Из опыта работы по подготовке к егэ с использованием интерактивной доски Внешняя политика и ход военных действий - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих... 1 87.81kb.
2 Использование интерактивной доски на уроках 1 197.68kb.
План мероприятий по подготовке учащихся к егэ и гиа по предметам 1 56.99kb.
Мониторинг и качество образования в условиях перехода Единого государственного... 3 987.43kb.
Из опыта работы учителей начальных классов Дятлово 2 465.08kb.
Внешняя политика России, 1800-1812 гг. Многоплановые задачи на Западе... 1 17.96kb.
Международные отношения и внешняя политика страны 1 167.04kb.
Вопросы к коллоквиуму по теме «Внешняя политика России» 1 40.29kb.
Внешняя политика России в 1801-1812 гг 1 134.13kb.
4. Корея после освобождения 1 128.91kb.
Центральное управление военных сообщений 28 3250.68kb.
"Добрым людям на загляденье". (Изучение народных промыслов в курсе... 1 162.6kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Из опыта работы по подготовке к егэ с использованием интерактивной доски Внешняя - страница №1/1





Урок обобщения и контроля по теме : «СССР в 1939-1945 гг»

( из опыта работы по подготовке к ЕГЭ с использованием

интерактивной доски)

Внешняя политика и ход военных действий. 1 сентября 1939 Германия напала на Польшу, что положило начало второй мировой войны. 17 сентября советские войска вступили на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины, где их приветствовало местное население, недовольное господством поляков . В конце сентября 1939 Германия и СССР заключили договор о дружбе и границе, закрепивший Западную Белоруссию и Западную Украину за СССР (они вошли в состав соответствующих советских республик) и подтвердивший – с некоторыми изменениями – пакт Молотова-Риббентропа .

Получив по соглашениям с Германией свободу действий против прибалтийских государств и Финляндии, СССР предъявил им требование заключить пакты о взаимопомощи и создать советские военные базы. Прибалтийские государства согласились, а Финляндия отказалась , отвергнув также идею обмена территорий с целью отодвинуть границу от Ленинграда. Это привело к советско-финской войне (ноябрь 1939 – март 1940), в которой СССР одержал победу, но Красная Армия показала низкую боеготовность и финны смогли отстоять свою независимость (граница была отодвинута) .

Летом 1940 СССР, используя свои войска и сочувствие части населения, установил просоветские режимы в государствах Прибалтики и присоединил их в качестве новых советских республик. Тогда же у Румынии были отняты Бесарабия (создана Молдавская ССР) и Северная Буковина (присоединена к Украинской ССР) .

Отношения с Германией, весьма дружеские после пакта Молотова-Риббентропа, стали ухудшаться с лета 1940 г. Обе державы стали интенсивно готовиться к войне, но Сталин полагал, что Германия не нападет на СССР до тех пор, пока имеет дело с неразгромленной Англией. Он ошибся.



Ход военных действий в Великую Отечественную войну. 22 июня 1941 Германия и ее европейские союзники (Италия, Венгрия, Румыния, Финляндия) напали на СССР. В сражениях на территории Прибалтики, Белоруссии, Западной и Центральной Украины Красная Армия потерпела ужасные поражения, уже в сентябре немцы захватили Смоленск и Киев, блокировали Ленинград . Однако в ходе Московской битвы враг был сначала остановлен (октябрь – ноябрь 1941), а затем и отброшен от столицы (5 декабря – февраль 1942) .

Весной 1942 Красная Армия потерпела ряд серьезных неудач на Волховском фронте, под Керчью и Харьковом . Немцы развернули мощное наступление на юге, прорвавшись к Сталинграду и Северному Кавказу (лето – осень 1942) . Но 19 ноября 1942 началось контрнаступление Красной Армии под Сталинградом, что стало началом коренного перелома в войне. В результате этого контрнаступления была уничтожена немецкая группировка под Сталинградом, освобождены Дон и Северный Кавказ .

Летом 1943 немцы предприняли попытку масштабного наступления на Курской дуге, но потерпели полное поражение . Осенью 1943 советские войска взяли «Восточный вал» (крупное оборонительное укрепление на Днепре) и 6 ноября освободили Киев . Эти события ознаменовали окончание коренного перелома и переход стратегической инициативы к Красной Армии.

Важный вклад в победу над врагом внесло мощное партизанское и подпольное движение в немецком тылу.

В 1944 Красная Армия провела 10 крупных наступательных операций, ранее носивших наименование «Десять сталинских ударов». В результате боев зимой – весной 1944 была окончательно снята блокада с Ленинграда, очищена почти вся территория Украины (Корсунь-Шевченковская операция), советские войска вышли к границе с Румынией . Операция «Багратион» (лето 1944) стала для германской армии страшным разгромом, привела к освобождению Белоруссии, Литвы и части Польши . Осенью – зимой 1944 Красная Армия очистила от немцев почти всю территорию СССР, вывела из войны Финляндию, освободила Румынию, Болгарию, часть Венгрии, помогла югославским антифашистам .

В январе – феврале 1945 Красная Армия осуществила Висло-Одерскую операцию, начав ее раньше времени по просьбе США и Англии, терпевших поражение в Арденнах. В ходе Берлинской операции советские войска окружили и взяли Берлин, Германия капитулировала .



Дипломатия СССР в годы Великой Отечественной войны. Сразу после нападения Германии на СССР произошло быстрое сближение Советского Союза с Англией и США, началось формирование Антигитлеровской коалиции (1941-1942) . Желая избавить западных союзников от излишних опасений, Сталин в 1943 распустил Коминтерн. В конце 1943 состоялась Тегеранская конференция «Большой тройки» (Сталин, Рузвельт, Черчилль), главной проблемой на ней было открытие «второго фронта» . В феврале 1945 аналогичная встреча прошла в Ялте, обсуждалось послевоенное устройство Европы и помощь СССР союзникам в борьбе с Японией . В апреле 1945 на конференции в Сан-Франциско была создана Организация Объединенных Наций (ООН), СССР стал ее учредителем и постоянным членом Совета безопасности .

Внешняя политика СССР от окончания Великой Отечественной до окончания второй мировой войны. На Потсдамской конференции (Сталин, Трумэн и Черчилль, которого по ходу встречи в связи с победой лейбористов на выборах сменил Эттли) в июле 1945 были определены послевоенные границы в Европе и принципы политики в Германии . В августе 1945 СССР объявил войну Японии, Красная Армия в ходе советско-японской войны сокрушила японскую армию в Маньчжурии . 2 сентября 1945 Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции .

Внутренняя политика. После присоединения к СССР новых западных территорий на них насаждались советские порядки, «враждебные элементы» депортировались в Сибирь .

Во внутриполитическом развитии в годы Великой Отечественной войны важно отметить подъем патриотических настроений и примирение власти с Русской православной церковью, следствием которого стало разрешение церкви избрать патриарха (престол пустовал с 1925). В 1943 патриархом был избран митрополит Сергий . Вместе с тем продолжались и репрессии, которые теперь стали обрушиваться на целые народы, обвинявшиеся в сотрудничестве с немцами (чеченцы, поволжские немцы, крымские татары и пр.). Автономии этих народов ликвидировались, а сами они выселялись в Казахстан и Сибирь .



Хозяйство. В 1939 – первой половине 1941 г. в условиях надвигающейся большой войны произошла масштабная милитаризация экономики, была ужесточена дисциплина и увеличена нагрузка на работников .

После начала Великой Отечественной войны был создан единый центр управления страной – Государственный комитет обороны (ГКО) . Удалось провести успешную эвакуацию многих предприятий на восток и наладить производство на новом месте . Уже в декабре 1941 падение промышленного производства было остановлено, а в марте 1942 начался его рост.



Культура. Два наиболее важных аспекта культуры: вклад ученых в разработку новых видов вооружения и вклад деятелей художественной культуры в укрепление морального духа советских войск .

Тренинг
1. Работа с хронологией.

Заполните таблицу. Если в графе «Дата» стоит цифра «1» – необходимо знать и указать год(ы), если цифра «2» – год и месяц(ы) (или только месяц), цифра «3» – точную дату. (Таблица дается с ответами).





Событие

Дата

Номер п/п

От начала второй мировой до начала Великой Отечественной войн

Вступление Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию

17 сентября 1939

2

Начало второй мировой войны

1 сентября 1939

1

Присоединение к СССР Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины

лето 1940

6

Пакты о взаимопомощи СССР и стран Прибалтики

осень 1939

4

Советско-финская война

осень 1939 – весна 1940

5

Советско-германский пакт о дружбе и границе

сентябрь 1939

3

Ход военных действий в Великой Отечественной войне

Берлинская операция

весна 1945

16

Висло-Одерская операция

зима 1945

15

Капитуляция немецкой армии под Сталинградом

2 февраля 1943

8

Корсунь-Шевченковская операция и выход Красной Армии к границе СССР

весна 1944

12

Курская битва

лето 1943

9

Нападение Германии на СССР

22 июня 1941

1

Начало контрнаступления Красной Армии под Москвой

5 декабря 1941

4

Неудачи Красной Армии на Волховском фронте, под Керчью и Харьковом

весна 1942

5

Освобождение Киева

ноябрь 1943

10

Окончательное снятие блокады Ленинграда

зима 1944

11

Оборона Москвы

осень 1941

3

Операция «Багратион»

лето 1944

13

Оборонительный этап Сталинградской битвы

лето – осень 1942

6

Освобождение Румынии, Болгарии, части Венгрии и Польши

лето – осень 1944

14

Пражская операция

май 1945

17

Переход Красной Армии в контрнаступление под Сталинградом

19 ноября 1942

7

Смоленское сражение, бои за Киев

июль – сентябрь 1941

2

Антигитлеровская коалиция и разгром Японии

Атомная бомбардировка Хиросимы авиацией США

6 августа 1945

7

Капитуляция Японии

2 сентября 1945

9

Ликвидация Коминтерна

1943

2

Открытие Второго фронта

июнь 1944

4

Потсдамская конференция

июль 1945

6

Советско-японская война

август – сентябрь 1945

8

Складывание антигитлеровской коалиции

1941–1942

1

Тегеранская конференция

1943

3

Ялтинская конференция

февраль 1945

5


2. Работа с персоналиями.

Заполните таблицу (дается с ответами).

Исторический

деятель


Кто такой?


Важные факты биографии (1939–1945 гг.)

И.В. Сталин

Руководитель СССР

Возглавлял ГКО и Ставку в годы войны

Жуков, Конев, Рокоссовский, Василевский, Малиновский, Баграмян, Мерецков

Советские военачальники




Ф. Паулюс

Немецкий военачальник

Был взят в плен под Сталинградом

фон Бок, Манштейн, Гудериан

Немецкие военачальники




Ф. Рузвельт

Президент США

Участник конференций в Тегеране и Ялте

У. Черчилль

Премьер-министр Великобритании

Участник конференций в Тегеране, Ялте и Потсдаме

Г. Трумэн

Президент США с 1945 г.

Участник конференции в Потсдаме

К. Эттли

Премьер-министр Великобритании с 1945 г.

Сменил У. Черчилля на Потсдамской конференции

Ковпак, Сабуров, Федоров

Командиры партизанских отрядов




Туполев, Ильюшин, Яковлев, Лавочкин, Петляков

Авиаконструкторы




Гастелло, Матросов, Космодемьянская

Герои Великой Отечественной войны




А.А. Власов

Генерал Красной Армии, предатель

Перешел на службу немцам, создал Русскую Освободительную Армию


3. Работа со схемой и графиком.

Определите, что обозначено буквами на сравнительном графике (схеме) по Великой Отечественной войне.



4. Работа с картой.

Найдите (покажите) на карте:

1) территории, вошедшие в состав СССР в 1939–1945 гг.;

2) направления действий немецких войск по плану «Барбаросса»;

3) линию максимального продвижения немецких войск к 5 декабря 1941 г.;

4) результаты контрнаступления Красной Армии под Москвой;

5) наступательные операции Красной Армии на Волховском фронте, под Керчью и Харьковом весной 1942 г.;

6) линию максимального продвижения немецких войск к 19 ноября 1942 г.;

7) окружение немецких войск под Сталинградом и результаты последующего наступления Красной Армии;

8) боевые действия на Курской дуге;

9) наступление Красной Армии осенью 1943 г.;

10) основные боевые операции на советско-германском фронте в 1944–1945 гг. (Корсунь-Шевченковская, «Багратион», Висло-Одерская, Берлинская и др.);

11) направления действий Красной Армии в войне с Японией;

12) города-герои Москва, Ленинград, Сталинград, Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Мурманск, Смоленск, крепость-герой Брест, поселок Прохоровка; города Берлин и Кенигсберг;

13) столицы государств, освобожденных Красной Армией: Варшава, Прага, Братислава, Вена, Будапешт, Бухарест, Белград, София;

14) территории, отошедшие к СССР по итогам второй мировой войны.

5. Работа с понятиями и аббревиатурами.

А. Дайте определение понятий и терминов.

1. «Странная война» —

2. «Барбаросса» —

3. «Ост» —

4. Блицкриг —

5. Государственный комитет обороны —

6. Ставка Верховного главнокомандования —

7. Коренной перелом (в ходе Великой Отечественной войны)—

8. Антигитлеровская коалиция —

9. Второй фронт —

10. Ленд-лиз —

11. Эвакуация —

12. «Новый порядок» —

13. Холокост —

14. Остарбайтеры —

15. Коллаборационизм —



Б. Укажите, какие военные операции обозначаются приведенными ниже именами.

1. «Тайфун» —

2. «Блау» —

3. «Уран» —

4. «Багратион» —

5. «Рельсовая война» и «Концерт» —

6. «Цитадель» —

6. Работа с источниками.

Определите, о каких сражениях (или о планировании каких военных операций) идет речь в отрывках из работ историков, воспоминаний и других источников. Расставьте отрывки в хронологической последовательности.

1. «Окружение советских войск под ... – самое крупное за всю вторую мировую войну... Трагически закончилась попытка прорыва Военного совета и штаба фронта, потерявших связь с армиями... В группе оставалось не более тысячи человек, из них 800 офицеров, в том числе командующий фронтом М.П. Кирпонос... В рукопашной схватке участвовали все – от солдата до командующего фронтом. Кирпоноса сначала ранило в ногу, а вскоре осколки разорвавшейся рядом мины изрешетили его грудь. Командующий тут же скончался».

2. «Обоснованные данные нашей разведки о подготовке главного удара врага на юге не были учтены. На Юго-западное направление было выделено меньше сил, чем на Западное. Стратегические резервы соответственно сосредоточились в основном возле Тулы, Воронежа, Сталинграда и Саратова. Критически оценивая теперь принятый тогда план действий... вынужден сказать, что самым уязвимым в нем оказалось решение одновременно обороняться и наступать».

3. «Советские войска вырвали стратегическую инициативу из рук противника, не позволив ему достичь ни одной из стратегических целей, предусмотренных «планом Барбаросса». Под воздействием сокрушительных ударов «план Барбаросса» рухнул, а его основа – теория молниеносной войны – потерпела полный крах».

4. «Противник ставил перед собой задачу окружить, уничтожить советские войска... Итоги... боев показали, что этот новый стратегический план немцев, построенный без реального учета соотношения сил, оказался от начала до конца авантюристическим и позорно провалился. Красная Армия в упорных оборонительных боях измотала и обескровила главные силы немецко-фашистской армии... Немцы понесли огромные потери, но не добились успеха. Разгромив... немецко-фашистские войска, Красная Армия... сама перешла в решительное наступление, прорвала сильно укрепленную оборону немцев...».

5. «Ставке Верховного Главнокомандования было хорошо известно, что... 6-я и 4-я танковые немецкие армии оказались сосредоточенными на узком участке фронта..., а их фланги прикрывались румынскими войсками. Было также известно, что огромные потери, которые продолжал нести враг в надежде все же овладеть городом, и особенно то, что он не имел здесь сколько-нибудь внушительных резервов, еще более ограничивали его оборонительные возможности. Тут напрашивалось решение: организовать и провести контрнаступление».

6. «В 12 часов противник бросил в бой большие массы пехоты и танков и начал теснить наши части. Удар направлялся на Центральный вокзал. Этот удар был исключительной силы. Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому, гитлеровцы решили, что участь его решена... Наши бойцы..., притаившись в домах, в подвалах и дзотах, за углами домов, видели, как пьяные гитлеровцы соскакивали с машин, играли на губных гармошках, бешено орали и плясали на тротуарах... Вскоре гитлеровцы поняли, что город нахрапом не возьмешь, что кусается он очень больно. В дальнейшем они стали действовать осмотрительнее: атаки подготовляли тщательно и в бой шли без гармошек, без песен и плясок».

7. «Главные наступательные операции имелось в виду провести на юго-западном театре военных действий, с тем чтобы прежде всего освободить Правобережную Украину и Крым. Было решено полностью освободить Ленинград от блокады и отбросить врага за пределы Ленинградской области. На северо-западном направлении войска должны были выйти к границам прибалтийских республик. Западному направлению ставилась задача возможно большего освобождения территории Белоруссии».


проверочный контроль

Часть А

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по вашему мнению, является правильным.

A1. Участие России (СССР) в первой и во второй мировых войнах имело следующую общую черту:

  1. целенаправленное уничтожение врагом части населения страны;

  2. потеря значительных территорий в ходе войн;

  3. территориальные приобретения по итогам войн;

  4. отсутствие союзников.

A2. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны:

  1. ограничивалось территорией Белоруссии;

  2. распускало колхозы на территории «освобожденных районов»;

  3. внесло решающий вклад в победу над врагом;

  4. координировалось из Москвы.

A3. Результат советско-японской войны:

  1. возвращение СССР Курильских островов;

  2. оккупация Северной Японии советскими войсками;

  3. победа народной революции в Монголии;

  4. разгром японских войск у р. Халхин-Гол.

A4. Берлинская битва включает эпизод:

  1. вступление Красной Армии на территорию Германии;

  2. встреча Красной Армии с войсками союзников;

  3. Висло-Одерская операция;

  4. взятие Кенигсберга.

A5. В 1939 г.:

  1. состоялась встреча И.В. Сталина и А. Гитлера;

  2. началась советско-финская война;

  3. в состав СССР была включена часть Восточной Пруссии;

  4. прибалтийские государства стали советскими республиками.

A6. А.М. Матросов:

  1. направил свой подбитый самолет на скопление техники врага;

  2. мужественно держался на допросе и был казнен фашистами;

  3. закрыл телом амбразуру пулеметного дзота;

  4. одним из первых применил ночной таран.

A7. Подвиг героев-панфиловцев был совершен во время:

  1. обороны Брестской крепости;

  2. битвы на Курской дуге;

  3. обороны Сталинграда;

  4. битвы под Москвой.

A8. Союзная советская республика, созданная в 1940 г., оккупированная немцами в 1941 г. и освобожденная в 1944 г.:

  1. Украинская ССР;

  2. Крымская ССР;

  3. Белорусская ССР;

  4. Молдавская ССР.

A9. В ходе Сталинградской битвы:

  1. произошло открытие второго фронта в Европе;

  2. начался коренной перелом в войне;

  3. активное участие в боях приняло народное ополчение;

  4. немцы были остановлены на окраине Сталинграда.

A10. Прочтите отрывок из работы историка и укажите, о каком сражении идет речь.

«Сражение завершилось... Впервые с начала второй мировой войны германские войска вынуждены были перейти к обороне на своем главном направлении, в результате чего Ставка ВГК выиграла время для совершенствования стратегической обороны... Советские войска проявили небывалую стойкость и массовый героизм».



  1. Под Киевом;

  2. под Смоленском;

  3. под Минском;

  4. под Москвой.

A11. В 1942 г.:

  1. в войну против СССР на стороне Германии вступила Финляндия;

  2. развернулись ожесточенные бои на Северном Кавказе;

  3. состоялась Ялтинская конференция;

  4. началась «Битва за Днепр».

A12. В 1945 г. в состав СССР вошла территория:

  1. Северного Азербайджана;

  2. Восточного Казахстана;

  3. Западной Белоруссии;

  4. Южного Сахалина.

A13. К.К. Рокоссовский:

  1. командующий военно-морским флотом в годы Великой Отечественной войны;

  2. командир одного из самых больших партизанских отрядов;

  3. выдающийся летчик, трижды Герой Советского Союза;

  4. советский полководец, маршал Советского Союза.

A14. В ходе второй мировой войны Красная Армия полностью освободила территорию:

  1. Польши;

  2. Чехии;

  3. Норвегии;

  4. Югославии.

A15. «Новый порядок» на оккупированных фашистами территориях СССР характеризовало(а):

  1. провозглашение под покровительством немцев независимости Украины и Белоруссии;

  2. массовый приток немецких колонистов на оккупированные территории;

  3. попытка создания демократического местного самоуправления;

  4. фактическое сохранение колхозного строя.

A16. Города, прославившиеся героической обороной в годы Великой Отечественной войны:

А. Новороссийск.

Б. Минск.

В. Львов.

Г. Краснодон.

Д. Одесса.

Е. Севастополь.

Укажите верный ответ:



  1. АБД;

  2. АДЕ;

  3. АВД;

  4. ВГЕ.

A17. Прочтите отрывок из статьи маршала А.М. Василевского и укажите, о ситуации, сложившейся после какого сражения, идет речь.

«По инициативе советского командования, а точнее – Верховного Главнокомандующего, успешное контрнаступление наших войск под ... в дальнейшем переросло в общее наступление по всему советско-германскому фронту. Переоценив свои собственные возможности и создавшуюся для советских войск фронтовую обстановку и недооценив истинное состояние и силы врага, Советское Верховное Главнокомандование... поставило войскам явно непосильные задачи».



  1. Сталинградская битва;

  2. Смоленская битва;

  3. Московская битва;

  4. Курская битва.

A18. Особенность внутриполитического развития СССР в годы Великой Отечественной войны:

  1. преследование Русской православной церкви;

  2. полное прекращение репрессий;

  3. подъем патриотических настроений;

  4. допущение ограниченной многопартийности.

A19. Курская битва включает эпизод:

  1. освобождение Красной Армией Орла и Белгорода;

  2. освобождение Красной Армией Курска;

  3. Корсунь-Шевченковская операция;

  4. форсирование Днепра.

A20. Следствие нападения гитлеровской Германии на СССР:

  1. предательство союзников СССР, переход их на сторону Германии;

  2. массовые восстания в тылу оборонявшихся частей Красной Армии;

  3. оставление советскими войсками огромных территорий;

  4. полная дезорганизация управления страной.


Часть В

Ответом на задание в части В может быть слово, словосочетание, сочетание букв или букв и цифр.

B1. Расположите в хронологическом порядке события Великой Отечественной войны. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: АБВГ.

А. Неудачное наступление Красной Армии на Волховском фронте, в Керчи и под Харьковом.

Б. Смоленское оборонительное сражение.

В. Сталинградская битва.

Г. Московская битва.

B2. Установите соответствие между героями Великой Отечественной войны и фактами их биографии. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1А2Б3В4Г.

Герой войны

Факт биографии

1. С.А. Ковпак

А. Талантливый разведчик, добывавший очень ценную информацию

2. А.И. Покрышкин

Б. Командир одного из самых больших партизанских отрядов

3. О.В. Кошевой

В. Советский полководец, маршал Советского Союза

4. Н.И. Кузнецов

Г. Выдающийся летчик, трижды Герой Советского Союза




Д. Комиссар подпольной организации «Молодая гвардия»


B3. Напишите фамилию советского военного деятеля, о котором идет речь в отрывке из воспоминаний маршала А.Е. Голованова:

«Узнал я [его] на Халхин-Голе. Провел он там блестящую операцию по разгрому японских самураев, после чего получил в командование округ, которым успешно командовал. Война застала его в должности начальника Генерального штаба Красной Армии... Настоящий полководческий талант проявился у него, когда он занял свое место там, где ему и надлежало быть, т.е. в войсках. Первое, что мне стало известно, это его деятельность под Ленинградом».



B4. Установите соответствие между конференциями и основными вопросами, рассматриваемыми на них. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1А2Б3В4Г.

Конференции

Вопросы

1. Тегеранская

А. Создание антигитлеровской коалиции

2. Потсдамская

Б. Послевоенное устройство, раздел Германии на зоны оккупации

3. Ялтинская

В. Послевоенное устройство, новые границы Германии

4. Сан-Францисская

Г. Открытие второго фронта




Д. Обсуждение и подписание устава ООН


B5. Прочтите отрывок из стихотворения О. Берггольц и напишите название города, где происходили описанные события.

Один, стуча, трудился метроном...
И стыли ноги, и томилась свечка.
Вокруг ее слепого огонька
образовалось лунное колечко,
похожее на радугу слегка.
Когда немного посветлело небо,
мы вместе вышли за водой и хлебом
и услыхали дальней канонады
рыдающий, тяжелый, мерный гул:
то Армия рвала кольцо блокады,
вела огонь по нашему врагу.

Часть С

Прочтите цитату из приказа наркома обороны СССР и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

«Верховное Главнокомандование Красной Армии приказывает... безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на Восток, что от такого отступления якобы не будет вреда... Сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов...».



C1. Определите примерное время опубликования документа и его общепринятое название.

C2. Каковы были причины и последствия опубликования документа?

C3. Какие основные точки зрения на этот документ существуют в исторической литературе?

Задание С4 проверяет умение аргументировать точку зрения.

С4. Существуют две точки зрения на причины поражений Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны.

1. Они были вызваны преимущественно объективными обстоятельствами, не зависевшими от воли советского руководства.

2. Поражения Красной Армии были вызваны политикой советского руководства и просчетами И.В. Сталина.

Укажите, какая точка зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


ОТВЕТЫ

Ответы по заданиям 1—2 см. в ТРЕНИНГЕ.



3. Работа со схемой.

А — начальные поражения Красной Армии и наступление немецких войск на Москву; Б — контрнаступление Красной Армии под Москвой; В — неудачи Красной Армии на Волховском фронте, под Керчью и Харьковом; Г — немецкое наступление на Сталинград и Северный Кавказ; Д — контрнаступление Красной Армии под Сталинградом и на Северном Кавказе; Е — контрудар немецких войск под Харьковом; Ж — Курская битва; З — «десять сталинских ударов»; И — Берлинская операция.



5. Работа с понятиями.

1. «Странная война» — распространенное в литературе название периода войны Франции и Англии против фашистской Германии в начале второй мировой войны, когда союзники не вели активных боевых действий.

2. «Барбаросса» — план вторжения Германии в СССР по трем основным направлениям.

3. «Ост» — нацистский план обустройства Восточной Европы в ходе войны и после победы.

4. Блицкриг — «молниеносная война».

5. Государственный комитет обороны — созданный во время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР.

6. Ставка Верховного главнокомандования — чрезвычайный орган высшего военного управления, осуществлявший в годы Великой Отечественной войны руководство советскими Вооруженными Силами.

7. Коренной перелом (в ходе Великой Отечественной войны) — этап войны, в ходе которого стратегическая инициатива перешла от немецких войск к Красной Армии.

8. Антигитлеровская коалиция — союз СССР, США, Великобритании и ряда других стран против нацистской Германии и ее союзников, сложившийся после нападения Германии на СССР.

9. Второй фронт — условное наименование во второй мировой войне западноевропейского фронта против Германии.

10. Ленд-лиз — программа поставок США оборудования союзным странам в период второй мировой войны.

11. Эвакуация — комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) объектов экономики и населения.

12. «Новый порядок» — распространенное наименование режима, установленного Германией на оккупированных территориях.

13. Холокост — систематическое преследование и истребление нацистами евреев.

14. Остарбайтеры — рабочие, угнанные с оккупированной территории СССР для работы в Германии.

15. Коллаборационизм — сотрудничество с оккупантами.



Военные операции:

1. «Тайфун» — немецкий план окружения и взятия Москвы.

2. «Блау» — немецкий план наступления на южном участке фронта в 1942 г.

3. «Уран» — советский план окружения немецких войск под Сталинградом.

4. «Багратион» — советская военная операция по освобождению Белоруссии и Литвы.

5. «Рельсовая война» и «Концерт» — партизанские операции 1943 г. по уничтожению вражеских поездов.

6. «Цитадель» — немецкий план окружения советских войск на Курской дуге.

6. Работа с источниками.

1 (оборона Киева) → 3 (Московская битва) → 2 (подготовка немецкого наступления летом 1942 г.) → 6 (оборона Сталинграда) → 5 (подготовка окружения немцев под Сталинградом) → 4 (Курская битва) → 7 (подготовка наступательных операций Красной армии в 1944 г.).


проверочный контроль

Часть А

А1–2

А2–4


А3–1

А4–2


А5–2

А6–3


А7–4

А8–4


А9–2

А10–2


А11–2

А12–4


А13–4

А14–1


А15–4

А16–2


А17–3

А18–3


А19–1

А20–3




Часть В


В1. БГАВ

В2. 1Б2Г3Д4А

В3. Жуков

В4. 1Г2В3Б4Д



В5. Ленинград.



Часть С


Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развернутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.

С1

Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Может быть указано, что:

  • время появления документа – июль 1942 г.;

  • общепринятое название – «Ни шагу назад!»




Приведены 2 элемента ответа

2

Приведен 1 элемент ответа

1

Все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

2


С2

Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Может быть указано, что:

  • причина – прорыв немцев к Дону и угроза Сталинграду и Северному Кавказу;

  • последствие – укрепление дисциплины;

  • еще возможное последствие – рост неоправданных потерь




Приведены 3 элемента ответа

2

Приведены 1–2 элемента ответа

1

Все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

2


С3

Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть названы точки зрения:

  • приказ сыграл положительную роль и способствовал перелому в войне;

  • приказ дестабилизировал ситуацию в войсках и принес больше вреда, чем пользы




Приведены 2 элемента ответа

2

Приведен 1 элемент ответа

1

Все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

2


С4

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)



Ученик может выбрать одну из названных или иную (промежуточную) точку зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:

При выборе оценки, изложенной в задании:

  • немецкие солдаты (как правило, бывшие промышленные рабочие) были лучше подготовлены к «войне моторов», чем красноармейцы (обычно вчерашние колхозники);

  • немецкая армия была гораздо более технически оснащенной, механизированной и, следовательно, более маневренной армией;

  • на обеспечение немецкой армии и армий союзников Германии работала промышленность всей континентальной Европы;

  • немецкая армия получила огромный боевой опыт при проведении крупных военных операций в Европе;

  • государства с самым разным общественным строем и разным руководством не смогли эффективно противостоять немецко-фашистской агрессии;

  • хотя Сталин и уничтожил значительную часть генеральского и офицерского корпуса в годы массовых репрессий, само качество этого корпуса, сформировавшегося в годы гражданской войны, и его готовность к войне в новых условиях вызывают у ряда специалистов сомнения.

При выборе альтернативной точки зрения:

  • массовые репрессии предвоенного времени уничтожили значительную часть офицерского корпуса страны, грамотные и подготовленные военные кадры;

  • из-за просчета Сталина нападение Германии стало полной неожиданностью, советские войска не были приведены в состояние боеготовности;

  • советский план военной компании пренебрегал организацией обороны, предполагал немедленный переход границы и переход в контрнаступление; попытки следовать этому в первые дни войны породили хаос;

  • старые укрепления на границе были демонтированы, а новые еще не успели возвести;

  • предвоенная пропаганда не нацеливала солдат и офицеров на беспощадную борьбу с врагом, а апеллировала к «классовой солидарности» с немецкими рабочими;

  • политика предвоенного времени привела к тому, что многие социальные и этнические группы испытывали враждебность к Советской власти и не горели желанием ее защищать

Указания к оцениванию

Баллы

Названа оценка, отличная от приведенной в задании, сделан выбор предпочтительной оценки, приведены 3 подтверждающие ее аргумента

4

Названа оценка, отличная от приведенной в задании, сделан выбор предпочтительной оценки, приведены 1–2 аргумента, ее подтверждающие

3

Другая оценка не названа, но приведены 2 положения, свидетельствующие о том, что учащийся по существу придерживается определенной точки зрения

2

Общей оценки нет, выбор не заявлен, приводится лишь 1 положение

1

Все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

4