Холдинговые компании. Опыт, проблемы, перспективы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену по курсу "мэо" для студентов 2 курса факультета... 1 22.45kb.
Опыт практической деятельности в сфере маркетинга и продаж 5 лет... 1 81.21kb.
Хаманева Н. Ю. Исполнительная власть в России. История и современность... 37 7301.15kb.
Курсовая работа(37 страниц) Политика распределения важные направления... 7 1236.54kb.
Школьная научно-практическая конференция «декабрьские чтения» 1 184.23kb.
Темы рефератов по курсу «Рынок ценных бумаг» Вексель и вексельное... 1 31.12kb.
А. Е. Черноморец Экологическое предпринимательство: проблемы и перспективы 1 56.2kb.
Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании 1 219.06kb.
С. В. Чернышов Социальные истоки благотворительности исторический... 1 106.03kb.
Высторобец Е. А. Правовой статус национальных парков: проблемы и... 1 103.1kb.
Маркетинг план компании 1 117.88kb.
В целом, по сравнению с другими сферами экономики, банковский сектор... 1 89.18kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Холдинговые компании. Опыт, проблемы, перспективы - страница №1/1

Холдинговые компании. Опыт, проблемы, перспективы.

Содержание



Введение 3

Мировая экономическая практика показывает, что холдинговая форма интеграции, несмотря на недостатки по сравнению с формами кооперативного вида, жизнеспособна и эффективна, так как позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. В то же время в России процесс формирования объединений, их законодательной базы идет сравнительно медленно. 3

1. Теоретические основы функционирования холдинговых компаний 5

1.1. Понятие и сущность холдинговых компаний 5

1.2. Виды холдинговых структур 8

На рис. 1 представлена систематизированная классификация различных холдинговых структур. 8

1.3. Структура холдинговых компаний 12

Введение

Мировая экономическая практика показывает, что холдинговая форма интеграции, несмотря на недостатки по сравнению с формами кооперативного вида, жизнеспособна и эффективна, так как позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. В то же время в России процесс формирования объединений, их законодательной базы идет сравнительно медленно.


Вопросам функционирования холдинговых компаний посвящены работы таких отечественных и зарубежных авторов, как Д.С. Львова, Н.Я. Петракова, Г.Б. Клейнера, С.Б. Авдашевой, И.Ю. Беляевой, Ю.Б. Винслава, В.И. Данилина, В.Е. Дементьева, Б.А. Ерзнкяна, Б.З. Мильнера, А.Г. Мовсесяна, Ю.Г. Павленко, А.С. Плещинского, В.А. Цветкова, Р. Коуза и О. Уильямсона, М. Аоки и др.

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов функционирования холдинговых компаний в России и за рубежом.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих конкретных задач:


  • раскрыть понятие и сущность холдингов;

  • дать характеристику основным видам холдингов;

  • раскрыть структуру холдинговых компаний;

  • изучить историю становления и развития холдинговых компаний за рубежом;

  • проанализировать тенденции, проблемы и перспективы деятельности холдинговых компаний в России;

  • изучить практику функционирования холдинговых компаний на примере «Промышленно-металлургического холдинга».

Объектом исследования являются корпоративные структуры холдингового типа.

Предмет исследования – различные аспекты функционирования холдинговых компаний в России и за рубежом.

Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.

1. Теоретические основы функционирования холдинговых компаний

1.1. Понятие и сущность холдинговых компаний

С конца девятнадцатого века, когда в США в массовом порядке начали создаваться холдинговые корпорации, пришедшие на смену устаревшим организационным формам крупных коммерческих предприятий (трестам), холдинг в международном масштабе стал стандартным инструментом для владения и управления крупными и (или) разнородными активами. Обычно под холдингом понимают компанию, основное назначение которой - владеть акциями (долями в капитале) других компаний, а иногда и другими активами (недвижимость и т.п.). Однако холдингом может именоваться и целая совокупность компаний (основная и дочерние). Название происходит от английского глагола to hold – держать, владеть. Во многих странах холдинговым компаниям предоставляется специальный налоговый, а иногда и особый корпоративный режим. В России холдинги не менее распространены, чем в других странах, однако законодательство о холдингах находится, можно сказать, в зачаточном состоянии.

В России слово «холдинг» не является в полном смысле слова правовым термином. Оно, правда, встречается в различных правовых актах (в основном относящихся к приватизации), но как-то по мелочи и вразнобой. Единого нормативного акта о холдингах в РФ нет, готовившийся же к принятию законопроект о холдингах был в последний момент снят с рассмотрения. Более или менее урегулированными являются лишь банковские холдинги и группы (Закон «О банках и банковской деятельности»), но мы их здесь касаться не будем. Ввиду этого отношения внутри холдинговой структуры, а также отношения холдинга с внешним миром, регулируются отдельными положениями различных правовых актов общего назначения. Наиболее важные из них мы и рассмотрим далее.

Несмотря на повышенное внимание, уделяемое исследователями изучению холдинговой формы интеграции компаний, в современной российской литературе не существует единого экономического определения холдинга. Понятие «холдинг» используется в самых разных значениях, которые сгруппированы в работе по четырем направлениям:

1) Холдинг как холдинговая компания, деятельность которой сводится к владению долями в других компаниях и осуществлению управления ими (Зиновьева М.Ю., Временное положение о холдинговых компаниях), или как холдинговая группа, объединяющая холдинг-компанию и дочерние общества (Берзон Н., Проект ФЗ «О холдингах»).

2) Холдинг как комплексная форма интеграции компаний (Уткин Э.А., Эскиндаров М.А., Сонькин Н.Б.), как правовая форма (Винслав Ю, Лисов В., Федчук В.), или как разновидность интегрированных корпоративных структур с точки зрения использования в них акционерного контроля (Паппэ Я.Ш., Авдашева С.Б., Дементьев В).

3) Холдинг как разновидность бизнес-структуры, наряду с линейно-штабной, дивизиональной (Олейник А.Н.).

4) Холдинг как группа обществ, в которой одно общество (господствующее) имеет возможность навязать свою волю другим (Холл Р.Х., Хучек М.).

Каждый из данных подходов к определению понятия «холдинг» имеет право на существование, но отражает лишь отдельные элементы холдинговой формы интеграции компаний. Поэтому наиболее полным и корректным будет определение холдинга, которое содержит в себе совокупность трех ключевых элементов, отражающих его сущность, таких как участники холдинга, отношения между участниками холдинга (холдинговые отношения) и стратегически значимая цель создания холдинга.

В связи с этим холдинг может быть определен как форма интеграции компаний, представляющая собой совокупность двух или более самостоятельных юридических лиц, связанных между собой специальными управленческими (холдинговыми) отношениями и объединивших свои ресурсы для достижения стратегически значимых и взаимовыгодных целей.

Под холдингом мы будем понимать вертикально интегрированное объединение юридических лиц, основанное на экономической субординации. (Вторая половина определения является, по существу, расшифровкой первой: вертикальная интегрированность как раз и означает экономическую субординацию и подчинение.) Отметим, что российская традиция именует холдингом не головную компанию, а всю совокупность связанных юридических лиц. Предполагается, что природа упомянутой субординации может быть различной (не обязательно владение акциями или долями в капитале), о чем чуть ниже.

Составляющие холдинг юридические лица остаются с правовой точки зрения именно отдельными лицами, каждое со своими органами, активами, пассивами, правами, обязанностями и т.п. Какой-либо особой регистрационной процедуры для холдинга в целом законодательством не предусмотрено. Холдинг следует отличать от других организационно-правовых форм объединений юридических лиц, таких как финансово-промышленная группа, простое товарищество, ассоциация, некоммерческое партнерство и др., определенных теми или иными правовыми актами

С точки зрения гражданского права, холдинг – это совокупность основного («материнского») общества и его дочерних обществ, а также их дочерних обществ и так далее. (В качестве составляющих элементов холдинга мы будем рассматривать лишь общества, а не экзотические для России товарищества или иные формы юридических лиц.) Определение основного и дочернего обществ дается в ст. 105 ГК РФ.

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Как видим, ключевым моментом для определения отношения «основное общество – дочернее общество» является возможность определять решения другого лица (то есть именно экономическая субординация). Кодекс предусматривает три возможных основания такой субординации. Во-первых, это преобладающее участие в капитале дочернего общества. Слово «преобладающее» здесь не несет какого-либо количественного смысла: для акционерного общества с распыленным капиталом определять решения может и акционер с 10% акций. Во-вторых, это договорные отношения. Подразумевается так называемый договор подчинения, то есть договор, предполагающий выполнение дочерним обществом указаний основного. Здесь не имеется в виду тот тип договора, который заключается между управляющей организацией и управляемым ею юридическим лицом, а скорее тот, что может быть заключен (хотя и не обязательно заключается), например, между крупным заводом и поставщиком каких-то специфических комплектующих для выпускаемой им продукции: по договору поставщик обязан выполнять требования своего генерального партнера. Наконец, в-третьих, это «иные» основания субординации. Таковыми могут быть формальные или неформальные отношения административного характера. Например, физическое лицо, учредившее несколько юридических лиц, может распределить роли между ними роли руководства и подчинения в соответствии со своими собственными экономическими соображениями, никак не связанными с отношениями владения юридическими лицами акциями (долями) друг друга или заключаемыми ими между собой договорами.

1.2. Виды холдинговых структур

На рис. 1 представлена систематизированная классификация различных холдинговых структур.






Рис. 1. Основные признаки холдингов
Управляющий холдинг предполагает активное участие зависимых предприятий в управлении холдингом.

Общества с долевым участием (общества на паях), в которых управляющий холдинг участвует большинством долей через основное общество, называются «дочерними компаниями». Холдинг может выступать в качестве управляющего холдинга относительно части своих дочерних обществ и одновременно занимать позицию финансового холдинга по отношению к другой части обществ.

Основным холдингом называется холдинг, который является господствующим предприятием с наибольшим участием в капитале или полным участием в составе закрытого объединения обществ на паях. Из этой иерархической классификации следует, что основной холдинг, который по своим функциям может быть финансовым или управляющим, становится холдинговым концерном.

Промежуточный холдинг является всегда зависимым дочерним обществом.

Транснациональный холдинг является основным из обществ на паях и или дочерних компаний, которые дислоцируются в различных государствах. Будучи промежуточным холдингом, он может быть одновременно финансовым или управляющим холдингом для иностранных капиталовложений.

Если проводить классификацию холдинговых компаний по юридическому критерию, то основными формами юридических лиц, составляющих холдинг, являются акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью. Какая из этих двух форм является оптимальной в том или ином случае? Между ними есть множество крупных и мелких различий, установленных Гражданским кодексом и соответствующими законами. Обобщенно можно сказать, что общество с ограниченной ответственностью подразумевает большую вовлеченность участников в текущие дела общества, при этом оно несколько проще в администрировании, чем акционерное общество.

Быть может, важнейшим вопросом для холдингов является вопрос управляемости, то есть возможности проведения централизованной политики в рамках всего холдинга в целом. Как уже отмечалось, наличие миноритариев в организациях холдинга бывает юридически необходимо, и зачастую эти миноритарии являются независимыми от руководства холдинга в целом. В какой степени они способны повлиять на деятельность общества или блокировать принимаемые им решения? Как мы видели выше, некоторые решения в обществе с ограниченной ответственностью принимаются участниками единогласно. В акционерных же обществах для принятия любого решения требуется не более 3/4 голосов акционеров.

Кроме того, участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников или самого общества (ст. 26 Закона «Об ООО»). При этом общество обязано выплатить участнику действительную стоимость его доли (определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности).

В акционерном же обществе понятия «выхода» из общества не существует. Конечно, акционер всегда может продать принадлежащие ему акции (причем в закрытом АО другие акционеры пользуются преимущественным правом их приобретения). Однако право требовать выкупа своих акций от общества у акционера возникает лишь в следующих случаях (ст. 75 Закона «Об АО»):

1. реорганизация;

2. изменение устава;

3. совершение крупной сделки, требующей одобрения общего собрания акционеров.

Право выкупа возникает лишь у акционеров, которые голосовали против соответствующего решения или не принимали участия в голосовании. Выкуп осуществляется по цене, определенной советом директоров, но не ниже рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. Однако, что очень существенно, общая сумма средств, направленная на выкуп акций, не может превышать 10% чистых активов общества (если денег не хватило, акции выкупаются лишь частично, пропорционально заявленным акционерами требованиям) (ст. 76 Закона «Об АО»).

Как видим, акционерные общества значительно лучше защищены от возможных деструктивных действий миноритариев. Ввиду этого при наличии сторонних участников (в частности, когда предполагается привлечение внешних инвесторов) предпочтительной формой является именно акционерное общество. Однако если участниками данного общества являются исключительно структуры, контролируемые самим холдингом, то имеет смысл оформить его в виде общества с ограниченной ответственностью. Как правило, головной холдинг создается в форме АО, а его дочерние общества – в форме ООО или, если требуется отдельное привлечение инвесторов в дочернюю структуру, АО. В последнем случае приходится «держать в уме» права миноритарных акционеров дочернего АО, в частности, при совершении сделок с заинтересованностью. Это является естественной платой за привлечение в холдинг средств этих самых миноритариев. Ввиду сказанного желательно по возможности выносить общества со сторонними участниками на «верхние» уровни холдинга (начиная с головной холдинговой компании), а нижестоящими компаниями владеть централизованно. Если, предположим, сотрудникам или менеджерам организаций холдинга в качестве стимула выдаются акции, то это также по возможности должны быть акции головного холдинга, а не дочерних подразделений (так называемый «принцип единой акции»).



1.3. Структура холдинговых компаний

На практике холдинг обычно создается не на пустом месте, а в результате реструктурирования уже существующего бизнеса, что и определяет структуру вновь создаваемого холдинга. Чаще всего речь идет о крупной организации, образованной в результате приватизации или выросшей естественным образом, которой стали тесны рамки одного юридического лица. Такая организация нередко ведет несколько несвязанных видов деятельности, имеет несколько территориально разнесенных отделений и т.д. Мотивацией для образования холдинга могут служить как соображения улучшения эффективности работы данной структуры за счет перераспределения обязанностей и полномочий по нескольким уровням, так и повышение ее экономической прозрачности с целью привлечения внешних инвесторов. Естественная идея реструктуризации состоит в том, что каждому фактически существующему (формально или неформально) отделению придается статус отдельного юридического лица. Вновь создаваемые организации связаны между собой отношениями владения, а также, возможно, договорными и др. Впрочем, наиболее распространенным видом холдинга является, безусловно, имущественный. Это не в последнюю очередь связано с упоминавшимися выше соображениями: в договорном холдинге основное общество несет солидарную с дочерним ответственность; лишь в имущественном холдинге возможна безналоговая передача средств и имущества (если доля владения более 50%).

Существует несколько альтернативных способов создания двух (или нескольких) организаций из одной. Во-первых, существующая организация может просто учредить новую (дочернюю) организацию. Во-вторых, возможна реорганизация существующей организации в форме разделения (с прекращением существующей организации) или, чаще, выделения (без прекращения). Выделение также может осуществляться в нескольких различных формах. Рассмотрим эти варианты на примере акционерного общества (для общества с ограниченной ответственностью, варианты, по существу, те же).

1. Учреждение дочернего общества

При этом основное общество просто вносит часть имущества (как правило, это имущество, относящееся к преобразуемому отделению) в уставный капитал нового общества. На балансе самого учредителя вместо имущества появляются акции дочернего общества.

Если акции нового общества оплачиваются не денежными средствами, то это имущество должен оценить независимый оценщик (п. 3 ст. 34 Закона «Об АО», п. 2 ст. 15 Закона «Об ООО»; для ООО – если вклад превышает 200 МРОТ). Однако при оплате акций (долей) создаваемого общества учредитель может оценить это имущество и в меньшей сумме (главное, не большей).



Если речь идет о внесении в уставный капитал 25% и более балансовых активов общества-учредителя, сделка является крупной и решение о ней принимается в описанном выше порядке, в противном случае решение об учреждении может быть принято непосредственно руководителем (единоличным исполнительным органом) учредителя, если иное не предусмотрено уставом.