Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружа­ющих, хочет каждый человек и каждый народ - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Каждый ребенок может стать 1 680.84kb.
Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его 1 179.24kb.
Тема § Человек „живое противоречие Что же такое человек? 1 78.58kb.
Каждый человек в жизни многократно сталкивается с «базами данных». 1 76.02kb.
3. К какой земной оболочке относятся все приведенные ниже термины... 1 53.97kb.
«Вторая мировая и Великая Отечественная война Советского Союза» 2 409.15kb.
Каждый человек является инструментом познания Жизни. Причем таким... 1 381.73kb.
13. Природа управления и исторические тенденции его развития; 1 67.03kb.
Сенсорная культура и умственное развитие ребенка младшего дошкольного... 1 47.06kb.
«Познавательное развитие детей раннего возраста» 1 21.85kb.
Функции цен. Ценообразующие факторы Рыночная цена представляет собой... 1 175.6kb.
Традиции семейного воспитания в россии 1 38.32kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружа­ющих, хочет каждый человек - страница №1/1



Министерство образования и науки

МОУ Хатар-Хадайская средняя

общеобразовательная школа

им. Е.Х. Хулхасовой - Ехануровой



Адаптированная программа курса

«Окружающий мир в социокультурных

условиях региона»

(2 класс)

Выполнила: учитель начальных классов

Хажеева Мария Григорьевна

Хадай


2010

Пояснительная записка
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружа­ющих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, традиции, обычаи бурятского и русского народа, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.

Для того чтобы приобщить детей к глубинному традиционно­му наследию и культуре, разработан курс «Окружающий мир» с введением РНК. Кроме чисто познавательного он имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богат­ство традиционной культуры, способствует формированию осоз­нанного патриотического чувства, основанного на понимании духовных ценностей, своего народа.

Место нового курса — в образовательном компоненте «Окру­жающий мир» с введением РНК, с учетом часов национально-регионального ком­понента и интеграцией в уроки чтения, письма, развития речи, музыки, искусства и труда и т. д.

Данная программа составлена на основе программы «Гармония» по учебнику «Окружающий мир», автор О. Т. Поглазова.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Основными задачами курса являются:



  • показать самобытность и непо­вторимое своеобразие бурятской культуры;

  • познакомить с редкими растениями и животными родного края и их охраной;

  • сформировать в детях уважительное отношение к традициям своего народа, своей семьи;

  • воспитывать у учащихся бережное отношение к природе и ко всему живому; уважение к прошлому своих предков.


Примерное распределение часов

п/п


Темы

Кол-во

часов


1

Красота и разнообразие неживой природы

(12 ч)

2

Человек — часть живой природы (4 ч)

(4 ч)

3

Ты — член семьи и общества (6 ч)

(6 ч)

4

Человек — творец (7 ч)

(7 ч)

5

Красота и симметрия в окружающем мире (5 ч)

(5 ч)




Итого

34 ч



Красота и разнообразие неживой природы (12 ч)

Отличительные признаки живого (все живое растет, раз­вивается, размножается, дышит, питается, умирает). Прояв­ление признаков живого у растений, грибов. Местные растения, гри­бы, животные — живые организмы.

Основные объекты неживой природы, наблюдаемые на дневном и ночном небе (Солнце, облака, Луна, звезды и созвез­дия). Красота неба. Цвет неба утром, днем, вечером и ночью. Значение солнца у бурят.

Солнце — звезда, ближайшая к планете Земля. Значение Солнца для растений, животных и человека (источник света и тепла). Солнце и здоровье. Как беречься от жаркого солн­ца. Почитание Солнца древними. Образ Солнца в произведе­ниях бурятских писателей.

Разнообразие форм и цвета облаков. Значение облака у бурят.

Что несут с собой облака (дождь, снег, град, грозы). Кислотные дожди. Виды облаков (перистые, кучевые, слоистые, тучи). Из чего состо­ят облака (из капелек воды или кристалликов льда).

Красота ночного неба. Луна — самый крупный и яркий объект на ночном небе. Значение луны у бурят. Отчего светится Луна (отражает свет невидимого ночью Солнца). Разнообразие вида Луны (фазы Луны). Звезды и созвездия (группы звезд). Красота и разно­образие созвездий.

Виды форм земной поверхности: равнины, холмы, горы, овраги родного края. Разнообразие форм и высоты гор. Части холма, горы (вершина, склон, подошва). Как образуются овраги. Борьба с оврагами. Красота природного пейзажа (изображение земной поверхности на полотнах бурятских художников; красота земли в про­изведениях поэтов). Что портит красоту земли (местные карьеры и от­валы, свалки из промышленных и бытовых отходов). Возмож­ность нахождения на свалках ядовитых веществ. Бережное отношение к родной земле.

Значение воды для человека, растений, животных. Ис­точники питьевой воды (реки Курумчинской долины, колодцы, родники). Много ли на Земле питьевой воды (соленость воды океанов и мо­рей). Виды природных водоемов родного края: моря, озера, реки, болота. Куда текут и впадают реки (в другие реки, в озера, в моря). Части реки: исток, притоки, устье. Зачем нужны бо­лота (кладовые запасов пресной воды). Искусственные водоемы (водохранилища, пруды, каналы). Красота водо­падов, гейзеров, фонтанов. Проблема загрязнения рек про­мышленными и сельскохозяйственными отходами. Береж­ное отношение к воде. Безопасное поведение на берегах водоемов.

Наблюдения, практические и творческие работы: изготов­ление моделей облаков; домашнее наблюдение звездного неба; изготовление аппликации «Ночное небо»; изготовление из пластилина моделей разных форм рельефа; изготовление аппликаций «На озере Байкал», «Болотное царство».

Экскурсия на природу (к берегу реки Тамаринка, к холму «Улан»).

Человек — часть живой природы (4 ч)

Чем человек похож на животных и чем отличается. Одно из важнейших отличий человека от животных — способность изобретать, творить новое. Понятие о народе, народной культуре.

Чем отличаются друг от друга и чем могут быть похожи люди. Какие черты характера человека позволяют судить о его красоте (щедрость, искренность, честность, доброта, умение дружить). Эмоции человека: радость, грусть, гнев, удивление. Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, нечестность, леность, недоброжелательность). Пра­вила вежливости. Может ли считаться красивым человек, оби­жающий животных, портящий красоту природы.

Здоровье — тоже красота. Как сохранять и укреплять свое здоровье. Режим дня. Чем природа может помочь человеку со­хранить здоровье. Значение физической культуры. Спорт и здоровье. Многообразие видов народной художественной культуры.

В человеке все должно быть прекрасно (внешность, мыс­ли, чувства, поступки). Твои отличительные признаки (рост, вес, внешний вид, черты характера, умения, увлечения). Что надо делать, чтобы стать красивее.

Ты — член семьи и общества (6 ч)

Семья, в которой ты живешь: состав семьи, сколько по­колений живет в семье. Твоя родословная: ближайшие род­ственники и предки. Профессии твоих родителей и предков. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанно­стей в семье. Твои обязанности в семье.

Твой родной край, родные места твоей семьи. Что такое Ро­дина. Твоя Родина — Россия, одно из крупнейших государств мира. Просторы и природные богатства России. Россия — мно­гонациональное государство. Народы, населяющие Россию. Флаг и герб России. Конституция — основной закон страны. Обязан­ности и права гражданина России. Государственные и народные праздники.

Москва — столица России, ее административный, про­мышленный и культурный центр. Самые большие города Рос­сии. Города-герои России. Столица Бурятии - Улан-Удэ. Главное богатство Родины — ее народ, ее люди-творцы.



Человек — творец (7 ч)

Творческие способности человека и возможность их раз­вития. Талант и трудолюбие. Красота человека-творца, мас­тера своего дела. Кем ты мечтаешь быть.

Человек — строитель своего дома, поселка, города. Что такое деревня, село, улус, город. Что производят жители городс­кой и сельской местности. Бурятские блюда. Как и из чего строили в старину современные жилища (бурятские юрты). Город (поселок), в котором ты живешь. Почему так назван твой город (поселок, село). Красота площадей улиц, парков и скверов города, села. Культурные центры, городские театры, музеи, библиотеки, стадионы. Объекты городского хозяйства: почта, магазины, поликлиника, аптека. Достопримечательности твоего города, села (самые красивые и самые знаменитые здания). Что портит красоту твоего города, села. Как сде­лать город, село краше. Важность озеленения городов.

Человек — изобретатель транспортных средств. Что че­ловек подсмотрел у природы, изобретая различные транспор­тные средства. Виды транспортных средств: наземные, вод­ные, воздушные. Виды пассажирского и специального транспорта. Проблема загрязнения окружающей среды транс­портом. Каким должен быть транспорт будущего.

Разнообразие предметов быта людей в прошлом и сейчас. История письменности и книги. Бережное отношение к кни­ге — источнику знаний. Как и с помощью чего считали рань­ше. Современные счетные устройства. Почта, телефон, радио, телевизор — средства связи. Правила безопасного пользова­ния осветительными и другими бытовыми электрическими приборами, противопожарная безопасность.

Виды художественного творчества человека: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Художественные и исторические музеи — хранители старинных и современ­ных произведений искусства и предметов быта.

Разнообразие профессий людей. Для чего создали робо­тов. Основные занятия людей в городской и сельской мест­ности. Профессии, связанные с природой. Влияние челове­ческой деятельности на природу. Чем занимаются экологи.

Наблюдения, практические и творческие работы: составление родословной; составление карточки-определителя «Ка­кой я»; придумывание и показ сюжетных сценок «Волшеб­ные слова»; выяснение местонахождения ближайших к дому объектов городского сельского хозяйства: почты, магазинов, поликлиники, аптеки, библиотеки; освоение на столе правил обхода автобуса, троллейбуса, трамвая; выявление источников заг­рязнения своего двора, своей улицы; составление проекта украшения двора или улицы зелеными насаждениями.

Экскурсии: к достопримечательностям города, в истори­ческий или краеведческий музей, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей, школьный музей.

Красота и симметрия в окружающем мире (5 ч)

Многообразие форм объектов окружающего мира. Сим­метричные и несимметричные объекты окружающего мира. Многообразие видов симметрии. Зеркально-симметричное расположение предметов. Где важна и нужна симметрия. Примеры симметрии строения растений, тела животных и человека. Использование симметрии в творениях людей.



Наблюдения, практические и творческие работы: проверки | симметричности плоских фигур; вырезание из бумаги симметричных фигур и салфеток; составление бордюров и национальных орнаментов; выявление симметричных узоров на предметах домашнего обихода.

Экскурсии: по деревне, в лес, в школьный музей.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

отличительные признаки живого; три царства живой природы (растения, грибы, животные);

что относится к неживой природе; объекты дневного и ночного неба: облака, Солнце, Луна, звёзды и созвездия; основные формы земной поверхности (равнина, холм, гора, овраг); части холма (вершина, склон, подошва); основные виды природных и искусственных водоёмов (океан, море, озеро, река, болото, пруд, канал, водохранилище); части реки (исток, притоки, устье);

человек - часть живой природы; средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, общение с природой, физкультура, знание правил бе­зопасного поведения; народные способы закаливания детей; в чём красота человека; правила культурного общения со взрослыми и сверстниками; что такое семья, обязанности члена семьи; семейные праздники; что такое Родина, название своей страны и её столицы, флаг и герб своего государства;

памятники природы Бурятии;

чем отличается город от села; что производят жители городской и сельской местности; виды наземных, водных, воздушных транспортных средств, средств связи; назна­чение музеев; виды художественного творчества человека;

среди объектов окружающего мира есть несимметрич­ные и симметричные объекты, обладающие разными ви­дами симметрии.

Учащиеся должны уметь:

выделять отличительные признаки объектов окружа­ющего мира; определять существенные признаки групп объектов; анализировать объекты окружающего мира, вы­деляя его части (части холма, части реки); магическую функцию узоров, их семантической и цветовой символики;

определять и называть своих ближайших родственни­ков; вежливо общаться со взрослыми и сверстниками; объяснять, чем важны для здоровья Солнце, воздух и вода, свою родословную;

рассказывать о назначении объектов городского хозяй­ства и о достопримечательностях родного города (села), (магазин, почта, аптека, поликлиника); называть по 2 примера на­земных, водных, воздушных транспортных средств и вы­делять некоторые их отличия друг от друга; правильно

обходить автобус, троллейбус, трамвай; правильно пользо­ваться осветительными и другими электрическими при­борами;

магическую функцию почитания животных, деревьев бурятского на рода

отличать симметричные объекты от несимметричных; рисовать и вырезать из бумаги фигуры и узоры с разными видами симметрии;

вести наблюдения в природе, в быту, в городе и расска­зывать о своих наблюдениях; использовать дидактический рисунок для познания окружающего мира;

легенды, предания, мифы песни сказки об охране природы;

Учащиеся должны понимать:

значение Солнца, воды для всего живого на Земле; че­ловек не должен загромождать землю горами промышлен­ных и бытовых отходов; расположенные на берегах водоёмов города, промышленные и сельскохозяйственные объекты являются источниками их загрязнения; что на Земле мало чистой питьевой воды и её необходимо беречь;

человек красив не только внешностью, но в большей сте­пени - своими душевными качествами, поведением, поступ­ками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружаю­щим людям, животным, к природе; здоровье - тоже красо­та; для сохранения и укрепления здоровья важны личная гигиена, режим дня, общение с природой, физкультура; надо выявлять и развивать свои творческие способности;

они являются членами семьи, родители нуждаются в их помощи; они члены классного коллектива, члены об­щества горожан (односельчане), граждане своей страны; надо внимательно, доброжелательно, дружески относить­ся к сверстникам, уважительно к старшим, любить свою Родину и её народ; Россия - одно из крупнейших много­национальных государств мира; все народы равны между собой; надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;

край, где они живут - их малая родина, которую надо беречь и любить; охранять и ухаживать за природными памятниками окрестных мест; город - это сложное творение человека- строителя, в котором, кроме жилищ, сооружаются различ­ные объекты городского хозяйства и объекты культуры; которые надо беречь и сохранять; надо поддерживать чис­тоту и беречь зелёные насаждения в городе;

письменность, книги, вычислительные средства - одни из важнейших творений человека; искусство - это одна из сфер творчества человека; все профессии важны и нужны; для многих профессий важны знания о живой и неживой природе; жизнедеятельность людей может оказывать положительное и отрицательное влияние на природу, че­ловек может и должен сохранять её; важность и целесооб­разность симметрии в естественном и рукотворном мире.


Тематическое планирование уроков по «Окружающему миру»

с введением РНК во 2 классе




Тема урока

Дополнение РНК

Цель

1

Разнообразие растений, грибов, животных

Разнообразие растений, грибов, животных родного края

повторить и систематизировать знания детей о растениях, грибах, животных, полученных учащимися в 1 классе; выявить пробелы в знаниях учащихся; анализировать умения учащихся классифицировать предметы окру­жающего мира.

2.

Природные и рукотворные объекты

Значение лиственницы у бурят

дать общую классификацию объектов окружающего ми­ра, формируя целостное представ -ление о нем; выделить отличи -тельные признаки «живого»; закрепить навыки классифика ции объектов окружающего мира на «живые» и «неживые».

3.

Солнце и его значение для всего живого

Круг-диск солнца, колесо жизни у бурятского народа

сформировать у детей образное представление о Солнце как о ближайшей к Земле звезде, о его размерах, расстоя­нии от Земли до Солнца; познакомить с пред ставлениями древних о дневном светиле; раскрыть роль и значе ние Солнца для всего живого на Земле; обсудить правила безопа сного пребывания под солнечны ми лучами.

4.

Разнообразие облаков




познакомить детей с разнообра зием форм и цвета обла­ков, сформировать образные пред ставления о кучевых, слоистых и перистых облаках; обсудить, что содержат разные облака; познако мить с правилами безопасного поведения во время грозы.

5.

«Ночная красавица»

Праздник белого месяца «Сагаалган»

сформировать представление о холодном небесном теле -Луне, о ее движении вокруг Земли, размерах, расстоянии от Земли; объяснить ученикам, почему видимая форма Луны меняется в течение месяца, а затем повторя ется; продолжать развивать на блюдательность, умение моде­лировать предметы и явления окружающего мира, логи­ческое мышление, воображение и фан тазию.

6.

Звезды и созвездия

Легенда о созвездии

сформировать у детей понятия «звезда» и «созвездие»; позна­комить с наиболее яркими созвездиями и легендами о них; объ­яснить, почему мы видим звезды маленькими и разного цвета; обобщить и систематизи ровать знания о небесных телах; продолжать развивать наблюда тельность и воображение.

7-8

Земные просторы. Разнообразие гор.

Секреты «Улан-горы»

проверить усвоение учащимися понятий: «облако», «звезда», «созвездие», «планета», «спутник»; познако­мить с разнообразием равнин, гор своей местности, с тем, как их используют люди; сформировать понятие «овраг», «гора»; объяснить причи­ну возникновения оврагов и меры борьбы с оврагами.

9.

Вода и ее значение для всего живого

Местные родники

ознакомить учащихся со значением воды для жизни на Земле, необходимостью бережного отношения к ней, по­знакомить с источниками питьевой воды, с родниками местности, убедить детей в необходимости сохранения их чистоты.

10.

Разнообразие водоемов

Водоёмы нашего края: р. Мурин,

р. Тамаринка



познакомить детей с понятием «водоем», с общей клас­сификацией естественных водоемов: океанами, морями, реками, озерами, болотами; выявить их отличительные признаки; сформировать представление о море и его зна­чении для человека; обратить внимание на проблему за­грязнения водоемов.

11.

Пресные водоемы

Легенда о Седом Байкале и его дочери Ангаре

познакомить учащихся с понятиями: «река», «озеро», «болото», с бурятской легендой; ответить на вопрос, отку­да берутся реки, познакомить с частями рек.

12.

Пресные водоемы

Образование реки Тамаринка

дать понятие детям о болотах, их необходимости для со­хранения запасов пресной воды, развивать экологическое мышление и творческие способности.

13.

Проверочная работа




проверить усвоение учащимися изученного материала по темам: «Виды земной поверхности», «Водоемы».

14.

Человек - часть «живой» природы

Кухонная утварь у бурят

определить место человека в окружающем мире, срав­нить человека с другими животными, выявить сходные признаки, позволяющие судить о принадлежности чело­века к царству животных, а затем выявить отличия чело­века от других животных.

15.

Твое здоровье

Бурятские детские игры

пробудить у учеников заботу о своем здоровье, дать воз­можность осознать важность поддержания и развития здоровья, личной гигиены и лечения болезней, физкуль­туры и закаливания; познакомить с бурятскими играми

16.

Красота человека

Символ бабочки

раскрыть детям важность не только физической красоты человека, но еще более важной - духовной красоты; познакомить с символом бабочки у бурят

17.

Твоя семья

Моя родословная

интегрировать знания детей о себе и своей родословной; формировать у учащихся чувство любви к близким лю­дям, стремление помогать им во всем; продолжить вос­питание уважительного отношения к старшим, к народ­ной мудрости

18.

Семейные традиции

Пища как часть культуры нашего народа

показать, что быт семьи связан с обязанностями каждого члена семьи; убедить учащихся в необходимости соблю­дать правила безопасного поведения при выполнении до­машних работ, опасаться чужих людей в лифте, на улице, находясь в доме без старших.

19.

Твоя Родина. Наше государство

Сказки бурятского народа

сформировать понятия «Родина», «государство», «кон­ституция»; познакомить учащихся с государственными символами, воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям разных народов.

20.

Российские города. Москва

Великие воины нашего народа

сформировать понятие «столица»; познакомить учащихся с достопримеча -тельностями Москвы; воспитывать бе­режное отношение к историческим памятникам.

21.

Российские города. Города России

Столица Бурятии-Улан-Удэ

познакомить детей с крупными и старинными городами России; познакомить со столицей Бурятии; воспитывать бережное отношение к историческим памятникам, уважения к героическому прошлому Отечества

22.

«Человек - строитель»

Юрта, быт бурят

познакомить учащихся с профессией «строитель»; с раз­нообразием жилищ, построенных разными народами, с древним зодчеством россиян; с устройством старинных и современных городов; воспитывать уважительное отно­шение к профессии строителя и чувство гордости за та­лант и мастерство народов России.

23.

«Человек - изобретатель»

Кони в жизни бурят

познакомить учащихся с разными видами транспортных средств; развивать умение анализировать и синтезировать предметы; развивать экологическое мышление; воспиты­вать интерес к изобретательству.

24.

«Человек - изобретатель»




познакомить детей с видами воздушного транспорта; раз­вивать изобретательский интерес.

25.

В историческом музее

Школьный музей, домашняя утварь

познакомить учащихся со старинной посудой, освети­тельными приборами, одеждой, обувью, воспитывать ин­терес к истории предметов, старинным вещам.

26.

В историческом музее

Школьный музей, древние игрушки

познакомить учащихся с историей письменности, счета и средств связи, профессией археолога; воспитывать бе­режное отношение к книгам, к старинным вещам.

27.

Мир искусства

Бурятские сказки о животных

показать учащимся, что человек создал много произведе­ний искусства, которые делают нашу жизнь интересней; развивать умение видеть прекрасное, учить восхищаться произведениями художников, композиторов, поэтов; при­вивать желание заниматься творческой деятельностью.

28.

Мастера своего дела

Бурятские орнаменты

обогатить знания детей о различных профессиях; воспи­тывать уважительное отношение к любой профессии.

29.

Симметрия

Символ бабочки

ввести понятия «симметричный предмет»; познакомить учеников с признаком, по которому можно выделять такие предметы, научить узна­вать в окружающем мире симметричные объекты; про­должать развитие логического мышления, воображения; воспитывать чувство прекрасного.

30.

Осевая симметрия




познакомить учащихся с осевой симметрией, развивать логическое и абстрактное мышление, творческие способ­ности учащихся.

31.

Зеркальная симметрия

Зооморфные орнаменты

продолжить знакомство с осевой симметрией, познакомить детей со свойством плоского зеркала, с зооморфными орнаментами; развивать абстракт­ное, пространственное мышление и воображение учащихся.

32.

Поворотная симметрия




познакомить детям с поворотной симметрией, дать отли­чительный признак этого вида симметрии; продолжить развитие наблюдательности, логического мышления, творческих способностей.

33.

Переносная симметрия




познакомить учащихся с переносной симметрией, ее осо­бенностями; развивать мышление, воображение; воспи­тывать чувство прекрасного.

34.

Симметрия в окружающем мире

Геометрические орнаменты

обобщить и систематизировать знания детей о видах симметрии; развивать умение замечать симметричные предметы в окружающем мире; познакомить с геометрическими орнаментами.


Список литературы

1. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / Под ред. 2. 2. 2. Абаева Н.В.-Новосибирск, 1992.

3. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят.-Улан-Удэ, 1991.

4. Баторов П.П. Белкование у аларских бурят и народные пове­рья // Бурятиеведение.-1925.-№1гС. 9-12.

5. Болонев Ф.Ф. Календарные обычаи и обряды семейских. -Улан-Удэ, 1975.

6. Галданова Г.Р. Почитание животных у бурят // Буддизм и традиционные верования Центральной Азии.-Новосибирск, 1991.

7. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском госу­дарстве народов.-СПб., 1709.

8. Кудрявцев А.А. История бурят-монгольского народа (от XVII в. до 60-х XIX в.).-М., 1940.

9. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма.-Новосибирск, 1980.

10. Михайлов В.А. Бурятская юрта.-Улан-Удэ, 1994.

11. Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов (ХУИ-ХУШ вв.).-Л., 1937.

12. Окружающий мир. О.Т. Поглазова, учебник-тетрадь 1, 2 часть.

13. Окружающий мир. О.Т. Поглазова. Методические рекомен­дации. - Смоленск: Ассоциация XXI в., 2001

14. Потанина А.В. Рассказы о бурятах.-М., 1912.

15. Потанина А.В. Рассказы о бурятах, их вере, обычаях.-М., 1905.

16. Соктоева И.И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии.-Новосибирск, 1988.

17. Уледов А.К. Духовная жизнь общества.-М., 1980.

18. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские хроники и родословные.-Улан-Удэ, 1979.