Формирование мировоззренческих позиций учащихся при изучении экологии - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы для зачёта по курсу «конфликтология» 1 41.53kb.
Организация исследовательской деятельности обучающихся как условие... 1 63.88kb.
Программа учебной дисциплины по специальности: Культурология 1 121.31kb.
Исследовательская работа на тему: «Межпредметная интеграция экологических... 1 215.44kb.
Экологические аспекты тепловых явлений 4 1571.92kb.
Проблема мотивации учебной деятельности в ходе занятий школьников... 1 116.89kb.
Тематическое планирование по экологии. Курс «Основы экологии» 1 90.87kb.
Воспитательные аспекты при изучении обществознания 1 87.25kb.
1. Кто из учёных считается отцом экологии 1 57.04kb.
Задачи: обучающая – формирование представлена о структуре вещества... 1 31.79kb.
Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации Три учебные... 1 89.18kb.
2. Тематическое планирование программы «Воспитание национального... 1 146.59kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Формирование мировоззренческих позиций учащихся при изучении экологии - страница №1/1

Формирование мировоззренческих позиций учащихся при

изучении экологии.

Жаркова Валентина Петровна (erohina68@mail.ru)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» №1( МОУ СОШ №1)
Аннотация.

Даётся понятие «мировоззрения» как обобщённой системы взглядов человека на мир в целом и своём месте в этом мире. Мировоззрение человека в течение жизни не остаётся неизменным, а постоянно развивается. Учителю необходимо развивать у учащихся активную жизненную позицию, способность критично мыслить и свободно ориентироваться в новой среде Рассматриваются принципы реализации экологически ценных ориентаций.

Целью мировоззренческой подготовки учащихся является не только усвоение определённой суммы знаний, но и научение методам их добывания , а также приёмам исследования.
Мировоззрение человека является тем краеугольным камнем, на который опираются извечные вопросы: кто есть человек, в чем смысл его существования, зачем он приходит в этот мир? Поэтому неудивительно, что мировоззрение, как предмет рассматривается многими науками. Проблему мировоззрения в разные времена и с разных точек зрения рассматривали древнегреческие философы. Философы Древнего Китая, к ней обращались учёные, поэты, философы, педагоги всех эпох и народов.

В философском энциклопедическом словаре понятие «мировоззрение» рассматривается как обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и своё собственное место в нём, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений. А если быть кратким, то мировоззрение- это не только система знаний, но и оценка человеком себя в этом мире. Знания человек приобретает постоянно. Но очень важно, чтобы они вписались в систему мировоззренческих знаний, чтобы полученная информация была прочувствована, пережита человеком.

Формирование мировоззрения происходит на протяжении всей человеческой жизни, но наиболее активно в детском и юношеском возрасте. Мировоззрения человека в течение жизни не остаются неизменными, они постоянно развиваются, изменяются по мере развития человека и общества. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В основе всего образовательного процесса лежит принцип гуманизации. Отдаётся приоритет в формировании способности к ведению диалога на основе равноправия и взаимоуважения, толерантности.

Основой толерантности является взаимоуважение и осознание жизненно важной необходимости жить в мире и согласии. Объединяющим фактором является общее дело и общая идея. В настоящее время таким делом и такой идеей являются природоохранительные мероприятия, направленные на сохранение благоприятной среды жизни и спасение Земли от глобальной экологической катастрофы. Человечество сейчас оказалось перед альтернативой: либор сохранить сложившийся тип деятельности и погибнуть, либо кардинально изменить его и сохранить природу для последующих поколений.

Наше время – время становления экологической культуры, то есть время « экологиза- ция» жизни, взаимоотношений и деятельности людей. Экологическая культура предстаёт как новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе глубокого её познания. К группе факторов экологической культуры относится следующие: экологическое мировоззрение, высокая нравственность, экологическая грамотность и информированность, экологически правильное поведение и образ жизни, активная эколого-просветительская и природоохранная деятельность и др. Мерой экологической культуры выступает экологическая этика. В экологической этике в сферу нравственных отношений, кроме традиционных «человек-человек», «человек-общество», включается отношение «человек-природа». Приоритетом в ней остаётся забота о природных условиях существования будущих поколений. Экологическое мировоззрение – это глубокое осознание жизненной необходимости общей для всего человечества экологических знаниях и историческом опыте, на понимании того, среды жизни, основанное на то, что ответственность за состояние природной среды и судьбу человечества несут не только органы власти, но и каждый человек в отдельности. Становление экологического мировоззрения и нравственности невозможно без экологической грамотности и экологической информированности. Ещё 150 лет назад наш выдающийся учёный математик Н.И. Лобачевский писал: « Человека называют властелином природы, но мудрость, с которой мы властвуем, от природы не даётся. Этому надо учиться»

В условиях преобразований, затрагивающих все сферы жизни нашего общества современный учитель должен обладать экзистентно- личностным мировоззрением , но и проводить мировоззренческую работу с учащимися. Экзистентно- личностная позиция учителя- это устойчивая система отношений к тем сторонам действительности, людям, самому себе, которые включены в педагогическую деятельность. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностное взаимодействие учителя с учеником. У ребят необходимо развивать активную жизненную позицию, предоставить им реальное право выбора, самостоятельного конструирования знаний, выработать критическое отношение к существующему многообразию мнений. Способность критично мыслить помогает свободно адаптироваться в новой среде, обрести независимость, проявлять активность в познании окружающего мира. Важно понять, что человек- это часть природы, а его назначение- познать законы, по которым живёт и развивается природа, в своих поступках руководствоваться этими законами.

Развитию экологически ценных ориентаций при обучении экологии способствует реализация следующих принципов:

1. Принцип потенциальной полезности.

Человек не в состоянии предвидеть, какое значение может иметь тот или иной вид живых организмов в будущем. По мере увеличения наших знаний о живой природе растёт список видов, полезных для человека. Часто виды, считавшиеся бесполезными или вредными, затем оказывались исключительно важными и заслуживающими внимания.

Необходимо сформировать у учащихся понятие о том, что в природе нет ненужных видов, Хотя некоторые виды наносят огромный ущерб народному хозяйству, если попадают в определённые условия и не встречают на своём пути врагов. Такими являются сорные растения. Сорняки обычно рассматриваются как конкуренты культурных растений при использовании ими воды, пищи и солнечного света. Но они являются ещё и источником генетической информации, резервным растительным ресурсом для селекционеров. Существует мнение, что многие культурные растения (рожь, овёс и т.д.) – бывшие сорняки пшеницы. Всё чаще публикуют данные о том, что сорнякам принадлежит значительная роль в поддержании оптимальной численности полезных хищных насекомых. И кто знает, как много ещё тайн скрыто в самом. Казалось бы, привычном животном или растении!

2. Принцип незаменимости.

Продукт естественного происхождения не может быть полностью заменён искусственным. Полноценная жизнь каждого человека основана на эволюционно запрограммированных физико-химических процессах обмена веществ. Поэтому насыщение нашей пищи искусственными добавками, к которым организм эволюционно не приспособлен, вызывает аллергию.

3. Принцип взаимосвязи.

В начале 70-х годов Б. Коммонер сформулировал важные положения, одно из которых известно как закон Коммонера «Всё связано со всем». Любое изменение в природе вызывает другие изменения. Осушение болот вызывает обмеление рек. Выпас в горных лесах разрушает почву, уменьшает впитывание дождевых и снеговых вод; в результате высыхают родники.

Виды в природе связаны друг с другом. Жизненность многих видов зависит от других; уничтожение одного вида может привести к исчезновению других. Человек, как биологический вид, зависит от других видов из-за потребности в еде, лекарствах, а также в таких «экологических услугах», как, например, самоочищение водоёмов. И, наконец, каждый вид и каждая экосистема вносят определённый вклад в красоту и богатство окружающего нас мира.

4. Принцип равновесия.

Живущие вместе популяции отдельных видов составляют биогеоценоз, устойчивость которого возможна при сохранении всех его видов. Уничтожение какого-либо вида в пределах биогеоценоза или внедрение нового в уже сложившийся биогеоценоз может нарушить его устойчивость. Интродукция животных, перевод в другие условия без необходимого изучения и предосторожности – это своего рода биологическая бомба. На земле Австралии таких бомб «взорвалось», пожалуй, больше всего.

5. Принцип генетического многообразия.

Каждый биологический вид обладает уникальным генофондом. Уменьшение численности видов таит в себе опасность уменьшения генетического разнообразия всего генофонда нашей планеты.

6. За всё надо платить.

Безрассудно направленная энергетика приводила и приводит к гибели многих людей, цивилизаций и государств, держит всё человечество в страхе возникновения новых войн. Не подчинённая никаким согласованным с природой законами, она привела к угрозе глобальной экологической катастрофы, грозящей не только природе, но и самому человечеству. В настоящее время необходимо нести расходы на содержание служб, контролирующих рациональное использование природных ресурсов, на восстановление естественных экосистем, нарушенных неправильным использованием.

Планирование содержания учебного материала с учётом рассмотренных принципов будет способствовать формированию целостного представления о природе.

Сегодня, имея огромный поток научной информации, учитель должен не только обеспечить усвоение учеником определённого минимума знаний, но и научить основным методам их добывания, а также приёмам исследования. Развитие навыков и умений исследовательской работы переводит учащихся на продуктивный и творческий уровни познавательной самостоятельности. На уроках исследовательская работа может быть организована в процессе выполнения учащимися лабораторных и практических работ. Ряд исследований под руководством учителя учащиеся могут провести вне урока. Результаты своей работы продемонстрировать на школьных, районных и областных конференциях. В прикладной экологии большое значение имеет мониторинг- система наблюдений за состоянием окружающей среды, его оценка, контроль и прогноз.

Это могут быть работы краеведческой направленности по изучению животного и растительного мира; по изучению загрязнённости водоёмов, воздуха, проведению анализа состояния почвы, разные способы оценки качественного и количественного состава флоры и фауны, особенно видов, являющихся индикаторами качества природной среды.

В столь богатое на природные изменения время невозможно не обратить внимание ребят на фенологические явления. И для этого нужна большая систематическая работа, ведь эти наблюдения считаются одними из довольно сложных, если проводить их правильно.

Использование дискуссионных форм работы способствует выработке у учащихся навыков совместной деятельности, умения слышать и слушать, способности встать на точку зрения или склонить собеседника к собственной. Здесь не только происходит обмен мнениями, но и формирование собственной точки зрения на основе множества альтернативных точек зрения. Развитию коммуникативных навыков у учащихся способствует работа в малых группах. Добиться результата можно только самостоятельной работой каждого члена группы при взаимодействии с другими. Нужно, чтобы каждый участник овладел необходимыми знаниями, сформировал необходимые навыки. При этом вся группа заинтересована в успехе всех участников, поскольку успех команды зависит от вклада каждого члена в отдельности.

Поддерживать интерес к деятельности необходимо через стимулирующую мотивацию. В поддержании такого интереса в учебном процессе огромную роль играет применение проектно-исследовательской технологии. Основа метода проектов - развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания. Знания становятся достоянием человека, если они приобретаются в процессе самостоятельной работы. Учитель перестал быть основным источником информации для учащихся, поэтому должна возрасти его роль в организации самостоятельного познания школьников. При этом учителя используют различные приёмы вовлечения учащихся в учебный процесс:

1. Создание проблемных ситуаций.

2. Проведение нетрадиционных уроков (семинарские занятия, практикумы, конференции , деловые игры и др.) такие формы проведения знаний активизируют учащихся, приручают к самостоятельному приобретению знаний.

3. Использование нетрадиционных форм проверки знаний ( рефераты, тесты разной степени сложности с дифференцированными заданиями, практические занятия и др.)

4. Работа учеников по заданиям с различными источниками знаний. От умения работать с источниками зависит прочность и осмысление знаний, умение работать с дополнительной литературой.

5. Наконец, всё чаще применяется метод проектов, позволяющий объединить положительные стороны всех перечисленных выше форм, методов и приёмов усвоения знаний.

И подводя итог, хочется отметить, что для реализации задач формирования мировоззрения учителю требуется интеграция всех знаний, как о природных, так и общественных законах функционирования окружающей среды .В своей работе применять различные методы, формы и методические приёмы обучения, которые стимулируют учащихся к пополнению знаний, способствуют развитию творческого мышления, обеспечивают развитие исследовательских навыков, учат принимать экологически целесообразные решения

Литература:



  1. «Экологическое образование в Саратовской области» (сборник материалов)

Стр. 70-82

  1. И.Д.Лаптев «Испытание разума» М., «Педагогика», 1986

  2. «Биология в школе» №1-2008, стр.6

  3. «Биология в школе»№2-2010,стр. 49-50

  4. М.А. Колесников «Мировоззренческая подготовка студентов педвуза» ( Интернет-ресурсы)

  5. Салтыкова Н.В. «Некоторые аспекты формирования мировоззренческой позиции будущего учителя средствами художественной культуры» (Интернет-ресурсы)