Этап урока Деятельность учителя - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Этап урока Деятельность учителя - страница №1/1

Магниты, проектор, сундучок знаний, репродукции картины по числу групп и демонстрационная репродукция, этимологический словарь русского языка, толковый словарь русского языка.

Ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовительный

(на перемене)



- Прочитайте слова на табличках. Разделитесь на 7 групп в соответствии со своими интересами.

Таблички: история, герои, сказания, оружие, защита, кони, лица.

Самостоятельно выбирают группу в соответствии с инте-ресами и количеством посадочных мест.

Организационный

Проверяй скорей, дружок:

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?



Настраиваются на урок

а. Актуализация знаний

Предлагает развивающие логическое мышление учебные задачи (ИКТ), размещает на доске листы самоконтроля:

  1. Прочитайте, соедините линией слова, близкие по смыслу: сказка – выдумка, быль – подлинная история, былина – песня-сказание, рассказ – реальная история украшенная фантазией автора. (Ответ – на доску)

  2. Что общего в предложенных словосочетаниях? Илья Муромец, Добрыня Никитич, Владимир Красно Солнышко, Алёша Попович (исторические персонажи, состоят из имён собственных, общая орфограмма – заглавная буква)

  3. Исключите лишнее словосочетание. (Владимир Красно Солнышко) (Ответ – на доску)

  4. Как назвать одним словом, оставшихся героев? (Богатыри)

Выполняют задания на карточках.

Ученику, первым правильно выполнившему каждое задание, даётся ключик (всего их 4)



б. Мо­тивация

  • Сегодня на уроке мы отправимся в Киевскую Русь! (Напев гусляров). Вы погрузитесь в историю родной страны, почувствуете богатырский дух.

  • Первый подвиг уже совершили те ребята, что первыми правильно выполнили задания в начале урока и получили ключи от заветного сундучка знаний. Теперь проверим, кто из них самый удачливый? У кого оказался ключ, отмыкающий замок?

Получают установку на урок

Открывают сундук.

Достают репродукции картины В. А. Васнецова «Богатыри». Раздают их по группам.



в. Целеполагание

- Опираясь на добытые знания, сформулируйте тему урока.
Сегодня на уроке нужно подготовиться к сочинению по картине В.М. Васнецова «Богатыри», писать которое вы будете на следующем уроке.

Формулируют тему или задачи урока. Варианты:

  • Будем читать и изучать былины.

  • Рассмотрим и будем описывать картину В. Васнецова «Богатыри».

  • Узнаем новое о жизни богатырей.

3. Изучение нового материала







а. Рассказ об авторе

презентация о В.А.Васнецове и картине.

  • Автор этой картины, Виктор Михайлович Васнецов, - наш земляк.

  • Он родился в с. Лопьял Зуевского района. Когда Виктору было два года, семья переехала в с. Рябово этого же района.

  • Много замечательных картин написал художник, но венцом его творчества являются былинные богатыри. Писал он её долгие 17 лет (правда, с перерывом на роспись Владимирского собора в Киеве). Сейчас эта огромная картина почти 3 м в высоту и 4,5 м в длину хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Задумал Виктор Михайлович «Богатырей» ещё в студенческие годы в Петербурге, когда увлёкся былинами, протяжными и неторопливыми, как дорога в степи. Представлялось юноше, как ковыль шумит под ветром, соколы парят в синем небе, раздаётся глухой конский топот…

Знакомятся с новым материалом



б. Работа с картиной в группах

минут12


Сейчас в группах вам надо будет рассмотреть картину, выполнить задания, размещённые под названиями групп, проверить друг друга, а затем отчитаться перед классом о проведённой работе. Время на самостоятельную работу 5 минут.

Самостоятельная работа в группах

Физкультминутка

Как узнать богатыря
Без кольчуги, без копья?
Богатырь всегда готов
Защитить нас от врагов!

Что надо делать, чтобы обладать такой же могучей силой, как русские богатыри?

Богатырь, он вот каков:



показывают «силача»
И силен он, и здоров,
Он из лука стрелял,

имитируют движения
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал.
Подрастём и мы, смотри,
Станем, как богатыри!

Делать зарядку каждый день, закаляться.


Разминаются.

4. Отчёт о работе в группах

Каждая группа изучала свою часть картины. Слушайте внимательно ваши выступления, составляйте полное представление о невыдуманных былинных героях, помните, на следующем уроке вам надо будет использовать эти знания в сочинении

В картине продуманно и не случайно всё. От возраста и старшинства богатырей до масти лошадей. Но больше всего удивляет, до какой степени Васнецов проработал вооружение былинных защитников Руси.



Отчитываются о работе в группах:



  1. История слова,

Выступающие из следующих групп объединяются по богатырям:

  1. Песни-сказания,

  2. Былинные герои.

Выступающие из следующих групп объединяются по богатырям:



  1. лица,

  2. доспехи,

  3. оружие,

  4. кони.

5. Осмысление учебного материала

Надеюсь, много нового вы узнали об истории нашей страны на этом уроке, но, может быть, у вас появились свои вопросы? Задавайте их.

Формулируют свои вопросы

6. Итог урока

  • Какое впечатление возникает у вас, когда смотрите на эту картину?




Подведение эмоционального итога урока.

7. Информация о домашнем задании

  • Сундучок знаний приготовил вам новую неожиданность. Прошу подойти к нему по одному человеку от группы.

  • Каждому из вас пришло письмо из старины. Открывайте его. Догадались, что там?

  • Домашнее задание: первое задание обязательное для выполнения. Второе и третье можете выполнить по желанию.

Участник группы достаёт из сундучка запечатанные самоклеящейся бумагой свитки, раздаёт их.


8. Рефлексия

  • Давайте ещё раз взглянем на картину, по которой вам нужно будет писать сочинение. Посмотрите внимательно. Там есть ещё один герой: …природа. Величественная, она усиливает настроение торжественности и боевой тревоги. Холмы повторяют силуэты богатырских фигур. Жёлтый ковыль, развевается на ветру, как конские гривы. Гармония красок радует взгляд, вселяет веру в человека.

  • Природа поможет нам подвести итог урока. Если вам понравился урок, и вы прониклись богатырским духом, уходя, положите в наш сундучок знаний жёлтый листочек. Если на уроке было скучно, и вы ничего нового для себя не узнали – то чёрный.

Осуществляют рефлексию.

Источники информации:

  1. Кудрявцева Л.С. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы. – М.: Дет. лит., 1991. – с.60-69;

  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1998 г.- стр.285

  3. http://stranamasterov.ru/find/nodes/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F – Страна мастеров. День богатыря.

  4. http://festival.1september.ru/articles/529829/ - Полухина Е.А. Развитие речи учащихся при написании сочинения по картине.

  5. http://swordmaster.org/2010/05/10/a-f-medvedev-k-istorii-plastinchatogo-dospexa-na.html#3 – А.Ф.Медведев «История пластинчатого доспеха на Руси».

  6. http://www.blogbuster.ru/2009/11/27/tri-bogatyrya/ - Три богатыря.


Задания для работы в группах:

Примечание: былины адаптированы к самостоятельной работе учащихся.
История слова
Прочитайте текст. Выполните задания. 

Слово БОГАТЫРЬ заимствовано из монгольского и близких к нему языков, где является в различных формах: багатур, батур, батыр, батор. Но есть и противники этого мнения, которые считают, что слово заимствовано с санскритского bhagadhara, обладающий счастьем, удачный. Другие прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый».

Значит в домонгольский период на Руси богатырей называли поляник, а женщин - поляница. О подобных силачах говорили: резвец, удалец, хоробор, хоробер (сравните с современным словом храбрец). Потом своё слово заменилось чужестранным под влиянием психологических факторов: в глазах народа русские войны, нося одно название с татаро-монгольскими, не уступали этим последним, равнялись им.

Еще в давние времена русских богатырей называли витязями. Слово витязь славянского происхождения, в чешском языке есть слово (vitez) – витез - победитель.



Задания:

  1. Расскажите классу, из какого языка слово БОГАТЫРЬ пришло в русский язык? Какие значения оно имеет?

  2. К данному слову подберите из текста слова-синонимы: оформите их как памятку для всего класса (большими печатными буквами).



Герои картины
Прочитайте текст. Выполните задание. 

Добрыня Никитич - из знатного боярского рода. Он состоял на службе у князя Владимира, был воеводой княжеской дружины. Добрыня Никитич был очень храбр и отважен, но он умел хранить тайны, был дипломатом, часто выполнял деликатные поручения князя Владимира. Он смел и силен, готов в любую минуту ринуться на врага. На первом месте, всегда сдерживая Добрыню, стоит Илья Муромец.
Илья Муромец - самый известный, самый загадочный герой из древнего города Мурома. В детстве у Ильи не двигались ноги, он не мог ходить. Исцелили его старики – странники.

Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Этот герой - символ физической и душевной силы.


“…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей…”

…Из богатырей Илья Муромец ушел в монахи. А погиб, защищая Киев от набега. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре. У изголовья перед его гробницей гласит надпись – “Илья из города Мурома”.

К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви до сих пор идут и идут верующие.
Алёша Попович как младший по возрасту входит третьим по значению в богатырскую троицу. Алёша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия. Его отличает не сила: он удал, напорист, сметлив, ему свойственны находчивость, хитроумие. Алёша умел играть на гуслях.

На одной руке наготове держит лук со стрелами, а другой, опущенной - плетку, чтобы мигом подстегнуть коня. А за спиной Алеши видны гусли, прихватил их молодец даже на богатырский выезд. Да и по всему видно, что Алеша Попович и поэт, и гусляр. Есть в его живом взгляде, в выразительном смуглом лице что-то тонкое, поэтическое и задорное. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин).


Задание:

Распределите в группе роли. Коротко расскажите классу о жизни каждого богатыря: 1 ученик – об Илье Муромце,

2 ученик – о Добрыне Никитиче,

3 ученик – об Алёше Поповиче,

4 ученик – помощник-подсказчик.

Песни-сказания
Прочитай отрывок из былины. Представь, что тебе надо выступить на конкурсе чтецов. Постарайся прочитать свой отрывок так, чтобы занять 1 место. Помни: былины надо читать протяжно, как бы распевая.
Справа – Добрыня Никитич.
А жил во Рязани тут богатый гость,
А гостя-то звали Никитою.
Живучи-то, Никита состарился,
Состарился, преставился…
Осталась его старая жена
Амелфа Тимофеевна,
Осталось чадо милое,
Молодец - Добрынюшка Никитич.
А и будет Добрыня семи годов,
Присадила его матушка грамоте учиться,
А грамота Никите в наук пошла;
Было Добрынюшке двенадцать лет,
Изволил Добрыня погулять, молодец,
Со своею дружиною хороброю…


  • Подумай, что поможет или помешает тебе занять в конкурсе чтецов 1 место?

  • Перед выступлением, помести карточку с именем твоего героя над его изображением на картине.


Песни-сказания

Прочитай отрывок из былины. Представь, что тебе надо выступить на конкурсе чтецов. Постарайся прочитать свой отрывок так, чтобы занять 1 место. Помни: былины надо читать протяжно, как бы распевая.

Центральная фигура - Илья Муромец.

Под славным городом Киевом


На тех степях на днепровских
Стояла застава богатырская,
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович…
А и конь под Ильей, словно лютый зверь,
А и сам на коне, как ясный сокол!

Кабы жили на заставе богатыри,


Недалеко от города - за двенадцать вёрст,
Жили они да тут пятнадцать лет.
Тридцать-то их было да со богатырем.
Атаманом-то - стар казак Илья Муромец."

(былина «Застава богатырская»)




  • Подумай, что поможет или помешает тебе занять в конкурсе чтецов 1 место?

  • Перед выступлением, помести карточку с именем твоего героя над его изображением на картине.


Песни-сказания

Прочитай отрывок из былины. Представь, что тебе надо выступить на конкурсе чтецов. Постарайся прочитать свой отрывок так, чтобы занять 1 место. Помни: былины надо читать протяжно, как бы распевая.

Слева – Алёша Попович.

А и был там Алеша Попович лад,


Что из красна города из Ростова.

А Алёшенька он наровчат был,

Он наровчат, да удачлив ведь,

А и в те поры он догадлив был:

Свой тугой лук разрывчатый отстёгивал

От правого от стремечка булатного,

Накладывал-то стрелочку калёную,

А натягивал тетивочку шелковеньку.




  • Подумай, что поможет или помешает тебе занять в конкурсе чтецов 1 место?

  • Перед выступлением, помести карточку с именем твоего героя над его изображением на картине.


Богатырское оружие

Прочитайте текст. Выполните задания.

«И садился тут Илья да на доброго коня,


Брал с собою доспехи богатырские:
Во-первых, брал палицу булатную,
А еще брал саблю вострую,
А еще брал лук со стрелами,
И поехал он из города из Киева».

  • Булат - старинная, очень твердая сталь, секрет изготовления которой теперь утерян.

  • Доспехи - воинское снаряжение

  • Палица - боевая булава, дубина с тяжелым корневищем или окованным набалдашником

Щиты делали из железа, меди, кости, дерева: на лицевой стороне было выпуклое украшение посередине, а кругом - кайма. С внутренней стороны приделывались подушка и кольца или шнуровка для надевания на руку.

Лук и стрелы были на вооружении у каждого богатыря. Стрелы носили в колчане на правой стороне, пристегнутыми к поясу, а с левой стороны - лук в специальном чехле.

У богатыря были и другие доспехи – копьё, кистень, палица, топор, но  главным оружием его считался меч. Иногда он заменял и палицу, и топор. К мечу относились трепетно и с почтением. На мечах в те времена давали клятвы, он был дорогим оружием и поэтому передавался по наследству от отца к сыну.
Задания:


  1. Рассмотрите оружие богатырей. С помощью текста и картины расскажите всему классу о вооружении каждого богатыря. Распределите роли:

1 ученик – об Илье Муромце (в центре),

2 ученик – о Добрыне Никитиче (справа),

3 ученик – об Алёше Поповиче (слева),

4 ученик – помощник-подсказчик.

  1. Во время выступления, размещай карточки с названием оружия под изображением твоего героя на картине.


Богатырские доспехи

Прочитайте текст. Выполните задания.

Одежда богатырей была своеобразной, приспособленной для сражений. Например, кольчуга, или металлическая рубашка, которая защищала от ударов копья, меча и стрел. «Кольчуга - это старинный русских доспех в виде рубашки из металлических колец».

На голову  для защиты от ударов меча, богатырь одевал шлем, и он тоже был металлическим, украшенный орнаментом. Шлемы могли рассказать многое о владельце. Например, шлем-колпак Добрыни Никитича указывает на принадлежность богатыря к знатному роду. Подобные шлемы часто делались для конкретного заказчика и украшались чеканками с изображениями святых-покровителей. Илья Муромец —из простой крестьянской семьи. На Илье - классический русский шлем-шишак.

От шлема на плечи часто опускалась защитная сетка, сделанная из металлических колец.

Кроме кольчуги, богатыри надевали нагрудники с нашитыми на них четырехугольными дощечками или пластинами из железа или меди. Он назывался колонтарь.

Пластинчатая броня также имела широкое распространение на Руси. Пластинки нашивались на кожаную или матерчатую основу защитной одежды. При соединении они закреплялись на кожаной или матерчатой основе так, что заходили друг на друга, и в результате пластинчатый доспех имел почти по всей поверхности вдвое большую толщину брони. При этом благодаря выгнутости пластинок они при ударе в них копья, кинжала или бронебойного наконечника стрелы лучше отражали или смягчали удар.

Задания:


  1. Распределите роли, с помощью текста и картины расскажите всему классу, как одет каждый богатырь:

1 ученик – об Илье Муромце (в центре),

2 ученик – о Добрыне Никитиче (справа),

3 ученик – об Алёше Поповиче (слева).

  1. Во время выступления, размещай карточки с названием доспехов под изображением твоего героя на картине.


Богатырские кони

Прочитайте справочный материал о мастях (окраске) лошадей. Вставьте нужные слова в текст. Выполните задания:

  • Вороная масть - черная окраска всего туловища, головы, конечностей, гривы и хвоста.

  • Гнедая масть - туловище, голова и верхняя часть конечностей коричневые, различных оттенков.

  • Белорожденная — белоснежная шерсть, розовая кожа, темные глаза. В отличие от светло-серых, имеет белую шерсть сразу при рождении. Чрезвычайно редка.

**********************************

Кони уж давно заждались
и копытом гневно бьют:
Что Вы там засовещались
горны уж давно поют!

Задрожит земля под нами,


враг в испуге побежит,
Родина свободной станет
и счастливой будет жизнь!

(А. Одокий)



С большой любовью выписал на картине В.М. Васнецов богатырских коней. Кони под стать богатырям. ___________________ конь Алёши лёгок, молод, будто повторяет характер хозяина.

__________________ конь Ильи, Бурушка, тяжёл и могуч. Стоит, будто в землю врос. Изгибает круто шею, косит огненным глазом.

У Добрыни - конь «белеюшко», __________________________, ноздри трепещут, грива развивается. Первым врага почуял, весь напрягся, задрожал. В былинах о нём рассказывается:

А и был на заставе Добрыня Никитич млад,


И пошел его добрый конь богатырский
С горы на гору перескакивать,
С холма на холм перешагивать.

Любят богатыри своих коней, холят их и лелеют:

… Кладут на них седла черкасские,
Подтягивают подпруги шёлку белово,
У всех пряжки булатные,
Красного булату перепускнаго.

(былина «Богатырское слово»)




  • Подпруги – кожаные ремни, удерживающие седло.

  • Булатные – сделаны из булата - старинной, очень твердой стали, секрет изготовления которой теперь утерян.


Задания:

Распределите роли. С помощью текста и картины расскажите всему классу о богатырских конях:

1 ученик – о коне Ильи Муромца (в центре),

2 ученик – о коне Добрыни Никитича (справа),

3 ученик – о коне Алёши Поповича (слева).
Лица богатырей
Прочитайте.

Мужественное, светлые волосы, спокойное, седые волосы, суровое, густобровый, над губой чернеют усики, красивое, глаза лукавые, смотрит искоса, решительное, смотрит вдаль, сосредоточенный взгляд.




  1. Рассмотрите Алешу Поповича (слева). Подчеркни слова, которыми можно описать его лицо.

  2. Сравни и обсуди свой выбор с соседями по группе, чтобы избежать повтора одних и тех же слов.

  3. Устно составь небольшой рассказ о богатыре. Подготовься рассказать его классу.



Лица богатырей
Прочитайте.

Мужественное, светлые волосы, спокойное, седые волосы, суровое, густобровый, над губой чернеют усики, красивое, глаза лукавые, смотрит искоса, решительное, смотрит вдаль, сосредоточенный взгляд.




  1. Рассмотрите Добрыню Никитича (справа). Подчеркни слова, которыми можно описать его лицо.

  2. Сравни и обсуди свой выбор с соседями по группе, чтобы избежать повтора одних и тех же слов.

  3. Устно составь небольшой рассказ о богатыре. Подготовься рассказать его классу.



Лица богатырей
Прочитайте.

Мужественное, светлые волосы, спокойное, седые волосы, суровое, густобровый, над губой чернеют усики, красивое, глаза лукавые, смотрит искоса, решительное, смотрит вдаль, сосредоточенный взгляд.




  1. Рассмотрите Илью Муромца (в центре). Подчеркни слова, которыми можно описать его лицо.

  2. Сравни и обсуди свой выбор с соседями по группе, чтобы избежать повтора одних и тех же слов.

  3. Устно составь небольшой рассказ о богатыре. Подготовься рассказать его классу.



богатырь,

____________
________________________________________________

ПАЛИЦА
ЩИТ


ЩИТ
ЩИТ

ЛУК СО СТРЕЛАМИ


ЛУК СО СТРЕЛАМИ
МЕЧ

МЕЧ
КОПЬЁ


КОЛЬЧУГА
КОЛЬЧУГА
ШЛЕМ-ШИШАК
ШЛЕМ-КОЛПАК
ШЛЕМ-КОЛПАК
КОЛОНТАРЬ
ПЛАСТИНЧАТАЯ БРОНЯ

ГНЕДОЙ


КОНЬ
ВОРОНОЙ

КОНЬ
белорождённый конь