Химия металлов. Цель - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Химия металлов. Цель - страница №1/1

Тема: Химия металлов.

Цель: Повторить и закрепить знания о строении, свойствах металлов и их соединениях.

Оборудование: Периодическая система химических элементов, электрохимический ряд напряжения металлов, изделия из металла, тесты, лабораторный штатив, пробирка, воронка, фенолфталеин, металлический натрий, вода.

«Учиться, а время от времени

повторять изученное,

разве это не приятно»?

( Конфуций)

Ход урока:

Внимательно осмотритесь вокруг, где бы вы ни были: дома, в школе, на улице - вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. Всего пару минут назад заливистым звонком усадила нас за парты звонкая медь, щелкните выключателем на стене и тонкая вольфрамовая пружинка наполнит комнату светом. Всего не перечесть, ведь нас окружают десятки металлов и множество их сплавов.



«Металлов много есть, но дело не в количестве:

В команде работящей металлической

Такие мастера, такие личности!

Преуменьшать нам вовсе не пристало

Заслуги безусловные металлов

Пред египтянином, китайцем, древним греком

И каждым современным человеком».

Так давайте и мы с вами воздадим должное металлам. Для начала выполним химический диктант.



Задание 1. CaCО3, Al(OH)3, CuO, MgCl2, Fe2О3, Са(ОН)2, Na2О2.

«В мире веществ хаоса нет,

Наука химия все одолеет!

В каждой клеточке элемент.

«И это закон!» - сказал Менделеев».

Задание 2. а) Дайте характеристику положению металлов в таблице Менделеева по плану:

1. Расположение.

2. Строение атома.

3. Изменение свойств в группах и периодах.

б) Перед вами рисунок. Какой тип кристаллической решетки на нем показан, какой тип связи внутри ее. Дайте определения. (Металлическая)

Задания 3. Великий философ Конфуций однажды сказал: «Хорошо обладать природным дарованием, но, упражнения, друзья, дадут нам больше, чем дарование». И следуя этим словам, сейчас мы и займемся упражнением. (Один ученик у доски). Закончите уравнения реакции:

SnО2 + С →

ZnS + О2

ZnO + C →

Fe2О3 + СО→

MnО2+ А1 →

Что показывают эти реакции?

Задание 4.

« Что такое электролиз?

Я сказать вам не берусь,

Но от вас услышать это,

Никогда не откажусь».

А) Используя схему и планшеты, покажите, как будет протекать электролиз раствора сульфата никеля в нейтральной среде.

Б) Дайте определение электролизу.

Задание 5. Перед вами список химических веществ, используя их, составьте реакции характеризующие свойства металлов: Са, Cl2, О2, Na, S, , Zn, CuSО4, H2SO4.

б) Перед вами реакция. Верна ли запись? Объясните.

Си + FeSO4

CuSO4 + Fe→



Задание 6.

Хвастается новенький металл:

Как силен я, смел и как удал!

Неподвласен никакой угрозе я,

Кроме рыжей крысы с именем «коррозия».

а) Что такое коррозия? Ответ поясните.

б) От чего зависит скорость протекания этого процесса?

Задание 7. Интересен тот факт, что чистое железо не ржавеет. Классический пример - Кутубская колонна в Индии близ Дели, которая стоит уже больше 1500 лет. Но этот пример, скорее исключение, ибо получить чистое железо трудно и

как это удалось древним мастерам загадка и сейчас. Поэтому вопрос сохранения металлов интересовал человечество с первых моментов применения металлов. Еще в 1617 году в Англии был выдан патент на открытие специального масла, защищающие доспехи от коррозии. Времена рыцарства прошли, а проблемы остались. Как же сейчас борются с коррозией?



Задание 8.

А чтобы приступить к следующему вопросу, вам надо ответить на стихотворение - загадку:

1 вариант –

Под керосином я хранюсь,

В природе в соли нахожусь.

И цветом желтым огонь мой пылает,

Лишь только соль моя на него попадает. (Натрий)


  1. вариант –

Очень важным меня считают,

Из бокситов получают.

Широко применяют,

И металлом 20 века называют. (Алюминий)

Вот каждый вариант и выяснил признаки, какого металла вам надо выделить на шкале графического диктанта.



Графический диктант.

Вариант 1 - признаки натрия; вариант 2 - алюминия.

1.Активный щелочной металл.

2.Амфотерный металл.

3.Мягкий металл, режется ножом.

4.На внешнем электронном уровне этого металла 3 электрона.

5. Проявляет степень окисления +1.

6. Активно реагирует с водой при комнатной температуре.

7. Вступает в реакции при комнатной температуре после амальгамирования.

8. При взаимодействии с кислородом образует пероксид.

9. Этот металл используют для восстановления металлов из их оксидов.

10. При взаимодействии с кислородом образует оксид.

11. Пластичный металл.

12. Этот металл получают электролизом расплава его солей.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12




Задание 9. Сейчас мы посмотрим опыт и ответим на ряд вопросов:

а) как вы думаете, какие вещества вступили в реакцию? Ответ поясните.

б) Почему изменился цвет?

в) Какой газ выделился в ходе реакции, по каким признакам вы это выяснили? (Опыт: взаимодействие натрия с водой и добавлением фенолфталеина)



Задание 10. Думаю, хоть раз в жизни вам приходилось стирать, и как это неудобно, когда мыло не желает пениться и в результате:

Стирка сущая беда –

Если жесткая вода.

а) Чем обусловлена жесткость воды, каковы ее виды?

б) Какие методы устранения жесткости воды вы знаете?

Задание 11.

Век XIX железный,

Воистину жестокий век

Тобою во мрак ночной, беззвездный,

Беспечный брошен человек.

а) Охарактеризуйте способы получения железа.

б) С какими веществами железо вступает в реакцию?

Задание 12. Мы уже знаем, что получить чистое железо сложно, но есть вещества, получаемые на основе железа.

Он идет на сковородки,

Да узорные решетки.

Он совеем - совсем неловок,

Невоспитан и не ковок.

а) Каков состав чугуна?

б) Какие сплавы железа вы знаете?

Итог урока. Вот мы и закончили с вами последнюю тему неорганической химии и, начиная со следующего урока, мы окунемся в мир органической химии. Возьмите в путь с собой слова Аристотеля, который в ответ на вопрос:

« Как преуспеть ученику», ответил: «Догонять тех, кто впереди и не ждать тех, кто позади»


Литература

1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. – 559 с.

2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 9 класс. – М.: Блик и КО, 2001.–397с.

3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002. – 224 с.