Эстетика барокко в окружающей действительности - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Архитектура русского барокко 1 205.94kb.
Архитектура и скульптура барокко 1 364.69kb.
Эпоха барокко 1 43.38kb.
Музыкальная эстетика средневековья и Возрождения 6 906.51kb.
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству... 1 242.34kb.
Мировоззрение и его типы 1 80.97kb.
Рекомендации родителям по подготовке к школе детей с нарушением зрения 1 62.83kb.
Секция I. Теоретические и методологические вопросы изучения русского... 4 1074.03kb.
Выбрана не случайно. Здоровье школы складывается из здоровья учителей... 1 171.8kb.
Труд это процесс преобразования человеком предметов окружающей действительности... 1 70.69kb.
Задача: показать положительную роль химии в решении проблемы охраны... 1 96.25kb.
Конференции: античность и христианство в литературах россии и запада. 1 13.98kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Эстетика барокко в окружающей действительности - страница №1/1



Кировский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №192»
Секция культурологии

Фролова Вероника Сергеевна

11 класс

ул. Оловозаводская, 1/2, кв. 243



Эстетика барокко

в окружающей действительности

Руководитель

Мерзлякова Марина Леонидовна, учитель истории, МХК, музыки высшей квалификационной категории

Контактные телефоны 317-18-26, 317-30-06

Новосибирск

2010


Оглавление


Введение 3

Основная часть. Эстетика барокко в окружающей действительности 7

1. Предпосылки возникновения барокко 7

2. Черты барокко в архитектуре 9

2.1. Элементы барокко в архитектурных сооружениях Новосибирска 11

3. Воплощение эстетики барокко в декоре 16

3.1. Особенности барочного интерьера 16

3.2. Использование элементов барочного декора в XX-начале XXI века 18

4. Мода эпохи барокко и ее влияние на современную моду 19

5. Интерес к барокко в наши дни 21

Заключение 24

Список использованной литературы 25




Введение

«Искусство помогает человечеству

в его движении от прошлого к будущему».

В. Г. Короленко


Актуальность темы исследования. Мы живем в XXI веке – времени гипердинамичном и ищущем стабильность и упорядоченность. Порой человек, увлекшись созданием материального благополучия, забывает о духовности. Особенно это касается молодежи.

Где же найти жизненные ориентиры современному молодому человеку? В достижениях художественной культуры, ведь, по словам художника Б. М. Неменского, искусство «…дает человеку целостный опыт жизни, опыт концентрированный и оттрактованный…»1 Через переживание и сопереживание с художественным образом в созданном произведении человек соприкасается с жизненным опытом автора, его взглядом на мир, на человека, его миропонимание. Так происходит становление своего образа, формируется неравнодушное, эстетическое отношение к миру.

Мы знаем, что художественная культура в своем развитии прошла через ряд этапов, каждый из которых по-своему интересен и уникален. Любая культурная эпоха представляет собой переплетение различных духовных процессов, по-своему отражающих действительность. Найти себя, свое место в мире, на мой взгляд, сможет помочь обращение к достижениям культуры эпохи барокко.

Изучая эту эпоху на уроках МХК, меня особенно поразили ее драматизм, динамичность, целостность и единство. Я почувствовала в этом родство по духу со временем, в котором живу. Именно динамизм, стремление к красочности, по-моему, помогли бы обустроить действительность, окружающую современного человека, найти в прошлом ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных ситуациях.

Также интерес к эпохе барокко был вызван моей недавней поездкой в Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира. Там я встретилась с выдающимися памятниками русского барокко – Зимним и Екатерининским дворцами, интерьер которых оставил у меня чувства наслаждения и восхищения работой знаменитых мастеров.

Исследование основных черт барокко, их проявление в различных видах искусства, влияние на художественную культуру России, а также моего родного города Новосибирска считаю важным. Кроме этого актуальным считаю рассмотрение влияния барокко на современную действительность.



Степень изученности проблемы. Моя работа находится в рамках комплексной программы «Здоровье», действующей в МБОУ СОШ №192.

В своей работе я опиралась на положения Б. М. Неменского и Л. П. Масловой об искусстве как «универсальном языке общения, понятном каждому, где заложен культурный опыт человечества»1.

В теоретической части работы при характеристике черт барокко использовались положения работ П. П. Гнедича, Н. А. Дмитриевой2. Характеризуя архитектуру Новосибирска, я пользовалась материалами каталога «Памятники истории, архитектуры и монументального искусства г. Новосибирска» и работы С. Н. Баландина3.

В связи с недостаточной изученностью взаимопроникновения барокко и современной действительности я использовала материалы новосибирской рекламы, а также ресурсы сети Интернет при подготовке наглядного материала.



Цель данного исследования заключается в выявлении черт эстетики барокко в окружающей действительности как прошлого, так и настоящего времени.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:



  • определить особенности эстетики барокко;

  • рассмотреть проявление барокко в разных областях европейской и российской культуры;

  • выявить влияние барокко на культуру города Новосибирска;

  • определить роль образов барокко в развитии современной культуры.

Объектом исследования является повседневная действительность, окружающая человека: архитектура, декор, мода.

Предмет исследования: черты барокко и их проявление в повседневной действительности.

Методы исследования: метод искусствоведческого анализа, обобщения и сравнения, метод погружения в эпоху, социологический метод – анкетирование.

База исследования: исследование проведено на базе школы №192 Кировского района города Новосибирска.

Новизна работы заключается в том, что обобщены черты барокко в архитектурных сооружениях города Новосибирска, а также удалось адекватно отобразить конкретную ситуацию в среде старшеклассников по сформированности их художественно-эстетических вкусов для рекомендаций по работе в рамках комплексной школьной программы.

Практическая значимость работы определяется тем, что полученную информацию можно использовать в качестве методического материала при подготовке уроков МХК, истории, литературы, ИЗО, музыки, написания элективных курсов, классными руководителями и организаторами внеурочной деятельности учащихся для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.

Структура работы определена целью и задачами предпринятого исследования, отражает его ключевые этапы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Основная часть. Эстетика барокко в окружающей действительности

1. Предпосылки возникновения барокко

Любое культурное явление – это результат мыслей и переживаний Художника, выразившего свое отношение к тем историческим событиям, которым он был современником. Эпоха, в которую живет Художник, обязательно найдет свое воплощение в тех или иных произведениях. В каких же исторических условиях возникла эстетика барокко?

Формирование европейской культуры XVII века было связано со стремительно меняющейся «картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения.

Кругосветное плавание Фернана Магеллана и Христофора Колумба, новейшие открытия в астрономии Николая Коперника, Галилео Галилея и Джордано Бруно, изобретение телескопа и микроскопа раздвинули горизонты, показали относительность пространства, разрушили образ ренессансного замкнутого мироздания, центром которого являлся человек. Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, с печалью констатировал:

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звезд, и в области планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, все в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Все стало относительным для нас.



(Перевод О. Румера)

Относительность, изменчивость, непостижимость пространства и времени приводили к трагическому ощущению жизни как непрерывного движения, цель которого человеку неведома. Французский мыслитель Блез Паскаль сравнивал человека всего лишь с «мыслящим тростником, колеблющимся на грани бесконечности и небытия», тем, кто «улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца»1. Место ренессансной Гармонии заняло Противоречие.

Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет

Считает новый день и завтра в бездну канет.

Зеленая листва поблекнет и увянет,

И острие меча на нежный шелк падет.



(Грифиус, «Подобье нашей жизни»)

Человек в искусстве барокко – сложная личность, переживающая драматические конфликты. При этом выражение искреннего чувства заменялось условностью и манерностью. Это нашло воплощение в произведениях искусства, многие из которых дошли до наших дней.

Прародительницей искусства барокко считается Италия, где стиль возник в конце XVI-начале XVII века. Впоследствии он распространился по всей Европе, в том числе и в России.

Применительно к искусству термин «барокко» впервые был использован в XVIII веке, когда возникла необходимость критики вычурного стиля архитектурных сооружений XVII столетия. Изначально же термин имел другие значения. Например, словом «barocco» португальские моряки обозначали бракованные жемчужины неправильной формы. Позднее термин вошел в разговорный итальянский язык, где стал синонимом всего грубого, фальшивого и неуклюжего.

В 50-е годы XIX века начинается рассмотрение барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства Позднего Возрождения.

В конце XIX века искусствоведы признали за барокко право на существование как особого художественного явления.

В 20-е годы XX века пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы.
2. Черты барокко в архитектуре

Яркий эмоциональный контакт со зрителем достигался в искусстве барочной архитектуры.

…Но перед красотой и зданья, и фасада

Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.

…В орнаменте витом увидишь тут и там

Победоносный шлем и вазы фимиам,

Колонны, капитель, пилястры и аркады

Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды…



Ж. де Сюдери (перевод Е. Тараховской)

Так описал свои впечатления от встречи с архитектурой барокко французский поэт XVII века Жорж де Сюдери.

В наши дни архитектура барокко тоже не может оставить кого-либо равнодушным. Чем же она «цепляет» нас? Наверное, прежде всего, буйством изогнутых, пересекающихся, переливающихся каменных масс, потерявших свою «каменность» и как будто получивших свойства вязкого пластичного материала. Барокко передает стремление к подвижному, живописному, постоянно меняющемуся облику здания в зависимости от разных точек зрения. Для этого стены дробят выступами, нишами, колоннами, что зрительно усиливает скульптурность фасадов. В борьбе с неподвижностью отказываются от прямой линии и плоскости, обратившись к кривым линиям и эллиптическим поверхностям, «вбирающим в себя окружающее пространство». Активно применяются архитектурно-декоративные мотивы. Архитекторы стремятся воплотить единство здания с окружающей местностью.

Городом барокко по праву считается Рим – «Вечный город». Именно Италия является прародительницей данного стиля.

Хотя в XVII веке ряд стран в результате Реформации отпал от католической церкви, Ватикан оставался всемирным центром католицизма. Папское государство не щадило средств для показа своего могущества и роскоши. Подразумевалось, что католики могут созерцать великолепие и упиваться зрелищами в отличие от протестантов, обреченных на скудную и сухую простоту оголенных церквей. Постепенно церковь ослабила свое влияние, и стиль стал развиваться самостоятельно.

Большой вклад в развитие архитектуры барокко внесли Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680 гг.), Франческо Борромини (1599-1667 гг.) и многие другие архитекторы, оставившие нам великолепные сооружения, которыми мы восхищаемся и сегодня.

Стилистические особенности барокко нашли свое воплощение и в архитектуре России. Появление данного стиля связано, прежде всего, с именем Петра Великого и получило название «петровское барокко». При Петре начался коренной перелом во всем: в образовании, в кораблестроении, в медицине, в строительстве. Начали застраивать новую и старую столицу, в чем принимали участие Доменико Трезини и другие архитекторы.

Постепенно происходило слияние европейских стилистических приемов с древнерусскими традициями. Фундаментальность и простота плановых решений сочетаются с живописностью фасадов, фантазией декоративных форм, характерными для искусства России. Русское барокко, сумевшее сохранить свою национальную окраску, относится к архитектуре середины XVIII века и связано с именем Ф. Б. Растрелли и его окружением.

Итальянец Франческо Бартоломео Растрелли (см. Приложение №1, рис. 1), или, как его называли на русский манер, Варфоломей Варфоломеевич, занимает особое место среди зодчих, создавших неповторимый облик Петербурга. Он прожил большую и, безусловно, интересную жизнь. Сорок восемь лет провел в России. Прибыв в Петербург юношей, учеником своего отца, архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли, Франческо Бартоломео достиг всех возможных для архитектора почестей, а умер отставленным от дел и в скромном достатке.

Ярким архитектурным сооружением русского барокко является Зимний дворец. В июле 1754 года Елизавета Петровна издала именной указ о начале строительства, при этом императрица рассчитывала на срок в два года. Сам же Растрелли с учетом всех факторов реально оценивал строительство в пять лет. Так оно в действительности и получилось. Осенью 1959 года здание дворца только подвели под крышу. Началась внешняя отделка.

25 декабря 1761 года Елизавета Петровна скончалась, так и не переехав в Зимний дворец. Новый император Петр III приказал по-военному быстро отделать дворец.

Ни один европейский дворец того времени не мог равняться с Зимним по внушительности и грандиозности. Дворец – вершина русского барокко середины XVIII века. Характерно высказывание Растрелли по поводу строительства Зимнего дворца: «Строение каменного Зимнего дворца строится для одной славы всероссийской».

Именно в Зимнем Растрелли довел до совершенства те композиционные приемы, которыми пользовался все предыдущие годы. Применение многочисленных колонн, мощных фронтонов, усложненных наличников – все способствовало созданию трехмерного пространства и насыщало фасад огромной динамической силой. Вместе с тем Зимний дворец геометрически четок в своем плане. За строительство дворца Петр III пожаловал Растрелли звание генерал-майора и орден Святой Анны.

Во время моей поездки в Санкт-Петербург я побывала на экскурсии в Зимнем дворце. Когда я издалека увидела здание дворца, почувствовала, что оно притягивает словно магнит. Яркая цветовая гамма его фасада, необычные формы, масштабность конструкции контрастировали с хмурой, тусклой, серой обыденностью городского пейзажа. Можно гордиться мастерством архитектора, строителей, создавших такое уникальное сооружение.

2.1. Элементы барокко в архитектурных сооружениях Новосибирска

Говоря об архитектуре моего родного города Новосибирска, я не могу не отметить, что барокко также затронуло и ее. Конечно, не следует забывать, что Новосибирск – по историческим меркам молодой город, ему чуть более ста лет. Эпоху барокко и время, когда появился Новосибирск, отделяют два столетия.

При застройке Новосибирска использовали элементы разных стилей. Такое смешение стилей называется эклектикой. Здесь можно вспомнить высказывание выдающегося архитектора Новосибирска Андрея Дмитриевича Крячкова: «Не приходится возражать, что немало в молодой архитектуре Новосибирска дискуссионного, неувязанного, несовершенного. В некоторых зданиях видны недостатки архитектурной культуры и провинциальная примитивность, но при всем этом на фоне пестрой архитектуры Новосибирска нельзя не видеть общего, органически присущего ей колорита свежести, бодрости, стремления к новому»1. Черты динамизма, живописности, свойственные эпохе барокко, нашли свое воплощение в образе молодого, бурно развивающегося «сибирского Чикаго».

Прежде всего, черты барокко проявляются в архитектурных сооружениях конца XIX-начала XX века, когда город только начинал застраиваться. Этих зданий сохранилось не так много, и расположены они, в основном, в центральной части города. Среди них – деревянные особняки на улицах Ленина, Октябрьской, Горького и некоторых других.

Одним из самых известных зданий является особняк, построенный в 1905 году купцом Иваном Тимофеевичем Суриковым, первым городским старостой Новониколаевска. Дом находится по адресу ул. Ленина, 11. Сначала в здании размещалось казначейство, а с 1913 года Суриков сдавал дом Попечительскому совету Первой женской гимназии Павлы Александровны Суриковой (см. Приложение №1, рис. 2).

Здание имеет три этажа. Стены первого этажа кирпичные, второго и третьего – бревенчатые, обшитые тесом. Крыша двускатная, крыта железом. Деревянный фасад дома богато украшен. В нем сочетаются элементы сибирского деревянного зодчества и стилевой деревянной архитектуры барокко. Карниз обильно украшен пропильной резьбой, легким сквозным орнаментальным кружевом. Окна имеют большие размеры и обрамлены наличниками. Больше всего украшена богатой резьбой надоконная часть – доска, прикрывающая осадочный шов между бревнами сруба и оконной коробкой. Надоконная часть имеет волнообразную силуэтную форму с волютой1 – элементом, часто использующимся в барочной архитектуре. Боковые части наличников обрамлены фигурными колонками. Как надоконная, так и подоконная часть наличника имеют рельефную накладную резьбу растительного орнамента, что также используется в барочной архитектуре.

Элементы барочного стиля можно найти в деревянном особняке, находящемся по адресу ул. Октябрьская, 15. Здание было построено в 1910 году Константином Петровичем Бузолиным (см. Приложение №1, рис. 3).

Композиция сооружения основана на контрасте симметрии главного фасада и ассиметричности планировки. Двухъярусный восьмигранный купол барочных очертаний лежит на барабане. Декор барабана копирует декор расположенного ниже карниза и фриза, выполненных в народных традициях. В декоре наличников окон прослеживаются мотивы барокко. Надоконная доска завершена разорванным лучковым карнизом, фланкированным трилистником. В центре располагается овальный медальон.

Элементы барочного стиля можно найти и в некоторых других деревянных зданиях, сохранившихся с начала XX века (см. Приложение №1, рис. 4, 5, 6). Для всех них характерно использование барочных элементов при украшении фасадов. Волюты, картуши2 на фоне наличников, кронштейны, розетки создают светотеневое богатство, пластическую законченность.

Резной убор зданий словно дышит органической жизнью, энергично заполняет фон по всей его площади, буйно и жизнерадостно развивается.

Каменное строительство Новосибирска испытало на себе влияние различных архитектурных направлений – от неоклассицизма до конструктивизма. В силу исторических особенностей зданий в чисто барочном стиле нет, но некоторые барочные элементы все же можно обнаружить.

Говоря о градостроительстве, нельзя не назвать имя архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова (1876-1950 гг.), под руководством которого в первой половине XX века было построено большое количество каменных зданий, являющихся гордостью жителей Новосибирска.

В 1932-1937 гг. на Красном Проспекте (дом 16) по проекту А. Д. Крячкова был возведен стоквартирный жилой дом облисполкома (см. Приложение №1, рис. 7).

В проектировании фасадов принимал участие архитектор В. С. Масленников, который дополнил сооружение декоративными элементами. Среди них – мощные карнизы, балконы с лепными кронштейнами, парапеты с балясинами. Барочные элементы дополняют значительные размеры здания и наличие сквера перед главным фасадом. Все это создает впечатление масштабности и «дворцового» характера сооружения.

Элементы барочного стиля можно найти в облике здания, расположенного по адресу ул. Красный Проспект, 62 (см. Приложение №1, рис. 8). Этот жилой дом СибВО был построен по проекту архитектора К. Е. Осипова в 1937-1941 гг.

Здание увенчано тяжелым карнизом и декорировано по главному фасаду сдвоенными филенчатыми пилястрами1, поддерживающими декоративные арки, балконы с лепными кронштейнами. Это придает «барочную» тяжеловесность и монументальность из-за большой величины пилястр, высокой рельефности рустов1 и схематичности в рисунке ордерных форм.

Одним из самых известных сооружений Новосибирска является Городской торговый корпус, в котором в настоящее время располагается Краеведческий музей (см. Приложение №1, рис. 9). Здание было построено по проекту А. Д. Крячкова в 1910-1912 гг.

Архитектуру Торгового корпуса можно отнести к архитектуре рационалистического модерна, в большой мере свободной от предвзятой стилизации под какой-либо «чистый» исторический стиль. Фасад здания богато декорирован, что придает ему черты барочности. Большие окна сочетаются с различными декоративными деталями, ритмически нарастающими к центру своими размерами и пластикой. Центр фасада акцентируется большой аркой – витражом главного зала здания. При перегруженности и некоторой тяжеловесности архитектурного декора здание создает впечатление непринужденности и живописности, исключая казенную монументальность и сухую холодность.

Таким образом, отдельные элементы, присущие барочному стилю, нашли свое воплощение в архитектуре Новосибирска.

Совсем недавно можно было заметить, какими порой одинаковыми выглядели жилые районы городов. Сегодня архитекторы стали больше уделять внимания внешнему облику домов. Это делает спальные районы современных городов более привлекательными, нарядными, уютными. И в этом, наверняка, мы тоже можем увидеть проявление барочного влияния на нашу жизнь.

Одной из особенностей архитектуры барокко является стремление сделать здание частью окружающего ландшафта. Это повлияло на создание ансамблей, включающих в себе не только само здание, но и фонтаны, сады и парки с цветниками, водоемами и скульптурой.

Важное слагаемое в новых городских ансамблях составили фонтаны, так как динамика водной стихии по своей сути отвечает духу барокко. Массивные водяные каскады, сильно и шумно падающие вниз и расходящиеся подобно тяжелому шлейфу, стали любимым элементом барочной эстетики.

Сооружение фонтанов является составной частью хозяйства современного города, в том числе и Новосибирска. В каждом городском районе есть свои фонтаны, расположенные в парках и скверах, являющихся «отдушиной» для современного горожанина. Черты стилистики барокко можно разглядеть на примерах некоторых новосибирских фонтанов.

Фонтан, расположенный рядом со зданием Торгового корпуса, отличается нарядностью (см. Приложение №1, рис. 10). Струи воды из центрального фонтана стекают по уступам в основной полукруг, обрамленный гранитными шарами.

В украшении фонтана у ДК им. Горького использованы декоративные элементы (см. Приложение №1, рис. 11). Вода стекает из изящной вазы, украшенной витиеватым растительным орнаментом и медальонами.

Новосибирские фонтаны являются частью открытого пространства и создают с окружающими зданиями единый праздничный ансамбль.


3. Воплощение эстетики барокко в декоре

3.1. Особенности барочного интерьера

Динамичная эстетика барокко нашла свое воплощение в области декора. Интересной представляется мебель, отличающаяся тяжеловесностью форм и прихотливым орнаментом. Образцом для всей Европы стала французская мебель. Впервые в истории применяются изогнутые поверхности, получаемые столярной обработкой заготовок из массива и гнутья (гнутье массива древесины – достижение эпохи барокко). Часто такие поверхности имеют двери шкафов, передние стенки ящиков, а порой и боковые стенки у комодов, шкафов, столов, бюро, секретеров. Нередко гнутся также передние и боковые части стульев, кресел, диванов, столов. Мебель приобретает настолько криволинейные очертания, что вместо резного декора стали использовать бронзовые накладки. К концу XVII века резьба потеряла массивность и обрела ажурность (см. Приложение №1, рис. 12).

Правильный орнамент с бордюрной симметрией, свойственный Ренессансу, уступает место свободному узору. Узоры делаются трехмерными, резными, или двухмерными – в технике инкрустации или наложения украшений. Для инкрустации используются такие материалы как желтая медь, слоновая кость, черное дерево, черепаха, драгоценные и полудрагоценные минералы, кусочки шпона разных пород дерева.

Одним из проявлений стиля барокко в декоративно-прикладном искусстве стало использование изделий из хрусталя. Люстры, зеркала, посуда сверкали как драгоценные камни, вызывая ощущение подвижности, изменчивости окружающей среды. К слову, название «люстра» в переводе с французского обозначает «блеск». Этот тип светильника был введен в употребление во второй половине XVII века и с тех пор стал самым эффектным из всех источников света.

Эффект декоративности достигался также использованием пышных драпировок внутри помещений. Стены затягивали дорогим глазетом – тканью с вплетенными в рисунок золотыми и серебряными нитями, брюссельскими шпалерами с бахромой и кистями. Их своеобразие заключалось в соединении изобразительных композиций с обилием фигур, декоративных драпировок и пышных бордюров из букетов, фруктов и птиц. Постепенно с усложнением изобразительных композиций усложнился и бордюр, дополнившийся архитектурными деталями: витыми колоннами, карнизами, гирляндами из плодов. На стенах место икон заняли портреты и пейзажи.

Русский барочный интерьер отличается необычайным богатством декора, с капризным изяществом рисунка, прихотливостью общей композиции и нарядностью решения (см. Приложение №1, рис. 13). Внутреннее убранство Зимнего дворца составляют декоративные рельефы с позолотой, переходящие иногда в горельеф. Потолочные ниши декорированы растительным орнаментом, попадается орнамент из волют. Женские фигуры фланкируют камины. Углы потолков украшены лепным орнаментом. Огромные хрустальные люстры придают нарядность и пышность. Все это подчеркивает особую праздничность и торжественность обстановки.

3.2. Использование элементов барочного декора в XX-начале XXI века

Нарядность и пышность барочного декора стала использоваться при оформлении интерьера и в последующие эпохи. Например, во внутреннем убранстве Новосибирского театра оперы и балета можно уловить барочные черты (см. Приложение №1, рис. 14).

Барочная живопись плафона, амфитеатром нисходящие ряды кресел, обитых красным бархатом, огромный портал сцены, уникальная люстра, сверкающая бесконечными огнями, темное дерево ограждений и драпировок – все это производит большое впечатление и создает праздничное, приподнятое настроение.

Наблюдая за дизайнерским оформлением современного помещения, я убедилась, что элементы барокко часто присутствуют во внутреннем интерьере как общественных помещений, так и жилых. Порой люди используют не только внутренний декор в стиле барокко, но и оформляют целые комнаты. Снова в моде дизайнерская игра, которая позволяет вплетать в современные интерьеры предметы, словно изготовленные для прошлого времени. Среди них – массивная резная мебель с волнообразными очертаниями, обитая дорогой тканью, пышные хрустальные люстры с подвесками, многочисленные зеркала, убранные в резные рамы, тяжелая драпировка с бахромой и кистями. Все это позволяет привнести в повседневность роскошь и аристократическую красоту, исключающие минимализм (см. Приложение №1, рис. 15).

Не все современные жилые помещения имеют просторные размеры. Если квартира не очень большая, часто можно обойтись стилизацией. Необходимые детали – это мягкие диван и кресла, обитые дорогой тканью. А журнальный столик с инкрустацией украсит комнату и создаст построение, соответствующее направлению. Есть какая-то магия в вещах, которые произведены в этом стиле, что-то заставляет восхищаться ими снова и снова.


4. Мода эпохи барокко и ее влияние на современную моду

Эпоха барокко положила начало развитию тенденций моды, которые прослеживаются и в наши дни. Одежда получилась очень живописной, она должна была подчеркнуть неповторимый облик человека. Костюмы, состоящие из множества частей, длинные шлейфы, тяжелый бархат и тяжелые украшения из благородных металлов, высокие прически и роскошные парики – все это отличительные черты барокко. Можно представить, как уставали дамы и кавалеры на балах эпохи барокко, когда им приходилось не просто ходить в такой одежде, но еще и танцевать в ней. Форме одежды стали соответствовать медленные, плавные манеры и жесты.

Законодательницей моды в Европе стала Франция, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. Этикет французских придворных стал кодексом поведения в обществе.

Идеалом мужчины был Людовик XIV, «Король-солнце». Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки. Башмаки шили «на одну ногу» (на прямую колодку). Они имели тупоносую форму, высокий каблук и толстую подошву. Носок украшали пряжка и большой кожаный язык. Позднее пряжки были вытеснены бантами. Также были популярны сапоги-ботфорты. Это – полевой вид обуви, их носило обычно военное сословие. Но в то время часты были войны, и в сапогах ходили повсюду, даже на балах (см. Приложение №1, рис. 16).

Мужской костюм состоял из кафтана, камзола и штанов, украшенных кружевами. Кафтан и камзол можно сопоставить с пиджаком и жилетом, в которые они превратятся через два столетия. Камзол надевали поверх рубашки, которую обшивали кружевами. Так появилось жабо. Кроме кружев на одежде было много бантов.

Идеал женской красоты – величественность, парадность, жеманство (см. Приложение №1, рис. 17). Женская фигура характеризуется «лебединой шеей», покатыми, откинутыми назад плечами, узкой талией, пышными бедрами. Женское платье было на подкладке из китового уса. Оно плавно расширялось к низу. Полный женский костюм состоял из двух юбок. Нижняя юбка была видна, а верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшали драпировки. Драпировки были также и по краю декольте. Непременным атрибутом были всевозможные платки, шарфы, накидки, манто – ими прикрывали открытые плечи.

Непременной деталью женского костюма стал веер, сменивший тяжелое опахало. Для светской дамы он был «орудием кокетства» – разные приемы складывания веера обозначали выражение определенных чувств.

К одежде нового покроя требовалась и новая прическа. Мужчины носили пышные парики с длинными локонами. Появилась привычка брить усы и бороду. Деталями туалета, свидетельствовавшими о достатке и порядочности, стали перчатки, часы, шпага, трость, табакерка.

Женщины носили сложные прически, частым элементом которых были локоны. Одна из наиболее модных причесок того времени называлась «а ля Фонтанж» в честь фаворитки Короля-солнца.

Яркие парчовые, бархатные, атласные ткани, обилие украшений в одежде требовали значительного применения косметики. В число модных аксессуаров входили украшенные пояса, флаконы с духами. Также стали использовать длинные курительные трубки, косметические коробочки, зонтики, пуговицы к костюмам, шейные платки.

Эпоха барокко положила начало занятиям, которые вошли в повседневную жизнь современного человека. Среди них – променад (прогулки в парке), «карусели» (прогулки на лошадях), посещение театра и балы-маскарады. Оформился столовый этикет. Именно в эпоху барокко появились вилки и салфетки. Можно добавить еще появление качелей и «огненных потех» (фейерверков).

Тенденции, которые заложила эпоха барокко, прослеживаются и в современной моде (см. Приложение №1, рис. 18). Так в своей новой коллекции 2009 года известный российский модельер Валентин Юдашкин использовал струящиеся формы, многослойные детали, юбки сложного кроя, блузы с воздушными бантами. А Кристиан Лакруа на Неделе высокой моды в Париже коллекцию сезона весны-лета 2009 года характеризовал как «капризную, ликующую и сбалансированную». Коллекцию отличают жизнерадостные цвета, драпировки, огромные серьги и многослойные украшения. Дорогие ткани, различные аксессуары, обувь на каблуке – все это характерно для наших дней. А широкое использование декоративной косметики и духов положило начало развитию целой индустрии в области парфюмерии и косметологии.

Несмотря на свой почтенный возраст, искусство барокко возвращается в наш мир, чтобы нести в него радость.
5. Интерес к барокко в наши дни

Интерес к барокко проявляют деятели современного искусства. В 2006 году состоялся фестиваль музыкально-театрального искусства, посвященный трехсотлетию Санкт-Петербурга, на котором звучали барочные музыкальные произведения. А швейцарские и норвежские музыканты проводили даже открытые мастер-классы, посвященные искусству барочного музицирования.

В 2007 году в Московском музее современного искусства состоялась выставка, на которой были представлены работы современных художников, работающих в стиле барокко. Организаторы выставки отметили большой интерес посетителей к барочному искусству.

В Новосибирске с 1981 года при филармонии существует ансамбль ранней музыки «Insula Magica» под руководством заслуженного артиста России Аркадия Бурханова (см. Приложение №1, рис. 19).

Музыкантами ансамбля собрана богатая коллекция точных копий старинных инструментов, исторических костюмов, уникального нотного материала. В репертуаре ансамбля различные образцы ранней музыки, в том числе и эпохи барокко. Лауреат международных конкурсов, ансамбль «Insula Magica» выступал на многих престижных фестивалях в России, Германии, Австрии, Японии и других странах. Каждое выступление артистов «Insula Magica» представляет собой музыкально-сценическую композицию, рассчитанную на самую широкую аудиторию.

Мною было проведено анкетирование учащихся школы 1991-1993 года рождения на выявление их знаний о данной эпохе и ее влиянии на окружающую жизнь (см. Приложение №2). Проанализировав ответы учащихся, я пришла к выводу, что большинство из них имеют некоторые представления об эпохе барокко. Небольшой процент учащихся углубленно интересуется этой эпохой. Часть учащихся затруднилась с ответом (см. Приложение №3).

Источники знаний об эпохе барокко разнообразны:


  • уроки МХК – 56%;

  • ресурсы сети Интернет – 21%;

  • книги – 10%;

  • посещение театров и музеев – 8% (см. Приложение №3).

Многие учащиеся интересуются архитектурой барокко (42%), но также предпочитают и другие виды искусства: моду (16%), живопись (21%), музыку (21%) (см. Приложение №4).

Тревожной тенденцией является то, что об эпохе барокко большая часть учащихся узнает из уроков МХК, проходящих один раз в неделю. Только каждый десятый читает книги по искусству, и лишь 8% посещают театры и музеи.

Необходимо исправлять такую ситуацию. Можно увеличить время на общение с искусством за счет элективных курсов и факультативных занятий, подготовить цикл лекций по искусству для учителей, учеников и их родителей. Также активнее посещать театры и музеи, концертные залы и выставки, а ресурсы сети Интернет использовать для подготовки внеклассных мероприятий в школе (см. Приложение №5).

Заключение


Таким образом, мы рассмотрели основные черты эстетики барокко, их проявление в разных областях жизни человека, как прошлой, так и современной: в архитектурных сооружениях, декоре, моде. Все это продолжает доставлять нам удовольствие. Цель, поставленная в исследовании, была достигнута.

Эпиграфом к своей работе я взяла слова известного русского писателя В. Г. Короленко: «Искусство помогает человечеству в его движении от прошлого к будущему». Барокко создало искусство, полное динамики, энергии, страстей. И, наверное, эта безграничность чувств так близка миру человеческой души в наше стремительное время.

Погрузившись в процессе работы в эпоху барокко, я стала глубже понимать ее и даже ощущать. Вглядываясь в предметы современного быта, я поняла, что барокко не умерло, оно рядом с нами. И мне захотелось представить себя в той эпохе. Сделать это мне помогли барочные костюм и интерьер (см. Приложение №1, рис. 20). Своими результатами я была довольна. Но, несмотря на пышность и красоту барокко, я хотела бы остаться в своем сложном и противоречивом, но интересном времени.

Соприкасаясь с выдающимися достижениями культуры, мы находим ответы на важные для нас вопросы и заглядываем в мир будущего, имя которому Вечность.



Список использованной литературы


  1. Баландин С. Н. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978.

  2. Гнедич П. П. История искусств. Западно-европейское барокко и классицизм. – М.: Эксмо, 2005.

  3. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2004. – с. 269-390.

  4. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 11 класса. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – с. 68-81.

  5. Маслова Л. П. Педагогика искусства: теория и практика. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 1997.

  6. Неменский Б. М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987.

  7. Очерки русской культуры XVIII века: часть 1 / Под ред. Б. И. Краснобаева – М.: Издательство Московского университета, 1985. – с. 343-368.

  8. Памятники истории, архитектуры и монументального искусства г. Новосибирска. Каталог: часть 1 / Под ред. Л. В. Тимяшевской – Новосибирск: Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия, 1998. – с. 18-56, 111.

  9. http://arx.novosibdom.ru/neufert/54

  10. http://czechstory.ru/cities/olomouts/dostoprimechatelnosti/fontani/

  11. http://meget.kiev.ua/interior/barokko/

  12. http://ru.wikipedia.org/wiki/Барокко

  13. http://www.arhitekto.ru/txt/6barokko02.shtml




1 Неменский Б. М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987. – с. 16.

1 Маслова Л. П. Педагогика искусства: теория и практика. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 1997. – с. 9.

2 Гнедич П. П. История искусств. Западно-европейское барокко и классицизм. – М.: Эксмо, 2005; Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.

3 Памятники истории, архитектуры и монументального искусства г. Новосибирска. Каталог: часть 1 / Под ред. Л. В. Тимяшевской – Новосибирск: Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия, 1998; Баландин С. Н. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978.

1 Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 11 класса. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – с. 69.

1 Баландин С. Н. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978. – с. 64.

1 Волюта (с итал. «volute» – «завиток») – элемент в виде спиралевидного завитка, составная часть ионической капители (см. Словарь терминов в кн. Баландин С. Н. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978).

2 Картуш – украшение в виде свитка, обрамленного орнаментом (см. Словарь терминов в кн. Баландин С. Н. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978).

1 Пилястра (с итал.) – выступ из стены, прямоугольный или закругленный в плане, обработанный детально как ордерно-стоечно-балочная система (см. Словарь терминов в кн. Баландин С. Н. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978).

1 Руст, рустика (лат., итал.) – декоративная обработка стены в виде рельефных квадратов (блоков) из камня, штукатурки, дерева и т. д. (см. Словарь терминов в кн. Баландин С. Н. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978).