Инструкция по выполнению работы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 130.02kb.
Региональный экзамен по русскому языку в 7 классе фио учащегося Наименование... 1 280.67kb.
Инструкция для работы в электроустановках командированному персоналу. 18 4284.35kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине... 1 28.49kb.
Методические указания к выполнению расчётно-графической работы (для... 2 525.77kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине... 1 72.4kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Псков... 1 107.96kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине... 4 624.6kb.
Методические указания По выполнению курсовой работы «финансы и кредит» 1 107.2kb.
Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов... 1 229.43kb.
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... 1 127.41kb.
Социальная психология 17 5127.36kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Инструкция по выполнению работы - страница №1/5

Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ РОССИИ

Вариант № 10

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится

3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 57 заданий. Часть 1 состоит из 40 заданий (А1 - А40). К каждому заданию дается

4 варианта ответа, только один из которых верный.

Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания букв).

Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ на специальном бланке для записи ответов в свободной форме.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!
Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 — А40) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 В каком году произошло событие, вызвавшее «радость великую», но и «печаль большую по убитым от Мамая на Дону»?

1) 1068г.

2) 1242 г.

3) 1380г.

4) 1471г.

А2 Кто из московских князей первым получил право сбора дани в пользу Орды со всех русских земель?

1) Иван Калита

2) Андрей Боголюбский

3) Юрий Долгорукий

4) Василий II Темный

А3 Жителей русских городов, занимавшихся торговлей и ремеслом, называли

1) смердами

2) посадскими людьми

3) «черными людьми»

4) холопами

А4 Введённые в 1581 г. «заповедные лета»

1) увеличивали плату за пожилое

2) вводили правило «Юрьева дня»

3) ликвидировали правило «Юрьева дня»

4) делали крепостное состояние наследственным

А5 Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьева и укажите, к кому из исторических деятелей относится эта характеристика. «Борьба с боярством была исторической необходимостью; война с Ливонией доказала политическую прозорливость государя... Это был, бесспорно, самый даровитый государь, какого только нам представляет русская история до Петра Великого, самая блестящая личность из всех Рюриковичей».

1) Дмитрию Донскому

2) Ивану III Великому

3) Ивану IV Грозному

4) Ярославу Мудрому

А6 В каком году произошел в Москве «Медный бунт»?

1) 1497г.

2) 1533г.

3) 1662г.

4) 1707г.

А7 «Это бунтовщик хуже Пугачёва», — так Екатерина II характеризовала

1) Н.И. Новикова

2) Н.М. Карамзина

3) Г.Р. Державина

4) А.Н. Радищева

А8 Как называли служащих центральных государственных учреждений в XVII в.?

1) казаками

2) приказными

3) ясачными

4) рекрутами

А9 Введение бессрочного сыска крестьян произошло в правление

1) Бориса Годунова

2) Михаила Романова

3) Алексея Михайловича

4) Федора Алексеевича

А10 Реформы Петра I привели к

1) созданию Сената

2) созданию Государственной думы

3) усилению роли Земских соборов

4) усилению роли Боярской думы

А11 Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о ком идет речь в отрывке.

«Вел активную внешнюю политику. Крупнейшим событием было воссоединение Украины с Россией и возвращение части исконных русских земель по левому берегу Днепра, а также Киева... Усилилось проникновение в России западной культуры, последних достижений в военном деле, в частности, полков нового строя... было принято Соборное уложение, давшее новые права дворянству».

1) Иване Грозном

2) ПетреI

3) Алексее Михайловиче

4) Павле I



А12Какое из перечисленных мероприятий было проведено раньше всех остальных?

1) сведение крестьянских участков в единый отруб

2) издание указа «о вольных хлебопашцах»

3) отмена выкупных платежей

4) проведение реформы управления государственными крестьянами П.Д. Киселева

А13Кто из перечисленных ниже лиц был историком?

1) Т.Н. Грановский

2) В.Г. Белинский

3) Г.В. Плеханов

4) В.И.Засулич

А14 Укажите фамилию народника, члена кружка ишутинцев, 4 апреля 1866 г. в Санкт-Петербурге совершившего покушение на Александра II.

1) П.И. Пестель

2) Д.В. Каракозов

3) А.И. Герцен

4) Н.Г. Чернышевский

А15 Как называлась особая форма организации войск, созданная в России в 1810-х гг. с целью уменьшения военных расходов и существовавшая до 1857г.?

1) военные поселения

2) казацкое войско

3) гвардейские полки

4) народное ополчение

А16 Из перечисленных лиц декабристом был

1) С.Г. Волконский

2) Г.В. Плеханов

3) Н.И. Новиков

4) А.Н. Радищев

А17Что повлияло на решение Александра II о проведении Крестьянской реформы?

1) победа России в Отечественной войне

2) поражение России в Крымской войне

3) победа России в русско-турецкой войне

4) отмена рабства в США

А18 Какие из перечисленных территорий вошли в состав Российской империи во второй половине XIX в.?

А) Северный Кавказ

Б) Бухарский эмират

В) Украина

Г) Самарканд

Д) Восточная Грузия

Е) Великое княжество Финляндское

Укажите верный ответ. 1) АБВ 2) АБГ 3) БДЕ 4) ВГЕ



А19 Прочтите отрывок из книги А.Н. Бенуа и укажите фамилию художника, о котором идет речь.

«<Художнику> ... пришлось бросить Рим, и, таким образом..., после 25 лет отсутствия, он предстал на суд петербургской публики со своей большой картиной...

Не прошло и месяца со дня его возвращения в Петербург, еще... тянулись мучительные и оскорбительные для художника переговоры о покупке «Явления Христа», когда вдруг разнеслась весть, что <художник> умер».

1) И.И. Левитан

2) Н.К. Рерих

3) В.В. Верещагин

4) А.А. Иванов

А20 Прочтите отрывок из труда представителя общественной мысли России ХIХ в. и укажите, как назывались участники общественного движения, о которых идет речь.

«Поборники первого направления в настоящую возможность этой революции не верят. Но так как они не хотят и не могут оставаться покойными зрителями народных бед, то они решаются идти в народ для того, чтобы братски разделить с ним эти беды, а вместе с тем и для того, чтобы его научить, подготовить, не теоретически, а на практике своим живым примером...

Другой путь - боевой, бунтарский. В него мы верим и только от него ждем спасения».

1) петрашевцs

2) декабристы

3) славянофилы

4) народники

А21 Что из перечисленного относилось к 1905 г.?

1) работа первой Государственной думы

2) образование партии октябристов

3) работа второй Государственной думы

4) образование в РСДРП фракций большевиков и меньшевиков

А22Программа П.А. Столыпина предполагала

1) ликвидацию крепостного права

2) ограничение самодержавия

3) проведение аграрной реформы

4) уничтожение помещичьего землевладения

А23 Гражданская война на европейской территории России завершилась в

1) декабре 1918г.

2) июне 1919 г.

3) ноябре 1920 г.

4) октябре 1922г.

А24На каком корабле была начата в 1933 г. экспедиция по освоению Северного морского пути, завершившаяся после крушения корабля 2-месячным дрейфом команды и пассажиров в полярных льдах и их спасением летчиками полярной авиации?

1) «Челюскине»

2) «Ленине»

3) «Мирном»

4) «Авроре»

А25 Продразверстка в Советской России — это

1) насильственное изъятие продовольствия у крестьян

2) денежный налог с крестьянства

3) форма всеобщей трудовой повинности

4) способ распределения урожая в сельскохозяйственных коммунах

А26 В какой период, в связи с какими процессами советским руководством был выдвинут лозунг «Кадры решают все!»?

1) в первые месяцы после установления советской власти

2) в период создания Красной армии

3) на завершающем этапе гражданской войны

4) в период индустриализации

А27 Что было одной из причин победы советских войск в Сталинградской битве?

1) проведение накануне сражения партизанской операции «рельсовая война»

2) успешное взаимодействие советских фронтов и армий в оборони­тельный и наступательный периоды

3) выход союзников Германии из гитлеровского блока и военных действий

4) полное снятие блокады Ленинграда и переброска советских войск в Сталинград

А28 Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком политическом деятеле идет речь.

«В IV Государственной думе он был сначала председателем небольшой группы трудовиков, а затем вместе с этой группой примкнул к партии социалистов-революционеров. В момент переворота [1917 г.]... он был избран товарищем председателя Петроградского Совета и солдатская масса видела в нем человека, тесно связанного с Советом и с социалистической партией... Он хотел быть надпартийной, общенациональной фигурой. Замечательно, что [...] имя которого впоследствии стало синонимом слабого, безвольного правительства, имел большие субъективные наклонности к сильной власти, к командованию».

1) А.И. Гучкове

2) Л.Д. Троцком

3) П.Н. Милюкове

4) А.Ф. Керенском



А29 Для координации действий партизан в годы Великой Отечественной войны был создан

1) Наркомат по координации действий армии и партизанских объеди­нений

2) Центр объединения партизанских бригад

3) Центральный штаб партизанского движения

4) Комитет по руководству партизанскими соединениями

А30 Прочтите отрывок из докладной записки Л. Берия от 21 июня 1941 г. и

укажите, кому она была направлена.

«...Я вновь настаиваю на отзыве и наказании нашего посла в Берлине

Деканозова, который по-прежнему бомбардирует меня «дезой» о якобы

готовящемся Гитлером нападении на СССР. Он сообщил, что это

«нападение» начнется завтра...

Но я и мои люди... твердо помним Ваше мудрое предначертание: в 1941 г.

Гитлер на нас не нападет!..»

1) В.М. Молотову

2) К.Е. Ворошилову

3) М.И. Калинину

4) И.В. Сталину



А31Какое из событий произошло в 1940-е гг.?

1) упразднение Государственного Комитета Обороны

2) организация дела «врачей-убийц»

3) арест Л. Берии

4) XX съезд КПСС

А32 Прочтите высказывание немецкого военачальника Ф. Гальдера, относящееся к концу 1930-х гг., и укажите, что из перечисленного было причиной описываемого положения.

«Русский офицерский корпус исключительно плох. Он производит худшее впечатление, чем в 1933 г. России потребуется 20 лет, пока она достигнет прежней высоты».

1) отсутствие в СССР высших военных учебных заведений

2) недостаточное внимание руководителей государства к укреплению армии

3) репрессии против командного состава армии

4) потери в офицерском составе во время военных операций в Польше



А33 Ликвидация «антипартийной группы» Г. Маленкова, В. Молотова, Л. Кагановича произошла, когда руководителем СССР был

1) И. Сталин

2) Н. Хрущев

3) Л. Брежнев

4) Ю. Андропов

А34 К числу политических реформ, осуществленных в период перестройки в СССР, относится

1) введение цензуры

2) учреждение съезда народных депутатов СССР

3) принятие новой Конституции

4) ликвидация многопартийности

А35 «Ограниченным контингентом» войск были названы войска, направленные руководством СССР в

1) Венгрию

2) Таджикистан

3) Абхазию

4) Афганистан

А36 Что из перечисленного было одним из последствий приоритетного развития тяжелой промышленности в 1945 - 1953 гг.?

1) децентрализация управления промышленностью

2) тяжелое положение сельского хозяйства

3) развитие легкой промышленности ускоренными темпами

4) превосходство над США в получении промышленной продукции на душу населения

А37 В 1990-е гг. Россия была принята в

1) Совет Европы

2) ОВД

3) НАТО


4) ООН

А38 Внешнюю политику России в 1990-е гг. характеризовало ослабление отношений с бывшим союзником

1) Кубой


2) Объединенными Арабскими Эмиратами

3) Южной Кореей

4) Японией

А39Какие события культурной жизни СССР произошли в период, когда руководителем государства был Н. Хрущев?

А) публикация повести И. Эренбурга «Оттепель»

Б) проведение в прессе острых дискуссий о путях дальнейшего развития страны

В) выпуск новых журналов «Юность», «Москва», «Иностранная литература» и др.

Г) издание трудов крупнейших русских философов - Н. Бердяева,В. Соловьева, В. Розанова и др.

Д) проведение первого международного конкурса скрипачей и пианистов имени П.И. Чайковского

Е) публикация произведений В. Набокова, В. Ходасевича и других ранее запрещенных писателей

Укажите верный ответ.

1) АБГ 2) АВД 3) БГЕ 4) ГДЕ

А40 Прочтите отрывок из воспоминаний члена Политбюро ЦК КПСС К.Т. Мазурова и укажите, в связи с событиями в какой стране проводилось заседание, о котором идет речь.

«Несмотря на нюансы, общая позиция была единой: надо вмешиваться. Трудно было представить, что у наших границ появится буржуазная парламентская республика, наводненная немцами ФРГ, а вслед за ними и американцами. Это никак не отвечало интересам Варшавского Договора... В ночь с 21 на 22 августа снова собрались на заседание. Брежнев сказал: «Будем вводить войска...». Послышался вздох облегчения».

1) ГДР 2) Чехословакии 3) Болгарии 4) Польше
Часть 2
Задания В1 - В10 требуют ответа в виде одного-двух слов или последовательности букв, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1 -В10), начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

B1 Расположите имена исторических лиц в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

А) П. Столыпин Б) М. Сперанский В) А. Орлов Г) Б. Хмельницкий



1

2

3

4














B2 Установите соответствие между событиями и датами. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.

СОБЫТИЯ ДАТЫ

1) царствование Бориса Годунова А) 1606-1607 гг.

2) восстание под предводительством И. Болотникова Б) 1667-1671 гг.

3) восстание под предводительством Степана Разина В) 1598-1605 гг.

4) восстание под предводительством Е. Пугачева Г) 1773 — 1775 гг.

Д) 1707-1708 гг.


1

2

3

4














B3 Прочтите отрывок из исторического сочинения и напишите фамилию руководителя крестьянского восстания, о котором идет речь. «Пылали дворянские усадьбы; бежали в панике отряды, руководимые испытанными генералами; передавались бунтовщикам тысячи казаков, крестьян и горожан; находились даже попы и офицеры, присягавшие ему в надежде, что он отнимет власть у Екатерины... Понадобилось послать командующего правительственными войсками Петра Панина и самого Суворова, чтобы они усмирили губернии, охваченные огнем восстания».

Ответ: _________________________________________



B4 Установите соответствие между направлениями общественной мысли и фамилиями представителей этих направлений. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.

НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ ФАМИЛИИ

1) славянофильство А) А.И. Герцен

2) утопический социализм Б) В.И. Ленин

3) западничество В) А.С. Хомяков

4) социал-демократия Г) Н.М. Муравьев

Д) Б.Н.Чичерин

1

2

3

4














B5 Прочтите отрывок из записок графа де Сегюра и напишите название войны, о событиях которой говорится в отрывке.

«Император решил отступать... по той дороге, которая даст возможность удалиться от неприятеля. Но ему нужно было вынести страшную борьбу с собой, для того чтобы он смог заставить себя решиться на такой небывалый для него шаг. Это решение было так мучительно, так оскорбляло его гордость, что император лишился чувств... Замечательно то, что он приказал отступать к северу в ту минуту, когда Кутузов со своими русскими еще потрясенными схваткой при Малоярославце, отступал к югу».

Ответ:________________________________________

B6 Прочтите отрывок из прокламации ЦК партии (1902 г.) и напишите сокращенное название этой партии.

«...Сильнее, чем кто бы то ни было, мы во всеуслышание порицаем, как это всегда делали наши героические предшественники «Народной воли», террор, как тактическую систему в свободных странах. Но в России, где деспотизм исключает всякую открытую политическую борьбу и знает только один произвол,… - мы вынуждены противопоставить насилию тирании силу революционного права».

Ответ:__________________________________________________________

B7 Установите соответствие между фамилиями известных людей 1930-х гг. и родом их профессиональной деятельности. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.

ФАМИЛИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1) М.М. Раскова, П.Д. Осипенко А) участники полярных экспедиций

2) И.Д. Папанин, О.Ю. Шмидт Б) летчики

3) В.М. Молотов, М.М. Литвинов В) военачальники

4) В.К. Блюхер, И.П. Уборевич Г) дипломаты

Д) создатели нового оружия

1

2

3

4














B8 Прочтите отрывок из воспоминаний участника митинга, происходившего в Петрограде в октябре 1917 г., и напишите пропущенное в тексте название органа власти.

«Вокруг меня было настроение, близкое к экстазу, казалось, толпа запоет сейчас без всякого сговора и указания какой-нибудь религиозный гимн... Троцкий формулировал какую-то общую краткую резолюцию... Кто за? Тысячная толпа как один человек подняла руки... Троцкий чеканил слова: «Это ваше голосование пуст будет вашей клятвой всеми силами, любыми средствами поддержать _________________ , взявший на себя великое бремя довести до конца победу революции и дать землю, хлеб и мир!»

Ответ: __________________________________

B9 Установите соответствие между понятиями и фамилиями руководителей СССР, при которых эти понятия появились или широко использовались. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк.

ПОНЯТИЯ РУКОВОДИТЕЛИ СССР

1) военно-стратегический паритет А) И. В. Сталин

2) общечеловеческие ценности Б) Н.С.Хрущев

3) реабилитация В) Л.И. Брежнев

4) репарации Г) М.С. Горбачев

Д) Ю.В. Андропов

1

2

3

4














B10 Прочтите высказывание руководителя СССР после его отставки и напишите его фамилию.

«Может быть, самое главное из того, что я сделал, заключается в том, что они смогли меня снять простым голосованием, тогда как Сталин велел бы их всех арестовать».

Ответ: ____________________________________


следующая страница >>