Кафедра экономики таможенного дела - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Кафедра экономики таможенного дела - страница №1/1



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра экономики таможенного дела

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры,

протокол от _______2009 № __

Заведующий кафедрой

____________ В.Н. Шаповалова



ЛЕКЦИЯ


на тему: Международная интеграция в области таможенного дела

Дисциплина: экономика таможенного дела


Автор: канд. экон. наук, доцент Губин А.В.




Москва


2011

ПЛАН ЛЕКЦИИ

Введение (5 мин.)

Учебные вопросы:


  1. Направления интеграции в области таможенного дела (15 мин.).

  2. Участие России во Всемирной таможенной организации (15 мин.).

  3. Двустороннее сотрудничество в области таможенного дела (10мин.).

  4. Зона свободной торговли и таможенный союз СНГ (10 мин.).

  5. Перспективы развития ЕврАзЭС в области таможенного дела. Становление Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. (20 мин.).

Заключение (5 мин.)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКЦИИ



Нормативно-правовые документы

  1. Решение Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 «Об Основах таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств»

  2. Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).

  3. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».



Основная литература


Экономика таможенного дела: учебник/ Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов – Владивосток: ВФ РТА, 2006.

Дополнительная литература


  1. Экономика таможенного дела: учебное пособие. М., РИО РТА, 2002.

  2. Официальный сайт Комиссии таможенного союза www.tsouz.ru.



Перечень средств обучения

Компьютер, мультимедиа проектор, усилитель, громкоговорители, микрофон



Текст лекции



Введение
Интеграция (от лат. integer - целый) - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.
Учебные вопросы


  1. Направления интеграции в области таможенного дела

Вторая половина XX - начало XXI в. характеризуются все более возрастающей интернационализацией экономических связей и выходом производительных сил за пределы национальных границ государств. В настоящее время есть все основания утверждать, что Международная экономическая интеграция осуществляется на двух основных уровнях: глобальном уровне в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) и региональном уровне в рамках региональных интеграционных объединений. Как в первом, так и во втором случае государства - участники интеграционных процессов преследуют следующие наиболее важные цели: 1) обеспечение международного мира и безопасности посредством проведения согласованной внешнеэкономической политики; 2) повышение своего благосостояния путем осуществления более свободной внешнеэкономической деятельности, а следовательно, путем расширения масштабов производства, повышения производительности труда и улучшения конкурентоспособности.

Участие в ВТО дает государствам множество преимуществ, получение которых и является целью присоединения к ВТО: недискриминационные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг, транспарентность экономической политики торговых партнеров, доступ к международному механизму разрешения торговых споров, а также возможность реализации своих экономических интересов путем участия в выработке новых правил международной торговли.

Региональные интеграционные объединения можно подразделить на две основные формы: простые, создаваемые в виде зон преференциальной торговли и зон свободной торговли, и продвинутые (таможенный союз, общий рынок и экономический союз).

Зона преференциальной торговли является самой простой формой региональных интеграционных объединений, составляет 8 процентов от их общего количества, смысл ее заключается в том, что страны-участницы предоставляют друг другу определенные преференции во взаимной торговле, выражающиеся прежде всего в снижении и (или) устранении тарифов на определенную группу товаров.

Следующим этапом в развитии международной экономической интеграции является создание зоны свободной торговли, что подразумевает сохранение каждым из государств-членов, как и в зоне преференциальной торговли, своих национальных таможенных тарифов в торговле с третьими странами. В то же время создание зоны свободной торговли, в отличие от зоны преференциальной торговли, влечет за собой отмену, как правило, всех таможенных пошлин и ограничений в торговле между ее государствами-членами. Наиболее известным примером зоны свободной торговли является Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). В общей сложности на долю простых форм региональных интеграционных объединений приходится до 92 процентов всех интеграционных группировок. Небольшая доля их продвинутых форм (не более 8 процентов от общего количества) объясняется тем обстоятельством, что в отличие от простых форм продвинутые формы предполагают безусловную "верность" только одному определенному блоку (т.е. одно и то же государство может быть членом только одного блока, например таможенного союза), который сам может являться участником простых форм интеграционных объединений. Кроме того, как показывает международно-правовая практика, продвинутые формы региональных интеграционных объединений создаются только политическими союзниками, которые преследуют глубокую интеграцию не только в экономической сфере, но также в сфере формирования основных направлений внешней и внутренней политики вплоть до построения политического союза.

Первоначальная ступень продвинутой интеграции - создание таможенного союза, который, в отличие от зоны свободной торговли, предполагает осуществить не только отмену таможенных пошлин в торговле между ее государствами-членами, но и учреждение единой системы внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. Следовательно, таможенные союзы преследуют цель создания единого экономического пространства путем глубокой интеграции всех сфер экономики, а не только либерализации взаимных внешнеэкономических связей. Европейские сообщества, которые были созданы шестью западноевропейскими государствами на основе Парижского договора 1951 г. и Римских договоров 1957 г. (нынешний Европейский союз, в настоящее время объединяющий 27 государств) и, положив начало таможенному союзу, эволюционировали к 1992 г. в общий рынок, а к 1999 г., после введения единой валюты - евро, - в экономический союз, на 1 января 2008 г. охватывающий уже 15 государств-членов.

Таким образом, можно констатировать, что создание таможенного союза является не самоцелью, а одним из этапов дальнейшей интеграции. Как показывает опыт Европейского союза, устранение всех внутренних барьеров на пути движения товаров неизбежно влечет за собой формирование общего рынка (или, другими словами, единого экономического пространства), в котором гарантируется свобода передвижения не только товаров, но также услуг, капиталов и рабочей силы (так называемые четыре свободы). Далее, следствием функционирования полностью сформировавшегося единого экономического пространства становится необходимость проведения единой финансово-валютной политики и создания экономического союза путем введения единой валюты. Кроме того, следует отметить, что в настоящее время Европейский союз хотя и очень медленно, но идет к построению политического союза, стремясь проводить на основе единого экономического фундамента скоординированную внутреннюю и внешнюю политику.




  1. Участие России во Всемирной таможенной организации

Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой (п.4, ст. 1 ТК РФ).

Глобализация хозяйственной жизни определяет приоритеты таможенного дела. Рост внешнеторгового оборота, необходимость его ускорения диктуют определенные требования к организации таможенного дела в стране, а также являются импульсом к сотрудничеству между таможенными органами различных государств.

Закономерно отметить не только влияние экономической интеграции на таможенное дело, но и обратный процесс. Так, интеграция таможенных органов, в основном, направлена на унификацию и стандартизацию таможенных процедур. Данные мероприятия позволяют снизить издержки обращения участников ВЭД, увеличить скорость обращения капитала во внешнеторговом секторе, способствуют развитию международной кооперации. От организации таможенного дела в значительной степени зависит эффективность интеграционных процессов.

Интеграция в таможенном деле является также ответной мерой мирового сообщества на интернационализацию криминальных группировок, занимающихся контрабандой наркотиков, оружия, контрафактной продукции и т.д. Противодействие экономическим формам контрабанды может быть оказано только при объединение усилий таможенных органов разных стран.

Всемирная таможенная организация (далее ВТО) – это независимая межправительственная организация, миссией которой является повышение действенности и эффективности таможенных служб мира.

История Всемирной таможенной организации уходит в 1947 год, когда 13 государств, представленных в Европейском комитете экономического сотрудничества, договорились об организации исследовательской группы. Эта группа изучала возможность создания одного или нескольких межъевропейских таможенных союзов, основанных на принципах Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). В 1948 году исследовательская группа создала два комитета - экономический и таможенный комитеты. Экономический комитет являлся предшественником Организации экономического сотрудничества и развития, а таможенный комитет преобразовался в Совет таможенного сотрудничества.

Всемирная таможенная организация (ВТО) учреждена Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества от 15 декабря 1950 года, вступившей в силу 4 ноября 1952 года. В настоящее время ВТО объединяет 168 государств, в том числе все государства-участники СНГ. Российская Федерация в качестве правопреемника СССР является членом ВТО с 1992 г. Официальные языки - английский и французский, в работе некоторых комитетов используются испанский и русский языки.

Общая сумма взносов остается (с поправкой на инфляцию) неизменной с 1993 г. и составляет 11 960 863 евро. Членский взнос России в 2003/2004 финансовом году - 117 216 евро (15-ый по величине).

Высшими органами ВТО являются Совет, представленный руководителями таможенных служб всех стран-членов ВТО, Политическая комиссия (в составе 24 стран-членов) и Финансовый комитет (в составе 17 стран-членов). Постоянно действующий орган - Секретариат ВТО (г. Брюссель).

Ежегодно на сессиях Совета избираются Председатель и 6 вице-председателей, одновременно являющихся региональными представителями. Европейский регион, являясь крупнейшим в ВТО, имеет наибольшее представительство в Политической комиссии и Финансовом комитете. В этом регионе состоят все страны СНГ.

Рабочие органы Совета - комитеты по основным направлениям таможенной деятельности (таможенные процедуры, таможенная стоимость, правила определения происхождения товаров, Гармонизированная система описания и кодирования товаров, правоохранительная деятельность).

Всемирная таможенная организация осуществляет разработку, внедрение и обновление международных Конвенций и других правовых инструментов в области таможенного дела. В настоящее время является депозитарием 16 международных таможенных конвенций, регулирующих различные направления таможенной деятельности. По поручению Всемирной торговой организации осуществляет технические функции по вопросам разработки методов определения таможенной стоимости и правил происхождения товаров.

Для России наиболее значимыми вехами участия в ВТО стали:



  • закрепление России в качестве постоянного (де-факто) члена Политической Комиссии и Финансового комитета ВТО;

  • включение всех государств СНГ в состав Европейского региона ВТО;

  • признание СНГ в качестве субрегиона Европейского региона ВТО;

  • использование русского языка в качестве рабочего языка ВТО в целях Гармонизированной системы кодирования и описания товаров;

  • обеспечение синхронного перевода на русский язык сессий Совета;

  • образование регионального узла связи ВТО по правоохранительной деятельности в Москве.

  • создание Регионального учебного центра ВТО на базе Российской таможенной академии.

25 ноября 2002 г. в Москве состоялось подписание Меморандума о понимании между Всемирной таможенной организацией и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации относительно создания в Москве Регионального учебного центра ВТО.

Необходимость подписания данного меморандума обусловлена тем, что процессы формирования единого таможенного пространства в рамках ЕврАзЭС предполагают наличие хорошо подготовленных, высокопрофессиональных таможенных кадров.

Наличие в Российской Федерации Регионального учебного центра ВТО позволяет организовывать в Российской таможенной академии (РТА) крупные международные семинары, форумы и иные мероприятия, проводимые под эгидой ВТО, направленные на содействие реформированию и модернизации таможенных служб государств ЕврАзЭС, присоединению к Конвенции Киото в редакции 1999 года. Пропаганду новейших направлений развития таможенного дела в мире, которые разрабатываются Всемирной таможенной организацией, таких как содействие и развитие электронной торговли, применение методик анализа рисков в таможенном контроле товаров и транспортных средств, применение унифицированных таможенных документов и др.

Работа Центра будет направлена на разработку межгосударственного образовательного стандарта по специальности "Таможенное дело", концепции профильной подготовки кадров для таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС, а также на систематизацию, изучение и анализ законодательной базы и практики деятельности таможенных служб.

Предполагается, что Центр будет способствовать реализации межгосударственных программ в таможенной сфере с привлечением международных финансовых организаций и институтов.

Россия присоединилась к четырем международным конвенциям, разработанным под эгидой ВТО: "О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений", "О карнете АТА для временного ввоза товаров", "О временном ввозе товаров", "О Гармонизированной системе описания и кодирования товаров".

В перспективе планируется присоединение России к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в ее обновленной редакции.

На 101-й/102-й сессиях Совета ВТО, заседание которых состоялось в июне 2003 года, были проведены выборы на пост Генерального секретаря ВТО, на которых на данный пост был переизбран г-н Мишель Дане (Франция). Кроме того, Российская Федерация была избрана Вице-председателем группы стран Европейского региона.

По запросу ГТК России в мае 2002 года в Москве состоялся региональный семинар ВТО по Конвенции Киото в редакции 1999 года и информационным технологиям. В данном семинаре, кроме российских экспертов, приняли участие представители ряда стран Центральной и Восточной Европы и региона Центральной Азии.

В штаб-квартире ВТО создана Центральная правоохранительная сеть (CEN) для обмена информацией в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков и товаров особого риска. Передача информации осуществляется через 11 региональных узлов связи (RILO), расположенных, в том числе в Японии, Германии, Пуэрто-Рико, Чили и России.

Всемирная таможенная организация определила в качестве основной цели сети RILO повышение эффективности многостороннего сотрудничества между таможенными службами и иными правоохранительными органами, а также улучшение обмена информацией правоохранительного характера между таможенными службами государств - членов ВТО.

Самый молодой, 11-й по счету Региональный узел связи по правоохранительной работе ВТО по странам СНГ RILO-Москва был создан в сентябре 2001 года в соответствии с Решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 сентября 2001 года 7/32 и на основании соглашений с ВТО и таможенными администрациями ряда государств участников СНГ. Определено, что офис Регионального узла связи функционирует в Российской Федерации (г. Москва) в рамках Главного управления по борьбе с контрабандой таможенной службы России.

Главными задачами Регионального узла связи являются взаимодействие и координация деятельности государств - участников Содружества в вопросах борьбы с коррупцией, преступлениями и правонарушениями в таможенной сфере.

На сегодняшний день вхождение в RILO-Москва официально подтвердили Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан. Украина и Туркменистан не являются участниками RILO-Москва.

RILO-Москва является официально признанным международным объединением таможенных служб государств - участников СНГ. Ему оказывается необходимая поддержка и содействие со стороны ВТО. Для практической реализации задач, возложенных на Региональный узел связи, создана необходимая материально-техническая база. Сотрудники RILO-Москва прошли обучение в штаб-квартире ВТО, где ознакомились с работой международной правоохранительной сети "CEN".

В настоящее время установлены тесные деловые контакты с другими десятью региональными узлами связи, входящими в состав ВТО, прежде всего с RILO-Кёльн (по Западной Европе), RILO-Варшава (по Центральной и Восточной Европе) и RILO-AP (по странам Азиатско-Тихоокеанского региона).

Основными задачами RILO-Москва являются:

1. Сбор и обработка информации, полученной от Национальных узлов связи таможенных служб - участниц, по следующим предметам контрабанды и нарушений таможенного законодательства:



  • подакцизных товаров: сигарет, алкоголя, автомобилей;

  • оружия и взрывчатых веществ;

  • ядерных, радиоактивных и опасных материалов;

  • наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров;

  • валюты и валютных ценностей;

  • редких и охраняемых видов фауны и флоры;

  • предметов, перемещаемых с нарушением прав интеллектуальной собственности;

  • культурных ценностей;

  • других запрещенных и подлежащих ограничениям товаров.

2. Формирование и анализ баз данных RILO-Москва с целью:

  • выявления новых и отслеживания существующих международных каналов контрабанды;

  • обобщения информации по способам сокрытия предметов контрабанды;

  • выявления лиц и организаций, занимающихся контрабандой на выявленных международных каналах;

  • выявления тенденций развития того или иного вида контрабанды.

3. Обмен полученной в ходе работы RILO-Москва информацией правоохранительного характера с таможенными службами-участниками RILO- Москва, Региональными узлами связи и Секретариатом ВТО.

4. Подготовка и публикация регулярных, периодических и оперативных аналитических бюллетеней и обзоров по таможенным правонарушениям на международных каналах контрабанды.

5. Проведение аналитических исследований и подготовка справок для доклада руководителям таможенных служб - участниц RILO-Москва, в том числе по отдельным поручениям руководителей таможенных служб-участниц.

6. Направление в Национальные узлы связи RILO-Москва ориентировок ВТО.

7. Развитие и осуществление регионального сотрудничества с другими правоохранительными органами и международными организациями.

Несмотря на относительно непродолжительный период функционирования узла связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ, уже можно говорить о некоторых позитивных результатах его деятельности.

Непосредственно с национальными узлами связи таможенных служб государств - участников RILO-Москва организована работа по сбору информации по задержаниям основных видов контрабанды, а также налажен регулярный обмен правоохранительной информацией между ними и ВТО. В частности, по каналам международной правоохранительной сети "CEN" в режиме реального времени осуществляется обмен данными по задержаниям основных видов контрабанды. Так, только в течение 2003 года в сеть "CEN" введена информация и оформлены персонализированные карточки по 1117 случаям задержания контрабанды наркотиков и табачной продукции в регионе деятельности таможенных служб государств - участников RILO-Москва.

Кроме того, с середины 2003 года организована работа по сбору информации о задержаниях оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ядерных, радиоактивных и опасных материалов. Передача указанных данных в Антитеррористический центр СНГ и Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ организована на электронных носителях на ежеквартальной основе, а в адрес зарубежных партнеров - в режиме реального времени по каналам правоохранительной сети ВТО "CEN".



3. Двустороннее сотрудничество в области таможенного дела
Россия имеет договоры о таможенном сотрудничестве с такими странами дальнего зарубежья как (в порядке хронологии их заключения): Южная Корея, США, Финляндия, Болгария, Израиль, Индия, Дания, Турция, Словакия, Чехия, Франция, Аргентина, Венгрия, Македония, Италия, Эстония, Нидерланды, Испания, Бельгия, Бразилия, Латвия, Чили, Мексика, Румыния, Колумбия.

Несмотря на определенные различия, эти соглашения имеют много общего. Обычно таможенные службы в соответствии с такими соглашениями (на примере Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Колумбии о сотрудничестве и взаимной помощи между таможенными службами от 28 апреля 2004 года):

а) принимают меры по облегчению и ускорению перемещения товаров;

б) оказывают взаимное содействие в предотвращении и расследовании нарушений таможенного законодательства, а также в их пресечении;

в) по запросу таможенной службы одной Стороны таможенная служба другой Стороны предоставляет информацию для использования в целях применения и соблюдения таможенного законодательства;

г) предпринимают меры для осуществления сотрудничества в области исследования, разработки новых таможенных процедур, обучения кадров, обмена специалистами, а также по другим вопросам, которые могут потребовать их совместных действий;

д) стремятся к гармонизации и унификации их таможенных режимов, усовершенствованию таможенных технологий, а также к решению вопросов, связанных с обеспечением применения и соблюдения таможенных правил.

Обычно таможенные службы используют следующие формы сотрудничества и взаимопомощи:

а) обмениваются опытом своей деятельности и информацией о новых средствах и методах совершения нарушений таможенного законодательства;

б) информируют друг друга об изменениях таможенного законодательства своих государств;

в) передают друг другу информацию о применяемых ими технических средствах контроля и методах их использования, а также обсуждают другие вопросы, представляющие взаимный интерес.

Таможенные службы незамедлительно передают друг другу по собственной инициативе или по запросу информацию о готовящихся или совершенных действиях, которые нарушают или могут нарушить таможенное законодательство государства одной из Сторон в области:

а) перемещения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

б) перемещения предметов старины и искусства, представляющих значительную историческую, художественную или археологическую ценность для одной из Сторон;

в) перевозки ядовитых веществ, веществ, представляющих опасность для окружающей среды и здоровья людей, а также веществ, находящихся под особым международным контролем;

г) перемещения товаров, облагаемых высокими пошлинами или налогами;

д) перемещения товаров, имеющих особо важное значение, и стратегических товаров, которые подвергаются нетарифным ограничениям.

Таможенные службы оказывают друг другу техническую помощь в области таможенного дела, включающую:

а) обмен визитами сотрудников таможен с целью ознакомления с техническими средствами, используемыми обеими таможенными службами;

б) обучение и помощь в совершенствовании специальных навыков сотрудников таможенных служб;

в) обмен информацией и опытом в использовании технических средств контроля;

г) обмен экспертами по таможенным вопросам;

д) обмен профессиональными, научными и техническими сведениями относительно соответствующих законов, правил и процедур.

Наиболее тесно в дальнем зарубежье налажены отношения с ЕС. Сотрудничество ФТС России с Европейским союзом в таможенной области осуществляется на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществом и его Протокола № 2 о взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства.

В соответствии с межведомственной Административной договоренностью об установлении «Системы взаимного обмена информацией» о ввозимых из ЕС в Россию мясе говядины и свинины как «особо чувствительных» товарах, являющихся объектами совершения мошеннических операций, расширяется обмен данными об указанных товарах, ввозимых морским и железнодорожным транспортом. Планируется расширить перечень товаров повышенного риска для обмена информацией между ФТС России и ОЛАФ.

Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF) учреждено институтами Европейского Союза (ЕС) в июне 1999 года для расследования скандала, связанного с взяточничеством среди комиссаров Еврокомиссии (ЕК), а также фактов лоббирования представителями ЕК экономических интересов определенных групп. OLAF имеет независимый статус. В компетенцию Бюро входит инициирование проведения расследований по собственной инициативе в отношении незаконной деятельности, которая может угрожать интересам Евросоюза. Аудиторские и финансовые проверки могут проводиться внутри административных органов ЕС, в государствах-членах Евросоюза и в государствах, не являющихся членами ЕС.

17 ноября 2005 года состоялась очередная встреча представителей Федеральной таможенной службы России и Европейского бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF). Обсуждался ввод в эксплуатацию в автоматическом режиме Системы взаимного обмена информацией (СВОИ) между ФТС России и Европейским бюро по борьбе с мошенничеством.

По итогам первых лет информационного обмена в ручном режиме, предусматривающем непосредственное участие операторов в получении требуемых данных, их анализе и подтверждении, стороны пришли к заключению о необходимости автоматизации системы, подтвердившей свою состоятельность.

Система стала функционировать в автоматизированном режиме, в реальном масштабе времени. Уровень вмешательства оператора в работу системы при обработке получаемых данных не превышает 10%.

Проект «зеленый корридор»


4. Зона свободной торговли и таможенный союз СНГ

После создания СНГ в 1993 году страны СНГ 24 сентября 1993 года заключили Договор о создании экономического союза. В торгово-экономических отношениях страны согласились на: последовательное снижение и отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных и всех иных равнозначных им по своим последствиям ограничений; гармонизацию таможенного законодательства, механизмов тарифного и нетарифного регулирования; упрощение таможенных процедур; унификацию форм таможенной документации для ведения таможенной статистики.

Одним из положений договора было создание таможенного союза. При его создании наряду с полной отменой тарифного и нетарифного регулирования перемещения товаров, работ и услуг предполагалось установление общего таможенного тарифа в отношениях с государствами, не участвующими в настоящем Договоре, координацию внешнеторговой политики в отношении государств, не участвующих в настоящем Договоре. Однако впоследствии многие положения Договора так и не были реализованы.

На основе Договора 23 декабря 1993 года было принято Решение об утверждении Положения о Совете руководителей таможенных служб государств - участников Содружества (СРТС СНГ). Почти через девять лет, 30 мая 2002 года было утверждено новое Положение.

Оно предусматривает следующие основные направления деятельности Совета:


  • определение приоритетных направлений в сфере таможенного дела государств-участников Содружества;

  • содействие сближению и гармонизации таможенных законодательств государств-участников Содружества;

  • координация практического взаимодействия таможенных и иных заинтересованных национальных служб и ведомств государств - участников СНГ по основным аспектам таможенной политики;

  • содействие реализации принятых межгосударственных и межправительственных решений в сфере таможенного дела государств - участников СНГ.

Основные функции Совета:

  • разработка целевых программ по приоритетным направлениям совместной деятельности таможенных служб государств-участников СНГ;

  • разработка предложений по сближению и гармонизации таможенных законодательств государств-участников Содружества;

  • разработка предложений по формированию взаимоприемлемых механизмов тарифного и нетарифного регулирования;

  • выработка рекомендаций по унификации таможенных правил и форм документации таможенного оформления и контроля товаров, обращающихся в сфере внешней торговли;

  • осуществление взаимодействия с государственными, отраслевыми органами и организациями Содружества Независимых Государств по вопросам, входящим в компетенцию Совета;

  • анализ и рассмотрение на заседаниях Совета хода реализации документов, принятых государствами-участниками Содружества в области таможенного дела;

  • рассмотрение хода реализации таможенными службами государств - участников Содружества принятых на себя обязательств в соответствии с решениями Совета.

За период существования СРТС проведено 38 заседаний Совета и 41 заседание экспертов таможенных служб государств – участников СНГ, рассмотрены и приняты решения по 285 вопросам.

Перечень основных документов, подготовленных СРТС и принятых Советом глав правительств и Экономическим советом СНГ:



  • Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах - подписано 15.04.1994 г.

  • Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и культурных ценностей - подписано 15.04.1994 г.

  • Соглашение об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах Содружества - подписано 15.04.1994 г

  • Основы таможенных законодательств государств участников Содружества Независимых Государств - приняты 10.02.1995г.

  • Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ - подписано 03.11.1995г.

  • Соглашение о порядке транзита товаров через территории государств-участников СНГ - подписано 04.06.1999 г.

  • Соглашение о порядке оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами-участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли - подписано 08.10.1999 г.

В 1994 году, 15 апреля было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли.

Необходимость создания наднациональных институтов при построении продвинутых форм региональных интеграционных объединений наглядно подтверждается при изучении интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Дискуссии на тему о необходимости экономической интеграции, развернувшиеся с момента распада СССР, привели к заключению Договора от 24 сентября 1993 г. стран СНГ "О создании Экономического союза", который с учетом мирового опыта предусматривал поэтапное достижение высшей ступени экономической интеграции путем последовательного прохождения всех интеграционных этапов. Начав с построения зоны свободной торговли, государства СНГ планировали образовать на втором этапе таможенный союз, на третьем этапе сформировать общий рынок товаров, капитала и рабочей силы, а заключительным этапом должно было стать образование экономического (валютного) союза, предполагавшего проведение его участниками согласованной бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики и введение единой валюты (ст. 4 Договора).

Однако в силу непреодолимых противоречий между государствами СНГ данному договору не суждено было воплотиться в реальность. К концу 1994 г. в СНГ четко сформировались две группы, имевшие диаметрально противоположные видения развития Содружества. Если первая группа, ведомая Россией и поддерживаемая Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, выступала за углубленную интеграцию между государствами СНГ и преследовала в качестве задачи-минимум построение таможенного союза (т.е. продвинутой формы региональных интеграционных объединений, предполагающей движение к политическому союзу), то вторая группа, представители которой образовали впоследствии такую региональную организацию, как ГУАМ <25>, считала для себя приемлемым только участие в зоне свободной торговли в качестве верхнего предела интеграции в рамках СНГ (т.е. исключала для себя любую форму политической интеграции). В результате государства СНГ в силу возникших между ними противоречий не смогли договориться даже о создании наиболее простых форм РИО.

В то же время к середине 90-х гг. XX в. в рамках СНГ образовалась группа государств, решившая реализовать положения Договора "О создании Экономического союза", и 6 января 1995 г. было подписано Соглашение стран СНГ от 20 января 1995 г. "О Таможенном союзе" на правительственном уровне между Россией и Республикой Беларусь, к которому 20 января 1995 г. присоединилась Республика Казахстан, а 29 марта 1996 г. - Киргизская Республика. Несмотря на громкие заявления, прогресс, сделанный данными государствами на пути построения Таможенного союза, был с самого начала незначительным. Даже то немногое, что было достигнуто, не устояло перед первым серьезным испытанием - мировым финансовым кризисом 1998 г., когда государства - участники Таможенного союза нашли единственно верный способ решения своих экономических проблем в построении барьеров для "защиты" друг от друга. Свидетельством существования Таможенного союза лишь на бумаге является то, что один из его членов - Киргизская Республика - стал в индивидуальном порядке членом ВТО в 1998 г. Тем не менее результатом экономического кризиса не стал окончательный развал формирующегося альянса, и им 26 февраля 1999 г. (и также присоединившейся к нему Республикой Таджикистан) был принят Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с которым стороны обязались завершить формирование Таможенного союза и перейти на его основе к следующему этапу интеграции - построению Общего рынка. Кроме того, необходимо отметить, что все государства - участники Таможенного союза (и также Армения) продлили 2 апреля 1999 г. действие подписанного 15 мая 1992 г. Договора о коллективной безопасности <26>, а 7 октября 2002 г. преобразовали свое военно-политическое объединение в полномасштабную международную организацию - Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

--------------------------------

<26> Азербайджан, Грузия и Узбекистан, первоначально бывшие участниками Договора о коллективной безопасности, отказались это сделать. Интересно также, что Узбекистан, после того как стал членом ЕврАзЭС в январе 2006 г., (вновь) присоединился к ОДКБ в июне 2006 г.
5. Перспективы развития ЕврАзЭС в области таможенного дела

Еще одним шагом на пути интеграции стало подписание 10 октября 2000 г. вышеуказанными пятью государствами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который является правопреемником и продолжателем Таможенного союза и Единого экономического пространства (ст. 2 Договора об ЕврАзЭС) и в настоящее время, безусловно, является наиболее перспективным региональным интеграционным объединением на постсоветском пространстве.

Следует отметить, что после безуспешных попыток привлечь Украину в состав ЕврАзЭС (в мае 2002 г. данная страна согласилась стать наблюдателем) 19 сентября 2003 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Россией и Украиной было все же подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), которое, с одной стороны, предусматривало поэтапное построение общего рынка и создание наднационального органа - Комиссии, а с другой - определяло, что "каждая Сторона самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она принимает участие и в каком объеме" (ст. 5 Договора). Последнее положение позволило Украине не оставлять своих намерений относительно интеграции в Евросоюз, вступая в более интенсивное взаимодействие в рамках ЕЭП. Однако после "оранжевой революции" и полной переориентации в сторону Евросоюза планы создания ЕЭП стали реализовываться только в рамках ЕврАзЭС.

ЕврАзЭС, ставя перед собой такие же задачи и цели, как в свое время Европейские сообщества, а именно построение таможенного союза, затем и общего рынка разительно отличается от последних прежде всего своей правовой природой. Если Европейские сообщества с самого начала были основаны на принципе наднациональности, то ЕврАзЭС, как и любая международная организация классического образца, основано на суверенном равенстве его государств-членов и примате их национальных интересов. Именно данный факт наряду с тем, что в 90-е гг. XX в. постсоветские государства выбрали абсолютно разные пути своего экономического развития, служит главной причиной небольшого прогресса ЕврАзЭС на пути построения продвинутого регионального интеграционного объединения и неспособности его государств-членов через 13 лет после провозглашения своих планов построить полноценный таможенный союз <29>. Ввиду все более значимых процессов Международной экономической интеграции как на глобальном, так и прежде всего на региональном уровне темпы развития ЕврАзЭС на пути формирования общего таможенного пространства и выработки единой внешнеэкономической политики, конечно, оставляют желать лучшего. Есть основания полагать, что государства - члены ЕврАзЭС, несмотря на все трудности согласования своих национальных интересов, все же намерены достигнуть региональной интеграции. Так, 6 октября 2007 г. на очередном заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС было принято решение завершить до 2011 г. формирование Таможенного союза между тремя наиболее экономически развитыми государствами альянса - Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Россией (первый раз в истории интеграционных процессов на постсоветском пространстве, когда устанавливаются конкретные сроки достижения определенного этапа развития) и создать в рамках ЕврАзЭС институт принципиально нового характера - наднациональную Комиссию Таможенного союза. Кроме того, намечается, что другие евразийские государства вступят в Таможенный союз, как только будут готовы к этому шагу. Будущее ЕврАзЭС и окончательная замена весьма ущербного термина "постсоветское пространство" на евразийское пространство во многом будут зависеть от политической воли его государств-членов воплотить в реальность создание Таможенного союза, регулированием деятельности которого будет заниматься наднациональная Комиссия.

Формирование Единой таможенной территории Таможенного союза Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 9 июня 2009 года № 9. Последним Решением было установлено три этапа формирования Единой таможенной территории Таможенного союза: предварительный - до 1 января 2010 г., первый - с 1 января 2010 г. до 1 июля 2010 г. и второй - с 1 июля 2010 г. до 1 июля 2011 года.

На предварительном этапе решались задачи завершения формирования договорно-правовой базы Таможенного союза (далее – ДПБ ТС) и организации поэтапного переноса согласованных видов государственного контроля на внешний контур Единой таможенной территории Таможенного союза.

В настоящее время из 51 международных договоров 39 договоров вступили в силу. В связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза утратили актуальность 8 международных договоров. Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран ратифицировано всеми Сторонами, но требует уточнения в части определения порядка взимания экспортных пошлин, для чего подготовлен и проходит согласование Сторонами проект соответствующего международного договора. По остальным договорам завершаются внутригосударственные процедуры (далее - ВГП), необходимые для их вступления в силу.

Таким образом, формирование ДПБ ТС, необходимой для функционирования Единой таможенной территории, в основном, завершено.

Решение второй задачи подготовительного этапа - по переносу согласованных видов государственного контроля на внешний контур Единой таможенной территории. С 1 июля 2010 г. вступили в силу необходимые для этого международные договоры, для реализации которых КТС утверждены соответствующие нормативные документы.

В рамках первого этапа формирования Единой таможенной территории с 1 января 2010 г. КТС уже осуществляются полномочия в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, применяются Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее – ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза (далее – ЕТТ ТС).

На втором этапе формирования Единой таможенной территории, который продлится до 1 июля 2011 г., продолжится работа по объединению таможенных территорий Сторон в Единую таможенную территорию. На этом этапе может временно сохраняться необходимость таможенного оформления и контроля на внутренних границах государств - членов Таможенного союза в отношении отдельных товаров, изымаемых из режима функционирования Единой таможенной территории. На основании предложений Сторон, обсужденных на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств 21 мая 2010 г., подготовлен и подписан в рабочем порядке Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования Единой таможенной территории Таможенного союза в отношении ряда товаров, в который включены:

автомобили для личного пользования;

товары, подпадающие под неунифицированные изъятия из режимов свободной торговли государств - членов Таможенного союза с третьими государствами;
товары, подпадающие под действие неунифицированных специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

товары, в отношении которых Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличных от ставок, установленных ЕТТ ТС (перечень этих товаров приведен в приложении №5 к Решению КТС от 27 ноября 2009 года № 130).

Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования Единой таможенной территории Таможенного союза предусматривает сохранение указанных изъятий (за исключением автомобилей для личного пользования) до ратификации международных договоров, предусмотренных Планом действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее – ЕЭП). Изъятия для автомобилей для личного пользования действуют до 1 июля 2011 года.

К числу изъятий из режима функционирования Единой таможенной территории белорусская Сторона относит экспортные пошлины, взимаемые во взаимной торговле. На прошедшем 21 мая 2010 г. заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств российской Стороной было внесено предложение об отмене экспортных пошлин во взаимной торговле после ратификации пакета соглашений по созданию ЕЭП.

Для обеспечения эффективного функционирования Единой таможенной территории ведется работа по поэтапной отмене ограничительных мер экономического характера во взаимной торговле, включающая подготовку проекта Соглашения об обеспечении свободного передвижения товаров на общем рынке Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Некоторые из указанных мер, связанные с правилами конкуренции, госзакупок, субсидирования и предоставления иных мер государственной поддержки, выходят за пределы сферы регулирования Таможенного союза и должны рассматриваться в рамках формирования ЕЭП.

Для обеспечения выполнения условий формирования Единой таможенной территории решается задача унификации торговых режимов по отношению к третьим странам. Проведен анализ действующих торговых соглашений Сторон, устанавливающих режимы наибольшего благоприятствования и свободной торговли с третьими странами. Проведены консультации по вопросам унификации изъятий из режима свободной торговли товарами, существующих у государств - членов Таможенного союза с государствами - участниками СНГ, Грузией, Сербией и Черногорией. Результат консультаций показал нежелательность применения кумулятивного принципа унификации изъятий, который может привести к ухудшению торгового режима и вызвать введение ответных мер. Целесообразна выработка индивидуального подхода к формированию перечня изъятий с каждым из государств, имеющих режим свободной торговли с государствами – членами Таможенного союза. Решением КТС одобрены предварительные договоренности о применении перечней товаров, подпадающих под изъятия из режима свободной торговли, происходящих с территорий Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Молдова, а также Республики Сербии и ввозимых на территорию государств-членов Таможенного союза. Консультации с другими государствами по вопросу унификации изъятий из режима свободной торговли будут продолжены.

В этом отношении интересно отметить, что начиная с момента вступления в силу Римских договоров 1 января 1958 г. Европейским сообществам потребовалось 10 с половиной лет для полного завершения строительства Таможенного союза, которое произошло 1 июля 1968 г. (18 месяцев ранее намеченного первоначально срока).
Заключение

Подводя итог, можно констатировать следующие основные закономерности развития международной экономической интеграции. Во-первых, несмотря на все возрастающее количество государств - членов ВТО, одним из основных характерных черт современного мира является процесс региональной интеграции, которая может выражаться в создании как простых, так и продвинутых форм региональных интеграционных объединений. Во-вторых, образование Таможенного союза не является окончательной целью интеграционных процессов в рамках продвинутого регионального интеграционного объединения, а служит основой дальнейшего продвижения для формирования общего рынка и экономического союза. В-третьих, успех продвинутого регионального интеграционного объединения в достижении своих целей зависит от наличия у государств - его членов политической воли на построение эффективных наднациональных институтов, способных претворить в жизнь идею объединения прежде самостоятельных национальных экономических систем в единое целое. В-четвертых, процессы углубленной экономической интеграции и образования экономического союза осуществляются одновременно с процессами тесной координации основных направлений внешней и внутренней политики, так как государства - участники продвинутых региональных интеграционных объединений не только преследуют экономические цели, но, как правило, являются также политическими или военно-политическими союзниками. Таким образом, успешно функционирующее и способное достичь высшего этапа экономической интеграции продвинутое региональное интеграционное объединение потенциально может трансформироваться из экономического альянса в политический союз в виде конфедерации, а затем (при условии дальнейшего продолжения интеграционных процессов), возможно, и в форме квазифедеративного образования.