Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Творческие самостоятельные задания как условия самореализации личности... 1 79.28kb.
Моу средне-Муйская сош, Усть -удинский район, Иркутская область. 1 140.73kb.
Доклад учителя истории и обществознания Матвеенко В. А. п. Ракитное... 1 81.39kb.
3. Поурочное календарное планирование стр 4 1524.95kb.
«Первые князья в Древней Руси». 1 40.67kb.
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса основного общего... 3 401.51kb.
Классный час «Есть такая профессия Родину защищать!» 1 109.89kb.
Тест Рыночные отношения в современной экономике. Котляр В. А. 1 107.54kb.
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной... 1 360.61kb.
Диагностика трудновоспитуемости и отклоняющегося поведения подростков 1 50.1kb.
Формирование ценностных ориентаций у учащихся 6-7 классов на уроках... 2 431.63kb.
Методическая разработка урока учителя истории и мхк моу «Гимназия №2» 1 28.31kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания - страница №1/1

Интерактивное обучение

на уроках истории и обществознания
Из опыта работы

учителя истории и обществознания

гимназии № 505 г. Санкт-Петербурга

Жудиной Аллы Ивановны.


Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности:


  • знания, умения, навыки;

  • способы умственных действий;

  • самоуправляющие механизмы личности;

  • эмоционально-нравственную сферу;

  • деятельностно-практическую сферу.

Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность,

в которой школьник становится субъектом учения. Организовать эту деятельность учеников – основная методическая задача учителя.


Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Поэтому очень важно сформулировать учебную проблему, объединяющую целый блок уроков по данной теме. Например:

  • Почему исторический период 17-19-го веков называется новым временем?

  • Почему Русь в 13-ом веке выдержала удар с Запада и не выдержала удар с Востока?

  • Почему большевики стали правящей партией и смогли удержать власть?

  • Почему «хрущёвская оттепель» не стала весной?

Одной из своих педагогических технологий считаю проблемное обучение, которое

основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, представленного как цепь проблемных ситуаций на уроке.


Основные методические инновации на современном этапе связаны с применением

активных или, как их ещё называют, интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и давать самооценку тому, что они знают и думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой индивидуальный вклад, что идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы сотрудничества. В ходе диалогового обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы и делать выводы на основе анализа исторических документов и других источников, взвешивать альтернативные мнения, участвовать в дискуссиях. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации (прежде всего с материалами периодической печати), творческие работы, рисунки.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:



  • развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

  • решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

  • развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и др.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

  • обеспечивает воспитательную задачу, так как приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает ещё одну существенную задачу

валеологическую. Речь идёт о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности.


Преподавание истории и обществознания осуществляю в старших классах с разным уровнем обученности учащихся, поэтому организую учебный процесс на дифференцированной основе и с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов предлагает введение двух стандартов: для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый).

Индивидуальный подход – это 1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; 2) ориентация на индивидуальные особенности ученика в общении с ним; 3) учёт индивидуальных особенностей ученика в процессе обучения; 4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого школьника в отдельности.

Метод проектов – комплексный обучающий метод, позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

При изучении первой темы по курсу «Человек и общество» в 8-ом классе или «Общество и общественные отношения» в 10-ом классе проводится презентация графических работ «Я в этом мире». Или при изучении темы «Самопознание» старшеклассники выполняют индивидуальную творческую работу «Самоисповедь». В 11-ом классе проект-схема усложняется и демонстрирует не только уровень абстрактного и логического мышления выпускников, но и качество их знаний; например, проект-схема «Я в системе экономических отношений».

На протяжении всей своей педагогической деятельности большое внимание уделяю организации исследовательской и поисковой работы учащихся по изучению истории своего родного города и школы. Учащиеся МОУ СОШ №5 г.Калининграда принимали активное участие в изучении истории Ульмеригии (земли древних пруссов) и написании летописи школы (бывшей немецкой Ян-шулле в центре Розенау г.Кёнигсберга). Рефераты по краеведению и археологические находки были представлены на научно-практических конференциях, посвящённых 750-летию Кёнигсберга и 60-летию образования Калининградской области. Эта большая и интересная работа учащихся стала основой для сотрудничества школы и музея «Фридландские ворота», открытого в 2003 году в восстановленном архитектурном сооружении – памятнике.

Учащиеся 8-9-ых классов гимназии №505 принимают активное участие в ежегодной научно-практической конференции «Мосты в будущее» и продолжают исследования: «Тайна янтарной комнаты», «Ганзейская ладья», «Влияние крепостного права на умственную и нравственную жизнь русского общества», «Новые имена в современной истории Санкт-Петербурга».

Параллельно применяю различные формы организации коллективной познавательной деятельности учащихся. Класс делится на группы для совместного решения конкретных учебных задач по заданной проблеме.

Главными особенностями групповой работы учащихся на уроке являются:



  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

  • каждая группа получает определённое задание (дифференцированное по уровню сложности) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;

  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

  • состав группы подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать знаниями друг друга.

При изучении темы «Развитие общественной мысли в новое время» старшеклассники, изучая исторические документы, должны проследить процесс формирования двух различных систем ценностей: либеральной и социалистической. Для этого класс делится на три группы. Каждая группа работает над своей темой, разделяя либеральные идеи и социалистические:

  1. Причины возникновения и сущность государства.

  2. Роль экономики и механизм её регулирования.

  3. Философское осмысление понятия общества и исторические пути его развития.

После обсуждения научных теорий 17-19-го веков учащиеся отвечают на проблемный вопрос этого урока: «Почему этот исторический период называется новым временем»?

Изучая тему по истории «СССР в 1953-1964 годах. Попытки реформирования общества», учащиеся работают по аналогичной схеме урока. Учащимся необходимо показать противоречия («свет и тени») развития СССР в период Н.С.Хрущёва. Класс делится на четыре группы для изучения и обсуждения вопроса по узкой теме:



  1. Внешняя политика.

  2. Внутренняя политика – послесталинская оттепель.

  3. Преобразования в экономике.

  4. Культурная жизнь.

В конце урока старшеклассники могут ответить на главный проблемный

вопрос:«Почему «хрущёвская оттепель» не стала «весной»?



Повторительно-обобщающие уроки по темам «Древняя Русь», «Преобразования

Петра Великого и рождение империи», «Итоги и уроки второй мировой войны» проводятся в форме КВН-а и брейн-ринга.

Активной формой проведения урока является диспут. Поэтому при изучении противоречий исторического развития включаю в свои уроки дискуссию учащихся; например, на уроке истории обсуждение оценки царского Манифеста 17 октября 1905 года представителями различных политических партий иллюстрирует альтернативы исторического пути развития России; на уроке обществознания большую активность и интерес учащихся вызвал диспут «Межнациональные конфликты: основные причины возникновения и преодоления». Особенно запоминающимися уроками для учащихся стали проблемно-проектные дискуссии «Подготовка отмены крепостного права» и «Альтернативы послевоенного развития СССР».

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового и закрепления изученного учебного материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений и навыков, даёт возможность учащимся адаптироваться с исторической эпохой. На уроках истории и обществознания провожу имитационные игры («Выборы депутатов в Законодательное Собрание г. Санкт-Петербурга» на уроке обществознания, «Либералы, консерваторы, социалисты» на уроке истории), операционные игры (реклама, интервью, подготовка телепередачи), ролевые игры (встреча президентов России и США по решению афганской или косовской проблемы; урок-суд «Слушается дело…Аграрная реформа П.А.Столыпина: «за» или «против»; суд истории над Наполеоном Бонапартом), деловой театр (противостояние СССР и США в холодной войне) и т.д.

Обязательный структурный компонент урока-деловой игры – этап анализа, обсуждения и оценки результатов: выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учащиеся отвечают на проблемный вопрос, учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки.


Контроль за знаниями учащихся в системе развивающего обучения осуществляю в форме тестирования, собеседования, защиты исследовательских работ учащихся, контрольных срезов знаний. Домашнее задание конкретизирую: «Проведите экспертизу исторического события…», «Сравните…», «Прокомментируйте оценки исторических деятелей…», «Составьте схему…», «Напишите эссе…» и т.д.
По мере накопления собственного педагогического опыта считаю целесообразным применять в своей работе технологию эффективных уроков. Поэтому принимаю участие в педагогическом проекте гимназии №505 по внедрению в образовательный процесс рейтинго-накопительной системы оценки знаний учащихся.

Декабрь 2007 года.