Глоссарий i Исполнительное резюме ii - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Глоссарий i Исполнительное резюме ii - страница №1/8



Водная инициатива ЕС

Компонент стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА)



Проект программного документа

21.2.03

Версия 2.1
Содержание



Глоссарий i

Исполнительное резюме ii



1 водная инициатива ЕС 1

1.1 Предотвращение водного кризиса 1

1.1.1 ЕС и Всемирный саммит по устойчивому развитию 1

1.1.2 Цели и направления деятельности 2

1.1.3 Достижение целей 3

1.2 Цели 4

1.3 Общие принципы Водной Инициативы 5

1.3.1 Дополнительный вклад 5

1.3.2 Использование существующих инициатив в качестве основы и в рамках партнерств 6

1.3.3 Модульный подход 7

1.4 Компоненты Водной инициативы ЕС 7

1.4.1 Региональные компоненты 7

1.4.2 Общие компоненты 8

2 компонент векца водной инициативы ес 9

2.1 Контекст 9

2.1.1 Основные проблемы водного сектора стран ВЕКЦА 9

2.1.2 Процесс “Окружающая среда для Европы" и процесс Всемирного саммита по устойчивому развитию 10

2.1.3 Международные конвенции и межправительственные механизмы 11

2.1.4 Региональное сотрудничество, механизмы и сети 13

2.1.5 Стратегии и институциональные механизмы национального уровня 13

2.1.6 Основные направления текущей и планируемой помощи для водного сектора в регионе – Роль международного сотрудничества и помощи доноров 14

2.2 Цели компонента ВЕКЦА 15

2.2.1 Общие цели и целевые показатели. 15

2.2.2 Конкретные долгосрочные цели 16

2.2.3 Вклад Водной инициативы ЕС-ВЕКЦА 16

2.3 Компоненты Водной инициативы ЕС-ВЕКЦА 17

2.3.1 Тематические направления 17

2.3.2 Общие компоненты 18

2.3.3 Направления деятельности компонента – "строительные блоки" 19

2.3.4 Приоритеты и уровни реализации 19

2.4 Стратегия – общие принципы ВИ ЕС-ВЕКЦА 20

2.5 Финансирование 21

2.5.1 Финансовые проблемы 21

2.5.2 Какая деятельность может получить финансирование в рамках ВИ ЕС-ВЕКЦА? 22

2.5.3 Возможные варианты финансирования 23

2.5.4 Бюджет ВИ ЕС-ВЕКЦА 24

2.5.5 Механизмы для мобилизации и выделения финансовых ресурсов 24

2.6 Способы реализации 24

2.6.1 Организация и координация для компонента ВЕКЦА 24

2.6.2 Определение, добавление и финансирование новых «строительных блоков» 25

2.6.3 Реализация отдельных «строительных блоков» 26

2.6.4 Мониторинг и система отчетности 27

3 компонент городского водоснабжения и канализации 28

3.1 Анализ ситуации 28

3.2 Цели 31

3.3 Направления деятельности 31

3.4 Строительные блоки 33

3.5 Ресурсы и бюджет 34

3.5.1 Ресурсы 34

3.5.2 Бюджет 34

3.6 Организация и управление 34

3.7 Предварительный план реализации 34



4 компонент интегрированного управления водными ресурсами 35

4.1 Анализ ситуации 35

4.1.2 Распределение водных ресурсов 36

4.1.3 Меры, предпринятые до настоящего времени 37

4.2 Цели 37

4.3 Направления деятельности 38

4.3.1 Возможные уровни деятельности 39

4.4 Строительные блоки 40

4.5 Ресурсы и бюджет 40

4.5.1 Ресурсы 40

4.5.2 Бюджет 40

4.6 Организация и Управление 41

4.7 Предварительный План Реализации 42

5 общие компоненты 43

5.1 Исследования 43

5.2 Финансирование 43

ПРИЛОЖЕНИЯ 45


Глоссарий


ВЕКЦА Восточная Европа, Кавказ и Центральная Азия

ВИ Водная Инициатива

ГВП Глобальное Водное Партнерство

ЕС Европейский Союз

ЕЭК ООН Европейская Экономическая Комиссия ООН

МФИ Международные финансовые институты

ОПР Официальная помощь для целей развития

ОЭСР Организация Экономического Сотрудничества и Развития

ПРООН Программа Развития ООН

СРГ ПДООС Специальная Рабочая Группа по реализации Программы действий по охране окружающей среды

ЦРТ Цели развития тысячелетия

ЮНЕП Программа ООН по окружающей среде


Исполнительное резюме




ВОДНАЯ ИНИЦИАТИВА ЕС
ЕС и Всемирный саммит по устойчивому развитию

В сентябре 2002 г., на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге, Европейский Союз (ЕС) официально объявил о начале осуществления Глобальной водной инициативы: "Вода для жизни - здоровье, благополучие, экономическое развитие и безопасность". Совет Европейского Союза полностью одобрил эту инициативу, она пользуется политической поддержкой со стороны Европейской Комиссии и 15 стран-членов ЕС.
Политическая поддержка инициативы подкрепляется обязательствами по достижению ключевых целевых показателей, связанных с водой, и ЕС подтверждает обязательства внести свой вклад с тем, чтобы обеспечить:

  • К 2015 г. - сокращение вдвое доли населения, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде и адекватной канализации;

  • К 2005 г. - подготовку во всех странах планов интегрированного управления водными ресурсам и планов эффективного использования водных ресурсов.

Расширение доступа к водоснабжению и канализации может внести существенный вклад в борьбу с нищетой, улучшение состояния здоровья населения, повышение качества жизни и охрану окружающей среды, но этот потенциальный вклад часто недооценивают. Достигнут лишь ограниченный прогресс в достижении целевых показателей в области водоснабжения и канализации (особенно в области канализации), и необходимо обеспечить более высокую приоритетность этих целевых показателей в рамках стратегий борьбы с нищетой и устойчивого развития.


Интегрированное управление водными ресурсами, предусматривающее активное участие заинтересованных сторон и уделяющее особое внимание потребностям бедных групп и женщин, является ключевым инструментом для обеспечения интеграции услуг водоснабжения и канализации в более общую структурную основу управления водными ресурсами. Кроме того, интегрированное управление водными ресурсами создает основу для обеспечения мира и безопасности на трансграничных водотоках. Поэтому, ЕС также подтверждает свою поддержку инициатив, способствующих региональному сотрудничеству и экономическому развитию в зонах трансграничных водотоков.
Обеспечение недостающего финансирования является одной из наиболее серьезных проблем, особенно в связи со строительством, восстановлением, эксплуатацией и техническим обслуживанием инфраструктуры водоснабжения и канализации. Важными факторами в этом отношении являются повышение эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов и поиск механизмов для привлечения дополнительного финансирования. ЕС расходует около 1,5 млрд. Евро в год на проекты в области управления водными ресурсами, так что повышение эффективности этих инвестиций может привести к существенным результатам. Следует рассмотреть возможность использования этих средств для привлечения дополнительных ресурсов из других источников, включая плату пользователей и ресурсы частного сектора. Страны-члены ЕС готовы увеличить объем финансирования в ближайшие годы, в соответствии с приоритетами, которые устанавливаются странами ВЕКЦА.
Цели Водной инициативы ЕС

Водная инициатива ЕС является платформой для создания стратегического партнерства, направленного на реализацию программы действий Всемирного саммита по устойчивому развитию, которое должно внести свой вклад в достижение целей развития для тысячелетия (ЦРТ) в области водных ресурсов. В рамках этой инициативы ЕС стремится работать со своими партнерами для достижения следующих целей:

Укрепление политической воли и готовности действовать


Вопросы глобального водного кризиса не входят в повестку дня многих мировых политических лидеров. Водная инициатива направлена на то, чтобы помочь правительствам осознать взаимосвязь между водой, бедностью и устойчивым развитием и чтобы это понимание приняло форму обязательств по конкретным действиям.

Обеспечение эффективности управления водными ресурсами и укрепление институционального потенциала


Обеспечение эффективности управления водными ресурсами - это существенно важный шаг для обеспечения здоровой и продуктивной жизни населения и для охраны окружающей среды. Водная инициатива стремится поддержать более эффективные формы управления водными ресурсами и стандарты лучшей практики, основывающиеся на принципах интегрированного управления водными ресурсами. Для достижения поставленных целей критически важную роль играет потенциал в области планирования, управления и реализации программ действий на всех уровнях. Поэтому, Водная инициатива стремится укрепить этот потенциал за счет передачи опыта и знаний, а также за счет облегчения доступа к информации. Одним из важнейших компонентов этой деятельности должно стать сотрудничество в области научно-исследовательской деятельности.

Улучшение сотрудничества и координации действий


В настоящее время выполняется или планируется самые разнообразные проекты, связанные с водными ресурсами, но их взаимосвязь не всегда учитывается. В рамках Водной инициативы будет создаваться единая платформа для координации и согласования действий и обеспечения участия всех заинтересованных сторон в качестве партнеров. ВИ будет поддерживать действия на региональном и субрегиональном уровне в тех случаях, когда стороны четко выражают готовность к сотрудничеству. В качестве своего вклада в обеспечение мира и безопасности, ВИ уделяет особое внимание помощи в создании бассейновых организаций, поддержке развития и применению бассейнового подхода к управлению трансграничными водотоками.

Повышение эффективности нынешней помощи со стороны ЕС


Для достижения ЦРТ потребуется значительное финансирование. Водная инициатива будет стремиться с максимальной эффективностью использовать доступные средства и повысить эффективность текущей и будущей помощи со стороны ЕС. В рамках ВИ официальная помощь для целей развития (ОПР) будет использована в качестве инструмента для привлечения финансирования из других источников, включая платежи водопользователей и средства частного сектора, а также для развития новых механизмов финансирования с целью повышения эффективности ОПР.
ВИ будет стремиться создать "зонтичную" платформу, позволяющую проводить разработку и реализацию различных тематических/географических компонентов. Тематические компоненты для различных географических регионов могут отличаться, в зависимости от соответствующих региональных проблем и приоритетов. В дополнение к конкретным региональным тематическим компонентам, Водная инициатива ЕС включает также и два общих компонента для всех регионов - исследования и финансирование.
Таким образом, в настоящее время Водная инициатива ЕС включает четыре региональных компонента: 1) Африка, 2) страны ВЕКЦА, 3) Средиземноморье и 4) Латинскую Америку, а также два общих компонента для всех регионов. Однако, ЕС стремится расширить эту инициативу и на другие географические регионы. ЕС уже заключил соглашения со странами Африки и странами Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА) - см. Декларацию по Водной инициативе ЕС-ВЕКЦА в Приложении 1).


ВОДНАЯ ИНИЦИАТИВА ЕС-ВЕКЦА
Контекст

Компонент ВЕКЦА будет основываться на: 1) подготовке реализации решений Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге, 2) текущем процессе "Окружающая среда для Европы".
В рамках процесса "Окружающая среда для Европы" министры охраны окружающей среды стран ВЕКЦА проводят подготовку специальной Экологической стратегии для ВЕКЦА. По результатам встреч министров и высших должностных лиц стран ЕС и ВЕКЦА, в настоящее время компонент ВЕКЦА Водной инициативы ЕС принят в качестве партнерства между ЕС и странами ВЕКЦА в реализации водных аспектов Экологической стратегии для ВЕКЦА. Поэтому, Водная инициатива ЕС-ВЕКЦА будет уделять основное внимание двум тематическим направлениям, которые относятся к ключевым водным проблемам Экологической стратегии для ВЕКЦА: “Улучшение управления муниципальной инфраструктурой водоснабжения и канализации" и "Интегрированное управление водными ресурсами, включая проблемы трансграничных бассейнов рек и региональных морей". По первому тематическому направлению СРГ по реализации ПДООС (ОЭСР) подготовлен аналитический документ, а по второму тематическому направлению два аналитических документа были подготовлены ЕЭК ООН/ГВП и ЮНЕП/ПРООН. Анализ и рекомендации этих аналитических документов оказались весьма полезными для разработки Водной инициативы ЕС-ВЕКЦА.
ВИ основывается на текущих инициативах и механизмах реализации

Водная инициатива ЕС-ВЕКЦА будет основываться на существующих водных инициативах и механизмах реализации. ВИ рассчитана на укрепление существующих партнерств, двусторонних и региональных программ за счет объединения партнеров по смежным водным инициативам на единой платформе и за счет координации их действий. Водная инициатива признает значение действующих и запланированных действий и рассматривает их в качестве "строительных блоков", объединенных под общей крышей ВИ. Аналогично, в полной мере признается важность существующих сетей и партнерств (например, региональных и национальных партнерств в рамках ГВП, а также сетей центров ВОЗ по воде и здоровью) с целью тесной координации усилий, а не дублирования их деятельности. Новая инициатива будет лишь дополнять существующие механизмы, когда это абсолютно необходимо для достижения целей инициативы, т.е. прежде всего на уровне координации действий.
Действия под эгидой Водной инициативы также должны дополнять и поддерживать другие процессы развития, направленные на борьбу с нищетой и на достижение устойчивого развития. Важно обеспечить взаимосвязь со стратегиями сокращения бедности, национальными стратегиями устойчивого развития, региональными и национальными программами действий и программами действий в области водных ресурсов. Кроме того, в рамках реализации следует с максимальной эффективностью использовать имеющийся опыт, методологии и стандарты лучшей практики.

Первоначально, европейские партнеры включают страны-члены ЕС, Европейскую Комиссию, Швейцарию, Норвегию, гражданское общество и частный сектор. Уже имеются политические обязательства и поддержка заинтересованных сторон стран ВЕКЦА. Поскольку Водная инициатива выходит за рамки сферы компетенции министерств охраны окружающей среды, то в ней будут также принимать участие министерства водного хозяйства, коммунального хозяйства и др. К другим важным нынешним партнерам относятся ОЭСР, ЕЭК ООН, ГВП, ЮНЕП, Региональный офис европейского отделения ВОЗ, другие организации системы ООН и МФИ.


Компоненты Водной инициативы ЕС-ВЕКЦА

Водная инициатива ЕС-ВЕКЦА будет включать два тематических компонента: Городское водоснабжение и канализация, включая финансирование водной инфраструктуры; и Интегрированное управление водными ресурсами, включая проблемы трансграничных речных бассейнов. Эти два компонента являются основой текущей Экологической стратегии для ВЕКЦА, которая разрабатывается в рамках процесса "Окружающая среда для Европы" и в значительной степени поддерживают решение водных аспектов этой стратегии.

Городское водоснабжение и канализация, включая финансирование водной инфраструктуры.

Предполагается, что этот компонент будет включать следующие конкретные направления деятельности:



  • Улучшение состояния инфраструктуры водоснабжения и канализации путем инвестиционных проектов и технической помощи;

Предполагается, что на данное направление деятельности придется основная часть инвестиций, а нижеследующие виды деятельности поддержат и дополнят это направление:

  • Улучшение институциональной структуры и законодательного регулирования в городском водном секторе, включая вовлечение частного сектора, показатели эффективности и контракты (в том числе разработку типовых контрактов) между муниципалитетами и коммунальными предприятиями;

  • Обеспечение финансовой устойчивости водного сектора, включая разработку природоохранных финансовых стратегий и инструментов для усиления муниципального и коммунального финансирования;

  • Обеспечение доступа к услугам по водоснабжению и канализации для беднейших и социально незащищенных слоев населения, включая разработку руководящих документов, анализ и демонстрационные проекты, связанные с анализом доступности таких услуг, созданием политических инструментов для обеспечения социальной защиты и участием общественности;

  • Защита здоровья населения за счет укрепления взаимосвязей между управлением водными ресурсами и здравоохранением, включая улучшение контроля, систем предупреждения и реагирования, а также путем поддержки реализации Лондонского протокола по воде и здоровью;

  • Охрана окружающей среды путем увеличения объемов сбора и очистки сточных вод, а также путем повышения эффективности использования воды;


Интегрированное управление водными ресурсами, включая проблемы трансграничных речных бассейнов

Конкретные направления деятельности в рамках этого компонента включают:



  • Подготовка национальной стратегии по водным ресурсам и плана действий в поддержку Йоханнесбургского плана действий, включая расширение применения подхода к воде как к экономическому благу в процессе планирования и определения приоритетов (например, экономическая оценка/плата за воду, экономическая оценка природоохранных услуг)

  • Подготовка и помощь в подготовке адекватного законодательства, связанного с водными ресурсами (включая укрепление системы лицензий на водопользование и разрешений на сброс стоков). Поддержка международных конвенций, связанных с управлением водными ресурсами

  • Помощь в укреплении институционального потенциала и в пересмотре организационной структуры управления водными ресурсами, включая органы бассейнового управления и механизмы управления трансграничными водоемами.

  • Мониторинг и оценка водных ресурсов (система учета и мониторинга качества воды, восстановление и модернизация экологических лабораторий).

  • Поддержка расширения доступа общественности к информации, повышения уровня информированности о водных проблемах и для вовлечения заинтересованных сторон и пользователей в процессы принятия решений,

  • Поддержка планирования управления водными ресурсами на основе подхода речных бассейнов/бассейнов водосбора (включая озера и региональные моря), включая системы поддержки принятия решений и интеграцию управления водными и земельными ресурсами.

Предполагается, что деятельность в рамках каждого из этих двух тематических компонентов будет проходить на трех организационных уровнях:



  • Региональный – многосторонний уровень. Деятельность на этом уровне может включать разработку руководств и стандартов лучшей практики, обмен опытом, исследования и поддержку региональных институтов и механизмов сотрудничества.

  • Трансграничный двусторонний уровень. Деятельность на этом уровне включает поддержку сотрудничества, связанного с общими водными ресурсами, например, в связи с общими речными бассейнами, озерами или региональными морями.

  • Национальный – субнациональный уровень. На этом уровне будет поддерживаться деятельность и проекты на уровне отдельных стран или на более низком уровне. Предполагается, что основной объем работы в рамках Водной инициативы ЕС будет связан именно с этим уровнем.

Помимо этого, Водная инициатива ЕС-ВЕКЦА будет включать два общих компонента: НИР и финансирование. Эти компоненты связаны с Глобальной водной инициативой ЕС и будут поддерживать указанные выше тематические компоненты:




  • Компонент НИР связан с интегрированным управлением водными ресурсами на уровне водосборных бассейнов (при этом особое внимание уделяется трансграничным речным бассейнам и влиянию мероприятий по управлению водоснабжением на здоровье людей в условиях ограниченных водных ресурсов); с интегрированным управлением городским водным хозяйством; управлением водными ресурсами в условиях водного дефицита; с разработкой сценариев спроса на воду и доступности водных ресурсов на 25-50 лет.

  • Компонент финансирования направлен на решение задачи повышения эффективности текущей помощи со стороны ЕС и обеспечения того, что помощь для целей развития во все большей степени используется в качестве катализатора для привлечения дополнительного финансирования в водный сектор из других источников, а не является единственным источником.
Определение "строительных блоков" и разработка Программы действий

Каждый из двух тематических компонентов включает "строительные блоки" - направления деятельности, которые будет выполняться в ходе реализации Водной инициативы и которые, в комплексе, помогут обеспечить достижение целей Водной инициативы ЕС-ВЕКЦА. Но Водная инициатива не является статичной и она будет развиваться с течением времени, по мере включения в ее состав новых "строительных блоков" и завершения реализации других.
"Строительные блоки" включают текущие программы, проекты в стадии подготовки (профинансированные и не профинансированные или просто признанные необходимыми), а также действующие сети и партнерства. Если существуют явные пробелы в существующих "строительных блоках", которые необходимо заполнить, то решать эти проблемы необходимо путем определения новых "строительных блоков". "Строительный блок" может быть большим или малым и он может включать партнеров из многих или же лишь из нескольких стран ВЕКЦА и ЕС. Строительные блоки характеризуются деятельностью, соответствующей заявленным целям, принятой стратегией и целям ВИ ЕС-ВЕКЦА.
Общая согласованность каждого из двух тематических компонентов обеспечивается взаимосвязью между блоками, которые поддерживают друг друга (а не дублируют) в достижении конкретных целей и целевых показателей конкретного компонента. Для того, чтобы обеспечить такую общую согласованность, "строительные блоки" в рамках каждого из компонентов группируются в соответствии с тематикой (например, законодательство, мониторинг и оценка и т.д.) и в соответствии с тремя основными уровнями реализации (региональный, трансграничный или национальный/субнациональный уровни).
Организация Водной инициативы ЕС-ВЕКЦА

Этап разработки

Основным органом в рамках ЕС, отвечающим за разработку Водной инициативы ЕС, является Многосторонний форум. В состав форума входит широкий круг заинтересованных сторон из стран Европы, международных организаций и потенциальных региональных партнеров. Европейская Комиссия возглавляет форум и предоставляет ему необходимую поддержку.


За разработку компонента ВЕКЦА Водной инициативы ЕС отвечала рабочая группа Многостороннего форума. Функции технического секретариата рабочей группы исполняет Дания, как ведущая страна. В состав рабочей группы входят представители СРГ ПДООС, ЕЭК ООН, ГВП, ЮНЕП, ЮНДП, Европейского отделения ВОЗ, ОБСЕ, Дании, Европейской Комиссии, стран-членов ЕС, отдельные представители стран ВЕКЦА (представляющие процесс разработки Экологической стратегии для ВЕКЦА, рабочую программу СРГ ПДООС ОЭСР и сеть ГВП), другие организации системы ООН, НПО и МФИ.
Этап реализации

Когда начнется реализация ВИ (после конференции на уровне министров "Окружающая среда для Европы" в Киеве, в мае 2003 г.), потребуется создать постоянную организационную структуру для Водной инициативы ЕС-ВЕКЦА. Предполагается, что такая структура и механизмы координации и управления будут включать следующие элементы:




  • Общая координация Водной инициативы ЕС-ВЕКЦА. Действующая рабочая группа будет расширена для включения дополнительных заинтересованных сторон из стран ВЕКЦА, ЕС и заинтересованных международных организаций. Эта группа может служить в качестве общего консультативного органа инициативы. Эта группа могла бы проводить ежегодные встречи для оценки достигнутого прогресса и обсуждения общей стратегической направленности программы.




  • Функция секретариата. Потребуется также небольшой секретариат - для поддержки рабочей группы, для координации дальнейшего развития и реализации инициативы. По возможности, секретариат можно было бы создать на основе действующих механизмов.




  • Мониторинг. Консолидированный мониторинг и подготовка отчетов о реализации задач и целей, поставленных перед водным сектором, послужит важным дополнительным фактором для обеспечения эффективности Водной инициативы ЕС-ВЕКЦА. Для выполнения этой функции необходима соответствующая организационная база.




  • Механизмы координации для тематических компонентов. Основные заинтересованные стороны по компоненту Городское водоснабжение и канализация не обязательно являются теми же сторонами, которые участвуют в компоненте Интегрированное управление водными ресурсами. Для обеспечения заинтересованности, участия и технической глубины может потребоваться дополнить механизмы общей координации механизмами, фокусирующими усилия на одном из двух компонентов.



  • Координация на национальном уровне. На национальном уровне, управление инициативой могут осуществлять национальные консультативные комитеты, включающие представителей важных национальных заинтересованных сторон (правительство, частный сектор и гражданское общество), а также представители доноров ЕС и международных организаций. По возможности, эти консультативные комитеты следует создавать на основе существующих национальных партнерств и координационных механизмов доноров.

Механизмы реализации должны в максимально возможной степени основываться на существующих институтах и механизмах. К существующим механизмам и институтам могут быть отнесены механизмы и институты, задействованные в текущем сотрудничестве, например в рамках процесса “Окружающая среда для Европы”, а также национальные и региональные организации. Некоторые из возможных организаций включают те организации, которые уже задействованы на стадии разработки. Некоторые из них уже выразили заинтересованность в активном участии в координации и реализации Водной инициативы.
Так как Водная инициатива ЕС-ВЕКЦА должна внести вклад в реализацию Экологической Стратегии по региону ВЕКЦА, весьма важно установить четкие взаимосвязи между механизмами координации и реализации ВИ ЕС-ВЕКЦА и механизмами для осуществления Экологической Стратегии.
Предлагается завершить разработку процедур и механизмов реализации на начальной стадии до того, как начнется фактическая реализация Водной инициативы.


следующая страница >>