Художественные особенности повести н. В. Гоголя «тарас бульба» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Художественные особенности повести н. В. Гоголя «тарас бульба» - страница №1/1

Тема урока:

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА».

РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ПОВЕСТИ.

Цели: углубить знания о роли пейзажа в художественном произведении; определить функцию художественной детали в повести; совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.

Ход урока.


  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания.

Ученики зачитывают домашнее задание. Учитель комментирует.

  1. Анализ художественных особенностей повести.

Учитель: Анализ художественных особенностей повести мы начнем с определения роли художественной детали в произведении.

Художественная деталь – деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или произведение.

(ученики записывают определение в тетрадь).



  1. Работа с текстом.

Ученики зачитывают фрагмент сцены пленения Тараса, когда он поднимает люльку с табаком.

  1. Беседа по вопросам:

Учитель: Какое значение для характеристики Тараса имеет люлька?

Ученик: Люлька для Тараса – это часть его жизни, его спутница на морях и на суше, в походах и дома.

Учитель: Какое значение имеет слова люлька?

Ученик: Люлька – это трубка для курения. Второе значение – колыбель для малыша, символ дома. И для Тараса люлька – часть его дома. Поэтому он, рискуя собой, старается поднять люльку, чтобы она не досталась ляхам.

Учитель: Найдите в тексте примеры художественных деталей, которые помогают глубже понять характер сыновей Тараса. Какие детали облика и поведения этих персонажей наиболее ярко и лаконично их характеризуют?

Ученик: Когда даем характеристику Тарасу, то вспоминаем случай, когда он убегал из бурсы, закапывал букварь. Для него книга – не символ знания, а символ принудительного учения, с которым он учился.

Ученик: Я образ Андрия связываю с прекрасными очами паненки, в которую он влюбился, как утонул, погиб, Эта любовь принесла ему смерть. Когда он вступил в бой на стороне поляков, у него на рукаве развевался шарф – подарок любимой – символ любви.

Учитель: Приведите примеры бытовых деталей, деталей интерьера повести. Какова их роль?

Ученики (зачитывают описание горницы Тараса). Детали при описании горницы Тараса характеризуют ее хозяина – свободолюбивый человек, увлечен охотой, рыбалкой, часто бывает в военных походах.

Ученики: (зачитывают описание еды). Это описание характеризует представление Тараса о пище настоящих казаков.

Учитель: Вспомним, что такое пейзаж? Какова его роль в произведении?

Ученики: Пейзаж – это описание природы в произведении. В литературном произведении пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, служит фоном, где происходят действия, передает настроение героев, передает авторскую позицию.

  1. Работа с текстом.

Ученики зачитывают описания пейзажа в тексте ( описание степи, картина Днепра, июльской ночи).

  1. Беседа по вопросам:

Учитель: На что обращает внимание автор при описании степи?

Ученики: Он описывает очень точно, четко описывает природные явления, описание красочное, указывает на смену времени суток.

Учитель: Язык эпизодов, где дается описание степи, очень образный. Яркие метафоры помогают представить степь, сверкающую разными красками.

С чем ассоциируется у автора степь?



Ученики: В описании используется сравнение степи с зеленой пустыней, зелено- золотым океаном, с неизмеримыми волнами.

Учитель: Какая цветовая гамма помогает представить эти образы?

Ученики: Цвета и оттенки самые разные: зеленый, золотой, голубой, желтый, синий. На их фоне можно увидеть множество живых образов: «стояли ястребы», «подымалась чайка», «шныряли куропатки».

Учитель: Живые картины природы автор дополняет множеством звуков. Каких?

Ученики: Птичий свист, крик диких гусей, шелест травы.

Учитель: Для чего, по-вашему. Гоголь вводит в повесть описание степи.

Ученики: Степь – это символ родины и свободы. Степь связывает два мира – дом Бульбы и Запорожскую Сечь.

Учитель: Почему автор вводит описание Днепра.

Ученики: Днепр – это тоже символ воли, свободы и Родины. Не случайно, существует поговорка: «Волга – матушка, Днепр – батюшка». Днепр – это дом, это кормилец, это защитник.

Учитель: Почему описание природы перекликается с описанием жизни казаков, а не поляков.

Ученики: Жизнь казаков проходит на природе, а поляки далеки от нее.

Учитель: Почему автор сравнивает казаков с птицами, а Сечь с гнездом?

Ученики: Казаки вольные как птицы, а Сечь – их дом.

Учитель: В повести «Тарас Бульба» тесная связь природы с внутренним миром казаков показана автором с помощью различных выразительных средств. Мир природы и мир человека связан между собой, потому что все, что их окружает – их родная земля. Следовательно, степь у Гоголя является образом Родины.

Автор широко использует изобразительно-выразительные средства. Какие тропы встречаются в повести?



Ученики: Гоголь использует эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы.

  1. Самостоятельная работа.

Ученики выписывают примеры тропов.

  1. Проверка работы.

Учитель: Какова роль гиперболы в тексте?

Ученики: Гипербола характерна для былин, для описания богатырей.

Учитель: Приведите примеры синтаксических особенностей языка ( риторические обращения, восклицания, повторы).

Ученики зачитывают примеры из текста.

Учитель: Гоголь использует в повести прием противопоставления. Где встречается противопоставление?

Ученики: Противопоставляются казаки и ляхи, Остап и Андрий, Андрий среди казаков и у поляков.

VI. Подведение итогов. Домашнее задание.

Выучить наизусть одно из описаний степи.