«клеточные технологии на службе у человека». Учитель Тыщук Н. В - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
2008 Народное искусство как средство совершенствования эстетического... 1 38.98kb.
Т. В. Ежова, Н. Е. Ставская. Информационные технологии на службе... 1 128.51kb.
Шик, блеск, красота в стиле 1 185.69kb.
Урок по обществознанию для учащихся 8 класса по теме «Права человека»... 1 33.26kb.
Выполнила работу: ученица 10 класса Сергеева Наташа учитель биологии 1 66.06kb.
Игровые интенсивные технологии обучения 2 360.21kb.
1. Структура, физико-химические свойства и функции биологических... 1 89.04kb.
Учитель технологии высшей категории моусош №50 Иванкова С. Н 1 105.33kb.
Основные вопросы по государственной гражданской службе 1 161.05kb.
Мораль и её роль в жизни человека. Основные категории морали 1 10.79kb.
Исполнители: Гришарина Н. Г., учитель химии Сергеева О. А., учитель... 1 122.01kb.
Целенаправленное редактирование генов «молекулярными ножницами». 1 99.61kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
«клеточные технологии на службе у человека». Учитель Тыщук Н. В - страница №1/1

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ

В 10 КЛАССЕ (ЕСТ. - МАТ. ПРОФИЛЬ)

ПО ТЕМЕ «КЛЕТОЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СЛУЖБЕ У ЧЕЛОВЕКА». Учитель Тыщук Н.В.

(ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИИ»).
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с основными направлениями клеточной технологии, обучить навыкам получения достоверных данных из средств массовых информации, ведения дискуссии, умению отстаивать свою точку зрения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: за две недели до занятия класс делится на две команды, вбираются спикеры команд. Учащиеся знакомятся с информацией по данной теме и подбирают материал либо в поддержку клеточных технологий, либо выявляют их недостатки.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя (знакомство с темой и задачами урока).

  3. Работа с терминами.

  4. Проведение диспута.

  5. Подведение итогов.


УЧИТЕЛЬ: В природе мы часто сталкиваемся с такими примерами: разделённый на две половины дождевой червь не погибает, а достраивает своё тело до размеров целого червя, у головастика через два часа после нанесения повреждения рана заживает без следа, а у ящерицы за три месяца отрастает новый хвост, если она потеряет прежний. Как называется этот процесс?

УЧАЩИЕСЯ: Регенерация.

УЧИТЕЛЬ: А протекают ли подобные процессы в организме человека? Приведите пример.

УЧАЩИЕСЯ: (отвечают, приводят примеры.)

УЧИТЕЛЬ: Да в организме человека есть клетки, биологический смысл которых – заменить повреждённые в результате травм, болезней, естественного старения другие, специализированные клетки, составляющие органы и системы человека. Это стволовые клетки. Термин "стволовая клетка" (по-английски stem cell) означает, что каждая такая клетка дает начало целому древу потомков, в основании ствола которого она и находится. При делении каждая стволовая клетка дает начало хотя бы одной стволовой клетке. Следующая, возникающая в результате деления клетка, может быть как стволовой, так и пойти по пути дифференциации. Все клетки организма возникают из стволовых клеток. Они способны к самообновлению и, что самое главное, в процессе деления образуют специализированные клетки различных тканей. Из стволовой клетки могут возникнуть и кожная, и нервная клетки, и клетки крови. Стволовые клетки обновляют и замещают клетки, утраченные в результате каких-либо повреждений во всех органах и тканях. Они призваны восстанавливать и регенерировать организм человека с момента его рождения. Стволовые клетки - особый тип клеток, ещё не дифференцировавшихся и, соответственно, имеющих потенциал преобразиться в клетки любых тканей организма.


Цель нашего урока сегодня: познакомиться с основными направлениями клеточной технологии. Клеточные технологии, или, как их чаще называют, технологии, использующие стволовые клетки, привлекают огромное внимание во всем мире. Причин этому много, но основные, наверное, две. Во-первых, с помощью терапевтической трансплантации стволовых клеток имеется возможность лечить или использовать в качестве сопровождающей терапии целый спектр заболеваний. Во-вторых, благодаря не слишком грамотным публикациям в СМИ в массовом сознании использование стволовых клеток ассоциируется с клонированием, "вечной молодостью", "излечением" и выращиванием человеческих эмбрионов "на запчасти". Именно по этому вторая наша задача разобраться в достоверности представленной информации в СМИ. Наш урок пройдёт в форме диспута. Но прежде поработаем с терминологией.

(учащиеся получают раздаточный материал с основными терминами по теме, разбирают их с учителем).



УЧИТЕЛЬ: По своему происхождению стволовые клетки можно разделить на несколько типов: 1. эмбриональные стволовые клетки (источник - бластоциста - зародыш, сформированный к пятому дню оплодотворения). 2. фетальные получают из абортивного материала на 9-12 неделе беременности. 3. клетки пуповинной крови – источник -плацентарно-пуповинная кровь, собранная после рождения ребенка. 4. стволовые клетки взрослого человека – источник - костный мозг, где выделены два вида стволовых клеток: гематопоэтические стволовые клетки, из которых формируются абсолютно все клетки крови и мезенхимальные стволовые клетки, которые регенерируют практически все органы и ткани.

УЧИТЕЛЬ: Познакомившись с терминологией по изучаемой теме, приступим непосредственно к диспуту. У нас две команды: «утверждение» и «отрицание». Одна команда считает, что клеточные технологии необходимы для будущего человека, а вторая команда считает, что в них нет особой необходимости.

Диспут будет проходить в несколько раундов:



  1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД (СПИКЕРЫ КОМАНД ПРЕДСТАВЛЯЮТ КАЖДОГО УЧАСТНИКА КОМАНДЫ).

  2. ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНДЫ УТВЕРЖДЕНИЯ (5 минут).

  3. РАУНД ВОПРОСОВ КОМАНДЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ОТ КОМАНДЫ ОТРИЦАНИЯ.

  4. ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНДЫ ОТРИЦАНИЯ (5 минут).

  5. РАУД ВОПРОСОВ КОМАНДЕ ОТРИЦАНИЯ ОТ КОМАНДЫ УТВЕРЖДЕНИЯ.

  6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНД.

  7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

В каждой команде есть спикеры, которые будут представлять команду и предоставлять слово членам команды. Основная цель: убедить в своей правоте незаинтересованных слушателей (гостей урока). Побеждает та команда, чьи аргументы были более убедительными.

СПИКЕРЫ: представляют команду.

КОМАНДА УТВЕРЖДЕНИЯ.

1. Знакомит со списком заболеваний, которые можно лечить при помощи стволовых клеток.

2. Информирует, в каких областях применяются клеточные технологии.

РАУНД ВОПРОСОВ: команда отрицания задаёт вопросы, с целью уточнения позиции команды утверждения.

КОМАНДА ОТРИЦАНИЯ:

1. Знакомит с недостатками применения клеточных технологий (клетки способны спонтанно перерождаться в раковые клетки; применение таких клеток чревато осложнениями, такими, как заражение пациента вирусами, в том числе гепатитом и даже СПИДом; проведение же диагностики материала на вирусы, увеличивает себестоимость метода, что в конечном итоге приводит к увеличению стоимости самого лечения; в пуповинной крови количество стволовых клеток очень невелико и действенное их применение возможно только однократно для самого ребёнка до 10 лет).

2. Раскрывает серьезные юридические и этические проблемы,

РАУНД ВОПРОСОВ: команда утверждения задаёт вопросы, с целью уточнения позиции команды отрицания.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО КОМАНД: ещё одна попытка доказать свою правоту (в нескольких предложениях).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: гости урока выделяют команду – победительницу.

УЧИТЕЛЬ: исходя из аргументов, представленных командами можно сделать вывод, что применение клеточных технологий необходимо. С этим согласилась даже команда отрицания. Но как они отмечают, при их использовании необходимо учитывать все проблему, которые могут возникнуть и, конечно, их решать.

В настоящее время наука о стволовых клетках как никогда бурно развивается. Начиная с 1990-х годов, каждый день выходят работы исследовательских групп по всему миру:



  • уточняются гены, контролирующие стволовость (т.е. способность самоподдержания в недифференцированном состоянии и способность перевоплотиться в разные типы клеток организма после стимуляции);

  • изучается способность стволовых клеток к миграции в очаги повреждения;

  • выявляются патологии стволовых клеток, приводящие к врожденным болезням;

  • включение стволовых клеток в поврежденную ткань и их дифференцировку;

  • способность выделять белки-факторы роста и специфические регуляторные вещества – цитокины;

  • изучается, как не до конца дифференцированная клетка (скажем, миобласт) может пройти обратный путь в нулевую дифференцировку, а затем преобразоваться в хрящ или кость (в зависимости от микроокружения, в которое она попадет).

Спасибо за работу, мы сегодня с вами не только познакомились с основными клеточными технологиями и областями их применения, но ещё научились из огромного материала, представленного в средствах массовой информации выбирать наиболее достоверную, основанную на научных фактах и подтверждениях.