Иван Григорьевич Николаевцев родился в Москве в 1902 году в семье кузнеца, мастера художественной ковки. Жилось семье трудновато, т - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Иван Григорьевич Николаевцев родился в Москве в 1902 году в семье кузнеца, мастера - страница №1/1

Биография Ивана Григорьевича Николаевцева
Иван Григорьевич Николаевцев родился в Москве в 1902 году в семье кузнеца, мастера художественной ковки. Жилось семье трудновато, т.к. детей было 5 человек, а доходы отца были средние. В 1910 году И. Г поступает в городское училище имени «Освобождение крестьян». Еще до поступления в училище и во все время обучения у мальчика проявился интерес и способности к рисованию, что было отмечено в училище ведущим педагогом И. Г. Николаевцева – Софьей Плевако, родной сестрой знаменитого российского адвоката А. Плевако. После окончания училища в 1914 году с отличием, С. Плевако стала проводником в его судьбе художника, она привела его в Сытинскую художественную школу при типографии Сытина1, где преподавание велось по трем направлениям: рисунок, основы полиграфического дела и общие образовательные предметы. В школе Сытина И.Г. начал обучение в 1915 году, а до этого почти целый год проработал в кузнице вместе с отцом помощником кузнеца, т.к. началась I-я Мировая война и жизнь семьи стала еще трудней. Учение продолжалось до 1921 года, школа выдержала трудные годы Октябрьской революции. После революции школа была передана Наркомату просвещения и реорганизована в Государственные художественные мастерские печатного дела. Руководил мастерскими С.В. Герасимов. Педагогами были И.Н. Павлов, М.А. Добров, Н.М. Чернышев, М.С. Родионов, А.Г. Якимченко и др.

В 1921 году после окончания мастерских, И. Г. как один из лучших выпускников был оставлен в мастерских преподавателем. Не оставляя преподавательской деятельности, серьезно увлекается живописью и в 1922 году вступает в творческую группу "Маковец" ("Искусство - жизнь"). Уже в мае 1922 г. в Москве в Музее изящных искусств состоялась выставка картин группы. Свои произведения экспонировали Фон-Визен А.В., Жегин Л.Ф., С. Герасимов, Машкевич Е.О., Синегубов Н.В., Романович С.М., Родионов М.С., Чекрыгин В.Н., а также самые молодые участники группы: Николаевцев И.Г., Рындин В.Ф.. Молодость не помешала художникам быть замеченными общественностью Москвы.

На первой же выставке семь работ Николаевцева и Рындина были куплены датским дипломатом доктором Ланнунгом, который собирал коллекцию картин русских художников нового веяния. Группа "Маковец" заявившая себя как союз художников и поэтов, находилась в поиске новых художественных форм, но не была поклонницей беспредметного искусства. В группу входил философ П. Флоренский и в основу ее существования были положены идеи, высказываемые самим Флоренским и Чекрыгиным.

Каждый год художники группы проводили выставки своих работ в Музее изящных искусств и в Третьяковской галерее. И.Г. Николаевцев участвовал во всех выставках группы, экспонируя как живописные, так и графические работы. В 1926 году образовалась творческая группа "Путь живописи", которая органично продолжила идеи "Маковца". И.Г.

Николаевцев продолжал работать в новом объединении, здесь его учителем и вдохновителем стал Л.Ф. Жегин, который всячески покровительствовал молодому художнику.

Работы И.Г. были представлены на первой выставке в 1927 году, в 1928 году члены группы "Путь живописи" представлены в Париже большим количеством работ. И.Г. Николаевцев участвовал в этой выставке. Две его работы были куплены французским коллекционером.

В 1930 году группа «Путь живописи» перестала существовать. Наступала эпоха социалистического реализма и отсутствие в ее работах широких социальных полотен не были нужны новому обществу.

В это время И.Г. Николаевцев, не оставляя преподавательской деятельности, которая продолжалась вплоть до 1937 года, начинает активно работать в ведущих московских издательствах по оформлению художественной литературы, основная часть

работы сосредоточилась в издательстве «Советский писатель». В этом издательстве И.Г. начал работать в1934 году.

В этом же году художник начинает осваивать основы офортного дела в офортной мастерской им. Новинского И.И. при МОССХе. Результатом этой учебы стали 4 выставки офорта2.

В 1941 г. И.Г. становится главным художником издательства «Советский писатель».

В 1939-1940 г.г. по приглашению секции театральных художников и лично В.Ф. Рындина участвует в длительной творческой командировке в Таджикской ССР, где проводится огромная работа по подготовке декады таджикской литературы и искусства. В Таджикистане В.Ф. Рындин и И.Г. Николаевцев активно работают над постановками опер " Кузнец Кова" С. Баласаняна и "Ду Гуль" ("Две розы") А.Ленского, проводят творческие встречи с художниками Таджикистана, изучают древние фрески и росписи, необычайно интересной в художественном отношении, республики. Там же И.Г. Николаевцев старается использовать не часто выпадающее свободное время для работы над акварельными рисунками. После окончания командировки, в Москве была устроена выставка, как творческий отчет командировки.

В 1941 году, во время войны, часть издательства "Советский писатель" эвакуируется, часть сотрудников уходит на фронт, в Москве остается так называемая ударная часть издательства, которая руководит изданием специальной литературы для партизанских краев страны, а также пропагандисткой литературы, распространяемой среди немецких войск. Издавались также книги наших ведущих корреспондентов-писателей с фронтов, среди них – К. Симонов, А. Сурков, Б. Полевой и многие другие. В 1942 г. была издана книга стихов О. Бергольц "Ленинградская тетрадь" по рукописи, пришедшей в Москву по "Дороге жизни" из блокадного Ленинграда. Оформлял книгу И.Г. Николаевцев.

В 1941-1945 г.г. И.Г. практически становится руководителем московского филиала издательства. За ответственную работу для партизанских краев получает Партизанскую серебрянную медаль II степени, а вот орден Трудового Красного Знамени получить не смог, т.к. никогда не был членом Коммунистической партии.Несмотря на свою номенклатурную должность он остался верен этому правилу до конца своих дней, т.к. предпочитал честность художника дополнительным привелегиям и званиям.

В должности главного художника "Советского писателя" И.Г. Николаевцев проработал до 1951 года. Затем, по состоянию здоровья, переходит на договорную работу по оформлению книг с ведущими издательствами Москвы. За время его работы в издательстве "Советский писатель" он воспитал многих учеников, которые стали мастерами оформления книги. Кроме вышеупомянутых, им были оформлены книги: А. Толстого, М. Шолохова, И. Эренбурга, Л. Никулина, И. Пришвина, Л. Яшина, А. Твардовского, С. Капутикян, С. Маршака и первая книга стихов М. Цветаевой, изданной в СССР после эммиграции, а также многие другие. Кроме того, он любил офомлять книги национальных авторов, т.к. эта работа позволяла орнаментировать книги национальными элементами и давала повод к изучению особенностей изобразительного искусства республик. География национальных авторов широка: Э. Межелайтис, М. Вовгок, Ю. Рытхэу, А. Мажюлюс, А. Ширван-Заде, Абулькасим Лахути и многие другие.

С первой выставки художников книги (1948 г.) и до последнего года жизни (1969 г.) И.Г. участвовал во всех выставках русского рисованного шрифта (первая выставка 1953 г.), проводимых под эгидой Московского союза советских художников.

В 1970-х годах возобновляется интерес к художникам начала 20 века, в том числе и к группам "Маковец", "Путь живописи".
Работы И. Г.Николаевцева были представлены на выставках:
1970 г. - Выставка живописи и графики группы "Путь живописи". МЭИ, Москва.

1974 г. - Групповая выставка посвященная художникам 20-х годов, членам общества "Маковец", "Путь живописи". Москва, Дом художника.

В 1990-х годах опять организуются выставки участников группы "Маковец" и "Путь живописи", с участием работ Николаевцева.

1994 г. - Групповая выставка работ, посвященная участникам групп "Маковец", "Путь живописи". ЦДХ, Государственная Третьяковская галерея.

1995 г. - Выставка объединения художников "Путь живописи" 1927-1930 гг. Выставочный зал "Тушино".

1999 г. - Выставка русских художников конца 19-го и начала 20-го века. Выставочный зал "Балчуг".



2000 г. - Музей неактуального искусства (живопись и графика 1900-1940-х годов). Московский центр искусств.
Работы И.Г. Николаевцева храняться в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном музее искусств в Копенгагене и в частных собраниях Франции, Дании, Москвы, Санкт-Петербурга, Душанбе.

1 После революции - I-я Образцовая типография

2 В 1938 году И.Г.Николаевцев становится членом МОСХа.