Электронные библиотеки - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Краснодарский край 1 149.71kb.
Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы, размещенные... 1 198.84kb.
Системы контроля доступа Elsys Мощная сетевая система контроля и... 1 97.04kb.
Технология формирования информационной культуры личности в условиях... 1 63.43kb.
Образовательная функция библиотеки и формирование информационной... 1 120.43kb.
Электронные образовательные ресурсы для начальной школы 1 11.53kb.
«Фразеологизмы в русской речи» 1 40.57kb.
1 Настоящее Положение регулирует деятельность информационно- библиотечного... 1 93.64kb.
Электронные образовательные ресурсы Комплект электронных образовательных... 1 36.37kb.
Конспект уроков для учащихся 7 561.6kb.
Вопросы для итогового контроля 1 47.57kb.
ДН(М). Ф. 7 Информационно-измерительная техника и электроника 1 138.78kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Электронные библиотеки - страница №1/1

Электронные библиотеки



Развитие информационных технологий позволяет сегодня сохранять и распространять информацию в электронной форме. Это дает дополнительные возможности пользователям. Так, информация распространяется оперативнее и шире, хранится более долговечно и надежно; пользователь, находясь в любой точке (при наличии необходимого оборудования) и в любое время может получить доступ к информационным ресурсам.

В век информационных технологий одна из ведущих ролей принадлежит электронным библиотекам. По некоторым прогнозам, уже к 2020 г. будут оцифрованы все накопленные в мире библиотечные, архивные, музейные фонды.

Под электронной библиотекой понимают современную сложную информационную систему, позволяющую надежно сохранять и эффективно предоставлять клиентам разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.), локализованных в самой системе или доступных ей через телекоммуникационные сети.

Как следует из определения, электронные библиотеки могут содержать информацию трех уровней:

– электронные каталоги (библиографические и реферативные базы данных);

– полнотекстовые массивы (электронные журналы, фактографические базы данных, электронные документы и т. д.);

– справочно-нормативные материалы (рубрикаторы, тезаурусы, указатели и т. д.).

Определяющими критериями ЭБ являются:

– нахождение ее по фиксированному адресу;

– сформулированные принципы комплектования;

– организованная система метаданных;

– ориентированность на обслуживание конечного пользователя*.

Существует несколько оснований для типологии электронных библиотек. Не будем подробно останавливаться на всех, рассмотрим некоторые из них. Так, по целевому назначению различают ЭБ:

– профессиональные, предназначенные для глубокого изучения темы;

– учебные, учебно-методические, ориентированные на поддержку образования;

– справочные, содержащие словарную, справочную и энциклопедическую информацию;

– просветительские, имеющие научно-популярный характер;

– мемориальные, созданные с целью собирания документов о лице, объекте, событии;

– универсальные.

ЭБ могут быть созданы органами власти, профессиональными информационными организациями (библиотеками, архивами), средствами массовой информации, общественными структурами, научными и учебными заведениями, отдельными лицами.

ЭБ может быть локальной или сетевой, централизованной или распределенной. ЭБ могут создаваться собственными силами (самостоятельно производится оцифровка имеющегося фонда) или на основе уже существующих электронных документов (заимствованная информация, отобранная и систематизированная информация по определенным признакам). Иногда встречаются и смешанные варианты.

Во главе работ по созданию электронных библиотек стоят крупнейшие библиотеки России – Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека. Сегодня под их эгидой развиваются несколько проектов («Электронная библиотека диссертаций РГБ», «OREL» – открытая русская электронная библиотека, «Книжные памятники по искусству», «Национальная электронная библиотека»). Эти библиотеки обладают уникальными фондами, что позволяет им переводить в электронный вариант ценную информацию: рукописи, архивные документы, старые карты (раскрашенные вручную), редкие книги.

Значительная роль в создании ЭБ принадлежит университетам. Основное внимание здесь уделяется в первую очередь образовательным ресурсам: учебникам, учебно-методическим пособиям, словарям, лекциям и т. п. Как правило, вузы создают тематические коллекции (по своей основной специализации). Здесь лидируют вузы Москвы и Санкт-Петербурга, которые предлагают разнообразные тематические ресурсы (рис. 1).



Рис. 1. Стартовая страница Электронной библиотеки социологического факультета МГУ (http://lib.socio.msu.ru/l/library)


Некоторые издательства также ведут собственные электронные архивы, в которых представлены электронные аналоги газет и журналов. Вопрос о доступе к этим ресурсам решается издательствами по-разному. Однако существует достаточно много проектов, в которых доступны полнотекстовые материалы. Преимущественно это электронные архивы ведущих российских газет («Российская газета», «Известия»), еженедельников («Огонек», «Итоги»). Отдельно стоит отметить проект «Журнальный зал», в котором представлены литературные журналы («Новый мир», «Знамя», «Нева» и др.) (рис. 2).

Рис. 2. Домашняя страница «Журнального зала» (http://magazines.russ.ru)


Среди «любительских» ЭБ безусловное первенство занимает проект «Библиотека Максима Мошкова», которая формируется и автором, и энтузиастами, которые самостоятельно оцифровывают тексты и отправляют их создателю библиотеки. Библиотека содержит большой массив текстов художественной литературы, и к ней ежедневно обращаются несколько десятков тысяч пользователей (рис. 3).

Рис. 3. Страница библиотеки Максима Мошкова (http://lib.ru)


Среди специализированных, недавно стартовавших проектов следует отметить Фундаментальную электронную библиотеку «Русская литература и фольклор» (ФЭБ), которая представляет собой полнотекстовую информационную систему по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Основное содержание ФЭБ представляется в электронных научных изданиях, каждое из которых посвящено отдельному автору, жанру или произведению (рис. 4).

Рис. 4. Домашняя страница ФЭБ «Русская литература и фольклор» (http://feb-web.ru)


ФЭБ представляет собой, во-первых, репозиторий текстов (источников, исследовательской и справочной литературы), а во-вторых, эффективный инструмент для их анализа. По мнению создателей, электронная форма представления информации и современное программное обеспечение предоставляют исследователям и читателям качественно новые, по сравнению с традиционными, средства работы с огромными информационными массивами.

Материал удобно систематизирован. Поиск можно проводить как по периодам (выделяются XI–XVII, XVIII, XIX, XX вв.), так и по персоналиям. Довольно широко представлены словари и различные справочные издания (например, Словарь современного русского литературного языка, Литературная энциклопедия, Словарь литературных терминов, Лермонтовская энциклопедия, Энциклопедия «Слова о полку Игореве» и др.). Отдельно выделен раздел «Наука о литературе и фольклоре», который включает материалы по истории и текущему состоянию гуманитарных наук в России.

На сайте представлена развернутая система ссылок на ресурсы, которые имеют отношение к тематике библиотеки. Это различные многопрофильные филологические и специализированные сайты, персональные сайты писателей, сайты научных учреждений и вузов (отечественных и зарубежных), а также многое другое.

Для учащихся наиболее ценными являются ресурсы ЭБ, содержащие учебные и справочные материалы. Кроме библиотек такую информацию предоставляют также справочные и информационные порталы, которые помимо работы с текстами документов дают возможность в он-лайн режиме получать разного рода консультации. Кратко представим некоторые из них.

«Ресурсный центр информатизации образования в Удмуртской области» (http://edu.mittec.ru) (рис. 5).

Рис. 5. Стартовая страница Ресурсного центра информатизации образования


в Удмуртской области
Представленные на портале в виде каталога цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) включают в себя не только электронные учебники, но и тесты, статьи, видеофрагменты, интерактивные модели, задания – т. е. все многообразие учебных материалов для применения на уроках. Сайт имеет простую и эффективную навигацию: весь материал систематизирован по школьным дисциплинам (левая часть экрана). Отдельно выделен раздел «Интернет-обучение», в котором представлены сайты исполнителей программы «Обучение с использованием Интернет для решения задач подготовки школьников на профильном уровне» проекта ИСО.

(http://window.edu.ru). Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» удостоена Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год в составе Федеральной системы информационно-образовательных ресурсов. Ресурсы портала разделены на две большие группы – «Профессиональное образование» и «Общее образование», каждая из которых подразделяется по отраслям знаний и учебным дисциплинам. Здесь представлены полнотекстовые методические и учебные материалы, словари, энциклопедии, каталоги портретов известных людей, карты. Эти ресурсы могут использоваться и учащимися в качестве дополнительного материала, и учителями при планировании и проведении уроков.

Справочно-информационный портал, девиз которого «Русский язык для всех» (http://www.gramota.ru). Портал имеет несколько крупных разделов, в которых представлены справочные и учебные материалы (словари, журнальные статьи, действующие правила правописания, задания для олимпиад по русскому языку, игры). Пользователи имеют возможность проверить правописание сложных слов, задать вопрос специалисту. Особо следует отметить раздел «Класс», в котором собраны материалы в помощь учителям и школьникам (диктанты, учебники по орфографии и пунктуации, олимпиады). Есть и материалы в игровой форме. Так, в подрубрике «запоминалки» представлены в стихотворной форме правила запоминания учебного материала (например, «вопросы, на которые отвечают наречия: где, когда, куда, откуда, как, зачем и почему»).

(http://www.gramma.ru).

На портале представлены материалы для учащихся и учителей: разработки уроков по русскому языку и литературе, правила написания, словари, учебные материалы для подготовки к ЕГЭ, нормативные материалы, а также публикации ведущих ученых и педагогов по проблемам развития и преподавания русского языка в современных условиях.



Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) (http://bse.sci-lib.com) содержит огромное количество информации по всем областям человеческих знаний. От искусства и культуры до науки и техники. Огромное количество статей посвящено биографиям видных советских и иностранных деятелей. Многие статьи страдают от излишней идеологизации и политизации, но тем не менее очень хорошо представляют взгляды того времени. Тем не менее это одна из самых больших энциклопедий, выпущенных в мире. Она содержит более 100 тыс. статей и 35 тыс. иллюстраций. Энциклопедия может стать ценным информационным ресурсом школьной библиотеки.



Проект «Русский биографический словарь» (http://www.rulex.ru). Основу словаря составляют статьи из Энциклопедического Словаря издательства Брокгауз и Ефрон и Нового Энциклопедического Словаря. Он включает уникальные и актуальные статьи-биографии российских деятелей.

Текст передан в новой грамматике, что делает его более привычным для восприятия и существенно облегчает поиск необходимых сведений. Всего в словаре содержится почти 15 000 биографий деятелей российской истории и культуры, а также статьи о русских полумифических и фольклорных персонажах, материалы тома «Россия», включающие обзоры российской истории, российской политической, правовой и финансовой систем, статьи по истории культуры и науки и т. д., написанные выдающимися учеными начала ХХ века.

Существуют также сводные каталоги электронных ресурсов, которые представляют собой систему ссылок и электронных адресов на сайты универсальных и тематических электронных библиотек. Один из таких проектов реализован Архангельской областной научной библиотекой (рис. 6).



Рис. 6. Страница электронного путеводителя


(http://www.aonb.ru/iatp/guide/library.html)
Безусловно, в информационном пространстве России и мира есть множество полезных, интересных и уникальных ресурсов. Каждый пользователь в зависимости от решаемых задач и своих интересов может создать свою коллекцию таких ресурсов. Это актуально и для школьной библиотеки. В условиях недостаточного финансирования, когда нет возможности полноценно комплектовать фонд школьной библиотеки учебной и справочной литературой, электронные библиотеки могут значительно помочь в решении этой задачи. Школьные библиотекари должны стать «поисковиками» необходимых информационных ресурсов, формировать «электронный читальный зал» библиотеки, включая в него материалы различных электронных библиотек, информационных порталов, электронных энциклопедий и справочников.

К сожалению, деятельность электронных библиотек осложняется плохой разработанностью и противоречивостью нормативной базы. Из-за этого многие проекты временно не функционируют, или приостанавливают свою деятельность, другие же, наоборот, нарушают действующее законодательство. России крайне необходима комплексная государственная программа развития электронных библиотек, устанавливающая единые стандарты их деятельности и твердо защищающая интеллектуальную собственность правообладателей.