«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок русского языка в 3 классе, проведен учителем начальных классов... 1 68.61kb.
У учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся... 1 254.27kb.
Использование схем на уроках русского языка 1 207.82kb.
Единственная красота, которую я знаю здоровье 1 86.31kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрантка... 3 445.33kb.
Освоение системы базовых знаний 1 50.59kb.
Использование икт на уроках английского языка в средней школе как... 1 97.46kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования 1 94.38kb.
Разработка урока учитель Балашова Т. М. Раздел курса русского языка... 1 56.17kb.
Утверждены мо учителей русского языка 2 473.74kb.
Урок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие 1 89.71kb.
Модуль Классификация компьютеров 1 138.76kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка» - страница №1/1

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

МОУ «СОШ № 29 г. Чебоксары»



Проект на тему:

«Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках русского языка»

Выполнила:

Кирзенкова Юлия Алексеевна,

учитель русского языка

и литературы

МОУ «СОШ №29

г. Чебоксары»


Содержание проекта:
1. Вступление

2. Общее понятие об ИКТ

3. Эволюция ИКТ


4. Новая обучающая среда

5. ИКТ в школах

6. Требования к использованию ИКТ

7. ИКТ в начальных классах

8. Как использование ИКТ связано с РО

9. Медиаобразовательные модели

10. Медиаобразовательная модель Ю. Н. Усова

11. Медиаобразовательная модель Л. С. Зазнобиной

12.Тестовый контроль



Приложение

1. Анализ открытого урока с использованием ИКТ

3. План открытого урока русского языка в 5 А классе

4. План открытого урока русского языка в 6 А классе по теме:

«Словообразование».

5. Использованная литература

Проблема: недостаточная разработанность методики использования ИКТ на уроках русского языка

Цель: Составить пакет методических материалов для работы с ИКТ на уроках русского языка.

Задачи:

  1. Изучить периодическую литературу о современных средствах коммуникации и о внедрении их в образовательный процесс общеобразовательной школы.

  2. Изучить и обобщить материалы и представить в виде методических рекомендаций по организации учебного процесса с использованием ИКТ.

  3. Для презентации разработать блок уроков по теме проекта.


Вступление

Современный этап социально-экономического развития характеризуется переходом к так называемому информационному сообществу, основу которого составляют процессы производства, распространения и использования информации. Интенсивное развитие и повсеместное внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для сбора, хранения, обработки и передачи данных приводят к радикальным изменениям в экономике, социальной сфере, сказываются на жизни каждого члена общества. Роль ИКТ как одного из ключевых факторов, обеспечивающих устойчивый экономический рост, благоприятный инновационный климат и, в конечном счете, повышение жизненного уровня населения, обуславливает необходимость всестороннего анализа процессов, происходящих в этой сфере, исследования новых, ранее неизученных явлений и проблем и выработки адекватной государственной политики по их решению.

Что греха таить, - мы часто, разрабатывая учебные планы и программы, рекомендуя учебную литературу, не задумываемся о том, что специалист XXI века, к какой бы профессиональной сфере он ни готовился, вынужден будет считаться с рядом общих закономерностей, который уготовила ему неуемная госпожа – цивилизация. Одна из таких ожидаемых неожиданностей связана со вступлением человечества в информационное общество, которому, в свою очередь, придется в ближайшее историческое время перевоплотиться в общество знаний.

В этих быстро меняющихся условиях предстоит не только хорошо ориентироваться, но и по-умному, не теряя времени, адаптироваться. Цивилизация, помимо всего, госпожа строгая, благодушия не терпит. Сегодня и завтра – это уже категорический императив, пренебречь, недооценить который было бы социальным недомыслием, а может быть – и социальной безответственностью.



Общее понятие об ИКТ
Прежде всего, хотелось бы уточнить некоторые понятия. И чтобы понять, что такое информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ), я обратилась в словарь иностранных слов и вот что я выписала.

Информация (от лат. informatio – разъяснение, изложение). 1. Сообщение о чем-либо. 2. Сведения, являющиеся объектом хранения переработки и передачи.

Коммуникация (от лат. communicatio – делать общим, связывать, общаться). 1. Форма связи, например, телеграф, радио, телефон, интернет… 2. Акт общения, связь между двумя и более индивидами, основанное на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. 3. Массовая коммуникация – процесс сообщения информации с помощью технических средств, т.е. средств массовой коммуникации (массмедиа: печать, радио, кинематограф и т.д.).

Технология (от греч. techne – искусство, мастерство + логия). 1. Совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства. Например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ. 2. Наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства.

Итак, теперь нужно дать определение ИКТ. Что же это такое и как это понятие связано с образованием? Можно предположить, что ИКТ – это совокупность методов подачи или получения необходимой учебной информации с помощью таких различных форм связи как печать, телефон, радио, телевидение, интернет и т.п. Следует отметить, что из перечисленных средств коммуникации наибольшую популярность получил компьютер. Хотелось бы заметить, что компьютер был изобретен как средство вычисления. Однако постепенно к его возможностям добавились функции почти всех предшествующих средств коммуникации, превратив его в главное орудие построения современного информационного общества. Сегодня уже невозможно с ходу перечислить все сферы применения компьютера. По всей возможности, наиболее остроумным определением назначения компьютера является следующее: «Компьютер есть средство решения тех задач, которые человек в состоянии ему поручить на данном уровне развития техники». Итак, на данном этапе выделяются следующие отрасли, где широко применяется такое чудо техники как компьютер:


- компьютерная графика;

- развитие вычислительных мощностей;

- развитие искусственного интеллекта;

- развитие бизнес-приложений (таблицы, схемы, графики);

- развитие коммуникационных возможностей.

Внедрение сетей позволило превратить компьютер из вычислительного в коммуникационное устройство. Появление Глобальной сети стало стимулом рождения многих новых профессий компьютера. Электронная почта, ICQ и настольные видеоконференции – это технологии, которыми пользуются представители самых разных профессий, в т.ч. и педагоги. Возникли такие новые направления как телеработа, дистанционное образование, телемедицина и т.д.


Эволюция ИКТ

Образовательные системы постоянно пытались использовать технологию для расширения возможностей обучения – со времен изобретения печатных средств до возникновения глобальных сетей. В середине 19 века железные дороги и национальные почтовые службы использовались для доставки учебных материалов территориально рассредоточенным учащимся, что обусловило возникновение первых курсов заочного обучения. Изобретение радио в начале 1900-х годов привело к появлению радиокурсов. Обычно представляющих собой серию программ, к которым прилагались комплекты книг и учебных материалов – Би-Би-Си начала свои первые образовательные программы в 1924 году. Радио, которым пользуется значительная часть населения, живущего в беднейших регионах планеты, продолжает играть важнейшую роль в предоставлении сообществам возможности получить образование. В Латинской Америке радиошколы, которые в основном правительствами и Римской католической церковью, открывались повсеместно, начиная с середины 1940-х годов, и сыграли важную роль в предоставлении возможности учиться по программам, равноценным школьным, жителям сельских общин.

С середины 1970-х преподавание с помощью интерактивного радио стало применяться в Латинской Америке, Азии и Африке, как в официальном, так и неофициальном образовании, способствуя улучшению качества преподавания и обучения в классах. Помимо использования в классах, радио остается эффективным и рентабельным средством дистанционного образования. Индонезия придает особое значение радио, поскольку оно позволяет охватить население, живущее на разбросанных островах архипелага, тогда как Монголия, в сотрудничестве с ЮНЕСКО, использовала в 1990-х годах радиопрограммы, чтобы научить женщин основам ведения микробиснеса и маркетинга.

Телевидение в 1950-х годах также прокладывало дорогу новым методам обучения. В 1960 году Китай стал первой страной, которая начала использовать радио и телевидение для предоставления среднего образования. Бразилия в конце 1960-х – начале 1970-х годов создала государственную телевизионную образовательную сеть.

В 1970-х годах считалось, что телевидение сможет помочь развивающимся странам «перепрыгнуть» через проблемы, связанные с низким качеством обучения. При поддержке международных учреждений обучение с помощью телевидения по программе средней школы было введено в Сальвадоре.

Мексиканская программа telesecundaria, в отличие от других, выжила и после окончания эпохи широкомасштабных телевизионных проектов. Централизованно производимые телевизионные программы, созданные в соответствии с учебными планами обычных средних школ, передавались через спутник на всю страну согласно ежедневному расписанию школ telesecundaria, работающих в две смены. Каждый час был посвящен конкретной теме, и учащиеся слушали преподавателей по телевидению. Время вещания предоставлялось государственными сетями Министерству образования на безвозмездной основе. Введение спутниковых трансляций резко увеличило число учащихся. По мере развития технологии программы совершенствовались и уроки становились более динамичными и ориентированными на конкретную деятельность. В 200/2001 учебном году telesecundaria охватывала более 963 000 учащихся и распространялась на 16 000 школ. По оценкам уровень отсева учащихся в telesecundaria несколько ниже, чем в обычных средних школах.
Новая обучающая среда
Основные аргументы в пользу поддержки многих проектов, основанных на использовании технологий, - расширение доступа к образованию на всех уровнях, предоставление большей гибкости с точки зрения учебных часов и местонахождения учащихся. Значение современной информационной революции определяется совместимостью компьютеров, телекоммуникаций и аудиовизуальных технологий, а также громадным ростом возможностей обработки данных. Такая совместимость способствовала появлению новых педагогических подходов, основанных на интерактивном обучении. С помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) можно не только предоставлять информацию, используя все существующие аудиовизуальные форматы, но и получать ее от пользователя. Перевод в цифровую форму – хранение текстов, изображений и звуков в одной и той же цифровой форме на компакт-дисках – также открыл новые возможности для пакетирования и передачи знаний пользователю.

World Wide Web (WWW) была спроектирована специально для совместной работы над документами рассредоточенных групп пользователей. Интерактивные технологии WWW обусловливают появление новой образовательной платформы и изменяют модель обучения. Материалы курса могут динамично обновляться. Учащиеся получают доступ к такому изобилию информации, которое невозможно было себе представить при классической модели обучения.

Преодолевая пространство и время, ИКТ могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что делает их мощным средством для изменения в сфере образования. По мнению многих специалистов, новые цифровые технологии делают революцию в обучении весьма вероятной. Они помогают детям стать более активными и независимыми учениками, благодаря новым возможностям совместно работать над проектами, не замечая границ и культурных различий. Они позволяют детям учиться друг у друга и иметь доступ к самому широкому кругу информации. Одновременно изменяется роль преподавателя. Если прежде учитель воспринимался в качестве единственного источника знаний, то теперь он становится консультантом, помогающим учащимся ориентироваться в новой информации, находить ответы на свои вопросы, делать выбор и решать проблемы. В ИКТ также видят важное средство, позволяющее осуществить более демократический доступ к образовательным ресурсам.
ИКТ в школах
Пожалуй, одной из самых характерных черт современной организации учебного процесса в школе является ее индустриализация: широкое использование информационных технологий с целью повышения эффективности управления учебным процессом. При этом компьютер является не только инструментом для выполнения вычислительных работ и моделирования, но и средством обучения, оказывающим существенное влияние на методы преподавания и организацию процесса обучения в целом. Рациональное использование компьютера позволяет применять новые, более эффективные способы передачи учащимся учебной информации.


Требования к использованию ИКТ
М. Куприянов и О. Колелов (Липецкий государственный технический университет) в своей статье «Дидактический инструментарий новых образовательных технологий», вышедшей в первом номере журнала «Высшее образование в России» за 2001 год, обобщили опыт разработки компьютерных технологий и утверждают, что достаточно высокую педагогическую эффективность имеют лишь те из них, которые: 1) обеспечивают диалоговый режим в процессе решения различных познавательных задач; 2) имеют встроенные справочники; 3) обеспечивают моделирование данных и выдачу индивидуальных заданий; 4) проводят оперативное и текущее тестирование на основе банка меняющихся вопросов и ответов; 5) оценивают работу учащихся, учитывая количество вопросов, ошибок и повторных ошибок; 6) хранят для детей и учителя результаты учебной работы. Это позволило сформулировать авторам следующие дидактические требования к современным технологиям обучения. Они должны:

* обеспечивать каждому учащемуся возможность обучения по оптимальной индивидуальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные особенности, мотивы, склонности и другие личные качества;

* оптимизировать содержание учебной дисциплины, сохраняя и обогащая знания, включенные в государственную программу;

* Интенсифицировать процесс обучения;

* Не вступать в противоречия с принципами педагогики.
ИКТ в процессе обучения
Как сказано в статье А. В. Молоковой «Комплексный подход к информатизации школы», вышедшей в первом номере журнала «Народное образование» за 2005 год, исследования проблем информатизации школ ведутся в Институте электронных программно-методических средств обучения Российской академии образования более десяти лет.

Ключевым понятием является «информатизация школы». Под информатизацией школы понимается включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития младших школьников, а также средства управления образовательным процессом и обеспечения профессиональной деятельности учителя.

Автор вышеназванной статьи выделяет следующие ошибки, которые допускаются при использовании ИКТ в образовании:


  • При преподавании безмашинной информатики отсутствие главного мотивационного средства – компьютера отрицательно влияет на познавательный интерес детей, а также на усвоение основ теоретической информатики.

  • В связи с большой загруженностью школьного кабинета информатики ученики школы посещают его эпизодически, что сказывается на результатах обучения.

  • Во время уроков, проводимых учителем, не владеющим методикой применения информационно-коммуникационных технологий в обучении, поставленные дидактические цели, как правило, не достигаются.

  • Зачастую нарушаются санитарно-гигиенические нормы пребывания учеников за компьютером.

  • При самостоятельной разработке электронных дидактических материалов учителя не учитывают законы зрительного восприятия кадрированного пространства.

  • Руководители, решая проблемы, связанные с приобретением, охраной и техническим обслуживанием компьютеров, средств коммуникаций и периферийного оборудования, часто оставляют без внимания организацию методической работы по применению новых информационных технологий в обучении и воспитании младших школьников.

В связи с результатами проведенного анализа, авторы утверждают, что эффективное осуществление этого процесса возможно при комплексном подходе к разрешению следующих проблем:

* совершенствование методической подготовки учителя ;

* разработка электронных учебных материалов для обучения детей разных ступеней;

* создание организационно-педагогических условий для включения информационно-коммуникационных технологий в традиционный урок в школе.

Осуществляя намеченные преобразования, необходимо ориентироваться на следующие цели информатизации начальной школы:


  1. Развитие личности школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика школы.

  2. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в школе. Максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности школьников, для повышения уровня обученности и воспитанности в школе при обязательном условии охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.

  3. Создание единого открытого информационного образовательного пространства школы, все субъекты которого – ученики, учителя, родители, администрация – имеют возможность доступа к информационным ресурсам различного назначения.

Поставленные цели, как считает автор статьи А. В. Молокова, могут быть достигнуты в результате рационального и эффективного использования современных средств обучения в сочетании с традиционными методиками преподавания в школе.
Как использование ИКТ связано с РО
Все программы развивающего обучения нацелены на активизацию субъекта учебной деятельности (УД). Мы хотим видеть ученика школы самостоятельным и инициативным, стремиться к формированию у него полезных привычек, разносторонних познавательных потребностей, наклонностей. Не всегда наши намерения реализуются в желаемом объеме, ибо мы забываем, что главный признак самостоятельной деятельности – это управление этой деятельностью со стороны ученика.
Медиаобразовательные модели
Чтобы ознакомиться с медиаобразовательными моделями в России, я рассмотрела совместную статью А. Федорова, профессора Таганрогского государственного педагогического института, И. Челышева, кандидата педагогических наук того же высшего учебного заведения «Медиаобразование в современной России: основные модели», вышедшую в 8 номере журнала «Высшее образование в России» за 2004 год. Авторы указывают, что разработанные в России модели медиаобразования можно разделить на образовательно-информационные, воспитательно-этические, практико-утилитарные (практическое изучение и применение медиасредств), эстетические и модели развивающего обучения. Повсеместное распространение медиа, появление новых информационных технологий позволяет в современных условиях успешно применять и развивать практически все существующие отечественные модели медиаобразования, интегрировать и синтезировать их. Рассмотрим те модели, которые соответствуют образованию в школе.

Медиаобразовательная модель Ю. Н. Усова

Медиаобразование определяется Ю. Н. Усовым как «система использования средств массовой коммуникации и информации (печати, радио, кино, телевидения, видео, компьютерной техники, фотографии) в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития в отличие от традиционных учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую очередь практику художественно-творческой деятельности, моделирующую процесс эмоционально-интеллектуального развития школьника, его возможностей».

Цель – развитие личности на материале художественных медиатекстов, т.е. эстетическое, аудиовизуальное, эмоционально-интеллектуальное образование аудитории.

Области применения – кружки, клубы, студии, центры и учреждения дополнительного образования и досуга.



Медиаобразовательная модель Л. С. Зазнобиной
Медиаобразование определяется Л. С. Зазнобиной как подготовка «обучающихся к жизни в информатизированном пространстве путем усиления медиаобразовательной аспектности при изучении различных учебных дисциплин».

Цели: подготовка школьников к жизни в новых информационных условиях (информационная компетентность и свободное обращение с информационным потоком).

Задачи:


  • выработка умений восприятия и интерпретации информации у аудитории;

  • развитие критического мышления у аудитории;

  • формирование собственного взгляда на получаемую информацию у аудитории, противостояния манипулированию со стороны СМИ;

  • развитие умений аудитории конструировать вербальные копии визуальных образов;

  • обучение пониманию семантических особенностей информации и применению ее в практической деятельности, т.е. умению находить, готовить, передавать и принимать информацию.

Организационные формы: интеграция медиаобразования в школьные учебные предметы.

Области применения: средние образовательные учреждения.

В России существует целый ряд перспективных и адаптированных к российским условиям медиаобразовательных моделей, которые используются в процессе образования и воспитания.

Тестовый контроль



Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. В переводе с английского «test» - испытание, исследование. Можно сказать, что тест – объективное стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.

В структуре проверки знаний на уроках тесты могут быть:

*предварительными

*текущими

*тематическими

*повторными

*периодическими

*итоговыми.

Тестовые задания представляют собой исходную единицу текста, содержащую какой-то один элемент знания. Их объединяют так, чтобы охватить все важнейшие элементы знаний, существенные признаки предметов, явлений природы и окружающего мира, связи между ними. Объем теста, как правило, на 10-12 минут работы ученика.

Тесты, разрабатываемые мной, имеют различную форму. Они могут включать:

*задания вопросительной формы

*задания утвердительной формы с выбором ответа

* основной признак, по которому можно узнать конкретный объект среди других объектов

* вопросы в необычной или в шуточной форме.

Считаю, что тесты выполняют диагностическую, обучающую и организационную функции. Их включение в учебный процесс способствует повышению качества знаний. Но тестирование целесообразно сочетать с традиционными методами.


План

открытого урока русского языка

в 5А классе с использованием ИКТ

Урок, который я предлагаю вашему вниманию, проходил 25 сентября 2009 года. Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий. Я решила провести урок русского языка. Он был посвящен повторению знаний об имени существительном, усвоенных в начальных классах. Повторяли мы род имен существительных.


Дата: 27 сентября 2009 года

Тема: Имя существительное. Род имен существительных

Цели:


  1. Познакомить с приемами распознавания рода имен существительных

  2. Проверить уровень ЗУН детей о существительном; отработка грамматического понятия «имя существительное»; развитие логического мышления и внимания детей.

  3. Расширение кругозора детей об общем роде имени существительного.

Оборудование: локальная сеть компьютеров, ноутбук, видеопроектор.


Ход урока

Организационный момент

-Добрый день, сейчас урок русского языка. И он у нас сегодня необычный, потому что он проходит в медиацентре школы. Садитесь.
На видеопроекторе высвечивается следующее:

Я в школе на уроке,

Сейчас я начну учиться,

Внимание мое растет.

Я, как разведчик, все замечу.

Память моя крепка,

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.
Дети хором произносят это «заклинание» и садятся за парты.


Орфографическая минутка

- Открыли тетради, записали дату.

- Ребята, сегодня словарные слова вы будете писать не под диктовку, а должны будете сами догадаться, какие слова зашифрованы на экране.

А) ОАСИСБ, НГАИЗМА, АМКАОНТ, РАВЗДСТВУЙТЕ.

Б) ТРКТР, КМНТ, ЭКСКВТР, ЭЛКТРЧСТВ

- Выполнили? А сейчас проверьте свои записи с ключом. Дети проверяют, и если есть ошибки, исправляют их.
Повторение пройденного материала. Проверка ЗУН об имени существительном.

- А сейчас, ребята, вы разобьетесь на группы по три учащихся. Каждая тройка подходит к компьютеру и выбирает: оператора, консультанта, руководителя. Оператор – это тот, кто будет работать на компьютере, нажимать на клавиши и мышку компьютера. А роль консультанта советоваться с руководителем и оператором, выдвигать свои мнения, варианты ответов. А руководитель в конце принимает решение, какой ответ выбрать. Оценка, вышедшая на экране компьютера после того, как вы справились с заданиями теста, будет выставлена в журнале всем членам тройки.



Работа в группах.
Изучение новой темы

Работа со слайдами.

  1. Разделите следующие слова на три группы. (Работа в парах)

Микровывод: значит, имена существительные можно делить на три группы: слова, которые можно заменить местоимением он, оно и она. Скажите, ребята, как можно назвать эти группы существительных?

Дети отвечают: «Существительные мужского, среднего и женского родов».

- Сейчас я предлагаю вам прочитать стихотворение о том, как можно определять род имени существительного.

2.Работа со стихотворением-правилом


  1. «Ситуация разрыва» Слайд «Определите род следующих имен существительных». /Сирота, неряха, Саша, Женя, умница, забияка, егоза, страшила/

Работа со схемами. Слайды.
Вывод1: Эти слова общего рода, потому что они могут характеризовать как людей мужского, так и женского пола. Слайд.

Вывод 2. Имена существительные по роду делятся на три группы: Ж.Р., М.Р., С.Р., а есть еще существительные общего рода.
Проверка усвоения ЗУН детей по теме «Имена существительное. Род имен существительных»

Работа со слайдом «Выберите верные утверждения из данных»
Задание на дом

В словаре найти лексическое значение слов кутюрье, конферансье.

Слайды к уроку




























Урок прошел быстро и динамично. Конечно, для ребят он был необычным. Они еще проходят процесс адаптации при переходе из младшего звена в среднее, но проявили заинтересованность такой формой проведения урока и высказали пожелания чаще проводить подобные занятия. Я думаю, что следует продолжить работу в данном направлении, потому что использование ИКТ на уроке позволяет дать детям больший объем информации нежели при работе в обычном режиме, экономить время, работать динамично и дать оценку большому количеству учащихся класса.

План-конспект

интегрированного урока по теме «Словообразование» (6 А кл.)

с использованием ИКТ


Тип урока: урок русского языка интегрированный с английским и чувашским языками.

Форма урока: с использованием ИКТ

Цели:


  1. Познакомить детей с приставочным и суффиксальным способами словообразования на основе сравнительного анализа данного процесса в трех языках.

  2. Способствовать развитию логического мышления, анализа и синтеза, а также сравнения.

  3. Воспитывать терпимость, любовь к родному языку и уважение к другим языкам.

Ход урока.


1. Организационный момент.


2. Вступительное слово

- Ребята, как вы понимаете это выражение? (Дети отвечают на вопрос)
- Прежде чем мы начнем говорить о необходимости и важности владения языками, мы повторим материал прошлого урока, на котором говорили о частях слова. Сейчас вы разделитесь на группы по 3 человека и будете выполнять тестовые задания. Всего заданий 17, на данном этапе вы должны ответить только на первые 9 вопросов, а на оставшиеся вопросы ответите после изучения новой темы. (Ученики выполняют тест, компьютер выдает результат каждой группы).


  1. Переход к теме



- Что общего у этих слов? (Все пришли из других языков)

-Дать ученикам понятие заимствованных слов. Слова, пришедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными.



-А теперь посмотрите на следующий слайд.


-Прочитайте эти слова. Что вы заметили? (русские слова написаны английскими буквами)

-Почему же? Что, их не могли написать русскими буквами?

-Оказывается, эти русские слова звучат на всех языках мира одинаково, т.е. так как произносят их русские люди. Значит, их заимствовали из русского языка. На примере слова спутник учитель рассказывает, что это наша гордость, ведь первый искусственный спутник запустили именно российские ученые.

- Проводится беседа о том, как появились эти слова в речи русскоязычного населения. Оказывается, ширтан – это национальное блюдо чувашского народа, а т.к. в Чувашской Республике живут не только люди чувашской национальности, но и русские, татары и др., употребляют в пищу этот продукт все. А еще стоит отметить, что в нашей школьной столовой продают выпечку – хуплу, это тоже национальное блюдо чуваш.

- Ребята, а как мы будем называть эти слова? (заимствованные)





- Таким образом, языки взаимосвязаны друг с другом и имеют влияние друг на друга.


  1. Изучение темы «Словообразование»



- Ребята, как вы думаете, почему здесь нарисовано дерево?

-Из каких частей состоит дерево?

- А без какой части дерево не растет? (корень)

-Вот и слова состоят из разных частей: корень, приставка, суффикс, окончание.

- Как вы думаете, какая часть в слове главная и почему?

-Сегодня мы будем говорить о словообразовании. Как вы понимаете значение этого слова?

- Давайте вспомним как образуются новые слова в русском языке? При помощи каких морфем?

- Рассмотрим слова, которые образованы с помощью суффиксов




Слайд высвечивается на интерактивной доске, ученики выделяют в словах суффиксы.


-А сейчас посмотрите на следующий слайд.

Делается вывод, что и в английском языке слова образуются при помощи суффиксов. Ученики выделяют в словах суффиксы.
- А знаете ли вы как образуются новые слова в чувашском языке?

Оказывается, что слова в чувашском языке образуются путем прибавления к корню так называемых аффиксов. В данном языке и окончания слов называют аффиксом. Аффиксы бывают формообразующие и словообразующие. На данном слайде – словообразующие аффиксы.


- Ребята, а еще с помощью каких частей слова можно образовать новые? (приставки)

-Такой способ называется приставочным.


Дети выделяют приставки.

-Образуются ли таким способом слова в английском языке?

Оказывается, да и такой способ словообразования в английском языке очень распространенный.

Учитель добавляет, что большинство приставок в русском языке заимствованные, в том числе и из английского языка.

- А вот в чувашском языке такого способа словообразования нет.



  1. Проверка усвоенных знаний в тестовой форме

  2. Подведение итогов урока.

Использованная литература:



  1. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования. Ирина Комарова, эксперт Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», кандидат исторических наук. // Народное образование, №2, 2006.

  2. Яковлев Б. В коммуникационном ракурсе. // Высшее образование в России, №1, 2005.

  3. Куприянов М., Околелов О. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий. // Высшее образование в России. №1, 2001.

  4. Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы. // Начальная школа, №1, 2005.

  5. Курин Ю.Н. Мультимедийные и гипермедийные технологии в реализации концепции эффективного изучения геометрии в начальной школе. //Начальная школа, №6, 2005.

  6. Федоров А., Челышева И. Медиаобразование в современной России: основные модели. // Высшее образование в России. №8, 2004.

  7. Модернизация образования на основе ИКТ //Высшее образование в России. № 11, 2005.

  8. Гасликова И.Р. Направления развития статистики информационных технологий. // Вопросы статистики, №11, 2004.

  9. Соколова Т. Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий. // Начальная школа. №3, 2004.

  10. Геворкян Е. E-learning в экономике, основанной на знаниях. // Высшее образование в России. №1, 2006.

  11. Карпенко М. Непрерывное образование на основе информационно-коммуникационных технологий. // Высшее образование в России. №6, 2005.

  12. Задорожнюк А. ИКТ в образовании: риски и результаты. // Высшее образование в России. №3, 2005.