Как и другие коммерческие организации, муниципальное унитарное предприятие может быть признано несостоятельным и подвергнуто процеду - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Как и другие коммерческие организации, муниципальное унитарное предприятие может - страница №1/1

5. Участие органов местного самоуправления в процеДУРАХ банкротства и финансового оздоровления муниципальных унитарных предприятий
Муниципальным унитарным предприятием (МУП) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником – муниципальным образованием в лице органов местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как и другие коммерческие организации, муниципальное унитарное предприятие может быть признано несостоятельным и подвергнуто процедуре банкротства. В соответствии с действующим законодательством, несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника:



  1. в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (банковские кредиты, расчеты по договорам, оплата векселей, бюджетные кредиты и др.);

  2. в полном объеме исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налоги, сборы, другие платежи в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды).

Муниципальное унитарное предприятие считается несостоятельным, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – унитарному предприятию в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей.

При рассмотрении дел о банкротстве муниципальных унитарных предприятий применяются следующие процедуры банкротства:

1) наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

2) финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

3) внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему;

4) конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов за счет продажи имущества должника;

5) мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

По состоянию на 1 января 2004 года в производстве арбитражных судов всего находилось 61152 дела о несостоятельности (банкротстве) организаций-должников, в том числе:

- в процедуре наблюдения 3005 должников;

- в процедуре финансового оздоровления 14 должников;

- в процедуре внешнего управления 1051 должников;

- в процедуре конкурсного производства - 55583 должника, из них 38925 отсутствующих должников.

Специфика применения процедур банкротства на муниципальных унитарных предприятиях связана с их особым правовым статусом, который определен федеральным законодательством (таблица 6). Отдельные положения этих законов уточняются и конкретизируются в региональных законах и нормативных правовых актах органов местного самоуправления, регулирующих порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий, организацию управления имуществом унитарных предприятий, отчетность руководителя и др.

Таблица 6 – Характеристика федеральных законов, регулирующих деятельность унитарных предприятий




Федеральный закон

Основные положения об унитарных предприятиях, регулируемые законом

Гражданский кодекс РФ

(ст.113-115)



Определяет правовое положение унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, возможность реорганизации и ликвидации унитарного предприятия

ФЗ от 04.12.2002 №161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»



Определяет правовое положение унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия

ФЗ от 26.10.2002 №127-ФЗ

«О несостоятельности (банкротстве)»



Определяет порядок реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, участие собственников их имущества в процессе банкротства

Главное отличие МУП от других коммерческих организаций заключается в том, что МУП не наделено правом собственности на используемое имущество. Имущество передается МУП на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

В подавляющем большинстве случаев имущество передается унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, которое предполагает, что унитарное предприятие владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом в пределах, предусмотренных ГК РФ. МУП не вправе продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (ст. 294, 295 ГК РФ). С другой стороны, собственник (уполномоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении муниципального предприятия. Это имущество нельзя вернуть иначе, как ликвидировав предприятие, и, если начинается процедура банкротства унитарного предприятия, муниципальное образование его автоматически теряет.

Унитарное предприятие, использующее имущество на праве оперативного управления, относится к казенным предприятиям. Право оперативного управления по сравнению с правом хозяйственного ведения по своему объему является более ограниченным. Оно включает права унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению закрепленным за ним имуществом, но лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Казенное предприятие не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги), однако изъятия из этого правила могут быть установлены законами и иными правовыми актами. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества. От права хозяйственного ведения право оперативного управления отличается также тем, что собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе во внесудебном (административном) порядке изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Таким образом, права собственника в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, гораздо шире, чем его же права при передаче имущества на праве хозяйственного ведения, и обеспечивают большую степень контроля.

Исходя из содержания особых вещных прав на имущество унитарного предприятия, можно разделить ответственность по обязательствам самого МУП и ответственность собственника имущества унитарного предприятия – должника в случае банкротства (таблица 7).

Таблица 7 – Ответственность муниципальных унитарных предприятий в случае банкротства



Правовое положение МУП



Ответственность МУП

Ответственность собственника МУП

Несет ответственность

по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом



Не несет ответственность по обязательствам собственника

Несет

субсидиарную ответственность по обязательствам МУП в случае его банкротства, вызванного самим собственником


Не несет ответственность

по обязательствам МУП, кроме случаев банкротства МУП по вине собственника


Муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

Муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (муниципальное казенное предприятие)

Несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества

В соответствии с действующим законодательством, полную имущественную ответственность по своим обязательствам несут как унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, так и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. В уставы унитарных предприятий должно быть включено положение, согласно которому унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам муниципального образования и его органов, а муниципальное образование и его органы не несут ответственности по обязательствам унитарного предприятия. Вместе с тем, муниципальные образования в лице своих уполномоченных органов имеют властные и распорядительные полномочия в отношении созданных ими унитарных предприятий (ст. 20 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), что может неблагоприятно отразиться на результатах хозяйственной деятельности МУП, а в конечном итоге - на интересах его кредиторов. В связи с этим законом предусмотрено, что в случае, когда несостоятельность (банкротство) унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, вызвана указаниями собственника его имущества, собственник может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам унитарного предприятия при недостаточности имущества последнего (ст. 114 ГК РФ).

Поскольку филиалы и представительства не имеют статуса юридических лиц, а являются обособленными подразделениями создавшего их унитарного предприятия и осуществляют свою деятельность от его имени, постольку ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам предполагает в том числе и его ответственность за деятельность созданных филиалов и представительств.

Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия назначает руководителя унитарного предприятия, заключает, изменяет и прекращает с ним трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

Законодательством предусмотрена обязательная отчетность руководителей МУП, и их ежегодные отчеты, наряду с показателями финансово-хозяйственной деятельности, движения основных средств, должны содержать сведения о наличии признаков банкротства, включая объем просроченной задолженности по денежным обязательствам и по обязательным платежам. При наличии признаков банкротства руководитель обязан представить перечень принятых им мер в целях финансового оздоровления предприятия.

Законодательством также установлено, что учредительным документом муниципального унитарного предприятия является его устав, который утверждается органами местного самоуправления. Помимо обязательных сведений об унитарном предприятии (наименование, адрес, цели, предмет, виды деятельности, сведения об органах, осуществляющих полномочия собственника имущества, орган управления и т.д.) в уставе муниципального предприятия может быть указан порядок реорганизации и ликвидации МУП.

Ст.12 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» указывает, что уставным фондом муниципального унитарного предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов. Поскольку интересы кредиторов казенного предприятия гарантирует его собственник, в казенных предприятиях уставный фонд не образуется. Это также отличает казенные предприятия от унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, поэтому при недостаточности имущества казенного предприятия субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник (ст.115 ГК РФ, ст.7 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Казенные предприятия, равно как и учреждения, банкротству не подлежат. При необходимости по отношению к ним собственник может использовать процедуры ликвидации или реорганизации, не прибегая к банкротству.

Процедура банкротства, как правило, преследует две цели: либо освобождение предприятия от кредиторской задолженности при сохранении действующего бизнеса в ходе финансового оздоровления или внешнего управления, либо перераспределение ресурсов в пользу нового собственника в результате ликвидации предприятия-должника в ходе конкурсного производства. И в том, и в другом случае она призвана защищать как интересы должника, так и интересы кредитора. Должник в лице муниципального унитарного предприятия при процедуре банкротства получает возможность восстановить свое финансовое состояние, не подвергаясь ликвидации, а кредиторы получают гарантию исполнения в их пользу денежных обязательств за счет продажи имущества должника.

Процедуры банкротства на унитарных предприятиях проводят арбитражные управляющие, назначенные арбитражным судом. Что касается участия органов местного самоуправления в банкротстве муниципальных унитарных предприятий, то следует выделить, как минимум, три аспекта их деятельности. Во-первых, уполномоченные органы местного самоуправления, обладающие правом на подачу заявления о признании должника – унитарного предприятия банкротом, представляют интересы муниципального образования как кредитора. Во-вторых, уполномоченные органы местного самоуправления (комитеты и департаменты по управлению муниципальным имуществом, отраслевые комитеты и департаменты) представляют интересы муниципального образования как собственника имущества должника – унитарного предприятия (таблица 8). В-третьих, муниципальное образование может быть дебитором унитарного предприятия, что связано с невыполнением администрациями муниципальных образований своих финансовых обязательств по отношению к МУП и является непосредственной причиной кризиса или его усугубляет.

Поскольку при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) муниципальных унитарных предприятий должна быть обеспечена консолидация интересов муниципального образования как кредитора и собственника, как правило, правом представлять интересы муниципального образования при банкротстве юридических лиц с правом требования от имени муниципального образования наделяется Комитет по управлению муниципальным имуществом или другой уполномоченный орган местной администрации. Комитет или иное структурное подразделение местной администрации (в случаях, когда оно выступает учредителем муниципального унитарного предприятия) имеет право:

1) рассматривать финансовое состояние муниципального унитарного предприятия и принимать решения о неплатежеспособности и неудовлетворительной структуре баланса;

2) принимать решения о добровольной ликвидации муниципального унитарного предприятия – должника;

3) принимать решения об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

В соответствии со ст.30 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в случае возникновения признаков банкротства руководитель МУП обязан поставить об этом в известность собственника имущества должника – унитарного предприятия. В свою очередь, собственник имущества должника – унитарного предприятия, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. В частности, собственник до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в рамках досудебной санации принимает меры, направленные на восстановление платежеспособности. Со стороны собственника унитарному предприятию может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности.

Решения о ликвидации выносятся в случае невозможности финансового оздоровления, но достаточности активов предприятия для расчетов с кредиторами и на ликвидационные мероприятия. Если ни то, ни другое невозможно, вносятся предложения по инициированию процедур банкротства.

Если собственник унитарного предприятия не заинтересован в продолжении его деятельности, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дает возможность добровольного объявления о банкротстве предприятия-должника. Основанием для объявления должника – унитарного предприятия банкротом является решение собственника его имущества в лице уполномоченного органа.

По ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», при ликвидации унитарного предприятия по решению собственника имущества в случае его неспособности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме руководитель муниципального предприятия или ликвидационная комиссия обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом. Ситуация осложняется тем, что ряд муниципальных унитарных предприятий, в отношении которых приняты решения о ликвидации, не имеют собственных средств и имущества для удовлетворения в полном объеме требований кредиторов и возмещения расходов на ликвидационные мероприятия. По таким предприятиям арбитражный суд отказывает в принятии заявления о признании несостоятельным (банкротом), ссылаясь на недостаточность средств для финансирования судебных расходов, а именно на вознаграждение арбитражного управляющего и оплату услуг привлекаемых лиц, на опубликование соответствующих сведений.

С июля 2005 г. в связи с внесением изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприятий" и в ст. 49 Гражданского кодекса РФ появился новый способ прекращения деятельности юридического лица (кроме реорганизации и ликвидации) – исключение из единого реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Если юридическое лицо в течение последних 12 месяцев, предшествовавших моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не проводило операций хотя бы по одному банковскому счету, то оно признается фактически прекратившим свою деятельность.

Органом, координирующим и организующим проведение антикризисных мероприятий в отношении МУП, является Комитет по управлению муниципальным имуществом, который в соответствии с нормативными актами о несостоятельности (банкротстве) предприятий осуществляет следующие действия:

1) ежеквартально проводит анализ финансовой устойчивости МУП;

2) на основании данного анализа составляет акты о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса;

3) на основании данных актов обязывает предприятие разрабатывать и представлять в установленном порядке на рассмотрение и утверждение в Комитет планы финансового оздоровления, предварительно согласованные в отраслевом отделе и комитете экономики местной администрации;

4) при наличии реальной возможности восстановления платежеспособности подготавливает рекомендации по мерам, направленным на предотвращение банкротства МУП, разрабатывает предложения по его санации;

5) участвует в создании и организации деятельности целевых бюджетных фондов для проведения оздоровления (санации) неплатежеспособных предприятий;

6) рассматривает заявления и обращения заинтересованных лиц по вопросам, связанным с применением реорганизационных процедур в отношении МУП;

7) при проведении ликвидации предприятия по решению собственника в случае недостаточности имущества для удовлетворения требований всех кредиторов выходит в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

Особая роль в процессе принятия решений отводится балансовым комиссиям, которые: (1) рассматривают результаты финансово-хозяйственной деятельности МУП за отчетный период; (2) проводят оценку эффективности использования муниципального имущества, закрепленного за предприятиями на праве хозяйственного ведения; (3) оценивают выполнение руководителями МУП условий контракта; (4) разрабатывают рекомендации по составлению планов финансового оздоровления (бизнес-планов) и устанавливают сроки их предоставления; (5) принимают решения об обязательном погашении задолженности предприятиями-неплательщиками.

План финансового оздоровления должен содержать следующие разделы:

- общая характеристики МУП;

- анализ финансового состояния МУП;

- анализ рынка производимой продукции (работ и услуг) и конкуренции на этом рынке;

- аналитическая оценка структуры баланса;

- перечень мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.

Обязанность по составлению планов финансового оздоровления возлагается на руководителя МУП. План согласовывается с отраслевым отделом, управлением экономики администрации, заместителем главы администрации, курирующим данное предприятие и утверждается председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом. Персональная ответственность за исполнение мероприятий, предусмотренных планом, возлагается на руководителя МУП, а функции контроля за исполнением мероприятий возлагаются на отраслевые отделы администрации и Комитет. После окончания срока, на который был составлен план финансового оздоровления, результаты деятельности МУП рассматриваются на заседании балансовой комиссии, которая дает предложения по его дальнейшему функционированию. В случае, если мероприятия по оздоровлению не дали положительных результатов, применяются процедуры банкротства.

Решения балансовой комиссии оформляются в виде протоколов ее заседаний, а при необходимости в виде проектов постановлений и распоряжений главы местного самоуправления.

Среди всего многообразия инструментов финансового оздоровления предприятий, в том числе унитарных, следует выделить их реструктуризацию.

Под реструктуризацией в узком смысле понимается комплекс мер, направленных на преодоление финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации предприятий и организаций в соответствии с действующим законодательством.

Если рассматривать реструктуризацию в широком смысле, то в данном понятии необходимо выделить, по крайней мере, три главных аспекта:


  • финансовый (преобразование структуры активов и пассивов);

  • структурный (преобразование внутренней структуры и системы внешних взаимосвязей);

  • правовой (юридические процедуры и технологии реструктуризации предприятия).

Таким образом, реструктуризацию муниципальных унитарных предприятий можно определить как совокупность правовых процедур, направленных на преобразование их организационной и (или) производственной структуры и (или) на оптимизацию структуры их активов и пассивов.

Реструктуризация муниципальных унитарных предприятий позволит: (1) привлечь дополнительные инвестиции и финансовые средства в развитие перспективных МУП, в т.ч. за счет их приватизации; (2) получить дополнительные бюджетные доходы за счет продажи или сдачи в аренду части неиспользуемого имущества; (3) снизить нагрузку на бюджет за счет прекращения или сокращения объемов деятельности убыточных МУП; (4) повысить эффективность деятельности МУП за счет оптимизации структуры собственности.

По способам юридического закрепления и перераспределения прав собственности и контроля различают два типа реструктуризации МУП:


  • реорганизация, изменение масштабов унитарного предприятия (слияние, присоединение, разделение, выделение);

  • изменение организационно-правовой формы унитарного предприятия, в т.ч. преобразование унитарного предприятия в казенное предприятие или муниципальное учреждение, приватизация путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество со 100-процентной долей муниципальной собственности.

Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлены формы реорганизации унитарных предприятий, представленные в таблице 8. Принятие решения о том, в какой форме будет осуществлять свою деятельность унитарное предприятие, имущество которого находится в муниципальной собственности, относится к компетенции муниципального образования как собственника в лице органов местного самоуправления.

Таблица 8 – Формы реорганизации унитарных предприятий



Формы

Характеристика

Принятие решений собственником

Определение прав и обязанностей

  1. Слияние двух или нескольких МУП

Создание нового МУП с переходом к нему прав и обязанностей двух или нескольких МУП и прекращением последних

Утверждение передаточного акта, устава вновь возникшего МУП, назначение его руководителя

Права и обязанности реорганизуемых МУП переходят к вновь возникшему МУП в соответствии с передаточным актом

  1. Присоединение к МУП одного или нескольких МУП

Прекращение деятельности одного или нескольких МУП с переходом их прав и обязанностей к МУП, к которому осуществляется присоединение

Утверждение передаточного акта, внесении изменений и дополнений в устав МУП, к которому осуществляется присоединение, назначение его руководителя (при необходимости)

При присоединении одного или нескольких МУП к другому УП к последнему переходят права и обязанности присоединенных МУП в соответствии с передаточным актом

  1. Разделение МУП на два или несколько МУП

Прекращение деятельности МУП с переходом его прав и обязанностей к вновь созданным МУП

Утверждение разделительного баланса, уставов вновь созданных МУП и назначение их руководителей

При разделении МУП его права и обязанности переходят к вновь созданным МУП в соответствии с разделительным балансом

  1. Выделение из МУП одного или нескольких унитарных предприятий

Создание одного или нескольких МУП с переходом к каждому из них части прав и обязанностей реорганизованного МУП без прекращения последнего.

Утверждение разделительного баланса, уставов вновь созданных МУП, назначение их руководителей, внесение изменений и дополнений в устав реорганизованного МУП и при необходимости назначение его руководителя

При выделении из МУП одного или нескольких МУП к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного УП в соответствии с разделительным балансом

  1. Преобразование МУП в ю.л. иной организационно-правовой формы

Преобразование МУП в муниципальное учреждение или организацию иной организационно-правовой формы.

Преобразование осуществляется по решению собственника имущества МУП.

Новое ю.л. становится правопреемником МУП, в том числе по всем его долгам перед кредиторами


Изменение организационно-правовой формы унитарного предприятия происходит при его преобразовании в открытое акционерное общество в соответствии с законодательством о приватизации. Данная процедура является одним из способов приватизации и предполагает обязательное включение унитарного предприятия в прогнозный план (программу) приватизации, подготовку к приватизации, составление передаточного акта, а также соблюдение всех остальных требований законодательства к порядку преобразования.

Преобразование унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, в муниципальное учреждение производится по решению его собственника, которое предполагает соответствующую подготовку и обоснование. Необходимо создать механизмы, позволяющие, с одной стороны, ограничить возможности для создания муниципальных учреждений, с другой стороны, оптимизировать количество уже существующих учреждений. Возможности для создания новых учреждений, в т.ч. путем преобразования муниципальных унитарных предприятий, должны быть ограничены случаями, прямо необходимыми для выполнения функций местного самоуправления. При этом необходимо повысить уровень принятия решений о создании учреждений (по аналогии с созданием муниципальных унитарных предприятий). Решения о наделении учреждений правом осуществлять предпринимательскую деятельность, о пределах ответственности муниципального образования по возникающим при этом обязательствам каждого учреждения, должны приниматься по согласованию с уполномоченными финансовыми органами и органами по управлению имуществом на базе предложений отраслевых органов управления. Оптимизация количества существующих муниципальных учреждений должна предусматривать их существенное сокращение с использованием преимущественно механизмов преобразования в иные коммерческие и некоммерческие организации.

Для упорядочения и комплексного решения вопросов реструктуризации местным администрациям целесообразно ежегодно формировать Программу реструктуризации муниципальных унитарных предприятий, которые не соответствуют составу долговременных и текущих социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления. Основной целью такой программы должно быть определение источников и механизмов финансирования, сроков и задач реструктуризации.

Программа должна включать в себя следующие основные положения:



    • перечень реструктурируемых предприятий;

    • цели, задачи и направления реструктуризации предприятий;

    • порядок, способы и критерии принятия решения о реструктуризации;

    • финансовое обеспечение и механизм финансирования;

    • меры по социальной защите работников предприятий;

    • взаимодействие предприятий с собственником имущества.

Для обеспечения финансовой поддержки унитарных предприятий по распоряжению главы муниципального образования формируется фонд финансовой поддержки за счет добровольных отчислений муниципальных унитарных предприятий, средства которого поступают на целевой бюджетный счет. Порядок отчислений в фонд и получения из фонда денежных средств муниципальными унитарными предприятиями регулируется специальным положением.