Из опыта работы учителей начальных классов Дятлово - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по апробации умк «Перспективная начальная... 1 162.72kb.
Из опыта работы педагогического коллектива государственного учреждения... 4 593.65kb.
«Использование информационных технологий с целью повышения познавательного... 1 35.63kb.
Должность: учитель начальных классов 3 677.14kb.
Доклад на мо учителей начальных классов школы 1 117.5kb.
Тема выпускной квалификационной работы 1 195.71kb.
Я работаю учителем начальных классов в средней школе более 20 лет... 1 116.69kb.
Учитель начальных классов: Гузеева Н. И 1 101.08kb.
7 Квалификационные требования Цель: Формирование у учителей, классных... 1 119.56kb.
Экспериментальная работа учительницы начальных классов Кукморской... 1 227.42kb.
Рабочая программа митехановой Татьяны Георгиевны учитель начальных... 4 604.81kb.
Все мы хотим, чтобы наши дети и внуки росли здоро­выми, не имели... 1 146.15kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Из опыта работы учителей начальных классов Дятлово - страница №1/2

Отдел образования Дятловского райисполкома
ГУО «УПК Хвиневичский детский сад –

средняя общеобразовательная школа»

Формирование основ гражданского мировоззрения в начальной школе

(из опыта работы учителей начальных классов)


Дятлово

2009 год

Рецензент

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

ГУО «УПК Хвиневичский д/с-СОШ» Е.А.Русина


Составители

учителя начальных классов ГУО «УПК Хвиневичский д/с-СОШ»
Формирование основ гражданского мировоззрения в начальной школе

(из опыта работы учителей начальных классов) /сост. учителя нач.кл. Дятлово, 2009.- 38с.

В издании представлены практические материалы из опыта работы учителей начальных классов «УПК Хвиневичский д/с-СОШ» по формированию основ гражданского мировоззрения у младших школьников.


Адресуется учителям начальных классов.

Учителя начальных классов ГУО «УПК Хвиневичский д/с-СШ», д.Хвиневичи, 39592




Введение
Гражданское воспитание определяется сегодня как одно из главных направлений воспитательной деятельности. Результатом его должно стать формирование гражданина – человека высокой культуры с развитым мышлением, способного осознанно строить свои отношения с государством, обществом, другими людьми. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности – приоритетной ценности, обретение которой позволит осознать человеческие достоинства.

Начиная с 1995/1996 уч. г. в школах Беларуси было введено изучение спецкурса «Права ребёнка», основной задачей которого является формирование у учащихся правовой культуры. И начинаться это формирование должно в начальной школе.

Правовое воспитание в начальной школе имеет свои особенности.

Во-первых, занятия по правовому воспитанию необходимо проводить с использованием наиболее приемлемых для учащихся младшего школьного возраста форм и методов обучения: дидактических игр, сказок, рассказов, игр-драматизаций и др.

Во-вторых, важным для получения желаемых результатов является создание атмосферы уважения к личности ребёнка, формирование у него чувства самоценности своей личности.

В-третьих, использование различных видов продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации) позволяет детям наиболее полно реализовывать свои возможности и удовлетворять потребность в самоутверждении.

Особенностью представленного материала является освещение вопросов правового воспитания в начальной школе, а также представлены методические материалы учителей начальных классов.

3

Формирование у учащихся начальной школы



основ гражданского мировоззрения

Гражданская правовая культура

включает в себя непосредственные действия человека и его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях: она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права, не выходя за рамки закона.










Организационно-методические условия осуществления правового воспитания

  • системность и преемственность по годам обучения;

  • единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;

  • единство урочной и внеурочной работы по правовому обучению и воспитанию;

  • стимулирование познавательной активности младших школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;

  • постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.



Требования к знаниям учащимся начальной школы

по правовому воспитанию при переходе в среднее звено



Во-первых,

  • знать конкретные правила поведения в семье, своем доме, в школе, на улице, в транспорте, в учреждениях культуры, в местах отдыха и понимать необходимость их выполнения;

  • уметь разъяснить эти правила другим детям, оценивать свои действия, действия других людей и поступки с точки зрения выполнения правил поведения, уметь выбирать способ поведения в соответствии с существующими правилами, выполнять их;

  • ценить общественный порядок и деятельность по его охране, стремиться быть организованным и дисциплинированным.

Во-вторых,

  • иметь представления о правах человека, признаваемых мировым сообществом (Всемирная декларация прав человека);

  • понимать ценность человеческой жизни, здоровья, свободы и достоинства людей, уважать их права;

  • негативно относиться к жестокости, насилию, национализму, нарушению прав личности;

  • стремиться знать свои права и обязанности, негативно реагировать на унижение, пренебрежение к себе и другим;

  • знать способы защиты своих прав, предусмотренных законом, иметь представление о государственных органах, призванных защищать права ребенка.

В-третьих,

  • знать о том, какие действия и поступки запрещены законом, уметь объяснить, почему не следует так действовать.

В-четвёртых,

  • иметь представление о Конституции как основном законе Беларуси, знать государственные символы Республики Беларусь, понимать термины: закон, конституция, гражданин, государство

В-пятых,

  • иметь опыт правомерного дисциплинарного поведения, соблюдения правил вежливости в обращении со сверстниками и старшими, добросовестного выполнения своих обязанностей.

Рекомендуемые формы работы с учащимися


по формированию правовой культуры
1-й класс
Час общения «Правило личной безопасности». Познакомить первоклассников с простыми правилами безопасности, позволяющими исключить возможность физического насилия над ребенком. Научить ребенка ориентироваться в опасных ситуациях и грамотно действовать при встрече с незнакомыми людьми, угрожающими его жизнедеятельности. Рассмотреть конкретные ситуации: ребенок один дома, ребенок и лифт, общение с незнакомым человеком.
2-3-4-й классы
Час общения «Изучаем основные права человека». Ознакомить школьников с правами человека, содержащимися во Всеобщей декларации прав человека.
Примерные темы родительских собраний

по формированию правовой культуры учащихся
1-й класс

«Безопасность моего ребенка». Каким элементарным правилам должны научить родители своего ребенка. Какая помощь должна оказываться ребенку в случае физического насилия.
2-3-4-й классы

«Конвенция о правах ребенка». Ребенок – это полноценный гражданин, которому конституцией гарантирован свод прав. Как часто родители их нарушают? Что приводит к побегам из дома, бродяжничеству? Как нужно разрешать конфликты с детьми.

Тематика спецкурса по правам ребёнка
1-ый класс

* Что такое право?

* Все люди разные, но права у них одинаковые.

* Право на семью.

* Право на защиту.

* Право на особую защиту ( дети-инвалиды).

* Право на развитие( право учиться и узнавать новое).
2-ой класс

* Что такое право?

* Право на жизнь.

* Все люди разные, но права у них одинаковые.

* Право на семью.

* Право на защиту.

* Право на особую защиту.

* Право на развитие.


3-ий класс

* Что такое право?

* Право на жизнь и нормальные условия для развития.

* Все люди разные, а права у них одинаковые.

* Право на семью.

* Право на защиту.

* Право на особую защиту детей, попавших в экстремальные обстоятельства.
4-ый класс

* Право и закон.

* Конвенция ООН о правах ребёнка и закон Республики Беларусь «О правах ребёнка».

* Право на жизнь и нормальные условия для развития.

* Ребёнок и семья.

* Ребёнок и общество.

* Ребёнок в неблагоприятных условиях.

* Возможность защиты ребёнком своих прав.



График проведения занятий

по спецкурсу «Права ребёнка»

на 1-ое полугодие

( 1-4 кл)


Класс, классный руководитель

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1кл., Савченкова О.М.

ШПВ «Что такое право?»


ШПВ “Право на жизнь”


ШПВ “Все люди разные, но права у них одинаковые”

ШПВ “Право на семью”

2кл., Павловская А.И.

ШПВ “Что такое право?”


ШПВ “Право на жизнь”



ШПВ “Нужны ли правила?”

ШПВ “Царства “Закон”



3кл., Борисенко А.Н.

ШПВ “Что такое право?”


ШПВ “Право на жизнь и нормальные условия для развития”


ШПВ “Все люди разные, но права у них одинаковые”


1. ШПВ “Право на семью”

2. Тематич. инфор. час – пресс-конференция “Права и обязанности” с приглашением педагога социального




4кл., Трубченкова Л.Е.

ШПВ “Право и закон”

ШПВ “Конвенция ООН о правах детей и Закон РБ “О правах ребёнка”

ШПВ “Право на жизнь и нормальные условия для развития”


ШПВ “Ребёнок и семья”





  • Примечание: ШПВ- занятие школы правового воспитания


Примерный план проведения занятий

I. Повторение (целевая направленность).

Учащиеся вспоминают пройденный материал, выдвинутые идеи, концепции и принципы, с которыми они ознакомились на предыдущих занятиях. Этот вид учебной деятельности способствует запоминанию, пониманию логической связи между идеями, подготавливает основу для тематического построения следующего материала с тем, чтобы учащиеся понимали логическую последовательность преподаваемого материала.




II. Время для рассказа



III. Обсуждение (закрепление материала)

На каждом уроке проводится этот вид дискуссионной работы, которая строится на основе вопросов. Это способствует запоминанию материала и усвоению тематики рассказа.




IV. Игровое время.



Этот вид деятельности рассчитан на активное вовлечение учащихся в учебный процесс.

Форма деятельности:



  1. рисование и т.п.;

  2. театральное представление;

  3. обсуждение;

  4. творческое письмо;

  5. игры.

V. Подведение итогов.


Цель – обеспечение усвоения материала, повторение основных принципов, концепций, закрепление изученного в особых заданиях.

Из опыта работы учителей начальных классов
Азбука права

Цели:

- дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать

себя ответственным гражданином своей страны; побуждать детей более широко

использовать в игре знания об окружающей жизни;

- развивать связную речь учащихся, умение анализировать ситуацию и высказывать

своё мнение;

- воспитывать культуру поведения, уважение к окружающим.

Форма проведения: учебно-игровое занятие

Оборудование: знаки к игре «Разрешается – запрещается», набор букв, энциклопедия имён, памятка «Мой режим дня».

Ход занятия

Организационный момент

Чтение сказки

Царство правителя по имени Закон

Жил был мудрый и справедливый правитель по имени Закон. Все его подданные знали, что если ты виноват, то будешь наказан, даже если ты Первый Министр! Все знали, что человека нельзя оклеветать, оскорбить, обмануть, унизить, обидеть. Каждого из своих подданных защищал Его Величество Закон.

В этом царстве с утра до вечера можно было слышать, как люди вежливо разговаривают друг с другом, можно видеть милые улыбки на лицах продавцов, водителей автобусов, детей и взрослых, спешащих на работу или с работы. Никто не позволял себе действовать или вести разговор грубо, унижая достоинство другого человека.

В этом царстве был и другой закон, предписывающий беречь и преумножать красоту и порядок в царстве. Наверное, поэтому везде было чисто и опрятно. Никто не позволял себе сорить в подъездах домов, на улицах, в парках, в местах отдыха. Вдоль тротуаров тянулись ухоженные аллеи цветов и причудливых кустарников, за которыми ухаживали сами жители этого царства.

Жители царства все были законопослушными, и все, кто посещал страну, удивлялись, что в царстве царят Мир и Порядок.

- Как вы думаете, какие законы были в этом царстве?

- Каких профессий не было в этом царстве?

- Почему они были не нужны?

- Хотелось ли вам жить в таких условиях? Почему?

Предлагаю вам провести игру «Разрешается – запрещается»

1. Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребёнка

….. Разрешается

2. Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается,

Бить, наказывать ребёнка

Строго …. Запрещается.

3. С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это …. Разрешается

4. Эта грань обозначает:

Мать с ребёнком разлучают,

Это …. Запрещается.

5. Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться.

Это …. Разрешается

6. Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Строго …. Запрещается.

7. Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Это …. Разрешается

8. Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго …. Запрещается.

- О каких правах мы говорили в наших загадках?

- Когда люди выполняют свои обязанности, оберегают права, живут в мире и согласии с окружающими, могут ли они чувствовать себя счастливыми?\



Игра «Азбука хорошего человека»

(На каждую букву алфавита назвать положительные качества и черты характера человека)

А – аккуратный, артистичный,…..

Б – бодрый, бдительный, блистательный, …. И т.д.

- Если человек обладает такими качествами, он всегда сможет принять правильное решение в любой ситуации, придёт на помощь любому человеку, будет заботливым и внимательным, никогда не причинит вреда другим, будет с уважением относиться к людям.

- Кто из окружающих вас людей обладает такими качествами? Нужно ли стремиться к такому идеалу? Как?

- В древности наши предки наделяли имена особой магической силой. Даже существовали запреты на произнесение имени. Египтяне избегали назвать имя фараона, японцам нельзя было называть имя императора. Воины, идя в бой, оставляли свои имена, прятали, чтобы уберечься от гибели.

- У каждого из нас есть имя, которое дают родители при рождении ребёнка.



Происхождение и значение имён

( Зачитываются значения имён учеников)

- Имя для каждого человека как талисман. Никто не имеет права давать нам другие имена, клички. Помните об этом. Зло всегда возвращается к человеку.

- Кто нарушает это правило? Как вы к этому относитесь?



Составьте из слов предложение

Больного, здоровый, счастливее, нищий, короля.

Давайте составим рецепт здоровья человека:



  • Режим дня У кого из вас он есть? Кто его выполняет? Знакомство с памяткой «Мой режим дня»

  • Правильная пища Что вы отнесёте к такой пище?

  • Занятия физкультурой и спортом Как это можно реализовать в школе?

  • Отсутствие вредных привычек и т.д.

В каких условиях вы будете жить во многом зависит от вас самих. Помните об этом. Приложите все усилия для того, чтобы вы были довольны собой и своей жизнью.

Что вы запомнили из нашего занятия? К чему вы будете стремиться после нашей беседы?



Разработала Павловская А.И.
А нужны ли правила?

Цели: - подвести детей к осознанию необходимости соблюдения определённых правил в поведении, деятельности (ПДД, пожарная безопасность, взаимоотношения между людьми); развивать речь учащихся, внимание, мышление; воспитывать культуру поведения.

Форма проведения: учебно-игровое занятие.

Ход занятия

Организационный момент

  1. Вводная беседа

Вам часто приходится слышать слова «нельзя» и «надо». Почему существуют правила, нужны ли они?

Послушайте стихотворение

Вся жизнь моя (буквально вся1)

Пока что – из одних «нельзя»!

Нельзя крутить собаке хвост,

Нельзя из книжек строить мост

(А может, даже – замок

Из книжек толстых самых!)

Кран у плиты нельзя вертеть,

На подоконнике сидеть,

Рукой огня касаться,

Ну, а ещё – кусаться.

Нельзя солонку в чай бросать,

Нельзя на скатерти писать,

Грызть грязную морковку

И открывать духовку.

Чинить электропровода

(пусть даже осторожно)..

Ух, я вам покажу, когда всё-всё

Мне будет можно!


- Какие правила названы в этом стихотворении? Почему этого нельзя делать?

- Какая мечта была у этого мальчика?

- Может, действительно лучше обходиться без правил и делать всё, что захочется?

2 . Предлагаю вам провести игру «Разрешается – запрещается»


1. Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребёнка

….. Разрешается

2. Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается,

Бить, наказывать ребёнка

Строго …. Запрещается.

3. С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это …. Разрешается

4. Эта грань обозначает:

Мать с ребёнком разлучают,

Это …. Запрещается.


5. Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться.

Это …. Разрешается

6. Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Строго …. Запрещается.

7. Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Это …. Разрешается

8. Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго …. Запрещается.


  1. Обсуждение некоторых правил

(Рассматриваем памятки с ПДД и обсуждаем, почему нужно их выполнять)

  1. Игра «Чтобы быть здоровым, я буду …»

(Если «да» - руки вверх, хлопок над головой, если «нет» - крутим головой.)

  1. Делать зарядку по утрам.

  2. Есть много конфет и пирожных.

  3. Каждое утро и каждый вечер чистить зубы.

  4. Ходить в грязной одежде.

  5. Есть немытые фрукты и овощи.

  6. Мыть руки перед едой.

  7. Больше играть на свежем воздухе.

  8. Есть полезную пищу.

  9. Целыми днями смотреть телевизор.

  10. Следить за чистотой воздуха.

  1. Вредные советы

Если ты пришёл к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Ни кому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Сесть старайся рядом с тортом

В разговоры не вступай –

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками –

Ложкой больше зачерпнёшь.

Если вдруг дадут орехи,

Сырь их бережно в карман.

Но не прячь туда варенье – трудно будет вынимать.

- Как бы вы назвали такие советы? Почему? Какие правила нужно выполнять, когда приходишь в гости?



6. А кто знает, как себя надо вести на улице? Я приведу один пример:

Группа ребят торопилась утром в школу. Вдруг один из мальчиков резко взмахнул руками и неловко упал на тротуар. Товарищи хотели помочь ему, но он их оттолкнул. Ему было очень больно. Какой-то прохожий отнес мальчика в подъезд. Вскоре подъехала «скорая помощь». Оказалось, что он сломал ногу. Причиной несчастья стала маленькая апельсиновая корка. На ней-то и поскользнулся мальчик.

Действительно, у нас есть немало ребят, которые считают, что мусорить нельзя только в комнате, а в автобусе, на улице, в кино сори сколько угодно.

Кому, например, сидя в гостях, придёт в голову бросать прямо под ноги бумажки от конфет или выбрасывать на пол косточки от вишен? Такого школьника у нас нет. А вот на улице, в автобусе, на аллее парка многие, не задумываясь, бросают под ноги обёртки от мороженого или поплёвывают на ходу подсолнечной шелухой. Вдоль улиц расставлены урны для мусора, а таким неряхам лень к ним подойти. А ведь город, в котором мы с вами живем - это наш большой дом. Мы – его хозяева. И ты тоже хозяин этого дома. Зачем же тебе его загрязнять? Ведь каждое утро на рассвете на улицах трудятся дворники. Они чистят и выметают улицы. Так как же можно не уважать их труд? Не стыдно ли пачкать то, что они с таким старанием вычистили и вымели?



7. Подведение итогов занятия.

Разработала Павловская А.И.

Культура семейных отношений

Цель: формировать у детей понимание важности семейных уз, стремиться к их укреплению, осознанию своих обязанностей в семье, уважительному отношению к членам семьи.

Оборудование: запись на доске, рисунки детей, иллюстрации к сказкам, цветной картон.

Ход занятия

Организационный момент

Сегодня мы поговорим с вами о семье.

У нас записаны на доске пословицы, как вы можете их объяснить?


  • Вся семья вместе, так и душа на месте.

  • На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

  • Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадает, да скоро тает.




  • Почему для каждого так важно иметь семью?

  • Какие функции выполняет семья?

  • Кто составляет семью?

Сейчас мы посмотрим, как хорошо вы знаете членов своей семьи.



Игра “Четыре угла” ( красный, жёлтый, синий, зелёный)

Выбрать нужный вариант ответа.



  1. Ваша мама ...

Добрая, ласковая, трудолюбивая, свой вариант ответа.

2. Ваш папа

Красивый, умелый, смелый, свой вариант ответа.

3. У вашей мамы есть хобби

Вязание, готовка, чтение, свой вариант ответа.

4. У вашего папы есть хобби

Рыбалка, охота, ремонт машины, свой вариант ответа.

5. Кто важнее в семье?

Мама, папа,вы, свой вариант ответа(обсудить каждый вариант)

6. Сколько у вас обязанностей в семье

1, 2, 3, свой вариант ответа(обсудить каждый вариант)

7. Сколько в семье должно быть детей.

1, 2, 3, свой вариант ответа(обсудить каждый вариант)

8. Если бы вы были волшебником, что бы вы подарили своей семье

Новый дом, здоровье всем, много денег, свой вариант ответа(обсудить каждый вариант)
Мы многое узнали друг о друге в этой игре, чему то поучились.

А теперь вспомните сказки, в которых герои-дети были лишены семьи и как складывалась их судьба. ( Обсуждение)

Золушка, Мальчик-с-пальчик, Маленький Мук, Морозко и др.


  • Сейчас давайте определим, какой должна быть семья, чтобы дети в ней были счастливы.

(Выслушиваем и обсуждаем высказывания детей).

  • А что можете сделать вы, чтобы как-то помолчь семье, поддержать её ?

(Выслушиваем и обсуждаем высказывания детей).
Игра “Закончи предложение”

    • Я показываю моей маме, что люблю её, тем, что я ...

    • Я забочусь о папе, когда ...

    • Я могу помочь ....

    • Я проявляю заботу о брате ...

о сестре ..

  • Семья нужна для ...

Конкурс рисунок “Подарки для членов семьи”

О семье можно говорить много и долго. Каждый должен помнить о том, что он полноправный член своей семьи. Но если у детей в семье складываются невыносимые жизненные условия, на помощь к детям приходит государство и берёт на себя заботу об их жизни.

Я хочу пожелать, чтобы каждый ребёнок жил в своей семье, любил и ценил всех её членов и старался приносить свою пользу для своей семьи.

Подведение итогов



Разработала Павловская А.И.
Ребёнок и общество

Цели: формировать представление детей о заботе государства о детях; развивать связную речь учащихся, мышление; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход занятия

Организационный момент

С детьми образуем круг, взявшись за руки, на ковре.



  • Чем я отличаюсь от вас?

( Выбрать вариант ответа)

Красный угол - Возрастом

Жёлтый угол - Ростом

Зелёный угол - Именем

Синий угол - Свой вариант ответа

( Выслушиваем мнения детей)


- Ребята, что у нас общего?

Красный угол - национальность

Жёлтый угол - свой вариант ответа

Зелёный угол - фамилия

Синий угол - школа

(Выслушиваем ответы детей)


- Все мы граждане одной страны.

- Как вы думаете, от чего зависит благополучие страны?

- В чём заключается забота государства о своих гражданах?

- Какие граждане нуждаются в большей заботе и защите государства?

- Как государство, общество заботится о вас?

(выслушиваем ответы детей)

Решение проблемных ситуаций.

Нарушены ли права ребёнка в следующих ситуациях?



  1. Ребёнка заставляют мыть руки перед едой.

  2. Ребёнка заставляют убирать в своей комнате.

  3. Ребёнка заставляют просить милостыню.

  4. Ребёнка заставляют делать уроки.

  5. Ребёнку отказали в медицинском обслуживании.

  6. Родителям 10-летнего мальчика предъявили штраф за порчу их ребёнком школьного имущества.

Игра «Продолжи предложение»

- Что посеешь ….

- Не имей сто рублей, а …

- С кем поведёшься ….

- Что написано пером …

- «Здоровый нищий счастливее …»

- «Поступай с другим так …»

Игра «Выборы»



(Дети делятся на 4 группы и выдвигают 1 «кандидата», проводим голосование)

Подведение итогов. Чтобы страна стала богатой и имела возможность лучше заботиться о своих гражданах, граждане должны заботиться о благополучии своей страны.

Разработала Павловская А.И.
Праздник «Мои права»

Задачи: познакомить учащихся с документами о правах ребёнка; формировать умения и навыки защиты в опасных ситуациях; учить отстаивать своё право на защиту от физического и психического насилия; способствовать осознанию ребёнком права на неприкосновенность его личности, воспитанию эмоционально-ценностного отношения к людям и к себе.

Оборудование: кроссворд; Конвенция о правах ребёнка 1989 г.; Закон РБ «О правах ребёнка»; задания группам; текст сказки; цветок ромашки, вырезанный из бумаги.





1

























2






















3




























4




























5
















Учитель сообщает тему мероприятия и предлагает учащимся разгадать кроссворд:



  1. Норма поведения, образ мыслей, действий, привычки. (Правила)

  2. Отец и мать по отношению к ребёнку. (Родители)

  3. Страна, в которой мы живём. (Беларусь)

  4. Человек одного возраста с вами. (Ровесник)

  5. Установленные государственной властью общеобязательные правила. (Закон)

Уточняется значение слова право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми.

У каждого человека есть определённые права и обязанности, которые записаны в государственных документах. Такие права и обязанности есть и у детей. Больше всего в защите своих прав нуждаются слабые люди.
Учитель предлагает ребятам ответить на вопросы:

(вопросы могут ребята вытягивать из «волшебного мешочка»)


- С кем ты живёшь?

- На какой улице ты живёшь?

- Как называется город (село), где ты живёшь?

- В каком государстве ты живёшь?

- Как называется планета, где мы живём?

- Кто вас защищает в доме?

- Кто вас может защитить на улице?

- Кто вас может защитить в городе, стране?

- Кто может защитить человека на планете Земля?
О документе, где записано, как защищать права детей всего мира, рассказывает учитель:

- В начале прошлого века произошла страшная война, которую назвали первой мировой. В этой войне погибло очень много мирных жителей и детей. И тогда люди поняли, что если будут продолжаться войны, то множество ни в чём не повинных детей будут обречены на смерть. Они собрались все вместе и составили документ, где обращались к правительствам всех стран с просьбой беречь детей.


Но через 20 с лишним лет снова разразилась война, вторая мировая, в которой погибло ещё больше людей разных стран, и детей тоже. И когда наконец настал мир, представители, представители от всех народов со всех уголков планеты Земля снова собрались вместе и составили документ, где записали права людей, и назвали его Всеобщей декларацией (заявлением) прав человека. Было это 10 декабря 1948 года. Самыми беззащитными и бесправными являются дети, и поэтому была составлена Декларация прав ребёнка, а потом Конвенция ООН (международный договор стран) о правах ребёнка.

Наша страна - Республика Беларусь признала Конвенцию и, выполняя те требования, которые в ней записаны, приняла свой Закон «О правах ребёнка».



Статья 16 Конвенции гласит: «Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь < …> незаконного посягательства на его честь и репутацию».

Статья 9 Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка» провозглашает: «Каждый ребёнок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребёнка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации < …> от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного отношения…»

Право детей на достойную жизнь защищено законом. Мир, в котором они живут, полон хороших людей. Благодаря их труду работают фабрики и заводы, в магазины поставляются разные товары, работает транспорт. Миллионы взрослых добры и отзывчивы к ребятам. Но бывает и иначе. К кому следует обращаться, если вас обижают? (ответы детей)


Задание по группам

Ребята делятся на группы, каждая получает карточку, где записаны вопросы. После обсуждения представители от каждой команды озвучивают ответы на вопросы.



I группа. Ты остаёшься дома один

- Как поступить, если кто-то звонит в дверь?

- Нужно ли открывать дверь, если за дверью ты слышишь знакомый голос?

- Как нужно поступить, если за дверью ты слышишь знакомый голос?

- Как поступить, если человек представился милиционером? (работником телефонной службы, водопроводчиком)

- Какой номер телефона нужно набрать в трудной ситуации?

- Как поступить, если кто-то ломает дверь или пытается открыть замок?

II группа. Ты играешь во дворе

- Где надо хранить ключи от квартиры?

- Можно ли демонстрировать кому-нибудь свои ключи?

- Можно ли пускать в дом малознакомого человека, даже если он знает твоих родителей?

- Можно ли рассказывать малознакомым людям, что есть в твоей квартире?

III группа. Ты возвращаешься из школы домой

- Нужно ли открывать дверь в свою квартиру, если перед ней на площадке стоят незнакомые люди?

- Как позвать на помощь?

- Что делать, если тебя кто-то преследует?

- Как поступить, если незнакомый человек стоит возле подъезда?

- Какой дорогой нужно возвращаться из школы домой?



IV группа. Ты идёшь по улице

Как поступишь, если

-к тебе подъезжает машина, и водитель просит показать, как проехать к какому-нибудь учреждению;

- тебя приглашают покататься;

- тебя обещают отвезти к родителям, которые якобы прислали за тобой машину;

- тебя пытаются силой посадить в машину;

- тебя за руку тащат по улице.
Учитель зачитывает сказку «Медведь и заяц»

(может быть театрализованное представление)


Лесная поляна. На поляне беседуют Заяц и Медведь. Вдруг Медведь стукнул Зайца лапой по голове.

Заяц (обиженно). За что, Михаил Потапович?

Медведь. Не обижайся, Длинноухович, я пошутил.

Заяц. А если бы я так пошутил?

Медведь. Ха-ха-ха! Что бы так шутить, надо мою силу иметь.

Медведь плывёт на противоположный берег реки и собирает там малину. Участник жестами имитирует его действия. Вдруг Заяц зовёт его к себе.

Заяц. Михаил Потапович! Плыви скорее ко мне. Что-то интересное скажу.

Медведь. Лучше ты ко мне плыви.

Заяц. Я же плавать не умею.

Медведь переплывает реку.

Заяц ( виновато). Прости, Михаил Потапович, забыл. Пока ты плыл, всё вылетело из головы.

Медведь опять плывёт на другой берег. Только он взялся за малину, Заяц снова кричит.

Заяц. Вспомнил, Михаил Потапович, плыви скорее ко мне.

Медведь. А ты тотуда говори!

Заяц. Нельзя. Надо, чтобы никто не слышал.

Медведь, кряхтя, опять переплывает речку. Заяц снова молчит, делает вид, что усиленно вспоминает.

Медведь. Что, косоглазый, забыл?

Заяц (чуть не плачет). Забыл. И сам не знаю, что это сегодня со мною…

Медведь (злится, угрожает зайцу). Смотри, длинноухий, ещё раз забудешь – уши оторву.

Плывёт обратно в малинник. Только вылез из воды, Заяц снова зовёт.

Заяц (радостно). Вспомнил, Михаил Потапыч, плыви скорее сюда, пока снова не забыл!

Медведь, поколебавшись, опять переплывает реку.

Медведь. И что же ты хочешь сказать?

Заяц. На том берегу малины – море!

Медведь. И всё?

Заяц. А разве мало? Торопись, а то дети соберут, вон они в лес пошли!

Разъярённый медведь быстро плывёт обратно, а заяц смеётся и прыгает от удовольствия.

Заяц. Считал меня слабым, а я заставил тебя, косолапого здоровяка, плавать туда-сюда. Будешь теперь знать, как зайцев обижать.

Вопросы для обсуждения:

- Как поступил Медведь по отношению к Зайцу?

- Считаете ли вы, что Заяц поступил правильно, посмеявшись над Медведем? - Хорошо ли отстаивать свои права, унижая кого-то?

Придумайте продолжение сказки, где Медведь и Заяц пришли бы к взаимопониманию.


Игра «Ромашка»

Дети под музыку передают цветок из бумаги друг другу. Когда музыка замолкает, ученик, у которого в руках ромашка, отрывает лепесток и отвечает на вопрос, который на нём записан:




  1. Во дворе старшие ребята требуют у тебя деньги. Как ты поступишь?

  2. В автобусе к тебе пристаёт незнакомый мужчина. Как ты поступишь?

  3. Тебя заперли в чужой квартире. Что ты будешь делать?

  4. За тобой кто-то гонится. Опиши свои действия.

  5. Из твоего портфеля часто пропадают вещи и деньги. Ты догадываешься, кто это делает. Как поступишь?

Делается вывод. В подобных ситуациях всегда нужно пытаться защитить себя, такие факты нельзя замалчивать. Люди, которые плохо поступают, боятся, что об их поступках узнают окружающие.


Подводятся итоги праздника. Учащиеся отвечают на вопросы:

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Кому расскажете новую для вас информацию?

Заканчивается праздник психотренингом «Спаси птенца». Учитель говорит, дети выполняют действия:

- Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его: медленно, по одному пальчику сложи ладонь, спрячь в неё птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскрой ладонь, и ты увидишь, что птенец радостно взлетел… Улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе.

- С кем ты живёшь?

- На какой улице ты живёшь?

- Как называется город (село), где ты живёшь?

- В каком государстве ты живёшь?

- Как называется планета, где мы живём?

- Кто вас защищает в доме?

- Кто вас может защитить на улице?

- Кто вас может защитить в городе, стране?

- Кто может защитить человека на планете Земля?



I группа. Ты остаёшься дома один

- Как поступить, если кто-то звонит в дверь?

- Нужно ли открывать дверь, если за дверью ты слышишь знакомый голос?

- Как нужно поступить, если за дверью ты слышишь знакомый голос?

- Как поступить, если человек представился милиционером? (работником телефонной службы, водопроводчиком)

- Какой номер телефона нужно набрать в трудной ситуации?

- Как поступить, если кто-то ломает дверь или пытается открыть замок?

II группа. Ты играешь во дворе

- Где надо хранить ключи от квартиры?

- Можно ли демонстрировать кому-нибудь свои ключи?

- Можно ли пускать в дом малознакомого человека, даже если он знает твоих родителей?

- Можно ли рассказывать малознакомым людям, что есть в твоей квартире?

III группа. Ты возвращаешься из школы домой

- Нужно ли открывать дверь в свою квартиру, если перед ней на площадке стоят незнакомые люди?

- Как позвать на помощь?

- Что делать, если тебя кто-то преследует?

- Как поступить, если незнакомый человек стоит возле подъезда?

- Какой дорогой нужно возвращаться из школы домой?



IV группа. Ты идёшь по улице

Как поступишь, если

-к тебе подъезжает машина, и водитель просит показать, как проехать к какому-нибудь учреждению;

- тебя приглашают покататься;

- тебя обещают отвезти к родителям, которые якобы прислали за тобой машину;

- тебя пытаются силой посадить в машину;

- тебя за руку тащат по улице.

«Ромашка»



  1. Во дворе старшие ребята требуют у тебя деньги. Как ты поступишь?

  2. В автобусе к тебе пристаёт незнакомый мужчина. Как ты поступишь?

  3. Тебя заперли в чужой квартире. Что ты будешь делать?

  4. За тобой кто-то гонится. Опиши свои действия.

  5. Из твоего портфеля часто пропадают вещи и деньги. Ты догадываешься, кто это делает. Как поступишь?

Разработала Борисенко А.Н.
Право на семью

Цель: Формировать представление о семье, как главной ценности общества; способствовать осознанию учащимися уникальности, ценности каждого человека в семье, воспитывать интерес к своим корням.

Оборудование: рисунок «семейного дерева», альбомные листы, карандаши, Закон о правах ребёнка.

Оформление доски: тема, название сказок, перепутанная и правильная пословица, рисунок «семейного дерева».

  1. Психотренинг «Комплимент».

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий похвалу кивает головой и благодарит: «Спасибо, мне очень приятно!» - затем говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

  1. Вступительная беседа.

Отгадайте загадку:

Здесь всегда мне будут рады,

Здесь меня ждут друзья,

Снова мы вместе, и слов не надо,

Ведь это моя награда,

Это - … (моя семья).

- Сегодня мы будем говорить о праве каждого человека на семью.

3. Беседа по теме

На доске записаны сказки: «Дюймовочка», «Снегурочка», «Мальчик с пальчик».

Беседа

- Вы любите сказки?



- Как начинается сказка про Дюймовочку? (ответы детей)

- Про Снегурочку? (ответы детей)

- Как появился Мальчик с пальчик? (ответы детей)

Во всех этих сказках похожее начало. Люди всегда хотели, чтобы продолжился род, не исчезла фамилия. Семья считается счастливой, если в ней слышны голоса детей. А ещё один секрет счастливой семьи спрятан в пословице, которую вам нужно восстановить, так как слова здесь поменялись местами. («На что и клад, коли в семье лад»).



После отгадывания пословицы проводится беседа:

- Как вы понимаете эту пословицу?

- А когда в семье лад? Что нужно для этого? (обсуждение ответов детей)

В законе о правах ребёнка говорится, что каждый ребёнок имеет право на проживание в семье, где о нём должны заботиться родители. В каждой семье есть свои традиции, праздники, правила. Проверим, что вы об этом знаете. Отгадайте загадки:

• Это когда все вместе: мама, папа, бабушка, дедушка и дети (семья).

• В семье это самое дорогое, её берегут, передают из поколения в поколение (семейная реликвия).

• Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на земле (мама)

• Место, где мы бываем все вместе (дом).

• Бывает только раз в году, но все его очень любят и очень ждут (День рождения)

• Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот создание, которое все очень любят (ребёнок)

• В них играют все дети (игрушки).

У всех семьи разные: большие и маленькие, в которых живут дети и родители и те, которые живут с бабушками и дедушками. У каждой семьи есть своё «семейное дерево», которое мы сейчас попробуем нарисовать. Заканчивать рисунок будете дома, так как понадобиться помощь родителей.

(дети выполняют рисунок с помощью учителя)

- Как вы думаете, для чего нам нужно знать своё семейное дерево? (ответы детей).

В семье, к сожалению, не всегда бывает всё гладко. Иногда нам кажется, что взрослые нас не понимают, ругают, многое не разрешают. Вот, что говорит один мальчик:

Если вы, родители,

Ласкатели,

Хвалители,

Если вы, родители,

Прощатели, любители,

Если разрешатели,

Купители,

Дарители,

Тогда вы не родители

А просто Восхитители!

А если вы, родители,

Ворчатели,

Сердители,

Если вы, родители,

Ругатели, стыдители,

Гулять неотпускатели

Собакозапретители,

То знаете, родители,

Вы – просто Крокодители!

- Прав ли мальчик?

- Всегда ли родители должны выполнять желания детей?

- Как должны вести себя дети?

Рефлексия

Дети становятся в круг. Давайте представим, что у вас в руках самое ценное, что есть в вашей семье. Говорят, что если хорошим поделиться, оно возвращается к тебе вдвойне. Сейчас каждый по кругу передаст другу и назовёт то, что он ценит в семье.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке и желает всем счастья и взаимопонимания в семье.

Разработала Борисенко А.Н.
Право на жизнь и нормальные условия для развития

Цель: познакомить с содержанием преамбулы законно Республики Беларусь «О правах ребёнка» и 1 раздела «Общие понятия»( статьи 1 – 11).

Основные понятия: преамбула, конституция, социальная защита, принципы государственной политики, органы охраны детства.

Ход занятия


  1. Игровое упражнение «Найди общее»

Каждой группе детей даётся задание найти 5 общих признаков, которые их объединяют. Это может быть рост, пол, вес, цвет одежды и т.д.

В конце делается вывод. Мы разные, каждый из нас неповторим, хотя чем-то похож на других. Но, будучи разными, мы не должны забывать, что у всех нас одинаковые права. А теперь давайте посмотрим, как об этом пишется в законе.



2. Знакомство с сокращённым вариантом текста закона РБ «О правах ребёнка».

Я буду вам читать статьи, но не совсем так, как он написан, потому что у многих документов «сложный язык». Я немного переведу закон на «детский язык». Так делается во многих странах, где признали конвенцию о правах ребёнка и детей учат, как защищать свои права.

Каждый закон начинается со вступления или преамбулы. Там объясняется, зачем был принят закон. Во вступлении к закону «О правах ребёнка» написано, что он тесно связан с конвенцией и конституцией – главным законом нашей страны. Ещё там сказано, что о детях заботится государство, причём особое внимание оно обращает на больных детей, сирот и тех, кто оказался в тяжёлой ситуации.

Документ начинается со вступления, после которого идёт раздел «Общие положения». Здесь говорится о том, кого считать ребёнком, кто должен особенно заботиться об интересах детей, т.к. это входит в его рабочие обязанности. Такие работники называются инспекторами. Мы обязательно пригласим кого-нибудь из них к себе в класс, чтобы подробнее узнать, куда и к кому надо обращаться, если права ребёнка нарушены.

В 1 разделе закона записаны важнейшие права: на жизнь, на нормальные условия для развития, на охрану здоровья, на защиту от разного вида жестокости. Сразу после рождения вы становитесь равноправными членами государства и можете рассчитывать на его защиту. Но об этом праве, а также о праве верить или не верить в Бога, а ещё о ваших обязанностях мы будем подробно говорить на других занятиях.

3. Закрепление.

- Скажите, что такое преамбула? Что такое конституция? А как вы помните, что такое государство?



4. Психотренинг «Круговая беседа»

Дети садятся в круг и по очереди продолжают начатые учителем фразы:

- Помощь другим нужна, т.к….

- Если бы я мог научить всех людей одной вещи, то это было бы…

- Я отличаюсь от других, потому что…

- Я как и все другие, т.к….

- Я думаю, что моё имя значит…

- Я люблю животных, потому что…

- Я люблю ( пора года ), потому что…

- Я чувствую себя счастливым, когда…



4. Итоги занятия.

Разработала Трубченкова Л.Е.
следующая страница >>