Исследование систем управления Грубов Е. О., 2003 Основы системного анализа - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по курсу: «Семиотика и обработка символьной информации» 1 57.1kb.
Основные понятия теории систем сущность и принципы тсса [Г. 1 337.39kb.
Методические указания и контрольные задания Цели изучения дисциплины... 1 64.57kb.
Лабораторная работа №2 Исследование характеристик элементарных звеньев... 1 133.03kb.
1. Особенности системного подхода к решению задач управления 13 1248.42kb.
Модели сложных систем управления 1 97.67kb.
117. Социологические исследования систем управления. Экспертные оценки... 1 32.52kb.
Граф научных интересов 1 77.85kb.
Курсовая работа Организация исследования систем управления 1 35.38kb.
Сам процесс обучения специалиста относится к числу тех, разработка... 2 295.63kb.
Закон Республики Казахстан от 8 мая 2003 года n 412 "Казахстанская... 1 139.33kb.
Концепции бизнеса, ца, Электронная торговля 1 642.83kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Исследование систем управления Грубов Е. О., 2003 Основы системного анализа - страница №1/6

Исследование систем управления


© Грубов Е.О., 2003

Основы системного анализа

Цели и задачи изучения дисциплины


Дисциплина «Исследование систем управления» относится к предметам, изучающим различные аспекты менеджмента, т.е. управленческие процессы в организациях. Основной целью изучения данной дисциплины является рассмотрение объекта управления (предприятия, организации) в качестве системы – единого организма, обладающего определенными свойствами. Именно целостное представление о деятельности организации позволяет руководству в комплексе рассматривать и принимать управленческие решения во всех областях менеджмента, таких как финансовый менеджмент, маркетинг, управление персоналом и т.д.

Таким образом, дисциплина «Исследование систем управления» позволяет представить организацию как систему и создать фундамент для изучения частных аспектов менеджмента, рассматриваемых в соответствующих дисциплинах.

Исследование систем управления – это процесс определения состава, организации, поведения, состояния, параметров, закономерностей функционирования и развития изучаемой системы с целью ее совершенствования.

Объект исследования – система управления организационно-экономи­ческими системами разной сложности, на разных уровнях и с разными способами функционирования.

Предмет исследования – объективные закономерности, присущие системам управления с целью совершенствования их функционирования и развития.

Задачи исследования:



  • сбор и обработка информации о системе управления;

  • оценка и анализ состояния, поведения и параметров системы управления;

  • характеристика организационной структуры системы управления;

  • анализ функционирования и развития подсистем системы управления;

  • характеристика экономических и социальных последствий развития системы управления.

Свойства системы


Понятие системы является чрезвычайно широким. Можно привести множество примеров систем в самых различных областях:

  • машина как техническая система;

  • общество как социальная система;

  • предприятие как экономическая система;

  • человек как биологическая система;

  • Вселенная как физическая система и т.д.

Несмотря на разнообразие, для любой системы характерны определенные общие свойства. Можно дать следующее наиболее общее определение: система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. Любая система обладает следующими свойствами:

  • Целостность (эмерджентность). Система представляет собой некоторую целостность, т.е. совокупность составных частей образует единое целое. При этом свойства системы не являются простой суммой свойств ее элементов, а представляют собой нечто принципиально иное. Целостность является наиболее важным и принципиальным свойством любой системы.

  • Наличие упорядоченной структуры. Составные части системы расположены не хаотично, а в соответствии с некоторой структурой, т.е. каждому элементу отводится определенное место.

  • Наличие внутренних связей. Между элементами системы существуют определенные внутренние связи, которые обеспечивают взаимодействие составных частей между собой, жесткость структуры и целостность системы.

Классификация систем


  1. Физические (реальные объекты, явления, процессы) и абстрактные (модели реальных процессов)

  2. Простые и сложные. Признаки сложных (больших) систем:

  • наличие подсистем, имеющих собственное целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению системы;

  • наличие многочисленных разнородных связей между подсистемами;

  • наличие в системе элементов самоорганизации.

  1. Естественные и искусственные (как правило, имеют цели функционирования и управление)

  2. С управлением и без управления

  3. Непрерывные и дискретные (изменения происходят не непрерывно, а в дискретные моменты времени, от случая к случаю)

  4. Детерминированные (состояние можно точно предсказать) и стохастические (поведение определяется случайными событиями)

  5. Открытые (взаимодействующие с внешней средой) и закрытые (изолированные от внешней среды).

Параметры систем


  1. Элемент – часть системы, имеющая определенное функциональное назначение, внутренняя структура которого не рассматривается.

  2. Подсистема – часть системы, обладающая некоторой самостоятельностью и допускающая разложение на элементы в рамках данного рассмотрения.

  3. Среда – множество объектов вне данной системы, оказывающих влияние на систему и находящихся под ее влиянием. Среда может быть определена как для системы в целом, так и для ее подсистем и элементов.

  4. Организация – внутренняя упорядоченность, проявляющаяся в ограничении разнообразия состояний элементов в рамках системы.

  5. Связь – форма взаимных ограничений на поведение элементов друг на друга.

  6. Структура – совокупность внутренних устойчивых связей между элементами системы, определяющая ее основные свойства.

  7. Свойство – сторона объекта, обуславливающая его отличие от других объектов или сходство с ними и проявляющаяся при взаимодействии с другими объектами.

  8. Характеристика – количественное или качественное отражение свойства элемента системы.

  9. Цель – ситуация, которая должна быть достигнута при функционировании системы за определенный промежуток времени. Как правило, цель задается старшей системой, элементом которой является данная система.

  10. Состояние – множество значений характеристик системы в данный момент времени.

  11. Поведение – совокупность изменений изучаемой системы и ее реакций на внешние воздействия.

  12. Процесс – совокупность состояний системы, упорядоченных по изменению параметра t.

  13. Эффективность процесса – степень его приспособленности к достижению целей.

  14. Ситуация – совокупность состояний системы и среды в один и тот же момент времени.

  15. Проблема – несоответствие между существующим и целевым состоянием системы при данном состоянии среды в рассматриваемый момент времени.

  16. Алгоритм функционирования – метод получения выходных характеристик с учетом входных воздействий, управляющих воздействий и воздействий внешней среды.

  17. Качество – совокупность существенных свойств объекта, обуславливающих его пригодность для использования по назначению.

  18. Показатель качества – характеристика, отражающая целевую направленность процесса.

  19. Критерий эффективности – правило выбора лучшего решения.

Любую динамическую систему можно представить в виде схемы:

Например, предприятие как система на входе получает определенные ресурсы (сырье, финансовые средства, рабочая сила, информация и т.д.). Процесс представляет собой некоторый производственный, технологический или другой процесс выработки готовой продукции или услуг, образующихся на выходе. Обратная связь в первую очередь имеет отношение к осуществлению контроля функционирования системы и направлена от выхода к входу или к факторам процесса. Другой пример: вуз как система имеет на входе абитуриентов (своего рода «сырье», а также прочие ресурсы), и с помощью учебного процесса – процесса передачи знаний – готовит на выходе специалистов в определенной отрасли.

Система с управлением


Под управлением в самом общем виде понимается про­цесс формирования целенаправленного поведения системы по­средством информационных воздействий, вырабатываемых че­ловеком (группой людей) или устройством.

К задачам управления относятся:



  • целеполагание – определение требуемого состояния или поведения системы;

  • стабилизация – удержание системы в существующем состоянии в условиях возмущающих воздействий;

  • выполнение программы – перевод системы в требуемое состояние в условиях, когда значения управляемых величин из­меняются по известным детерминированным законам;

  • слежение – удержание системы на заданной траекто­рии (обеспечение требуемого поведения) в условиях, когда зако­ны изменения управляемых величин неизвестны или изменяются;

  • оптимизация – удержание или перевод системы в со­стояние с экстремальными значениями характеристик при задан­ных условиях и ограничениях.

Часто для обозначения управляющих воздействий использу­ют понятие «руководство» – управление чужой работой в организационных, социальных, эко­номических системах.

Система с управлением включает в себя три подсистемы:



  • управляющую систему (УС),

  • объект управления (ОУ),

  • систе­му связи (СС).



Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления (СУ) А. Основным элементом организаци­онно-технических СУ является лицо, принимающее решение (ЛПР) – индивидуум или группа индивидуумов, имеющих пра­во принимать окончательные решения по выбору одного из не­скольких управляющих воздействий. Система связи включает канал прямой связи, по которому передается входная информа­ция – множество {х}, включающее командную информацию {u}, и канал обратной связи, по которому передается инфор­мация о состоянии ОУ – множество выходной информации {у}.

Множества переменных {n} и {w} обозначают соответствен­но воздействие окружающей среды (различного рода помехи) и показатели, характеризующие качество и эффективность функ­ционирования подсистемы В.



Существуют следующие виды систем с управлением:

  • системы с прямой связью (программные системы) – единственная прямая связь между СУ и ОУ, по которой поступают управляющие воздействия, обязательные к исполнению;

  • регулируемая система – использует информацию о реакции объекта на управление;

  • саморегулирующая система;

  • адаптивные системы – объект управления и система управления подвержены возмущающему воздействию.




Основные принципы действия систем с управлением:

  • Принцип обратной связи – использование информации, поступающей от объекта управления, для воздействия на процесс управления. Положительная обратная связь усиливает действие выходного сигнала, отрицательная – ослабляет его. Положительная связь ухудшает положение системы, а отрицательная связь способствует восстановлению равновесия при его нарушении возмущающими воздействиями.

  • Принцип необходимого разнообразия (закон Эшби) – разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия объекта управления. Согласно данному принципу, с увеличением сложности объекта управления сложность управляющей системы должна увеличиваться.

  • Принцип черного ящика – представление системы в виде некоего объекта ("черного ящика"), представляющего собой при данном уровне знаний объект с непознанными внутренними структурой и организацией. Однако можно изучать этот объект по изменениям между входами и выходами системы.

Основными путями совершенствования систем с управлени­ем являются:

    1. Оптимизация численности управленческого персонала. Управляющая система – это прежде всего люди. Один из путей повышения производительности – увеличение числа людей и дробление функций управления. Это позволяет перерабатывать больший объем информации. До некоторых пор координация работы управленческого персонала возможна путем прямых связей между исполнителями, затем появляется необходимость в специальном аппарате, осуществляющем такую координацию. С ростом численности персонала эффективность системы управления может не расти, а падать,

    2. Использование новых способов организации работы СУ (например, параллельное сетевое планирование и управление).

    3. Применение новых методов решения управленческих задач.

    4. Изменение структуры СУ. Может производиться изменение структуры на более простую или более сложную с соответствующим перераспределением функций.

    5. Перераспределение функций и задач в управляющей системе. В системе должен быть достигнут определенный компромисс между централизацией и децентрализацией функций управления.

    6. Механизация управленческого труда – повышение эффективности обработки информации путем применения средств механизации рутинных операций (документирование, размножение документов, проведение вычислений и т.д.).

    7. Автоматизация – использование компьютерных средств для усиления интеллектуальных возможностей ЛПР. Автоматизация необходима вследствие резкого усложнения процессов управления и позволяет решать следующие задачи:

  • повышение оперативности управления;

  • снижение трудозатрат ЛПР на выполнение вспомогательных процессов обработки информации;

  • повышение степени научной обоснованности принимаемых решений.

Общая схема исследования системы управления организацией:

  1. Анализ целей системы управления и исследование стратегий достижения целей.

  2. Анализ функций системы управления.

  3. Анализ состава и структуры системы управления.

  4. Анализ процессов и методов управления.

  5. Исследование обеспечения управления (информационного, кадрового, финансового, материально-технического и т.д.)

следующая страница >>