Гуркина Светлана Юрьевна, учитель математики (гбоу сош №1 п г. т. Суходол м р. Сергиевский Самарской области) «Предмет математики на - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Исследовательская работа: «О вреде курения языком математики». 1 147.66kb.
Реферат по специальности 05020152 преподавание математики в основной... 1 170.08kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 11 4456.64kb.
В связи с принятием постановления Правительства Самарской области... 1 29.83kb.
Западное управление министерства образования и науки Самарской области 1 148.72kb.
Кравченко Анна Николаевна, учитель математики моу сош №5 г. 1 151.32kb.
Составители: Учитель математики Маслова Ольга Андреевна 1 177.73kb.
1. Философия математики как региональная онтология математического 3 418.56kb.
Видно, что выполняли задание в спешке, не очень хорошо разобрались... 1 67.86kb.
Программа «Здоровье». Этапы реализации программы Здоровьесберегающие... 1 181.67kb.
Стихи учеников о труде гбоу сош с. Дмитриевка Учитель: Ведяскина Т. 1 31.8kb.
Развитие творческих музыкальных способностей старших дошкольников... 1 226.84kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Гуркина Светлана Юрьевна, учитель математики (гбоу сош №1 п г. т. Суходол м р. Сергиевский - страница №1/1



Использование дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках математики в 5 классе.

Гуркина Светлана Юрьевна, учитель математики

(ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол м.р.Сергиевский Самарской области)

« Предмет математики настолько серьезен,

что надо не упускать случая, сделать его

занимательным» Б.Паскаль.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Актуальность темы в том, что математика является важнейшей наукой и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителя серьезно относятся к обучению математике, делая уроки насыщенными. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм, которые используются для развития познавательного интереса.



Цель: подбор дидактических игр, развивающих познавательный интерес.

Задачи: - изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу в соответствии с темой работы;

- разработать конспекты уроков с использованием дидактических игр, их провести и проанализировать;

- провести анализ опытно-экспериментальной работы.

Объектом исследования является игровая учебная деятельность на уроках математики.

Предмет исследования: процесс развития познавательного интереса учащихся 5 класса на уроках математики.

Гипотеза: использование дидактических игр на уроках математики влияет на развитие познавательного интереса у учащихся.

В своей работе я хочу показать всю важность дидактической игры в педагогическом процессе на примере использования игр на уроках математики в 5 классе.

Дидактические игры в 5-6 классах часто бывают связаны с определенными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Иногда сюжеты подсказываются названием игры: «Магические квадраты», «Индивидуальное лото», «Кто быстрее», «Числовая мельница» и др.

Во многих играх взят принцип соревнования между группами ребят. Соревнования усиливают эмоциональный характер игр. Мотив соревнования может быть выражен по-разному, в частности в названии игр: «Кто скорее», «Кто вернее», «Хоккей», «Телефон» и другие.

Игра способствует формированию прочных вычислительных навыков и умений, также играет огромную роль в развитии познавательного интереса как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка.

Для того чтобы доказать или опровергнуть, что использование дидактических игр на уроках математики развивает интерес у учащихся, мною были разработаны и проведены 12 уроков с использованием дидактических игр. Уроки с использованием дидактических игр проводились только в экспериментальном 5а классе. В контрольном 5г классе проводились традиционные уроки.

Для подтверждения гипотезы и выполнения поставленных задач была проведена экспериментальная работа, которая проходила в три этапа:

1) Констатирующий эксперимент.

2) Формирующий эксперимент

3) Контрольный эксперимент.

Цель исследования: убедиться в эффективности использования различных видов дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках математики.

Исследование проходило на базе ГБОУ СОШ №1 п.г.т.Суходол. Были взяты два класса: 5а - экспериментальный и 5 г – контрольный класс.

Учащимся была предложена анкета. Проанализировав протокол, я сделала следующие выводы: на развитие познавательного интереса оказывает влияние возрастной аспект, поскольку приобретенные знания содействуют переводу интереса на более высокий уровень. Следует особенно подчеркнуть и то обстоятельство, что индивидуальное своеобразие познавательного интереса чрезвычайно велико. Учащиеся одного и того же класса могут находиться на самых различных, даже противоположных уровнях заинтересованности уроками математики, что видно из диаграммы. [См. приложение 1]

Чтобы определить, как ведётся учителями работа по применению дидактических игр на уроках математики было проведено анкетирование учителей. [См.приложение 2]

Анализ анкет показал, что учителя используют на уроках математики игры, однако игры проводятся не систематически из-за нехватки времени. В основном учителя используют игры при устном счете и при проверке и оценке знаний, умений и навыков. По мнению учителей, познавательный интерес – это понятие, суть которого заключается в побуждении к овладению знаниями, в стремлении учащихся работать, преодолевая трудности и препятствия. Задача учителя состоит в эффективном использовании на уроках математики игр, игровых моментов, в подборе к уроку интересных заданий с целью повышения интереса к уроку.

Затем я решила провести наблюдение и выяснить, насколько дети экспериментального и контрольного классов активны на уроках математики.

Критериями являлись: активная работа, частота правильных ответов, быстрота реакции, стремление достичь положительных результатов.

Экспериментальный класс. Принимало участие 20 человек, в результате которого выяснилось, что большая часть класса, а именно 35% активно участвуют в работе на уроках математики, 35 % проявляют частичный интерес в различных видах деятельности и лишь 30% не проявляют интереса к урокам математики. [См.приложение 3]

Подобное наблюдение проводилось и в контрольном классе.

В исследовании принимали участие 18 человек. 17% активно работают на уроке математики, 39% частично активны на уроке и 44% не проявляют активность на уроке математики [См.приложение 3]

На основании анкетирования и наблюдения учеников, можно сделать вывод, что интерес у детей экспериментального и контрольных классов на уроках математики не высок, но в экспериментальном классе несколько выше, чем в контрольном классе. [См.приложение 4]

Для определения уровня вычислительных умений и навыков после изучения темы «Обыкновенные дроби» учащимся 5а и 5г класса была предложена контрольная работа. В результате сравнения полученных данных проверочной работы, выявлено, что экспериментальный класс находится на более высоком уровне сформированности вычислительных умений и навыков, чем контрольный класс. [См.приложение 5]

Вывод: Констатирующий эксперимент показал, что:

-5а и 5г работают по одинаковой традиционной программе;

-классы примерно равны по возрастным показателям;

-интерес у классов на уроках математики не высок;

-уровни сформированности вычислительных умений и навыков разные (контрольный класс отстают от экспериментального класса ).

На этой основе сделан следующий вывод: что необходима коррекционная работа, направленная на развитие уровня познавательного интереса к математике, а также уровня усвоения знаний, умений и навыков вычислений при помощи проведения работы с дидактическими играми в различных их видах и на разных этапах урока.

Для повышения уровня познавательного интереса к урокам математики. Я поставила перед собой задачи:

- подобрать различные виды дидактических игр;

- способствовать повышению познавательного интереса к уроку математики;

- провести данные виды дидактических игр в экспериментальном классе.

На основе ранее перечисленных особенностей данного класса, с учетом содержания курса математики и возрастных особенностей учащихся, были взяты различные виды дидактических игр на разных этапах урока.

Цель дидактических игр: активизировать внимание детей на уроках математики, сделать процесс учения более интересным, развивать с помощью них познавательный интерес к уроку математики. Задания в занимательной форме более доступны и привлекательны для детей. Учащиеся незаметно для себя выполняют большее число арифметических действий, упражняются в устных вычислениях.

Дидактические игры проводились чаще всего в начале урока, чтобы привлечь внимание детей и подготовить их к усвоению последующего материала, или в конце урока, подводя итог нового материала, а также игре был посвящен целый урок. Использовалась безоценочная система знаний, поощрялись быстрота и правильность. Проведенные игры представлены в разделе « Разработка конспектов уроков с использованием дидактических игр, их проведение и анализ» [См. приложение 6]

В качестве контрольного эксперимента я использовала наблюдение и контрольную работу по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей ».

Цель контрольного эксперимента состояла в выявлении наличия или отсутствия развития познавательного интереса к урокам математики, а так же выявление того, как это отразилось на уровне усвоения знаний, умений и навыков.

Анкетирование, проведённое в конце эксперимента, показало, что проводимые виды дидактических игр вызывали интерес у детей – они более активно работали на уроках, с готовностью выполняли задания учителя, стремились прийти к правильному результату. В процессе игры у детей вырабатывалась привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивалось внимание детей, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечали, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делало процесс обучения интересным и занимательным, создавало у детей бодрое рабочее настроение, облегчало преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Проводя дидактические игры, особенный интерес вызывали у детей упражнения в занимательной форме.

Экспериментный класс: в исследовании принимало участие 20 человека, в результате которого выяснилось, что 70 % учащихся активны на уроках математики,25 % средне активны и лишь 5 % пассивны на уроках математики.

Подобное наблюдение проводилось и в контрольном классе.

В исследовании принимали участие 18 человек. Результаты наблюдения по данным контрольного класса: 40% не проявляют активность на уроке математики, 38% частично активны на уроке и только 22% активно работают на уроке математики [См. приложение 7]

Как видно на диаграмме, учащиеся 5а класса после проведенного эксперимента стали больше интересоваться уроками математики, это обусловлено тем, что проводилась работа на развитие познавательного интереса с помощью дидактических игр.

Данные по итогам контрольной работы №2 «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» показали, что вычислительные навыки сформированы лучше у детей экспериментального класса. Заметно развитие познавательного интереса к уроку математики, по сравнению с другим классом. В этом помогли дидактические игры. [См. приложение 8]

Следовательно, дидактические игры помогли в развитии познавательного интереса, доказали свою эффективность – дети стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках математики. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее шли на контакт с учителем. Ученики соревновались друг с другом в сообразительности и быстроте ума. Используя дидактические игры, учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа. [См. приложение 8]

В данной работе рассмотрен особый вид игр — дидактические игры, особая форма занятий - игровая форма. Из изложенного выше можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении познавательного интереса. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Изучив более подробно и глубоко вопросы, связанные с использованием дидактических игр на уроках, поставленные цели и задачи решены. Гипотеза дала положительный результат.



Использование дидактических игр на разных этапах изучения математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности

Литература

  1. Автайникова, А.К. Некоторые формы организации устного счета // Математика в школе. – 2001.- №3.- 123с.

  2. Бряшина, Н. Математический брейн-ринг // Математика.-2003.-№27.-31с.

  3. Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991.- 96с.

  4. Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.- 98с.

  5. Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. – 2004.- №6.- 87с.

  6. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990. – 95с.

  7. Кордемский, Б.А. Математическая смекалка. - М.: Просвещение, 1981.- 575с.

  8. Ситников, Т.В. Приемы активизации учащихся в 5-6 классах // Математика в школе. – 2003. -№2.- 32с.

  9. Стеблина, Б. Игровые формы занятий 5-6 классы // Математика. – 2001.- №23.- 32с.



1