«химик» (элективный курс) 10 11 класс - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Элективный курс «глобальные проблемы человечества» 1 122.12kb.
Элективный курс «Элементы математической логики» адресован учащимся... 1 384.51kb.
Элективный курс «Математика и сельское хозяйство» 9 класс (17 часов) 1 261.66kb.
Предмет: элективный курс «Лидерство» ( 9 класс) Тема: «Формирование... 1 31.89kb.
Демография тынды и тындинского района элективный курс для 9-х классов 1 176.31kb.
Курс по выбору «химия в моем доме» 1 83.8kb.
Элективный курс тайны химической реакции 1 121.78kb.
Элективный курс по химии «Комплексные соединения» 11 класс Учитель... 1 261.96kb.
Данный элективный курс разработан на основе программы элективного... 1 130.9kb.
Элективный курс «Реформы и реформаторы в России» 1 87.31kb.
Элективный курс по биологии 8 класса «Насекомые вредители» 1 139.6kb.
Пояснительная записка элективный курс входит в образовательную область... 1 98.97kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
«химик» (элективный курс) 10 11 класс - страница №1/2

Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 34




УТВЕРЖДЕНО:

Методическим советом

МСОШ № 34

протокол №

от « » 2008г.


« ХИМИК»

(элективный курс)

10 - 11 класс
Подготовила учитель химии:

Ермакова Е.В.

Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 34

г. Нижневартовск

2008 год




Пояснительная записка

Программа элективного курса для 10 - 11 классов является логическим продолжением авторского курса химии О.С. Габриеляна для 10 - 11 классов (базового уровня) и основной школы. Поэтому она разработана с опорой на курс химии 8 – 11 классов. Результатом этого явилось то, что некоторые темы курса химии рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне. Полученные на уроках базовые знания закрепляются и развиваются на занятиях элективного курса.

Курс четко делится на две части соответственно по годам обучения: органическую (10 класс) и общую химию (11 класс). Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению химии. В 10 классе полученные учащимися базовые знания закрепляются и развиваются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых (углеводородов) до наиболее сложных (биополимеров).

В 11 классе решается задача интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации неорганических и органических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Такое построение курса позволяет в полной мере использовать в обучении операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Данная программа предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по химии, развитие их познавательных интересов, целенаправленную профессиональную ориентацию старшеклассников. Программа предназначена для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно-научного профиля. В 10 классе курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе на 34 (1 час в неделю).

Цель программы:

Повысить теоретический уровень знаний учащихся для дальнейшего успешного обучения в СУЗ-ах и ВУЗ-ах по химико – биологическому профилю.

Задачи программы:

1. Осуществить внутрипредметную интеграцию учебной дисциплины «Химия» и межпредметную, позволяющую на химической базе объединить знания биологии, экологии, географии, физики в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира.

2. Закрепить, систематизировать и углубить базовые теоретические знания учащихся по химии.

3.Продолжить формирование навыков владения учащимися вычислительными действиями, алгоритмами решения типовых задач, применения при решении задач важнейших физических и химических законов.



Учебно-тематический план


(10 класс)


п/п

Тема


Кол-во часов на тему

Вид работы

Примечание

Всего

Теория

Практика




Введение


3







1

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Место и роль органической химии в системе наук о природе.

1

1




Лекция. Отработка полученных знаний.




2


Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова


1

1



3

Строение атома углерода.

Валентные состояния атома углерода.



1

1







ТЕМА №1. Строение и классификация органических соединений

3













1

Классификация органических соединений

1

1




Лекция. Отработка полученных знаний.




2

Номенклатура органических соединений.


1

1




3

Изомерия в органической химии и ее виды.

1

1







ТЕМА № 2. Химические реакции в органической химии

4













1-2

Типы химических реакций в органической химии. Реакции присоединения и замещения. Реакции отщепления и изомеризации. Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений

2

2




Лекция. Отработка полученных знаний.




3 - 4

Решение расчетных задач

2

1

1

Решение задач




ТЕМА № 3. Углеводороды


15













1

Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь.

1

0,5

0,5

Лекция. Отработка полученных знаний. Выполнение химического эксперимента. Решение задач




2

Алканы: Строение, номенклатура, получение и физические свойства.

1



1




3

Химические свойства алканов. Применение.

1

0,5

0,5

4

Алкены: Строение, изомерия, номенклатура, получение и физические свойства

1

1




5

Химические свойства алкенов.

1

0,5

0,5

6

Алкины. Строение, изомерия, номенклатура. Физические свойства, получение и применение

1

1




7

Химические свойства алкинов

1

0,5

0,5

Лекция. Отработка полученных знаний. Выполнение химического эксперимента. Решение задач.




8

Алкадиены .Строение. Изомерия и номенклатура. Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина.

1

1




9

Циклоалканы. Строение, изомерия, номенклатура, свойства.

1

1




10

Ароматические углеводороды (арены). Строение молекулы бензола. Физические свойства. Способы получения.

1

1




11

Химические свойства бензола. Хлорирование и гидрирование бензола. Реакции замещения . Применение бензола и его гомологов.

1

0,5

0,5

12

Генетическая связь между классами углеводородов.

1

1




13 -15

Решение расчетных задач

3

1

2




ТЕМА №№4. Спирты и фенолы


5













1

Спирты. Состав, классификация и изомерия спиртов.

1

1




Лекция. Отработка полученных знаний. Выполнение химического эксперимента. Решение задач.




2-3

Химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов

2

1

1

4

Фенолы. Фенол. Строение, физические и химические свойства фенола. Применение фенола.

1

0,5

0,5

5

Решение расчетных задач.

1




1




ТЕМА №5. Альдегиды и кетоны.


4













1

Альдегиды: классификация, изомерия, номенклатура. Строение молекул и физические свойства альдегидов.

1

1




Лекция. Отработка полученных знаний. Выполнение химического эксперимента.




2

Химические свойства альдегидов. Качественные реакции на альдегиды.

1

1




3 -4

Систематизация и обобщение знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях.

2




2




ТЕМА № 6. Карбоновые кислоты, сложные эфира, жиры.

6













1

Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Физические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот.

1

1




Лекция. Отработка полученных знаний. Выполнение химического эксперимента.




2

Химические свойства карбоновых кислот

1

1




3

Сложные эфиры: получение, строение, номенклатура, физические и химические свойства.

1

1




4

Жиры. Состав и строение молекул. Физические и химические свойства жиров.

1

1




5 -6

Решение экспериментальных задач

2




2











ТЕМА №7. Углеводы


4













1

Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза.

1

1




Лекция. Отработка полученных знаний. Выполнение химического эксперимента.




2

Дисахариды. Важнейшие представители

1

0,5

0,5

3

Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза.

1

0,5

0.5

4

Решение экспериментальных задач

1




1




ТЕМА №8. Азотсодержащие соединения.

5













1

Амины: строение, классификация, номенклатура, физические и химические свойства, получение.

1

1




Лекция. Отработка полученных знаний. Выполнение химического эксперимента.




2

Аминокислоты: состав и строение молекул. Свойства аминокислот, их номенклатура. Получение аминокислот.

1

1




3

Белки как биополимеры. Их биологические функции. Значение белков.

1

1




4

Нуклеиновые кислоты. Биологически активные вещества.

1

1




5

Решение экспериментальных задач

1




1




ТЕМА №9. Биологические активные вещества. Искусственные и синтетические органические соединения

8













1

Витамины

1







Лекция. Отработка полученных знаний. Выполнение химического эксперимента.




2

Ферменты

1







3

Гормоны

1







4

Лекарства

1







5

Искусственные полимеры

1







6

Синтетические полимеры

1







7-8

Решение экспериментальных задач

2




2

1-11

ТЕМА № 10 Химический практикум

11







Выполнение химического эксперимента.







1. Качественный анализ органических соеди­нений.

2. Углеводороды. 3. Спирты и фенолы.

4. Альдегиды и кетоны. 5. Карбоновые кисло­ты. 6. Углеводы. 7. Амины, аминокислоты, бел­ки. 8. Идентификация органических соедине­ний. 9. Действие ферментов на различные веще­ства. 10. Анализ некоторых лекарственных пре­паратов (аспирина, парацетамола).


11




11




ВСЕГО

68часов












Учебно-тематический план


(11 класс)


п/п

Тема


Кол-во часов на тему

Вид работы

Примечание

Всего

Теория

Практика




ТЕМА № 1. Строение атома

3













1

Атом – сложная частица. Состояние электронов в атоме

1

1




Лекция. Отработка полученных знаний.




2


Электронные конфигурации атомов химических элементов

Валентные возможности атомов химических элементов



1


1





3

Периодический закон и Периодическая таблица химический элементов в свете учения о строении атома.

1

1







ТЕМА №2. Строение вещества

7













1

Химическая связь. Единая природа химической связи. Свойства ковалентной химической связи

1

1




Лекция. Отработка полученных знаний. Выполнение химического эксперимента. Решение задач.




2

Гибридизация орбиталей и геометрия молекул.

1

1




3

Теория строения химических соединений А.М.Бутлерова. Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии

1

1




4

Полимеры органические и неорганические

1

1




5

Решение экспериментальных задач

1




1

6-7

Решение расчетных задач

2

1

1




ТЕМА №3. Химические реакции

7













1

Почему идут химические реакции. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

1

1




Лекция. Отработка полученных знаний. Выполнение химического эксперимента. Решение задач.




2

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

1

1




3 -4

Электролитическая диссоциация (ЭД), Водородный показатель. Гидролиз

1

1

1

5

Решение экспериментальных задач

1




1

6-7

Решение расчетных задач

2




2




ТЕМА №4. Вещества и их свойства.

10













1

Классификация неорганических веществ. Классификация органических веществ.

1

0,5

0,5

Лекция. Отработка полученных знаний. Выполнение химического эксперимента. Решение задач.




2-3

Металлы. Коррозия металлов. Общие способы получения металлов

2

1

1

4

Урок-упражнение по классу «Металлы»

1

0,5

0,5

5

Неметаллы

1

1




6

Урок-упражнение по классу «Неметаллы»

1

0,5

0,5

7

Кислоты органические и неорганические

1

1




Лекция. Отработка полученных знаний. Выполнение химического эксперимента.




8

Основания органические и неорганические

1

1




9

Амфотерные органические и неорганические соединения.

1

1




10

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.

1

0,5

0,5




ТЕМА №5.Химический практикум

5













1-5

1. Скорость химиче­ских реакций, химическое равновесие.

2. Сравнение свойств неорганических и органических соединений. 3. Решение экспериментальных за­дач по теме «Гидролиз». 4. Решение эксперимен­тальных задач по неорганической и орга­нической химии. 5. Генетическая связь между классами неорганических и органических ве­ществ.



5




5

Выполнение химического эксперимента.







ТЕМА №6. Химия в жизни общества.

2













1-2


Химия и производство. Химия и сельское хозяйство.

Химия и экология. Химия и повседневная жизнь человека.



2


1

1

Лекция. Отработка полученных знаний. Выполнение химического эксперимента.







Общее число часов по курсу

34














Содержание программы

10 КЛАСС (ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ)


Введение

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.

Предпосылки создания теории строения: те­ория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А, М. Бутлерова, съезд вра­чей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основ­ные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое стро­ение и свойства органических веществ. Изоме­рия на примере н-бутана и изобутана.

Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические форму­лы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: σ и π. Водородная связь. Сравне­ние обменного и донорно-акцепторного механиз­мов образования ковалентной связи.

Первое валентное состояние — sр3-гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние – sр2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp-гибридизация — на примере молекулы ацетилена. Геометрия мо­лекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. Модель Гиллеспи для объяснения взаимного отталкивания гиб­ридных орбиталей и их расположения в про­странстве с минимумом энергии.

Демонстрации. Коллекция органических ве­ществ, материалов и изделий из них. Модели мо­лекул СН4 и СН 3ОН; С 2Н2, С 2Н4 и С 6Н8; н-бутана и изобутана. Шаростержневые и объемные моде­ли молекул Н2, С12, N2, Н 2О, СН4,. Шаростержне­вые и объемные модели СН4, С 2Н4, С 2Н2. Модель, выполненная из воздушных шаров, демонстри­рующая отталкивание гибридных орбиталей.
Тема 1

Строение и классификация органических соединений

Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбо-циклические (циклоалканы и арены) и гетеро­циклические. Классификация органических со­единений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.

Номенклатура тривиальная, рациональная и ИЮПАК. Рациональная номенклатура как пред­шественник номенклатуры ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещения, родоначальной структу­ры, старшинства характеристических групп (ал­фавитный порядок).

Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), меж­классовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биоло­гическое значение оптической изомерии. Отраже­ние особенностей строения молекул геометриче­ских и оптических изомеров в их названиях.



Демонстрации. Образцы представителей раз­личных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их моле­кул. Шаростержневые модели молекул органических соединений различных классов. Мо­дели молекул изомеров разных видов изомерии.
Тема 2

Химические реакции в органической химии

Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов.

Понятие о реакциях присоединения. Гидриро­вание, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.

Понятие о реакциях отщепления (элиминиро­вания). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и депо­лимеризации полимеров.

Реакции изомеризации.

Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ко-валентной связи по донорно-акцепторному меха­низму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Классификация реакций по типу реагирующих частиц (нуклеофильные и электрофильные) и принципу изменения состава молекулы. Взаим­ное влияние атомов в молекулах органических веществ. Индуктивный и мезомерный эффекты. Правило Марковникова.



Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода про­дукта реакции от теоретически возможного.

2. Комбинированные задачи.



Демонстрации. Обесцвечивание бромной воды этиленом и ацетиле­ном. Получение фенолоформальдегидной смолы.

Деполимеризация полиэтилена. Получение эти­лена и этанола. Крекинг керосина. Взрыв гремуче­го газа. Горение метана или пропан-бутановой сме­си (из газовой зажигалки).


Тема 3 Углеводороды

Понятие об углеводородах.

Природные источники углеводо­родов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и катали­тический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепро­дуктов. Экологические аспекты добычи, перера­ботки и использования полезных ископаемых.

А л к а н ы. Гомологический ряд и общая фор­мула алканов. Строение молекулы метана и дру­гих алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промыш­ленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гид­ролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Терми­ческое разложение алканов. Изомеризация алка­нов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практиче­ское использование знаний о механизме (свобод­но-радикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.

А л к е н ы. Гомологический ряд и общая фор­мула алкенов. Строение молекулы этилена и дру­гих алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углево­дородов из алканов, галогеналканов и спиртов. По­ляризация л-связи в молекулах алкенов на приме­ре пропена. Понятие об индуктивном (+/) эффекте на примере молекулы пропена. Реакции присоеди­нения {галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств. Механизм реакции электро-фильного присоединения к алкенам. Окисление -алкенов в «мягких» и «жестких» условиях.

А л к и н ы. Гомологический ряд алкинов. Об­щая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенкла­тура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Фи­зические свойства алкинов. Реакции присоеди­нения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация {реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов. Особые свойства терминальных алкинов.

Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура ал­кадиенов. Физические свойства. Взаимное распо­ложение п-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадие­нов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С. В. Лебе­дева. Особенности реакций присоединения к ал-кадиенам с сопряженными я-связями.

Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С 3Н6, С 4Н8 и С 5Н10, конформации С 6Н12. Изоме­рия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис -, транс-, межклассовая). Химические свой­ства циклоалканов: горение, разложение, ради­кальное замещение, изомеризация. Особые свой­ства циклопропана, циклобутана.

Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение л-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их полу­чение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере то­луола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бен­зола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реак­ции радикального хлорирования бензола. Ката­литическое гидрирование бензола. Механизм ре­акций электрофильного замещения: галогенирования и нитрования бензола и его гомологов. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3— в реакциях заме­щения с участием толуола. Ориентанты I и II ро­да в реакциях замещения с участием аренов. Ре­акции боковых цепей алкилбензолов.

Расчетные задачи. 1. Нахождение молекуляр­ной формулы органического соединения по мас­се (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относи­тельной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Катали­тический крекинг парафина. Растворение пара­фина в бензине и испарение растворителя из сме­си. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачива­ние). Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки.

Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Горение метана, пропан-бутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Отношение метана, пропан-бутановой сме­си, бензина, парафина к бромной воде и раствору перманганата калия. Восстановление оксида меди (II) парафином. Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов. Полу­чение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.

Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацети­лена. Взаимодействие ацетилена с раствором со­ли меди или серебра.

Модели (шаростержневые и объемные) моле­кул алкадиенов с различным взаимным располо­жением π-связей. Деполимеризация каучука. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположе­нием л-связей. Шароетержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Разделение с помощью делительной воронки смеси бензол — вода. Раст­ворение в бензоле различных органических и не­органических (например, серы) веществ. Горение бен­зола. Отношение бензола к бромной воде и раство­ру перманганата калия. Обесцвечивание толуолом подкисленного рас­твора перманганата калия и бромной воды.



Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Построение моделей молекул алкенов. 3. Обнаружение алкенов в бензине. 4. Получение ацетилена и его реак­ции с бромной водой и раствором перманганата калия.


следующая страница >>