Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности Лекция №1 22. 09. 07 г - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Консультация к экзамену ур 02 2 641.74kb.
Занятие № Цели занятия: Закрепление уровня теоретических знаний,... 1 47.27kb.
Будейский теоретический лицей Гайнар М. Н. (физика) докла д на тему... 1 36.53kb.
Из опыта Карповой Татьяны Николаевны. Активизация мыслительной деятельности... 1 103.7kb.
Тестовая работа по теме «Координация и регуляция» 1 1 38.26kb.
Урок №27, 28 «Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания» 1 20.13kb.
Крайне важны для оптимального педагогического общения мотивация и... 1 40.89kb.
Лекции: 1 2 3 4 5 6 7 8 Лекция: ит-сервис основа деятельности современной... 10 1902.74kb.
Лекция №1 Управленческие решения Проблема принятия решений имеет... 1 50.82kb.
Структура, экспрессия и регуляция генома вич 1 190.11kb.
Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ 11 3327.1kb.
Район нуо оу директор оу 1 62.7kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности Лекция №1 22. 09. 07 г - страница №1/1





Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности
Лекция №1 22.09.07 г.
Преподаватель: Азарнов Н.Н.
Нет мышления, которое оторвано от образов, чистого мышления, потому что человек живёт в предметном мире.
Темперамент определяет динамику мышления.

Динамическая сторона темперамента – скорость переключения процессов (возбуждение и торможение): быстро запомнил, быстро вспомнил, быстро сказал, или наоборот, медленно.



Сила темперамента – в экстремальных ситуациях могут решать задачи, т.е. темперамент влияет на силу (устойчивость) мышления в стрессовых ситуациях.

Мышление и деятельность личности
Любая личность осуществляет деятельность в той или иной организации ради удовлетворения своих потребностей. Они удовлетворяются предметами, вещами, общением, деятельностью; людьми, общаясь и взаимодействуя с которыми, он удовлетворяет потребность в уважении, признании, общении.

Деятельность подчинена мотивам, поскольку мотивы побуждают деятельность. В них открывается смысл для человека и его деятельности.


Деятельность – это система действий, имеющая общественное назначение, осуществляемая личностью, в какой либо организации во взаимодействии с другими людьми, ради удовлетворения своих собственных потребностей, реализации (осуществления) своих собственных мотивов.

Мотивы регулируют деятельность человека. Осуществляя деятельность в организации, человек взаимодействует с другими людьми, поскольку если это производственная организация – он выполняет только часть работы по преобразованию сырья в продукт, а другие преобразования сырья осуществляют его коллеги. Каждая личность, таким образом, осуществляет специализированную деятельность в организации.


Взаимодействие – есть действие двух и более лиц, обусловленное единством предмета, времени и места в совместной деятельности.

Черты взаимодействия:

  1. Объективность (мы появились на свет и нас вовлекают в это взаимодействие).

  2. Необходимость.

  3. Устойчивость, повторяемость.

  4. Дискретность во времени (прерывистость).

  5. Расстраиваемость под влиянием объективных и субъективных факторов.

Взаимодействие порождает социально-психологические явления (мнения, настроение, межличностные отношения).

За счёт деятельности взаимодействующих лиц производится общественный продукт, рекламируется, страхуется и т.д.
Общение – есть обмен мнениями с помощью вербальных и невербальных средств.

Деятельность состоит из действий. Прежде чем осуществить преобразование предмета в соответствии с целью (процесс, подчинённый достижению личностью какой либо цели), человек осуществляет ряд, предшествующих предметному действию, умственных действий, а именно:



  • действия по уяснению задачи и оценки условий её решения;

  • умственное действие (действие по решению задачи);

  • действие по планированию будущего предметного действия;

  • предметное действие.

Таким образом, предметные действия человека соотносятся с задачей, а задача соотносится с мышлением.

Всё, что вы делаете наперёд – это воображение, а когда уже сделаете – воображение трансформируется в представление.
Лекция №2 06.10.07 г.

Таким образом, действие личности соотносится с задачей.
В своей повседневной деятельности (профессиональной, в различных бытовых деятельностях: стирка, утюжка, уборка и т. д.) человек в разных местах, в разные промежутки времени осуществляет привычные действия, решает соответствующие им задачи (однотипные). Вследствие этого обстоятельства в психике человека возникает автоматизированная схема решения задачи. И многие задачи решаются на основе этих автоматизированных схем.
Автоматизированная схема – это не что иное, как автоматизм, навык решения и, одновременно, стереотип.
Мышление, в том числе и стереотипное, проявляется в самом простом акте человеческой активности при узнавании (осознании) предметов, вещей, людей.
Задача – есть цель будущего действия, данная человеку при определённых условиях.
Цель – психический образ будущего продукта деятельности, не просто образ, а означенный образ будущего предмета действия.
Условия могут быть:


  1. Благоприятные.

  2. Неблагоприятные. В случае, если условия неблагоприятные, то человек исследует это условие, уясняет задачу, связанную с преобразованием этого условия в благоприятное, решает эту задачу, планирует действия и осуществляет предметные действия и, только затем, возвращается к решению первоначально поставленной задачи.

  3. Условия, относящиеся к самой личности (могут быть благоприятными и неблагоприятными):

    • Профессиональная компетентность

    • Способности (способны произвести продукт или не способны)

    • Психические состояния (усталость, стресс и т. п.)

    • Мотивы деятельности

    • Темперамент, характер

  4. Условия, относящиеся к предстоящим предметным действиям:

    • Наличие сырья

    • Наличие орудий труда (количество и качество)

    • Место работы

    • Освещённость, экология

    • Время (к какому сроку необходимо произвести продукт)

  5. Условия, относящиеся к другим людям – будущим партнёрам по взаимодействию:

    • Межличностные отношения с партнёрами

    • Профессиональная компетентность партнёров по взаимодействию

    • Их способности и т.д.

Указанные условия существуют у личности в виде представлений, являющихся продуктом предшествующих его действий по решению этих задач или задач подобного типа. Действуя всякий очередной раз, на основе прошлого опыта, человек выделяет эти условия, а затем исследует их, изучает, удостоверяясь в наличии их в данном месте, в данное время, в данной организации.


Примечание: Человек общается и действует в изменяющейся обстановке и, в силу этого обстоятельства, условия изменяются и, нередко, реальные условия (предметные условия) не совпадают с его собственными представлениями. Вот почему личность должна всякий раз обследовать условия решения задач, выявлять и находить новые и, с учётом их, решать поставленную задачу.

Следует учитывать, что личность уясняет стоящую перед ним задачу и, в первую очередь, условия её, нередко в ситуации взаимодействия с людьми за счёт их содействия. А поскольку психика людей субъективна, то они могут умышленно или неумышленно вводить личность в заблуждение, допускать ошибки осознанно или неосознанно. В силу этого обстоятельства личность будет решать задачу, располагая искажёнными условиями. С учётом этого она решит задачу, мысленно спланирует будущее действие, осуществит его и, в итоге, продукт этого действия окажется несоответствующим стандартам (бракованным).

Некоторые, наиболее компетентные, люди, в том числе и руководители, изучают важнейшие условия задачи непосредственно на месте, обследуя сырьё, оборудование и т.д.

Вследствие действий по уяснению (выполнению) задачи, которые осуществляет личность, в её психике возникает означенный образ этой задачи, который включает: образ цели, образ условий её достижения; при этом указанные образы взаимосвязаны между собой.



Следует подчеркнуть, что человек в повседневной жизни решает самые разнообразные задачи:

  • В зависимости от вида деятельности

  • В зависимости от количества условий

  • Так называемые длинные задачи, включающие в себя большое количество элементов, шагов решения

  • Бывают задачи обычные и необычные (ранее не решаемые)

  • Сложные для человека и простые (примечание: психика личности субъективна; для кого-то сложные задачи являются простыми, а для кого-то нерешаемые)

  • Задачи бывают учебные и профессиональные

  • Задачи бывают творческие, которые решаются далеко не всеми людьми, а решаются крайне редко.