Голубева Людмила Викторовна - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Голубева Людмила Викторовна - страница №1/2

Голубева Людмила Викторовна,

учитель биологии,

Заслуженный учитель РФ,

педагогический стаж – 26 лет.

Из опыта работы: Развитие экологической культуры школьников на уроках биологии и во внеклассной работе по предмету.



  1. Теоретическая интерпретация опыта


I.1. Условия возникновения, становления опыта.

Опыт формировался в условиях сельской школы. МОУ «Арбузовская сош» расположена на территории ст. Арбузовка Павловского района. В школе обучается 130 учащихся, проживающих на станции Арбузовка и в селах – имени Мамонтова, Советское, откуда ежедневно привозят детей на школьном автобусе. Школа находится вдали от лесных массивов, естественных водоемов. Немногочисленные колки, лесополосы и поля окружают нашу станцию. Железная дорога разделяет ее на 2 части.

Социальный и образовательный уровень родителей невысокий. В последние годы идет отток селян, не желающих мириться с невозможностью найти работу или получать достойную зарплату, приезжают же жители города, относящиеся часто к асоциальным семьям. Часть родителей самоустраняется от воспитания детей, перекладывает эту ответственность на школу.
I.2. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости для повышения качества учебно – воспитательного процесса в школе

XXI век наречен мировым сообществом «столетием окружающей среды». А это значит, что не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой: научить их понимать современные проблемы окружающей среды и уметь анализировать собственное поведение в природе, развивать критическое отношение у учащихся к результатам деятельности человека, создать условия для формирования у детей личной ответственности за состояние окружающей среды. Достигнуть этого можно через экологическое обучение (вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда) и воспитание школьников ( целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, формирование особой морали взаимоотношений с окружающей средой.) Экологическая культура как часть общечеловеческой культуры является важной составляющей учебно-воспитательного процесса детей разных возрастов. Культура как способ адаптации и организации жизнедеятельности людей – неотъемлемый показатель их отношения друг к другу и природному окружению. Формирование культуры – процесс сложный, длительный и непрерывный.

Чтобы увидеть реальные результаты своего труда, наверное, легче все начинать с нуля. 18 лет назад, после переезда из Белоруссии, я устроилась на работу в данную школу. В тот же год школа отметила свое новоселье. Возле школы кроме строительного мусора, пластов выкопанной глины ничего не было. Кабинет биологии совмещен с кабинетом географии, полное отсутствие комнатных цветов. К этому надо добавить низкое качество знаний учащихся по предмету, отсутствие интереса к нему. Поэтому я поставила себе задачу: повысить интерес учащихся к предмету, увлечь их исследовательской и опытнической работой, научить видеть в неприметной, казалось бы, природе ее красоту, уметь создавать ее и беречь. Сегодня, по прошествии времени, я могу с уверенностью сказать, что мне это удалось. Я смогла заинтересовать не только детей, но и объединить своих коллег в решении данной задачи – воспитании экологической культуры у учащихся. Накопленный опыт позволил нашей школе стать районным центром по распространению эколого-краеведческой работы.

Работа по природоохранной деятельности обусловлена необходимостью разрешения следующих противоречий:



  • между растущим потоком информации, связанной с экологической ситуацией в мире, и ограниченными рамками учебного процесса;

  • между руководящей ролью учителя и стремлением учеников к самостоятельному овладению знаниями;

  • между растущим интересом учеников к природоохранным проблемам и поиску «рецептов» выхода из создавшегося положения.



I.3. Теоретическая база опыта

Для развития познавательного интереса к предмету использую теорию Щукиной Г.И. и теорию активизации познавательной деятельности учащихся Шамовой Т.И.. По теме «Игра – как средство формирования познавательного интереса у учащихся на уроках биологии» обобщала свой опыт на районном уровне. Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету? Как показы­вают исследования Г. И. Щукиной, ими, прежде всего, являются:

1) эрудиция учителя, умение предъявлять ученикам необходимые требования и последовательно усложнять познавательные задачи. Такие учителя обеспечивают в классе интеллектуальный настрой, приобщают учащихся к радости познания;

2) увлеченность предметом и любовь к работе, уме­ние побуждать учащихся к поиску различных решений познавательных задач;

3) доброжелательное отношение к учащимся, создаю­щее атмосферу полного доверия, участливости. Все это располагает к тому, что можно спокойно подумать, най­ти причину ошибки, порадоваться своему успеху, успе­ху товарища и т. д.;

4) педагогический оптимизм — вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познаватель­ного интереса и тем побуждать желание узнавать, учиться.



I.4. Ведущая педагогическая идея:
Развитие экологической культуры школьников через

  • эколого – просветительскую деятельность

  • организацию исследовательской работы в природе

  • школьное экологическое объединение

  • формирование здорового образа жизни


Средства достижения цели



УРОКИ ВНЕКЛАССНАЯ ВНЕШКОЛЬНАЯ

РАБОТА РАБОТА


1.Лабораторные и практические работы

2.Семинары

3.Экскурсии в природу

4.Уроки-путешествия

5.Уроки-восхождения

6. Пресс-конференции и т.д.



1.Экологический кружок

2.Детская экологическая организация

3.Школьный турслет

4.Экологическая декада в школе

5.Конкурсы экологических плакатов, поделок из природного материала

6.Проведение операций «Кормушка», «Каждой птице-отдельную квартиру», «Зеленый сад» , «Березкины слезки» и т. д.



1.Исследовательская работа в природе

2.Обучение учащихся в заочной школе АКДЭЦ

3.Участие в районных экологических мероприятиях

4.Участие в краевых и российских фестивалях и конкурсах




II. Технология опыта

Учебная деятельность



Работа на пришкольно – опытном участке

Пришкольно-опытный участок – это наша природная лаборатория, где учащиеся учатся применять свои теоретические знания, полученные на уроках биологии. Почему я начала с анализа работы пришкольно-опытного участка? Детская психология такова, что ему хочется быстрее увидеть результаты своего труда, и для сельского школьника это ближе, понятнее. А через осознание оценки практического труда появляется желание приобретать теоретические знания, которые можно получить на уроке и, прежде всего на уроке биологии. Первое, с чего начала свою работу в данной школе, была пришкольная территория, т.к. я вела еще сельскохозяйственные труды. Ребята увидели, как с помощью их рук из безжизненной, она превратилась в цветущую, на месте камней и глины зазеленели деревья – был разбит на площади в 0,5 га дендрарий, где высадили 40 пород деревьев и кустарников. Еще 30 соток были использованы под необходимые отделы учебно – опытного участка.

Функционирование учебно-опытного участка в школе позволяет решать комплекс образовательных задач:


  • закрепление, расширение и накопление биологических знаний учащихся на практике;

  • формирование практических и общетрудовых умений и навыков по выращиванию растений;

  • приобретение навыков выполнения различных исследовательских работ, связанных с жизнью растений и оценкой состояния окружающей среды;

  • развитие эстетических чувств, экологического мышления, наблюдательности, познавательных интересов к изучению растений;

  • воспитание трудолюбия, ответственного отношения к окружающей среде, ее сохранению и улучшению;

  • получение плодово – ягодной, овощной продукции и картофеля для удешевления питания в школьной столовой.

Через 5 лет наш пришкольно-опытный участок и цветник стали лучшими в районе и вот уже более 10 лет мы это лидерство никому не отдаем. Это самое красивое место в нашем селе. В дендрарии отвели участок и посадили редкие растения нашей местности, которые являются объектом изучения учащимися как растений, подлежащих охране. Силами учащихся, базового хозяйства построили теплицу, которая сегодня единственная в районе. Дважды участвовали в краевом конкурсе пришкольно-опытных участков, где занимали вторые и третьи места. В 2001 году представляли Алтайский край в заочном Всероссийском смотре-конкурсе учебно-опытных участков в г. Москве и были награждены грамотой. В рамках краевой программы «Школьный сад» в 2004 году школа получила посадочный материал ягодных кустарников и плодовых деревьев, которые уже сегодня дают возможность витаминизировать питание в школьной столовой. Полученные теоретические знания на уроках биологии, практические – на уроках сельскохозяйственного труда дали возможность ученице нашей школы трижды участвовать в краевых конкурсах в номинации растениеводство (2003г., 2005г., 2006г.) и занять соответственно I, II, I места, где из 90 возможных баллов она набирала 89 и 89,5 баллов. Представляла Алтайский край на Всероссийских слетах производственных бригад в г. Ставрополе (2004 г.) и в г. Новосибирске (2005 г.), где среди 20 участников в своей номинации заняла 3 и 4 призовые места. За этот успех ученица была удостоена в 2005 году стипендии губернатора Алтайского края, а в 2006 году ей была присуждена премия Президента РФ для поддержки талантливой молодежи в размере 30000 рублей.

Одним из важных результатов в организации работы учащихся на пришкольно-опытном участке и воспитании у них бережного отношения к результатам своего труда считаю тот факт, что если в первые годы были случаи краж выращенной продукции, то за последние 10 лет этого не было; нет поломанных деревьев в дендрарии, разбитых стекол в теплице, сорванных цветов в цветнике.



Уроки биологии

Преподаю биологию с 6 по 11 класс, работая по программе и учебникам под ред. Н.И. Сонина. Дважды была на семинарах с автором программы в г. Барнауле, первой в районе перешла на эту линию. В конце 90-х годов среди ранее использованных и устаревших учебников – это был новый подход к обучению биологии. Использую в своей работе методические пособия по планированию, печатные тетради для учащихся, биокарты, биолабиринты, тестовые задания, т.е. весь учебно-методический комплект, предложенный авторами данной программы. Но пройдя весь курс с 6 по 11 класс хочется сказать, что изложение материала в учебниках не всегда совпадает с методическими рекомендациями, нет логики в изложении отдельных тем, имеются фактические ошибки, повторяющиеся рисунки в старших классах, сложность изложения материала в отдельных темах, перегруженность терминологий и т.д. Свои замечания и предложения по курсу биологии 9 класса передала методисту биологии в АКИПКРО с пожеланиями последующей передачи автору учебника. В марте 2006 года была на двухдневном семинаре с автором второй линии по биологии И.Н. Пономаревой, где в процессе общения с коллегами, работающими по данной линии, анализе своих учебников самим автором прихожу к выводу, что совершенных и отвечающих всем требованиям биологического образования учебников по биологии сегодня нет. Поэтому, только от творчества и желания учителя зависит качественная подготовка выпускника школы по биологии. А для этого необходимо глубокое знание образовательного стандарта по биологии и желание учителя концентрировать эти знания из учебников разных авторов. Около десяти лет преподавала учащимся в старших классах учебный курс «экология», но в последние годы в связи с перегруженностью учебного плана, расширяю экологические знания учащихся на уроках биологии с обязательным использованием регионального компонента. Резервные часы по программе стараюсь использовать для изучения природы своей территории, организации экскурсий. Большую помощь при проведении таких уроков оказывает использование методических пособий, составленных преподавателями АКДЭЦ.

Хочется объять необъятное. Хочется показать красоту и гармонию живой природы и дать глубокие знания, необходимые каждому в жизни. А еще хочется, чтобы ученики на уроках общались, думали и творили, а само учение было бы радостным процессом самопознания и саморазвития… И чтобы мне при этом тоже было радостно и интересно. Из этих желаний закономерно вытекает главная цель моей учебной деятельности: создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся.

Достижение этой цели возможно только в условиях развивающего обучения через конкретизацию задач, которые приходится постоянно решать в процессе подготовки и проведения уроков.

Тема моего самообразования совпадает с темой, над которой работает школа – «Создание развивающей творческой образовательной среды, способствующей раскрытию природных возможностей каждого учащегося». К сожалению, интерес учащихся к обучению падает. Причинами этого является ухудшение физического и психического здоровья детей, а также социальная среда, где ребенок находится во второй половине дня. В селе ежегодно все большему количеству детей ставят диагнозы – задержка психического развития или олигофрения, а значит они, находясь в обычном классе, требуют к себе индивидуального подхода. При этом я должна развивать максимально учебные навыки способных детей. Поэтому, работая с учащимися на уроках придерживаюсь следующих принципов:

1. Использование жизненного опыта. Жизнь в сельской местности дает большие возможности для использования и расширения имеющегося опыта ребенка через домашние задания – наблюдения, экскурсии в природу, проведение и написание исследовательских работ с учащимися, которые особенно этим интересуются. Многочисленные лабораторные и практические работы дают также возможность учащимся увидеть значимость биологических знаний в дальнейшей жизни.

2. Дать возможность ученику делать то, что он может. Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому все объяснили. Моя задача – разбудить в каждом ребенке природную любознательность, сформировать общие учебные умения и создать условия для саморазвития. Использую на уроках элементы уровневой дифференциации через выполнение заданий разной сложности, проведение зачетных занятий. (По этой теме прошла курсы при АКИПКРО).

3. Накопление знаний не ради отметки – воспитание у учащихся понятия, что не отметка определяет уровень их знаний, а умение применять эти знания на практике. Развитие личности невозможно без способности к самоанализу и самокоррекции. Рефлексия помогает моим ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности, выбрать наилучший путь достижения цели, эффективно действуя не только в учебных , но и в жизненных ситуациях.

4. Формирование коммуникативной компетентности и толерантности. Желание ученика учиться на уроке, должно поддерживаться доброжелательным отношением к нему учителя. На уроках мы учимся слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения. Мы спорим, чувствуем, сопереживаем. Мы доверяем друг другу, и поэтому моим ученикам не страшно ошибаться, выдвигая порой самые невероятные идеи и предположения.

Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Являясь органической частью учебного процесса, они способствуют знакомству с конкретными объектами и явлениями природы в естественной обстановке, формируют у учащихся представления о природных экологических системах. На экскурсиях школьники учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды. Экскурсии помогают детям убеждаться в необходимости использования комплекса мер по охране природы, формируют у них чувство любви к родному краю.

В качестве примера приведу основные моменты организации экскурсий в 6 классе. По программе предусматривается в течение года проведение трех экскурсий: осенняя – «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»; зимняя – «Зимние явления в жизни растений»; весенняя – «Весенние явления в жизни растений, признаки наступления весны». Все экскурсии провожу в школьном дендрарии, чтобы они могли наблюдать сезонные изменения на одних и тех же объектах. Осенняя экскурсия – первая для шестиклассников учебная экскурсия по биологии. В беседе о цели экскурсии объясняю отличие экскурсии от прогулки и прочих выходов в природу, вспоминаем правила поведения в природе. Во время движения по маршруту использую каждую минуту для развития воображения детей, тренировки органов чувств. Прежде чем учащиеся начнут понимать, что окружает их в природе, они должны научиться видеть сходство и различие предметов, форму и цвет, уметь слушать и слышать. Хороший способ научить детей успокаиваться и молчать – попросить на несколько секунд задержать дыхание. Можно предложить послушать: как шумит ветер, сколько различных птичьих голосов можно услышать, чем отличаются звуки хвойных и лиственных деревьев. По ходу маршрута дети собирают листья, отличающиеся по окраске, строению листовой пластинки, по рисунку края, на ощупь (гладкие, пушистые, шершавые, колючие). Предлагается из этих листьев дома оформить гербарии, наиболее аккуратные из которых будут оставлены в кабинете для проведения лабораторных работ при изучении темы «Лист». В ходе экскурсии учащиеся работают над следующими заданиями:

1. Какие деревья и кустарники встретились вам во время экскурсии. Каких животных вы увидели?

2. Какие признаки во внешнем виде растений и поведении животных указывают на наступление осени?

3. Рассмотрите плоды и семена. Выделите особенности их распространения.

4. Выясните, у каких растений листья опадают раньше, у каких - позже.

Обязательно необходимо подвести итог экскурсии и объяснение учащимся, как составляется отчет. Так как знаний у детей пока недостаточно для того, чтобы делать правильные выводы, приветствуется стремление учащихся познавать окружающий мир через свои рассуждения, использование имеющегося опыта и знаний из курса природоведения. В отчете предлагается использовать стихи известных поэтов об осени, пословицы и приметы о данном времени года. Дети могут сами попробовать выразить свои чувства об увиденном в стихах и прозе.

О проведении зимней экскурсии сообщаю детям заранее. Прошу отдельных учащихся повторить известные стихи о зимней природе, другие получают задание – найти в библиотеке рисунки следов птиц на снегу. При проведении экскурсии предлагаю детям посмотреть вокруг и послушать стихи одноклассников о красоте зимней природы. По следам на снегу определяем их владельцев. Объясняю и показываю детям черты приспособленности деревьев и кустарников к перенесению холода, как можно отличить их друг от друга по расположению ветвей, форме кроны и окраске коры, расположению почек. Учу определять годичный прирост стебля в длину. Далее по звеньям предлагается выполнить задания. Например:

1. Рассмотрите, зарисуйте и опишите форму крону, цвет коры клена остролистного.

2. Рассмотрите почки и определите их расположение на стебле, в чем их приспособленность к перезимовке.

3. Найдите вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам.

4. Соберите и оформите гербарий побегов деревьев разных видов. (Будет использоваться в качестве раздаточного материала при изучении темы «Побег»).

Весенняя экскурсия, проведенная по тому же самому маршруту позволяет учащимся выявить сезонные изменения у наблюдаемых ранее растений, установить зависимость этих изменений от погодных условий. Большой интерес всегда у учащихся вызывает посещение участка в дендрарии, где собрана коллекция раннецветущих и подлежащих охране растений нашей местности. Мы наблюдаем за родительскими хлопотами скворцов, прилетевших в развешенные учащимися на деревьях домики. Учащимся предлагается :

- Составить простейшие цепи питания в данном сообществе.

- Составить памятку « Что должен делать человек, чтобы не мешать жизни организмов в природном сообществе?».

-Выразить свое отношение к увиденному на экскурсии через написание стихов или прозы (для желающих).

В 7 – 11 классах провожу экскурсии в естественные природные сообщества, находящиеся вблизи станции.



Через использование нетрадиционных форм уроков (уроки-путешествия, уроки-восхождения, пресс-конференции и т.д.) могу выходить за рамки школьных учебников, привлекая материал из разных дополнительных источников. Это дает возможность расширять кругозор учащихся, требует от них творческого поиска, мыслительной деятельности. Уровень усвоения знаний на таких уроках значительно выше. При этом не забываю правило «Всего должно быть в меру!». В качестве примера приведу основные моменты сюжетно-ролевой игры с урока «пресс-конференции» в 10 классе по теме: «Сохранение биоразнообразия видов». Заранее среди учащихся на основе принципа добровольности распределялись роли: корреспондентов газет и журналов, экологов-лесоводов, ученых, охотоведов, специалистов по защите растений и др. Своевременно были сформулированы основные вопросы, которые должны были задавать «корреспонденты» «специалистам». Соответствующим образом был оформлен кабинет: карты России и Алтайского края, иллюстрации редких и исчезающих видов растений и животных Алтайского края. На уроке с краткими сообщениями на заданные «корреспондентами» вопросы выступили «специалисты». Темы их выступлений: «Истощение лесных ресурсов и последствия этого процесса», «Причины снижения численности некоторых видов охотничье-промысловых зверей и птиц», «Редкие и исчезающие виды растений и животных края», «Касмалинский заказник», «Обогащение растительного и животного мира путем интродукции и акклиматизации» и др. Данная форма проведения урока дает возможность ученику не только расширить свой кругозор, но и развивает его ораторские навыки. На семинарских занятиях с элементами диспута по экологической тематике в старших классах учащиеся учатся не только выступать с сообщениями, но и отстаивать свои точки зрения, приводя доказательства из разных источников информации. При организации дидактических игр в средних классах на уроке пользуюсь следующей памяткой для учителя:

  1. Игра не должна быть самоцелью, она должна способствовать достижению обучающего эффекта, который при дидактически верной организации может быть значительно выше, чем при традиционных формах учебной деятельности.

  2. Условия игры должны быть понятными детям, ее цель – реальной, достижимой, а оформление – ярким, красочным.

  3. Обязательный элемент каждой игры – ее эмоциональность. Игра должна приносить удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от успеха.

  4. В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками.

  5. Игра обязательно должна иметь игровое стимулирование, о котором участникам объявляется заранее.

  6. Итог игры должен быть результативным, четким, кратким по времени, эмоциональным. И проигравшие должны получить одобрение и аванс на будущие победы.

В обучении биологии большую роль отвожу наглядно-иллюстративному методу. В этом большую помощь оказывает мой кабинет биологии, который считается лучшим в школе. В кабинете создана большая и разнообразная коллекция комнатных цветов, снабженных этикетками, раздаточный материал для проведения лабораторных работ, созданный мною и учениками во время летних каникул. В 2007 году в рамках ПНПО, мне как победителю в конкурсе «Лучших учителей России 2006» было выделено учебно – методическое и лабораторное оборудование для кабинета биологии на сумму 405000 рублей. Оно позволило значительно расширить возможности биологического образования. В кабинете есть новый цветной телевизор и видеомагнитофон, графопроектор. Имеющиеся видеоматериалы помогают совершать виртуальные путешествия в разные уголки Земного шара, наблюдать за происходящими изменениями в природе, принимать оптимальные решения в сложившихся ситуациях.

Раскрывая взаимосвязи между биологическими системами разного уровня, показываю необходимость использования знаний из других естественных наук, таких как физика, химия, география. С учителями этих предметов проводим интегрированные уроки.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не всегда задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни, включающий в себя:


  • Поддержание физического здоровья

  • Отсутствие вредных привычек

  • Правильное питание

  • Альтруистическое отношение к людям

  • Радостное ощущение своего существования в этом мире.

В привитии навыков здорового образа жизни большая роль в школе отводится учителю биологии. Продумывая план каждого урока, нахожу возможность включать моменты формирования вышеперечисленных направлений. Для повышения работоспособности учащихся на уроках провожу физкультпаузы, обучая как снять усталость глаз, мышц (прослушала курс лекций по валеологии в АКИПКРО).

В
се вышеперечисленное дает мне возможность добиваться следующих результатов:

Ежегодно в школе учащиеся 9 и 11 классов выбирают в качестве экзаменов по выбору биологию и подтверждают свои результаты, показывая лучшие результаты ЕГЭ в районе. Знания, полученные на уроках биологии, дают возможность моим ученикам ежегодно поступать в высшие и средние учебные заведения на биологические специальности. Сегодня моя ученица, после окончания АГУ (биология), учится в аспирантуре г. Новосибирска. Две серебряные медалистки 2007 года учатся в АГМУ и АГУ (экология), медалистка 2008 года успешно поступила в АГМУ. Считаю очень важным показателем качества своей работы оценку учащихся. В подтверждение приведу результат анкетирования девятиклассников в марте этого года в ходе классно-обобщающего контроля, где на вопрос, твой любимый предмет – 12 человек из 17 ответили «Биология».

Внеклассная работа

Невозможно все, что касается окружающей нас природы, тех законов, по которым она живет, вместить в рамки учебного предмета. Поэтому большая роль, не сравнимая с другими предметами, отводится в школе внеклассной работе по биологии, а значит и учителю биологии.

Олимпиады

Одной из форм внеклассной работы является олимпиада, позволяющая повысить мотивацию к изучению предмета, улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала определенной группой учащихся. Школьная олимпиада дает возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания, а также выявить наиболее способных школьников для их участия к разным этапам олимпиадного движения. Наблюдается стабильная тенденция участвующих в школьной олимпиаде по биологии (25% от количества учащихся в классе). Участники, успешно справившиеся с заданиями, поощряются оценкой по предмету в журнале, а победители и призеры награждаются призами на ежегодном общешкольном слете отличников и ударников. Ежегодно учащиеся школы участвуют в районной олимпиаде по биологии и показывают хорошие результаты. В 2007 году девятиклассница нашей школы стала победителем краевой олимпиады по биологии и представляла Алтайский край на региональном этапе олимпиады в городе Абакане, где вошла в десятку сильнейших. В 2008 году, участвуя в краевой олимпиаде по биологии среди учащихся 10 классов она стала третьей. Проблема сельской школы – малая наполняемость классов, после 9 класса лучшие наши ученики поступают в лицеи г. Барнаула и мы понимаем, что углубленный класс лицея на порядок выше нашего общеобразовательного.



Экологический кружок

С целью повышения интереса к предмету, пропаганде природоохранных знаний провожу большую внеклассную работу среди всех возрастных групп в школе. 8 лет являюсь руководителем экологического кружка «Родничок « для 5-8 классов. Именно с этими детьми занимаемся пропагандой природоохранных знаний не только для учащихся школы, но и выступаем с театрализованными постановками перед детьми детского сада. (Программа кружка в приложении)



Детская экологическая организация

В 2000 году мною в школе для 5-8 классов была создана детская экологическая организация «Подсолнух». Название было придумано учащимися и оно очень символично. Семена в решете подсолнуха – это все мы, люди, живущие на Земле и зависящие от лучей великого Солнца. Начальные классы объединились в организацию «Капельки солнца». Программа Д/О «Подсолнух» призвана помочь ребенку совершенствоваться в окружающем мире, понять свою значимость в обществе, развить свой творческий потенциал.



ЦЕЛЬ: создание условий для воспитания конкурентоспособной личности, ведущей здоровый образ жизни и заботящейся о сохранении природы.

ЗАДАЧИ:

  • развивать у детей индивидуальные способности, выстраивая отношения с природой, людьми, самим собой;

  • воспитывать и развивать потребности в здоровом образе жизни;

  • вовлекать детей в экологическую, туристическую, спортивную, культурную, интеллектуальную работу;

  • организовать сотрудничество разновозрастных групп;

  • приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;

  • формировать общечеловеческие нравственные качества (доброту, взаимопонимание, милосердие, веру в созидательные возможности человека, терпимость по отношению к людям)

  • воспитывать уважения к закону, нормам коллективной жизни;

  • развивать гражданскую и социальную ответственность;

  • формировать чувство патриотизма.

Настоящая программа адресована детям с 8 лет до 15 лет. (Программа и устав организации – в приложении)

Сегодня наша детская организация считается одной из лучших в районе. В течение нескольких лет школа становится победителем в годовой районной экологической и природоохранной акции «Зеленая волна».



Экологическая декада

Ежегодно в школе проводятся экологические декады, где через интеллектуальные игры, праздничные представления, конкурсы плакатов, рисунков, поделок из природного материала стараемся прививать экологическую культуру учащимся. Праздники дают большие воспитательные возможности. Репетиции и заучивание наизусть требуют многократного повторения правил поведения в природе. С помощью сценических образов ребята рассказывают о правилах поведения в природе не только своим сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры населения, так как старшее поколение , как правило, не имеет экологической подготовки.

Приведу в качестве примера план проведения экологической декады в апреле 2008 года. В декаде участвуют все учащиеся школы. Учитываются возрастные особенности, поэтому в1 -6 классах предлагаются экологические игры подвижного характера.


11 апреля – экологическая игра «Птицы зовут», 1 – 4 классы

14 апреля - экологическая игра «Мой дом – моя крепость», 8 класс

15 апреля – экологическая игра «Лесные робинзоны» , 5 – 6 классы

18 апреля – конференция «Курить – здоровью вредить», 6 -8 классы

21 апреля – КВН «Здоров будешь – все добудешь!», 9 -11 классы

25 апреля – посадка 70 деревьев у клуба в честь 70- летия Алтайского края,

8 – 11 классы

28 апреля – субботник по уборке школьной территории, 1 – 11 классы

Викторина «Самый, самая, самое» для учащихся 5 – 7 классов

Конкурс рисунков – загадок «Эти удивительные животные», 3 – 4 классы

Сказка на экологическую тему «Колобок», для учащихся 1 – 6 классов



Для успешного проведения мероприятия большое значение имеет тщательная к нему подготовка и рекламное объявление. Например:






Ты увидишь: Живого Робинзона, Лешего, бабу Ягу…

Ты услышишь: Рассказы Лесовичка, доброй Феи…

Ты будешь участвовать: В веселых соревнованиях.

Ты станешь болельщиком: Одной из команд.

Если ты учишься в 6 – 7 классах,

то мы ждем тебя на празднике «Лесные Робинзоны»

15 апреля в 13 часов в спортивном зале.



следующая страница >>