Элективный курс по физике для 10 класса «основные законы природы» (17 часов) - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Элективный курс «Элементы математической логики» адресован учащимся... 1 384.51kb.
Элективный курс «Азбука экономики» Для 9 класса 2008-2009 учебный год 1 84.29kb.
Данный элективный курс разработан на основе программы элективного... 1 130.9kb.
Элективный курс «глобальные проблемы человечества» 1 122.12kb.
Элективный курс тайны химической реакции 1 121.78kb.
Программа элективного курса 1 261.25kb.
Элективный курс по биологии 8 класса «Насекомые вредители» 1 139.6kb.
Элективный курс «Хромосомы и пол. Основы Менделизма» 1 136.26kb.
Элективный курс по обществознанию в 11 классе «Основы политологии» 1 83.59kb.
Рабочая программа по физике 10 класс Мякишев, Буховцев умк мякишев Г. 1 146.58kb.
Демография тынды и тындинского района элективный курс для 9-х классов 1 176.31kb.
Реферат. По предмету: «Маркетинг». На тему: «Маркетинг, как метод... 1 279.33kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Элективный курс по физике для 10 класса «основные законы природы» (17 часов) - страница №1/1

«Рекомендовано» Утверждаю:

Руководитель методсовета Директор МОУ «СОШ № 13

Кадеева Л.В. Мясникова Н.К. _________

Протокол



От « » 2010г. 20.05.2010




Элективный курс по физике

для 10 класса
«ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ»

(17 часов)


Разработала учитель физики

высшей категории МОУ «СОШ №13»

Комиссарова Н.И.


2010 год.


Пояснительная записка.

Характерной чертой современной науки является интенсивное взаимопроникновение идей, теоретических подходов и методов, присущих разным дисциплинам. Особенно это относится к физике, химии, биологии и математике. Так, физические методы исследования широко используются при изучении живой природы, а своеобразие этого объекта вызывает к жизни новые, более совершенные методы физических исследований. Появились комплексные науки такие, как биофизика – наука, изучающая действие физических факторов на живые организмы. Из нее выросла медицинская биофизика. Возникла наука бионика, изучающая возможность применения биологических закономерностей в технике для повышения качества и расширения функций систем, машин и приборов. Инженерные задачи часто решаются на основе анализа структур и жизнедеятельности организмов.

Необходимость межпредметных связей в обучении бесспорна. Последовательное и систематическое их осуществление значительно усиливает эффективность учебно-воспитательного процесса, формирует диалектический способ мышления учащихся, развивает представление о единой естественнонаучной картине мира во всей ее сложности и многообразии. К тому же, межпредметные связи - непременное дидактическое условие развития интереса к знаниям основ наук, в том числе и естественных.

Программа данного элективного курса разработана для учащихся 10 классов, рассчитан на 17 часов (1 час в неделю). Он является интегрированным, то есть рассматривает применение фундаментальных законов природы к объяснению различных физических, химических и биологических явлений. Предполагается, что данный элективный курс будет проводится во втором полугодии. Курс является межпредметным, и его новизна заключена в том, что рассмотрение законов природы происходит с учётом многообразия мира, в котором живёт человек, показывая тем самым универсальность законов сохранения и их важнейшую роль в науке.

Данный курс содержит материал, который вызывает интерес учащихся, формирует  представление о единой естественнонаучной картине мира, взаимосвязи всех естественных дисциплин, их значимости для человека.
Цель данного курса: создание условий для развития интеллектуальных способностей учащихся на основе рассмотрения  законов сохранения и их применения в физике, химии, биологии.

Задачи:

- объединение знаний, полученных на уроках физики, химии, биологии;

- расширение естественнонаучного кругозора;

- развитие исследовательских навыков, познавательных интересов;

- совершенствование навыков решения расчетных и качественных межпредметных задач.

    


В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

- анализировать законы сохранения и объяснять с их помощью различные явления природы,

- решать задачи межпредметного содержания с помощью законов сохранения,

-выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их правильность,

-делать выводы и аргументировать их,

-самостоятельно работать с дополнительной литературой.

     

Данный курс обладает  высоким воспитательным потенциалом, так как в нём отражена красота физических законов, обаяние науки. Не просто знания о природе, а глубокое проникновение в её тайны формирует отношение человека к миру, влияют на его нравственные качества, особенно в юношеском возрасте.



        Перечисленные выше умения формируются на основе знаний о применении в физике, химии, биологии законов сохранения массы вещества, энергии, электрического заряда, а так же принципа симметрии в природе. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с историей открытия данных законов, развитием взглядов на естественную картину мира, деятельностью многих учёных, а также учатся самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по изучаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их, писать и защищать рефераты.        

Ожидаемыми результатами данного элективного курса являются:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

  • Расширение кругозора учащихся.

  • Умение строить план исследования, умение описывать механизм явления с опорой на его рабочую модель.

  • Умение сотрудничать с товарищами, работая в группе.

На первом занятии проводится первичная диагностика знаний учащихся в тестовой форме. Промежуточный контроль проводится на последнем занятии каждой из четырех блочных тем. Занятия проводятся в разнообразных активных формах, но, как правило, сочетается изложение материала учителем с самостоятельной работой учащихся (индивидуальной и в группах), семинары. Итогом изучения данного курса может быть зачётная работа, выполненная в форме реферата или проекта. Темы семинаров и примерные темы рефератов предлагаются заранее. Учащиеся могут также составить задачи  межпредметного содержания или выбрать форму зачёта самостоятельно. На последнем занятии необходимо провести защиту  курсовых работ и анкетирование о целесообразности изучения программного материала элективного курса, о самооценке полученных знаний и умений.

Содержание программы.

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Тема 1: « Закон сохранения массы вещества».(4 ч)

1

М.В.Ломоносов и закон сохранения массы вещества, история его открытия. Опыты Лавуазье.

Диагностика знаний. Эвристическая беседа

2

Закон сохранения массы вещества в биологических и химических процессах.

Круговорот веществ в биосфере. Синтез белковых соединений.



Семинар.

3

Ядерные превращения. Решение задач.

Беседа. Решение задач. Промежуточный контроль.

Тема 2: «Закон сохранения энергии».(8ч)

4

Тепловые эффекты  химических реакций и закон сохранения энергии.

Эвристическая беседа

5

Химические связи, образование атомов, ионизация. Образование кристаллов.

Эвристическая беседа

6

Органические соединения. Превращение энергии в биосфере. Энергетические процессы в клетке.

Семинар.

7

Закон сохранения энергии в механике. Решение задач.

Беседа.

8

Закон сохранения энергии в механике. Решение задач.

Работа в группах.

9

Закон сохранения энергии в тепловой физике. Решение задач

Беседа.

10

Закон сохранения энергии в электромагнитных процессах. Решение задач

Беседа.

11

Закон сохранения в ядерной физике. Решение задач.

Беседа. Промежуточный контроль.

Тема 3: «Закон сохранения электрического заряда».(3ч)

12

История открытия закона сохранения заряда. Объяснение явления электростатической индукции. Применение закона сохранения электрического заряда в химии.

Эвристическая беседа

13

Решение задач на закон сохранения электрического заряда.

Работа в группах. Решение задач.

14

Фотосинтез и закон сохранения электрического заряда.

Эвристическая беседа. Промежуточный контроль.

Тема 4: « Симметрия в природе».(1ч)

15

Симметрия живых организмов. Симметрия пространства и формы. Симметрия кристаллов и химических связей. Симметрия в искусстве.

Эвристическая беседа.

16

Защита курсовых проектов.




17

Защита курсовых проектов. Анкетирование учащихся.



 

 



 

 

Литература:

1.Гельфер Я.М. Законы сохранения.- М.: Наука,1987.

2.Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии.- М.: Просвещение, 1986.

3.Хрестоматия по физике 8-10 класс. Сост. А.С Енохович, О.Ф. Кабардин и др.-

М.: Просвещение, 1987

4. Физика и химия. Сост. А.А.Воротников.- Минск: Харвест, 1995.

5.Тарасов Л.В.Этот удивительно симметричный мир.- М.: Просвещение, 1981.

6. Гольдфарб Н.И.Сборник задач по физике. - М.: Дрофа, 2003.

7. Л .П .Баканина, С.М. Козел. Сборник задач по физике.- М.: Просвещение, 1995.