Клементьева С. В., Самохин С. В. Методические указания к лабораторным работам по курсу «Экономика предприятия». М.: Мгту им. Н. Э. Б - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания к лабораторным работам по курсу «Математическое... 1 261.57kb.
Теоретические вопросы для сдачи допусков к лабораторным работам по... 1 61.31kb.
Методические указания к выполнению домашнего задания по дисциплине... 5 670.5kb.
Методические указания по курсу «Управление инновационными процессами»... 1 486.81kb.
Оргкомитет конференций 1 85.53kb.
Методические указания по выполнению дипломных работ для студен­тов... 2 463.74kb.
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов... 6 978.26kb.
Методические указания для самостоятельной работы студентов по курсу... 1 154.88kb.
Аннотированный каталог литературы по мясной и птицеперерабатывающей... 1 142.45kb.
Т. В. Шишкина Составители: Е. Г 1 338.43kb.
Петрова Л. В. Формирование учетной политики организации для целей... 1 268kb.
Доклад учителя истории и обществознания Матвеенко В. А. п. Ракитное... 1 81.39kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Клементьева С. В., Самохин С. В. Методические указания к лабораторным работам по - страница №1/1



Московский государственный технический университет

имени Н.Э. Баумана



С.В. Клементьева, С.В. Самохин


Методические указания

к лабораторным работам

по курсу

«Экономика предприятия»

Москва 2006

УДК 338.45(075.8)


Клементьева С.В., Самохин С.В. Методические указания к лабораторным работам по курсу «Экономика предприятия». – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006.- 22 с.
Настоящие методические указания издаются в соответствии с учебным планом по специальности 220701 – «Менеджмент высоких технологий» и 080507 – «Менеджмент организации».

Рассмотрены, утверждены и рекомендованы к изданию учебно-методической комиссией факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана



ОГЛАВЛЕНИЕ

Лабораторная работа «Формирование цены продукции» ……………4

Лабораторная работа «Маркетинг-план» …………………………… 13

Список литературы …………………………………………………….18

Приложение 1. ……………………………………………………….....19

Приложение 2. ………………………………………………………….21



Лабораторная работа

Формирование цены продукции
Цель лабораторной работы: изучение влияния рыночных условий на формирование цены продукции; освоение методов ценообразования; обучение методам коллективной деятельности при прогнозировании рыночной цены продукции.

Методика проведения работы:

Группа разбивается на подгруппы по 2-3 человека. Каждая подгруппа представляет собой предприятие, выпускающее машиностроительную продукцию и решающее для себя вопрос выбора изделий, которые будут производиться на предприятии. Каждая команда должна обосновать свой выбор, обосновывая принимаемое решение расчетами и выводами, отраженными в отчете.



Содержание отчета:

  • Расчет себестоимости единицы продукции для изделий;

  • Расчет верхнего предела цены (цены безразличия) для изделий;

  • Планирование рыночной цены для изделий;

  • Выводы

Постановка задачи

Производственный процесс заключается в сборке изделия из закупаемых предприятием комплектующих (узлов и деталей). При сборке используется оборудование, имеющееся на предприятии. Информация о типе имеющегося оборудования, его производительности, сроке использования, первоначальной стоимости содержится в файле ЦЕНА.хls.(Приложение 2, рис.1,2,3).



При выборе изделий, которые будут производиться на предприятии, необходимо руководствоваться возможностями предприятия производить изделия, не закупая новое оборудование.
У предприятия имеется информация о затратах на производство и сбыт изделий, планируемых объемах продаж и ценах изделий-аналогов.

Все изделия имеют одно функциональное назначение, но различные потребительские характеристики, конструкцию. Ввиду конструктивных особенностей, изделия производятся из различных комплектующих и на различном оборудовании.



Данные о типах оборудования, ценах комплектующих и их количестве, необходимом для производства изделий приведены в файле ЦЕНА.хls.

Порядок проведения работы


На основании данных, приведенных в файле ЦЕНА.хls., необходимо:

  • Выбрать изделия, которые будут производиться на предприятии

При выборе изделий необходимо учитывать загрузку производственных мощностей.

  • Определить себестоимость изделий

  1. Провести анализ структуры себестоимости, видов затрат на изделия;

  2. Рассчитать сумму прямых и косвенных затрат для изделий (плановую калькуляцию изделий).

  • Определить цену безразличия изделий

Для расчета использовать параметрический метод ценообразования, применив показатель степени m=0,5.

  • Спланировать розничные цены изделий

Планируемая прибыль – 40% от себестоимости;

Ставка НДС -18%; Ставка акцизного налога – 10%;

Наценка сбытовой организации - 15 %; Торговая наценка – 20%.


  • Обосновать решение о выборе изделий, которые будут производиться на предприятии

  1. Оценить возможность предприятия производить изделия на имеющемся оборудовании;

  2. Проанализировать розничные цены изделий.

Расчет себестоимости изделий


Под себестоимостью понимается стоимостная оценка ресурсов, используемых в процессе производства и сбыта продукции (сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов), а также других затрат на производство и реализацию продукции.

Для анализа структуры себестоимости все затраты на производство и реализацию продукции группируются по экономическим элементам и статьям расходов.

Затраты, образующие образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием на следующие элементы:


  • материальные затраты;

  • затраты на оплату труда;

  • отчисления на социальные нужды;

  • амортизация основных фондов;

  • прочие затраты.

В элементе "Материальные затраты" отражается стоимость:

приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом при изготовлении продукции (проведении работ, оказании услуг);

покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) для обеспечения нормального технологического процесса и для упаковки продукции или расходуемых на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, ремонт и эксплуатация оборудования, зданий, сооружений, других основных фондов и прочее), а также запасных частей для ремонта оборудования, износа инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других средств труда, не относимых к основным фондам, износа спецодежды и других малоценных предметов; покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке на данном предприятии; работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями или производствами и хозяйствами предприятия, не относящимися к основному виду деятельности. К работам и услугам производственного характера относятся: выполнение отдельных операций по изготовлению продукции, обработке сырья и материалов, проведение испытаний для определения качества потребляемых сырья и материалов, контроля за соблюдением установленных технологических процессов, ремонта основных производственных фондов и прочее. Транспортные услуги сторонних организаций по перевозкам грузов внутри предприятия (перемещение сырья, материалов, инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цехи (отделения) и доставка готовой продукции на склады хранения, до станции (порта, пристани) отправления также относятся к услугам производственного характера; природного сырья (отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы, на рекультивацию земель, оплата работ по рекультивации земель, осуществляемых специализированными предприятиями, плата за древесину, отпускаемую на корню, плата за воду, забираемую предприятиями из водохозяйственных систем); приобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и других видов), отопление зданий, транспортные работы по обслуживанию производства, выполняемые транспортом предприятия; покупной энергии всех видов (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и других видов), расходуемой на технологические, энергетические, двигательные и другие производственные и хозяйственные нужды предприятия. Затраты на производство электрической и других видов энергии, вырабатываемых самим предприятием, а также на трансформацию и передачу покупной энергии до мест ее потребления включаются в соответствующие элементы затрат; потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.

Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу "Материальные затраты", формируется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями.

В элементе "Затраты на оплату труда" отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, компенсации, выплачиваемые в установленных законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.

В состав затрат на оплату труда включаются выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда, а также иные выплаты подобного характера в установленном порядке.

В элементе "Отчисления на социальные нужды" отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, государственного фонда занятости и медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу "Затраты на оплату труда" (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются).

В элементе "Амортизация основных фондов" отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.

К элементу "Прочие затраты" в составе себестоимости продукции (работ, услуг) относятся налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования), отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, оплата работ по сертификации продукции, затраты на командировки, подъемные, плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, затраты на организованный набор работников, на гарантийный ремонт и обслуживание, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, плата за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов (или их отдельных частей), амортизация по нематериальным активам, а также другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции (работ, услуг), но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.

Для определения себестоимости единицы продукции, когда необходимо учесть затраты, приходящиеся на какой-либо определенный продукт, используется калькуляционная система учета затрат. Она позволяет учесть факторы, под влиянием которых формировалась себестоимость.



Калькуляция расчет себестоимости единицы продукции. Калькуляция производится по калькуляционным статьям расходов, в которых все затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямые – затраты, которые можно непосредственно отнести на продукт.

Косвенные – затраты, которые нельзя определить прямым путем для единицы продукции.

Полная себестоимость изделия Sполн является суммой прямых и косвенных затрат.



Калькуляционные статьи затрат

  1. Сырье и основные материалы.

  2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие.

  3. Возвратные отходы.

  4. Транспортно-заготовительные расходы.

  5. Топливо и энергия на технологические цели.

  6. Основная заработная плата основных производственных рабочих (ОПР).

  7. Дополнительная заработная плата ОПР.

  8. Единый социальный налог по заработной плате ОПР.

  9. Расходы на содержание и эксплуатацию технологического оборудования.

  10. Общепроизводственные расходы.

  11. Затраты на освоение новых конструкций и новых производств.

  12. Допустимые для данного производства потери от брака.

  13. Общехозяйственные расходы (управленческие).

Статьи 1-9 – прямые затраты, которые всегда можно рассчитать по данным конструкторско-технологической документации. Статьи 10-13 – косвенные затраты, которые определяются за период и распределяются между изделиями по пропорциональной базе.
Расчет косвенных затрат в себестоимости единицы продукции

Рассмотрим порядок расчета косвенных затрат при распределении пропорционально основной заработной плате ОПР.



  1. Составляется смета косвенных затрат за период и определяется их сумма

  2. За период рассчитывается основная заработная плата ОПР цеха или подразделения

(1),

где - основная заработная плата ОПР по j-изделию;



- объем производства j-го изделия.


  1. Определяется ставка распределения косвенных расходов

(2).


  1. Рассчитывается значение косвенных затрат в себестоимости единицы продукции

(3).

Методы ценообразования


Затратный метод – формирование цены на основе себестоимости изделия. На практике наиболее широко используется метод полных затрат [1,5], при котором за базу формирования цены принимается полная себестоимость продукции Sполн, а целью метода является обеспечение заданного уровня прибыли на 1 руб. суммарных затрат на производство.

Цена безразличия – такая цена, превышение которой приведет к потере интереса к данной продукции, к падению спроса на нее. Для установления цены безразличия часто используется параметрический метод ценообразования [3,5]:

(4),

где хНi, хАНj - сравниваемые параметры рассматриваемого изделия и изделия-аналога;

m – показатель степени, учитывающий влияние изменения параметра х на цену изделия, величина которого может быть найдена в процессе исследования рынка.
Лабораторная работа

МАРКЕТИНГ-ПЛАН
Цель лабораторной работы: изучение методов исследования и освоения новых рынков продукции для предприятия; освоение методов составления плана маркетинга; обучение методам коллективной деятельности при формировании плана предприятия в условиях ориентации на рынок.
Методика проведения работы:

Группа разбивается на подгруппы по 2-3 человека. Каждая подгруппа представляет собой предприятие, выпускающее токарные станки с ЧПУ и решающее для себя вопрос выбора стратегии выхода на рынок на основе плана маркетинга. Каждая команда должна обосновать свой выбор, обосновывая принимаемое решение расчетами и выводами, отраженными в отчете.



Содержание отчета:

  • Определение основных параметров рынка станков с учетом нового станка Т-4;

  • Планирование основных показателей хозяйственной деятельности предприятия;

  • Выводы


Постановка задачи

На рынке токарных станков с ЧПУ работает 3 предприятия. Эти предприятия производят и продают, соответственно, следующие модели станков: Т-1, Т-2, Т-3. Станки имеют близкие потребительские характеристики: точность, габаритные размеры, мощность и т.д.


Данные об объемах продаж, цене, затратах на НИОКР, рекламу, переменных и постоянных расходах приведены в файле МАРКЕТ.хls. (Приложение 2, рис.4,5).

Фирма "Ф" разработала и подготовила к производству станки с ЧПУ токарной группы (Т-4) и планирует начать освоение рынка. По своим техническим и эксплуатационным характеристикам станок Т-4 приближается к импортным станкам токарной группы. Модель Т-4 имеет примерно те же потребительские характеристики, что и модели станков 3-х отечественных предприятий, уже реализуемых на рынке.


Каждая из играющих команд, должна разработать и обосновать план маркетинговой деятельности, который обеспечил бы успех Т-4 на рынке. Критерий успешности: захват лидерства на рынке станков токарной группы и обоснованная доля рынка станка Т-4.

Порядок проведения работы

На основании данных, приведенных в файле МАРКЕТ.хls., необходимо:



  • Оценить ситуацию на рынке.

  1. Рассчитать объемы реализации по каждой модели станка.

  2. Определить объем (емкость) рынка и долю рынка по каждой модели станка.

  3. Рассчитать прибыль (убытки) по каждой модели станка.

  4. Выявить лидера среди трех моделей станков. В качестве критерия "лидерства" можно рассматривать долю рынка, прибыль, объем продаж и т.п. Желательно обосновать выбор критерия.

  5. По данным о затратах на рекламу и модернизацию (технологическое усовершенствование) станков оценить степень влияния этих затрат на объемы продаж и доходы фирм.

  • Спланировать стратегию выдвижения на рынок станка Т-4.

  1. Предложить цены и объемы продаж станка модели Т-4 на 3 года вперед, обосновав предложенные цифры с учетом статистики, представленной в файле МАРКЕТ.хls.,

  2. Спланировать затраты на рекламу и модернизацию станка на 3 года вперед для станка Т-4.

  3. Предложить и обосновать каналы распространения рекламной информации, а также предложить тип рекламы.

  4. Рассчитать планируемые доходы, расходы и прибыли фирмы "Ф" по модели станка Т-4, опираясь на данные файла МАРКЕТ.хls.

Основные понятия и категории маркетинга


Рынок – совокупность потребителей и производителей продукции (услуг), осуществляющих обмен в стоимостном и натуральном выражении.

Сегмент рынка – часть рынка, выделенная по какому-либо признаку: географическому, демографическому, продуктовому и т.д.

Мощность – физический объем продаж в выбранном сегменте рынка, без учета ограничения на покупательскую способность клиентов.

Потенциал – возможный объем продаж при установленной цене на продукцию (Чаще всего для товаров народного потребления при снижении цены на продукцию потенциал рынка растет. Для оборудования, сложной техники и т.п. потенциал не обязательно должен расти с уменьшением цены).

Емкость рынка – статистический объем продаж продукции в стоимостном или натуральном выражении за период (чаще всего за один год). При расчете величины емкости рынка следует учитывать импорт и экспорт продукции в рассматриваемом сегменте рынка

(5),

где Nk – сумма объемов продаж всех конкурентов, (шт);



I - объем импорта, (шт);

Э – объем экспорта, (шт).

Доля рынка – часть рынка, занимаемая конкретным производителем (продавцом) по отношению к остальным конкурентам

(6),

где Nc – объем продаж одного из конкурентов, (шт).

Между стратегией предприятия и средствами ее осуществления должна быть тесная взаимосвязь. Поэтому политика в области новых изделий, технологий и уcлуг, разрабатываемых и выводимых предприятием на рынок, должна исходить из стратегических целей фирмы. Наиболее часто встречающиеся стратегические цели предприятия можно сформулировать так: завоевать или удержать долю рынка для своих изделий; повысить качество выпускаемых изделий до уровня лидеров рынка; добиться максимального использования материальных людских и финансовых ресурсов; сохранить уровень занятости персонала фирмы; обеспечить прибыльность, рентабельность и ликвидность на определенном уровне [2].

Выбор стратегической цели зависит от политико-экономической ситуации в государстве, существующего законодательства в области хозяйственной деятельности, экологии и перспектив его изменения, тенденций рынка, а также производственно-технологических и финансовых возможностей предприятия.

Можно выделить следующие виды стратегий [4]:

1. Предприятие принимает решение о продолжении выпуска изделий и их продажи на «старых» рынках. Исчерпывают возможности уже известного рынка и заинтересованности в потребительских качествах выпускаемых изделий; предприятие получает умеренную, но стабильную прибыль.

2. Освоение новых рынков с целью увеличения объема продаж имеющихся изделий; эта стратегия предполагает увеличение доли рынка и рост прибыли. Цель достигают за счет использования инструментария маркетинга, не затрагивая конструкцию и технологию изготовления изделия.

3. Модифицированный, улучшенный ассортимент имеющихся изделий и новые изделия продаются на «старом» известном рынке. Заполнение новых «ниш рынка» в перспективе позволит сохранить высокую долю рынка. Если во втором случае прибыль может быть достигнута достаточно быстро за счет расширения рынка «старых» товаров, то данная стратегия предполагает извлечение прибыли в будущем за счет сохранения гарантированной доли рынка.

4. Данная стратегия связана с проблемами диверсификации рынков и продуктов. Как правило, новые изделия имеют взаимосвязь с ранее выпускаемыми. Например, автомобильные компании могут производить мотоциклы или автомобильные колеса. Для стратегии этого поля характерна ориентация на прибыль, рост объемов и стабильность доли рынка в перспективе. Реализация этой стратегии в области новых изделий сопряжена как с возможностью получения довольно высоких прибылей, так и коммерческим риском. Разработка новых конкурентоспособных изделий всегда требует значительных инвестиций в систему создания и освоения новой техники. Поэтому не следует сразу ожидать больших прибылей. Однако, такая стратегия хороша для получения прибыли в будущем.

Список литературы


1.

Инженерная экономика: Учебник / Под ред. А.А. Колобова, А.И. Орлова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 668 с.

2.

Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - М.: Внешторгиздат, 1993. - 304 с.

3.

Савченко Н.Н. Технико-экономический анализ проектных решений: Уч. пособие.- М.: Экзамен, 2003. – 113 с.

4.

Фалько С.Г. Инновационный менеджмент. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996. - 111 с.

5.

Экономика предприятия: Учебник / И.Э. Берзинь, С.А. Пикунова, Н.Н. Савченко и др.; Под ред. С.Г. Фалько. – М.: Дрофа, 2003.–368 с.

Приложение 1



Отчет по лабораторной работе “Формирование цены продукции”

Курс «Экономика предприятия»



Кафедра ИБМ-2

Выполнили студенты ___________________________________

____________________________________



Группа _________________________________

Данные по предприятию:

Вид оборудования




Количество оборудования (ед)




Производительность единицы оборудования (изд./год)




Суммарная производительность оборудования (изд./год)




Срок службы оборудования (лет)




Первоначальная стоимость (д.е.)




Годовые амортизационные отчисления (д.е./год)







Изделия

Затраты








Прямые затараты (д.е./шт)







Из них материалы и комплектующие (д.е./шт)







Косвенные затраты (д.е./шт)







Полная себестоимость (д.е./шт)







Цена безразличия (д.е./шт)







Цена отпускная (д.е./шт)







Цена оптовая (д.е./шт)







Цена розничная (д.е./шт)






Принял преподаватель ________________________________

Дата __________________
Отчет по лабораторной работе “Маркетинг-план”

Курс «Экономика предприятия»



Кафедра ИБМ-2

Выполнили студенты ___________________________________

____________________________________



Группа _________________________________
1. Предполагаемая емкость рынка, доля рынка, которую планирует занять предприятие, выпускающее станок Т-4.

Прогнозируемый объем продаж и цена станка Т-4.



ГОДЫ

7

8

9

Планируемая емкость рынка, (шт)










Доля рынка, (%)










Объем продаж, (шт)










Цена, (ДЕ)









2. Расчет прибыли и убытков для предприятия, выпускающего станок Т-4.



ГОДЫ

7

8

9

Объем реализации, (ДЕ)










Постоянные затраты










- реклама, (ДЕ)










- модернизация, (ДЕ)










- производственные и управленческие, (ДЕ)










Переменные затраты, (ДЕ)










ПРИБЫЛЬ, (ДЕ)









Принял преподаватель ________________________________

Дата __________________

Приложение 2



Рис.1. Исходные данные в программе «Цена»



Рис.2. Таблица затрат в программе «Цена»



Рис.3. Таблица результатов в программе «Цена»



Рис. 4. Исходные данные для расчета в программе «Маркетинг»




Рис. 5. Таблицы статистики затрат в программе «Маркетинг»