К вопросу об особенностях психологической диагностики как одного из направлений работы психологической службы в образовании - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тюкпиекова Л. И. Педагог-психолог 1 47.44kb.
Целью психологической службы является подготовка учащихся к профильному... 1 39.04kb.
Арт-терапия как вид психологической работы с детьми и взрослыми 1 41.93kb.
Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической... 2 624.08kb.
Игровой метод в психологической подготовке юных спортсменов 1 61.27kb.
Древнегреческий философ, создатель психологической системы, интегрировавшей... 1 20.53kb.
Деятельность психологической службы по профилактике конфликтогенного... 1 68.69kb.
Практикум психологов города по теме 1 160.01kb.
А. Г. Терещенко, А. А. Филозоп (г. Воронеж, Россия) Вопросы призыва... 1 143.72kb.
И. М. Мирошник координационная парадигма развития как методологический... 1 356.1kb.
Директор мбоу «Заволжская сош» В. М. Карпов 1 48.05kb.
Книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель 1 273.55kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
К вопросу об особенностях психологической диагностики как одного из направлений работы - страница №1/1

К вопросу об особенностях психологической диагностики как одного из направлений работы психологической службы в образовании.

Психологическая диагностика нашла свое место в образовательном пространстве только потому, что смогла ответить на конкретные запросы школы. В деятельности психологической службы диагностика имеет свои принципиальные особенности и научно-практическую направленность. Ее данные необходимы для того, чтобы:



  • обеспечить контроль динамики психического развития детей;

  • проверить степень эффективности оказываемой психологом и педагогами целенаправленной деятельности;

  • выявить общие тенденции развития каждого ребенка и класса в целом с последующими рекомендациями.

Работа в области психологической диагностики строится в основном по двум направлениям:

  1. исследование когнитивной (познавательной) и личностной сфер каждого учащегося;

  2. диагностика динамики когнитивной и социометрической характеристик классов.

Специалисты значительное

  1. Эмоциональное благополучие в школе является одним из наиболее важных критериев отношения к школе и к учению в целом. Термином «эмоциональное благополучие» мы называем "удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, защищенность личности в данном коллективе, ее внутреннее спокойствие". Исследования видных отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и их последователей показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом с близкими взрослыми, особенностями его сотрудничества с ними. От того, как сложится опыт общения в детстве, зависит уровень ответственности, который будет готов взять на себя ребёнок, способность оценивать себя и регулировать свое поведение.

Эмоциональное благополучие личности напрямую связано также и с самооценкой: лишь при адекватной самооценке, позитивном отношении к себе человек способен переживать состояние психологического комфорта и уверенности в себе, не поспевают за быстрыми изменениями его личности. К началу нового периода у ребенка должны быть сформированы все основные психические новообразования предшествующего периода.
Для реализации указанных выше задач, были подобраны диагностические методики, отражающие принцип преемственности. Очевидно, что если работа психологической службы ведется систематически, накапливается значительное количество материала, который фиксируется в протокол психологической диагностики. В Протоколе фиксируются результаты проводимых диагностик, исследующих:

1. особенности нервной системы;

2. особенности развития познавательных процессов:

2.1 исследование характеристик внимания (переключаемость,

устойчивость, распределение, объем);

2.2 исследование особенностей памяти;

2.3 диагностика уровня умственного развития:

- уровень развития вербального и невербального мышления;

- степень овладения логико-функциональными связями: род-

вид, часть–целое, причина–следствие, противоположности, функциональные отношения, порядок следования, рядоположенность;

- овладение понятийным аппаратом преподаваемых областей знаний, что позволяет выявить усвоенный программный материал;

3. психологические особенности личности:

3.1 изучение самооценки и уровня притязаний, что позволят выявить существующие внутренние конфликты;

3.2 изучение системы ценностей ребенка;

3.3 изучение социально-психологического статуса ребенка в системе отношений класса;

3.4 диагностика внутрисемейных отношений.


Второе направление диагностической работы – мониторинг динамики когнитивных и социальных характеристик классов.

Подбирая диагностический инструмент, мы предполагали возможность эффективного использования как в начальной школе, так и в среднем и старшем звеньях образовательной системы, и получили следующую схему: ТУРМШ - тест умственного развития младшего школьника; ГИТ групповой интеллектуальный тест; ШТУР - школьный тест умственного развития; АСТУР - тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников. Методики созданы исходя из одной концептуальной модели «умственного развития». По полученным результатам мы можем говорить об общих тенденциях и значимых отличиях в умственном развития учащихся класса в целом. Качественная обработка результатов тестирования позволяет:



  • определить степень освоения учащимися класса определенными понятиями, логическими умениями;

  • разрабатывать коррекционные программы с соответствующими рекомендациями для педагогов;

  • выявить в классе группы успешности по итогам выполнения теста.

Социометрические исследования внутригрупповых взаимоотношений проводятся с целью понимания особенностей социальной структуры класса. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин:

  • коллектив класса выступает важным «условием» в развитии каждого учащегося. Именно отношения с другими людьми помогают человеку не только понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в чувствах, но и отношения с другими формируют личность, во многом определяя ее особенности;

  • перед педагогом стоит задача обращения к классу как социально-психологической общности, что требует понимания психологических особенностей класса как малой группы;

  • предполагая, что школьный коллектив играет важную роль в формировании личности, хотелось бы отметить, что, с одной стороны, это воздействие не всегда бывает позитивным, а с другой – мало констатировать, что коллектив влияет, необходимо понять, от чего зависит это влияние, и как оно осуществляется.

Диагностику следует проводить два раза в год, чтобы было возможно отследить изменения, которые происходят с учениками.

Формы использования результатов психологической диагностики могут быть следующие:

1. Составление рекомендаций учителям и представление их на педагогических советах. Сообщать результаты по конкретному классу или ученикам имеет смысл для заинтересованных в этом педагогов в индивидуальном собеседовании с ними.

2. Индивидуальные собеседования психолога с педагогами. В подобной работе обсуждаются особенности классных коллективов, личности отдельных учеников в контексте отношений с учителем, с целью предложить максимально эффективную стратегию педагогических воздействий, дать понятные и, главное, осуществимые рекомендации.

3.Индивидуальная и групповая работа с учениками с целью оказать влияние и коррекцию социальной ситуации в классе и личностных особенностей учеников.

4. Индивидуальные собеседования с родителями. Для повышения качества образовательного процесса, мы считаем необходимым информировать родителей об актуальной ситуации развития ребенка.

6. Групповая работа с родителями - тематические выступления на родительских собраниях просветительского характера.

7. Подготовка анализа актуальной ситуации для администрации образовательного учреждения и участие, в случае необходимости, в принятии управленческих решений.

Выводы:


  1. Мониторинг психологического развития учащихся помогает, прежде всего, обеспечить каждому ученику максимум возможностей для развития своих склонностей и познавательных интересов, что по сути отвечает основной цели образовательного процесса.

  2. Мониторинг призван, с одной стороны, давать представление администрации и педагогическому коллективу школы о результатах образовательного процесса, а с другой, выявлять его перспективы, потенциал развития педагогического коллектива. Важно, чтобы педагоги воспринимали эту работу как помощь в более эффективной организации образовательного процесса.

  3. Установление уровня интеллектуального развития школьников на каждом образовательно-возрастном этапе является актуальным ответом на запросы школы. Однако психологическая диагностика может существовать и развиваться в школе, если она будет соответствовать изменяющимся запросам.

  4. Материал учебных программ массовой школы доступен всем здоровым детям. Психологическая диагностика способствует выяснению причин неуспеваемости детей и планированию развивающей работы с ними. Наряду с тестированием уровня интеллектуального развития, развития способностей школьные психологи работают с методиками, диагностирующими психофизиологические особенности школьников, их мотивацию, аффективные стороны психики.

  5. Стало очевидным, что нет теоретических оснований, чтобы видеть в тестах научно оправданный инструмент для диагностики природных особенностей психики, в частности ее интеллектуального потенциала. Метод тестов в принципе пригоден для решения вопроса об уровне умственного развития (понятие было введено Н.С. Лейтесом). Под умственным развитием мы понимаем совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий (например, установление аналогий, обобщение, классификация, некоторые другие).

  6. Модернизированные тесты позволяют судить об умственном уровне испытуемых в период диагностирования, поэтому в критериально-ориентированных тестах уместно использовать не любой, а лишь такой вербальный и графический материал, который соответствует определенному образовательно-возрастному этапу. Тесты, наиболее часто используемые нами в школе, доведены их авторами до высокого методического совершенства: строго регламентированы правила их конструирования, правила их проведения и обработки и предоставление выводов.

ЛИТЕРАТУРА:



  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968

  2. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности. Тексты. М., 1984.

  3. Возрастные особенности психического развития детей - под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М., 1982 г.

  4. Лейтес Н.С. Одаренные дети. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

  5. Маркетинговый мониторинг образования. Часть II. От диагноза до экспертизы. – М.: ГОМЦ «Школьная книга», 1999 г.