История Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь около 200 тыс лет назад. За прошедшие века по - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
История Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь - страница №1/1

Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края
История Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь около 200 тыс. лет назад. За прошедшие века по территории прокатились волны нескольких великих миграций человечества.

Заселение территории края происходило по долине Енисея с юга на север более 20 тысяч лет назад. Археологи утверждают, что первыми обитателями этих земель были представители монголоидной расы. Это подтверждается исследованием остатков черепа монголоида, найденного на палеонтологической стоянке Афонтова гора (возраст 19880 ±300 лет), расположенной на территории города Красноярска.

Палеолитические стоянки также расположены по Енисею при впадении в него ряда рек (группа Кокоревских стоянок, Бирюса, Овцевод). Стоянка каменного века обнаружена на одном из крупнейших притоков Енисея – реке Ангара (стоянки Мальта, Буреть, Красный Яр, Федяевка, Усть-Белая, Ленковка).

До сих пор нет единого мнения относительно абсолютного возраста некоторых поселений сибирского палеолита. На стоянках были найдены кости таких животных, как: мамонт, пещерный лев, благородный олень, северный олень, аргал, зубр, косуля, лошадь, кулан, волк, заяц, пищуха, медведь и белая куропатка.

Отсутствие неолитических поселений можно, по-видимому, объяснить преобладанием в неолите Сибири лесных охотников, так как к этому времени исчезли стадные животные, обитающие на открытых пространствах (мамонт, зубр, северный олень, лошадь).

Район Саяно-Алтая 25-35 тыс. лет назад был заселенным, о чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Здесь располагались древние поселения, встречаются элементы плавильных печей. Эту территорию некоторые ученые считают центром возникновения оленеводства в Сибири. Она основана на теории саяно-алтайского происхождения самодийских народов, использующих оленей для езды верхом и под вьюк, жилище в виде чума и т.д. Они пришли на север не ранее середины I тыс. н.э., а до этого здесь обитало палеоазиатское население, использовавшее оленя в качестве манщика, а в качестве транспорта – собачьи упряжки.

.

ЭПОХА НЕОЛИТА – БРОНЗОВЫЙ ВЕК



Урало-сибирская неолитическая общность сложилась в Минусинской котловине, о чем свидетельствуют памятники изобразительного искусства (петроглифы), новоселовский и карасевский типы керамики. В это время на юге края сформировалась Афанасьевская культура, о чем свидетельствуют многочисленные памятники на Енисее. В дальнейшем пути расселения первых скотоводов Сибири распространились в Туву, Монголию и Синьцзянь.

Окуневская культура на Енисее относится к этому периоду. Могильники, плиты из погребений, гравировки, мелкая пластика, петроглифы окуневского изобразительного стиля так же были обнаружены на юге Красноярского края. Окуневские изваяния – каменные статуи со зловещими ликами и третьим глазом; полосами, пересекающими изображения лица; наличием на голове вместо волос звериных рогов, ушей, змеевидных отростков, «корон» – они были центрами поклонений, возле них найдены следы жертвоприношений. Часть статуй стояла на перекрестках дорог и на погребальных курганах в Минусинской котловине еще в XIX веке.

Постепенно на смену Окуневской культуры приходит Андроновская культура южных Приенисейских степей, Причулымской лесостепи и таежных областей Западной Сибири, а также Карасукская культура Минусинской котловины, по берегам бассейна Енисея. Особенностью всех культур этого периода является развитие бронзолитейной металлургии. На территории Красноярского края практически во всех районах региона обнаружено огромное количество наскальных рисунков разных эпох, многие из них до конца не изучены. В Курагинском районе края расположены самые продолжительные наскальные рисунки протяженностью в несколько километров – Шалоболинская писаница (Тесинская), датированная VI тыс. до н.э. и XII - XIV вв. На территории Минусинской котловины и Причулымской степи были обнаружены древнейшие космические обсерватории бронзового века и скальные храмы.


ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА

Археологическая культура железного века (VII-III вв. до н.э.), была открыта в бассейне верхнего и среднего Енисея, и названа по о. Тагарский на Енисее. В настоящее время археологами исследованы остатки ряда поселений, рудников и курганов. Примечательно, что в могильниках найдены оружие и другие предметы скифского типа, восстановленные черепа дают основание утверждать, что носителями культуры были европеоиды скифского мира. Население этой культуры занималось земледелием, скотоводством, металлургией. Предметный комплекс первых трех этапов включает бронзовое оружие, украшения, бытовые инструменты и керамическую посуду. Тагарцы жили в наземных жилищах срубной конструкции. Внутри жилища обогревались глинобитными печами и большими очагами. Иногда территория поселка окружалась укреплениями. Основу хозяйственной жизни тагарского общества составляло мотыжное земледелие и скотоводство. Разводили преимущественно крупный рогатый скот и лошадей, а также коз и овец. Используя тягловую силу животных, они занимались пашенным земледелием. Для уборки урожая тагарцы применяли бронзовые серпы и жатвенные ножи. Зерно растирали на зернатерках.

К Тагарской культуре относятся поселения, городища, петроглифы и рисунки на стелах. Минусинская котловина поражает огромным количеством древних некрополей, окруженных вертикально поставленными плитами – стелами и менгирами. На некоторых стелах (оленные камни) выгравированы силуэты зверей, тамговые знаки и загадочные изображения неведомых существ.


ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ КАЗАКОВ В СИБИРИ

За прошедшие века по территории края прокатились волны нескольких великих миграций человечества. До прихода русских здесь обитали тюркские, самодийские, тунгусские и енисейские племена, обладавшие самобытной древней культурой и особым образом жизни.

Первые отрывочные сведения о появлении русских на Енисее относятся к тем далеким временам, когда отважные поморы – потомки новгородских ушкуйников – добирались сюда по «студеному» морю вдоль северных берегов континента.

Однако широкое заселение Приенисейского края происходило на общем фоне присоединения Восточной Сибири к Русскому государству в начале ХV – первой трети XVII веков. Главной целью землепроходческого движения в Сибирь была «мягкая рухлядь» (пушнина), – важнейшая валютная статья дохода Московского государства в XVI-XVII вв. Многие енисейские поселения были основаны казаками и монахами, пришедшими в этот «дикий край» из центральных районов Российского государства.

В бассейн Енисея русские землепроходцы вышли на рубеже XVI-XVII столетий. Продвижение русских шло водно-волоковыми путями со стороны «златокипящей Мангазеи» по Маковскому волоку, проходящему близ становища хана Мамая (ныне село Маковское). Первое поселение в Приенисейском крае казаки основали в устье Турухана в 1607 г., поставив здесь вместе с зимовьем деревянную церковь Николе Чудотворцу, «покровителю» торговых людей и мореходов. Поселение впоследствии стало называться Новой Мангазеей (ныне село Старотуруханск).

Маковский волок положил активное продвижение русских в Восточную Сибирь по системе рек: Обь – Кеть – Кемь – Енисей – Ангара – Лена. Крупный острог в Приенисейских землях был поставлен казаками в 1619 г., и получил название «Енисейский» (ныне город Енисейск). Для защиты с юга подступов к главному форпосту были основаны остроги «засечной черты» Красноярский (1628 г.), Канский (1628 г.), Ачинский (1641 г.). В настоящее время это города Красноярск, Канск и Ачинск.

Территории к югу от этой «черты» были присоединены лишь в начале XVIII века со строительством Абаканского (1707 г.) острога (ныне находится на дне Красноярского водохранилища) и Саянского (1718 г.) острога. В 1709 г. к Российскому государству присоединилось Тубинское княжество (южные районы края и республики Хакасия). Именно в этот период времени на берегах Енисея, Причулымья и Минусинской котловины окончательно утвердилась русская власть.



В XVII в. на территории края сформировался второй по значению в Сибири, Енисейский земледельческий район, поставлявший хлеб во все восточные окраинные земли России.