Интегрированный урок географии обж в 8 классе. «Природно-антропогенный ландшафт и чс техногенного характера» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Интегрированный урок географии обж в 8 классе. «Природно-антропогенный ландшафт и - страница №1/1

МБОУ СОШ №2 с. Кривополянье

Чаплыгинского муниципального района

Липецкой области.

Интегрированный урок

географии - ОБЖ

в 8 классе.


«Природно-антропогенный

ландшафт и ЧС техногенного характера»


Подготовили и провели урок:

учитель ОБЖ Струганов А.И.

учитель географии Языков С.Н.


Тема урока «Природно-антропогенный ландшафт и чрезвычайные ситуации техногенного характера»
Урок изучения нового материала.
Цели урока:

1) образовательные:

- рассмотреть понятие антропогенный ландшафт;

- изучить виды природно-антропогенного ландшафта;

- выявить отличия антропогенного ландшафта от природного;

- сформировать у обучающихся представление о ЧС техногенного характера;

- рассмотреть виды ЧС техногенного характера;

- показать влияние ландшафта на жизнь и здоровье человека.

2) воспитательные – оказать влияние на формирование у учащихся экологической культуры, показать важность заботы об окружающей среде.

3) развивающие - продолжить формирование у учащихся умений высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Опережающее задание: подготовить сообщение по теме «Ландшафтный дизайн»
Ход урока.


Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

  1. Орг.

момент.

Проверка наличия обучающихся и их готовности к работе.





2. Подготовка обучаю-щихся к изучению нового материала.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

Сегодня у нас несколько необычный урок, на котором мы с вами проследим как в результате деятельности человека может изменяться естественная окружающая среда и к каким последствиям это может привести.

Запишем тему «Природно-антропогенный ландшафт и ЧС техногенного характера».

Целью нашего сегодняшнего урока является изучение особенностей и видов природно-антропогенного ландшафта, рассмотрение понятия и видов ЧС техногенного характера и выявление влияния ландшафта на жизнь и здоровье человека.

План урока следующий (написан на доске):


  1. Понятие и виды природно-антропогенного ландшафта.

  2. ЧС техногенного характера.

  3. Влияние ландшафта на жизнь и здоровье человека.

Записывают тему.


Слушают.

3.Изучение нового материала.





  1. Понятие и виды природно-антропогенного ландшафта.

С понятием ландшафт мы с вами уже познакомились. Напомним что это? При этом мы рассматривали только природные ландшафты. Однако человек в процессе своей жизнедеятельности постоянно вносил новые элементы в естественный ландшафт и появились другие виды ландшафтов, получившие название природно-антропогенные ландшафты. Запишем определение.

Природно-антропогенный ландшафт – ландшафт, преобразованный деятельностью человека, но сохраняющий естественный характер и подчиняющийся природным закономерностям в своем развитии.



В чем же заключается отличие природно-антропогенных ландшафтов от естественных? Ответим на этот вопрос, прочитав пункт в учебнике на стр. 142

Какие примеры природно-антропогенных ландшафтов, т.е. ландшафтов созданных человеком, но развивающихся по природным законам можно привести?

Действительно без поддержки человека эти ландшафты быстро разрушаются и превращаются в другие комплексы. Например, возьмем заброшенные деревни или города, что с ними будет через несколько десятилетий?

Но, несмотря на природные закономерности естественных ландшафтов к настоящему времени осталось не много, а городские и промышленные ландшафты становятся все более привычной частью современного пейзажа.

Можно выделить следующие виды природно-антропогенных ландшафтов:

- сельскохозяйственные

- лесохозяйственные

- промышленные

- городские

- природные технические.



Определите вид ландшафта по картинке.

Приведите пример каждого ландшафта?

Однако изменяя природные комплексы и создавая различные технические сооружения человек, одновременно создает и новые опасности для себя. Какие же опасности они несут? Об этом нам расскажет учитель ОБЖ.





  1. ЧС техногенного характера.

Мы с вами уже знакомились с понятием чрезвычайная ситуация природного характера. Что это? Какие примеры можно привести?

ЧС техногенного характера вызваны другими причинами, они связаны с хозяйственной деятельностью человека. Поэтому, ЧС техногенного характера – это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей. Запишем определение.

Признаки ЧС техногенного характера:

1) обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия (сама авария, катастрофа, еще не является чрезвычайной ситуацией, а лишь может стать источником ее возникновения);

2) наличие или возможность возникновения тяжелых последствий (человеческие жертвы, ущерб здоровью и окружающей среде, материальные потери и нарушения жизнедеятельности);

3) техногенный характер события, то есть его связь с технической, производственной сферой деятельности человека.

Причиной ЧС техногенного характера является производственная авария - это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте (определенной территории или акватории) угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

В зависимости от тяжести и масштабности выделяют мелкие аварии – происшествия, крупные аварии и катастрофы - крупномасштабные аварии, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значитель­ный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

По масштабу распространения и с учетом тяжести последствий все чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают локальными (объектовыми), местными, территориальными, региональными, федеральными.

К локальным (объектовым) чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами.

К местным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района).

К территориальным чрезвычайным ситуациям относятся такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования).

К региональным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации.

К федеральным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации.

Другая классификация выделяет ЧС в зависимости от природы их происхождения, с ними мы познакомимся, изучив информационную карту.

Какие из перечисленных видов аварий были в последние несколько лет на территории нашего района?

Какие из этих аварий вообще возможны в нашем районе?

И самое главное, что ни одна страна и ни один город в мире не застрахован от возможности возникновения чрезвычайной ситуации. Поэтому необходимо принимать меры по профилактике ЧС, повышению устойчивости предприятий и подготовке населения к действиям в опасных ситуациях.




  1. Влияние ландшафта на жизнь и здоровье человека.

Как вы считаете, зависит ли здоровье человека от окружающего ландшафта? В чем негативное воздействие ландшафта на здоровье? Может ли ландшафт оказать положительное воздействие на здоровье?

Поэтому люди всегда стремились окружить себя красивыми и максимально благоустроенными ландшафтами, т.е. культурными ландшафтами. Запишем определение.

Культурный ландшафт – это природно-антропогенный комплекс, сознательно созданный для практического использования, постоянно регулируемый и охраняемый от неблагоприятного воздействия. Наиболее яркими примерами культурного ландшафта являются садово-парковые ландшафты в Петродворце и Царском Селе. Данные комплексы созданы для императоров, но и каждый из нас может благоустроить свой дом и свой участок, став для себя ландшафтным дизайнером. Кто такой дизайнер?

Давайте послушаем доклад о ландшафтном дизайне.

Вот к созданию таких красот и нужно стремиться. Будем надеяться, что ландшафтами будущего станут культурные ландшафты, в основе которых будет полная гармония взаимоотношений всех компонентов природы и деятельности человека.


Отвечают на вопрос.

Записывают.

Отвечают на вопросы.

Слушают.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.
Слушают.

Записывают.


Слушают.

Читают и отвечают на вопрос.


Отвечают на вопрос.

Записывают.

Ученик рассказывает доклад.


4.Закреп-ление



А теперь давайте посмотрим, как вы усвоили тему. Выполним несколько контрольных заданий.

Соотнесите вид природно-антропогенного ландшафта и возможную чрезвычайную ситуацию в нем.
Итак, ребята давайте подведем итог сегодняшнего урока.

Отвечают на вопрос.




5.Д/з.

Параграф 24.


Записывают д/з

6.Итоги урока

Выставление оценок.


Подают дневники.