Федеральной сети государственно-общественного управления в системе образования - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Структура государственно-общественного управления системой образования... 1 30.4kb.
«Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного... 1 69.39kb.
Система государственно-общественного управления образованием 1 72.3kb.
Отечественный и зарубежный опыт государственно-общественного управления... 1 94.22kb.
Управление образования Администрации города Екатеринбурга 3 467.09kb.
Пояснительная записка Основные цели и задачи Управления Федеральной... 3 762.39kb.
Использование инновационных технологий в системе современного естественно-математического... 1 218.03kb.
В каком соотношении находятся понятия "управление" и "менеджмент" 1 65.93kb.
Управление. Закономерности управления различными системами 1 33.38kb.
Концептуальная значимость образования и развития деятельности общественного... 1 47.29kb.
Методические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности... 5 664.63kb.
Первый учебный вопрос: Организационное проектирование системы управления... 1 228.35kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Федеральной сети государственно-общественного управления в системе образования - страница №1/1



КОНЦЕПЦИЯ

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО

РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА (МРЦ)

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЕТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ


1.Межрегиональный ресурсный центр (МРЦ) федеральной сети участников органов государственно-общественного управления (ФСУ ГОУО), информационного и консультационного сопровождения их деятельности
Под МРЦ ФСУ ГОУО понимается особый участник ФСУ ГОУО, крупный узел («хаб») и движущий центр активности сетевого взаимодействия в данной сети, создаваемый и действующий для комплексного организационно-управленческого и ресурсного обеспечения ее функционирования, расширения и развития в пространстве группы субъектов РФ, а также для обеспечения влияния сети как целого и ее отдельных узлов на процессы укоренения и развития государственно-общественного характера управления в сфере образования соответствующих регионов.

При этом речь идет о таких видах ресурсного обеспечения, как концептуальное, нормативно-правовое, документационное, инструктивно-методическое, консультативное, информационное, образовательное, программно-методическое, экспертно-аналитическое и мотивационно-стимулирующее.

Совокупность межрегиональных ресурсных центров (МРЦ) ФСУ ГОУО образует территориально распределенное ядро федеральной сети, сосредоточивающее в себе, как в распределенном территориально единстве, сконцентрированные ресурсные возможности (прежде всего – кадровые, человеческие ресурсы) и ответственность за состояние сети, за ее расширение, активность, за продуктивность сетевого взаимодействия, за введение и поддержание на требуемом уровне стандартов качества государственно-общественного управления в образовании, принимающее на себя роль лидера, катализатора и фасилитатора сетевого взаимодействия в интересах достижения поставленных перед федеральной сетью целей и задач.

2. Цели и задачи создания и деятельности МРЦ
Группа (сеть) взаимосвязанных МРЦ и ее отдельные составляющие (каждый в отдельности межрегиональный ресурсный центр) создаются в целях инициирования создания, запуска, продуктивного функционирования, постоянного расширения и развития федеральной сети участников государственно-общественного управления в федеральных округах и в системах образования субъектов РФ.

Главной целью МРЦ является развитие государственно-общественного характера управления образованием в России и достижение тех результатов, эффектов и последствий, которые возникают в итоге полной и успешной реализации данного принципа образовательной политики. Специфический акцент в достижении этих целей с созданием российской сети МРЦ ставится на вопросы организации массового обучения, просвещения, консультирования и информационного обслуживания субъектов и участников государственно-общественного управления в образовании.

К задачам создания и функционирования сети МРЦ необходимо отнести:


  • формирование региональной и локальной нормативно-правовой базы и организационно-управленческих условий подготовки, информационного и консультационного обеспечения деятельности участников органов государственно-общественного управления в образовании и реализации процедур контроля качества общего образования с участием общественности;

  • выработка и внедрение современных регламентирующих стандартов подготовки и контроля качества обучения участников органов государственно-общественного управления в образовании и процедур общественного участия в оценке качества образования, отвечающих особенностям участников органов государственно-общественного управления как целевой группы как в части содержания и технологий, так и в части режима и форм организации обучения;

  • обеспечение своевременности получения и доступности информации и консультационной поддержки для участников органов государственно-общественного управления по актуальным вопросам управления образованием и участия в оценке его качества;

  • выявление и оперативное распространение положительного опыта организации и функционировании органов государственно-общественного управления, их участия в контроле качества образования;

  • мониторинг и оценка качества государственно-общественного управления образованием, внедрение высоких стандартов качества общественного участия в управлении образованием.



3.Функции, основные направления и содержание деятельности МРЦ
Межрегиональные ресурсные центры могут взаимодействовать с общеобразовательными учреждениями, органами управления образованием муниципального и регионального уровней как непосредственно, так и посредством взаимодействия с региональными и муниципальными составляющими федеральной сети участников государственно-общественного управления в образовании.

Взаимодействие МРЦ с образовательными учреждениями и органами управления образованием не предполагает жесткого администрирования и вертикального построения взаимодействия. Свое право на управление работой вверенного сегмента федеральной сети они получают на основе активной позиции, выполнении лидерских функций и задач, принятия на себя большей ответственности за работу, состояние и результаты деятельности региональных и муниципальных сегментов федеральной сети и федеральной сети в целом.

МРЦ активно предлагают образовательным учреждениям, органам управления образованием, участникам органов государственно-общественного управления на всех уровнях управления образованием свои продукты – программы обучения, учебные материалы, концептуальные разработки, методические рекомендации, модели нормативно-правовых актов, организуют мониторинг и оценку деятельности, предлагают стандарты качества государственно-общественного управления в образовании, организуют изучение и обобщение опыта лучших практик государственно-общественного управления в образовательных учреждениях, в муниципальных и региональных системах образования.

Потенциал, необходимый для успешного создания и деятельности МРЦ, содержание его работы и ожидаемые результаты в единстве можно представить в виде модели МРЦ как открытой системы, с позиций процессного подхода, что предполагает рассмотрение «входов», процессов жизнедеятельности МРЦ и ее «выходов».



Для успешного развертывания и реализации своей деятельности МРЦ должен располагать необходимым ресурсным потенциалом, позволяющим предлагать его к использованию другим участникам федеральной сети. Структура такого ресурсного потенциала МРЦ для федеральной сети может быть представлена следующим образом.
В плане организации обучения общественных управляющих:

  • Разработанные нормативно-правовая база и организационно-управленческая модель обучения общественных управляющих в региональной/муниципальной системе образования.

  • Образовательные программы подготовки  команды региональных/муниципальных тьюторов по обучению общественных управляющих.

  • Комплексные многомодульные программы обучения общественных управляющих.

  • Учебные пособия для общественных управляющих.

  • Комплекты учебно-методических материалов для тьюторов.

  • Комплекты контрольно-оценочных материалов для анализа результатов освоения    общественными  управляющими программы обучения.

  • Организация подготовки и подготовленные команды региональных/муниципальных тьюторов по обучению общественных управляющих.

  • Консультационное сопровождение деятельности команды региональных тьюторов по обучению общественных управляющих.

  • Разработанная методика запуска и сопровождения регионального/муниципального интернет-ресурса дистанционного обучения и консультационного сопровождения общественных управляющих с участием команды тьюторов.


В плане мониторинга и оценки состояния государственно-общественного управления в образовательных учреждениях и органах управления образованием во вверенном сегменте федеральной сети:

  • Разработанный инструментарий мониторинга (формы, анкеты, руководства  для проведения  фокус-групп и глубинных интервью и др.).

  • Разработанную нормативно-правовую базу и регламенты проведения процедур аудита (экспертизы) качества организации общественного участия в управлении образованием.

  • Подготовленные специалисты для проведения мониторинга.

  • Разработанную методику обработки данных мониторинга.

  • Разработанную методику проведения экспертизы нормативных, программно-методических, проектных и других документов, используемых в организации общественного участия в управлении образованием на всех уровнях с подготовкой экспертных заключений. 

  • Разработанную методику подготовки аналитических отчетов и их презентаций общественности и органам управления образованием.


В плане информационного сопровождения развития государственно-общественного характера управления образованием:

  • Разработанные программы проведения информационных кампаний по продвижению среди населения идеологии и моделей расширения общественного участия в управлении образованием.

  • Разработка и тиражирование инструментов информирования  и социальной рекламы государственно-общественного управления в образовании (видео-ролики, буклеты, плакаты, значки, интернет-инструменты и др.).

  • Разработанные программы проведения общественных мероприятий  по продвижению идеологии и моделей расширения общественного участия в управлении образованием: съезды и конференции общественных управляющих, форумы родительской, ученической, педагогической общественности и т.п.

  • Подготовленные циклы теле- и радиопередач для продвижения среди населения идеологии и моделей расширения общественного участия в управлении образованием.

  • Разработанные и реализуемые школой, другими образовательными учреждениями, методическими центрами и др. программы просвещения родительской, ученической, педагогической и «не образовательной» общественности по тематике государственно-общественного управления образованием.

  • Комплекты информационно-просветительских материалов для общественности по актуальным  вопросам функционирования современной школы, других образовательных учреждений и модернизации образования.

  • Разработанные инструменты (положения и регламенты конкурсов, положения о почетных наградах (знаках) и др.), направленные на формирование позитивного имиджа (привлекательного образа) "общественного управляющего", на стимулирование к общественному участию в управлении образованием.


В плане внедрения инструментов общественной экспертизы региональной (муниципальной) образовательной политики:

  • Разработанные положения об общественных слушаниях в системе образования и регламенты их проведения на региональном и муниципальном уровне.

  • Методическое и консультационное сопровождение проведения общественных слушаний в системе образования на региональном и муниципальном уровне.

  • Разработанные положение об общественной экспертизе проектов нормативных актов, программ и др.  в системе образования и регламент ее проведения на региональном и муниципальном уровне.

  • Методическое и консультационное сопровождение организации общественной экспертизы на региональном и муниципальном уровне.

  • Разработанную нормативную базу и регламенты создания и организации деятельности региональных/муниципальных общественных советов по образованию.

  • Методическое и консультационное сопровождение создания и организации деятельности региональных/муниципальных общественных советов по образованию.


В плане повышения квалификации управленческих кадров и работников системы образования по вопросам развития государственно-общественного управления:

  • Разработанная нормативно-правовая база регионального, муниципального и локального уровней государственно-общественного управления образованием.

  • Методика разработки и управления программами (проектами) расширения общественного участия в управлении образованием.

  • Методические рекомендации по созданию и организации деятельности органов государственно-общественного управления образованием в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях дошкольного образования, в учреждениях профессионального образования.

  • Методические рекомендации по организации и развитию публичной отчетности образовательных учреждений различных типов и видов, органов управления образованием различных уровней.

  • Методические рекомендации по созданию сайтов образовательных учреждений и органов управления образованием, как инструментов обеспечения информационной открытости, их проектированию и сопровождению.

  • Модели организационных форм и процедур общественного участия в оценке и контроле качества образования.

  • Модели взаимодействия органов государственно-общественного управления образованием образовательных учреждений со средствами массовой информации.

  • Модели развития общественной активности образовательных учреждений и связей с общественностью (частно-государственное и социальное партнерство).

Функции и основные направления деятельности МРЦ в принципе совпадают с функциями ФСУ ГОУО в целом, включая такие функции, как:



  1. Разработка, апробация и внедрение нормативно-правовой базы государственно-общественного управления образованием.

  2. Поддержание актуальности тематики государственно-общественного управления образованием в общественном сознании. Привлечение общественного внимания к проблемам, нерешенным вопросам, болевым точкам в развитии государственно-общественного управления образованием.

  3. Формирование общественного мнения вокруг проблемы расширения общественного участия в управлении образованием, развития государственно-общественного управления образованием

  4. Развитие в общественном сознании позитивного имиджа государственно-общественного управления образованием и его участников.

  5. «Транспортная» функция, ретрансляция актуального для сети контента.

  6. Информационно-разъяснительная работа, педагогическое и управленческое просвещение родителей и общественности.

  7. Генерация новых идей и практик в области государственно-общественного управления образованием.

  8. Развитие и распространения знаний, в том числе – научных знаний о государственно-общественном управлении образованием.

  9. Расширение состава федеральной сети участников государственно-общественного управления образованием, поддержание интенсивности внутрисетевых и внешних коммуникаций.

  10. Поддержание сетевого взаимодействия, социального государственно-общественного диалога в системе образования.

  11. Мониторинг, анализ и оценка ситуации в сфере государственно-общественного управления образованием на региональном, муниципальном, школьном уровнях.

  12. Обнаружение и распространение средствами сети интересного опыта, лучших практик, традиций государственно-общественного управления образованием.

  13. Разработка, согласование и поддержание высоких стандартов качества государственно-общественного управления образованием, культивирование лучших образцов государственно-общественного управления образованием.

  14. Вовлечение новых участников в процессы государственно-общественного управления образованием.

  15. Концептуальная, правовая, методическая и психологическая поддержка участников государственно-общественного управления образованием.

  16. Коллективная экспертиза опыта государственно-общественного управления образованием.

  17. Повышение компетентности участников, организация обучения участников государственно-общественного управления образованием.

  18. Развитие взаимопонимания и сотрудничества, партнерства.

  19. Продвижение проблематики государственно-общественного управления образованием в федеральной сети, российском образовании и в СМИ.

  20. Организация общественных форумов и дискуссий по наиболее актуальным вопросам государственно-общественного управления образованием.


4.Ожидаемые результаты и эффекты деятельности МРЦ
МРЦ как организационное ядро ФСУ ГОУО призваны нацеливать федеральную сеть в целом и ее региональные и муниципальные сегменты на достижение главных эффектов, ради которых осуществляется развитие государственно-общественного управления образованием.

К таким эффектам мы относим, в частности:

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ КАК СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.

Рост компетентности и готовности общественных управляющих в области участия в управлении школой.

Осознание родителями своего права влиять на образование своих детей и права на управление школой как ценности и важнейшего права гражданина.

Рост престижа общественного участия в управлении образованием.

Рост активности общественных управляющих.

Рост влиятельности органов государственно-общественного управления в образовании и обществе.

Создание и институционализация механизмов, форматов и площадок для диалога и переговоров школы – ОУО – власти - общественности о качестве образования и образовательной политики.

Структурирование и оформление вменяемой, ответственной и заинтересованной образовательной общественности как равноправного партнера власти и профессионалов образования в управлении образованием.

Выход общественности как носителя социального заказа в позицию лидерства в формировании образовательной политики (формирование тенденции перехода от государственно-общественного к общественно-государственному характеру управления образованием).

Новый образ и высокая популярность образовательной общественности как представителя гражданского общества (апробированные в недавнем прошлом модели не имеют общественной популярности).

ПОВЫШЕНИЕ ОТКРЫТОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

Рост открытости образования усилиями самого образования.

Поворот СМИ к глубокому содержательному освещению проблем развития образования.

СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫМ ХАРАКТЕРОМ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ.

Изменение представлений о качестве образования и качестве школы в общественном сознании.

Формирование в общественном сознании представления об образовании как безусловной ценности нашего времени.

Усиление внимания власти и общественности к системе образования, рост заинтересованности и активности в содействии развитию образования.

ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ НА ОБРАЗОВАНИЕ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ.

Повышение ориентации образовательных программ (результатов и условий образования) на потребности населения.

Повышение ответственности образовательных учреждений, администраций, педагогов за результаты деятельности.

Рост социального потенциала образования и его влиятельности за счет объединения усилий и ресурсов с общественностью.

Диверсификация источников формирования ресурсной базы образования

Снижение уровня конфликтности в отношениях участников образовательного процесса, снижение социальной напряженности в сфере образования.

Поддержка и лоббирование общественностью интересов развития системы образования как принципиально совпадающих с интересами общественности.

Новое качество социализации старшеклассников на основе опыта участия в работе органов государственно-общественного управления.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ.

Повышение качества и обоснованности принимаемых в образовательных учреждениях и системах управленческих решений.

Освоение и развитие стратегического характера управления школой (на основе стратегий, согласованных со всеми главными участниками образовательного процесса).

Стимулирование потребности профессионалов системы управления образованием к получению управленческого образования.

ПЕРЕНОС МОДЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДРУГИЕ ПОДСИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И СЕГМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.

Перенос моделей государственно-общественного управления в другие сегменты системы образования.

Перенос моделей государственно-общественного управления из образования в другие сегменты социальной сферы.


5. Варианты организационно-правовых форм МРЦ
МРЦ могут быть созданы в форме самостоятельного юридического лица или в виде структурных подразделений на базе учреждений и организаций, относящихся к системе образования (учреждений и организаций системы повышения квалификации работников образования, действующих ресурсных центров в системе образования, школ – победителей ПНПО).

МРЦ как самостоятельные юридические лица могут быть созданы в организационно-правовой форме одного из видов некоммерческих организаций – как автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, фонды и т.п.

МРЦ в виде структурных подразделений рекомендуется создавать на базе региональных ИПКРО, ИУУ, ИРО, других учреждений дополнительного профессионального образования, а также на базе общеобразовательных учреждений, имеющих соответствующий потенциал, наработки в области развития ГОУО и опыт работы в логике ресурсного центра, оказывающего помощь и поддержку другим учреждениям.

МРЦ на базе учреждений дополнительного профессионального образования рискует акцентировать свою деятельность на повышении квалификации работников и руководителей образования в ущерб другим задачам и функциям МРЦ, требующим социально-активных и организационно-управленческих действий в отношении федеральной сети и команд региональных тьюторов.

МРЦ, создаваемые на базе отдельных специализирующихся на проблематике ФСУ ГОУО некоммерческих организаций и региональных структур, предположительно будут при прочих равных условиях иметь больший организационный и проектно-разработческий потенциал, смогут охватить и организовать гражданские инициативы по поддержке развития государственно-общественного характера управления образованием большего числа участников сети на местах. К рискам данного варианта можно отнести проблематичность стабильного финансирования и материально-технического обеспечения деятельности такого ресурсного центра.

МРЦ, создаваемые на базе школ, представляют особую ценность и интерес как носители конкретного опыта, лучших практик по конкретным аспектам деятельности региональных и муниципальных сегментов федеральной сети. Однако, общеобразовательное учреждение не обладает кадровым потенциалом, способным обеспечить постоянное выполнение всех задач и функций ресурсного центра, исследовательскую и образовательную деятельность, информационное и консультационное сопровождение команд региональных тьюторов. Для школы будет проблематичным получение лицензии на право вести образовательную деятельность повышения квалификации работников и руководителей образования по вопросам государственно-общественного управления в образовании.

Наиболее предпочтительным вариантом организации деятельности МРЦ был бы организационно распределенный вариант, то есть деятельность МРЦ было бы целесообразно организовать как совместную деятельность нескольких организаций. Организационно-управленческие функции МРЦ в отношении поддержки и развития форм государственно-общественного управления на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательных учреждений полезно сосредоточить в региональном органе управления образованием с условием организации его взаимодействия по этим вопросам с другими региональными органами управления образованием данного федерального округа. Исследовательскую, информационно-консультационную и образовательную деятельность полезно сосредоточить в учреждении дополнительного профессионального образования (ИПКРО, ИУУ, ИРО, др.). Социально-организационную роль и функции по развертыванию федеральной сети как общественного движения, как широкой гражданской инициативы по поддержке развития государственно-общественного характера управления в образовании целесообразнее вынести в негосударственную, некоммерческую организацию или общественное объединение. Сюда можно включить неформальное обучение, просвещение, консультирование необразовательной общественности – членов управляющих советов. Общеобразовательные учреждения, занимающие лидерские позиции в развитии государственно-общественного характера управления, целесообразно включить в такой «холдинговый» МРЦ в качестве, прежде всего, стажерских площадок, пунктов консультирования, а также в качестве экспериментальных и проектно-разработческих площадок МРЦ данного федерального округа. В поддержку и в обеспечение такой деятельности образовательных учреждений в совместную деятельность полезно включить, например, на основе соглашения или договора, муниципальные органы управления образованием.

В деятельности такого «холдингового» МРЦ неоценимую роль могут играть создаваемые в некоторых регионах организации (учреждения) региональной системы оценки качества образования.

Юридически оформить такой «холдинговый» МРЦ с потенциалом его развития и включения в него новых организаций и учреждений возможно в виде юридического лица (ассоциации или союза входящих в него организаций и учреждений) или без образования юридического лица в виде договора о совместной деятельности (договора простого товарищества) в его некоммерческой разновидности (Глава 55 Гражданского кодекса РФ).
Создание МРЦ, обеспечивающего организацию деятельности федеральной сети участников государственно-общественного управления в образовании, по инициативе региона, возлагающего на себя позиции лидера и организатора сети в своем федеральном округе для группы регионов, представляет собой на данном этапе проектную задачу, которая не имеет однозначных организационных решений. Многое определят местные условия и возможности как того региона, который возлагает на себя функции МРЦ, так и регионов, для помощи которым данный МРЦ создается.

ИРГОУ готов оказывать консультационную, информационную, экспертную поддержку всем заинтересованным субъектам РФ на стадии проектирования/создания/организации деятельности МРЦ.