Федор Иванович Тютчев(1803-1873) вошел в историю русской литература - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Федор Тютчев «О, как убийственно мы любим» 1 218.02kb.
Федор Тютчев. Стихи последний катаклизм 1 36.25kb.
Фёдор Михайлович Достоевский составляет гордость не только русской... 1 920.29kb.
Ii. История Русской Православной Церкви 1 132.2kb.
В русской литературе XIX в. Тютчев занимает особенное место, да и... 1 19.05kb.
Аршином общим не измерить. /Ф. И. Тютчев/ Россия до сих пор остаётся... 1 393.76kb.
1. Специфика литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века 1 91.04kb.
Иисус Христос 1 257.46kb.
История мировой литературы «Литература эпохи Возрождения». «Литература... 3 691.4kb.
Древнерусская литература: начальный этап развития русской литературы. 1 38.03kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература... 6 933.91kb.
Проблема взаимоотношений человека и природы остра и многозначна 1 39.74kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Федор Иванович Тютчев(1803-1873) вошел в историю русской литература - страница №1/1

Философская лирика Тютчева.
Федор Иванович Тютчев(1803-1873) вошел в историю русской литература как поэт, тонко выразивший в своем творчестве философское понимание духовной жизни человека и жизни природы. Т-в был современникомЖуковского, Пушкина, Некрасова, Толстого. Его первые стихи были опубликованы в журнале «Современник», который издавал Пушкин. Т-в подолгу жил в Германии, поэтому его общение с русским читателем было затруднено. Кроме того, он не стремился издавать свои стихи, а получать за них деньги считал грехом.
Лирика Т-ва охватывает все темы лирики6 пейзажную, любовную, гражданскую, философскую. Все темы тесно переплетаются.Так, например, знаменитое стихотв. «Люблю грозу в начале мая»– пример слияния пейзажной и философской лирики. Это пример слияния с природой, ощущение единства бытия, это состояние, по мнению Т-ва, и есть счастье. Здесь не только природа сливается с человеком, но и природа одушевляется, очеловечивается ( прием олицетворения). Весенний гром ассоциируется с резвящимся ребенком. Все стихотворение наполнено аллитерациями (повторами согласных), где согласные г, р, м, б создают зуковой образ грома.

По своим философским взглядам Т был «пантеистом», т.е высшей силой, перед которой может преклониться человек, являлась для него природа. Но духовная жизнь, по представлениям поэта, была сложна и противоречива. Его восприятие жизни вызывало настроение глубокого трагизма, ставшего основным мотивом творчества поэта. В глубине существования природы волнуется некая первозданная, темная, всепоглощающая стихия бытия, которую он называл «хаосом» или «бездной». Весь видимый мир является только кратковременным всплеском этой безликой лучины жизни.

Любимое время суток Т-ва – вечер, ночь, когда оживают тайные силы. Если дневной мир ясен, светел, то изображение ночи связано с ощущением тревоги, , страха. Видимый мир – это покров, скрывающий «древний хаос». Он стремится вырваться наружу в гражданских потрясениях, в мятеже. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».

Жизнь человеческая сопоставляется у Т-ва со сменой времен года: весна-молодость, лето-зрелость...Природа и человек живут по одним законам, человек – неотъемлемая часть природы, «мыслящий тростник»(выражение Паскаля).

Такое понимание жизни придает всему философскому мировосприятию поэта трагический характер. «Когда испытываешь сознание хрупкости и непрочности всего в жизни, - писал Т., - то существование, помимо духовного роста, является лишь бессмысленным кошмаром».

Таким образом, всякое индивидуальное существование представлялось ему чем-то неизбежно обреченным на исчезновение.

В стихах Т-ва изображение природы и мысли о природе сплавлены воедино, пейзажи получают символический смысл. Природа для поэта – просто второе имя жизни.

Природа в лирике Тютчева имеет два лика – хаотический и гармонический. Свой язык присущ обоим. Человек же может понимать или не понимать и тот, и другой язык.

В стихотворениях Т-ва. природа, словно живое существо, радуется и грустит, чувствует и дышит. Такое одушевление обычно в поэзии. Но для Т. это не просто литературный прием: величие и красоту природы он «принимал и понимает не как свою фантазию, а как истину».

Так и человек в поэзии Т. Он соединяет в себе и слабость, и величие. Он немощен перед горем, разлукой и смертью, но он велик своим стремлением к красоте, к идеалу, к беспредельному. Не рассуждай, не хлопочи.

Безумство ищет, глупость судит,

Дневные раны сном лечи,

А завтра быть чему, то будет.
Живя, умей все пережить:

Печаль, и радость, и тревогу.

Чего желать? О чем тужить?

День пережит – и слава Богу!

Гражданские мотивы в лирике Т-ва – это картины неблагополучия, незримые страдания тысяч людей:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой...

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые,

Льетесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.

Знаменитые строчки Т-ва посвящены России:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.


Т. явил России могущество слова. Он острым умом и мудрым сердцем открыл такие тайники Вселенной и души человеческой, в которые до него никто из поэтов не заглянул.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется...

Любовь в лирике Т-ва – уникальное явление в русской поэзии. Поэт запечатлел все оттенки любовного переживания:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Любовь в лирике Т-ва – это не внешнее увлечение и не простое восхищение прелестью любимого человека, - это глубокое, стихийное чувство, поглощающее всю человеческую душу, это роковая страсть, которая может дать человеку высочайшее упоение и привести его к гибели. Т-чев пишет о чувстве, подобном грозам и бурям в природе.

Судьбоносной была встреча уже немолодого поэта с Еленой Денисьевой. «Денисьевский »цикл стихов – это история любви, роман в стихах, длившийся до ее кончины. Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня...

Тяжело мне, замирают ноги,



Друг мой милый, видишь ли меня?

Творчество Т-ва умещается в одном сборнике стихов, но содержание его бездонно и необъятно. Понять стихи большого поэта – это значит прикоснуться к вечности, почтичь безмерность жизни, полноту и красоту бытия.