Классный час в 5 классе на тему: «Из глубины веков» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Классный час по теме «Мои увлечения» 1 34.08kb.
Классный час в 5-6 классах на тему «Правила поведения в чрезвычайных... 1 186.91kb.
Россия Бурятия: вместе сквозь время!!! 1 102.19kb.
Классный час в 8 классе Тема: «Сквернословие и здоровье» 1 83.92kb.
Классный час в 11 классе: «Законодательство о противодействии коррупции» 1 19.28kb.
Моу «Солонцинская сош» крещение. Час доброты. Классный час в 1,3... 1 67.71kb.
Классный час Золотое кольцо России Классный руководитель 6 класса... 1 114.2kb.
Мбоу «Болотская сош» Белевского района Тульской области Провела:... 1 99.68kb.
Классный час в 8 «Б» классе Тема: Кубанское значит качественное! 1 82.32kb.
Классный час «Как победить дракона, или удержись от вредной привычки! 1 141.56kb.
1. классный час как «единица» воспитательного процесса 2 386.14kb.
- 1 206.54kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Классный час в 5 классе на тему: «Из глубины веков» - страница №1/1

Классный час в 5 классе на тему:

«Из глубины веков»

Провела: Тутунова Елена Викторовна, учитель истории.

Цель и задачи: 1. знакомство со школьным музеем;

2.сформировать представление об историческом прошлом

нашего края;



3. продолжить формирование умений анализировать, обобщать

и оценивать исторические факты, обосновывать своё

отношение к ним;

4. воспитывать чувство гордости и любви к

Родине.


Оборудование: слайды, фотографии, экспонаты школьного музея, ТСО. Форма проведения: проводится на базе школьного музея, принимают участие

учащиеся-экскурсоводы 9-11 классов.



изображение 001

Музей СОШ №14


Ход

  1. Организационный момент.

II. Читает стихотворение учащийся.

Стихотворение (на фоне музыки).

У каждого есть Родина своя,

У каждого есть маленькое солнце.

На родине заботы не томят,

На родине и радостней поётся.

У каждого есть Родина своя,

У каждого есть дом,

Где он родился,

А где родился, там

И пригодился –

Вот так у нас в народе говорят.

У каждого есть Родина своя,

А Родина солгать

Не позволяет,

И если я встречаюсь с негодяем,

То Родина мне силы умножает.

У каждого есть Родина своя,

А Родина для каждого святая.

Н.Дружков.



Классный руководитель:

Родина! Особенно звучит это слово, полное глубокого смысла. Обширна и многообразна наша страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства её. Обширны леса. Высоки горы, в снеговых вершинах которых отражается свет яркого солнца. Широки знойные степи. Глухая сибирская тайга раскинулась океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные по стране. На многих языках говорят люди, населяющие нашу Родину. Россия – это и тропинка с бродом через ручей, и одна шестая суши на мировой карте. Это и наша столица – Москва, и небольшое село. Это наша история. Россия – это ты и я с нашими радостями и заботами, проблемами и любовью. Понятие «родина» для каждого человека своё.

История любой страны начинается с истории маленьких городков. Как много интересного и увлекательного порой таится в небольших малоприметных русских городках! Нередко они хранят сокровища, которые не уступают знаменитым памятникам национальной культуры.

Любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю.

Сегодня наш классный час мы проводим в школьном музее. Наша задача: познакомится поближе с ним и поговорить о прошлом нашего края.

С историей нашего края познакомит нас экскурсовод нашего музея…….



Выступление 1 экскурсовода:

Самые ранние оседлые поселения в окрестностях Пугачева существовали 8-10 тыс. лет назад, археологи относят их к позднему периоду каменного века.

Долгое время берега Б.Иргиза были безлюдными. Сюда приходили кочевники: скифы, хазары, половцы. Когда племена вступали в заволжские степи, то видели реку, которая величественно несла свои воды. Они поразились её красоте. Племена не задерживались здесь долго, как только животные съедали травы на степных пастбищах, стада угоняли дальше.

В IX в. облюбовали эти богатые земли башкиры. Потомки этого народа и сейчас живут в верховьях рек Б. Иргиз и Камелик. Этот народ создал немало легенд и сказок о нашем крае. О них мы будем говорить на другом занятии.

На реке Б. Иргиз перекатов много, но такого, как у нашего города не найти, люди оценили удобную переправу ещё тысячу лет назад. Кочевники-башкиры перегоняли здесь свои стада. До XIII века постоянных поселений по берегам Б.Иргиза не было.

Много повидал на своем веку «мудрый» Иргиз. Он помнит, как властвовали на его берегах татаро - монголы. Во время Золотой Орды на месте нашего города располагался поселок с мечетями, караван-сараями, глинобитными саклями. После распада Золотой Орды в XV в. земли отошли государству ногаев. В XVI в. ногайский хан принял русское подданство, и обширные земли степного Заволжья навсегда воссоединились с Русским государством.

Недобрая слава здешних мест служила прикрытием для беглых крестьян и солдат. Они то и были первыми селянами в наших краях. Люди обзаводились семьями, женились, а «венчал живущий на том Иргизе поп в сделанной на том же Иргизе часовне». Слухи о поселениях на Иргизе достигали властей. Время от времени из центра сюда направляли экспедиции для отлова беглых. Кроме опасности от правительственных войск, для местных жителей существовала и другая - набеги степных кочевников. Поэтому русские тогда жили в укромных местах иргизских лесов. В архивах, например, упоминается зимовье малыковского крестьянина Ивана Михайлова в урочище Каменный Юрт (возле нынешнего села Каменка, что в 6 км от г. Пугачева).

В ту пору, в1699г., из слободы Малыковки (ныне город Вольск), а также слободы Терсы поступали государю и правительству свидетельства о том, что на левой стороне Волги земли «остались, не меряны и не межеваны, потому что по степи калмыки и башкиры кочуют зимовьями. А русских людей жилья нет».

В 1667 году начался раскол в русской православной церкви. Внешним поводом раскола было то, что патриарх Никон ввел некоторые новшества в церковные обряды (с точки зрения современного человека не существенные). Но в то время они вызвали резкий протест среди множества верующих. Старообрядцы были преданы «анафеме», т. е. проклятию. Тысячи людей, спасаясь от преследований, бежали на окраины России. Немало убегало и от податей. Малыковцы же испытывали симпатию к беглым и поэтому в правительственных донесениях указывали, что поселений нет.

Здесь же жили монахи, т. к. царское правительство охотно отдавало Заволжские земли на откуп монастырям. В 1716-1718 г. по указу Петра Ι в степи стали переселять раскольников – людей, не признававших церковных реформ.

Сначала старообряцы основали скиты, а те впоследствии превратились в крупные раскольничьи монастыри. Первым завел скит на Иргизе раскольник Авраамий, уроженец села Садовки Казанской губернии. Он занял в тридцати верстах от Волги так называемый Медвежий Гай – образованный Иргизом и Монастырским озером возвышенный полуостров.

Выходец из Польши, иеромонах Пахомий вместе с 17 иноками образовал независимый скит. Их кельи стояли на лугу, который с одной стороны омывался Иргизом, а с другой стороны - озером Камышовым. Вскоре к Пахомию пришел товарищ по изгнанию инок Филарет. Но он не ужился долго под началом Пахомия и, окружив себя приверженцами, образовал неподалеку самостоятельный скит.

Семью верстами выше Пахомова скита, на Старицком Юру, основал скит еще один выходец из Польши – инок Исаакий. С группой иноков он занял обросший со всех сторон чернолесьем участок между изгибом реки Иргиз и озером Калач. Местное население часто обращалось к инокам за советами религиозного и нравственного характера, приглашало их для свершения различных треб. Раскольники содержали за свой счет бесприютных детей, выкупали русских пленных у кочевой орды, укрывали у себя беглых преступников, оказывали материальную помощь новым переселенцам.

Выступление 2 экскурсовода:

Прошли годы, и старообрядческие скиты, расположенные по периметру Слободы Мечетной, превратились в богатые монастыри.

Итак, самый первый монастырь - «Спасо – Преображенский» - был расположен в 18 км от города на излучине реки Большой Иргиз. (Показ картосхемы. См. Приложение.)

Сейчас на этом месте расположен пансионат « Пугачевский». Здесь лечат больных с расстройством нервной системы.

Второй монастырь – «Нижний Воскресенский» располагался у озера Монастырское. В настоящее время на этом месте – поселок Криволучье.

Поселок Мопр образовался сразу на месте двух монастырей – женского «Средне –Успенского» и мужского «Средне – Никольского». Сейчас в этом поселке ведутся реставрационные работы по возрождению «Свято – Никольского» монастыря. На месте Вознесенского Верхнее – Покровского – УШ 382/17 г. Пугачева.

Только во второй половине XVIII в. (60-х г.) началось легальное заселение Заволжья. 4 декабря 1762 г. царица Екатерина ΙΙ издала манифест, по которому приглашались из-за границы люди всех наций, а также и русские беглецы, которых много жило в Польше в раскольничьих слободах.

«Да ниже города Самары по реке Волге до устья речки Иргиз и вверх по Иргизу, к поселению на несколько тысячь семей, весьма плодородные и выгодные земли имеются, на которых при устье Большого Иргиза и по другим рекам более тысячи российских подданных уже поселилось».

Первый «указной лист» на проживание был выдан нескольким крестьянам по фамилиям: Зобов, Косов, Захаров. Такие фамилии и теперь распространены в нашем городе и районе. Этих людей, да еще нескольких беглых, и можно считать основателями нашего города, вернее поселения, на котором вырос наш город.

Так в 1764 году на месте татарского поселения появился городок и назвался Слободой Мечетной. В те времена слобода имела одну улицу, тянулась она вдоль реки Б. Иргиз и в последствии стала называться Казанская (теперь это улица К. Марса). На месте нынешнего Революционного проспекта располагались гумна (где молотили зерно) и выгоны для скота. По первой переписи 1765г. в Слободе Мечетной жили 264 души мужского пола, женщин тогда не считали. Вокруг Слободы росли густые леса. В них водились: медведи, лоси, кабаны, в степях паслись дикие лошади – тарпаны. Это были очень красивые животные серой масти с чёрными гривами и хвостами.

В 1772 году побывал на Иргизе донской казак Е. И. Пугачев. (Показ иллюстраций.)

В «Средне – Никольском» иргизском монастыре под видом раскольника он скрывался от правительства. Жители слободы помогли Пугачеву не только советом, но и деньгами. Многие жители «прониклись» речами о свободе, о земле и примкнули к отряду Е. И. Пугачёва. Большинство приняло участие в крестьянском восстании под его руководством.

Выступление 3 экскурсовода:

Шли годы, и Слобода Мечетная росла, превращаясь постепенно в типично купеческий город. В 1835г. в нем уже насчитывалось 500 дворов и вместе с уездным населением 600 тыс. человек.

Ко дню рождения царя Николая I решено было переименовать Слободу в город Николаевск. По случаю такого праздника люди вышли на главную площадь города – Хлебную (теперь здесь находится сквер Победы и кинотеатр «Октябрь») и выразили радость: гремя заслонками от печей, чугунами и ведрами - это был своеобразный оркестр. Более четверти населения вновь открытого города записалось в купцы, тем самым мечетинцы приобрели некоторые льготы и права: они освобождались от рекрутской повинности и подушной подати, не подлежали телесным наказаниям, руководили делами в городском самоуправление. Остальные три четверти горожан оставались в крестьянском сословии.

Жителям трудно было привыкнуть к городским порядкам. Появились правила общежития, которые следовало неукоснительно выполнять. Например: «детей малолетних к реке, колодцам и на улицу не пускать, хороводами по деревенскому обычаю не собираться, по ночам песни не петь, скот на улицу не пускать».

Летом 1839 года от большого пожара Николаевск почти весь выгорел. К этому времени в городе уже насчитывалось до 4000 дворов. От огня едва уцелело 70. После пожара город начал строиться по плану, утвержденному самим царем Николаем. Эта планировка города, в основном, сохранилась, до настоящего времени. Прямые широкие улицы, строгие прямоугольники городских кварталов на ровных террасах иргизской долины, составляют характерную особенность планировки нашего города. По царскому проекту границами города устанавливались: Южная улица, Кузнечная (теперь улица 40 лет Октября), Северная и по реке Б.Иргиз. Теперь город значительно перерос эти границы, но в XIX веке запроектированные кварталы застраивались крайне медленно.

Вскоре после открытия города, здесь были построены: тюремный замок, здание полиции, казначейства и земского суда (теперь в нем краеведческий музей), а также дом воинской казармы (ныне место школы -интерната). Все эти казенные здания строились на выгоне, вдоль будущей Уральской (теперь Топорковской) улицы, получившей свое название от большой дороги из города Уральска, проходившей здесь от переезда через реку Иргиз.

В 1840 году из Хвалынского и Кузнецкого уездов в г.Николаевск переселилось много татар, создавших на его основе татарскую слободу. Обосновавшиеся татары в начале XX века (1903 год) построили мечеть на народные деньги. Большую помощь оказали богатые люди. Среди них Шамир-бай-Шамсутдин и Юсуп-бай из деревни Сафарка Дергачевского уезда.

Это здание не сохранилось. В настоящее время действует другая мечеть, построенная в октябре 1992 года (Показ фотографии. См приложение).

Город Николаевск был известен своей пшеницей, хлебом белым, душистым, необыкновенно вкусным. Сорта заволжской пшеницы «Русаки», «Полтавка», «Белотурка» закупали со всех краёв России и поставляли за границу. Платили за него золотом. Может быть, отсюда и пошло словосочетание - «золотая пшеница».

По вторникам и пятницам, а эти базарные дни сохранились до сих пор, крестьяне ближних и дальних сел уезда привозили в город хлеб на продажу. К тому же три раза в год было принято устраивать шестидневные ярмарки, которые назывались «соборная», «вознесенская» и « спасская».

Кроме пшеницы торговали мукой. На экспорт из Заволжья шли лучшие сорта муки: «манная», «голубое клеймо». Мука вырабатывалась на местных мельницах.

В 1808 году саратовский купец Мартин Ситников приобрел участок земли против Слободы Мечетной на левом берегу р. Иргиз. Здесь была построена первая водяная мельница, перешедшая потом к нижегородскому купцу Луке Волковойнову.

Через сто лет владельцем стал внук, Владимир Волковойнов. Он восстановил её после пожара (8 июля 1906 года). Стоимость мельницы оценивалась в 91356 рублей. Имелись здесь также следующие строения: мельничный кирпичный крытый железом четырехэтажный корпус с машинным отделением, водяная турбина, паровая машина с котлами, два амбара для засыпки зерна и самотаска- элеватор.

Самая крупная мельница была построена в Николаевске в 1905 году, а в 1911 году сгорела. После пожара она попала в руки купца Савелия Чемодурова. Он восстановил мельницу, сделал реконструкцию, оснастил новым оборудованием и механическим транспортом, установил паровую машину с котлами. Ежегодно николаевский купец Чемодуров на осенней ярмарке рекламировал продукцию своего завода. По его приказу пекли калач до 2-х метров в поперечнике и до 1,5метров в высоту, калач накрывали скатертью и дюжие мужики прыгали на нем, а хлеб не разламывался, не крошился и только пружинил, как современный батут.

Славился город своими мастерами и ремесленниками. Во всем уезде нельзя было найти лучших кожевенников, сапожников, катальщиков валенок.

С развитием капитализма в России, в Николаевске тоже стали одно за другим открываться предприятия: мельницы, маслобойни, мыловаренный, лесопильный заводы. А фамилии купцов и промышленников Фомина, Войковойнова, Скворцова, Ястребова, Мальцева дошли до наших времен, остались в символах на старинных зданиях города.

Городу Николаесвку был присвоен, как водилось, и герб. В полном собрании законов Российской империи есть его описание и рисунок. «В серебряном щите два зеленых снопа пшеницы накрест положены и перевязаны червленой лентою». Колосья пшеницы означают развитие земледелия. В вольной, т.е. в верхней части герб Самарской губернии - дикая коза. В то время Николаевск относился к Самарской губернии. Щит города увенчан « серебряной короной о трех зубцах и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровской лентою». Такой герб был утвержден в 1910 году. См Приложение.

В 1918 году наш город по инициативе В.И.Чапаева был переименован в город Пугачёв.



Классный руководитель: А теперь слово представляется учителю истории Харченко Наталье Павловне, которая расскажет о создании нашего школьного музея.

Выступление учителя истории: Торжественное открытие нашего музея состоялось 6 марта 2006 года. Благодаря инициативе учителей и поддержке учащихся был собран богатый материал о культурном наследии нашего народа XIX-XX века. Как видите, здесь имеются и предметы быта, и одежда, и орудия труда, и многое другое. Работа продолжается, возможно, кто-то уже принимает участие в пополнении экспонатов музея. В перспективе открытие второй комнаты – зала «Боевой и Трудовой Славы», нужно только решить вопрос о финансировании этого проекта. Отличительная черта нашего музея – это биографии и истории учителей нашей школы. Материал пополняется учащимися. Всех, кто желает с нами работать, мы приглашаем. А теперь вы ребята можете походить и внимательно рассмотреть экспонаты нашего музея. Если у вас возникнут вопросы, то вы можете обращаться к нашим экскурсоводам.

Классный руководитель:

Вот и закончился наш классный час.

- С чем вы, ребята, сегодня познакомились?

- Что нового вы узнали о нашем городе?

- Что больше всего вам понравилось в музее?

На этом наш классный час закончен.




Приложение к классному часу.
изображение 011
plangorod

изображение
Мечеть. 2007 год.

melniza
Мельница Волковойнова.


pugachev
Герб города Николаевска.