Финансовая политика государства является базой, на которой строится вся система управления финансами в стране. Цель лекции показать, - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
6: Финансовая система и финансовая политика государства 1 191.6kb.
3. Управление государственными финансами: цель, методы, формы 1 46kb.
1 Сущность и функции финансов 40 4505.78kb.
Экономическая политика государства на современном этапе 1 14.49kb.
Вопросы к экзамену и зачету по предмету «финансы и кредит» 1 134.67kb.
Сущность и функции денег; денежное обраще­ние; сущность финансов... 1 17.37kb.
Финансовая отчётность 1 274.25kb.
30. Финансовая политика. Финансовый механизм как инструмент реализации... 1 163.51kb.
Программа дисциплины «Политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе... 1 148.83kb.
Методические рекомендации для студентов заочной формы обучения по... 5 530.82kb.
Методические рекомендации для студентов заочной формы обучения по... 3 555.16kb.
Рабочая программа для слушателей факультета руководящих кадров Очная... 1 249.86kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Финансовая политика государства является базой, на которой строится вся система управления - страница №1/1

Лекция 8. Финансовая политика государства.

 

Финансовая политика государства является базой, на которой строится вся система управления финансами в стране. Цель лекции - показать, как формируется и реализуется финансовая политика в РФ на современном этапе.



 

План лекции

 

1.      Содержание, цели и задачи финансовой политики государства

2.     Институты законодательной и исполнительной власти и их функции в сфере финансов в РФ.

 

 



1.      Содержание, цели и задачи финансовой политики государства.

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:

-денежно-кредитная политика;

-налоговая политика;

-бюджетная политика;

-политика в области международных финансов.

Содержание финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий:

разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

создание адекватного финансового механизма;

управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических

задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.



Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи:

-         обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

-         рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

-         организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;

-         выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.



Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.



2.      Институты законодательной и исполнительной власти и их функции в сфере финансов в РФ.

Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти – это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Основным органом государственного финансового контроля со стороны законодательной власти выступает Счетная палата Российской Федерации. Она образована Федеральным Собранием и подотчетна только ему.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие функции.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на государственные органы и учреждения в Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды. Деятельность органов местного самоуправления, предприятий (том числе некоммерческих и общественных), финансово-кредитных организаций, их объединений контролируется Счетной палатой только, если вышеперечисленные органы и учреждения получают средства из федерального бюджета, используют федеральную собственность или управляют ею, а также в случае предоставления им налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.

Наряду со Счетной палатой РФ созданы аналогичные по выполняемым функциям контрольно-счетные органы в субъектах федерации. Их деятельность регламентируется законодательством субъектов РФ.

Еще одним органом, реализующим финансовую политику государства и подотчетным законодательной власти (Государственной Думе), является Центральный банк Российской Федерации. Банк России совместно с правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение и утверждение Государственной Думе основные направления денежно-кредитной политики. Он также обслуживает счета бюджетов и реализует функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Особую, ведущую роль в функционировании финансовой системы играет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах. Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, политики в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

К основным задачам Минфина относятся:

совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;

осуществление государственного финансового контроля;

разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом;

обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.

Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

участвует в разработке и осуществлении мер по финасовому оздоровлению и структурной перестройке экономике, поддержки отечественных производителей товаров и исполнителей работ и услуг;

участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ, исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

участвует в разработке мер и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

контролирует рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

осуществляет по поручению правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих полномочий;

осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

В настоящее время в центральном аппарате Министерства функционируют следующие подразделения: департамент бюджетной политики, департамент отраслевого финансирования, департамент межбюджетных отношений, департамент управления государственным внутренним долгом, департамент управления внешним государственным долгом, департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов и др.

Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное управление Федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. В РФ функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Важным элементом финансовой системы являются органы, обеспечивающие проведение налоговой политики в стране. К таким органам относятся налоговые органы, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также органы, контролирующие уплату государственной пошлины и других сборов.

В систему налоговых органов входят Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его территориальные органы по субъектам РФ и муниципальным образованьям – налоговые инспекции.

Налоговые органы представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства.

С деятельностью МНС России тесно связана работа федеральных органов налоговой полиции. Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Систему федеральных органов налоговой полиции составляют Федеральная служба налоговой полиции РФ, территориальные и местные органы налоговой полиции.

Задачами федеральных органов налоговой полиции являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых органах, обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты ее сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей.

К полномочиям органов налоговой полиции относятся производство дознания и проведение предварительного следствия по делам о преступлениях в налоговой сфере, оперативно-розыскная деятельность, участие в налоговых проверках и пр.

За поступлением таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России). Организационная структура ГТК России включает региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.

Основными задачами ГТК России являются обеспечения экономической безопасности и защита экономических интересов РФ, обеспечение единства таможенной территории РФ, организация, применение и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, организация таможенного дела.

На ГТК России возложены следующие функции:

- разработка правовых, экономических и организационных механизмов реализации таможенной политики;

- организация взимания и обеспечение своевременного и полного внесения в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов. относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу, контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;

- обеспечение эффективного использования таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;

- выдача лицензий и квалификационных аттестатов, обеспечение ведение реестров, - утверждение размеров обязательных платежей;

- организация таможенного оформления товаров и транспортных средств;

- развитие таможенной инфраструктуры;

-участие в организации таможенного и экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических товаров и культурных ценностей. Осуществление валютного контроля;

- организация борьбы с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела;

- ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и др.



В 1996 году создан Таможенный комитет Союза России и Беларуси. В 1999 г. к нему присоединился Таджикистан. Союз осуществляет совместную организацию и руководство таможенным делом в этом Союзе.