Инновации в профессиональном образовании и обучении. Образовательная технология «Учебная фирма». Пособие для преподавателей/ Под ред - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Инновации в профессиональном образовании и обучении. Образовательная технология «Учебная - страница №1/1

Инновации в профессиональном образовании и обучении. Образовательная
технология «Учебная фирма».
Пособие для преподавателей/ Под редакцией
Завгородней А. В., Борисовой Г. В., Архангельской С. В. — СПб.: Изд-во ООО
«Полиграф-С», 2004. — 224с.
Данное пособие разработано при финансовой поддержке КультурКонтакт (Австрия) по результатам международного проекта ТАСИС "Модернизация содержания профессионального образования и обучения, подготовка к рыночной экономике. Создание учебных фирм в Санкт-Петербурге". Координацию проекта и работу по созданию пособия осуществляло Северо-Западное агентство международных программ.

В пособии обобщен пятилетний опыт работы преподавателей учебных фирм, созданных в Санкт-Петербурге в рамках проекта. В пособии рассматривается комплекс вопросов, связанных с организационно-методическими аспектами создания и функционирования учебной фирмы как новой технологии обучения . В нем содержится большое количество примеров, взятых из опыта работы образовательных учреждений, подходы к разработке рабочей программы по курсу "Учебная фирма", рекомендации по планированию учебных занятий, приводятся образцы документов, необходимых для создания и функционирования учебной фирмы как имитационной модели реального предприятия.

Пособие предназначено для преподавателей учреждений профессионального образования, в которых реализуется или будет реализовываться данная образовательная технология.
СТРУКТУРА ПОСОБИЯ

Вступление

Введение

Глава 1. Организационно-методические аспекты разработки и внедрения курса «Учебная фирма»

1.1. Цели и задачи внедрения образовательной технологии «Учебная фирма»

1.2. Различные подходы к включению курса «Учебная фирма» в учебный план профессионального образовательного учреждения

1.3. Разработка рабочей программы по курсу «Учебная фирма»

1.4. Рекомендации по планированию учебных занятий

1.5. Роль преподавателя в создании и организации работы учебной фирмы

1.6. Материально-техническое оснащение учебной фирмы

Глава 2. Методические рекомендации по обеспечению учебного процесса по курсу «Учебная фирма»

2.1. Создание учебной фирмы

Выбор вида деятельности

Создание учредительных документов и регистрация

Разработка структуры и функций отделов учебной фирмы

Документы учебной фирмы. Документооборот

2.2. Функционирование учебной фирмы

Управление учебной фирмой

Прием на работу и работа с персоналом

Работа секретаря

Маркетинговая деятельность

Организация покупок и продаж

Бухгалтерский учет

Глава 3. Контроль и анализ результатов деятельности учебной фирмы

3.1. Контроль и оценка профессиональных и ключевых навыков учащихся

3.2. Анализ коммерческой деятельности учебной фирмы

Заключение

Приложения

Образовательная технология «Учебная фирма»
ВВЕДЕНИЕ

«Эталонной учебной фирмы не существует»

Йорг Трейтл, австрийский эксперт
Санкт-Петербург 2002
Идея о практическом изучении экономических взаимосвязей с помощью модели предприятия появилась еще в XVIII веке. С тех пор получили развитие разные модели. Наиболее известной стала модель Пражской торговой академии, разработанная профессором Оденталем. Он делил класс на четыре группы, которые осуществляли различные коммерческие операции. Одна группа ведала банком, другая — транспортно-экспедиционным агентством, две другие занимались складами. Школьники избирали правление, назначали доверенных лиц, бухгалтера и других сотрудников. Они вели бухгалтерский учет, проводили через банк платежи, руководствуясь в своей работе коммерческим планом. В 70-е годы XX века учебные фирмы заняли свое место в системе повышения квалификации взрослых. Начиная с 80-х годов, резко повышается число учебных фирм и в системе школьного и профессионального образования.

Учебная фирма является местом обучения, где происходит имитационное моделирование деятельности предприятия со всеми присущими ему организационными формами и рабочими процессами. В учебной фирме деятельность предприятия имитируется с образовательными целями. Теория бизнеса изучается через практику. Работая в учебной фирме, учащиеся приобретают навыки предпринимательства, менеджмента, бухгалтерского учета, делопроизводства, коммуникативные навыки, навыки работы в команде, необходимые работникам всех производственных структур — от предпринимателя до исполнителя.

Сильной стороной учебной фирмы являются ее контакты с другими учебными фирмами. Так же как предприятия в реальном рыночном хозяйстве, учебные фирмы находятся в коммерческих отношениях друг с другом, входя в сеть учебных фирм в своей стране или в международную сеть учебных фирм. Через эту сеть учащиеся знакомятся с экономической культурой партнеров в своей стране и за рубежом. На основе своих деловых контактов с зарубежными учебными фирмами они устанавливают партнерские отношения между школами, что приводит к совместным проектам и школьному обмену.

Сервисное бюро по обслуживанию учебных фирм, или Центральный офис, управляет сетью учебных фирм внутри страны, а также выступает связующим звеном между отечественной и международной сетью учебных фирм. Центральный офис предоставляет учебным фирмам услуги, необходимые для развития деловых связей, существующих в реальной экономике, причем услуги такого рода учебные фирмы сами предлагать друг другу не могут. Речь идет об имитации деятельности банка и других государственных учреждений и ведомств, таких как налогово-финансовое управление, социальное страхование, торговая палата.

В учебной фирме учащиеся осуществляют основные коммерческо-административные виды деятельности, начиная от оформления всех необходимых документов до предоставления услуг и покупки и реализации товаров. Учащиеся проводят телефонные переговоры, ведут деловую переписку, принимают и обслуживают клиентов, оформляют заявки, финансовые документы, совершают сделки с другими учебными фирмами. При этом вся деятельность должна производиться с учетом существующего законодательства и правовых норм. Разумеется, учебная фирма не продает реальные товары и услуги и не располагает реальными деньгами.

Но в учебной фирме, как и в любом реальном предприятии, есть отдел кадров, секретариат, бухгалтерия, отделы маркетинга, продаж, логистики. Учащиеся «работают» директорами фирм, начальниками отделов по персоналу, продажам и закупкам, специалистами по маркетингу и рекламе, бухгалтерами, используя в работе современные информационные и коммуникационные технологии и осваивая все производственные виды деятельности, работая по очереди в разных отделах.

Большое значение для успешной работы учебной фирмы имеет сотрудничество с реальными предприятиями. Над многими учебными фирмами берут шефство реальные предприятия. Они оказывают учебным фирмам финансовую помощь, организуют проведение экскурсий на предприятиях, предоставляют места для практики учащихся.

Наряду с учебной фирмой существуют также и другие виды моделей предприятия, служащие учебным целям, классификация которых показана на приведенном ниже рисунке.



Рис. 1. Классификация имитационных моделей предприятия
для учебных целей

Приведем краткий обзор моделей, представленных на рисунке.

Учебное бюро или предприятие-модель воспроизводит рабочие процессы предприятия в закрытой модели, основывающейся на деловой игре. В учебном бюро все фиктивно — товар, деньги, реального контакта с внешним миром не происходит. Деловые процессы — общение с клиентами, поставщиками, учреждениями и предприятиями сферы обслуживания, инициируются учителем или задаются компьютерной программой.

В фирме юниоров учащиеся обслуживают часть реального предприятия и принимают реальные решения в учебных целях. В ней все реально, и никто не защищен от финансовых неудач. Известен пример немецкой железной дороги, которая передает ряд небольших железнодорожных вокзалов в управление учащимся выпускных классов, консультантом которых является мастер. Учащиеся обслуживают вокзал в течение определенного периода времени совершенно самостоятельно.

Идея создания мини-предприятий принадлежит американской организации «Достижения молодых». По инициативе этой организации в 20-30-е годы в школах начали возникать первые мини-предприятия, которые получили глобальное распространение и имеются сейчас во всех частях света. Мини-предприятия называют иначе молодежными фирмами или «реальными учебными фирмами», так как учащиеся создают на определенный период времени реальное предприятие. Учащиеся торгуют услугами и товарами, получают реальный доход, принимая таким образом участие в народном хозяйстве. В отношении учреждения, организации и руководства мини-предприятием действуют те же принципы, что и для учебной фирмы. Но если учебная фирма является всего лишь моделью, то тот, кто занимается мини-предприятием, несет коммерческие риски. Ошибочные решения, которые не имеют последствий для учебной фирмы, могут повлечь здесь за собой потери, которые в конечном итоге должен покрывать владелец мини-предприятия. Учащиеся, которые основывают мини-предприятие, отвечают сами за себя в течение одного учебного года. Затем предприятие ликвидируется. Поэтому в школьной сфере можно организовывать мини-предприятия только при условии, что риски за него будет нести шефское предприятие или если его функционирование связано с незначительным риском

Концепция школьной или ученической фирмы была разработана в 90-е годы Немецким фондом детей и юношества. Учащиеся совместно организуют реальную фирму, которую финансируют различные учреждения. Получение прибыли в школьных фирмах является делом второстепенным, самый важный опыт, который должны приобрести учащиеся, — это чувство ответственности. Как я поступаю по отношению к другим людям? Как я могу их убедить и заинтересовать? Работа в школьной фирме помогает учащимся почувствовать уверенность в своих силах, идет ли речь о телефонном звонке в авиакомпанию или о принятии серьезного решения. Изделия или услуги школьной фирмы находят сбыт на реальном рынке. Создавая школьную фирму, учащиеся должны задумываться о преемственности, а значит — привлекать одноклассников, обучать новичков. Для этого необходимо иметь выдержку и упорство.

Приведем пример одной школьной фирмы. Школьники открыли кафе и в течение учебного года руководили его работой. В конце учебного года они начали искать других подростков, которые хотели бы работать в кафе в следующем году. Ребят поддерживали учителя и сотрудники службы занятости. Школьники трудились в основном в свободное время и лишь частично в учебное. Им начислялась зарплата, но ее было решено откладывать на совместный отпуск.

Обращаем внимание читателей на различия учебной фирмы и реального предприятия, которые приведены в следующей таблице и о которых мы уже частично говорили выше.




Критерии различия

Учебная фирма

Реальная фирма

Товар

Имитация товаров и услуг

Полный спектр товаров и услуг

Денежный поток

Нет реальных денег

Реальные деньги

Управленческие решения

Учащиеся принимают решения как в реальной ситуации

Полный спектр возможных решений

Риск предприятия

Не существует риска

Риск существует

Внешние контакты

Контакты с другими УФ, часто под влиянием учителя

Экономическая ситуация

Полнота задач и видов деятельности

Расширение задач как учебный процесс

Выполнение задач и вся связанная с этим деятельность является необходимостью

Обучение и самоанализ

Обучение и самоанализ являются центральными элементами

Повседневная работа является главной для многих фирм

Ротация персонала

Смена видов деятельности является средством обучения

Смена видов деятельности является элементом повышения квалификации кадров в современной успешной фирме

Выбор отрасли и продукции

Выбор осуществляют преподаватели и учащиеся с учетом рынка учебных фирм и реального рынка

Выбор осуществляет предприниматель в условиях реального рынка

Часы/время работы

3-5 часов в неделю

Обычные часы работы

Критерии успеха

Количество «возможностей» обучения: динамика работы, количество входящей и исходящей корреспонденции, количество сделок и т. д.

Прибыль, завоевание долгосрочной позиции на рынке, сохранение предприятия и рабочих мест

Итак, уважаемые читатели, мы познакомили вас с дидактической концепцией «Учебная фирма». Мы также попытались кратко представить и другие модели учебных предприятий. Все они могут быть эффективно использованы в учебном процессе при создании определенных условий в вашем учебном учреждении. Для этого потребуется материально-техническое и методическое обеспечение. Но, на наш взгляд, не это главное. Главное — это заинтересованность и творческий подход преподавателей к своей деятельности. Мы надеемся, что педагоги , которые пытаются внедрять в практику своей работы инновационные современные методики и технологии, заинтересуются нашими разработками и смогут использовать их с пользой для себя, а главное — для своих учеников, которых мы все хотим видеть в будущем высококвалифицированными специалистами и творческими личностями.


Желаю вам успехов на пути педагогического творчества!

Йоханнес Линднер


Корабль антрепренеров – образование для молодежи

Иоганнес Линднер



Что такое корабль антрепренеров?
Искусство вложить экономическое образование
не только в голову, но и в поведение молодежи.

Аннелиес Роттер/Иоганнес Линднер







Предпринимательские отношения возникают не только в профессиональной жизни, а развиваются уже в ранних фазах социализации личности, поэтому формированию предпринимательских качеств в процессе образования придается приоритетное значение.

Пельцман 1998




«Воспитание должно дать возможность личности выбирать между приспособлением к обстоятельствам и стремлением к свободе и компенсировать то, что выходит за пределы его опыта».

Хентиг 1996







В системе образования не достаточно развивать лишь профессиональные навыки. Необходимо содействовать развитию способностей находить новые предпринимательские идеи и через их реализацию создавать доходы.

Фалтин 1996



«Европа потребует духа предпринимательства и обучения новым навыкам уже у молодежи. Специальные, важные для предпринимательства модули должны стать важной составной частью учебных планов средней школы».

Линия действия номер 1 хартии для малого предприятия в рамках Европейского Совета Фейры







Что такое образование корабля антрепренеров?



Дух предпринимательства или предпринимательство, означает состояние, которое распознает и реализует шансы

подчеркивает воспитательную деятельность, что означает образование предпринимателей или предпринимательское обучение
Целевая группа для корабля антрепренеров

Образовательные программы


  • Основное намерение - поведенческое

  • Основное намерение – поведенческое, имеются знания менеджмента

  • Основное намерение – поведенческое, бизнес-идея

  • Нет основного намерения, имеется идея и знания



  • Нет основной склонности к предпринимательству
    Нет бизнес-идеи, а лишь недостаточные знания о менеджменте








Цели образования корабля
антрепренеров в школе

Требование

  • Склонность что-либо предпринимать

  • Предпринимательская ориентация

  • Склонность к основанию

Источник: Линднер, Собственное представление







Дидактические воздействия

Источник: Линднер, Собственное представление















Корабль антрепренеров – образование для молодежи


  • Значит учиться думать, выходя за собственные границы

  • Открывать ворота собственного потенциала

  • Учиться самостоятельно мыслить




«Страдания как основа для поэзии»

Корабль антрепренеров в школе ограничивается не только концепцией «Молодые предприниматели – ковка кадров», но и способствует экономической философии образования, экономическому творчеству, собственной ответственности и способности принятия решений, пониманию значения предпринимательства как для общественной и экономической динамики, так и для социального выравнивания.