Исследование на тему: «Особенности экономического сознания и отношения к деньгам подростков» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Исследование на тему: «Особенности экономического сознания и отношения к деньгам - страница №1/1



Бурилова Наталья Александровна,

педагог-психолог МОУ Гимназия №1




Психологическое исследование на тему:

«Особенности экономического сознания и отношения к деньгам подростков»




В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической нестабильности, происходит изменение традиционных ценностей. Поэтому анализ экономического сознания и отношения к деньгам подростков носит актуальный характер. Данный анализ обусловлен рядом объективных факторов. В первую очередь это трудности экономической социализации, которые проявляются в отношении к экономическим благам: деньгам, собственности, труду и т.д. А также в снижении нравственных и гуманистических ценностей в ходе экономического образования. Исследование по данной теме проводилось в рамках социальной психологии, В данной работе сделана попытка изучения экономического сознания и отношения к деньгам старших подростков, живущих и действующих в новых экономических условиях изменяющейся России.





Объект исследования: подростки 14-17 лет обучающиеся МОУ Гимназия №1 имени В.Я. Шишкова г. Бежецка Тверской области, в количестве 50 человек, из них 42% – мальчиков и 58% – девочек.

Предмет исследования: экономическое сознание и отношение к деньгам подростков.




Цель работы: теоретический и эмпирический анализ особенностей экономического сознания и отношения к деньгам подростков




В связи поставленной целью работы, можно выделить следующие задачи:

- выявить особенности экономического сознания подростков

- выявить особенности отношения к деньгам подростов

- выявить особенности взаимосвязи между экономическим сознанием и отношением к деньгам подростков







Общая гипотеза: Особенности экономического сознания подростков взаимосвязаны с их отношением к деньгам.



. Частные гипотезы: Нужно ли именно сюда вставлять частные гипотезы или это сделать в другом месте?

- уровень деловой активности, как компонент экономического сознания, увеличивается при повышении возможности увеличения своих доходов и интереса к экономическим изменениям в своем городе;

- значимость денег, как выражение экономического сознания, увеличивается при отношении к деньгам с позиции любви, справедливости и достижения;

- уровень деловой активности, как составляющий экономического сознания, уменьшается при столкновении с проблемами, связанными с деньгами.

- значимость денег, как выражение экономического сознания уменьшается при полной удовлетворенности своими доходами.

Теоретическая часть была посвящена изучению экономической социализации, представления, сознания, денежного поведения и отношения к деньгам личности, феноменам, механизмам и факторам. Изучением процесса экономического сознания на разных этапах этого процесса занимались многие ученые. Среди них З. Фрейд, Ж. Пиаже, Х. Диттмар, Х. Голдберг и Р. Льюис, А.Б. Фенько, О.С. Дейнека, И.В. Андреева, Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев, А.Н. Журавлева, Е.И. Горбачева, А.Б. Купрейченко. Каждый имели разные подходы к изучаемой проблеме экономического сознания и отношения к деньгам. Анализируя теоретический материал, можно прийти к выводу, что конкретным проявлением экономического сознания является реальное экономическое поведение, которое выражается в отношении к деньгам. К возрасту 15-16 лет у старшеклассников формируется экономическое сознание, близкое по структуре и содержанию взрослым людям. Однако социальная ситуация молодого и взрослого человека кардинально отличается. Следовательно, можно говорить о формировании близкого к взрослому когнитивного уровня развития экономического сознания старшеклассника. Отношение к деньгам у детей формируется также под воздействием личного опыта экономической деятельности. При этом, личный опыт распоряжения финансами в подростковом возрасте является одним из ведущих факторов в формировании установок по отношению к деньгам.

Для реализации цели и проверки гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого было изучение отношения к деньгам подростков, оказывающих влияние на экономическое сознание.



В данной работе были использованы следующие методики:

1.Стандартизированная программа исследования экономико-психологических характеристик личности Анатолия Лактионовича Журавлева и А.Н. Журавлевой. Данная программа включает в себя параметры изучения экономического сознания личности, в нашей работе это старшие подростки.

2. Программа исследования отношения личности к деньгам Е.И. Горбачевой и Аллы Борисовны Купрейченко, которая включает в себя вопросы оценки деловой активности, и вопросы, связанные с «нравственной оценкой денег».

В рамках нашей работы был получен большой эмпирический материал. Вашему вниманию хотелось бы представить наиболее интересные и важные моменты исследования.

1. Большинство подростков, исходя из уровня доходов, оценивают свою семью как семью «среднего достатка». Респонденты полностью зависят от родителей, еще не задумываются о своем материальном положении и возможности его улучшения. Основной источник доходов для них в настоящее время – это помощь других людей (родственников, знакомых и т.п.). Установлено, что у подростков низкий уровень удовлетворения экономических потребностей, уровень деловой активности респондентов также не высок, для них характерен низкий уровень экономического риска. Установлено, что образование для респондентов на настоящее время приоритетно.

Экономическое сознание подростков связано с интересом к экономике нашей страны и своего города. В будущем подростки предпочтут работать предпринимателями без образования юридического лица или трудиться на государственном предприятии. Они считают, что собственником может быть человек, у которого есть недвижимость, приносящая прибыль; машина, гараж, ценные вещи; дом с участком; капитал в прибыльном деле.





2. В сознании каждого экономического субъекта существуют различия отношения к богатству и к бедности. Как видно на графике, большинство респондентов олицетворяют бедность с отсутствием достаточных средств к существованию; с отсутствием нормальных жилищных условий; постоянно жить в долгах; с отсутствием возможности жить, как хочется и с отсутствием стабильного источника доходов. Меньше всего бедность ассоциируется с образом жизни на прожиточный уровень; наличием минимума продуктов для поддержки жизнедеятельности и с отсутствием сбережений.





3. Богатство подростки связывают с высокооплачиваемой работой; с возможностью помогать близким материально; с наличием ценных бумаг крупных банков, предприятий; с наличием прибыльного дела. Меньше всего богатство ассоциируется с наличием модной машины, мебели, одежды; с наличием валюты и драгоценностей.





4. При ранжировании жизненных ценностей, самыми главными для подростков оказались «здоровье», «семья», «друзья» и «уверенность в себе». Наименьший ранг получили такие ценности, как «бессмертие», «познание», «богатство», «мудрость», «собственность», «красота», «материальная обеспеченность».





5. Наиболее важными ценностями для решения жизненных проблем являются «образованность», «честность», «терпимость». Наименьшей популярностью пользуются ценности: «воспитанность»; «независимость», «жизнерадостность», «твердая воля», «смелость в отстаивании взглядов и ответственность»; «богатство», «собственность», «чуткость», «самоконтроль», «исполнительность» и «нетерпимость к недостаткам к себе и другим».





6. Подростки вкладывают особый психологический смысл в отношение к деньгам. В первую очередь они связывают деньги со средством существования, развлечениями, достижениями, властью и комфортом. Меньше всего опрашиваемые относятся к деньгам как к беспринципности, терпимости, принципиальности, безответственности, конфликту и лживости.




7. Полученные данные можно объяснить с помощью взаимосвязей между экономическим сознанием и отношением к деньгам.

У подростков с низким уровнем материального состояния уменьшается удовлетворенность своими доходами, в итоге увеличивается значимость денег, а отношение к более обеспеченным людям остается положительным. Также неудовлетворенность своими доходами помогает индивиду утвердиться в своих ценностных ориентациях по отношению к деньгам, ради которых, по мнению некоторых респондентов, стоит жить. Напротив, удовлетворенность своими доходами связана с увеличением интереса к новостям об экономической ситуации в стране; с содержательной стороной жизни, которая стала психологическим смыслом по отношению к деньгам; с увеличением деловой активности и уровнем мотивации достижения.

Уменьшение уровня деловой активности влечет за собой уверенность, что все проблемы идут от денег, но увеличивается желание иметь в месяц достаточную денежную сумму. Напротив, деловая активность может увеличиваться при отношении к деньгам, как к психологическому смыслу правдивости, беспринципности и любви, которые делают жизнь содержательной.

Установлено, что большинство окружающих, относятся к бедным положительно и не считают деньги смыслом любви и дружбы; подросткам не важен уровень материального состояния, чтобы общаться с бедными и несостоятельными людьми.

Высокий уровень материального состояния и удовлетворенность данным положением снижает экономическую активность, которая проявляется в нетерпимости по отношению к деньгам. Следовательно, чтобы стать собственником какого-либо имущества, нужно приложить максимум усилий (увеличение уровня деловой активности), а это всегда сопровождается большой ответственностью. Достижение какой-либо цели влечет за собой справедливость принятия экономических решений, в этот момент для человека более значимыми становятся деньги.





Личное участие в развитии производства повышает заинтересованность и свободу действий. А владея достаточной информацией, влечет за собой увеличение экономической инициативы.

8. Таким образом, в результате проведенного исследования была подтверждена гипотеза об отношении к деньгам подростков, оказывающих влияние на экономическое сознание. Выделенные частные гипотезы нашей работы также нашли свое подтверждение.






Подводя итоги работы, надо заметить, что сложившаяся современная экономическая ситуация в нашей стране, а именно экономический кризис и политическая нестабильность, соответственно влияет на экономическое сознание и отношение к деньгам в наиболее активный период социализации подрастающего поколения. Так как школьные психологи, социальные педагоги, классные руководители и родители взаимодействуют в учебно-воспитательном процессе, то им необходимо использовать знания особенностей экономического сознания подростков в воспитании терпимого отношения к сверстникам с низким уровнем материального благополучия, пониманием того, что деньги – это не только развлечения и что они не являются главной ценностью в жизни. Также, исходя из особенностей экономического сознания, можно внести уточнения и дополнения в школьную программу изучения экономики: это и дополнительные знания экономической ситуации в стране и в своем городе; дополнительные темы, изучающие деньги, как феномен экономического поведения; и повышение экономической грамотности в вопросах, связанных с собственностью. А так как в настоящее время для подростков образование является приоритетным, то им необходимо осознание того, что является главным экономическим двигателем при выборе будущей профессии.