Исследование динамики показателей физической подготовленности девочек 7 – 11 лет на протяжении учебного года - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Управление образования администрации муниципального района «Корочанский... 1 200.67kb.
Физическая химия § Предмет физической химии. Её значение 10 1607.74kb.
Зимин А. А. Ммаэ-а2 «Моделирование взаимовлияния макроэкономических... 1 112.96kb.
«Волейбол как средство физической культуры в регулировании психофизиологических... 1 257.13kb.
Оценка взаимовлияния макроэкономических показателей экономических... 3 395.63kb.
Тематическое планирование уроков технологии Вариант для девочек Разработано... 1 103.4kb.
Рабочая программа для студентов театрального факультета по специальности... 1 176.87kb.
25 апреля 2003 года ветераны и выпускники разных лет отметили 50... 38 2942.72kb.
Анализ показателей по нсот 1 14.56kb.
Интегрированный урок-исследование "Экологические проблемы и пути... 1 155.93kb.
Утверждено: Приказ №59а «23» апреля 2012 года положение 1 175.23kb.
Программа «Культура и здоровье в образовательных Учреждения Республики... 2 587.63kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Исследование динамики показателей физической подготовленности девочек 7 – 11 лет - страница №1/4

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК:

Зам. директора по учебной работе:

____________________ Т.Е.Шпак
«_____»________________ 2005 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА




Тема: Исследование динамики показателей физической подготовленности девочек 7 – 11 лет

на протяжении учебного года

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук

____________________ В.В. Шевцова

Автор работы:

студентка V курса ЗО, гр. УФВ-220

__________________ С.А. Кугаевская

Тюмень-2005


Аннотация
Данная работа посвящена изучению и обобщению теоретических материалов по организации и содержанию физического воспитания учащихся начальных классов; исследованию динамики показателей физической подготовленности девочек младших классов на протяжении учебного года.

В ходе исследования выявлено, что организация и проведение занятий по физическому воспитанию девочек младших классов с учётом сенситивных периодов, исходного уровня развития физических способностей и на основе мониторинга развития физических качеств способствует положительной динамике показателей, характеризующих физическую подготовленность школьниц.

Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, 5 приложений.

Объём работы составляет 58 страниц компьютерного набора, включая 12 таблиц и 8 рисунков. Библиографический указатель насчитывает 35 наименований.



Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………….4

Глава 1. Теоретические основы физического воспитания младших

школьников .......................................................................................................8

    1. Понятие общей физической подготовленности и физической подготовки…………………………………………………………………...8

1.2. Классификация физических качеств и закономерности их развития ..…12

    1. Возрастные особенности физического развития и физической

подготовленности детей 7 – 11 лет ……………………………………….18

1.4. Особенности обучения двигательным действиям и развития

физических качеств детей младшего школьного возраста……………...25

Заключение по первой главе ……..………………………………...……..32



Глава 2. Организация и методы исследования ……………………………………33

2.1. Организация исследования ………………………………………………..33

2.2. Методы исследования …………………………………………………..…34

Заключение по второй главе …………………………………...………….37



Глава 3. Анализ результатов исследования и их интерпретация ……………….38

    1. Исследование динамики показателей физической подготовленности девочек младших классов и обсуждение полученных результатов …....38

Заключение по третьей главе ……………………………………………..52

Выводы …..………………………...……………………………………………………53

Практические рекомендации ………………………………………………………...55

Список литературы ………………………………………………………….………...56

Приложения ………………………………………………………………………….....59

3

Введение


Актуальность исследования. В настоящее время вопросы физического воспитания всё больше и больше привлекают внимание педагогов, врачей, психологов и родителей. И это не случайно, так как наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности школьников. Б. И. Мишин указывает: «По данным научных исследований около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и неполноценным питанием. Более 50% юношей и девушек, оканчивающих школу, имеют уже 2-3 хронических заболевания, а в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой. Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. Более 40% выпускников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовке»[14; с.8].

О.А. Степанова, обращая внимание на слабое здоровье детей, приводит следующие результаты исследований: «По данным выборочного исследования ряда психофизиологических и педагогических показателей, характеризующих уровень физического развития учащихся 1 – 4 классов общеобразовательной школы, высокое физическое развитие имеют лишь около 9% младших школьников, среднее – около 57% и низкое – около 34%. При распределении учащихся по группам здоровья 21% учеников отнесены к I группе, 57% и 22% - соответственно ко II и III группам. У многих первоклассников наблюдается малый объём двигательного опыта и широкий спектр функциональных отклонений в развитии» [25; с.4].

Ю.Г. Коджаспиров приводит данные научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, которые подтверждают, что общий уровень физической подготовленности детей в стране становится недопустимо низким. «По статистике последних лет, 43% школьников

4

страдают различными хроническими болезнями; 63% - имеют нарушение осанки (сколиоз и др.); 50% - обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата (плоскостопие и др.); 22% - признаками гипертонической болезни; 60-65% - каждый год болеют респираторными заболеваниями и т.д.» [11; с.4].



В связи с этим большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, повышения работоспособности их организма, расширения функциональных возможностей, и, следовательно, гармоничного физического развития и, главным образом, в начальных классах.

Как помочь детям стать здоровыми, как повысить уровень их физической подготовленности? Учителя физической культуры, родители должны знать, что ответы на этот вопрос помогут им найти решение многих проблем в деле

воспитания здорового, физически развитого ребёнка.

Воздействуя на основные стороны физической подготовленности средствами физического воспитания как на уроках, так и на внеурочных мероприятиях, мы повышаем не только уровень физической подготовленности, но и уровень здоровья детей, что имеет большое значение на современном этапе развития общества, когда

благоустройство нашего быта, сокращение сети физкультурно-оздоровительных учреждений, спортивных клубов и переход на платное их посещение способствуют снижению двигательной активности детей, а природные катаклизмы, угроза терроризма, напротив, предъявляют высокие требования к уровню физической подготовленности наших детей.

Растущий организм особенно нуждается в движении и мышечной деятельнос-

ти, поэтому развитие двигательных качеств – одна из центральных задач физического воспитания в школе, и её решение должно осуществляться комплексно, начиная с 1 класса.

Таким образом, среди актуальных проблем физического воспитания младшего школьника значительное место занимает развитие у детей основных двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости и др.) и, следовательно, повышение уровня общей физической подготовленности.

Хорошее физическое развитие школьника имеет большое значение для

5

деятельности человека в зрелые годы, обеспечивая высокую работоспособность



на протяжении многих лет жизни.

Определить уровень двигательной подготовленности и физического развития младших школьников в начале и конце учебного года помогает не только постоянное наблюдение за детьми, но и проведение начального, промежуточного и конечного тестирования. Сравнивая полученные результаты, мы можем проследить динамику показателей физической подготовленности школьников. Промежуточное

тестирование и сравнение его результатов с начальными, позволит внести коррективы в процесс физического воспитания, если возникнет такая необходимость [27].

Объект исследования – физическая подготовленность учащихся младших классов.

Предмет исследования – динамика показателей физической подготовлен-ности девочек 7 – 11 лет на протяжении учебного года.

Цель исследования – изучить динамику показателей физической подготов-ленности девочек младших классов.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что организация и проведение занятий по физическому воспитанию девочек 7 – 11 лет, с учётом исходного уровня развития физических качеств, способствует положительной динамике показателей, характеризующих физическую подготовленность школьниц.

Исходя из цели и гипотезы определены следующие задачи исследования:



  1. Проанализировать по материалам литературных источников вопросы организации и содержания физического воспитания детей 7 – 11 лет.

  2. Организовать и провести тестирование физической подготовленности школьниц младших классов на начало и конец учебного года.

  3. Провести математико-статистическую обработку результатов тестирования и, на основе полученных данных, дать оценку показа-телей двигательной подготовленности девочек 1 – 4 классов в течение учебного года.

Теоретическая значимость исследования заключалась в уточнении и

6

конкретизации отдельных положений по организации и содержанию физического воспитания детей 7 – 11 лет, развития их физических качеств с учётом сенситивных периодов и применением дифференциального подхода в обучении.



Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы для дифференцированного подхода в обучении младших школьников и организации летнего отдыха.

На защиту выносится следующее положение: организация и проведение занятий по физическому воспитанию девочек 1 – 4 классов с учётом сенситивных периодов и на основе мониторинга развития физических качеств способствует положительной динамике показателей, характеризующих их физическую подготовленность.

7

Глава 1. Теоретическое обоснование динамики показателей физической подготовленности учащихся младших классов

Фундаментом настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного физического развития являются двигательные способности и рациональная двигательная активность. Здоровье, в свою очередь, определяется уровнем развития качественных сторон двигательной деятельности, то есть уровнем физической подготовленности.

Формирование человека на всех этапах его развития находилось в неразрывной связи с движением, с активной мышечной деятельностью. Движение строит наш организм, укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает мышцы, делает фигуру стройной и красивой. А.М.Горький говорил: «…стремление к совершенству формы – биологическое стремление, в основе его лежит желание человека воспитать в себе самом гибкость и силу мускулов, лёгкость и ловкость движений, это стремление к физической культуре тела; оно особенно ярко воплощено было древними греками» [15; с. 6]. Так, в Элладе 2500 лет назад на громадной скале были высечены слова: «Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай» [15; с. 6].

В раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте развитие организма немыслимо без движений, игр и физических нагрузок. Поэтому занятия физкультурой в дошкольных учреждениях и школах следует считать необходимым условием для правильного развития растущего организма ребёнка.



    1. Понятие физической подготовленности и

физической подготовки
Систематические занятия физическими упражнениями оказывают разносто-

роннее воздействие на все органы и системы организма. Они способствуют

укреплению опорно-двигательного аппарата, благотворно влияют на дыхательную,
8

сердечно-сосудистую, пищеварительную, выделительную системы, на деятельность ряда желез внутренней секреции, приводя организм к более совершенной регуляции, лучшей согласованности и взаимной налаженности его функций. Физическая активность оказывает положительное влияние и на психическую деятельность ребёнка, способствуя появлению бодрости и жизнерадостности, улучшению умственной деятельности и творческих возможностей. Недаром Л.Н.Толстой

писал: «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» [5; с. 552].

В.М.Смирнов и В.И.Дубровский обращают внимание на то, что «цели и содержание, средства и формы, распространение и эффективность физической культуры следует рассматривать во взаимосвязи с внешней средой, бытом, питанием, возрастом и полом» [22; с. 528]. Учителя физической культуры особенно не должны забывать о том, что: «правильные, систематические занятия физкультурой и спортом с учётом возраста и состояния здоровья приносят пользу, особенно если соблюдаются основные принципы: постепенность, систематичность и умелое регулирование (дозировка) физических нагрузок» [22; с. 529].

Суммарным выражением воздействия систематических упражнений на человека является улучшение его физического развития и физической подготовленности. Рост и развитие ребёнка – это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Ю.Н. Чусов

даёт следующие определения роста и развития [34; с.54]:



Рост – это общебиологическое свойство живой материи. Он выражается в

количественных изменениях – в увеличении размеров и массы отдельных клеток, тканей, органов и организма в целом.



Физическое развитие – это качественные изменения. Они заключаются в морфологической дифференциации клеток, тканей и органов, в совершенствовании их деятельности, их взаимосвязей и взаимодействий.

А.А.Тер-Ованесян рассматривает физическое развитие как определённое состояние человека, которое характеризуется степенью развития вегетативных функций организма, двигательных качеств и форм тела [26].

9

В.М.Смирнов и В.И.Дубровский под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации,



т.е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнении их взаимоотношений и процессов их регуляции (созревание организма) [22].

Таким образом, уровень физического развития ребёнка определяется процессами роста, зависит от условий его существования и часто используется как показатель состояния здоровья детей.

М.М. Безруких и др. рассматривают физическое развитие и двигательные возможности ребёнка: «Некоторые двигательные возможности непосредственно связаны с уровнем физического развития. Это относится, например, к проявлению мышечной силы. Дети, обладающие более высоким уровнем физического развития, обычно сильнее своих сверстников, что обусловлено большей абсолютной массой скелетных мышц. В то же время относительная сила мышц (в расчёте на единицу массы или на единицу поперечного сечения мышцы) может быть выше у детей с некоторым отставанием в физическом развитии…Дети и подростки с высоким уровнем физического развития обладают, как правило, более низкой выносливостью, чем их сверстники со средним и нижесредним уровнем физического развития. Особенно негативно на двигательных возможностях складывается наличие избыточного жироотложения. Таким образом, уровень физического развития не всегда отражает степень функциональной зрелости физиологических систем» [4; с. 68].

В.И.Дубровский приводит совокупность факторов, которые оказывают влияние на физическое развитие человека, тем более ребёнка: «На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом» [8; с. 38].

Поэтому наиболее информативным показателем здоровья ребёнка является уровень его физической подготовленности, которая отражает комплексное состояние ребёнка, являющееся следствием определённой подготовки. Приведём определение физической подготовленности А.А.Тер-Ованесяна.

10

Физическая подготовленность характеризуется состоянием вегетативных функций организма, степенью развития двигательных качеств и форм тела, а также разнообразием двигательных навыков, которыми овладел ребёнок [26; с. 87].



Таким образом, физическое развитие и физическая подготовленность – по-нятия родственные, но не идентичные. Понятие «физическая подготовленность» более широкое. Кроме сторон, характеризующих физическое развитие, её показателем является разнообразие двигательных навыков, которые приобрёл ребёнок.

Процесс разностороннего развития двигательных качеств, направленный на улучшение физической подготовленности и будет являться физической подготовкой. Итак, физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств и форм тела, а также расширение двигательных способностей ребёнка.

Физическую подготовку принято разделять на общую (ОФП) и специальную (СФП). Исходя из темы данной работы, мы будем рассматривать только общую физическую подготовку и подготовленность младших школьников.

В литературных источниках встречаются различные определения ОФП:



Общая физическая подготовка направлена на такое развитие вегетативных функций организма, двигательных качеств, форм тела и овладение двигательными

навыками, которое является предпосылкой успешного выполнения различной работы [26].



Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности [33].

Обобщая мнения специалистов в области физического воспитания, можно дать следующее определение: «Общая физическая подготовка – это целенаправ-ленный, организованный процесс разностороннего развития двигательных качеств, всех органов и систем ребёнка, оказывающих положительное влияние на результаты любого вида его деятельности».

Важнейшим условием обеспечения высокого уровня общей физической

11

подготовленности ребёнка является хорошее здоровье, а обеспечить такой уровень возможно только путём развития его двигательных качеств с учётом возрастных особенностей и правильным нормированием физической нагрузки.



Л.Е. Любомирский, А.П. Матвеев и др., ссылаясь на многочисленные исследования известных учёных (И.А. Аршавский, 1981 и др.) подтверждают жизненно важную роль физических упражнений в развитии и формировании растущего организма: «Результаты экспериментов показывают, что динамика физического развития и физической подготовленности, уровень работоспособности школьника находятся в прямой зависимости от объёма и характера регулярно выполняемых физических упражнений» [16; с. 7].

В приложении 1 приводятся сводные таблицы, составленные Ю.В. Высо-чининым и В.И. Шапошниковой (1999), по которым можно определить антропометрический статус ребёнка 7 – 11 лет – проследить физическое развитие детей, тесно связанное с показателями физической подготовленности

[33; с. 174 - 179]. Как правило, дети нормального развития имеют хорошие показатели двигательной подготовленности. В приложении 2 приводятся показатели, характеризующие низкий, средний и высокий уровни физической подготовленности учащихся 7 – 11 лет [14; с. 470 – 471].
1.2. Классификация физических качеств и

закономерности их развития
Любой ребёнок наделён природой некоторыми двигательными возможнос-

тями. Он может бегать, прыгать, поднимать какой-то вес и т.п., т.е. выполнять определённые движения, которые можно оценить визуально или измерить. В связи с этим принято говорить о физических качествах, проявляемых при выполнении того или иного двигательного действия. В.М. Зациорский называет физическими качествами (или двигательными) отдельные стороны двигательных возможностей человека [10; с. 5].

Задача школы, учителя физической культуры – научить детей правильно

12

пользоваться двигательными возможностями и способностями, которыми они наделены от рождения. Чем лучше обучены дети, тем успешнее они развиваются физически. Так, при обучении движениям преподаватель помогает ученикам получить представление о правильном выполнении упражнения, т.е. о его качественном исполнении – о положении тела, направлении и амплитуде движения, ритме и т.п. В отношении проявляемой силы, скорости, продолжительности и других параметров движения, т.е. в отношении его количественных характеристик, учитель может давать такие указания, как «сильнее – слабее», «быстрее – медленнее» и т.п.



В.М. Зациорский выделяет «существование двух сторон двигательной функции – навыков и качеств», что «приводит к выделению в процессе физического воспитания двух направлений: обучения движениям и воспитание физических качеств» [10; с. 7].

Термины физические и двигательные качества можно использовать как равнозначные. Г.И. Семёнова и Н.Я. Городничева объясняют эти термины с точки зрения физиологии, биомеханики и психологического регулирования двигательной деятельности: «С точки зрения физиологии, связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин двигательные качества. Если же требуется выделить биомеханическую характеристику движений, используют термин физические качества. Иногда используют и термин психомоторные качества» [21; с. 4]. Эти же авторы дают следующее определение физическим качествам:



Физические качества – это совокупность биологических и психических свойств человека, выражающих его готовность осуществлять активную двигательную деятельность [21; с. 5].

Применительно к динамике физических качеств употребляют термины развитие и воспитание. В.М. Зациорский считает различие между названными терминами весьма существенным: «Развитие физических качеств есть процесс их изменения в ходе жизни человека. Например, в развитии силы отмечаются


13

постепенный подъём её к 25 – 30 годам, затем период стабилизации и последующее снижение и т.п. Воспитанием же физических качеств мы называем процесс управления, воздействия на развитие с целью его изменения в нужном нам направлении» [10; с.7]. Иными словами: термином развитие обозначаются изменения, происходящие в организме; термином воспитание – действия, необходимые, чтобы эти изменения соответствовали нашим желаниям.

Основой для воспитания физических качеств, как уже говорилось, являются физические способности, которые заложены природой в каждом человеке.

Физические (двигательные) способности – это относительно устойчивые врождённые и приобретённые функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает успешность овладения двигательным действием и эффективность его выполнения [3, 21].

Таким образом, в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем лучше оно проявляется при решении двигательных задач. К двигательным способностям относят силовые, коростные, скоростно-силовые,

координационные, способности к длительному выполнению работы, а так же способность выполнять двигательное действие с большой амплитудой.

Физические качества обычно классифицируются в виде 5 основных групп: сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. Ссылаясь на книгу

В.М. Зациорского [10; с. 9, 77, 104, 164] дадим определения названным физическим качествам.

Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Сила проявляется в большей или меньшей степени в любых движениях.

Быстрота – это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают быстроту движений (например, в беге, особенно на короткие дистанции) и быстроту двигательной реакции (например, реагирование на внезапный сигнал – старт в беге).
14

Выносливость – это способность к длительному выполнению какой либо деятельности без снижения её эффективности. Видов выносливости очень много, но в практике физического воспитания чаще пользуются понятиями общей и специальной выносливости.

Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость как свойство организма человека характеризуется подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата.

Ловкость – это способность координировать движения, овладевать новыми,

быстро переключаться с одних движений на другие, в зависимости от требований

изменяющейся обстановки.

Физические качества человека всегда тесно связаны с двигательными умениями и навыками, а также с волевыми качествами: проявление быстроты, силы, выносливости и ловкости требует соответствующих проявлений настойчивости, выдержки, а часто и смелости.

Основными закономерностями, по которым развиваются физические качества,

являются гетерохронность, этапность, фазность и перенос в развитии способностей.

Известно, что в процессе биологического развития и созревания организма наблюдаются периоды интенсивных изменений отдельных его органов и систем и периоды относительной стабилизации. Такая особенность растущего организма ребёнка нашла отражение в понятии гетерохронности различных сторон индивидуального развития. Если в периоды бурного роста оказывать необходимые воздействия на развивающиеся органы и системы, то можно получить значительный эффект в развитии соответствующих физических способностей.

Этапность развития предполагает: чтобы постоянно поддерживать физическое качество на высоком уровне, необходимо изменять содержание

нагрузки и условия её выполнения в соответствии с этапом развития. Иначе, при одной и той же нагрузке на разных этапах эффект развития способностей не будет получен или будет снижаться. Г.И. Семёнова и Н.Я. Городничева приводят график этапности развития физических качеств при соответствии нагрузки функциональ-

15

ным возможностям человека [21; с. 8], (рис.1).





Рис.1. Этапность развития физических качеств
Кривая зависимости на данном графике свидетельствует о том, что на первом этапе и до середины второго этапа нагрузка соответствует функциональным возможностям занимающегося, с середины второго и третий этап – несоответствия нагрузки функциональным возможностям. При развитии физических качеств в рассматриваемом случае первый этап является этапом начального

воздействия нагрузки на организм занимающегося, второй этап – это этап углублённого воздействия, третий этап – этап несоответствия нагрузки функциональным возможностям.

Следующей закономерностью развития физических качеств является фазность, которая устанавливает зависимость эффекта педагогического воздействия от состояния физической работоспособности организма. Г.И.Семёнова и Н.Я. Городничева выделяют 4 фазы физической работоспособности, приводят график процессов расхода и восстановления энергетических запасов организма [21; с. 9], (рис.2, стр.17).

I фаза – фаза нарастающей работоспособности (врабатывание), II фаза – фаза относительной стабилизации, III фаза – фаза временного снижения работоспособ-

ности, IV фаза – фаза повышенной работоспособности (суперкомпенсации). Если отдых после воздействия нагрузки затягивается, то повышенная фаза затухает, а работоспособность возвращается на исходный уровень. В этом случае прирост

16

работоспособности отсутствует и эффекта развития физических качеств не наблюдается. Необходимый эффект развития физических качеств можно получить только в том случае, если оказывать повторное воздействие в фазе повышенной работоспособности.





Рис.2. Фазность развития физических качеств
Перенос развития предполагает наличие связи между развитием нескольких физических способностей [21]. Например, если ребёнок повысил уровень силовых способностей в приседаниях, то это положительно отразится на прыжках в длину с места, т.е. на росте скоростно-силовых способностей.

Таким образом, для развития двигательных способностей необходимо создавать определённые условия деятельности, учитывая закономерности развития физических качеств, анатомо-физиологические, психические и возрастные особенности детей, а так же индивидуальные нормы реакции на внешние нагрузки.

На деятельности физиологических функций растущего организма отрицательно сказывается недостаточная физическая активность, тормозящая процесс физического развития и формирования основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
17

Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей детей учителю физической культуры помогаю соответствующие контрольные упражнения - тесты.


1.3. Возрастные особенности физического развития и

физической подготовленности детей 7 – 11 лет

Разработка и научное обоснование эффективных средств и методов

физического воспитания ведутся с учётом возрастных особенностей детей. Только

при таком подходе физическое воспитание способствует сохранению и укреплению здоровья детей, улучшению их физического развития. Комплексный подход в

развитии двигательных качеств ребёнка требует от педагога знания функциональных возможностей основных систем организма, особенностей его адаптации к физическим нагрузкам.

В каждом возрастном периоде выявляются свои особенности в строении и

функциях отдельных систем и органов. Характерной чертой младшего школьного

возраста является относительно равномерный процесс роста и развития.

Л.Д.Глазырина и Т.А.Лопатик приводят следующие статистические данные: «У детей от 7 до 11 лет, т. е. младшего школьного возраста, это период равномерного, но достаточно интенсивного развития организма. К 11 годам рост ребёнка достигает 140 см, а вес – 34 кг. Ежегодно в этот период вес увеличивается в среднем на 2 – 4 кг, рост и окружность грудной клетки – на 2- 4 см» [7; с. 5].

Научные данные возрастной физиологии говорят об усиленном формировании костей и мышечной системы в целом, укреплении суставов и связок. Мальчики растут в основном за счёт увеличения длины ног, а девочки – за счёт увеличения туловища. Межпозвоночные сочленения сохраняют в своём составе хрящи, поэтому обладают большой эластичностью и подвижностью, поэтому неправильное положение тела в течение продолжительного времени может привести к

нарушениям осанки. В этом возрасте следует ограничивать высоту прыжков, так как
18

кости тела ещё весьма подвижны; уменьшать нагрузку при выполнении упражнений в висах и упорах, из-за того, что кости грудной клетки ещё не срослись и не

окрепли [4].

Мышцы развиваются неравномерно. Большие мышцы формируются быстрее, малые – медленнее (например, мышцы кистей рук). Детям 7 – 8 лет трудно выполнять небольшие точные движения. Многие мышцы, особенно живота и спины, развиты ещё слабо. Поэтому следует избегать рывковых движений руками, ногами и туловищем, силовых упражнений. Упражнения на растягивание надо применять осторожно.

У детей младшего школьного возраста сила и тонус мышц-сгибателей выше,

чем мышц-разгибателей. Для преодоления такого несоответствия нужно чаще тренировать мышцы-разгибатели путём систематических занятий физическими упражнениями. Необходимо следить за тем, чтобы мышцы туловища (особенно спины и живота) образовали своего рода естественный «корсет», обеспечивающий

стройность фигуры и хорошую осанку.

М.М.Безруких и др. в главе «Младший школьный возраст (с 7 до 11-12 лет)» указывают: «Позвоночник продолжает расти, завершается формирование его изгибов, поэтому в этом возрасте столь важно обращать внимание на осанку: в случае её нарушения исправить положение дел в дальнейшем будет значительно сложнее. В этом плане очень важно удержание гигиенически правильной позы во время уроков, при чтении, просмотре телевизионных передач и т.п…Биологически этот возраст как бы предназначен для повышенной игровой двигательной активности, поэтому негативное влияние социально обусловленной гипокинезии в младшем школьном возрасте особенно значимо» [4; с. 367].

Действительно, и это подтверждается личными наблюдениями, дети 7 – 11 лет отличаются сильным желанием двигаться и играть. Вначале их движения неэкономичны, но постепенно они приобретают ловкость и точность, хотя под влиянием физической нагрузки дети быстро устают и не справляются с большими и

длительными напряжениями, но быстро восстанавливаются. Ю.М. Портных

объясняет это тем, «что сердечно-сосудистая система постоянно функционирует

19

с некоторой перегрузкой, вызванной большой интенсивностью обменных процессов. Минутный объём крови у детей оказывается больше за счёт более высокой частоты сердечных сокращений. Широкое сосудистое русло, большая скорость кровотока и меньшая величина давления обеспечивают хорошее кровоснабжение тканей и ускоряют восстановление. Поэтому дети этого возраста легко справляются с кратковременными нагрузками переменного характера»



[24, стр.52].

Однако механизмы центральной нервной системы ещё недостаточно развиты,

что отражается на способности к длительной продуктивной работе, к длительному мышечному напряжению, поэтому дети быстро утомляются. Ю.М. Портных обращает внимание на ещё одну особенность высшей нервной деятельности младших школьников – повышенную возбудимость и быструю истощаемость

силы нервных процессов. В связи с этим дети не могут длительно сосредоточиться на изучении отдельных элементах техники выполнения упражнений. Поэтому наиболее пригодным методом обучения в данном возрасте будет обучение через игру [24].

В «Возрастной физиологии» приводится следующее объяснение: «Скелетные мышцы ребёнка существенно меняются, обеспечивая очень высокую подвижность и неутомляемость (при условии смены режимов мышечной деятельности). У детей в возрасте 8 – 10 лет наиболее интенсивна игровая активность, сочетающаяся с повышенной двигательной активностью. Во всех органах и системах происходят морфофункциональные преобразования, создающие благоприятные условия для осуществления больших объёмов мышечной работы за счёт функционирования аэробного источника энергии. Важно подчеркнуть, что только к этому возрасту морфофункциональное развитие ребёнка достигает такого уровня, который способствует длительному поддержанию работоспособности» [4; с. 368].

Младший школьный возраст сенситивен для формирования способности к длительной целенаправленной деятельности – как умственной, так и физической.

Так, на возраст 8 – 10 лет приходится максимум двигательной активности детей. На

перемене они стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке,

20

что обусловлено их физиологическими потребностями. Оптимальное использование этих потребностей на уроках физической культуры будет содействовать развитию основных двигательных качеств. Это доказывается «результатами исследования возрастной динамики общей выносливости и педагогическими экспериментами, в которых выносливость детей 7 – 9 лет удавалось повысить в 2 раза за счёт



специальной организации занятий на уроках физической культуры. При этом сами

дети предпочитают игры, развивающие ловкость и скоростно-силовые качества» [4; с. 369].

Из личных наблюдений стоит отметить, что в 7 – 8 лет интенсивно растёт темп движений: причём у мальчиков это увеличение более заметно, чем у девочек.

Точность движений развита не достаточно и примерно одинакова и у мальчиков, и у девочек. Л.Д.Глазырина и Т.А.Лопатик приводят следующие данные научных исследований: «Ошибки при воспроизведении движений заданных параметров составляют 45 – 50%. Систематические физические упражнения с применением методов, облегчающих воспроизведение движений определённых пространственно-временных параметров (текущая информация, коррекция, комментирование), приводят к улучшению точности движений по пространственным характеристикам на 40 – 45%, временным – на 30%, силовым – на 35%» [7;.с. 7].

Л.Е. Любомирский, А.П. Матвеев и др. отмечают: «Функциональные возможности двигательного аппарата мальчиков 7 – 11 лет выше, чем у девочек. Об этом свидетельствуют большая величина максимального темпа движений, мощности и объёма выполняемой работы, предельная продолжительность работы, выполняемой до отказа, экономное расходование биоэлектрической активности мышц на единицу работы» [16; с. 161].

При прохождении разделов школьной программы, связанных с развитием быстроты и выносливости у детей младшего школьного возраста, правильный выбор длины дистанции, точное определение времени и интенсивности выполнения

упражнений позволяет учителю качественно проводить уроки физической культуры.

Известно, что любая мышечная деятельность человека связана с расходом

энергии. Однако в зависимости от характера нагрузки восстановление организма

21

происходит за счёт разных источников энергии. Обратимся к статье А.П. Матвеева «Комплексное развитие быстроты и выносливости у учеников 1 – 3 классов», в которой говорится: «Уровень развития быстроты во многом определяется анаэробными возможностями организма, т.е. способностью человека выполнять интенсивную краткосрочную работу с первых секунд деятельности на фоне недостаточного снабжения мышц кислородом. В этих условиях выполнение максимальных физических нагрузок у детей 7 – 8 и 9 – 10 лет может обеспечиваться за счёт анаэробных источников энергии на 90 – 95%. В результате подобной работы образуется кислородный долг, погашение которого осуществляется в процессе восстановления после выполнения нагрузки. По нашим данным, потребление



кислорода после интенсивной работы к 30 секунде увеличивается у детей младшего школьного возраста до 750 – 900 мл, а затем быстро снижается и ко второй-третьей минуте достигает исходного уровня. Продолжительность максимальной скоростной нагрузки при однократном выполнении не должна превышать 5 – 10 сек., что

соответствует пробеганию 50 – 60 м. более длительный бег в максимальном темпе и тем более повторение его за короткий отрезок времени нежелательно, так как в организме происходит накопление продуктов анаэробного обмена, образуется значительная кислородная задолженность, которая плохо переносится детьми.

Уровень развития выносливости, как известно, зависит от аэробных возможностей человека, т.е. способности длительно поддерживать требуемое потребление кислорода во время выполнения физической нагрузки. Обеспечение мышц энергией при малоинтенсивной работе полностью осуществляется за счёт аэробных процессов» [31; с. 21].

Продолжительное поддержание необходимого уровня потребления кислорода при выполнении относительно длительных для данного возраста физических

упражнений во многом обусловливается слаженностью в деятельности систем дыхания и кровообращения, которая у младших школьников намного хуже, чем у взрослых.

Анализ данных о возрастных возможностях детского организма, особеннос-

тях его адаптации к физическим нагрузкам позволяет сделать вывод, что при

22

комплексном развитии быстроты и выносливости более эффективным средством



является повторное пробегание коротких отрезков (около 30 – 35 м), а также применение нагрузок малой интенсивности, способствующих улучшению взаимосогласованности систем дыхания и кровообращения, повышающих эффективность работы.

Выносливость в динамической работе в 7 – 9 лет у девочек и мальчиков

существенно не отличается между собой и, как уже выяснили, не достаточно развита. Особо следует обратить внимание на статическую выносливость мышц

спины, которая имеет тесную связь с правильной осанкой детей. Поэтому развитие статической выносливости мышц туловища (особенно спины) является средством предупреждения у детей различных отклонений от правильной осанки.

К числу важных двигательных функций человека относится и функция равновесия. Е.Я. Бондаревским показано, что функция равновесия развивается с возрастом также неравномерно, как и другие функции [19]. Наиболее интенсивное развитие идёт с 7 до 11 лет, а к 12 годам достигается уровень взрослых. Поэтому влияние на развитие функции равновесия целесообразно сосредоточить, по-видимому, в период с 10 до 12 лет. Применение специальных упражнений в равновесии на занятиях с детьми этого возраста позволит в относительно короткий срок успешно совершенствовать функцию равновесия [6, 17].

В методической литературе для учителей физической культуры мало внимания уделяется вопросам, связанным с совершенствованием функции равновесия в процессе физического воспитания школьников, а ведь функция равновесия является одной из сложных функций организма (его центральной нервной системы). Разучивание новых движений на уроках в младших классах предъявляет к функции равновесия большие требования. Способность ориентироваться в пространстве и времени, быстро и точно выполнять сложные движения достигается за счёт совершенствования анализаторов, принимающих участие в поддержании равновесия: зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного.

Весьма важным для учителей физической культуры является хорошее знание

23

возрастных изменений сердечно-сосудистого аппарата детей 7 – 11 лет. Для правильного дозирования нагрузки обычно пользуются измерением частоты сердечных сокращений (ЧСС) во время занятий. «В 7 – 8 лет частота сердечных сокращений достигает 90 – 92 ударов в минуту. Мышечная деятельность динамического характера сопровождается учащением пульса у 8 – 9-летних детей до 184 – 188 ударов в минуту. Предельная частота пульса у мальчиков в 8 – 11 лет несколько ниже, чем у девочек. Выполнение работы статического характера детьми 7 – 9 лет вызывает учащение пульса на 18% от исходного уровня», - отмечают



Л.Д. Глазырина и Т.А. Лопатик [7; с. 8].

В результате научных исследований выявлено, что индивидуальное развитие ребёнка характеризуется неравномерностью созревания и формирования отдельных органов и систем его организма [4]. Ребёнок растёт как бы по частям. Поэтому принято выделять особые чувствительные периоды (сенситивные) в развитии ребёнка, так как замечено, что в такие периоды прирост показателей физической подготовленности и развитие физических качеств происходит особенно интенсивно. Например, младший школьный возраст – это самый благоприятный период для развития быстроты и координационных способностей.

Наиболее полно исследование сенситивных периодов детей младшего школьного возраста проведено А.А. Гужаловским, результаты представлены в приложении 3[21; с. 7].

Дети в 7 – 11 лет любят уроки физической культуры, поэтому этот период – один из самых эффективных для формирования у них привычки к систематическим

занятиям физическими упражнениями. В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный контроль за

выполнением движений. В этом возрасте очень важной задачей физического

воспитания является развитие и совершенствование координации между

зрительными ощущениями и выполнением движений. Младшие школьники лучше

воспринимают разучиваемые упражнения в целом. Слова привлекают их внимание.

Учитывая такие особенности, учитель при показе упражнения опирается на

объяснение, использует специальные термины, а иногда предлагает выполнить

24

упражнение только по объяснению. Однако при этом нужно соблюдать меру, не



забывая пополнять знания детей зрительными представлениями при разучивании новых упражнений.

Приведённые отдельные характеристики детей младшего школьного возраста, понимание процессов, которые лежат в основе возрастных изменений, помогают избежать ошибок в методике преподавания, в подборе средств при развитии физических качеств и дозировании нагрузки при выполнении упражнений. Характеристики физического развития и физической подготовленности детей служат учителю своеобразными ориентирами для совершенствования преподавания

учебного предмета «Физическая культура».



    1. Особенности обучения двигательным действиям и

развития физических качеств детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте дети легко усваивают разнообразные формы

движений и затем совершенствуют их. Это происходит благодаря активному развитию функций двигательного анализатора. Больше всего малышей привлекают те упражнения, которые они могут быстро освоить. В то же время дети плохо

переносят однообразные упражнения, статические упражнения, при этом быстро утомляются. В данном возрасте самыми доступными для них являются упражнения

для развития координации движений и быстроты.

Игровая форма выполнения заданий помогает легко выполнить упражнение и

удержать интерес детей на многократном его повторении. Эту особенность следует

использовать при разучивании движений, их совершенствовании и развитии физических качеств.

Поэтому, выбирая тот или иной метод и средства обучения, необходимо

учитывать возрастные особенности и двигательный опыт учащихся.

Согласно учебной программе в начальных классах дети должны овладеть рациональным выполнением (техникой) элементарных движений и положений, а

также целостных двигательных действий [13, 14].

25

Обучение двигательным действиям – это единый процесс овладения техникой движения и развития физических качеств. Важно, чтобы учащиеся не только усвоили основы техники движений, но и приобрели красивую осанку, походку, лёгкость, ритмичность, плавность и мягкость движений. С первого класса нужно учить детей использовать освоенные упражнения для самостоятельного развития



физических качеств. Этот процесс и составляет сущность школы движений – основы предмета «Физическая культура».

На уроках физкультуры в начальных классах, прежде всего, отрабатывают естественные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания. Важными средствами

их формирования считаются общеразвивающие упражнения, которые укрепляют двигательный аппарат, дают правильные представления о направлении, амплитуде, напряжении, ритме, темпе движений. Одна из основных задач учителя – научить

детей управлять своими движениями, различая пространственные, временные и силовые характеристики. Это поможет им успешно развивать свои двигательные способности.

При обучении детей движениям необходимо учитывать внешние регуляторы и

ограничители параметров движения, они помогут почувствовать, правильно ли выполняется движение. При начальном изучении движения, лучше использовать метод целостного выполнения упражнения. Облегчить усвоение можно за счёт замедленного выполнения, использования вспомогательных снарядов, ориентиров,

физической помощи и т.д. [12].

Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия, а их совершенствование осуществляется в процессе обучения движениям. «Важнейшими требованиями к методике развития физических качеств в период возрастного становления организма являются всесторонность воздействия, соразмерность нагрузок и функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития», - обращаем внимание на требования, представленные в методическом пособии «Физическая

культура в начальных классах» [27; с. 4].

26

Для совершенствования координации движений и их точности в уроки включаются усложняющие задания, требующие соблюдения заданных пространственных и временных параметров движения, а также упражнения на



расслабление. Упражнения на равновесие тренируют вестибулярный аппарат и требуют особого внимания.

В младшем школьном возрасте при интенсивном росте тела применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы, малоэффективно и

поэтому нецелесообразно, так как показатели силовых способностей невелики. Задача на этом этапе – обеспечение гармоничного развития всех мышечных групп, особенно крупных, содействие образованию прочного мышечного корсета,

укрепление дыхательной мускулатуры и формирование правильной осанки.

«Следует особо уделить внимание укреплению и развитию крупных мышечных групп, от которых в первую очередь зависит правильная осанка. Это

общеразвивающие упражнения: лазанья, бег, прыжки, метания, игры с элементами

единоборств и т.д. и только после 10 лет рекомендуются упражнения с отягощениями, в смешанных висах и упорах продолжительностью до 10 мин, игры с выраженными силовыми напряжениями и другие упражнения. Упражнения с отягощениями должны иметь скоростно-силовую направленность», - отмечаем

методические рекомендации в том же пособии [27; с. 5].

При развитии быстроты у младших школьников, как отмечалось выше, необходимо воздействовать на быстроту двигательной реакции, быстроту отдельных движений и способность увеличивать их темп без отягощений. С этой целью используют различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный). Для развития скоростных возможностей предпочтительней использовать естественные движения в нестандартных вариантах, так как «многократное стандартное повторение упражнений с максимальной скоростью в повторном методе может привести к возникновению скоростного барьера, даже в младшем школьном возрасте», поэтому в данном возрасте наиболее эффективны различные варианты

«скоростных» игр, эстафет [27; с. 5].

27

Остановимся на некоторых сторонах процесса обучения движениям и



развития физических качеств, от которых зависит его эффективность. Динамика обучения и развития, а также продолжительность перехода от умения к навыку зависит от:

1) двигательной одарённости (врождённые способности) и двигательного опыта ребёнка (чем богаче опыт, тем быстрее осваиваются новые движения);

2) возраста обучающегося (в сенситивные периоды обучение и развитие наиболее эффективны);

3) координационной сложности разучиваемых движений (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);

4) уровня мотивации и активности школьника;

5) профессионального мастерства преподавателя [33].

Таким образом, положительная динамика развития физических качеств будет

наблюдаться только в том случае, когда педагог в процессе обучения учитывает

возрастные особенности детей, их двигательный опыт, врождённые двигательные способности, умело подбирает методы и средства физического воспитания, правильно использует активность детей на уроках и внеклассных мероприятиях.

Задачи, решаемые физическим воспитанием в школе, направлены на укрепление здоровья учащихся, их гармоничное физическое развитие, формирование и совершенствование двигательных навыков, обучение новым для детей видам движений, развитие основных физических качеств. Эти задачи осуществляются посредством различных видов физических упражнений на уроках физической культуры, при помощи физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, во внеклассной и внешкольной спортивно-массовой работе. При этом особое внимание приходится уделять детям, которые в силу перенесённых заболеваний, неблагополучного развития, неправильного домашнего физического воспитания отстают в развитии двигательной функции.

К сожалению, в большинстве случаев физическое воспитание таких детей в школе ограничивается двумя уроками физической культуры в неделю. Индивиду-

альный подход осуществляется далеко не всегда, часто отсутствует контакт с

28

родителями учащихся. Между тем проблема эта с каждым годом становится всё более актуальной.



Индивидуальный подход в физическом воспитании подразумевает учёт своеобразия, уровня двигательной подготовленности, особенностей каждого отдельного учащегося.

В начале учебного года в обязательном порядке, предусмотренном программой, проводится тестирование для определения уровня двигательной

подготовленности учащихся и медицинский осмотр детей с целью контроля над их физическим развитием. Проводимое начальное тестирование помогает учителю выявить, сколько учащихся отстаёт в развитии физических качеств и каких, сформировать группы по уровню подготовленности, назначить дополнительные занятия для детей, нуждающихся в этом, подобрать соответствующие средства, методы и приёмы обучения и развития. В первую очередь применение дифференцированного и индивидуального подходов необходимо в младших классах. Как правило, у учащихся 1 – 2 классов наблюдаются большие отличия в уровне физической подготовленности, так как некоторые дети до школы посещали детские сады, где проводятся физкультурные занятия под руководством педагога, а некоторые воспитывались дома. Многие родители неправильно воспитывают детей в физическом плане, излишне оберегая их, тем самым уменьшая двигательную активность и задерживая физическое развитие своих малышей. С такими проблемами приходится сталкиваться учителям физической культуры, решать которые помогают выше перечисленные мероприятия, а также беседы с родителями, классными руководителями, воспитателями групп продлённого дня. Им даются рекомендации по выполнению комплексов общеразвивающих упражнений и утренней гигиенической гимнастики, по контролю над выполнением домашних

заданий, по контролю над сохранением и формированием правильной осанки.

С похожими проблемами столкнулись авторы статьи «Для школьников с низким уровнем двигательной подготовленности» учителя физической культуры Т.Ф. Микишева и Т.А. Протченко, которые разработали план внеурочных

дополнительных занятий для таких детей. Они отмечают, что «Проведённое в

29

начале учебного года тестирование основных физических качеств: силы (сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на скамейке), скоростно-силовых (прыжок в длину с места), быстроты (30 м с высокого старта), выносливости (бег 6 мин.) и координационных способностей (челночный бег 3х10 м), показало, что 36 из 200 обследуемых учеников имеют отставании по двум и более физическим качествам. С ними и проводили дополнительные занятия» [30, с. 50].



Учитель физической культуры из г. Минска И.В. Половцева описывает свои многолетние наблюдения: «В первый класс, как правило, приходят дети разные по уровню физической подготовленности. Поэтому учителю в начальных классах на первых порах приходится решать такую важную проблему, как подтягивание физической, функциональной, координационной подготовленности отстающих вначале до среднего, а затем и до более высокого уровня. Многолетние наблюдения (по данным нашей школы) показывают, что 75 – 90% детей, поступающих в 1 класс, не умеют плавать, 55 – 60% - кататься на коньках, 20 – 25% - ездить на двухколёсном велосипеде, 10 – 15% - ходить на лыжах. Не знакомы с элементарными навыками владения мячом 20 – 25% и скакалкой 25 – 30% первоклассников» [32; с.16].

В работе с такими детьми все занятия необходимо разбивать на два этапа: подготовительный и основной. Подготовительный этап должен решать задачу расширения двигательного опыта учащихся и их адаптации к физическим нагрузкам. Учитывая возраст и двигательные возможности учеников, большую часть времени подготовительного периода следует посвящать подвижным играм. Кроме игр в подготовительный этап нужно включать упражнения на осанку, общеразвивающие упражнения с предметами и без них, а также ходьбу и медленный бег. Длительность подготовительного этапа 2 – 4 месяца. Остальное время учебного года – это основной (развивающий) этап дополнительных занятий, главными задачами которого должно быть развитие и совершенствование умений и навыков, двигательных качеств, предусмотренных программой.

Основными методами ведения дополнительных занятий могут быть

30

фронтальный, групповой и смешанный, т.е. такие же методы, что используются на обычных уроках физической культуры. Упражнения можно выполнять небольшими



группами и индивидуально – это даст больше возможности осуществить индивидуальный подход к учащимся, а также применяя метод круговой

тренировки – по станциям [12].

В некоторых школах у детей, отнесённых к подготовительной и специальной

медицинской группам, есть возможность заниматься лечебной физкультурой с

инструктором по ЛФК, так как стандартом образования предусмотрено: выпускник школы должен иметь в аттестате об образовании оценку по физической культуре, даже если он освобождён от занятий в основной группе [14]. Для таких детей обязательными становятся занятия по лечебной физкультуре.

Е.А. Бабенкова отмечает: «Здоровьесберегающие технологии, применяемые в специальных медицинских группах, представляют собой комплекс различных средств, методов, форм организации занятий. Чем больше комплекс физических упражнений, методов, различных форм организации занятий в специальной медицинской группе (СМГ), тем эффективнее процесс физического воспитания часто и длительно болеющих детей. Занятия с детьми СМГ имеет свои особенности. Группы учащихся, отнесённых к СМГ, комплектуются для занятий физической культурой с учётом характера заболевания по заключению врача и оформляются приказом директора школы» [2; с. 68].

Итак, работая над развитием физических качеств, надо строго учитывать уровень подготовленности и физическое развитие каждого ученика, стараясь давать задания дифференцированно. При планировании нагрузки необходимо чётко регламентировать длительность выполнения упражнения, периоды отдыха и количество повторений. Тренировочный эффект занятия зависит, прежде всего, от правильности подбора упражнений на развитие того или иного физического качества. Если упражнения выполняются недостаточное количество раз или число повторений стабильно на протяжении длительного периода, нельзя ждать роста показателей.

Т.В. Корнеева подтверждает вышеизложенное: «Положительный резуль-

31

тат с детьми, имеющими низкий уровень физической подготовленности, может быть достигнут только при взаимосвязи всех форм физического воспитания: утренней гимнастики, гимнастики до занятий, физкультминуток на уроках, уроков физической культуры, игр и развлечений на свежем воздухе, дополнительных



занятий во внеурочное время, а также самостоятельного выполнения заданий учителя в домашних условиях. Регулярные занятия в группе общей физической подготовки позволяют повысить уровень физической подготовленности к концу учебного года на 30%»[29; с. 21].

Для контроля над эффективностью занятий в конце учебного года проводится тестирование двигательной подготовленности всех учащихся, анализ результатов которого показывает динамику показателей физических качеств детей.



Заключение по первой главе
Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования позволили уточнить понятия физической подготовки и подготовленности, закономерности развития физических качеств, выявить возрастные особенности физического развития и подготовленности детей 7 – 11 лет, отметить особенности обучения двигательным действиям и развития физических способностей детей младшего школьного возраста.

32
Глава 2. Организация и методы исследования



    1. Организация исследования

Исследование динамики показателей двигательной подготовленности учащихся младших классов, проводилось в период с сентября 2003 года по март 2005 года на базе Кондинской муниципальной национальной средней (полной) общеобразовательной школе №2 п. Кондинское Ханты – Мансийского автономного округа. В исследовании принимали участие девочки основной медицинской группы 1 – 4 классов (1 «а», 1 «б», 2 «а», 2 «б», 3 «а», 3 «б», 4 «а»,

4 «б»). Учебные занятия проходили 2 раза в неделю: во вторник и четверг, общее число уроков в течение учебного года в каждом классе – 68.

Исследование организовывала и проводила учитель физической культуры Кугаевская Светлана Александровна. Помощь в проведении тестирования оказывали учителя начальных классов: Шилова Марина Александровна, Бронникова Татьяна Николаевна, Свяжина Алла Николаевна, Чернавская Вера Ивановна.

Исследование проходило в несколько этапов:

На первом этапе (сентябрь – ноябрь 2003 г.) осуществлялись изучение и анализ научно-методической литературы и педагогической документации по теме исследования; обосновывалась актуальность исследуемого вопроса; формулиро-вались объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования.

Параллельно проводилось начальное тестирование физической подготовленности девочек 7 – 11 лет, выполнялся анализ результатов учебных достижений.



На втором этапе (декабрь 2003 г.– май 2004 г.) проводилась корректировка результатов первого этапа; 21 мая в виде соревнований было проведено конечное тестирование.

На третьем этапе (июнь 2004 г. – март 2005 г.) осуществлялась математико-статистическая обработка материалов исследования; проводился анализ полученных результатов; выполнялось литературно-графическое оформление работы.

33

Для организации исследования были проведены следующие мероприятия: напечатаны бланки учёта уровня физического развития и двигательной подготовленности, учебные и игровые карточки по каждому классу; подготовлены беговые дорожки, размечены сектора для различных прыжков и метаний, а также другой необходимый спортивный инвентарь и оборудование. В целях агитации и пропаганды физкультуры и спорта и привлечения как можно большего количества детей в различные секции был оформлен стенд: «Спорт – образ жизни». На стенд были помещены фотографии лучших спортсменов начальной школы, их первые спортивные рекорды, нормативы двигательной подготовленности младших школьников и др., что явилось для них стимулом роста, а информация о работе различных секций в ДЮСШ помогла определить детей в группы начальной подготовки по видам спорта с учётом их физических способностей. Главной задачей при оформлении стенда являлась достаточная информированность для школьников о физкультурно-спортивной жизни начальной школы, об их личном уровне развития физических качеств.




    1. Методы исследования

В соответствии с поставленными задачами применялись следующие методы исследования:



  1. Анализ литературных источников и педагогической документации;

  2. Метод тестирования;

  3. Метод математической статистики.

Анализ научно-методической литературы был направлен на уточнение методологии исследования физической подготовленности младших школьников, на уточнение основных понятий в физическом воспитании, выявление возрастных особенностей физического развития и подготовленности детей 7 – 11 лет, на определение особенностей обучения двигательным действиям и развития физических качеств младших школьников.

Изучение педагогической документации (учебных планов, программ и др.) позволило выполнить анализ успеваемости, выявить динамику показателей

34

физической подготовленности детей.



Тестовый контроль физической подготовленности проводился в начале и конце учебного года, что позволило проследить динамику показателей физической подготовленности и проконтролировать индивидуальный рост двигательных качеств. Тестами для оценки развития физических качеств были выбраны наиболее простые по исполнению и не требующие специального разучивания упражнения. Для того, чтобы тестирование отвечало поставленным задачам, при его проведении соблюдались определённые условия [14]:

  • Одинаковый способ выполнения теста;

  • Одинаковые условия выполнения теста;

  • Одинаковые измерения и одинаковая их точность;

  • Примерно одинаковое суточное время проведения теста;

  • Примерно одинаковый характер предшествующей деятельности;

  • Одинаковая очерёдность тестов на уроке (и по дням).

На результат тестирования могут влиять внешние и внутренние факторы,

которые учитель должен учитывать (попутный или встречный ветер, внутреннее состояние и многое другое).

Б.А. Ашмарин утверждает: «Методика тестовых проверок должна обеспечивать минимальные затраты времени на выполнение тестов, органическую связь каждого теста с содержанием урока, объективность результатов тестирования, оперативность обработки и анализа результатов» [28; с. 13].

«Целью педагогического контроля, - выделяет В.В. Шевцов, - является повышение эффективности физического воспитания на основе объективной оценки различных сторон учебно-воспитательного процесса и состояния занимающихся» [35; с. 44].

Нами использовались общепринятые, рекомендованные учебной программой по физической культуре контрольные упражнения[13]:


  1. бег 30 м с высокого старта;

  2. прыжок в длину с места;

  3. челночный бег 3х10 м;

35

  1. наклоны вперёд сидя на полу;

  2. подтягивание из виса лёжа;

  3. шестиминутный бег;

  4. поднимания туловища за 30 сек.

Тесты подобраны таким образом, что каждый из них помогает определить уровень развития соответствующей двигательной способности.

Результаты тестирования записывались в изготовленные для каждого ученика индивидуальные карточки и сводный протокол, который позволял получить целостное представление об уровне развития двигательных качеств, а сопоставление

протоколов разных проверок – проследить характер сдвигов.

Б.А. Ашмарин предлагает проводить тестовые проверки в виде соревнований с объявлением результатов и выделением лучших. Это побуждает учеников проявлять максимум усилий и, следовательно, позволяет выявить истинный уровень

подготовленности учащихся [28].

В нашем исследовании тестирование проводилось в виде соревнований между 1 – 2 и 3 – 4 классами. После подведения итогов на линейке объявлялись результаты и награждались грамотами лучшие учащиеся. Результаты проведённого тестирования оформлялись в виде таблицы и помещались на стенд, чтобы дети смогли сравнить свои показатели с показателями других и с нормативными, а также поставить перед собой цель: улучшение показателей путём систематических занятий, и, следовательно, повышения уровня своей двигательной подготовленности. Рядом с таблицами результатов исходного и итогового тестирования девочек младших классов были помещены таблицы уровня физической подготовленности (см. приложение 2), отвечающего стандарту

образования.

При таком контроле и информативности можно планировать рост показателей двигательной подготовленности индивидуально для каждого ученика, а также производить корректировку программного материала по развитию физических качеств детей.


36

Методы математической статистики использовались для объективной интерпретации результатов измерений, выявления объективных закономерностей при проверке рабочей гипотезы [1, 9, 18, 20, 23].

Методами математической статистики были вычислены следующие статистические показатели: – среднее арифметическое, m – ошибка среднего арифметического, – стандартное отклонение, t – критерий Стьюдента. Достоверными принимались различия при значимости p = 0,05. При таких значениях «р» достоверность определяемых результатов составляет 95% и более [1].



Заключение по второй главе
Исследование динамики показателей физической подготовленности учащихся младших классов на протяжении учебного года проводилось в три этапа, использовались методы, адекватные задачам исследования.

37

Глава 3. Анализ результатов исследования



и их интерпретация
Педагогические исследования в области физического воспитания связаны прежде всего с изучением учебного процесса и направлены на выявление эффективности той или иной методики обучения, развития физических качеств и оздоровительной работы. При этом рост или уменьшение показателей двигательных умений и навыков свидетельствуют о преимуществах и недостатках используемых методов, приёмов, средств и других способов педагогического воздействия на занимающихся. Для оценки результатов исследований широко применяются методы качественного и количественного анализа, основанные на использовании математического аппарата ( Б.А. Ашмарин, 1978; Ю.Д. Железняк, 2002).


    1. Исследование динамики показателей физической подготовленности девочек 7 -11 лет и обсуждение полученных результатов

Проведение любых исследований, в том числе и в области физического воспитания, связано с определёнными измерениями, которые можно обрабатывать с помощью различных шкал и производить определённые арифметические действия, что позволяет определить, насколько достоверны полученные результаты.

Определим достоверность различий полученных измерений по t-критерию Стьюдента.

1. Вычислим средние арифметические величины для каждого теста на начало и конец учебного года отдельно по параллелям классов по следующей формуле:

где – значение отдельного измерения; n – общее число измерений в группе.

Проставив в формулу фактические значения из приложения 4 для каждой параллели классов, получим средние значения результатов в каждом тесте на начало

38

и конец учебного года и занесём их в таблицы 1 – 7 (см. стр. 41 – 43).



Сопоставление среднеарифметических значений результатов тестирования показывает, что данная величина в конце учебного года во всех классах выше, чем в начале года. Однако для окончательного утверждения того, что девочки действительно повысили уровень своей физической подготовленности, следует убедиться в статистической достоверности различий (t) между рассчитанными среднеарифметическими значениями.

2. Во всех параллелях классов по каждому тесту необходимо вычислить стандартное отклонение () по следующей формуле:

где - наибольший показатель; - наименьший показатель; К – табличный коэффициент.

Порядок вычисления стандартного отклонения ():

- определяем и в параллелях классов по каждому тесту;

- определяем число измерений в каждой группе (n);

- находим по специальной таблице [9] значение коэффициента К, который зависит от числа измерений в классах. Так, в 1, 2 и 4 классах – 28 измерений по каждому тесту, в 3 классе – 30 измерений. Значение коэффициента К соответственно будет следующим: для 1, 2 и 4 классов – 4,09, для 3 класса – 4,03.

- подставим полученные значения в формулу и произведём необходимые вычисления, которые так же запишем в табл.1 – 7, стр. 40-42.

3. Далее вычисляем стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

, когда n 30, и , когда n 30.
Для расчетов, относящихся к 1,2 и 4 классам, подходит первая формула, так как n 30; в 3 классе будем пользоваться второй формулой, так как n = 30.
39

Вычислим стандартную ошибку среднего арифметического для каждой параллели классов по каждому тесту на начало и конец учебного года. Полученные значения занесём в таблицы 1 – 7.



4. Затем вычисляем среднюю ошибку разности по формуле:



5. По специальной таблице [9] определяем достоверность различий. Для этого полученное значение (t) сравниваем с граничным при 5%-ном уровне значимости

() при числе степеней свободы f = n – 1, где n – общее число измерений в параллели классов. Достоверными будут считаться те различия между средними арифметическими значениями () в начале и конце учебного года, которые окажутся больше граничного значения (). И, наоборот, в случае, когда полученное значение t окажется меньше граничного, считается, что различия недостоверны и разница в среднеарифметических показателях начальных и конечных измерений имеет случайный характер. Граничное значение t определяем следующим образом:

- вычисляем число степеней свободы для 1, 2 и 4 классов: f = 28 – 1 = 27; для

3 класса: f = 30 – 1 = 29;

- находим по таблице [9] граничное значение при f = 27 и f = 29.

В нашем случае табличное значение = 2,05 для 1, 2, 4 классов и



= 2,04 для 3 класса. Расчётные и табличные значения t так же заносим в таблицы 1 – 7 (см. стр. 41 – 43) и сравниваем их по каждому тесту в каждой группе. Недостоверными оказываются различия в челночном беге в 4-х классах и в шестиминутном беге в 2, 3, 4 классах, так как расчётные значения по указанным тестам меньше граничного значения. Остальные значения различий считаются достоверными ( ).

Следовательно, у нас недостаточно оснований для того, чтобы говорить об эффективности воспитания физических способностей в тех видах тестов, где

различия оказались недостоверными.

40

Динамика показателей физической подготовленности представлена в


таблицах 1 – 7.

Таблица 1



следующая страница >>