» - соответствующие карточки и их местоположение и т.д. Между карточками проводятся линии и стрелки – в соответствии с внутренней логикой построения «сюжета» (проблематики).

Потом участники смотрят на получившиеся «композиции» из карточек и видят эту логику «сомнений – целей – ожиданий» и т.п. Как правило, ответы на внутренние вопросы (вертевшиеся в подсознании, но не осознанные и невербализованные) приходят быстро, и картина становится понятной.

Этот метод хорошо использовать, когда надо прояснить ответ на какой-либо вопрос, это можно делать как в режиме индивидуальной, так и групповой работы.


Метод вызова

Участникам задается вопрос, на который они произносят ответы вслух. Модератор фиксирует эти ответы. Благодаря такой форме сокращается время работы и ускоряется ее темп.

Достоинства этого метода в том, что в группе происходит взаимное «заражение», формируется цепь ассоциаций и не происходит дублирования ответов.

Недостатки – в том, что в больших группах некоторые избегают открытых высказываний и предпочитают отмалчиваться, передавая инициативу другим; может спонтанно возникнуть спор.

Модератору в этом случае сложнее сортировать высказывания и удерживать внимание аудитории вокруг строго заданной задачи.
Метод точечных вопросов

Участники могут не давать полных ответов по поводу своего видения проблемы, а просто им даются высказывания, положения, тезисы относительно какого-либо аспекта данной проблемы. И они выставляют свои оценки в «заданной системе координат» (например, по пятибалльной шкале) напротив того или иного аспекта. Это метод позволяет увидеть «разброс мнений» относительно какого-либо вопроса.


Метод смыслового поля

Данный метод служит для сужения проблем выбранной темы. Участникам предлагают заполнить пикбот с предложенными блоками вопросов.





Рис.2. Метод «смыслового поля» в модерации
следующая страница >>