Интегрированный урок Стихи и песни о войне - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Интегрированный урок с использованием компьютерных технологий по... 1 52.69kb.
Интегрированный урок экономики, географии и информатики "Глобальные... 1 108.77kb.
Интегрированный урок немецкого языка, литературы и музыки 1 86.39kb.
Тема: «Да, наша жизнь текла мятежно…» Любовная лирика Н. А. 1 70.34kb.
Сценарий литературного вечера «Я лиру посвятил народу своему…» 1 79.24kb.
Интегрированный урок физики и информатики в 11 классе 1 73.07kb.
Историческое значение победы нашего народа в Великой Отечественной... 1 103.28kb.
Урок №1 Тема урока: «Младшие символисты» 1 87.69kb.
Всё просто и естественно. Это было в апреле 2005 года 1 30kb.
Урока. «Сырье хлебопекарного производства и оборудование, используемое... 1 76.08kb.
«Болезни и их симптомы» 1 140.55kb.
Урок по творчеству А. И. Солженицына 1 66.39kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Интегрированный урок Стихи и песни о войне - страница №1/1

Интегрированный урок

Стихи и песни о войне

Составила: Калинина А.И.,

учитель русского языка и литературы

цели урока: познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей.

Эпиграф: Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

В. Лебедев-Кумач (1943)

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА

(видеофрагменты, фотодокументы)
диск №3 п. 2 Вероломное нападение Германии на СССР


  1. §31 фотодокументы, сообщение Совинформбюро

  2. §31 фотодокументы. Песня «Священная война»

  3. §34 п. 3 Огненная дуга

- фото «Позиция бронебойщиков»

- фото «Залп «Катюши»

- фото «Огонь по врагу»

- видео «Танковое сражение»


  1. Битва за Днепр:

- плакат «Боец, Украина ждет тебя»

- фото «Форсирование Днепра»

- фото «Киев освобожден»
§35 Альбом




- фото «Бой на Графской набережной»ъ

- фото «В минуты досуга»

- фото «Залп «Катюши»

- плакат «Освободим Европу от фашистского рабства»

- плакат «На Запад»


  1. Победа на Балканах:

- фото «Жители Бухареста встречают советских солдат»

- фото «В освобожденной Болгарии»

- фото «Жители Белграда приветствуют советских воинов»


  1. Картина «Победа»

  2. Картина «Знамя победы над Рейхстагом»

  3. Видео «Поверженный фашизм»

- картина «Победа, Рейхстаг взят»

- картина «Праздник Победа»

- картина «Возвращение»

- картина «Автограф на Рейхстаге»

10. Плакаты, посвященные 60-летию победы в ВОВ, нарисованные учащимися 9-11 классов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ


  1. Сообщение Совинформбюро.

  2. Заучит первый куплет песни «Священная война» (по ходу высвечиваются фотодокументы)

  3. Чтецы


1-й ученик: Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учеников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.

2-й ученик: Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжелое время? Песни далеких, грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.

3-й ученик: Сколько их - прекрасных, незабываемых! В песнях этих запечатлены и трагические и счастливые страницы героических лт, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского Солдата!



4-й ученик: До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в великой Отечественной Войне по радио и телевидению, а чаще во время семейных праздничных застолий звучат песни военных лет, грустные. Задушевные, а иногда и веселые.

5-й ученик: Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, разные по своей манере, они наполняли жизнь русского человека, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия. Трогают наши сердца величием подвига.

6-й ученик: В своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза И.П. Баграмян отмечал: «У народа, слабого духом, на могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира… И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей».

7-й ученик: А.Александров писал: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева. С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею - песни…»

8-й ученик: Созданные в годы войны произведения являют собой образцы творчества, наполненного огненным дыханием эпохи, подлинным новаторским устремлением и жанровым многообразием.

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу фронтовом…», «Враги сожгли родную хату…».



Звучит песня «Враги сожгли родную хату…». Стихи М. Исаковского, музыка М. Блантера.

9-й ученик: Прослушана песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, решенная М. Исаковским и М. Блантером в трагическом ключе: прошагавшему пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы… Потрясение воина-победителя огромно. И вместе с солдатом слушатели смахивали слезу… С напряжением пели исполнители эту песню, как. Например, М. Бернес, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей, которая была поистине всеобщей.

10-й ученик: Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец тридцатых годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно. Что, защищая Родину, вот-вот примет на себя первый удар воин в зеленой фуражке - пограничник. О пограничниках в эти годы М. Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша». Почему?

11-й ученик: Скорее всего, потому что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества - музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное заботы о нем.

Звучит песня «Катюша».

Сообщение ученика «История создания песни «Катюша»

12-й ученик

Все мы любим милую «Катюшу»,

Любим слушать, как она «поет»:

Из врага выматывает душу,

А друзьям отваги придает…

С такими словами пели мирную, ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой сорок первого года, называя «Катюшами» многоствольные реактивные минометы.

Родилась «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера, автора «Партизана Железняка», «Песни о Щорсе» и других популярных песен пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его там с поэтом М. Исаковским и попросил написать песню для будущего первого номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе!» - заявил Василий Александрович…

- Я очень благодарен Регинину, - рассказывает Матвей Исаакович Блантер, - эта встреча вызвала к жизни много песен. Исаковский вскоре прочитал мне строчки, которые по словам поэта, кажутся ему музыкальными:

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой…

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой…

Записываю слова, как-то сразу проникшись их поэтичностью, чистотой и, пожалуй, танцевальностью - я почувствовал в ее игре ударений на берег, на высокий берег. И начинаю про себя напевать…

Мелодия сложилась очень быстро, но стихов, кроме первых восьми строчек, не было. Тогда поэт и композитор договорились, что в песне пойдет речь о пограничнике и о верной Катюшиной любви к нему… Через неделю Исаковский отдал мне большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Мы выбрали из них строчки, ставшие «Катюшей».



13-й ученик: Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой ее исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось бисировать песню трижды!

В песенных стихах Исаковского, очень народных в своей основе, с характерными для русского фольклора сравнениями (например, любимого с сизым орлом), с лаконичным и поэтически образным описанием весенней природы - столько светлого ощущения жизни, звонкой радости, а мелодия Блантера - яркая, запоминающаяся, танцевально-маршевая по ритму, озорная - полна при этом такой лирической силы, такого обаяния, что не полюбить «Катюшу» было просто невозможно. И люди полюбили ее.



14-й ученик: Когда началась ВОВ, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывали все новые и новые варианты песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце («С автоматом девушка простая»), Катюше-медицинской сестре («Раны Катя крепко перевяжет»). С катюшей связывали воины свои мечты о доме, о любимых.

15-й ученик: В Италии «Катюша» была боевым гимном партизан, в Болгарии она не раз даже принималась в качестве партизанского пароля, во Франции ее пели участники Сопротивления. Нашу «Катюшу» и сейчас знают во всем мире. В Японии, например, «Катюша» - самая любимая песня в репертуаре массовой музыкальной организации «Поющие голоса». Когда Блантер прилетел в Токио, тысяча маленьких девочек в национальных костюмах приветствовала его в аэропорту с «Катюшей»!

16-й ученик: Композитором было написано множество прекрасных песен. Но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей нашей планеты, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша».

Продолжение литературно-музыкальной композиции

17-й ученик: Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны и для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», - писал о феноменальной песенности стихов А. Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьев-Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи».

18-й ученик: Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьев» одной из лучших песен военной эпохи. Поэт- фронтовик Михаил Луконин вспоминал: «Как мы пели «Соловьи, соловьи…»! А как замечательно он сам (Фатьянов) – помню слезы Твардовского».

Звучит песня «Соловьи»

!9-й ученик: Из-за школьной парты ушел добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своем творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы о ВОВ:

«Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свиданья, мальчики…», «Песенка о пехоте» и другие.



Звучит выразительное чтение стихотворение