Из опыта работы педагогического коллектива государственного учреждения образования - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В сборнике представлены анализ деятельности педагогического коллектива... 25 2696.86kb.
Воспитательная система училища способствует не только развитию личности... 1 159kb.
Литература 00 Клыкова Г. И. Произведение Носова Е. И. 1 107.6kb.
Методические рекомендации к проведению педагогического совета в образовательных... 2 658.08kb.
Публичный отчет о работе педагогического коллектива по итогам 2009-2010... 5 1200.25kb.
Характеристика школы как коллектива, уровень его воспитанности, дисциплинированности... 1 233.38kb.
Для педагогического коллектива он оказался не менее напряженным и... 4 445.52kb.
П зооветеринарных дисциплин ц п педагогический коллектив Общеобразовательных... 6 927.2kb.
Кафедра начального образования творческая работа «Организация исследовательской... 1 475.8kb.
Информационная карта актуального педагогического опыта учителя 1 90.79kb.
Из опыта работы учителей начальных классов Дятлово 2 465.08kb.
1. Основные направления деятельности общества "Знание" 1 82.62kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Из опыта работы педагогического коллектива государственного учреждения образования - страница №1/4

Отдел образования Жлобинского райисполкома
Государственное учреждение образования

«Начальная общеобразовательная школа № 2

г. Жлобина»

ФОРМИРОВАНИЕ

НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Из опыта работы

педагогического коллектива

государственного учреждения образования

«Начальная общеобразовательная

школа № 2 г. Жлобина»

Адрес: 247210, г. Жлобин,

ул. Сортировочная, 2,

тел. 8-02334-2-11-56

Жлобин

2008

Аннотация

В данной работе представлена система формирования нравственно-правовых качеств у учащихся младших классов. Система предполагает ведение работы по принципу триединства, что означает решение данной проблемы одновременно с детьми, родителями, учителями. Предлагаемый материал используется учителями начальных классов в воспитательной работе. В приложении содержится практический материал, применяемый в работе с учащимися и родителями.

Предназначен для классных руководителей, других педагогических работников.

Заместитель директора

по воспитательной работе Т.П.Косарчук

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Содержание…………………………………………….…………………2




  1. Введение……………………………………………….………………….3




  1. Работа с учащимися…………………………………………….………...4




  1. Работа с родителями………………………………………….………..... 8




  1. Работа с педагогическим коллективом………..………….……………11




  1. Список литературы……………………………………….……..………13




  1. Приложения…………………………………………….………………..14


Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша

счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее

горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми,

перед всей страной.

А.С.Макаренко

ВВЕДЕНИЕ
то же значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование,

Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком

с большой буквы.

В нашей школе большое внимание уделяется нравственно-правовому воспитанию учащихся, так как это наиважнейшая сторона многогранного процесса становления личности, освоения индивидом духовных (доброта, совесть, человеколюбие, благородство) и нравственных (ответственность, трудолюбие, патриотизм, гражданственность) ценностей, выработка способности жить согласно принципам и правилам морали. Вопросы о решающей роли духовно-нравственного воспитания осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Еще великий древнеримский философ Сенека писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Педагоги-классики прошлого столетия признавали огромную роль нравственного воспитания в развитии и формировании личности. Они считали, что влияние нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще.

Наш педагогический коллектив в процессе работы по данному направлению пришел к следующему выводу: чтобы сформировать у школьника нравственно-правовые отношения, необходимо включать его в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по охране материальных ценностей и природы, историко-познавательную, общение с другими людьми. У детей развивается понимание общечеловеческих ценностей и нравственных норм, осознание своего «я» и причастности к человечеству.

Этот вопрос предполагает ведение работы по принципу триединства, что означает решение данной педагогической проблемы одновременно с детьми, родителями и учителями (см. приложение 1-2).



I. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
ам доверили ребенка, беззащитного, хрупкого, который,

перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока

любопытство. Но, переступив порог школы, он уже ощущает

телом и чувствует душой, что здесь его ждут труд, общение, соперничество, дружба. И наше дело целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души.

Усвоение человеческой культуры ребенку не дается легко и сразу. Поэтому возможности педагогов значительны: помочь человеку стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения.

Коллективом нашей школы разработана система формирования нравственно-правовых качеств личности. Начиная с первых дней работы с младшими школьниками, классные руководители знакомят учащихся с традициями, которые живут в школе. Для этого необходимо не только рассказать о них, но и показать их в действии. С этой целью педагоги проводят экскурсию по школе, в ходе которой знакомят учащихся не только с учебными кабинетами, но и символикой школы, с людьми, которые в ней работают. В ходе такой экскурсии классный руководитель объясняет учащимся, как ученик может поступить, если у него возникают трудности учебной жизни, т.е. знакомит с правилами поведения в школе, в библиотеке, в столовой.

Для того чтобы малыши не забывали информацию, которую им довел до сведения педагог, эта информация на какое-то время помещается в классный уголок, пока выполнение этих требований не станет нормой.

Учителя вырабатывают совместно с учащимися законы жизни в классе.


1. Каждый человек имеет право на ошибку и ее исправление.

2. Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.

3. Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.

4. Человек должен учиться дружить и иметь друзей.

5. Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

6. Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.
Список традиций класса можно продолжить. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности, воспитывать умение быть Человеком.

Дети проживают в школе огромный кусок своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совмест­но. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Поэтому педагоги нашей школы строят свою работу на следующих принципах:


Принцип первый - безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

Принцип второй - беспристрастность в оценке поступков учащихся.

Принцип третий - терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.

Принцип четвертый - диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.

Принцип пятый - отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

Принцип шестой - использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

Принцип седьмой - исключение значимости своего настроения в общении с детьми.
Важной традицией в школе является сотрудничество с детскими дошкольными учреждениями. Это и посещение родительских собраний в ДДУ, и организация концертов, выставок для родителей на базе ДДУ, проведение совместных психолого-педагогических консилиумов по преемственности в воспитательной работе.

Традиционными стали общешкольные праздники первого звонка, праздник зна­ний, День учителя, новогодний праздник, праздник мам, Международный женский день, праздник последнего звонка, выпуск­ной вечер для 4-х классов «Прощай, начальная школа!», оформление альбомов, стенгазет к нему.

У классных коллективов тоже есть свои традиции. Это, например, день вежливости, праздник именинников, день рождения классного коллектива, день об­щения с природой, праздник успехов. Праздник способствует единению, дружбе, взаимо­помощи, формирует культуру общения, гостеприимства.

О славных страницах истории своей страны ребята узнают от ветеранов войны и труда, участников войны в Афганистане, встречи с которыми проводятся в школе. Дети готовят для них праздничные поздравления с Днем пожилых людей, с Днем Победы, с Днем защитников Отечества, с интересом слушают воспоминания об их боевой жизни.

Важное место отводится в школе экскурсиям, поездкам по местам боевой славы и историческим местам. Так, наши учащиеся побывали на обзорной экскурсии в городах Минск, Могилев, Мозырь, посетили Курган Славы, мемориальный комплекс «Хатынь», навестили музейно-этнографический комплекс «Дудутки», Национальный парк «Беловежская пуща», побывали в музее военной славы в городе Гомеле, на мемориале «Детям – жертвам войны» в Красном Береге (см. приложение 7-8).

Экскурсии по родному краю объединяют детей, которые знают и любят свою Родину, хотят узнать о ней и увидеть еще. Пусть в их воображении Беларусь минувших дней звенит вечевыми колоколами, обороняется неприступными замковыми стенами, пронзает небо шпилями соборов и поражает своих соседей веротерпимостью и гостеприимством.

Все это дает возможность для изучения нравственного наследия своей страны, знакомит с историями жизни людей и их нравственным подвигом во имя мира и человечества, формирует у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем, позволяет приобщить подрастающее поколение к нашей тысячелетней истории и богатейшему жизненному опыту белорусского народа.

После таких мероприятий дети делятся своими впечатлениями: пишут мини-сочинения, выражают свои чувства с помощью рисунков, поделок, фотовыставок, делятся воспоминаниями о боевом прошлом своих дедов и отцов.

Интересно проходят в нашей школе недели здоровья, дисциплины и порядка, правовых знаний, семьи, проведение дней открытых дверей для родителей, дела в рамках программы «Экология»: выставки букетов, поделок из природного материала, акция «Семена», Неделя Земли. Родители учащихся также активно участвуют в этих мероприятиях.

С этого учебного года в школе больше внимания стали уделять экономии и бережливости. В рамках этой работы введен курс «Азбука Берегоши», проведены выставки рисунков на тему «Школа Берегоши», рейды по экономному использованию энергоресурсов, внеклассные мероприятия, направленные на повышение культуры быта учащихся.

Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии, викторины они проводили. Какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

Серьезные прочные знания – базис нравственного поведения учащихся. Формирование взглядов, убеждений, мировоззрения осуществляется как во внеурочной, так и в учебной деятельности. Наши педагоги придерживаются мнения, что на каждом уроке возможно и нужно формировать нравственную мотивацию у учащихся. Это – нравственное отношение к окружающему миру, труду, к людям, одноклассникам, к самому себе. Большим воспитательным потенциалом обладают уроки литературного чтения, курс «Человек и мир», предмет «Мая Радзiма Беларусь», а также кружки различной направленности, организованные с учетом интересов и пожеланий школьников. С удовольствием ребята посещают танцевальный кружок, кружки «Умелые руки», «Спортивный час», «Чудесная палитра», «Психогимнастика». В этом кружке осуществляется нравственно-правовое воспитание учащихся на занятиях по курсу «Школа человечности» (см. приложение 9-10).

Кроме того, для воспитания нравственно-правовых качеств личности, в школе используются такие формы внеклассной работы, как классный час, классное собрание, информационный час, час общения, праздники, игры, марафоны, викторины, турниры, экскурсии, встречи с интересными людьми.

Одной из главных форм внеклассной работы является классный час, так как это форма воспитательной работы, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.

В начальной школе провести нравственный классный час не­просто. Ребятам трудно усидеть на месте, трудно слушать нравственные назидания. Поэтому в нашей школе классные руководители нравственный классный час строят на жизненных ситуациях и реальных жизненных примеpax. Навыки нравственного поведения и нравственных привычек приобретаются через практические упражнения (соблюдение правил этикета в процессе диспутов, дискуссий, споров и т.д.). Подготовка такого классного часа требует серьезных усилий педагога, умения общаться с детьми легко, но эти усилия себя оправдывают, когда присутствуешь на классных часах Бондаренко Татьяны Анатольевны, Филипенко Натальи Дмитриевны (см. приложения 11-12), которые проходят интересно и свободно. Дети активно участвуют в обсуждении, вместе с учителем пытаются осознать понятия о культурном человеке, высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семьи, любви к Отечеству, уважительном отношении к ближнему, принимают их как систему ценностей. Нравственные классные часы у педагогов нашей школы проходят в доброжелательной атмосфере, учащиеся не бояться говорить о своих проблемах и неудачах, побе­дах и поражениях.
Главным назначением классного часа является:


  • Нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.

  • Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных
    поколений.

  • Критическое осмысление и анализ собственных поступков
    и поступков сверстников и одноклассников.

  • Развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, умение доказывать свою пра­воту и признавать правоту других людей.

Правовое воспитание в начальных классах имеет отличия, обусловленные как возрастными особенностями младших школьников, так и спецификой учебного материала. Во-первых, преподавание проводится с использованием наиболее приемлемых для учащихся форм и методов обучения: дидактических игр, сказок, рассказов, психотренингов, игр-драматизаций.

Во-вторых, особенно важным для получения желаемых результатов является создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности своей личности в сочетании с признанием права окружающих на ответное уважение и доверие. Установлению такой атмосферы способствует и отступление от обычного порядка поведения на уроках: во время занятий детям разрешается свободно ходить по помещению, садиться в кружок, располагаться на полу, если на нем постелен ковер и т.д. Требование «быть не рядом с детьми, а вместе с ними» на таких занятиях стало непреложным правилом: учитель находится в кругу во время игр, делится с детьми своими желаниями, анализирует свою деятельность с точки зрения соблюдения прав.

В-третьих, использование различных видов продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, ручного труда – позволяет детям наиболее полно реализовать свои возможности и удовлетворить потребность в самоутверждении. Применение пиктограмм, сказочной тематики, психогимнастических упражнений помогает ребенку сосредоточиться, легче запомнить материал, эмоционально окрашивая его.

Интересно проходят такие мероприятия у Клакоцкой Ирины Михайловны, Исакович Зинаиды Михайловны, Камендровской Ирины Валерьевны, Макаенок Ирины Николаевны (см. приложения 13-16).

Таким образом, предлагаемая система работы дает возможность закладывать у учащихся основы правовой культуры в области прав человека, прав ребенка. Потребность жить в правовом обществе, сформированная с детства, найдет свое продолжение в зрелом возрасте.

С целью выявить результативность проводимой работы с учащимися проводится диагностика уровня воспитанности, анкетирования «Отношение к труду», «Выявление гражданского кругозора», «Отношение к обществу», «Мое отношение к учебе», «Я и прекрасное», «Я по отношению к себе», «Что я знаю о правах ребенка?», «Мое отношение к Родине», тестирование «Размышление о жизни». По результатам диагностической работы проводится мониторинг воспитательной деятельности (см. приложения 3-5).

II. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
громное значение в работе с родителями младших школьни­ков

имеет заранее продуманная и четко организованная система

сотрудничества.

Родителям необходимо помогать становиться хорошими роди­телями. Роль школы в этом процессе нельзя недооценивать.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в соз­дании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радо­стной, счастливой), для развития его индивидуальности, формирования нравственно-правовой культуры в общем доме «школа-семья».

Главным направлением сотрудничества классного руководителя и


родителей является просвещение по вопросам психологии и педагоги­ки.

Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, да и не нужно это делать одному. К психо­лого-педагогическому просвещению родителей в нашей школе при­влекаются специалисты различных направлений: врачи, психологи, представители общественных организаций, социаль­ный педагог, учителя-предметники.

С 2004 года в школе действует педагогический лекторий для родителей «Школа отношений родителей с детьми».

С его помощью коллектив школы доводит до сведения родителей непреложную истину, что именно в семье ребенок получает первые представления о должном и необходимом, правильном и неправильном, хорошем и плохом, красивом и безобразном, что именно семья обязана сформировать заботливость о животных, о пожилых людях, о младших членах семьи, научить оказывать помощь родителям. Родителям сообщается главное условие положительного влияния семьи на ребенка: супружеская любовь, уважение, сотрудничество детей и родителей.

Важное место во взаимодействии семьи и школы имеет знакомство родителей первоклассников с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Для них традиционно ежегодно проводится экскурсия по школьному зданию, знакомство с требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней.

Родительский коллектив класса знакомят с воспитательным планом работы на год, стараются создать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время. Классные руководители привлекают родителей к совместным посещениям театров и музеев, экскурсиям, семейным праздникам и классным часам, творческой работе вместе с детьми. Хочется отметить, что большую помощь в организации и проведении совместных мероприятий оказывают родительские комитеты классов. Родители всегда с интересом и удовольствием участвуют в школьных делах своих детей. Например, недавно во 2 «В» классе прошло увлекательное мероприятие «Мама, папа, я – дружная семья», подготовленное классным руководителем Бондаренко Татьяной Анатольевной и родителями учащихся (см. приложение 17).

Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Цель собраний на нравственно-правовую тематику - это обсуждение с родителями проблемы поведения детей в школе и дома, формирование у родителей понимания значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов. Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей. Наша школа стремиться дать каждому родителю минимум педагогических знаний. В программу занятий с родителями входят аспекты возрастной психологии, психологии личности, теории физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания. Педагогический коллектив стремиться к тому, чтобы теоретические знания, получаемые на родительских собраниях, в ходе индивидуальных консультаций, каждый отец, каждая мать соотносили с духовной жизнью своего ребенка. Исходя из этого, классные руководители в начале года проводят диагностику по изучению воспитательного потенциала семьи, изучают запросы родителей, стараются подобрать к родительским собраниям актуальные материалы. Все классные руководители стремятся проводить родительские собрания содержательно и оригинально. Но особенно хочется отметить родительское собрание «Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей», которое прошло в

4 «В» классе (классный руководитель Камендровская Ирина Валерьевна) (см. приложение 18).

Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение роди­телей вызывало у них самих интерес, классный руководитель не только предлагает темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывает предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.

Демонстрация детских работ, выступление юных чтецов, певцов, музыкантов, танцоров, ознакомление родителей с результатами анкетирования, тестирования учащихся, постоянно действующий информационный стенд, делают просвещение родителей по вопро­сам педагогики и психологии наглядным, убедительным и досто­верным.

Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей заканчивается различного рода ре­комендациями и консультациями по их запросам со стороны социальной психолого-педагогической службы школы. Не остается без внимания ни один вопрос родителей.

Психолого-педагогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родителям можно было бы увидеть себя и других в об­суждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы.

Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя с семьей является диагностика. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Она необходима при подготовке родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, внеклассных мероприятий (см. приложение 6).


следующая страница >>