Компетентность, компетенция, квалификация основные направления современных исследований - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Современная система мо и основные направления ее изучения (2 час) 1 114.66kb.
Система воспитания в образовательном учреждении основные направления... 6 1089.66kb.
Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в... 1 225.82kb.
Основные направления исследований в области искусственного интеллекта. 1 137.62kb.
Н. Ф. Каплина, Н. Г. Жиренко, А. Ф. Ильюшенко Анализ современных... 1 439.85kb.
Новые (нетрадиционные) направления исследований в криминалистике 1 90.43kb.
Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. 1 330.49kb.
Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического... 1 135.68kb.
Основные направления предпрофильного обучения в образовательных учреждениях... 1 26.74kb.
Сущность, структура, функции 1 56.14kb.
Моделирование взаимного влияния уровня развития инфраструктуры и... 1 154.14kb.
Попова Наталья Александровна, учитель высшей категории моу «сош №2 г. 3 554.18kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Компетентность, компетенция, квалификация основные направления современных исследований - страница №1/1

Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований

Страница (1/2)


Профессиональное образование. Столица | № 1 2008


Ильязова М.Д.

Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований Современный рынок труда предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников, востребует их личностные качества. Присоединение России к Болонскому процессу также определяет необходимость перехода на общий язык, терминологию, с помощью которой можно было бы описать образовательный процесс, в частности, его цели и результаты. Стандарты профессионального образования нового поколения уже формулируются на языке компетенций, однако внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс требует решения многих исследовательских задач.


Среди таких задач векторное значение имеет проблема определения природы, сущности компетентности специалиста, её родовой и видовой структуры, содержания и взаи­мосвязи категорий «компетентность» и «компетенция». Не секрет, что сегодня единого общепринятого мнения в этом отношении не существует. Другой важной задачей реали­зации комптентностного подхода мы считаем определение места этих понятий в общей системе педагогического целеполагания. Дело в том, что в педагогике и психологии выс­шего образования наряду с понятием «компетенции» и «компетентность» используются такие понятия, как «ключевые компетенции», «квалификации», «профессиональная компетентность», «ключевые квалификации», «профессионально важные личностные качества». Здесь также присутствуют разные подходы к классифицированию, что ослож­няет использование этих понятий.

В рамках исследования нами был проведен анализ представленных в научной литературе направлений в изучении структуры, содержания и иерархии понятий, существующих в этом проблемном поле.


Анализ научной педагогической и психологической литературы показал, что это сложное, многокомпонентное, междисциплинарное понятие, определяемое с помощью множества различных дефиниций. Описания содержания этого понятия имеют нестрогий характер и отличаются по объему, составу, семантической и логической структуре. Признаки проявления компетентности чаще всего описываются с помощью слов «эффективность», «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание», «результативность», «владение», «качество» и «количество». Понятия «компетентность», «компетенция» могут трактоваться как:

совокупность (система) знаний в действии;

личностная черта, свойства и качества личности;

как критерий проявления готовности к деятельности;

способность, необходимая для решения задач и для получения необходимых результатов работы;

интегрированная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовать на практике свою компетентность, мотивированная способность;

деятельностные знания, учения, навыки, опыт (интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач), а также мотивационная и эмоционально-волевая сфера личности;

проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая её социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования» и мн. др.

В научной литературе данной проблематики актуальным остается и вопрос о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция». Одни авторы употребляют их как слова - синонимы, обозначающие действенность системы знаний. Другие авторы разводят эти понятия по разным основаниям. Так, Зеер Э.Ф. и Э. Сыманюк, обозначают термином «компетентности» - интегративную целостность и действенность знаний, умений, навыков вообще, а термином «компетенции» - интегративную целостность, действенность знаний, опыта в профессиональной деятельности. Если же анализу подвергать приводимые авторами примеры ключевых компетенций и ключевых компетентностей, то видимых принципиальных различий заметить сложно. Так, «информационно-коммуникационные компетентности» очень близки по значению т.н. «коммуникативной компетенции».
Ряд авторов рассматривает компетентности (компетенции) как составляющие части общей компетентности человека (специалиста). Так, например, С.Ш. Чернова в определении соотношения понятий «компетентность» и «компетенции» занимает позицию, согласно которой «под компетентностью понимается характеристика личности, означающая обладание совокупностью определенных компетенций. Компетенция - единство знаний, опыта, способности действовать и навыков поведения индивида, определяемых заданностью ситуации. При такой интерпретации компетентность включает в себя разного рода компетентности и (или) компетенции.

В своих исследованиях ИЛ. Зимняя принципиально разводит эти понятия, обосновывает и отстаивает свою точку зрения на их взаимоотношение Понятие «компетентность по сравнению с компетенцией гораздо шире», - пишет И.Я. Зимняя. - «Оно включает наряду с когнитивно-знаниевым мотивационный, отношенческий, регулятивный компоненты». Компетенция, по автору, это «программа», на основе которой развивается компетентность.


При теоретическом анализе представленных в литературе определениях нельзя не обратить пкманнс на тот факт, что, несмотря на такое разнообразие, одной из важнейших характеристик элементов компетентности и компетенций, подчеркивается именно активности действенность имеющихся знаний и опыта, наличие потенциальной (потребность, мотив, цель, инструментальная основа) и реализованной структуры (внутренняя и внешняя деятельность) в компетентности.

Поэтому, определяя свою позицию, мы, вслед за И.Я. Зимней, рассматриваем компетентность и компетенции как взаимоподчиненные компоненты активности субъекта. Компетенцию мы полагаем рассматривать как потенциальную активность, готовность и стремление к определенному виду деятельности. Компетентность- интегральное качество личности - это успешно реализованная в деятельности компетенция. Компоненты компетенции/ компетентности в какой-либо сфере жизнедеятельности, на наш взгляд, могут быть представлены следующим образом:

когнитивный компонент (знания);

мотивационный компонент;

аксиологический компонент (направленность, ценностные отношения личности); практический компонент (умения, навыки, опыт деятельности); способности;

эмоционально-волевой компонент (саморегуляция). В этом случае компетенция выступает как потенциал компетентности, который может быть реализован в определённой сфере деятельности, должен стать действенным с помощью механизмов самоорганизации, саморегуляции.


На наш взгляд, видовая структура компетентности специалиста с высшим образованием включает компетентность профессиональную (готовность, стремление трудиться в определенной профессиональной сфере деятельности) и компетентность социально-психологическую (стремление и готовность жить в гармонии с собой и другими, гармонии самости и социумности).

В свою очередь, каждая из этих компетентностей, на наш взгляд, может быть разделена на общие (базовые, ключевые) компетентности, общие для всех выпускников всех вузов и специальные, важные для данной специальности. Таким образом, в структуре компетентности выпускника вуза отчетливо различаются четыре блока компетенций /компетентностей: общая профессиональная компетентность, специальная профессиональная компетентность, общая социально-психологическая компетентность, специ­альная социально-психологическая компетентность.


Общая профессиональная компетентность определяется как общепрофессиональные знания, умения, навыки, способности, а также готовность их актуализировать в сфере определенной группы профессий. Мы полагаем, что в состав этого кластера входят компетентности выпускника в сфере научно-исследовательской, проектно-конструктивной, административно-управленческой, производственной, педагогической деятельности.

Специальная профессиональная компетентность - степень и вид профессиональной подготовки выпускника, наличие у него профессиональных компетенций (т.е. готовности и стремления), необходимых для выполнения определенной профессиональной деятельности. Их содержание (содержание их инструментальной основы) определяется государственными квалификационными характеристиками.


Общая социально-психологическая компетентность - готовность и стремление эффективно взаимодействовать с окружающими, понимать себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды. В составе социально-психологического блока рассматриваются компе­тентности социальные (толерантность, ответственность, способность работать в коллективе и т.п.), персональные (готовность и стремление к саморазвитию, самосовершен­ствованию, самообразованию, рефлексия, креативность и т.п.), информационные (владение новыми технологиями, их критическое использование, знание иностранных языков и т.п.), экологические (экологическая ответственность, основанная на знании общих законов развития общества и природы), валеологические (готовность и стремление к ведению здорового образа жизни) и др.

Специальная социально-психологическая компетентность - готовность и способность мобилизовать профессионально важные качества, обеспечивающие продуктивность непосредственной трудовой деятельности специалиста. Мы полагаем, что для описания социально-психологической компетентности выпускника той или иной специальности можно использовать классификацию профессий.

ЕА Климова, разделяющего профессии на группы в зависимости от объекта труда (человек - человек, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек -техника, человек- природа). Работа над содержательным наполнением кластеров компетенций и представляет собой процесс построения модели компетентности выпускника

В странах Европейского союза особое место отводится понятиям «ключевые компетенции» и «ключевые квалификации». Они представляют собой основные образовательные конструкты, основные критерии качества образования в странах. На основе анализа литературы мы пришли к выводу, что в зарубежных исследованиях эти категории часто сининимизируются, употребляются как рядоположные вместе с понятиями «базовые навыки», «переносимые навыки» или «ключевые навыки» (Англия) и определяются как «личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни». К числу таких ключевых квалификаций (базовых навыков) относят:

психомоторные умения, общетрудовые качества, познавательные способности, индивидуально-ориентированные способности, социальные способности;

основные навыки (грамота, счет), жизненные навыки (навыки самоуправления, профессионального и социального роста), ключевые навыки (коммуникации), социальные и гражданские навыки, предпринимательские навыки, управленческие навыки, способность к анализированию и планированию;

социально-профессиональные, сенсомоторные и персональные квалификации, поливалентная профессиональная компетентность, профессионально-когнитивные способности и др.

Их содержание мало отличается от содержания «ключевых компетенций», которым придается особое значение в профессиональном образовании Европейского сообщества, являются:

социальная компетентность (способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества);

коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в т.ч. и компьютерного программирования);

социально-информационная компетенция (владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ);

когнитивная (персональная) компетенция (готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию);

межкультурные компетенции;

компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

специальная компетенция (подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда).

Отечественные исследователи вкладывают в понятия «компетенция» и «квалификация; разные значения. Так, В.Байденко пишет о том, что квалификация, в отличие от компетенции «означает преобладание рамочной деятельности в устойчивых профессиональных полях и алгоритмах». Отображая структуру данного понятия, автор отмечает, что «квалификация переходит в качестве одной из ключевых групп в структуру компетенции». Но говорить о едином семантическом пространстве понятия «ключевые компетенции» говорить сложно: даже называются они в разных источниках по-разному - ключевые, базовые, универсальные, транспредметные, метапрофессиональные, систематичные, ядерные и т.п.


Э.Ф. Зеер и его последователи ключевыми компетенциями называют

«межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах»;

комплекс универсальных (интегральных) знаний, которые «включают общенаучные и общепрофессиональные категории, принципы и закономерности функционирования науки, техники, общества»..., которые «определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций».

Одни и те же ключевые компетенции обеспечивают продуктивность различных видов деятельности. Ключевые профессиональные компетенции определяют социально-профессиональную мобильность специалистов, позволяют успешно адаптироваться в разных социальных и профессиональных сообществах. В своем исследовании авторы, ссылаясь на С.Е. Шишова, приводят следующее определение: ключевые компетенции - это «общая (универсальная) способность человека мобилизовать в ходе профессиональ­ной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий».


К (базовым) компетентностям они относят общенаучные, социально-экономические, гражданско-правовые, информационно-коммуникативные, политехнические и специальные общепрофессиональные знания.

А вот «квалификация», согласно Э.Ф. Зееру и Г.М. Романцеву, это «совокупность социальных и профессиональных квалификационных требований, предъявляемых к социальным и профессиональным способностям человека».


Другой исследователь этого вопроса, Л.Г. Семушина пишет, что «квалификация характеризует степень овладения работником данной профессией или специально-стью...(квалификация бывает низкая, средняя и высокая)». Э.Ф. Зеер уточняет и относит это определение к понятию «профессиональные квалификации» - «...степень и вид профессиональной подготовки работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы». Таким образом, квалификации, могут быть так же, как и компетенции ключевыми и профессиональными (специальными), причем специальные квалификации называются чаще всего просто «квалификации».

Ключевыми квалификациями» в отечественной научной литературе называют

«экстрафункциональные знания, умения, качества и свойства индивида, выходящие за рамки профессиональной подготовки ...»;

«общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы в сфере определенной группы профессий...»;

«межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах».

В число структурных элементов ключевых квалификаций включают профессиональную направленность личности, профессиональную компетентность, профессионально важные качества, профессионально значимые психофизиологические свойства. Э.Ф. Зеер и Э. Сыманюк в составе ключевых квалификаций называют «метапрофессинальные качества» - «способности, свойства личности, обусловливающие... продуктивность широкого круга социальной и профессиональной деятельности специалиста...;, например, такие качества, как «...организованность, самостоятельность, ответственность,...надежность, способность к планированию, решению проблем и др.». А само понятие «ключевые квалификации» авторы определяют как «метапрофессиональные конструкты широкого радиуса использования, которые включают базовые компетенции и метапрофессиональные качества.


В.И. Байденко дает определение еще одного важнейшего образовательного конструкта - 'профессиональные (профессионально ориентированные) компетенции». Данное понятие интерпретируется как:

«овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой»;

«конструкты проектирования стандартов, ...в которые входят критерии деятельности (мера качества) область применения, требуемые знания»

«эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям рабочего мечта..»;

«интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, позволяющих человеку выполнять трудовую деятельность в современной трудовой среде».

Подводя итог, В.И. Байденко определяет профессиональную компетентность как «готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности. Это связанные с предметом навыки - соответствующие технические приемы, присущие различным предметным областям».


По определению О.В.Ховова (Энциклопедия профессионального образования под редакцией С.Я. Батышева) профессиональная компетентность включает «не только представление о квалификации (профессиональных навыках, как опыта деятельности, умений и знаний), но также освоение социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности». Профессиональная компетенция является основой профессиональных качеств личности. (Как видно, авторы понятия «компетентность» и «компетенция» не разводят).

В.Г. Пищулин обосновывает и включает в профессиональную компетентность такие составляющие, как специальная компетентность (ЗУНы, обеспечивающие самостоятельное выполнение профессиональных действий и дальнейшее профессиональное развитие), коммуникативная компетентность, ауткомпетентность (саморегуляция), навыки устной и письменной речи, организаторская компетентность, поисково-исследовательская компетентность.


А.Дорофеев, рассматривая профессиональную компетентность как показатель качества образования, выделяет следующие её стороны:

«актуальная квалифицированность (знания, умения и навыки из профессиональной области, способность продуктивного владения современными информационными технологиями, необходимыми и достаточными для осуществления профессиональной деятельности)»;

«когнитивная готовность (умение на деятельностном уровне осваивать новые знания, технологии, умение учиться и учить других)»;

«коммуникативная подготовленность (владение родным и иностранным языками...коммуникативной техникой и технологией умение вести дискуссию, мотивировать и защищать свое решение...)»;

«владение методами технико-экономического, экологически ориентированного анализа производства с целью его рационализации и гуманизации...»;

«креативная подготовленность...»;

«понимание тенденций и основных направлений развития профессиональной области и техносферы...»;

«...потребность, стремление и готовность к профессиональному самосовершенствованию, корпоративная самоидентификация и позиционирование»;

«устойчивые и развивающиеся профессионально значимые качества...».

Из анализа литературы по этому вопросу видно, что единый подход, общую систему понятий и категорий выделить сложно.


В своем исследовании мы предприняли попытку сопоставить эти категории с выделенными кластерами компетенций/компетентностей (компетенция в нашем исследовании представляет собой потенциальную компетентность, готовность и стремление к деятельности) по типам: общие - специальные; профессиональные - социально-психологические. Графически эта взаимосвязь может быть представлена в схеме (рис. 1).
Ключевые компетенции/компетентности
Общие компетенции/компетентности («ключевые квалификации»)

Профессиональные компетенции/компетентности

Социально-психологические компетенции/компетентности
Специальные компетенции/компетентности
Профессиональные компетенции/компетентности («профессиональные квалификации») Социально-психологические компетенции/компетентности («профессионально важные качества»)
Рис. 1. Система образовательных конструктов

Как становится видно из рисунка, самое широкое значение имеет понятие «ключевые компетенции». Оно вбирает в себя общие компетенции («ключевые квалификации») - ком­петенции равно необходимые любому специалисту с высшим образованием. Они делятся на собственно профессиональные и социально-психологические (личностные). Специ­альные компетенции, специфичные для той или иной профессиональной деятельности включают в себя - «профессиональные квалификации» и специальные социально-психологические компетенции - ПВК.


Такая система понятий встраивается в представленную модель компетентности выпускника вуза, становится удобной для использования, а это, в свою очередь, позволяет определить систему факторов, принципов, условий формирования компетентности будущего специалиста в ходе образовательного процесса.
http://www.sibcol.ru/modules.php?name=Method&pa=showpage&pid=58&page=2