Элективный курс по биологии 8 класса «Насекомые вредители» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Элективный курс «Элементы математической логики» адресован учащимся... 1 384.51kb.
Элективный курс «глобальные проблемы человечества» 1 122.12kb.
Эти удивительные существа насекомые. Сергеева Т. А., учитель биологии 1 85.59kb.
Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания... 1 351.7kb.
Элективный курс по обществознанию в 11 классе «Основы политологии» 1 83.59kb.
Элективный курс «Земля планета солнечной системы» 4 570.79kb.
Элективный курс по физике для 10 класса «основные законы природы»... 1 70.22kb.
Элективный курс «Азбука экономики» Для 9 класса 2008-2009 учебный год 1 84.29kb.
Урока: Класс Насекомые. Многообразие чешуекрылых Белгородской области 1 120.39kb.
Курс по выбору «химия в моем доме» 1 83.8kb.
Элективный курс тайны химической реакции 1 121.78kb.
Программа элективного курса "Подготовка к гиа по новой форме по химии" 1 67.73kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Элективный курс по биологии 8 класса «Насекомые вредители» - страница №1/1

Министерство образования РС(Я) МУ «Управление образования Намского улуса» МОУ «Модутская средняя общеобразовательная агротехнологического профиля»

Утверждено: Согласовано: ___________ ____________ Директор школы Заведующая МНИЦ Гуляев В.И. Никитина М.М.

Элективный курс по биологии 8 класса

«Насекомые вредители»

Составила Попова Е.И. учитель биологии

2008 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса по биологии «Насекомые-вредители» предназначена для учащихся 8 классов.


Базовый учебный материал о насекомых достаточно подробно изложен в учебнике зоологии. Более подробно, чем у других беспозвоночных, рассматривается строение, размножение, развитие, приспособление к условиям среды насекомых разных отрядов. Затрагиваются и методы борьбы с вредителями.
Учащиеся младшего и среднего звена очень интересуются насекомыми. Некоторые ребята собирают бабочек, жуков и приобретают довольно много практических знаний. Они знают многих вредных и полезных насекомых «в лицо» и нередко участвуют в мероприятиях по уничтожению вредных насекомых. Поэтому познавательные потребности школьников по изучению насекомых часто выходят за пределы школьного учебника. Чтобы удовлетворить эти потребности, уместно ввести курс о насекомых.
При изложении материала данного курса учителю необходимо не впадать в крайность, подчеркивая только вред насекомых. Даже такие безусловно вредные для человека насекомые, как комары и мухи, имеют в природе свою экологическую нишу и приносят пользу человеку. Не все учащиеся знают, что личинки комаров фильтраторы и имеют большое значение в очищении водоемов.
Основная цель курса — познакомить с многообразием насекомых-вредителей, показать на практике возможность применения знаний в области медицины и в сельском хозяйстве.
Задачи курса — развитие умений и навыков, необходимых для энтомологических исследований, для защиты комнатных растений от насекомых—вредителей.
Лабораторные занятия составлены в соответствии с материалом лекционного курса, задачей их является изучение строения насекомых, сравнение отрядов насекомых, классификация повреждений, наносимых насекомыми-вредителями, и правильное оформление результатов наблюдений.
В программе используется коллекция насекомых, фотографии, таблицы и видеофильмы. В завершение курса целесообразно провести экскурсии в лаборатории и музеи высших учебных заведений по данному профилю.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся знают:
- основные виды насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур и диких растений, переносчиков болезней человека и животных, синантропных насекомых;
-методы борьбы с насекомыми-вредителями: агротехнический, механический, химический, биологический;
— различают понятия «хищничество» и «паразитизм»; --- строение насекомых, отражающее приспособленность к различным условиям обитания.
Учащиеся умеют:
— составлять пищевые цепи с насекомыми-вредителями;
— определять по повреждениям растений виды насекомых;
— работать с атласами-определителями;
- подбирать самостоятельно оборудование для энтомологических исследований;
— владеть методами элементарных энтомологических исследований;
— представлять результаты исследований в виде графиков, таблиц;
— делать выводы.
Подвести итог полученных знаний планируется в виде защиты учебных проектов.
Данный курс рассчитан на 17 ч (по 1 часу в неделю), из них лекции 5 часов, лабораторные занятия — 4 часа, семинары — 4 часа, экскурсии — 2 часа, заключительное занятие — 2 часа.

СОДЕРЖАНИЕ



Т е м а 1. Внешнее и внутреннее строение насекомых-вредителей (2 часа)


Внешний вид и отделы тела. Хитиновый покров — наружный скелет и защита от высыхания, Прочность наружного скелета. Размеры насекомых. Голова. Органы чувств и органы захватывания пищи. Сложный фасеточный глаз. Усики. Типы усиков. Функция органов обоняния. Типы ротового аппарата.
Грудь. Строение ног. Крылья насекомых — органы полета. Жилки — укрепляющий каркас. Брюшко. Прикрепление брюшка к грудному отделу. Яйцеклад. Жало.
Внутреннее строение.
Пищеварительная система. Отделы пищеварительной системы. Пища насекомых. Симбиоз с микроорганизмами. Внекишечное переваривание. Образование галлов. Кровеносная система. Сердце, работа сердца. Дыхательная система. Система трахей. Дыхальца. Дыхательные движения.
Выделительная система. Мальпигиевы сосуды. Жировое тело.
Нервная система. Головной мозг — надглоточный ганглий. Брюшная цепочка. Слияние ганглиев. Половая система.
Сравнение насекомых разных отрядов.


Т е м а 2. Вредители сельскохозяйственных культур и диких растений ( 3 часа)


Отряд чешуекрылые. Шелкопряды вредители леса. Листовертки — вредители лиственных деревьев и кустарников. Белянки — вредители овощных культур.
Отряд жесткокрыльие. Жуки-щелкуны. Короеды. Усачи.
Отряд равнокрылые. Тли.
Отряд двукрылые. Мухи. Галлицы.
Отряд прямокрылые. Саранча, кузнечики.

Лабораторная работа «Определение насекомых - вредителей по повреждениям растений».


Семинар «Насекомые — это важное звено в пищевых цепях природы».


Т е м а 3. Насекомые переносчики болезней человека и животных (2 часа)
Малярийный комар. Цикл развития плазмодия в эритроцитах человека.
Слепень — кровососущее насекомое. Домашняя муха — переносчик возбудителей дизентерии, холеры. Необходимость соблюдения правил гигиены и санитарии.
Блоха: человеческая, кошачья, собачья. Переносчики возбудителей чумы.
Оводы: кожная, желудочная, носоглоточная. Вред, приносим ЫЙ оводами животноводству.

С е м и н ар «Насекомые — переносчики болезней животных».

Т е м а 4. Синантропные насекомые (2 часа)
Соседи человека. Моли. Вред, приносимый ими. Приспособление таракана к жизни в жилищах. Вред тараканов. Вши — распространители возбудителей сыпного и брюшного тифа. Биология вшей. Приспособление к паразитизму. Клоп постельный — кровососущее насекомое.


Лабораторная работа «Изучение этапов развития таракана».


Т е м а 5. Методы борьбы с насекомыми-вредителями (4 часа)


Агротехнический метод в борьбе с вредителями культурных растений.
Механический метод (сбор, уничтожение насекомых), химический метод (пестициды). Опасность применения пестицидов для полезной флоры и фауны и для человека. Пути применения пестицидов против разных насекомых. Наиболее применяемые пестициды и способы их применения.
Биологический метод. Сущность биологического метода борьбы с вредителями.
Основные группы естественных врагов вредителей растений:
позвоночные, членистоногие, нематоды, простейшие грибы, бактерии, вирусы. Использование биологически активных веществ в защите растений.
С е м и н а р «Биологический метод. Сущность биологического метода борьбы с вредителями».


Лабораторная работа «Спасем наши растения от вредителей!». Уничтожение тлей с комнатньгх растений.
.

Заключительное занятие.

Защита учебных проектов.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


14
п/п

Наименование
тем курса

Всего
часов

Лекции

Лабораторные рабо- ты

Семи- нары

Форма
контроля




1

2

3

4

5

6

7




1

Внешнее и внутреннее строение насекомых

2

1

1




Входной контроль (тест)

2

Вредители сельскохозяйственных культур и диких растений

3

1

1

1

Составле-ние
коллекции
поврежде-ний

З

Насекомые — переносчики болезней челове- ка и животных

2

1




1

Тест

4

Синантропные насекомые, их приспособление к условиям жизни, вред, приносимый человеку

2

1

1




Отчет по лаборатор-ной
работе

5

Методы борьбы с насекомыми-вредителями

4

1

1

2

Подготовка
учебного
проекта

б

Экскурсии

2













7

Заключительное занятие

2










Защита
проектов

ЛИТЕРАТУРА


(для учителя)

  1. Бондаренко, И. В. Биологический метод борьбы с вредителями и болезнями растений. Знание. Сер. <Биология». М.: Знание, 1981. 2. Биологический энциклопедический словарь. Ел. ред. Гиляров М. С. М.: Советская энциклопедия, 1989.
    З. Зайцев, Е. Ю.. Скворцов, П. М. Школьный практикум. Биология. Животные. — М.: Дрофа, 2000.
    4. Каравянский, Н. С., Мазур, О. П. Вредители и болезни кормовых культур. Алъбом - справочник. — М.: Россельхозиздат, 1975.
    5.
    Корчагин, В. Н. Защита растений от вредителей и болезней на садово-огородном участке. — М.: Агропромиздат, 1987.
    6. Мамаев, Б. М., Бордукова, Е. И. Энтомология для учителя. — Просвещение, 1985.
    7. Райков, Б. Е., Римский-Корсаков, М. Н. Зоологические экскурсии. М.: Топикал, 1994.


ЛИТЕРАТУРА
(для учащихся)
1. Дмитриев Ю. Соседи по планете. — М.: детская литература, 1977.
2. Дмитриев, Ю. Невидимый фронт. М.: Знание, 1966.
З. Жизнь животных. Том З.
4. Козлов, М. А. Живые организмы спутники человека. М.: Просвещение, 1976.
5. Новиков, 10. В. Экология, окружающая среда и человек: учеб. пособие для вузов, средних школ и колледжей. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
6. Ричард Хедстром. Приключения с насекомыми. — М.: Мир, 1967.
7. Шумков. Е. М., Брянцева И. Б. Вредные и полезные насекомые. — Ленинград: Колос, 1968.
8. Шевырев, И. Я. Загадка короедов. — М.: Лесная промышленность

Министерство образования РС(Я) МУ «Управление образования Намского улуса» МОУ «Модутская средняя общеобразовательная агротехнологического профиля»

Утверждено: Согласовано: ___________ ____________ Директор школы Заведующая МНИЦ Гуляев В.И. Никитина М.М.

Элективный курс по биологии 8 класса



«Комнатные растения»

Составила Попова Е.И. учитель биологии

2008 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса «Подари мне цветок» предназначена для формирования практико - ориентированных умений и навыков учащихся по вегетативному размножению комнатных растений. Она включает в себя знания по биологии и экологии. Программа курса обучения составлена из расчета 18 учебных занятий (1 учебный час в неделю).


Комнатные растения широко используются как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений практически во всех темах ботаники, общей биологии, при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека. Как правило большинство опытов с комнатными растениями требуют длительного времени, на уроке обычно опыт закладывается и демонстрируются его результаты, а наблюдения за ходом опыта учащиеся проводят во внеурочное время.
Внеурочная работа по данной программе предлагает задания для проведения как в школе, так и дома.
Программа позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя биологические знания учащихся. Дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельной работе.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключаются в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность.
Программа формирует также сознательное отношение к труду, эстетический вкус.


Цели:
1) создать условия для приобретения навыков самостоятельно.. го наблюдения и ухода за комнатными растениями;
2) сформировать интерес к цветоводству;
3) поддержать интерес к отдельным группам растений путем расширения знаний, сбора коллекций растений; создать условия для общения с теми, кто разделяет увлечение цветоводством
Задачи:
1) сформировать у учащихся приемы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов и наблюдений за комнатными растениями, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований
2) обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков ухода за растениями. Это может оказаться полезным в повседневной жизни, а возможно, и в будущей профессии цветовода или работе в тепличном хозяйстве.
Курс призван удовлетворить потребности в приобретении новых знаний и способностей, их получении путем самообразования. Знания, полученные учащимися, имеют практическое значение для оформления кабинета, классных комнат, библиотеки.


Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
1) самостоятельно проводить лабораторные опыты;
2) ухаживать за комнатными растениями;
3) проводить прививку, черенкование, окулировку растений; знать правила агротехники комнатных растений.
Способы проверки ожидаемого результата:
— защита индивидуальных проектов;
— отчеты о проведении опытов и наблюдений; составление коллекций растений.
Формы подведения итогов:
— организация выставки растений;
— проведение открытых мероприятий, викторин, участие в олимпиадах.
— групповые занятия, практическое выполнение опьютов, лабораторных работ, проведение экскурсий и массовых мероприятий в школе, консультации.

СОДЕРЖАНИЕ



Т е м а 1. Вегетативное размиожение (2 часа)

Вегетативное размножение, его сущность и биологическое значение.

Практическая работа 1 . «Подготовка почвосмесей для выращивания рассады».
Т е м а 11. Размножение растений стеблевыми черенками (5 часов)
Стебель как составная часть побега и его функции.
Практическая работа 2.«Прививки».
Практическая работа 3. «Черенкование комнатных растений».
Практическая работа 4. «Черенкование традесканции». Практическая работа 5. «Размножение отводками».
Тем а III. Лист (2 часа)
Особенности внешнего строения листа. Практическая работа б. «Размножение клубнями глоксинии> :..
Практическая работа 7. «Прививка глазками на клубнях картофеля».
Т е м а IУ. Вредители и болезни комнатных растений (1 час)

Экскурсии (2 часа)
Э кс курс и я в городскую оранжерею.
Экскурсия на городскую станцию юннатов.

Тематическое планирование






Наименование
тем курса

Всего
часов

В том числе




Теория

Практи-ка

Экскур-сия

























2

3

4

5







1

Вегетативное размножение

2

1__—

1







2

Размножение растений стеблевыми черенками

5

1

4







З

Лист

2

1

1







4

Подземные побеги

3

1

2







5

Вредители и болезни комнатных растений

1

1




2




6

Экскурсии

2







2







Итого

15

5

8

2

























ЛИТЕРАТУРА



  1. Жизнь растений / под ред. Федорова А. А. М.: Просвещение, 1998.
    2. Клинковская, Н. И., Пасечник, В. В. Комнатные растения в школе. М.: Просвещение, 1986.
    З. Кузнецова, В. И. Уроки биологии. 6-7 класс. М.: Просвещение, 199 1.
    4. Дорохина, Л. Н., Нехлюдова, А. С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии. — М.: Просвещение, 1990.
    5. Бинас, А. В., Маш, Р. Д, Никищов, А. И. и др. Биологический эксперимент в школе. — М.: Просвещение, 1990.
    б. Розенштейн. А. М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. М.: Просвещение, 1995.
    7. Батурицкая, Н. В., Фенчук, Т. Д. Удивительные опыты с растениями. — Минск: Народная асвета, 1991.