Фонд это форма распределения общественного продукта, обусловленная необходимостью выделения и относительного обособления отдельных ц - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Фонд это форма распределения общественного продукта, обусловленная необходимостью - страница №1/1

Финансы – это совокупность денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений на основе распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода.

Фонд – это форма распределения общественного продукта, обусловленная необходимостью выделения и относительного обособления отдельных целевых частей в составе общественного продукта.

Финансы охватывают денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств участниками хозяйственной жизни. Необходимость создания фондов на различных уровнях обусловлена потребностями субъектов в финансовых ресурсах, обеспечивающих их деятельностью. Эту потребность в ресурсах без финансовых фондов удовлетворить невозможно ни в сфере производства, ни в сфере государственного управления.

Финансы хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств состоят из тех фондов, которые формируются на микроуровне, а государственные фонды денежных средств формируются на макроуровне.

К финансовым отношениям экономических субъектов причисляют их отношения с такими институтам:


  • хозяйствующими субъектами при участии в создании продукции и распределении её стоимости на составные элементы, а также распределения прибыли, дивидендов по акциям и т.д.

  • органами государственного управления по платежам различного рода (таможенные пошлины, госпошлина, визовый сбор и т.д.)

  • органами налоговой службы при внесении налогов и других платежей

  • органами муниципального управления при приватизации жилья, земельного участка, при уплате административных штрафов и т.д.

  • банковской системой при получении и погашении кредитов, купле-продажи валюты и ценных бумаг, при депозитных и срочных вкладах и т.д.

  • страховыми компаниями по всем видам страхования.

Сущность финансов как экономической категории отражается в их функциях:



  • Аккумулирующая (или накопительная) функция выражается через процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы. На реализации этой функции основана политика доходов.

  • Распределительная функция финансов. Распределение, осуществляемое финансовым методом в сфере материального производства. Функционирует в сфере материального производства, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов и участвуют в создании новой стоимости; благодаря им, распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления; на их основе образуется денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения разнообразных общественных потребностей. На реализации этой функции основана политика расходов.

ВВП – это стоимость всех товаров, работ и услуг, произведенных на территории данной страны за определенный период времени резидентами данной страны.

1 стадия:

ВВП = фонд возмещения (издержки) + национальный доход (фонд накопления + фонд потребления).



Причины перераспределения НД:

1) наличие непроизводственных сфер

2) межотраслевое и территориальное перераспределение средств

3) необходимость поддержки нетрудоспособных слоев населения

4) несовпадение у хозяйствующих субъектов в отдельные периоды времени доходов и расходов.



2 стадия:

Фонды, создаваемые в процессе перераспределения НД:

1) Фонд обороны

2) Фонд расширенного производства

3) Фонд управления

4) Фонд социально-культурных мероприятий

5) Фонд соц.страха

6) Резервный фонд



  • Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Она становится возможной поскольку движение всех ценностей и ресурсов в экономике получает свое выражение в денежной форме и отражается в виде денежных показателей. Огромное многообразие финансовых отношений создает условия для контроля над формированием и использованием денежных фондов. Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля. Финансовый контроль – это мероприятия по проверке распределительных процессов при формировании и использовании финансовых ресурсов. Сферой финансового контроля являются все операции, совершаемые с использованием денег.

Виды финансового контроля (по уровню проведения):

1) Общегосударственный и финансовый контроль (МинФин, Счетная палата, Фед.Казначейство, Комитеты Госдумы и Правления и т.д.)

2) Внутриведомственный финансовый контроль. (соответствующие подразделения - контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств)

3) Внутрихозяйственный финансовый контроль. (Бухгалтерия, финансовые службы предприятия и т.д.)



  1. Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.

По времени осуществления разделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

По степени охвата:



  • Сплошной и выборочный

  • Тематический и комплексный

  • Полный и частичный

По форме осуществления: анализ, обследование, проверка или ревизия.
Финансовые ресурсы – совокупность денежных средств, создающихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных физических лиц. Важнейшую роль играет государство, которое не только организует, координирует и контролирует процесс формирования и распределения финансовых ресурсов, но и является постоянным его участником. 3 этапа:

  1. непосредственное создание финансовых ресурсов юридическими и физическими лицами в процессе их производственно-хозяйственной и трудовой деятельности. Источники ресурсов:

    • выручка от реализации продукции и услуг, а также внереализационные поступления юридических лиц

    • основная и дополнительная заработная плата, а также иные доходы физических лиц

Особенность данного этапа в пассивной роли государства, которое практически не принимает участия в процессе непосредственного создания финансовых ресурсов, за исключением малорентабельных и плановоубыточных предприятий.

  1. первичное распределение финансовых ресурсов между их непосредственными создателями и государством. Объектом распределения выступает прибыль, а также некоторые иные результаты деятельности юридических и доходы физических лиц. Инструментом распределения служит налоговая система. В процессе распределения государство решает две параллельные задачи:

  • фискальную: принудительная мобилизация части созданного национального дохода для удовлетворения собственных потребностей государства

  • регулирующую: обеспечивает возможность эффективно корректировать развитие экономической системы общества.

Оставшаяся в распоряжении юридических и физических лиц часть созданных финансовых ресурсов распределяется ими самостоятельно, часть этих ресурсов может быть передана государству на добровольных началах.

3) перераспределение финансовых ресурсов на государственном уровне через систему федеральных, региональных и местных финансов. Мобилизованные в принудительном и привлеченные в добровольном порядке финансовые ресурсы распределяются государством через бюджеты и целевые внебюджетные фонды различных уровней. Лишь незначительная часть собранных средств потребляется государством в лице его органов управления, основная часть возвращается на уровень конкретных юридических и физических лиц.



Финансовая система – это совокупность всех финансовых отношений в стране.

Подсистемы:

1) централизованные финансы (общегосударственные)


    1. гос.бюджет – централизованный фонд денежных средств государства и выражает экономические отношения по перераспределению национального дохода.

    2. внебюджетные фонды – средства Федерального правительства и региональных властей, связанные с финансированием целевых расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые имеют налоговую природу.

    3. гос.кредит – отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств различных субъектов на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Особенность государственного кредита заключается в том, что аккумулируемые финансовые ресурсы не участвуют в воспроизводстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетного дефицита. Обращение государственных долговых обязательств на рынке ценных бумаг служит объектом регулирования со стороны государственных институтов и ЦБ методами кредитно-денежной политики.

    4. фонды имущественного и личного страхования

    5. фондовый рынок

2) финансы предприятия

2.1. государственные

2.2 муниципальные

2.3 акционерные

2.4 арендные

2.5 частные

2.6 общественные

Финансовая политика государства – то совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение, использование для выполнения государством его функций.

Механизм реализации финансовой политики включает в себя:

1) выработку концепций развития финансовой системы государства.

2) Основные направления использования финансового механизма в эк-й пол-ки гос-ва.

3) составление целевых программ по укреплению общегосударственных и территориальных финансов.

4) разработка конкретных мер по достижению поставленных целей.

ФП: бюджетная пол., кредитная пол., валютная пол., налоговая пол., учетная или дисконтная пол. и пол. по управлению финансами.

Текущая ФП заключается в оперативном регулировании финансового рынка и его звеньев, обеспечение нормального функционирования финансового механизма, поддержание сбалансированного равновесия между звеньями финансовой системы.

Долгосрочная ФП направлена на решение крупномасштабных экономических задач и затрагивает структурные изменения финансовой системы и финансового механизма в перспективе.

Управление финансами – совокупность приемов и методов, направленных на обеспечение развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Уровни управления финансами:

А) общегосударственный



  • федеральный

  • уровень субъекта Федерации

  • местный

Б) негосударственный

  • уровень корпорации

  • уровень предприятия

  • внутрихозяйственный уровень

Субъекты управления финансами:

    • коллегиальный государственный орган представительной власти соответствующего уровня или собственник конкретного субъекта хозяйствования, определяющие общую финансовую стратегию, приоритеты политики и ключевые финансовые параметры

    • специализированный исполнительный орган государственной власти соответствующего уровня или руководитель финансового направления деятельности конкретного субъекта хозяйствования, формирующие финансовую политику предприятия, принимающие принципиальные решения

    • государственные и негосударственные финансовые службы, осуществляющие оперативное управление финансами

Объекты управления финансами:

    • финансовое направление деятельности государства и конкретного субъекта хозяйствования

    • установленные направления финансовой политики

    • укрупненные финансовые категории результаты деятельности

    • конкретные финансовые показатели

    • органы управления финансами и их персонал

Общие принципы управления финансами:

    • комплексный характер финансовой политики в целом и её элементов

    • сбалансированность доходов и расходов

    • ориентация на оптимизацию финансовых показателей

    • взаимосвязь применяемых методов управления

    • учет специфики переходного периода

Обеспечение системы управления финансами:

    • нормативно-методическое

  • внешнее (финансовое законодательство и государственные подзаконные акты)

  • внутреннее (собственные регламенты субъекта хозяйствования)

    • информационное

  • информационные массивы (блоки финансовой информации по конкретным направлениям)

  • информационные каналы (процедуры прохождения финансовой информации по инстанциям и рабочим местам)

    • трудовое (сотрудники необходимой специализации и уровня квалификации)

    • инструментальное (совокупность прикладных методов управления финансами)


Финансовое планирование – процесс определения количественных и качественных параметров развития финансовой системы.

Основные направления финансового планирования:

    • стратегическое(перспективное) – направлено на определение общей концепции развития финансовой системы и её укрупненных параметров

    • оперативное (текущее) – направлено на определение конкретных показателей развития финансовой системы на текущий планируемый период

Инструменты финансового планирования:

    • контрольные цифры – значение планируемого показателя, которое желательно достигнуть по завершении планируемого периода

    • финансовые лимиты – предельно допустимое по верхней границе значение планируемого показателя, повышение которого рассматривается как финансовое нарушение

    • экономические нормативы – соотношение между двумя взаимосвязанными показателями, устанавливаемое в процентах или в стоимостном выражении

    • финансовые показатели – конкретные плановые параметры качественного или количественного развития

Прикладные методы финансового планирования:

    • балансовый: взаимоскоординированное планирование доходов и расходов на соответствующий период

    • экстраполяции: определение последующей динамики значения финансового показателя под условием внутренних и внешних условий развития системы

    • программно-целевой6 планирование финансового развития хозяйственной системы по выделенным направлениям

    • математического моделирования: формирование математических моделей процессов развития финансовой системы с последующей подстановкой в созданные алгоритмы

Оперативное управление финансами – процесс практической реализации плановых показателей развития финансовой системы.

Этапы оперативного управления:

    • оперативный анализ текущей финансовой ситуации

    • непосредственное принятие управленческого решения

    • реализация управленческого решения

Прикладные методы оперативного управления:

    • организационно-административные

    • организационно-экономические

Направления оперативного управления:

    • корректировка структуры финансовой системы в целом или её элементов

    • маневрирование финансовыми ресурсами

Элементы оперативного управления:

    • информационная база

    • нормативно-методическая база

    • инструментальная база