Ф. И. Тютчев. Стихи - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Ф. И. Тютчев. Стихи - страница №1/1

Тема: Ф.И. Тютчев. Стихи

Цели: расширить знания детей о творчестве Ф.И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление; воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: портрет Ф.Тютчева

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Владислава Бахревского медленно, а затем как скороговорку.

У чибиса — чудеса:

Чьи леса? Чья лиса?

Чьи вы сами?

Чьи вы сами?

С лисами,

С весной,

С лесами?

С чибисами?

С чудесами? (После самостоятельной подготовки учащиеся читают ин­дивидуально, по желанию. Определяется, кто быстрее всех смог проговорить.)

III. Введение в тему

1. Первичное понимание стихотворения.



  • Ребята, мы сейчас читали стихотворение Владислава Бах­ревского. Как вы поняли, о чем оно?

  • Где мы можем встретить чудеса?

2. Первичное ознакомление с разделом «Поэтическая тет­радь».

— Сегодня мы открываем новый раздел — «Поэтическая тет­радь». Перед нами стихи замечательного поэта Федора


Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем?

3. Слово учителя о поэте.

Тютчев Федор Иванович родился 5 декабря 1803 г. в усадь­бе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первона­чальное образование получил дома, учителем русского языка был поэт и переводчик СЕ. Галич.

В 12 лет Тютчев уже свободно переводил оды Горация, вли­яние которого можно видеть в ранних стихотворениях. В 1818 г. он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1819 г. поступил в Московский университет, который окончил за два года.

В 1822 г. был зачислен на службу в Государственную колле­гию иностранных дел и назначен в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. За границей Тютчев провел более 20 лет. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного коми­тета и оставался на ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе.

IV. Работа над стихотворением «Еще земли печален вид...»


  1. Самостоятельное чтение стихотворения.

  2. Чтение стихотворения вслух.

  3. Беседа после чтения.




  • Объясните выражения «а воздух уж весною дышит», «сквозь редеющий сон».

  • Подберите синоним к слову «невольно». (Нечаянно, не­произвольно.)

  • Подберите антоним к слову «печален». (Весел.)

  • Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они от­носятся. Объясните их значение. (Мертвый стебель, ре­деющий сон, печальный вид.)

  • Как Тютчеву удается показать раннюю весну?

  • Какие выразительные средства выбраны автором для изоб­ражения унылой картины природы?

  • А как поэт создает образ пробуждающейся природы? Что необычного в ее изображении?

  • Каково настроение автора, какие чувства он испытывает?

  • Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

4. Выразительное чтение стихотворения.

V. Физкультминутка

VI. Работа над стихотворением «Как неожиданно и ярко...»

  1. Самостоятельное чтение стихотворения.

  2. Беседа после чтения.

— Объясните значение слов:

ВОЗДВИНУТЬСЯ — соорудиться, построиться. ИЗНЕМОЧЬ — потерять силы, ослабеть. НЕГА — блаженство.



  • Подберите синонимы к словам: влажный (сырой); мгно­вение (миг, момент).

  • Подберите антоним к слову побледнел. (Покраснел.)

  • Какие еще слова и выражения были непонятны?

3. Творческие задания.

  • Как Тютчев описывает радугу? Как ему удается показать красоту и мгновенность радужного видения?

  • О чем просит читателя автор? Почему?

  • Как вы думаете, зачем в стихотворении дважды повторя­ется слово «лови»?

  • Каким настроением проникнуто произведение? Объяс­ните, почему в стихотворении три восклицательных пред­ложения?

  • Придумайте название стихотворению.

  • Подготовьтесь к выразительному чтению.

4. Выразительное чтение стихотворения.

VII. Итог урока

— Какова главная мысль стихотворений?



Домашнее задание: выучить любое стихотворение Ф.И. Тютчева.