Гражданско-патриотическое воспитание одно из приоритетных направлений работы школ района - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Физическое воспитание одно из основных направлений деятельности нашей... 1 65.92kb.
Экологическая культура проблема, которая остро встала в связи с тем... 1 236.82kb.
Применение информационных технологий при определении приоритетных... 1 301.68kb.
Направление деятельности: военно-патриотическое воспитание допризывной... 2 505.94kb.
Одно из направлений работы 1 23.41kb.
Воспитание патриота и гражданина дело государственной важности. 1 125.35kb.
«здоровый ребёнок» 1 293.09kb.
Урок по информатике в 7 классе тема: Устройство компьютера Учитель... 1 82.59kb.
Патриотическое воспитание младших школьников через песню 1 98.45kb.
Средневековая арабская философия 1 353.03kb.
Сущность номинализма и критика томизма 1 122.22kb.
«Хотелось бы всех поименно назвать. Но списки пропали, и негде их... 1 165.56kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Гражданско-патриотическое воспитание одно из приоритетных направлений работы школ - страница №1/4

СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

МОКРОУСОВСКОГО РАЙОНА
Демешкина М.А., начальник Мокроусовского РОО
Гражданско-патриотическое воспитание - одно из приоритетных направлений работы школ района.

Систему работы составляют:

-учебный курс ОБЖ;

-курсы истории и обществознания;

-организация воспитательной работы через военно-спортивные вечера к юбилейным датам истории Вооруженных сил, к юбилеям выдающихся полководцев, встречи с ветеранами, «уроки мужества».

Все эти мероприятия включены в планы воспитательной работы школ.

Конечно, наиболее активизируется работа по данному направлению в период месячника оборонно-массовой работы и «Вахты памяти», которая проводится в преддверии Дня Победы.

Проблемам гражданско-патриотического воспитания уделяется особое внимание на семинарах педагогов, занимающихся воспитательной работой. В образовательные учреждения направляется учебно-методическая литература, диски, видеофильмы, методические брошюры, изданные районным методическим кабинетом. Так за последние годы были выпущены сборники с лучшими разработками уроков и внеклассных мероприятий педагогов района по темам «Литературное Зауралье» и «Географическое Зауралье», объединенные под общим названием «Мой край, моё Отечество».

Сложившаяся система работы, богатый опыт по военно-патриотическому воспитанию Рассветской школы, которая по праву считается лидером среди образовательных учреждений района по данному направлению, является пилотной площадкой по реализации социального проекта «Патриот Зауралья», нашли своё отражение в брошюре «В патриотизме будущее».

В Шелеповской основной школе особое внимание уделяется нашим народным традициям, оформлен кабинет-музей «Русская изба». В МСШ №2 оформлен кабинет «Литературное Зауралье», где собран богатый материал о писателях и поэтах области, района, ведется сбор фольклорного материала, действуют юнармейский клуб «Патриот» и поисковый клуб «Исток».

Детская организация Щигровской основной школы работает по программе «Юный патриот», в учебных кабинетах, рекреациях данной школы оформлены интересные стенды, экспозиции краеведческого содержания, об участниках Великой Отечественной войны, Андрее Колчине, чьё имя носит школа.

Стало доброй традицией проведение совместно с отделом по делам молодежи патриотических акций, слета отрядов мальчишек, конкурса на лучший почетный караул, совместно с отделом спорта и ДОСААФ – месячника оборонно-массовой работы и конкурса «Школа безопасности», с районными ГИБДД и МЧС мероприятий по дорожной и пожарной безопасности.

Ежегодно Первого сентября во всех школах проходит «Урок гражданина и патриота». В 2009-2010 учебном году урок проходил под девизом «Мы –наследники Победы» и являлся продолжением акции «Эстафета поколений», объявленной в 2008 году.

Большие перспективы в формировании гражданственности, патриотизма, духовности открывают объединения дополнительного образования и детские организации. Прекрасно используются эти возможности в Мокроусовской школе №1, где действует ряд объединений патриотической направленности: «Патриот», «Родник памяти», «Я - гражданин земли Курганской». В этом учебном году в 15-ти школах района работают кружки краеведческого направления: «Мой край в истории страны» (Старо-Першинская и Михайловская школы), «Историческое краеведение» (Мало-Мостовская, Сунгуровская, Утичевская школы), «Ремесла Зауралья»(Лопаревская школа) и другие.

Всё большее значение приобретает деятельность школьных музеев. Хорошие музейные экспозиции имеются в Михайловской, Утичевской, Рассветской школах. Началось восстановление музея в МСШ №1.

В 11 школах созданы лекторские группы из числа учащихся. В ряде школ района используется практика заданий классам по сбору материалов исторического и краеведческого характера, оформлению папок, альбомов. Материалы музеев используются для проведения уроков истории, классных часов, внеклассных мероприятий.

В целях совершенствования краеведческой работы, обобщения накопленного поискового материала ежегодно проводятся районные краеведческие чтения «Мой край, моё Отечество». В прошлом учебном году в них участвовало 10 школ.

В этот юбилейный год, год 65-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, необходимо сделать всё, чтобы как можно больше ребят привлечь к активному участию в мероприятиях, акциях, конкурсах школьного, районного, областного и Всероссийского уровней. Это и конкурс социальных проектов «Я - гражданин земли Курганской», и областные смотры-конкурсы «Без прошлого нет будущего», «Наследие», Всероссийский конкурс «Я помню! Я горжусь!», и многие другие. Участие в этих конкурсах позволит ребятам проявить свои способности, проверить качество знаний, глубже изучить историческое прошлое нашей Родины.

Но человек, прежде всего, воспитывается и проявляет себя в реальных делах, в отношениях с другими людьми. Поэтому приоритетной должна стать социально-значимая деятельность: уход за памятниками, шефская помощь ветеранам, поисково-краеведческая работа и др.

Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. Задача педагогов школы воспитать человека- гражданина, достойного члена общества.


ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Тарков В.И,. директор МОУ

Рассветская средняя

общеобразовательная школа
Цели образования и воспитания порождаются условиями и потребностями экономического, политического и культурного развития общества. Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, произошедшие в России и других странах СНГ изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся прежде системы патриотического и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм.

В условиях социальной нестабильности и отсутствия действующих идеологических установок оказалось весьма сложным разработать концепцию, которая бы позволила педагогам определить, какого гражданина следует воспитывать, какие личностные качества необходимо у него формировать. В результате распространение получили различные воззрения националистического, шовинистического и даже фашистского толка с неадекватным толкованием понятий «Отечество», «гражданин», «патриотизм», «интернационализм», «национализм», «шовинизм», «фашизм», «сионизм», «космополитизм» и т.д.

В столь опасной ситуации происходит отход граждан России от прежнего советского патриотизма и постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития общества в обозримом будущем.

В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность для будущего России нравственной деградации, слово «патриотизм» вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей. Ведь патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации. И поэтому, разработка и реализация второй по счету государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» является важным этапом усиления внимания руководства страны к проблемам патриотического воспитания.

Становление гражданского общества во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Патриотизм – это глубокие чувства любви к родной земле, языку, традициям, к своему народу, родному краю, своей малой Родине. Это чувство нам и надо возродить. Сегодня важно отметить, что патриотическое воспитание молодежи не является делом только лишь тех органов, организаций, учреждений, которые в силу своих служебных обязанностей должны заниматься этим.

Оно становится всеобщим делом, потому что за последние годы многое здесь упущено.

Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных стран мира, важнейшая цель воспитания и образования – это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости.

Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущностью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и характера отношений народов, населяющих государство.

Разрабатывая школьную программу «Патриотическое воспитание учащихся на 2006-2010 гг.», была определена следующая система задач патриотического воспитания учащихся, а именно воспитания у них:

-любви к Отечеству, Российской Федерации и ее многонациональному народу;

-российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине;

- уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;

- любви к родному языку, культуре и истории своего народа;

-глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации;

-уважения к правам и свободам человека и гражданина;

-глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации (мир, безопасность, свобода, торжество разума и гуманизм, обеспечение прав и свобод личности);

-непримиримого отношения ко всем формам проявления, национализма, шовинизма, расизма.

При решении воспитательных задач педагоги руководствуются принципами воспитания. Они призваны учитывать как природу самого воспитания, так и различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс социализации молодого поколения.

Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания.

К принципам патриотического воспитания относим направленность воспитания на:

-укрепление единства и целостности Российской Федерации;

-учет в воспитании особенностей различных категорий учащихся;

-сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов России, их сплочении в едином федеративном государстве;

-гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей к их историческому наследию, культуре и традициям;

-сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

-формирование у каждого нового поколения национального самосознания открытого для восприятия ценностей других народов.

Патриотизм тесно связан с национальным сознанием и самосознанием. Национальное чувство и достоинство, национальная гордость, другие компоненты национального сознания отражают сложную систему, экономических, социальных, политических, духовных отношений.

Но сегодня в мире господствует глобализация, плюрализм ценностей, мы ратуем за гуманизм, толерантность, этику ненасилия, экологическую этику, во все поры нашей духовности прорываются нетрадиционные культы, религиозные секты, детские души блуждают в океане музыкальных клипов и страстей футбольных фанатов.

В этой естественной поликультурной среде размывается не только традиционное национальное сознание, но и его ядро – патриотизм. И то, что раньше вполне могло консолидировать его содержание – идеология взаимопомощи и милосердия, взаимовыручки и товарищества - ныне затерялось в сетях затягивающей идеологии «человека-паука».

Сегодня задачи воспитателей – семьи, школы, государства и гражданских институтов общества неизмеримо усложняются. Один «мобильник» доставляет нашим воспитанникам столько, сколько не зафиксировано в десятках собраний сочинений. И в Интернете они «сидят» часами. Литература, история, математика, физика – все школьное и даже высшее образование, которое прежде составляло не только ядро духовного мира, но чуть ли не все его содержание, вдруг качественно и количественно обесценилось в новом безграничном информационном пространстве. Все это объективно, никуда не денешься, и коль скоро мы претендуем на роль воспитателей, нам самим нужно пуститься в неведомые просторы безбрежного мировоззренческого океана, где испытанные магистральные пути и маршруты патриотического воспитания теряются за лавинообразными потоками информации. Государство, от которого многого ожидают многочисленные представители учебных заведений, общественных и творческих организаций, все ответственные за патриотическое воспитание молодежи в этой сверхсложной духовной ситуации также должно активизироваться, как субъект воспитания. И его функции не столько запретительные (закрыть те или иные каналы и передачи ТВ, газеты, публикации…), что не всегда и возможно, сколько созидательно и политически консолидирующие. Отвергнув национальную идею СССР – коммунизм, государство оставило патриотическое воспитание без главной ценности – за что любить Отечество, какое его настоящее и будущее составляет нашу гордость. И государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» как раз и направлена на обновление системы патриотического воспитания, повышение эффективности его форм и методов. Важное значение придается воспитанию молодого поколению в духе патриотизма, дружбы народов и гражданственности. Патриотическое воспитание рассматривается как фактор консолидации всего общества, источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Без патриотического воспитания разрушается рано или поздно, Отечество, исчезает государство. Уроки истории, в том числе опыт Великой Отечественной войны и Победы 1945г., свидетельствуют, что проблемы государственности и патриотизма всегда занимали особое место, являлись определяющими, приобретали особый смысл и остроту в переломные моменты. Тем, кто искренне любит Россию и дорожит историей своего Отечества и памятью доблестных предков, всегда надо помнить завет великого маршала Победы Г.К. Жукова: «Бережное отношение к нашему историческому и культурному наследию – это неисчерпаемый источник патриотизма, прибавляющий сил и энергии всем поколениям…» Без знания истории своего времени, прошлого своего народа нельзя воспитать гражданина. Наша История сложна, но это не чья-то чужая история, которую можно изучать бесстрастно, это наша жизнь – наша гордость и наша боль. Нам не надо стыдиться своей истории: она великая и героическая. Как в любой другой, в ней были гении и подлецы, творцы и разрушители, организаторы и исполнители. И только в глубоком осмыслении всего, что было, можно помнить нашу историю. В том числе и величие подвига нашего народа ценой бесчисленных жертв, неслыханным мужеством добившегося Победы».

Будущее есть продолжение прошлого, поэтому проблема исторической памяти становится важнейшей проблемой сегодняшнего дня, но историческая память должна быть справедливой и четкой. Образцом такого отношения к прошлому является А.С. Пушкин: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». А в современной России, где окончательно спутались все карты, где у каждого поколения своя память, свои идеалы, и за частую ценятся не убеждения, а масштаб - и поэтому в списке кандидатов на гордое посмертное имя, «Имя Россия» на равных соревновались сторонники Невского и Грозного, Ленина и Столыпина, Сталина и Николая II. Идеологически они непримиримы, а страной любимы. Это какая-то болезненная, мучительная травма. Но может быть величие России и заключается в том, что нельзя назвать одного человека, который бы ее олицетворял. Россия – это еще и Пушкин, Сергий Радонежский, Чайковский и Толстой, это наши великие философы и ученые. Может, быть, поэтому и…

Нет на свете Россий – есть Россия. Одна.

Как она голосит, пробуждаясь от сна…

И ее эта боль мне с рожденья дана.

Пусть убога она, да от Бога одна.

Россия сегодня другая, совсем не та, когда ей диктовали правила жизни из-за океана, не та, когда садилась с бандитами и убийцами за стол переговоров. Она – другая, поднявшаяся с колен, расправившая плечи, и вновь гордо взметнувшая голову. И когда все мы до конца поймем, что отступать больше некуда, это ведь тоже есть в русском характере, и много раз спасало. Вот тогда и начнется мучительное и трудное строительство нашей общей Памяти, Духовности, нашего национального стержня – бескорыстного служения Отечеству.





  1. Воспитание патриотических чувств в рамках предметов гуманитарного цикла

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА –ПАТРИОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Старцева Ю.Н., учитель русского языка

и литературы МОУ Мокроусовская средняя

общеобразовательная школа №1
Воспитание гражданственности и патриотизма является особенностью российской системы образования на протяжении достаточно долгого периода времени. Это вполне понятно, ведь любовь к Отечеству является одной из основных русских ценностей.

Однако приходится признать, что эта цель, благополучно выжившая в школьной системе образования и в коммунистический период, часто не находит своего выражения в современной педагогической практике. Во многом это связано со стремительно меняющейся системой ценностей, их переосмыслением. Массовое сознание в переходный период способно воспроизводить, мягко говоря, не самые лучшие образцы жизненных ориентиров. Отсюда – гипертрофированное подражание всему «заграничному», отрицание отечественных, русских традиций и ментальности. Этому гибельному пути можно противостоять, активно воздействуя через просвещение на возрождение национальных ценностей.

Один из истоков духовности - полноценное гуманитарное образование.

Именно предметы гуманитарного цикла способствуют духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса.

Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность: дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения, кроме того, и воспитательную - прививает любовь к языку, а значит и к его носителю – русскому народу. Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа. Поэтому каждый урок русского языка – воспитание патриотизма в учениках.

Особое место занимает литература, так как каждый урок этого предмета воспитывает чувство гордости за свою страну, где жили и творили такие замечательные писатели, как: Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Достоевский Ф.М., Лермонтов М.Ю., Бунин И.А., Тургенев И.С. Художественная литература воздействует одновременно на ум и чувства человека. Писатель, в какую бы эпоху он ни жил, является членом общества, гражданином своей страны. Литература воспитывает идейно, нравственно и эстетически, развивает любовь к Родине, к созидательному труду, чувство гражданского долга.

На уроках литературы знакомимся с историческими повестями, где рассказывается о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними захватчиками, воинских подвигах. Содержание воинских повестей проникнуто любовью к Родине и тревогой за ее судьбу, в них отражены стремления русского народа сохранить национальную независимость. Об этом говорим, знакомясь с древнерусским произведением «Слово о полку Игореве», былинами.

Много внимания уделяется этой теме во время изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир», одного из самых патриотичных произведений в русской литературе 19 века. К.Симонов вспоминал: «Для моего поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы и у стен Сталинграда, чтение «Войны и мира» в тот период нашей жизни стало навсегда запомнившимся потрясением не только эстетическим, но и нравственным… Именно «Война и мир» стала в годы войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух сопротивления, охватившей страну перед лицом вражеского нашествия». С суровой беспощадностью Толстой срывал всяческие маски с представителей высшего света, обличая антинародную сущность их идеологии тщеславия, презрения к людям, лжепатриотизм. На уроках с учениками рассуждаем о том, что значит истинный патриотизм, а что – ложный. В романе дана картина массового патриотизма, движения нации в едином праведном порыве; партизанская война, в отличие от линии фронта, движима не приказом командиров, а сердечным порывом, где любые политические резоны не действительны, а действительно только одно: «За Родину, за веру православную!»

Также на уроках пытаемся осмыслить события Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На примере художественных и музыкальных произведений пробуем понять, что помогло русскому солдату победить в этой страшной войне и какова цена этой Победы. В этом помогают произведения А.Т.Твардовского, М.А.Шолохова, В.Быкова, Б.Васильева, В.Г.Распутина, К.Симонова, Ю.Бондарева, В.Кондратьева и др. Традиционно проводятся уроки - пресс-конференции «Поэзия подвига», семинары на различные темы о войне, например: «Лицо войны», «Подвиг человека на войне», «У войны – не женское лицо», литературно-музыкальные композиции, уроки-концерты с исполнением песен и стихов В.Высоцкого, Р.Рождественского, Б.Окуджавы. Обязательным является написание сочинений на военную тему, рецензии на самостоятельно прочитанную книгу о войне.

Обращается внимание на целесообразность использования в работе исторических образов личностей, внесших значительный вклад в российскую историю, заслуживших признание современников и потомков не только за свою деятельность, но и благодаря высоким нравственным качествам. В полной мере это относится к великим полководцам: А.Суворову, М.Кутузову, А.Невскому, поэтам и писателям: А.С.Пушкину, М.В.Ломоносову, М.Ю.Лермонтову, Л.Н.Толстому, Н.А.Некрасову, М.А.Шолохову и др.

Таким образом, проведя через цели своей образовательной деятельности воспитание патриотизма российского гражданина, именно учитель гуманитарных предметов сможет оказать реальное воздействие на качественное позитивное изменение общественной ситуации России.


следующая страница >>