Интегрированный урок с использованием компьютерных технологий по теме - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по теме: «Производная в технике, физике, химии, экономике »... 1 178.92kb.
«Болезни и их симптомы» 1 140.55kb.
“ Есть ли будущее у нашей планеты”c использованием односоставных... 1 49.01kb.
Интегрированный урок экономики, географии и информатики "Глобальные... 1 108.77kb.
Разработка урока по теме «Биосинтез белка» с использованием компьютерных... 1 59.37kb.
Урок по литературе в 11 классе с использованием мультимедийных технологий 1 51.23kb.
Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения... 1 167.76kb.
Конспект Урока по русскому языку в 11 классе Тема В. В. Маяковский... 1 107.66kb.
Методическая разработка уроков по дисциплине «Информатика и икт»... 2 605.49kb.
Интегрированный урок немецкого языка, литературы и музыки 1 86.39kb.
Кодекс о хакерах и любителях компьютерных вирусов 1 101.39kb.
Гидрохимические методы 1 39.4kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Интегрированный урок с использованием компьютерных технологий по теме - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

им. адмирала Ф. Ушакова

Интегрированный урок

с использованием компьютерных технологий

по теме «Белки»,

10 класс
Составители: Белова Н.П.,учитель

химии СОШ №7;

Малинова З.В., учитель

биологии СОШ №7

Тутаев

2009
«Белки»


Интегрированный урок химии и биологии в 10 профильном химико – биологическом классе.

Цель:

Сформировать представление о белках, как о биополимерах на основе интеграции знаний по химии и биологии с использованием компьютерных технологий.



Оборудование:

Компьютеры, мультимедийный экран, опорные схемы - конспекты, таблицы, химическое оборудование для проведения качественных реакций на белки.



Предварительное задание на дом:

Из курса органической химии повторяем материал о строении и свойствах аминокислот;

Из курса биологии - функции и нахождение белков в природе.

Урок проводится по окончанию изучения химических свойств аминокислот в соответствии с программой курса общей биологии. На этот период учащимися изучены химический состав, строение и метаболизм клетки (обмен веществ и энергии клетки).



Ход урока

«Повсюду, где мы встречаем признаки жизни – мы встречаем белковые молекулы и повсюду, где есть белки, если они не находятся на стадии разложения, мы встречаем признаки жизни»

Ф. Энгельс в работе «Антидюринг».

План: (выводим на экран)

1. Распространенность белков в природе.

2. Химический состав белков.

3. Элементный состав белков.

4. Структура белков.

5. Пептидная связь.

6. Уровни организации белковой молекулы.

7. Классификация и значение белков в природе и жизни человека.

8. Свойства белков:

а) физические

б) химические

Учитель биологии:

Распространенность белков.

Все живые организмы, как животные, так и растительные, содержат белки, являющиеся важнейшими составляющими клеток и тканей. В организме человека белки также являются основными строительными блоками и находятся во всех его клетках.

Белки являются основными компонентами энзимов – биокатализаторов химических реакций, протекающих в живых организмах, а также гормонов – веществ, контролирующих деятельность тканей и органов.

Учитель химии

Химический состав.

Белки – очень сложные органические соединения. Их молекулы содержат огромное число атомов – от нескольких тысяч до нескольких миллионов, в зависимости от вида белка. Поэтому белки называют высокомолекулярными органическими соединениями – биополимерами или макромолекулами. Записываем элементный состав белков в тетрадь:

C, H, O, N, S, P

(демонстрируем молекулы гемоглобина, миоглобина и коллагена)



Вопрос классу:

Где находятся эти белки в организме и какие функции они выполняют?

Исследуем элементарный состав белков.

Провожу демонстрацию опытов по определению состава белков:

Опыт №1

В трех пробирках – кусок мяса, сыра и яичный белок. Нагреем их на огне, Наблюдая на стенках пробирок продукты.



Дети записывают вывод: в составе белков присутствуют C, H, O.
Опыт №2

Нагреваем яичный белок с раствором NaOH, поместим влажную универсальную индикаторную бумагу в горлышко пробирки.

Голубая окраска индикатора указывает на щелочную реакцию раствора, ощущается запах аммиака.

Дети записывают вывод: в состав белка входит азот.
Опыт №3

К раствору яичного белка добавить NaOH и несколько капель Pb(NO3)2. Нагреть содержимое пробирки.



Дети записывают вывод: в состав яичного белка входит сера.
Учитель биологии:

Структура молекулы белка.

Белки, встречающиеся в природе, имеют разнообразную структуру.

Демонстрируем уровни структуры белковой молекулы с помощью медной проволоки:

- первичная (линейная)

пример – фиброин шелка

- вторичная – спираль

- третичная – глобула

- четвертичная – эпимолекула, агломерат



Классификация и значения белков:

В зависимости от структуры молекулы, белки можно разделить на простые и сложные.

Простые белки построены только из аминокислот, связанных пептидными связями.

Сложные белки, кроме аминокислот, содержат еще сахара или жиры.



Вопрос классу:

Вспомните биологические функции белков!



Ответ:

- ферментативная

- строительная

- гормональная

- сигнальная

- энергетическая

- транспортная

- защитная

- двигательная

Учитель химии: подведем итог изученного.

1. Белки необходимы для нормального развития и жизнедеятельности человеческого организма.

2. Аминокислоты – основные составляющие белков.

3. Аминокислоты связаны между собой пептидной связью.

4. Белки можно разделить на простые и сложные.

Проверьте свои знания:

1 группа работает с компьютером, выполняя упражнения, а 2 группа выполняет тесты в печатном варианте.



Свойства белков.

Известные модели белки обладают различными физическими свойствами. Некоторые из них, белки волос, ногтей, когтей – нерастворимы в воде, тогда как другие – растворимы, например белок куриного яйца.

При растворении в воде белки обычно образуют коллоидные растворы, известные как золи.

Белки обычно бесцветны.

Одно из исключений – красный гемоглобин эритроцитов крови.

Учитель биологии:

Вопрос классу: Вспомните ферменты пищеварительных соков и какие реакции они катализируют (Амилазы – гидролиз полисахаридов, липазы – гидролиз жиров, протеазы – гидролиз белков).



Учитель химии:

Важнейшим свойством белков является денатурация – разрушение природной структуры белка.

Факторы, вызывающие денатурацию:

1. Температура (варка яиц, мяса и т.д.)

2. Действие солей тяжелых металлов, кислот, щелочей, спиртов.

3. Все виды излучений (рентгеновские, УФ, радиоактивные)



Опыты

К раствору белка куриного яйца (в 5 пробирок) добавляю:

В 1 пробирку – раствор NaOH

Во 2 пробирку – раствор Pb(NO3)2

В 3 пробирку – спирт

В 4 пробирку – соляную кислоту

Пробирку №5 – нагреть на огне

Во всех случаях произошла денатурация.



Учитель биологии:

Наличие белков в различных продуктах определяют с помощью реакции идентификации.


1. Горение субстанций, содержащих белок.

Опыт

Поместим перо и прядь волос в пламя.

Ощущаем характерный запах.

2. Ксантопротеиновая реакция.



Опыт

К раствору белка добавить раствор азотной кислоты и нагреть, появился ярко – желтый осадок.

3. Биуретовая реакция.

Опыт

В раствор белка добавить раствор едкого натра и сульфат меди, появится фиолетовое окрашивание.



Проверим свои знания

Работаем с компьютерами двумя группами.

1 группа – печатный текст

Подведение итогов урока:

1. Оценку знаний по качеству выполненных при закреплении учебного материала проводит компьютер.

2. Заключительное слово учителя.

3. Домашнее задание.

Выдаем опорные схемы – конспекты, по которым учащиеся должны вспомнить этапы биосинтеза белка в клетке.



§ 25.