Формированию познавательной мотивации, метакомпетентности, созданию условий для появления личностной психологи­ческой установки - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Возрастные особенности мотивации школьников 1 45.66kb.
Руководство о том, как научиться видеть в сотрудниках людей и обеспечить... 1 123.41kb.
Консультации с педагогами по созданию условий для введения в учебный... 2 304.17kb.
Конспект занятия по семейной психологии. Лечицкая Е. З. 5 курс, 1... 1 129.5kb.
«Воспитание экологической культуры младших школьников.» 1 57.13kb.
Описание типа средств измерений 1 73.13kb.
Психология мотивации общее представление о мотивации. Внутренняя... 1 49.19kb.
Рассматривается ситуация с мелиорируемыми землями и приводится комплекс... 1 202.72kb.
Кафедра Механизации перерабатывающих предприятий 1 148.22kb.
Сарпова Наталья Михайловна учитель начальных классов 1 120.81kb.
Всякая деятельность, в том числе и учебная, начинается с организации... 1 102.16kb.
Быть более важным 1 149.05kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Формированию познавательной мотивации, метакомпетентности, созданию условий для появления - страница №1/7

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


А.П.ПАНФИЛОВА
ИННОВАЦИОННЫЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ТЕХНОЛОГИИ
АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Рекомендовано

Учебно-Методическим объединением

по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальностям «Педагогика и психология» и «Педагогика»

ACADEMA
Москва
Издательский центр "Академия»
2009

-формированию познавательной мотивации, метакомпетентности, созданию условий для появления личностной психологи­ческой установки;

- выявлению новых смыслов общения и взаимодействия с де­ловыми партнерами.

Для того чтобы достичь обучающих целей, необходимо ориен­тироваться на следующие задачи:



ознакомление (discovery) — знакомство с основными понятия­ми и процедурами в конкретной области знания;

освоение основ (literacy) — способность пересказать, описать основные понятия и процедуры;

овладение (fluency) — успешное применение основных понятий и процедур в данной предметной области;

полное усвоение — мастерство (mastery), успешное применение основных понятий и процедур в данной области, а также помощь другим в закреплении и освоении базовых и метакомпетентностей.

Преподавателю, использующему игровые технологии, необхо­димо составить подробное описание целей и задач своего курса обу­чения и каждого конкретного занятия. Именно от этого момента зависит образовательная результативность информационных технологий, ибо, как заметил М.Твен, человек, который не знает, куда идти, очень удивится, когда придет не туда. Задачи необходимо четко сформулировать и определить сроки и объем теоретической, ла­бораторной и игровой работы — они должны быть выполнимы и нацелены на достижение практического результата. Кроме того, преподавателю при проведении практических занятий целесооб­разно использовать разнообразные средства и задания: иллюстра­тивный материал, дискуссию, групповую работу, а также анализ конкретных ситуаций. Можно продумать и другие средства, спо­собы и технологии обучения, в которых работа с ситуациями или игровыми задачами осуществляется вне учебного расписания. На­пример:

- использовать интернет-технологии;

- готовить инновационные проблемы в виде проектного зада­ния;

- организовать мастер-класс или творческую лабораторию;

- самостоятельно разработать банк ситуаций по проблеме;

- всячески поощрять участников игрового обучения, общаясь и работая в команде с теми, кто отличается от других по компе­тентности и способу усвоения знаний.

Последовательность шагов включения в учебный процесс ин­тенсивных технологий может быть следующая:



  1. обзор темы, обсуждение которой уже состоялось или еще предстоит;

  2. решение проблемы, обычно с использованием методов и подходов, определенных в ходе предшествующих учебных занятий;

  3. самоанализ обучаемых с помощью тестирования, диагностика социальных навыков («на входе»);

  4. выполнение групповых заданий на практическое примене­ние навыков, полученных в ходе предшествующих учебных занятий;

  5. выполнение интерактивных заданий и упражнений на практическое применение навыков на определенных этапах учебного занятия;

  6. проведение закрепляющих упражнений с использованием технологий обратной связи, заполнение опросных листов (для диагностики навыков «на выходе»);

  7. самостоятельная работа.

При внедрении интенсивных технологий важно определить прогресс, достигнутый участниками игрового занятия к концу обучения и соотнести успехи с целями курса. Зарубежные специалисты используют в практике обучения игровыми технологиями формат целей ABCD:

Auditore (А) кто члены учебной группы;

Behavior (В) какое поведение, развитие каких умений и навыков является целью игрового занятия;

Condition (С) — каковы условия проведения занятия;

Degree (D) каким должен быть уровень достижений, результат обучения?

Все перечисленные учебные цели наилучшим образом реали­зуются именно в разнообразных интенсивных интерактивных тех­нологиях.



1.3. Виды интенсивных технологий

1.3.1. Активная учебная лекция

Лекция и сегодня — наиболее распространенный формат обу­чения, в традиционном варианте она предполагает непосредствен­ный контакт вербализатора с аудиторией, но при этом односто­роннее изложение больших объемов информационного материа­ла. Лекцию можно читать как в небольшой группе, так и перед огромной аудиторией. Она способствует дополнительному изуче­нию книг или других материалов, разъясняя их ключевые пункты. Вместе с тем отсутствие на лекции вовлеченности и активности слушателей ограничивает их потенциал, снижает мотивацию к обучению, многие студенты на традиционных лекциях «отключа­ются» или занимаются своими делами.



Активная учебная лекция (вводная сессия) отличается тем, что преподаватель, используя разнообразные подходы, представляет свой предмет, делится знаниями в этой области и дает детальную информацию. Инновационные преподаватели, активизируя про­цесс обучения, прерывают лекцию вопросами, анализом кейсов или фрагментами дискуссии. Однако таких специалистов гораздо меньше, чем это необходимо, а негативный эффект связан с тем, что некоторые преподаватели, не владеющие умениями вести дискуссию, втягиваются в предлагаемый студентами разговор и на новый материал практически не остается времени. Некоторые преподаватели избегают дискуссий, поскольку в их ходе необхо­димо высказывать свое мнение, особенно при обобщении мате­риала, а это мнение не все педагоги хотят озвучивать или просто не имеют такового.

Эффективное чтение лекции предполагает использование все­возможных иллюстративных средств, например: аудио- и видео­материалов, фрагментов кино или изображения основных тези­сов на флип-чарте, демонстрацию слайдов проектором на экране или печатного материала с помощью диапроектора. Сегодня все чаше при чтении лекций демонстрируются компьютерные пре­зентации (в PowerPoint). Широко используется открытое обуче­ние (программное, обучение на расстоянии, учебные интернет-пакеты, интерактивные видеоматериалы и т.д.): тексты или муль­тимедийные пакеты (аудио, видео, CD-ROM, CD-I, интернет и т.д.) с набором определенной информации, вопросами и зада­ниями. Такие учебные лекции используются как для индивиду­ального обучения, для саморазвития, так и в тренинговых целях с малым количеством обучаемых, находящихся, например, в раз­ных географических точках. Их применяют также для подготовки к практическому занятию или для самостоятельного изучения ма­териала при подготовке к тренингу.



1.3.2. Семинар

Семинар является формой группового обучения. Он проводит­ся в небольшой группе (15 + 5 человек), что позволяет вовлечь в разговор большинство участников. Распространенной формой ра­боты на семинаре является групповая дискуссия. Дискуссии более успешны, если студенты получают вопросы заранее и готовят по ним сообщения, что позволяет предметно и профессионально дискутировать, используя новый материал и конкретные факты. При такой форме обучения даже не подготовленный к семинару студент после обсуждения темы в группе все же получает необхо­димую информацию.



Техника «3-D». В обучающихся организациях семинары прово­дятся с персоналом с помощью технологий активизации занятий для освоения новой информации, анализа нового опыта, для об­мена знаниями. Например, на целом ряде дисциплин в течение 15 — 20 мин можно использовать технику «3-D». Она состоит в сле­дующем. Преподаватель берет большой лист бумаги или использу­ет флип-чарт, затем просит обучаемых быстро, одним предложе­нием, определить существующую проблему.

Правильная постановка вопросов и использование техники трехмерного анализа позволят за короткий срок выделить три эле­мента проблемы под каждым из трех заголовков:



ситуация (временной режим, недостаток ресурсов, география);

включенные в нее люди (недовольный клиент, нетерпеливый начальник, ненадежный поставщик или деловой партнер);

вы (недостаток базовых компетентностей, конфликт ценностей, мотивация).

Выделив три измерения существующей проблемы, нужно да­лее определить несколько возможных вариантов действий. Затем следует выбрать самый подходящий вариант для практического решения ситуации. Задавая обучаемым направляющие вопросы, преподаватель помогает вербализовать большую часть проблем и вариантов действий в зависимости от целей анализа.



Техника GROW. На интенсивном семинаре с участием более подготовленных обучаемых можно использовать очень эффектив­ную обучающую технику GROW. Она также опирается на правиль­ную постановку вопросов и следование четкой структуре. Прежде всего вопросы направлены на конкретизацию «цеди» (Goal), кото­рую обучаемые стремятся достичь в ходе текущего занятия. Затем внимание переключается на «реальность» (Reality) предполагаемых действий. После этого посредством вопросов исследуются практиче­ские «варианты действии» (Options), которые могут выбрать обуча­емые для достижения поставленной цели. И наконец, техника тре­бует переключения на «волю» (Will) к действительному осуществ­лению специфических действий по реализации одного или несколь­ких из выявленных возможных вариантов действий. Далее прово­дится дискуссия, в ходе которой анализируются результаты работы.

1.3.3. «Жужжащие» группы

Специфика этой технологии обучения и развития заключается в том, что группу не просто делят на подгруппы, а предлагают каждой из них работать в отдельном помещении, чтобы участни­ки могли без помех обсудить ситуацию, при необходимости найти решение, о котором затем должны доложить публично. Техноло­гию «жужжащих» групп широко используют, в том числе и в из­мененном виде, например, на семинаре.

Группе предлагается вопрос, связанный с преподаваемым пред­метом. После этого группу делят на малые группы по 3 — 5 чело век, каждая из которых образует кружок. В течение 5—10 мин груп­пы обсуждают поставленный вопрос, стараясь выработать коллек­тивное мнение или подготовить вывод. Затем представитель каж­дой группы — презентатор — докладывает всем о принятом ко­мандой решении или о сформулированном ответе. Главная цель такой технологии — подтолкнуть участников к высказыванию своих мнений и к активному участию в дискуссии.

Такое интенсивное включение студентов в процесс обсужде­ния особенно полезно, когда курс только начался и еше не все участники чувствуют себя уверенно, особенно выступая публично.

В зависимости от учебной или развивающей цели можно подо­брать состав групп по разным признакам. Например, в зависимо­сти от пола: «жужжащие» группы только из женщин или только из мужчин, смешанные группы с преобладанием женщин/муж­чин, смешанные группы с одинаковым числом женщин и муж­чин. По такому же принципу можно сформировать разновозраст­ные группы и затем понаблюдать, какие из перечисленных «жуж­жат» наилучшим образом, т.е. выдают эффективный совместный результат — договариваются, избегают конфликта мнений или, напротив, конфронтируют, спорят, перестают взаимодействовать. Название этой технологии связано с тем, что группы, одновре­менно включающиеся в дискуссию, производят впечатление ог­ромной стаи жужжащих насекомых.

Синдикат {syndicate) — это временные учебные группы, явля­ющиеся разновидностью «жужжащих» групп, только в увеличен­ном размере. Группа делится на небольшие подгруппы для одно­временного решения одной и той же проблемы или для того, что­бы заняться разными, но взаимосвязанными ее аспектами. Обыч­но подгруппы формируются во время сессии, чтобы на практике закрепить пройденный материал.

В игротехнической литературе термин «синдикат» иногда заме­няют альтернативными терминами «дискуссионные группы» или «группы решения».

Задания, которые даются подгруппам, сводятся к следующе­му: найти решение проблемы, сделать вывод, применить свои умения. Преимуществом этой довольно-таки простой техники яв­ляется то, что в нее активно вовлекаются практически все обуча­емые группы, а инструментом мотивации становятся соревнова­ние, конкуренция между подгруппами. Важно также, что при та­кой форме обучения можно за довольно короткий срок решить разные проблемы, а потом сообщить о результатах работы конк­ретной группы всем участникам синдиката.

Обычно преподаватель не прерывает выступающего, а лишь кратко фиксирует основные ключевые слова или выводы на флип-чарте или доске. В рамках этой технологии важно соблюдать рав­ноправие, давая шанс каждой группе сделать свою презентацию, не позволяя какой-либо из них «захватывать» все коммуникатив­ное пространство. На занятии такого рода могут использоваться не только трудные ­ проблемы, но и изучение кейсов или разра­ботка проектов. Именно кратковременность и наличие множества небольших групп отличают эту технологию от игрового проекти­рования и метода кейс-стади, о которых пойдет речь далее.



1.3.4. Интеллект-карты

Создание интеллект-карты (картирование мышления) — еще один широко известный метод представления информации, ис­пользуемый для структурирования мыслительного процесса. Эту технологию изобрел Тони Бьюзен. Он писал, что картирование мышления характерно для века космических исследований и ком­пьютеризации так же, как линейно структурированные конспек­ты для Средневековья и последующих веков промышленности.

Технология предназначена для индивидуального использова­ния, но ее можно применять и в группе, например: обучить каж­дого студента или учащегося использовать эту методику, а затем в режиме группового взаимодействия сравнивать его результаты с результатами других. Можно осуществить также групповое карти­рование мышления с составлением единой ментальной карты.

Метод картирования мышления помогает человеку справиться с информационным потоком, управлять им и структурировать его. Картирование позволяет лучше использовать возможности мозга, поскольку с его помощью можно;

-объединить информацию;

-отобразить взаимосвязи;

-визуализировать мысли.

Ментальная карта наглядно отражает ассоциативные связи в мозге человека.

Используя этот метод, обучаемый избавляется от страха забыть или потерять какие-то сведения, утонуть в море информации. С помощью картирования создаются интеллект-карты, помогаю­щие при выполнении всех организационных и структурирующих задач. Этот метод требует точности и ясности мышления и позво­ляет справиться со сложными задачами.

Суть технологии в том, что в специальную форму записывают­ся все идеи, которые ассоциируются с определенным понятием, причем каждая идея должна быть выражена одним словом или фразой на отдельной строке.

Для этого необходимо определить:

каковы основные аспекты вашей темы (проблемы);

какие понятия являются взаимосвязанными;

что для вас важно, что важнее всего остального.



Строки располагаются на листе в виде большой диаграммы, так чтобы четко просматривалось соответствие различных ее час­тей: визуализация облегчает целостное восприятие понятия и в то же время позволяет сфокусировать внимание на деталях, стиму­лировать креативное пошаговое мышление.

Практическое создание интеллект-карты начинается с рисун­ка — он служит образом, от которого можно отталкиваться. Ис­пользовать нужно не менее грех цветов.

Затем следует осуществить следующие действия.

  1. Расположить свои мысли вдоль веток-линий так, чтобы они расходились от центра в стороны в порядке их значимости. Все ключевые термины должны быть написаны заглавными буквами тоже вдоль линий. На одну линию должен приходиться только один термин. Для выделения ключевых слов нужно использовать любимые цвета.

  2. Выделить разную значимость мыслей с помощью толщины линий и интервала между буквами.

  3. Подчеркнуть существующие между идеями ассоциативные связи, соединяя «ветки» одну с другой, а также с помощью за­мкнутых контуров, кривых и стрелок. Можете также использовать символы (например, грустные и веселые физиономии) для на­глядной иллюстрации любых позитивных и негативных материалов.

Там, где возможно, нужно помогать своей памяти использова­нием графических элементов или эмоционально окрашенных слов.

Картирование мышления является эффективным инструмен­том обучения и развития. Вместе с тем некоторые специалисты, например Хорст Мюллер, считают его недостатком ограничен­ные возможности для групповой работы, т.е. низкий уровень ин­терактивности.

1.3.5. «Папка» с входящими документами

Важное место среди технологий обучения занимает метод «пап­ки» с входящими документами, или метод разбора деловой коррес­понденции.

Это разновидность метода кейсов, которая наглядно — «на подносе» (иногда говорят: «в корзине») воссоздает работу офиса со всем многообразием способов действий в нем — работу с доку­ментами и бумагами, относящимися к повседневной деятельно­сти менеджера, секретарей и других специалистов той или иной организации. Обучаемые получают от преподавателя папки с оди­наковым набором документов, относящихся к деятельности оп­ределенного предприятия, учреждения или его подразделения. Каждый обучаемый играет роль лица, принимающего решение (в этой роли может выступить также малая группа).

Цель упражнения для участника — в соответствии с получен­ными знаниями научиться разбираться в многообразии способов действий с документами и там, где необходимо, занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Обучающие цели данной технологии:

1) практиковаться в быстром чтении и понимании различных
видов деловой документации;


  1. эффективно анализировать просматриваемые документы;

  2. распределять документы по следующим параметрам:

  • срочность;

  • важность;

- срочность, но не важность;

- важность, но не срочность;

-ни срочность, ни важность;

4) с помощью классификации решать, с какими документами
работать и каким образом:


написать памятку;

- сделать телефонный звонок;

-нанести личный визит;

-сделать эффективные отметки по предпринятым действиям. Метод «папки» с входящими документами обычно использует­ся в двух качествах: во-первых, диагностического инструмента для определения того, как члены группы справляются с подобной работой; во-вторых, метода оценки того, как участники на прак­тике используют знания и навыки, приобретенные на других ви­дах занятий.

Содержание «папки» должно быть связано с соответствующей учебной программой. Например, если программа касалась тренинга по умению вести деловые беседы или переговоры, то упор в тех­нологии «папки» будет сделан именно на эту проблематику. Если, например, целью курса является успешное преодоление стресса, то стоит поставить жесткие временные ограничения и требовать принятия решения в течение 30 — 40 мин, непосредственно перед игровым совещанием, на которое участники собираются для об­суждения.

В «папке» могут находиться письма от сторонних организаций, служебные записки от руководителей смежных или подчиненных подразделений, от специалистов; исходящие письма, подготовлен­ные на подпись; докладные и даже документы и заявления частно­го характера, не относящиеся к делу или выходящие за пределы компетенции данного руководителя; требования, касающиеся про­тиворечивых данных по времени или ресурсам; требования по при­нятию решений, приглашения на заседания для решения соци­альных вопросов, на беседы, на объединенные заседания; вопросы и сомнения; письма — внешние и внутренние; запросы информации — простой, комплексной; простые внутренние докладные за­писки: от начальника, от персонала, от равных по рангу.

Способы действий с документами также различны: доклады, докладные и объяснительные записки, заметки и резолюции, за­просы информации, просьбы дать интервью, тексты инструкций, заявок, писем, приглашений на событийные мероприятия и по­здравлений. Преподаватель, осуществляющий инструктаж к уп­ражнению, должен объяснить обучаемым, что от членов группы требуются выполнение действий, совершение практических ша­гов, которые они предпримут, столкнувшись с проблемой, на­пример составить текст ответного письма.

Перед постановкой задачи участники получают теоретическую информацию или совет относительно наилучшего способа реше­ния проблем, возникающих в связи с «папкой». Успех участника определяется его способностью использовать в работе получен­ные знания и информацию. Для того чтобы в большей степени приблизить мероприятие к реальной жизни, а также добавить эле­мент срочности и напряжения, в задание включают дополнитель­ный фактор, требующий, чтобы решения принимались за опре­деленное время. Например, потому что менеджер;

- являясь владельцем офиса «в корзине», уезжает в другой го­род на встречу, которая продлится неделю;

- уезжает в отпуск на две недели в дальние края и с ним или с ней нельзя будет связаться;

- ложится на операцию и пробудет в больнице две недели, включая реабилитационный период, во время которого с ним или с ней нельзя будет связаться.

Методика обучения таким методом включает три этапа.

Первый этап. Группа делится на подгруппы, и каждая по­лучает «папку» с документами. После инструктажа о целях и зада­чах деятельности команд определяется регламент работы, т. е. вре­мя, за которое задание должно быть выполнено. Каждый обучае­мый (или малая группа) сначала тщательно разбирается в доку­ментах и их специфике, затем адресует их соответствующему ис­полнителю. В случаях, если он полагает нужным дать ход докумен­ту, на документе пишется соответствующая резолюция, в других случаях документ делегируется тому или иному специалисту для подготовки им программы действий по решению проблемы, т.е. обучаемый предпринимает те действия, которые считает в предлагаемых ситуациях необходимыми.

Второй этап. На основании разрозненной информации в отдельных документах составляется представление о ситуации, сло­жившейся на управляемом объекте, делаются выводы и принима­ется ряд решений.

Третий этап. Обсуждение выполненного задания, анализ и внесение коррективов.

После осуществления необходимых действий группа собирает­ся вместе и делает обзор всех предложенных вариантов решения или предпринятых действий и оценивает их эффективность, под руководством тренера проводит обсуждение приобретенного участниками опыта. Существенной составной частью процесса обу­чения с помощью данной технологии является обратная связь, которую необходимо предоставлять участникам после завершения упражнения. Для того чтобы обеспечить эффективную обратную связь по анализу документации, целесообразнее работать командами.

следующая страница >>