Элективный курс по выбору Чтение и творчество - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Элективный курс по выбору Чтение и творчество - страница №1/1

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»


Элективный курс по выбору



«Чтение и творчество"
Составитель: Булкина А.В.

Г. Лесосибирск 2004 г.

Пояснительная записка

В наши дни переключения на компьютер и телевизор стал нормой читательский негативизм: книгой пользуются, с книгой работают, но не читают и не хотят читать. Чтение стало трактоваться как получение смысловой информации, заключенной в тексте. Широкое распространение получило скорочтение, нацеленное на быстроту выборки из текста нужных сведений. При таком подходе литература перестает участвовать в нравственном становлении личности ребенка. У него нарушается восприятие, гасятся эмоции и воображение, снижается творческий потенциал, теряется способность словесного самовыражения. В создавшихся условиях проблема пробуждения, развития у детей интереса к чтению как уникальному, интеллектуальному виду деятельности и состоянию души приобретает особо важное значение.

Поэтому данный курс во главу угла решения этой проблемы ставит

развитие творческого начала в ребенке на материале художественной литературы как вида искусства. Мы убеждены, что именно творчество способно вовлечь ребенка в мир литературных образов, сделать из него читателя.

Доминанта занятий- осмысление чтения как особого вида эмоционально-творческой жизни, базирующейся на великих душевных силах человека: образном видении, фантазии, наблюдательности, сопереживании.

Цель. Сформировать у детей представление о сущности чтения, развить литературно-художественные и творческие способности, повысить уровень осмысления процесса влияния книги на читателя.

Курс является комплексным, поскольку включает в себя как чтение текстов литературных произведений и работу с ними, так и различные виды художественно-творческой деятельности по изобразительному искусству - иллюстрирование, выполнение эскизов, лепку. Это позволяет разнообразить занятия, в комплексе решать воспитательные и учебные задачи.


Количество часов: 34
Классы: 6-7
Основные задачи курса:

-развитие у детей интереса к книге и стремления к чтению

-развитие читателей путем организации творческих занятий по преобразованию прочитанного и претворению его в слове, красках, игре

-активизация восприятия художественных произведений, то есть развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии, наблюдательности, эмоциональной сферы личности

-развитие психологической зоркости, способности прослеживать динамику внутренней жизни персонажей, развитие наблюдательности за жестами, мимикой, проникновение в мотивы поведения

-развитие эстетического вкуса

-развитие творческой самостоятельности, инициативы
Виды занятий: лекционные, практические, творческие, самостоятельные.
Учащиеся должны знать систему базовых теоретико-литературных понятий:


  1. роды и жанры

  2. характер - герой-образ

  3. портрет героя

  4. пейзаж

  5. сюжет

Учащиеся должны уметь:

1. отличать одного персонажа от другого, дифференцировать характеры, видеть в них живых людей

2. дать оценку прочитанному

3. наблюдать эмоциональное состояние персонажа, улавливать всю гамму переживаний, находить термины для характеристики этих состояний, сопереживать

4.размышлять, анализировать свои переживания под влиянием произведения

5.мысленно воссоздавать образы (зрительные, слуховые, осязательные), запечатленные в произведении и реализовывать их в рисунках, поделках.

6.видеть цветовое богатство окружающего мира, гармонию цвета и формы

7. владеть тестопластикой



Учебно-тематический план


Тема


Кол.

часов

В том числе на

Уроки Лаб. Прак К.р.


Сам.

раб.


1

Сущность чтения

2

1

1







2

Тайна читающего ребенка

2

1

1







3

Чтение как творческая деятельность

2

1

1







4

Художественный образ. Времена года в русской поэзии.

2

2










5

Создание эскиза костюма любимого времени года.

1










1

6

Удивительный мир сказок

2

1







1

7

Художественный язык чувств. Сказки А.Пушкина





3

1

2







8

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина в иллюстрациях художников В.М. Конашевича и В.А. Милашевского.

1

1










9

Иллюстрирование эпизода сказки А. Пушкина (по выбору).

1

1










10

Создание тематической композиции «Моя любимая сказка»

6

2







4

11

Реклама книги. «Прочитай и заинтересуй, разочаруй, предложи, посоветуй»

1










1

12

Сент-Экзюпери «Маленький принц».

2

2










13

Читатель тоже психолог

2

1

1







14

Познание внутреннего мира человека. Стихотворение А. Пушкина «Утопленник».

1

1










15

Читательская конференция по рассказу С. Лукьяненко «Мой папа- антибиотик».

2

1







1

16

Быть и казаться. Ю. Нагибин «Эхо».

2

2












17

Игра «Путешествие в глубь строки».

1

1










18

Подведение итогов деятельности. Рефлексия.

1

1









































































Контроль.

В данном курсе используются следующие методы контроля и изучения характера читательской деятельности ребенка, его отношения к чтению:

1.система вопросов и заданий

2.тестирование

3. беседы и обсуждения

4.отзывы

5.рисунки



  1. поделки

  2. литературные игры

Используется безоценочная форма контроля учебной деятельности, так как каждый ребенок может высказать свою точку зрения, и его точка зрения имеет право на существование.




Содержание тем курса.
Сущность чтения- 2 часа

Лекционно-практическое занятие

Понятие «чтение». Разные подходы и трактовки. Индивидуальное и общечеловеческое значение чтения. Понятия «чтение» и «получение информации», их сходство и различие.

Осознание и расширение мотивационного поля чтения в игре «Для чего ты читаешь?». Моя домашняя библиотека.

Тайна читающего ребенка-2 часа

Психологический практикум


Детское восприятие литературы в зеркале автобиографий писателей.

Оценка читательских качеств в тестах: «Какой я читатель?», «Бывало ли такое с тобой?».


Чтение как творческая деятельность-2 час.

Лекционно-практическое занятие.

Понятие «творческая деятельность». Сотворческий характер чтения художественной литературы. Образы, созданные писателем, и образы, созданные воображением читателя. Их сходство и различие. «Продукты» читательского творчества. Открытие уникальной привлекательности чтения в игре « Радость чтения».


Художественный образ. Времена года в русской поэзии-1 час.

Лекционно-практическое занятие.

Природа художественного образа и образность в литературе. Пейзаж, как средство подчеркивания и оттенения душевного состояния лирического героя. Времена года в поэзии А.Пушкина , И. Бунина, Ф. Тютчева.



Создание эскиза костюма любимого времени года- 1час.


Творческое занятие.

Выполнение эскиза костюма Осени, Весны, Лета, Зимы (на выбор). Защита своего эскиза


Удивительный мир сказок-2 часа.

Лекционно-практическое занятие.

Сказка. Композиция сказки: присказка, зачин, фабула, концовка. Народная и литературная сказки: их сходство и различие. Создание авторской сказки.


Художественный язык чувств. Сказки А.Пушкина-3 часа.

Лекционно-практическое занятие.

Народная и пушкинская сказки: сходство и различие. Словесный и бессловесный способ выражения чувств в сказках Пушкина. Эмоциональные состояния положительных и отрицательных персонажей в сказках. Чувства автора.

Определение смысла эмоциональных терминов в игре «Найди нужное слово», Чувства положительные и отрицательные, чувства добрые, чувства злые в игре «Растущая цепочка чувств».

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина в иллюстрациях художников В.М.Конашевича и В.А.Милашевского-1 час.

Лекционно-практическое занятие.

Сведения о художниках. Особенности манеры рисунка каждого из них.


Иллюстрирование эпизода сказки А.Пушкина(по выбору).

Практическое занятие-1 час.

Выбор эпизода. Чтение. Словесное рисование. Иллюстрирование.


Реклама книги. «Прочитай и заинтересуй, разочаруй, предложи, посоветуй»- 1 час.

Самостоятельная работа.

Рождение читательского «эха». Рекламный лист как средство выражения впечатления, отклика.


Тематическая композиция «Моя любимая сказка»-6 часов.

История тестопластики. Инструменты, материалы. Технология работы с соленым тестом. Фигуры человека, зверей, птиц. Понятие цвета, его законов.



Творческие занятия

Выбор сказки. Выполнение эскиза эпизода. Лепка, раскрашивание, составление композиции.



Сент-Экзюпери «Маленький принц»-2 часа.

Лекционно-практическое занятие.

Антуан де Сент-Экзюпери как автор формулы «…маленького ребенка надо утешить. Только тогда в мире порядок».«Маленький принц»- уникальная сказка. Рисунок автора в выражении центральной мысли произведения. Аллегория сказки. Автор и его главный герой. Проблемы любви, добра, верности и ответственности.



Читатель тоже психолог-1 час.

Лекционно-практическое занятие.

Возможности художественной литературы в познании человека и его внутреннего мира. Отличие этого познания от научного. Чтение как самопознание.


Познание внутреннего мира героя. Стихотворение А. Пушкина «Утопленник»-1час.

Лекционно-практическое занятие.

Герой-характер. Внутренний мир героя. Разнообразие чувств, их чередование, переход одного чувства в другое в зависимости от обстоятельств и других причин.


Читательская конференция по рассказу С. Лукьяненко «Мой папа – антибиотик»-1 час.

Автор рассказа - С. Лукьяненко. Тема, идея рассказа. Перекличка рассказа с другими произведениями этого автора. Беседа по вопросам на знание текста и умение излагать свои мысли. Проведение дебатов по двум позициям: все поступки отца могут вызывать только гордость ; все поступки отца безнравственны.



Быть и казаться. Рассказ Ю. Нагибина «Эхо».-2 часа.

Лекционно-практическое занятие.

Чтение вслух рассказа «Эхо». Внешний облик человека и его суть, несоответствие и совпадение. Внутреннее богатство души героини рассказа- Витьки.




Игра «Путешествие в глубь строки»-1 час.

Практическое занятие.

На примере «Последнего поклона» проверить психологическую готовность подростка к чтению классического произведения. Проверка образного мышления, эмоционального резонанса, способности переносить читаемое на себя.




Поведение итогов деятельности. Рефлексия-1 час.

Практическое занятие.

Мнения, пожелания. Игры: «Ладошка», «Корзина чувств».

Перечень литературы.

Для учителя.




Учебно-програмная литература

Тихомирова И. Школа творческого чтения: Методическое пособие. –М.: ВЦХТ(«Я вхожу в мир искусств»), 2003. – 160 с.

Тихомирова И.И. Методический словарь- справочник для библиотекарей «Психология детского чтения от А до Я». Аналогия. Ассоциация // Школьная библиотека.-2003,- №5-С.49-53.

Тихомирова И.И. Методический словарь- справочник для библиотекарей «Психология детского чтения от А до Я». Библиотерапия // Школьная библиотека.-2003,- №6-С.65-75.

Тихомирова И.И. Методический словарь- справочник для библиотекарей «Психология детского чтения от А до Я». Воображение- способность мыслить образами // Школьная библиотека.-2003,- №7-С.54-59.

Тихомирова И.И. Методический словарь- справочник для библиотекарей «Психология детского чтения от А до Я».Вопрос как двигатель мысли читателя // Школьная библиотека.-2003, -№8-С.41-46.

Тихомирова И.И. Методический словарь- справочник для библиотекарей «Психология детского чтения от А до Я».Воспитание чтением: как это происходит // Школьная библиотека.-2003,- №9-С.35-39.

Тихомирова И.И. Методический словарь- справочник для библиотекарей «Психология детского чтения от А до Я». Восприятие, или диалог читателя с книгой// Школьная библиотека.-2003,-№10-С.30-35.

Тихомирова И.И. Методический словарь- справочник для библиотекарей «Психология детского чтения от А до Я». Идентификация, или узнавание в персонаже себя // Школьная библиотека.-2004,- №1-С.15-19.

Тихомирова И.И. Методический словарь- справочник для библиотекарей «Психология детского чтения от А до Я». Интерес или сила, влекущая к чтению // Школьная библиотека.-2004-, №2-С.20-25.

Тихомирова И.И. Методический словарь- справочник для библиотекарей «Психология детского чтения от А до Я». Информация // Школьная библиотека.-2004,- №3-С.55-59.



Учебно-методическая литература

Буслаева Т. Метод сказкотерапии в библиотеке // Школьная библиотека.-2001,-№6.-С.32.

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М.: Просвещение, 1982.-144с.

Воспитание творческого читателя. -М.: Просвещение, 1981.-212с.

Денисенко Ф. Катализатор воображения// Библиотека.-2000.-№10.-С.58-59.

Игнатьева В.Ю. Оживить «остывшее» творчество // Библиотека.-2000.-№9.-С.51-53.

Колокольцев Е. Н. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина в иллюстрациях художников В.М. Конашевича и В.А. Милашевского // Уроки литературы.-2004.-№2.-С.5-11.

Полозова Т. Поможем детям открыть красоту// Библиотека.-1994.-№7.-С.14-17.

Сурова Л. Методика диалогового чтения// Воспитание школьников.-2001.-№8.-С.39-43.

Тихонова И. Читай. И ты полетишь// Библиотека.-2002.-№7.-С.14-17.

Фесик Е. При встрече с героем замирает сердце // Библиотека.-2002.-№2.-С.24-25.

Челышева А. Влюбить ребят в литературу // Библиотека.-2001.-№10.-С.45-46.


Литература для учащихся:

Времена года: Стихи, рассказы, сказки/ Рис. П. Иващенко.-М.:Дет.лит.,1990.-64с.

Вечер любимой сказки/ Сост. З.В. Шубина. -Алма-Ата: Онер, 1992- 400с.

Кискальт И. Соленое тесто/ Пер. с нем.- М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2003.-144с., ил.

Лесные хоромы: Рассказы, сказки, стихи, загадки/ Рис. Л.Кузнецов -М.:Дет.лит.,1989-32с.

Лукьяненко С. Мой папа- антибиотик// Библиотека в школе: Газета Издательского дома «Первое сентября».-2002.- № 21(81), 1-15 ноября. –С.9-10,23-24.

Пушкин А.С. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях/ Рис. Конашевич В.М.- СПб.: Изд-во «Художник России»,1992- 35с.

Пушкин А.С. Стихотворения –М.: ООО «Изд-во Астрель» :ООО «Изд-во АСТ», 2002. – 192 с.: ил.

Русские народные сказки.- М.: Висма, 1992. –184с.

Сент-Экзюпери А. Избранное / Сост. и послесловие И.А.Лилеевой.- М.: Моск. рабочий, 1981.-352 с.



Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки- М.: Изд-во Эксмо,2004.-288., ил.
Толстой А.Н. Сказки. -М.: Правда, 1984.-368 с.